Актеры театра на таганке

Театр на Таганке

Московский театр на Таганке

Здание театра, 2011 год
Прежние названия Московский театр драмы и комедии
Тип театра драматический
Основан 1946 год
Жанры драма, комедия, трагедия, трагикомедия
Здание театра
Местоположение Россия Россия, Москва
Адрес ул. Земляной Вал, 76/21
Телефон +7 (495) 915-12-17 (кассы)
Метро Таганская
55°44′37″ с. ш. 37°39′14″ в. д.HGЯOL
Архитектор Густав Гельрих
Открыто 1911 год
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771410657140006 (ЕГРОКН)
Руководство
Ведомство Департамент культуры города Москвы
Директор Ирина Апексимова
Сайт Официальный сайт
Московский театр на Таганке на Викискладе

Теа́тр на Тага́нке (Моско́вский теа́тр на Тага́нке, «Тага́нка») — драматический театр на улице Земляной Вал в Москве. Был основан в 1946 году и преобразован Николаем Дупаком и Юрием Любимовым в 1964-м, с тех пор за ним закрепилось неофициальное название «Театр на Таганке». Директором учреждения является Ирина Апексимова, которая отказалась нанимать художественного режиссёра. В репертуар театра входят как постановки прошлых лет, так и работы современных приглашённых режиссёров.

История

Предыстория

В 1870-х годах на Земляном Валу объединили в одно здание несколько построек XVIII века. В 1911-м к нему достроили кинотеатр немого кино «Вулкан» по проекту архитектора Густава Гельриха. До 1946 года помещения занимали филиал Малого театра и Театр Сафонова.

Возникновение театра

В 1946 году был образован Московский театр драмы и комедии, который разместился в здании бывшего кинотеатра «Вулкан». Первоначально в труппе состояли воспитанники московских театральных студий, в том числе Готлиб Ронинсон, и актёры периферийных театров. Первым спектаклем стал «Народ бессмертен» по роману Василия Гроссмана, поставленный под руководством режиссёра Александра Плотникова. Театр не пользовался популярностью у зрителей и имел низкие рейтинги. В октябре 1963 года новым директором стал ведущий актёр Театра имени Станиславского и секретарь парткома Николай Дупак.

В 1963 году студенты третьего курса Щукинского училища под руководством актёра и педагога Театра имени Вахтангова Юрия Любимова в качестве дипломной работы представили спектакль «Добрый человек из Сезуана» по мотивам пьесы Бертольта Брехта. Постановка отличалась от направлений тех лет: критики отмечали в ней яркую театральность, принципиальное отсутствие «четвёртой стены», множественность сценических приёмов. Спектакль стал дебютом на профессиональной сцене для Зинаиды Славиной, Аллы Демидовой, Бориса Хмельницкого, Анатолия Васильева. После того, как в январе 1964 года Александр Плотников перешёл на должность главного режиссёра Всесоюзного радио Гостелерадио СССР, Николай Дупак пригласил Юрия Любимова в театр и назначил его главным режиссёром. Вместе с ним пришли и его ученики. Вскоре был проведён дополнительный набор в труппу. К коллективу присоединились Валерий Золотухин, Инна Ульянова, Николай Губенко, Владимир Высоцкий, актёр и режиссёр Рамзес Джабраилов. Состав постоянно пополнялся выпускниками театральных училищ, в основном Щукинского. Из вахтанговской школы в конце 1960-х годов в театр пришли Леонид Филатов, Феликс Антипов, Иван Бортник, Виталий Шаповалов и другие. Николай Дупак придумал и утвердил эмблему театра — красный квадрат с черными словами по периметру. В честь открытия обновлённого Московского театра драмы и комедии 23 апреля 1964 года вновь показали спектакль «Добрый человек из Сезуана», для постановки которого Юрий Любимов сформировал труппу из актёров, близких ему по эстетическим принципам. Вскоре за театром закрепилось народное название “Таганка” из-за его местоположения.

