Банковский мост Санкт-Петербург

Банк и древние мифы

Банковский мост, соединивший Казанский и Спасский острова Северной столицы, был сооружен по проекту замечательного инженера Вильгельма фон Треттера.

Свое «денежное» имя мост получил в честь расположенного рядом финансового учреждения Петербурга — Ассигнационного банка. Этим соседством объясняется и внешний сказочно-мистический облик сооружения.

Чугунные «птицезвери» были выбраны для украшения моста не случайно и появились благодаря скульптору Павлу Петровичу Соколову.

Крылатые львы с древности олицетворяли единство силы и ума, были хранителями путей спасения, сокровищ и тайных знаний, а в христианские времена лев с крыльями стал символом Святого Марка. Но фигуры мифических животных являлись не только украшением переправы через канал, но и маскировкой несущих элементов конструкции моста – металлических цепей. Опорами для круглозвенных мощных цепей стали каркасы, заделанные в фундамент под пьедесталами и задекорированные скульптурами крылатых зверей. Изготовлением металлических деталей и монтажной сборкой конструкции занимался литейно-механический завод Чарльза Берда.

Банковский мост на канале Грибоедова открылся 24 июля 1826 года. Его длина составила более 25 м, ширина — 1,85 метра.

В день торжественного открытия вокруг могущественных грифонов почти трехметровой высоты собралось больше 9 тысяч жителей города, которые были в восторге от волшебных «зверушек», крылья которых покрыли тонким листовым золотом. Над львиными головами закрепили чугунные сферические фонари, каркасы и капители которых сияли червонным золотом. В тонком рисунке ажурной решетки ограждений моста чередовались изящные веера и причудливо изогнутые пальмовые листья.

В 1949 г. деревянный настил Банковского моста, который пришел в аварийное состояние, был демонтирован, а прогоны, крестовые связи, поперечины и покрытие капитально отремонтированы. И хотя старинная решетка ограждений в конце XIX века была утрачена, во время реставрационно-восстановительных работ 1952 г. под руководством архитектора Александра Ротача по исходным чертежам были изготовлены точные копии ограждений с оригинальным орнаментом. Над головами крылатых грифонов были восстановлены чугунные фонари-бра с круглыми абажурами.

В 1967 г. при очередной реставрации моста по проекту В.И. Покровской была восстановлена позолота декоративных деталей, маскирующих стыковочные узлы несущих цепей, фигурных элементов светильников, подвесок и розеток ограждений. Сусальная позолота вызвала замечательный эффект, сияя особенно ярко на темно-зеленых телах сказочных львов и черненых конструкциях других частей моста.

Банковский мостик в наши дни

В наши дни грифоны Банковского мостика, как и в давние времена, все так же стоят на страже. Но теперь они охраняют другие «сокровища нации» — таланты и «тайные знания» учащихся Государственного экономико-финансового Университета, который разместился в здании бывшего Ассигнационного банка. Ведь «ума палата дороже злата».

В ходе реставрационных работ 2017 г. великолепным крылатым зверям вернули исторический облик. Их тела приобрели цвет темной бронзы, покрытой старой патиной.

Мистических грифонов окутывает множество позолоченных декоративных элементов, утраченных за века, и внешний вид скульптур в полной мере соответствует уникальным эскизам Вильгельма фон Треттера. Отреставрировали подлинные кованые дуги, медные детали, старинный орнамент коронок в виде листьев аканфа.

Магия, свойственная мифическим «стражам», не потеряла своей силы — и сегодня удивительные «звероптицы» приносят удачу и везение. При очередной реставрации 2008 г. под статуями нашли клад, монеты и записки с пожеланиями, копившиеся почти два столетия. Существует старинное петербургское поверье, что для исполнения желания нужно дотянуться и погладить крыло того грифона, который стоит ближе к Казанскому собору, а для финансового благополучия – одарить зверя монеткой, положив ее у чугунной лапы.

Чтобы найти Банковский мостик, нужно от метро «Невский проспект» минут 5 пройтись вдоль канала Грибоедова мимо Казанского собора (около 5 минут).

Как добраться:

Банковский пешеходный мост через канал Грибоедова в Санкт-Петербурге. Подвесной цепной однопролетный мост через канал по проекту В. Л. Христиановича и Г. М. Треттера был построен в этом месте в 1825-1826 годах. В 1949 году была произведена капитальная реконструкция моста, а позже неоднократно проводились плановые реставрационные работы.

Фотографии Часы работы:
круглосуточно

Доступ:
свободный

Интересные факты:

Мост получил свое название по находящемуся прямо напротив него зданию Ассигнационного банка, в котором сейчас располагается Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов.

В Санкт-Петербурге всего три подобных цепных подвесных пешеходных моста (Банковский, Львиный и Почтамтский), характерная особенность Банковского — четыре угловые скульптуры грифонов (крылатых львов) работы П. П. Соколова, которые скрывают под собой мостовые крепежные цепи и упоры (квадранты). Орлиные крылья грифонов покрыты настоящим сусальным золотом, а львиные головы венчают изящные абажуры с лампами освещения.

Красота Банковского моста также подчеркивается ажурной решеткой оградки в виде вееров из пальмовых листьев. Причем, оригинальная ограда до наших дней не сохранилась, она была утрачена в конце XIX века. Нынешние перила — результат реставрации середины XX века, выполненной по старым чертежам.

Банковский мост неоднократно становился участником различных художественных образов — ему посвящали стихи, снимали в кинофильмах и телевизионных передачах. Возможно, это связано с волшебной мифологической силой, которой обладают древнегреческие грифоны.

