Базилика санта Мария маджоре

Санта-Мария-Маджоре: история

Папская базилика Санта-Мария-Маджоре была образована в раннехристианскую эпоху. История ее сооружения за давностью лет преобразовалась в прекрасную легенду. Римскому епископу Либерию, небом был послан удивительный сон, в котором явилась ему Пресвятая дева и наказала построить храм на том месте, где на заре пойдет снег. С приходом нового дня папе римскому сообщили, что белоснежным одеялом был укрыт Эсквилинский холм (от латинскогго Mons Esquilinus) Рима. Таким образом, в 352 году нашей эры был положен первый камень базилики.

В 5-м столетии храм был ощутимо расширен и реконструирован по рапоряжению папы Сикста III. Как раз тогда базилика была посвящена Божьей матери. Проходили столетия, встававшие у власти епископы прибавляли Санта-Мария-Маджоре шика и живописности, завозили в храм новые реликвии. В 14-м столетии над трехнефной базиликой поднялась колокольня в высоту 75 м. Папа Григорий XI способствовал возведению колокольной башни вскоре по возвращения из Авиньона (Avignone). Один из 5-и колоколов звонит точно в 21.00 вечера, чтоб усилить веру возносящих молитвы.

Современный фасад здания – сочетание романского и барочного стилей. Завершающим важным элементом внешнего декора стала пристройка монументальной лоджии с портиком. Архитектор Фердинандо Фуга (Ferdinando Fuga) в течение 18-го века занимавшийся внутренним убранством храма, заключительным аккордом сделал облагораживание внешнего облика.

Интерьер

При всех произошедших переменах и перестройках, базилика Санта-Мария-Маджоре во многом сберегла свой аутентичный облик.

Наибольший интерес у посетителей вызывают элементы мозаики Санта-Мария-Маджоре, сохранившиеся до современности из 5-го столетия нашей эры. Основной неф церкви и триумфальная арка были декорированы мозаичными картинами еще при папе Сиксте III.

Красочные картины Ветхого завета выглядят торжественно на фоне роскошно отделанного алтаря храма.

Вход в базилику декорирован мозаичным полотном «Чудо со снегом», он отправляет посетителей к легендарному былому храма. В XIII веке на апсиде базилики была еще выложена мозаика, иллюстрирующая коронование Мадонны, матери Иисуса. Поразительная картина была исполнена приором ордена францисканцев Якопо Торрити (Jacopo Torriti) по заказу папы Николая IV.

Церковь Санта-Мария-Маджоре еще сберегла поразительные напольные орнаменты в стиле косматеско датированные XIII столетием.

Геометрические узоры пола перекликаются с замысловатым потолком работы Джулиано Сангалло (Giuliano Sangallo). На деревянные потолочные панели нанесено золото, добытым в Перу испанскими первооткрывателями.

Не имеющая цены реликвия базилики Санта-Мария-Маджоре – Святая колыбель, располагающаяся под главным алтарем. Коленопреклоненная статуя папы Пия IX – символ веры и уважения к древней святыне.

Драгоценная хрустальная урна, с росписью из серебра, прячет в себе элементы деревянных яслей, в которых в свое время лежал младенец Иисус.

Развивает тему Рождества одноименная статуя Арнольфо ди Камбио (Arnolfo di Cambio).

Капеллы

Завершают убранство храма множество капелл, посвященные кардинала и папам, а еще старинный баптистерий. Все 3-и капеллы потрясают своим убранством.

Сикстинская капелла (Cappella Sistina)

В 15-м столетии папа Сикст V наказал своему доверенному архитектору Доменико Фонтана (Domenico Fontana) сделать капеллу Самого Благословенного Таинства. В ней обязательно должны были иметь место сцены Рождества Христова. Увековечиванием триумфа Девы Марии, ее божественной миссии на стенах Сикстинской капеллы занялись 2-а художника: Цезарь Гуэрра (Cesare Guerra) и Джованни Неббиа (Giovanni Nebbia). Еще перед мастерами была заявлена задача увязать элементы мозаики Санта-Мария-Маджоре, находящейся на апсиде с росписью капеллы.

Немало усилий пришлось приложить скульпторам и художникам для воплощение цельного образа Сикстинской капеллы. Сикст V был изображен в камне, преклонившем колено пред колыбелью божьего сына. По центру капеллы находится алтарь, укращшенный 4-я золотыми ангелами. В этой капелле обрели свой покой папа Сикст V и Пий V. Невдалеке от входа в капеллу располагается скромная мраморная плита с памятной надписью о том, что в данном месте в 1680 году нашел вечный покой великий архитектор Джан Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini).