В этом драматурге нас привлекает абсолютная ясность мировоззрения. Мне ясно, что он любит, что ненавидит, и я горячо разделяю его отношение к жизни. И к театру, то есть меня увлекает эстетика Брехта. Есть театр Шекспира, театр Мольера, есть и театр Брехта… Юрий Любимов

В спектаклях все участники сохраняли единство эстетики. Режиссёр повесил в фойе театра портреты Бертольта Брехта, Евгения Вахтангова и Всеволода Мейерхольда. Позже по настоянию райкома партии добавил портрет Константина Станиславского. При этом родство «Таганки» с Театром Станиславского для специалистов так и осталось сомнительным. Однако влияние Мейерхольда, Вахтангова и Брехта узнавались в спектаклях «классической» «Таганки», существовавшей до 1981 года.

Становление и развитие

…Рутинное название спорит с самой сутью принципиальных творческих установок нашего театра. Начиная от первой постановки после реорганизации («Добрый человек из Сезуана») и кончая самой недавней («Десять дней, которые потрясли мир»), наш коллектив заявил о себе как о театре, воскрешающем старые вахтанговские традиции — народного, уличного, площадного зрелища. Мы не ставим и пока не собираемся ставить ни «драм» ни «комедий» в традиционном смысле этого слова. Мы стремимся к форме массового многопланового и многожанрового представления, и не случайно критика, тепло встретившая наши премьеры последнего года, избегает употреблять в рецензиях серое название, унаследованное нами, а чаще всего называет его просто «Театром на Таганке». Мы просим узаконить за нами именно это наименование. Оно не только дает точный адрес театра, но именем старой московской площади, помнящей старинных петрушечников и праздничные балаганы, — говорит и о том лице, какое мы стремимся придать своему театру. «Театр на Таганке» — именно так хотели бы мы называться… — Из письма 1965 года коллектива театра Начальнику Управления культуры исполкома Моссовета тов. Родионову

Под руководством Николая Дупака и Юрия Любимова театр приобрёл репутацию самого авангардного театра страны. Как ранний «Современник», он обходился без занавеса и почти не использовал декорации, заменяя их новаторскими и оригинальными сценическими конструкциями. В спектаклях активно применялись пантомима, теневой театр, по-брехтовски использовалась музыка. Среди спектаклей в первые годы преобладали поэтические представления «Товарищ, верь…» по Александру Пушкину, «Послушайте!» по Владимиру Маяковскому, «Антимиры» по Андрею Вознесенскому и другие. Позже им на смену пришли многочисленные инсценировки прозаических произведений: «Мать» Максима Горького, «Что делать?» Николая Чернышевского, «…А зори здесь тихие» Бориса Васильева, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Дом на набережной» Юрия Трифонова. Театру требовалось новое название, предложили “Театр на Таганке”, так как он находился на площади. Коллективное письмо в Управление культуры с просьбой утвердить это название было направлено 27 ноября 1965 года, её отклонили, но название уже закрепилось у столичных театралов. Повторно труппа обратилась в Управление культуры в 1972-м, однако снова официального переименования не произошло, театр назывался по-прежнему.

В 1970-х годах билет в Театр на Таганке стал знаком престижа для определенной публики, наравне с фирменной одеждой, автомобилями и кооперативной квартирой. В 1976-м на Международном театральном фестивале «БИТЕФ» в Югославии спектакль «Гамлет» был удостоен гран-при, а в 1980-м Юрий Любимов получил первую премию на II Международном театральном фестивале «Варшавские театральные встречи». В этом же году для театра было построено новое здание с современным техническим оснащением и проведены реставрационные работы в старом помещении.

Конфликты

Здания Театра на Таганке и Содружества актёров Таганки, 2011 год

Спектакли Юрия Любимова становились всё более острыми и откровенными, из-за чего постоянно находились под угрозой запрета, по этой причине режиссёр стал «официальным диссидентом». Однако его разногласия с министерством культуры не отражались на отношении к театру. Но вскоре ситуация ухудшилась: были запрещены спектакли «Владимир Высоцкий», «Борис Годунов» и репетиции «Театрального романа». В 1983-м Юрий Любимов во время заграничных гастролей дал критическое интервью о жизни в СССР и решил остаться за границей. Через год после этого он был уволен и лишён советского гражданства.

