Большой дворец Париж

Поиски зодчих

О дате проведения Всемирной выставке в Париже было известно заранее, и у города было время на подготовку. Но действовать пришлось решительно и быстро, ведь построить нечто монументальное и полностью готовое к работе – задача трудоемкая и непростая.

Большой Дворец в Париже

Прежде всего, в 1896 г. был объявлен конкурс архитекторов, способных предложить оригинальную идею, но при этом победителем мог стать только француз. Желающих принять участие в столь грандиозном событии нашлось много, и не удивительно, ведь это возможность оставить след своих деяний в истории.

Однако никто так и не смог предложить что-то настолько интересное, чтобы ему вручили безраздельные бразды правления. И все же внимания заслуживали идеи трех зодчих, вот им и было решено поручить совместный проект, за который они впоследствии получили Французскую премию в области архитектуры.

Парадную часть Гран Пале, смотрящую на авеню Уинстона Черчилля, доверили Анри Деглану. Средней зоной и Почетным салоном (Salon d’Honneur) занимался Альбер Луве. Над тыльной стороной (теперь там Дворец открытий – Palais de la Decouverte) работал Альбер Тома. Руководил же «тремя мушкетерами» Шарль Жиро, который одновременно курировал и строительство Пти Пале.

Строительство и реконструкции Большого дворца

Было всего 3 года, чтобы столь масштабный проект по возведению культурного и выставочного центра обрел жизнь. На стройке работало около 1,5 тыс. рабочих, а затем 40 умельцев оформляло Большой дворец в Париже, создавая фасадную скульптуру и цветастые фризы в виде мозаики, элементов керамики, больших полотен и орнаментов.

Большой Гран-Пале в Париже

Поскольку ни одна стройка не проходит гладко, не раз возникали проблемы. В процессе оказалось, что конструкция, сотканная из камня, мрамора, стали, щебня и стекла, слишком массивная, и чтобы избежать в дальнейшем проседания почвы, ее пришлось укрепить 3 400 дубовыми сваями.

Кроме того не обошлось и без недовольств со стороны рабочих, жалующихся на условия труда и сжатые сроки – дабы уложиться во временные рамки сдачи проекта, иногда приходилось работать сверхурочно без достойной компенсации. Все это приводило к забастовкам и стычкам, что тоже замедляло процесс.

Несмотря на все преграды, завершить строительство удалось вовремя, и уже к 15 апреля 1900 г. Большой дворец принимал первых посетителей. В 1925 г. тут проходит Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств. В последующие годы кто тут только не селился: парковка для автомобилей, студенческая харчевня, а созданное отделение полиции существует и поныне.

Здание приходилось несколько раз ремонтировать. В начале 40-х годов спад грунтовых вод Парижа послужил причиной для укрепления всей конструкции.

Читайте также: Музей Лувр в Париже, все что нужно знать туристу

В военный период в этих стенах функционировал госпиталь, а во время оккупации фашисты проводили тут собственные пропагандистские вернисажи. Затем здание стало штабом движения Сопротивления, а в 1944 г. в момент празднования освобождения столицы от оккупантов начался пожар, повредив крышу, частично уничтожив и деформировав металлические конструкции и колонны нефа.

После очередного ремонта продолжительное время залы Гран Пале были открыты для посещений, пока в 1993 г. при прохождении экспозиции «Дизайн – зеркало столетия» одно из потолочных элементов не потеряло заклепку. Стало ясно, что настал час снова заняться реконструкцией, и неф закрывают.

На его восстановление бюджет смогли выделить только в 2000 году, когда дворец получил статус памятника архитектуры, и государственная казна решила раскошелиться. Начатые работы длились до 2005 года, и за пятилетку заново укрепили фундамент, стеклянную крышу, металлический каркас, а также квадригу авторства Жоржа Ресипона.

Дворец Гран-Пале в Париже

Казалось, бы – «перышки почищены», и Grand Palais снова может несколько лет отдыхать от перестроечной деятельности. Но нет, после наведения марафета внутри решили «припудрить» и фасад, занявшись его реставрацией. К слову говоря, сегодня ситуация не изменилась, и городские власти все время что-то улучшают и переделывают.

Поскольку Большой дворец ежегодно принимает около 2 млн. посетителей и проходит примерно 40 различных церемоний, возникла необходимость в расширении территории и улучшении функциональной структуры сооружения. Теперь обновленная ротонда Александра III стала еще изысканней, и из нее открыт проход в ресторан «Мини-Пале», кинотеатр МК2 и в неф. Ротонда Королевы превратилась в роскошное фойе, где принимают важных гостей.