Капелла Боргезе (Cappella Borghese)

В начале 17-го века папа Павел V, в миру – Камилио Боргезе (Camilio Borghese), стал понтификом. Как раз благодаря ему появилась капелла Боргезе либо же Паолинская капелла (Pauline Cappella). Ее структура – зеркальное отображение Сикстинской, раполагающейся в противоположной стороне храма. Общие контуры помещения – латинский крест, над которым на массивных пилястрах высится купол.

Архитектор капеллы Боргезе – Фламинио Понцио (Flaminio Ponzio) имел внушительные средства рода на то, чтоб воплотить в жизнь грандиозное культурно-религиозное гениальное творение. Основное украшение капеллы – икона Маданна Солюс Попули Романи (лат. Madonna Salus Populi Romani). Декор капеллы выполнен из мрамора, бронзы, вычурных позолоченных карнизов. В центре всего данного неистовства роскоши – алтарь глубокого голубого цвета. Средь утонченного богатства и церковного великолепия покоятся гробницы Климента VIII и Павла V.

Капелла Сфорца (Cappella Sforza)

Капелла Сфорца отчасти теряется на фоне 2-х роскошнейших церковных усыпальниц. Но, бытует мнение, что архитектор Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta), воплотивший ее в жизнь для влиятельного итальянского рода, в своей работе отталкивался от эскизов самого Микеланджело (Michelangelo Buonarroti).

История

Папская базилика Санта-Мария-Маджоре была основана в раннехристианский период. История ее строительства за давностью времен превратилась в красивую легенду. Римскому епископу Либерию, приснился дивный сон, в котором явилась ему Пресвятая дева и повелела возвести храм на том месте, где наутро выпадет снег. С наступлением нового дня папу римского оповестили, что белоснежным одеялом был укутан Эсквилинский холм (лат. Mons Esquilinus) Рима. Так, в 352 году н.э. заложили первый камень базилики.

В V веке храм был значительным образом расширен и перестроен по велению папы Сикста III. Именно тогда базилика была посвящена Божьей матери. Шли века, приходящие к власти епископы добавляли Санта-Мария-Маджоре блеска и красоты, привозили в церковь новые реликвии. В XIV веке над трехнефной базиликой выросла колокольня высотой в 75 метров. Папа Григорий XI инициировал строительство колокольной башни вскоре после возвращения из Авиньона (Avignone). Один из пяти колоколов звонит ровно в 9 вечера, чтобы укрепить веру молящихся.

Современный фасад здания – это смесь романского и барочного стилей. Последним значительным элементом внешнего декора стала пристройка величественной лоджии с портиком. Архитектор Фердинандо Фуга (Ferdinando Fuga) на протяжении XVIII столетия занимавшийся внутренним убранством храма, в качестве завершающего аккорда взялся за усовершенствование внешнего облика.

При всех произошедших изменениях и реконструкциях, базилика Санта-Мария-Маджоре во многом сохранила свой аутентичный облик.

Особое внимание посетителей привлекают элементы мозаики Санта-Мария-Маджоре, дошедшие до современности из V века н.э. Главный неф церкви и триумфальная арка были инкрустированы мозаичными картинами еще при папе Сиксте III.

Яркие картины Ветхого завета смотрятся торжественно на фоне богато отделанного алтаря храма.

Вход в базилику украшен мозаичным полотном «Чудо со снегом», он отсылает посетителей к легендарному прошлому храма. В XIII столетии на апсиду базилики была также нанесена мозаика, иллюстрирующая коронование Мадонны, матери Иисуса. Впечатляющая картина была выполнена приором ордена францисканцев Якопо Торрити (Jacopo Torriti) по заказу папы Николая IV.

Церковь Санта-Мария-Маджоре также сохранила потрясающие напольные орнаменты в стиле косматеско датированные XIII веком.

Геометрические узоры пола перекликаются с вычурным потолком работы Джулиано Сангалло (Giuliano Sangallo). Деревянные потолочные панели покрыты золотом, добытым в Перу испанскими первооткрывателями.

Бесценная реликвия базилики – Святая колыбель, которая находится под главным алтарем. Коленопреклоненная статуя папы Пия IX символизирует веру и почтение древней святыне.

Драгоценная хрустальная урна, расписанная серебром, скрывает в себе фрагменты деревянных яслей, в которых некогда лежал младенец Иисус.

Продолжает тематику Рождества одноименная статуя Арнольфо ди Камбио (Arnolfo di Cambio).

Довершают убранство храма многочисленные капеллы, посвященные кардинала и папам, а также старинный баптистерий. Все три капеллы поражают своим убранством.