Главным режиссёром театра назначили Анатолия Эфроса. Он поставил спектакли «На дне» Максима Горького, вторую редакцию «Вишнёвого сада» Антона Чехова, «Мизантроп» Мольера и «У войны не женское лицо» по пьесе Светланы Алексиевич. Последний спектакль считается одной из лучших его работ:

Эфрос поставил очень честный и откровенный спектакль. В нём перед зрителями восьмидесятых предстали вечно живые женщины сороковых. «Вечерняя Москва»

Несмотря на сильные постановки, труппа отказывалась сотрудничать с режиссёром и последние спектакли были осуществлены через сопротивление актёров. Творческая индивидуальность Эфроса крайне отличалась от индивидуальности Любимова. Кроме того, в театре нарастал глубокий социально-нравственный конфликт «шестидесятников»: нарушался их главный принцип — единение, так как новый режиссёр не был близок по духу и настроению актёров. Юрий Любимов приход нового режиссёра расценил как штрейкбрехерство и нарушение корпоративной солидарности. Несколько артистов демонстративно покинули труппу, а оставшиеся объявили новому режиссёру бойкот.

После смерти Анатолия Эфроса в начале 1987 года его место по просьбе коллектива занял Николай Губенко. Два года он потратил на восстановление Юрию Любимову советского гражданства, после чего вернул ему должность режиссёра, а сам остался актёром. В театре возобновили ранее запрещённые спектакли, а также поставили новые. Юрий Любимов был вынужден совмещать работу в театре с постановками по ранее заключённым зарубежным контрактам. В работу театра также вмешались экономические и политические изменения в СССР.

В 1992 году Юрий Любимов решил подписать с мэром Москвы Гавриилом Поповым контракт, согласно которому становился директором Театра на Таганке с неограниченными полномочиями, а также получал здание театра в собственность. У Губенко с Любимовым возникли разногласия о будущем театра, в результате чего труппа разделилась. В 1993-м большая часть артистов под руководством Губенко образовала «Содружество актёров Таганки» и заняла новое здание театра, которое достроили в 1980-х годах. Артисты Любимова, среди которых Валерий Золотухин, Виталий Шаповалов, Борис Хмельницкий, Александр Трофимов, Алексей Граббе, Иван Бортник и другие, остались в старом здании.

В 1994 году Юрий Любимов принял в театр выпускников своего Щукинского курса, чем значительно омолодил труппу. В 1997-м он полностью отказался от зарубежных контрактов и поставил ряд спектаклей по классическим и современным произведениям. С этого же года, начиная с постановки «Братьев Карамазовых», режиссёр постоянно работал с композитором Владимиром Мартыновым. В 1999-м к 35-летию театра была представлена новая редакция спектакля «Добрый человек из Сезуана».

В 2001-м Юрий Любимов набрал курс актёров музыкального театра в РАТИ и уже в 2002 году первокурсники в полном составе участвовали в новой постановке «Фауст».

Современность

Мы хотим посмотреть, что будет, потому что если мы будем каждые три месяца в зависимости от требования трудового коллектива менять решения, ничего хорошего не выйдет. Взял на себя Валерий Золотухин ответственность за коллектив-будем спрашивать с него. Поэтому пока все проблемы, которые там возникают, — это проблемы не департамента, а того человека, который взял на себя ответственность. При этом коллектив у нас не несет ответственности за те решения, которые приняты под его давлением. Они говорят — поменяйте нам директора, поменяйте нам главного режиссёра, нам не нравится ситуация с Любимовым, нам не нравится теперь ситуация с Золотухиным. Никакую юридическую ответственность коллектив не несет, от этого и происходят все беды. — Евгения Шерменева, заместитель руководителя Департамента культуры

Фойе театра на Таганке, 2017 год

В 2010 году у режиссёра возник конфликт с труппой, связанный с нежеланием артистов переходить на предложенные им контрактные отношения. Разногласия привели к уходу основателя театра: Юрий Любимов подал в отставку в декабре того же года, поэтому в июле 2011-го по просьбе коллектива директором и художественным руководителем стал актёр Валерий Золотухин. Договор с ним был заключен 16 октября сроком на один год. Золотухин начал снимать из репертуара спектакли Любимова, его позицию поддержал Департамент культуры. В ноябре того же года Золотухин с Николаем Губенко договорились о беспрепятственном доступе театров к инженерно-техническим коммуникациям. Руководитель «Содружества актёров Таганки» отзывался, что после встречи «Таганская стена» рухнула.