Грифоны с Банковского моста — это популярный символ Санкт-Петербурга, а один из них частично изображен на логотипе кондитерской фабрики имени Крупской. Возле моста часто любят фотографироваться горожане и туристы, поскольку считается, что грифоны приносят удачу, однако, это совсем не защищает сами скульптуры от нередких актов вандализма.

Длина моста — 25,2 м, ширина — 1,9 м.

Банковский мост включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 29.
Банковский мост на карте: Как добраться: Соединение Казанского и Спасского островов между улицей Ломоносова и Банковским переулком.

Ближайшая станция метро — «Невский Проспект». Наземный транспорт — остановки «Казанская улица», «Улица Ломоносова».

Туристу на заметку:

Посещение Банковского моста будет интересно туристам, интересующимся архитектурой первой половины XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — набережной канала Грибоедова, Казанским собором, зданием Ассигнационного банка, Малым Гостиным двором.

Банковский мост
59°55′55″ с. ш. 30°19′29″ в. д.HGЯOL
Область применения пешеходный
Пересекает канал Грибоедова
Место расположения Центральный район Санкт-Петербурга
Конструкция
Тип конструкции висячий мост
Общая длина 20,1 (25,2) м
Ширина моста 1,85 м
Эксплуатация
Открытие 1826
Закрытие на реконструкцию 1949, 2015—2018
Банковский мост на Викискладе
Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 781710784870036 (ЕГРОКН)
объект № 7810694002 (БД Викигида)
Внешние видеофайлы
Грифоны Петербурга

Ба́нковский мост — пешеходный мост через канал Грибоедова в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяет Казанский и Спасский острова. Выдающийся памятник мостостроительной архитектуры первой четверти XIX века. Один из трёх сохранившихся пешеходных цепных мостов в Петербурге (наряду с Львиным и Почтамтским мостами).

История

Необходимость строительства моста была вызвана ростом населения в районе, прилегающем к Екатерининскому каналу.

Проект моста разработал инженер Василий Карлович Треттер и Василий Андреевич Христианович. Одновременно с Банковским составлялся проект второго цепного пешеходного моста через канал — Львиного. 18 февраля 1825 года оба проекта были утверждены, летом того же года началось строительство моста. Предполагалось завершить работы к октябрю того же года, но из-за задержки с изготовлением металлических частей моста сборка моста началась весной 1826 года. Для строительства опор моста была разобрана забутовка набережной (без разборки гранитной облицовки). Изготовление чугунных и металлических частей, а также сборку элементов на месте строительства производил завод Берда. 24 июля 1826 года мост был открыт для движения.

Особую известность мосту принесли угловые скульптуры крылатых львов (часто ошибочно именуемых грифонами) работы скульптора Павла Петровича Соколова. Мифические крылатые львы, изображения которых ранее встречались только в отделке мебели и архитектурных деталях, впервые были отлиты в огромных размерах и украсили улицу. Работа над созданием моделей с мая по сентябрь 1825 года, также скульптором были изготовлены алебастровые формы.

Скульптуру предполагалось чеканить из медных листов, но затем фигуры отлили из чугуна на Александровском чугунолитейном заводе, крылья вычеканены из листовой меди и покрыты сусальным золотом.

В ходе эксплуатации моста чугунные перила были заменены железными коваными весьма примитивного рисунка, фонари над головами львов были разбиты.

В 1949 году по инициативе Ленмостотреста и по проекту архитектора Александра Лукича Ротача и техника Г. Ф. Перлиной, Управлением по делам архитектуры было составлено архитектурно-планировочное задание на реставрацию моста с целью возвращения ему первоначального облика. В том же году было капитально отремонтировано деревянное полотно моста. В 1951—1952 годах были восстановлены круглые фонари на головах львов и металлическое ограждение. Решётки моста изготовили мастерские Высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной. В 1967 и 1988 годах восстановлена позолота львиных крыльев. В 1997 году были произведены ремонт скульптур и реставрация перильной решётки.

В 2009 году с крыльев только что отреставрированных львов соскоблили золото . В 2011 году на период ремонта аварийного участка набережной канала две скульптуры львов находились в защитных футлярах.

В сентябре 2015 года СПб ГУП Мостотрест начал работы по замене деревянного настила моста.

19 января 2017 года с Банковского моста увезли на реставрацию cкульптуры львов. Саму же переправу предполагается капитально отремонтировать. Работы планируется завершить в 2019 году.

Конструкция

Мост однопролётный висячий. Пролётное строение состоит из двух цепей, подвесок, и деревянного полотна. Роль пилонов выполняют декорированные скульптурой чугунные рамы (каркасы), прикреплённые анкерными болтами через кладку к деревянному ростверку, обжатому сверху и снизу массивными чугунными плитами, к которым прикреплены несущие цепи. Цепи состоят из металлических звеньев круглого сечения. Деревянное полотно моста состоит из прогонов, поперечин, крестовых связей и настила.

У входов на мост на чугунных пьедесталах установлены скульптуры крылатых львов. Крылья грифонов и некоторые детали моста покрыты позолотой. На головах скульптур закреплены светильники в виде усеченных шаров из молочного стекла с верхней литой орнаментальной крышкой из бронзового сплава.

Перильное ограждение художественного литья, представляет собой полукруглые секции с радиально расположенными стержнями, связанными фигурными вставками. Рисунок ограждения напоминает перила Демидова моста.

Ширина моста между перилами — 1,85 м, длина моста — 20,1 (25,2) м, расстояние между осями цепей — 2,24 м.

Добавить комментарий

Закрыть меню