В XV веке папа Сикст V поручил своему доверенному архитектору Доменико Фонтана (Domenico Fontana) создать капеллу Самого Благословенного Таинства. В нее непременно должны были войти сцены Рождества Христова. Запечатлеть триумф Девы Марии, ее божественное предназначение на стенах Сикстинской капеллы взялись два художника: Цезарь Гуэрра (Cesare Guerra) и Джованни Неббиа (Giovanni Nebbia). Также перед мастерами была поставлена задача связать элементы мозаики Санта-Мария-Маджоре, выложенной на апсиде с росписью капеллы.

Много труда скульпторов и художников был положено на воплощение целостного образа Сикстинской капеллы. Сикст V был запечатлен в камне, преклонившем колено пред колыбелью божьего сына. По центру капеллы расположен алтарь, декорированный четырьмя золотыми ангелами. В данной капелле нашли свой покой папа Сикст V и Пий V. Неподалеку от входа в капеллу находится скромная мраморная плита с памятной надписью о том, что в этом месте в 1680 году обрел вечный покой великий архитектор Джан Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini).

В начале XVII столетия папа Павел V, в миру – Камилио Боргезе (Camilio Borghese), был избран понтификом. Именно благодаря нему возникла капелла Боргезе или же Паолинская капелла (Pauline Cappella). Ее структура – зеркальное отображение Сикстинской, находящейся в противоположной стороне храма. Общее очертание помещения – латинский крест, над которым на мощных пилястрах возвышается купол.

Архитектор капеллы Боргезе – Фламинио Понцио (Flaminio Ponzio) располагал значительными средствами рода для того, чтобы создать грандиозный культурно-религиозный шедевр. Главное украшение капеллы – икона Маданна Солюс Попули Романи (лат. Madonna Salus Populi Romani). Декор капеллы исполнен из мрамора, бронзы, вычурных позолоченных карнизов. В центре всего этого буйства роскоши – алтарь насыщенного голубого цвета. Среди изысканного богатства и церковной роскоши покоятся гробницы Климента VIII и Павла V.

Капелла Сфорца несколько меркнет на фоне двух богатейших церковных усыпальниц. Однако, существует мнение, что архитектор Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta), создавший ее для влиятельного итальянского рода, в своей работе опирался на эскизам самого Микеланджело (Michelangelo Buonarroti).

Прямо под Санта-Мария-Маджоре работает музей, рассказывающий посетителям, что собой представляет папский собор. Восемь комнат, вмещают в себя экспонаты так или иначе связанные с: историей базилики, таинством Рождества Христова, Девой Марией, и святыми, покровительствовавшими церкви. В стенах музея хранятся картины, скульптуры, драгоценные атрибуты папской власти, священные реликвии и другие ценности, придающие храму статус великого.

Режим работы музея: ежедневный, с 9:30 и до 18:30.

Церковь Санта-Мария-Маджоре расположена у одноименной площади. Перед главным фасадом здания возвышается монумент, посвященный Деве Марии, избавительницы от чумы. Примечательно, что статуя непорочной Девы была взята в Базилике Максенция и Константина, что находится на развалинах Римского Форума (лат. Forum Romanum). Чумной столб был установлен в Риме в 1614 году и стал образцом для аналогичных памятников по всей Европе.

Ежегодно 5 августа происходит празднование снежного чуда – тысячи белоснежных лепестков кружатся в здании храма, изображая пророческий снегопад. А вечером площадь Санта-Мария-Маджоре превращается в сцену для выступления итальянских артистов. Все действо завершается снегопадом. Тысячи постоянных прихожан и гостей столицы приходят полюбоваться на этот праздник.

Санта-Мария-Маджоре – место исключительное, поразительные шедевры искусства здесь гармонично переплетены с духовным миром. Оказаться под сводами древнейшей христианской базилики было вполне достаточно для молдавского композитора Петра Теодоровича (Петрэ Теодорович). Последним из его произведений стала песня «Римская полночь». Написанная в содружестве с автором Николаем Зиновьевым эта песня не раз покорила сердца слушателей.

Грустное, полное ностальгии произведение исполнял актер и певец Александр Михайлов, «Санта-Мария-Маджоре» в 1997 году полюбилась также и молодому болгарскому исполнителю Филиппу Киркорову.

  • Собор находится в Риме по адресу: Piazza di Santa Maria Maggiore, 42.
  • Добраться до храма можно пешком от железнодорожного вокзала Термини. Всего десять минут пешей прогулки по улице Via Cavour потребуется туристам, чтобы пройти от станции метро Termini (линия А или В) до базилики.
  • Режим работы: ежедневный, с 7:00 до 19:00. Исповедоваться можно на английском, испанском, немецком, польском и других языках.
  • Телефон: +39 06 698 86800
  • Описание на официальном сайте Ватикана: www.vatican.va/various/basiliche/sm_maggiore/index_en.html

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Добавить комментарий

Закрыть меню