В марте 2013 года Валерий Золотухин оставил пост по состоянию здоровья. Новым директором назначили Владимира Флейшера, который ранее возглавлял Центр имени Мейерхольда. Одновременно с этим Юрий Любимов объявил о намерении снять постановки,так как беспокоился, что его авторские спектакли ставятся без его участия. Руководство театра и Департамент культуры Москвы попросили о поиске компромисса. Несмотря на то что Любимов запретил играть поставленные им спектакли, они все равно остались в репертуаре театра. Среди публики существовал слух о том, что Любимов снял запрет, но информация не была подтверждена.

26 марта 2014 года сенатор от Курганской области Олег Пантелеев в выступлении в Совете Федерации обвинил Театр на Таганке в пропаганде аморального образа жизни и отсутствии патриотизма, например он заявил, что 15 марта в театре был проведен документальный фестиваль «Майдан», а среди зрителей присутствовали люди с символикой украинской организации «Правый сектор».

Настало время повлиять на ситуацию в нашем любимом театре, где выступали прославленные актёры, приостановить процесс развала и сохранить высокие традиции русского репертуарного театр. Олег Пантелеев

В ответ Владимир Флейшер представил расписание постановок: 15 и 16 марта проходил фестиваль документальных пьес о Театре на Таганке «Единица хранения». Правительство Москвы потребовало публичных извинений от Пантелеева.

В 2015 году директором театра стала Ирина Апексимова. Здание, которое имеет статус объекта исторического и культурного наследия, начали готовить к заявленному ремонту. К работам приступили после окончания 50-го сезона. С XIX века фундамент здания и несущие конструкции разрушились, перекрытия могли не выдержать нагрузки, а во время сильного дождя вода проникала в гримерные. В здании находится две сцены — основная и малая, их также отреставрировали. На время ремонта труппа базировалась в студии Анатолия Васильева в доме № 20 на Поварской улице. После обновления фойе зрительный зал и основная сцена приобрели вид любимовского театра 1960-х годов, когда среди артистов был Владимир Высоцкий. Новую сцену традиционно открыли первым спектаклем театра — «Добрый человек из Сезуана», а малую — спектаклем «Золотой дракон».

Ирина Апексимова продлила контракты с 18 актёрами театра. Она создала лабораторию «Открытая репетиция». В рамках проекта приглашённые режиссёры могут приходить с собственными пьесами, артисты распределяют роли и проводят несколько репетиций, после чего спектакль показывают зрителям. По результатам проведённой работы коллектив делает вывод о возможности дальнейшего сотрудничества с режиссёром. Благодаря лаборатории в репертуаре театра появились спектакли: «Золотой дракон» Леры Сурковой, «8 (Восемь)» Сергея Чехова, «Старший сын» Дениса Бокурадзе.

К 2016 году Апексимова сняла из репертуара 21 спектакль, из них девять — постановки Любимова. Она комментирует своё решение следующим образом: «Сняты девять названий, в числе которых “Братья Карамазовы”, “Живаго”, “Медея”, “Мед”. Это спектакли, которые были поставлены на актёров, которые уже ушли из жизни, — Феликс Антипов, Валерий Золотухин, или больны и играть не могут — Иван Бортник, Виталий Шаповалов, Дальвин Щербаков. К сожалению, эти спектакли уже невозможно восстановить. Но в репертуаре остались и идут такие любимовские спектакли, как “Добрый человек из Сезуана”, “Мастер и Маргарита”, “Горе от ума”, “Антигона”, “Онегин”, “Марат и маркиз де Сад”».

В 2018 году режиссёр Максим Диденко представил постановку «Беги, Алиса, беги» на стихи Владимира Высоцкого. В этом же году мюзикл Алексея Франдетти «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» получил три первые в истории театра «Золотые маски».

Персоналии

Руководство

Директора

  • Николай Дупак (1963—1977 и 1978—1990)
  • Юрий Любимов (1990—2011)
  • Валерий Золотухин (2011—2013)
  • Владимир Флейшер (2013—2015)
  • Ирина Апексимова (с марта 2015 года)
Художественные руководители

  • Александр Плотников (1946—1964)
  • Юрий Любимов (1964—1984)
  • Анатолий Эфрос (1984—1987)
  • Николай Губенко (1987—1989)
  • Юрий Любимов (1989—2011)
  • Валерий Золотухин (2011—2013)

С 2015 года по желанию Ирины Апексимовой в театре нет официального художественного руководителя.

Труппа

Народные артисты России

На 2018 год в труппу входит четыре народных артисты России: Иван Бортник, Любовь Селютина, Юрий Смирнов, Александр Трофимов.

Заслуженные артисты России АртистыЮрий Любимов, 2007 год Дмитрий Межевич, 2003 год

Ниже представлены артисты, которые работали в театре в разное время.

  • Мария Акименкова
  • Феликс Антипов
  • Марина Антонова
  • Юрий Ардашев
  • Тимур Бадалбейли
  • Александра Басова
  • Иван Бортник
  • Анатолий Борцкевич
  • Анна Букатина
  • Екатерина Варкова
  • Анатолий Васильев
  • Владимир Высоцкий
  • Дмитрий Высоцкий
  • Елизавета Высоцкая
  • Эрвин Гааз
  • Николай Губенко
  • Алла Демидова
  • Иван Дыховичный
  • Константин Желдин (1966—2000)
  • Анастасия Захарова
  • Валерий Золотухин
  • Иван Зосин
  • Александр Калягин
  • Виктор Карпеко
  • Игорь Кириллов (1955—1957)
  • Анастасия Колпикова
  • Мария Кольцова
  • Филипп Котов
  • Юлия Куварзина
  • Никита Кудрявцев
  • Александра Кузнецова
  • Ирина Линдт
  • Михаил Лукин
  • Никита Лучихин
  • Константин Любимов
  • Владислав Маленко
  • Елена Манышева
  • Александр Марголин
  • Лариса Маслова
  • Мария Матвеева
  • Раисса Мбумба
  • Дмитрий Межевич (1968—2011)
  • Андрей Меланьин
  • Дмитрий Муляр
  • Игорь Неведров
  • Андрей Негинский
  • Мария Нефедова
  • Полина Нечитайло
  • Игорь Пехович
  • Анна Попова
  • Александр Пороховщиков
  • Елена Посоюзных
  • Давила Пуани
  • Маргарита Радциг
  • Готлиб Ронинсон (1946—1991)
  • Юлия Россикова
  • Валентин Рыжий
  • Екатерина Рябушинская
  • Наталья Сайко (1970—1993)
  • Александр Силаев
  • Зинаида Славина (1964—1993)
  • Вениамин Смехов (1962—1985, 1987—1998, возвращался в 1998 и 2011 годах для участия в отдельных спектаклях)
  • Алла Смирдан
  • Андрей Смиреннов
  • Всеволод Соболев (1963—2011)
  • Светлана Сорокина-Субботина
  • Рената Сотириади
  • Роман Стабуров
  • Юлия Стожарова
  • Дмитрий Сысаев
  • Галина Трифонова
  • Сергей Трифонов
  • Инна Ульянова (1964—1993, 1993—2005 — в труппе «Содружество актёров Таганки»)
  • Сергей Ушаков
  • Семён Фарада (1972—2000)
  • Леонид Филатов (1969—1993)
  • Александр Филиппенко (1969—1975)
  • Александр Фролов
  • Александр Фурсенко
  • Александр Фурсенко-младший
  • Анна Хлесткина
  • Борис Хмельницкий (1964—1982, возвращался в 1999—2002 годах для участия в отдельных спектаклях)
  • Сергей Цимбаленко
  • Марина Черкашина
  • Ольга Шатрова
  • Нина Шацкая (1964—1993)
  • Виталий Шаповалов
  • Ирина Шишкина
  • Ольга Юкечева
  • Леонид Ярмольник (1976—1984)

Художники и композиторы

Художники

  • Борис Бланк
  • Давид Боровский
  • Энар Стенберг
  • Эдуард Кочергин
  • Михаил Аникст
Композиторы

  • Дмитрий Шостакович
  • Альфред Шнитке
  • Эдисон Денисов
  • София Губайдулина
  • Николай Сидельников

Репертуар

Архивные спектакли

  • 1946 — «Народ бессмертен» по роману Василия Гроссмана, режиссёр Александр Плотников
  • 1946 — «Каширская старина»
  • 1947 — «Как закалялась сталь»
  • 1947 — «Гусев, жена и дети»
  • 1947 — «Младшая сестра»
  • 1948 — «Судья»
  • 1948 — «За Атлантикой»
  • 1948 — «Дворянское гнездо» по роману Ивана Тургенева
  • 1949 — «Шутники»
  • 1950 — «Звезда Севильи»
  • 1951 — «Под золотым орлом»
  • 1953 — «Приваловские миллионы» по роману Дмитрия Мамина-Сибиряка
  • 1953 — «Сын рыбака» по роману Вилиса Лациса
  • 1953 — «Гаити»
  • 1956 — «Николай Иванович»
  • 1956 — «Оптимистическая трагедия»
  • 1957 — «Факир на час»
  • 1958 — «Призраки»
  • 1958 — «Мы тоже не ангелы» К. Фехера
  • 1960 — «Четверо под одной крышей»
  • 1960 — «Если ты человек»
  • 1961 — «Немой рыцарь»
  • 1962 — «Наказание без мщения»
  • 1963 — «Микрорайон» по роману «Карелина»
  • 1964 — «Добрый человек из Сезуана», режиссёр Юрий Любимов
  • 1964 — «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова, режиссёр Юрий Любимов
  • 1965 — «Антимиры» Андрея Вознесенского, режиссёр Пётр Фоменко
  • 1965 — «Десять дней, которые потрясли мир» по Джону Риду
  • 1965 — «Павшие и живые»
  • 1966 — «Жизнь Галилея»
  • 1967 — «Послушайте!» по Владимиру Маяковскому, режиссёр Юрий Любимов
  • 1967 — «Пугачёв» по Сергею Есенину
  • 1968 — «Живой»
  • 1968 — «Тартюф»
  • 1969 — «Мать» по Максиму Горькому, режиссёр Юрий Любимов
  • 1969 — «Час пик»
  • 1969 — «О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился»
  • 1970 — «Берегите ваши лица»
  • 1970 — «Что делать?» по Николаю Чернышевскому
  • 1971 — «А зори здесь тихие»
  • 1971 — «Гамлет» Уильяма Шекспира
  • 1972 — «Под кожей статуи Свободы»
  • 1973 — «Товарищ, верь…» по Александру Пушкину
  • 1973 — «Бенефис» по Александру Островскому
  • 1974 — «Деревянные кони»
  • 1975 — «Пристегните ремни!» Г. Бакланова и Юрия Любимова
  • 1976 — «Обмен» по Юрию Трифонову
  • 1977 — «Мастер и Маргарита» по Михаилу Булгакову
  • 1977 — «Перекрёсток» по Василю Быкову
  • 1978 — «Ревизская сказка» по Николаю Гоголю
  • 1979 — «Преступление и наказание» по Фёдору Достоевскому
  • 1979 — «Турандот, или Конгресс обелителей» Бертольта Брехта
  • 1980 — «Дом на набережной» по Юрию Трифонову
  • 1981 — «Три сестры» Антона Чехова
  • 1981 — «Владимир Высоцкий», поэтическое представление (запрещён; выпущен в 1988 году)
  • 1982 — «Борис Годунов» Александра Пушкина (запрещён; выпущен в 1988 году)
  • 1989 — «Пир во время чумы»
  • 1989 — «Дочь, отец и гитарист» Булата Окуджавы (пантомима с песнями)
  • 1990 — «Самоубийца» Николая Эрдмана
  • 1992 — «Электра» Софокла
  • 1993 — «Живаго» по Борису Пастернаку
  • 1995 — «Медея» Еврипида
  • 1996 — «Подросток» по Фёдору Достоевскому
  • 1997 — «Братья Карамазовы (Скотопригоньевск)» по Фёдору Достоевскому
  • 1998 — «Марат и Маркиз де Сад» Петера Вайса
  • 1998 — «Шарашка»
  • 2000 — «Евгений Онегин», роман в стихах по Александру Пушкину
  • 2000 — «Театральный роман», ироническое повествование вне жанра по мотивам романа Михаила Булгакова
  • 2000 — «Хроники», свободная композиция и постановка Юрия Любимова по Уильяму Шекспиру
  • 2001 — «Сократ/Оракул», мистерия К. Кедрова и Юрия Любимова. Премьера состоялась в Афинах, у Парфенона
  • 2002 — «Фауст», свободная композиция в музыкальных и пластических этюдах по Иоганну Гёте
  • 2004 — «До и после», бриколаж по стихам поэтов Серебряного века
  • 2004 — «Идите и остановите прогресс» (обэриуты), по произведениям Александра Введенского, Даниила Хармса, Николая Заболоцкого, Алексея Крученых, Николая Олейникова
  • 2005 — «Суф(ф)ле», свободная фантазия на тему произведений Фридриха Ницше, Франца Кафки, Самюэля Беккета, Джеймса Джойса
  • 2006 — «Антигона» Софокла
  • 2007 — «Горе от ума — Горе уму — Горе ума» по Александру Грибоедову
  • 2008 — «Замок» по Францу Кафке
  • 2009 — «Сказки» по произведениям Ганса Андерсена, Оскара Уайльда и Чарльза Диккенса
  • 2009 — «Арабески» по Николаю Гоголю
  • 2010 — «Мёд» по Тонино Гуэрре
  • 2011 — «Маска и Душа» по рассказам раннего Чехова, повести «Степь» и фрагментам поэмы Джорджа Байрона «Каин»

Постановки на 2018 год

  • «Добрый человек из Сезуана» Бертольта Брехта (1964)
  • «Послушайте!» по стихам Владимира Маяковского (1967 )
  • «Тартюф» Мольера
  • «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова
  • «Владимир Высоцкий»
  • «Живаго (доктор)» по роману Бориса Пастернака «Доктор Живаго»
  • «Медея» Еврипида — архивный спектакль
  • «Братья Карамазовы (Скотопригоньевск)» по роману Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы»
  • «Марат и маркиз де Сад» Петера Вайса — архивный спектакль
  • «Шарашка» (главы романа «В круге первом» Александра Солженицына). Режиссёр Юрий Любимов — архивный спектакль
  • «Театральный роман» Михаила Булгакова
  • «Евгений Онегин» Александра Пушкина
  • «Фауст» Иоганна фон Гёте
  • «До и после», по творчеству поэтов Серебряного века — архивный спектакль
  • «Идите и остановите прогресс (обэриуты)» — архивный спектакль
  • «Суф(ф)ле» по произведениям Фридриха Ницше, Франца Кафки, Сэмюэля Беккета, Джеймса Джойса — архивный спектакль
  • «Антигона» Софокла — архивный спектакль
  • «Горе от ума — Горе уму — Горе ума» по пьесе «Горе от ума» (2007)
  • «Замок» Франца Кафки — архивный спектакль
  • «Сказки» Ханса Андерсена, Оскара Уайльда, Чарльза Диккенса — архивный спектакль
  • «Арабески» по произведениям Николая Гоголя (2009) — архивный спектакль
  • «Мёд» Тонино Гуэрры — архивный спектакль
  • «Маска и Душа» по произведениям Антона Чехова — архивный спектакль
  • «Венецианские близнецы» Карло Гольдони, режиссёр Паоло Ланди
  • «Калека с Инишмана» Мартина МакДонаха, режиссёр Сергей Федотов
  • «Старший сын» Александра Вампилова, режиссёр Денис Бокурадзе

Примечания

  1. 1 2 3 4 Олег Иванов. Реставрация Театра на Таганке обойдется Москве в 160 миллионов. Утро (18 июля 2014). Проверено 19 ноября 2018.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 Театр на Таганке. Театральная афиша (2018). Проверено 19 ноября 2018.
  3. 1 2 3 История театра. Московский театр на Таганке (2018).
  4. 1 2 3 4 5 6 Таганка. Личное дело одного театра, 2007.
  5. 1 2 Московский театр драмы и комедии, 1961—1965.
  6. 1 2 3 4 5 6 7 Театр на Таганке. Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет (2013). Проверено 21 ноября 2018.
  7. 1 2 3 4 5 6 Театр на Таганке: история создания и разделения. РИА Новости (23 апреля 2009). Проверено 21 ноября 2018.
  8. 1 2 3 4 5 6 7 8 Екатерина Астафьева. Любимый театр Любимова: история театра на Таганке. Дилетант (27 октября 2015). Проверено 21 ноября 2018.
  9. 1 2 3 4 5 6 7 8 Таганка, 2004.
  10. 1 2 Труппа театра. Театр драмы и комедии на Таганке (официальный сайт) (2018). Проверено 21 ноября 2018.
  11. Театр, 1965.
  12. Предлагаемые обстоятельства, 1999, с. 92.
  13. Калмановский, 1984, с. 163, 166.
  14. Мальцева, 2002, с. 109.
  15. Предлагаемые обстоятельства, 1999, с. 88, 90.
  16. 1 2 3 4 Алёна Солнцева. Театр на Таганке: жизнь как борьба. РИА Новости (24 апреля 2014). Проверено 21 ноября 2018.
  17. Ася Иванова. 8 лучших спектаклей Анатолия Эфроса. Вечерняя Москва (2 июля 2013). Проверено 29 ноября 2018.
  18. Анатолий Васильевич Эфрос. Биографическая справка. РИА Новости (6 марта 2010). Проверено 29 ноября 2018.
  19. 1 2 Светлана Григошина. «Сказки» Юрия Любимова. Театру на Таганке 45 лет. РИА Новости (23 апреля 2009). Проверено 21 ноября 2018.
  20. 1 2 Новый конфликт назрел в Театре на Таганке — департамент культуры. РИА Новости (20 декабря 2011). Проверено 21 ноября 2018.
  21. 1 2 Московский театр драмы и комедии на Таганке. РИА Новости (23 апреля 2014). Проверено 21 ноября 2018.
  22. 1 2 Валерий Золотухин уходит с поста директора Театра на Таганке. Первый канал (5 марта 2013). Проверено 21 ноября 2018.
  23. Театры на Таганке помирились. lenta.ru (18 ноября 2011). Проверено 21 ноября 2018.
  24. Новый директор Театра на Таганке: никаких изменений не будет. Московские новости (5 марта 2013). Проверено 21 ноября 2018.
  25. Театр на Таганке надеется на компромисс с Любимовым. Kulturologia.ru (20 марта 2013). Проверено 21 ноября 2018.
  26. Виталий Гиззатуллин. Юрий Любимов и Театр на Таганке: 5 больших скандалов. Аргументы и факты (29 марта 2013). Проверено 29 ноября 2018.
  27. Таганка будет показывать спектакли Любимова, хотя запрета он не снимал. РИА Новости (30 сентября 2013). Проверено 29 ноября 2018.
  28. 1 2 3 Театр на Таганке обвинили в отсутствии патриотизма. Лента. ру (26 марта 2014). Проверено 21 ноября 2018.
  29. Жанна Ульянова. Мэрия Москвы — Пантелееву: извинитесь перед Театром на Таганке!. Slon.ru (28 марта 2014). Проверено 21 ноября 2018.
  30. Театр на Таганке отверг обвинения в пропаганде содомии. Взгляд (26 марта 2014). Проверено 21 ноября 2018.
  31. Марина Токарева. Любимов — лицом к стенке. Новая газета (23 августа 2017). Проверено 21 ноября 2018.
  32. Труппа театра на Таганке просит Кибовского пока не назначать худрука. РИА Новости (20 марта 2015). Проверено 21 ноября 2018.
  33. Наталья Тарасова, Дина Самохина, Сергей Ким. Основная сцена театра на Таганке открылась после ремонта. ТВЦ (1 февраля 2016). Проверено 21 ноября 2018.
  34. В театре на Таганке готовятся к переезду в студию Васильева. РИА Новости (19 августа 2015). Проверено 21 ноября 2018.
  35. Елена Михайловина. Малая сцена «Театра на Таганке» открывается после ремонта. The Village (10 декабря 2015). Проверено 29 ноября 2018.
  36. Апексимова: контракты продлят с 18 актёрами Театра на Таганке. РИА Новости (14 июля 2015). Проверено 21 ноября 2018.
  37. Театр на Таганке отказался от девяти спектаклей Юрия Любимова. Коммерсантъ (29 сентября 2016). Проверено 21 ноября 2018.
  38. Театр на Таганке получил «Золотую маску» за «Суини Тодда». Рен ТВ (15 апреля 2018). Проверено 21 ноября 2018.
  39. Ирина Апексимова стала директором Театра на Таганке. Интерфакс (4 марта 2015). Проверено 21 ноября 2018.
  40. Ирина Апексимова стала директором Театра на Таганке. Интерфакс (4 марта 2015). Проверено 21 ноября 2018.
  41. Юлия Гусарова. Ирина Апексимова: Я стала директором Театра на Таганке, взяв себя на «слабо». Сноб (17 марта 2017). Проверено 29 ноября 2018.
  42. Почётное звание присвоено указом президента России № 401 от 07 апреля 2005 года
  43. Почётное звание присвоено указом президента России № 539 от 30 мая 1997 года

Добавить комментарий

Закрыть меню