Преображенный юго-восточный пассаж площадью 700 кв. м, крытый уходящим ввысь на 11 м прозрачным потолком, открылся в 2011 г., и это чудное местечко для летних мероприятий никогда не пустует. Первой организованной тут выставкой была «История видеоигр», а годом позже открылся Почетный салон, где часто выступает труппа театра «Камеди Франсэз».

Сегодня площадь дворца – 72 тыс. кв. м с нефом в 13,5 кв. м, куда беспрепятственно проникает дневной свет сквозь прозрачный купол, равных которому нет во всей Европе. Цифра – 6 000 тонн стали, которой на него ушло (это больше, чем потребовалось на возведение Эйфелевой башни), поможет представить грандиозность кровли, а еще 200 тыс. тонн камней и 60 тонн изумрудной краски.

Поскольку работы по расширению и преобразованию пространства продолжаются, посетителей ждет еще немало удивительных экспозиций и постановок.

Строительство и реконструкции Малого дворца

Как уже упоминалось, Малый дворец обдумывался и создавался Шарлем Жиро одновременно с Большим в 1897 г., чтобы открыться к началу Всемирной выставки. Он изначально предназначался под выставочный павильон, где бы демонстрировались работы художников, скульпторов и людей прочих творческих направлений.

Малый Дворец в Париже

В 1902 г. тут открывается Музеем изящных искусств, а спустя год живописец Альберт Бенар начинает оформлять его фойе фресками. Через 8 лет 4 прекрасные картины украсили свод, наполненные идеями мистики, пластики, основных вопросов и их осмысления.

Как и Большой дворец, Малый имел стеклянный купол крыши, чтобы естественный свет легко проникал в здание. Эффект получился действительно волшебным, но оказалось, что избыток солнечных лучей негативно сказывается на экспонатах, и это привело к перепланировке кровли. Результат – внутри стало мрачно и неприветливо.

В таком виде сооружение простояло до начала XXI столетия, пока в 2005 году реставрация не преобразила его. Снаружи не видно никаких изменений, но внутри талантливые зодчие Жан-Поль Морель и Филипп Шекс сотворили настоящее чудо. В Пти Пале вновь вернулось солнце через просторный застекленный купол, а пол восхищает изумительной итальянской мозаикой.

Малый Дворец внутри (фото)

Ныне длина фасада – 150 м, под постоянные композиции отведено 5 000 кв. м, и 2 000 под периодически меняющиеся. У входа в галерею стражами стоят скульптурные композиции, а от застекленного портика разбегаются витые колонны.

Большую северную галерею украшают изображения, рассказывающие историю Парижа – битвы, революции; южную – картины современной столицы, а также 16 гипсовых бюстов именитых художников: Леско, Делакруа, Мансара и прочих.

Музеи Большого дворца

На фронтоне Гран Пале можно прочитать: «Здание посвящается Республикой славе французского искусства». Но что сразу бросается в глаза, это венчающие оба хода медные квадриги, придуманные Жоржем Ресипоном. Та, что обращена к Елисейским полям, называется «Бессмертие, обгоняющее время», а на Сену смотрит «Гармония, побеждающая раздор».

Музей Большого Дворца

Внутри посетители могут побывать в двух музеях. Отправившись в западное крыло, попадете в Музей изобретений и новаторских находок. В северной части здания удивительные экспонаты представляет Художественная галерея. Еще есть южное крыло, отданное под русскоязычный факультет Сорбонны, где помимо семинаров и лекций по искусствоведению организовываются разные выставки.

В залах радуют взор восхитительные скульптуры, редкие гравюры, фотографии, зарисовки, полотна знаменитых художников, причем как старой школы, так и современников. Сюда принимают только достойные работы, поэтому попасть на экспозицию в Большой дворец очень сложно.

Кроме этого в салоне представлены потрясающие в своей чистоте и красоте драгоценные камни и бесподобные украшения. Посетителям покажут эволюцию ювелирного искусства, начиная от великих монголов до махараджей, собранных в коллекции Аль Тани, составленной из предметов престижных учреждений и частных владений.

Читайте также: Версаль в Париже, часы работы, как добраться, фото

Насладившись блеском игривых самоцветов в обрамлении благородных металлов, отправляйтесь в Музей изобретений, где собраны сокровища совсем иного рода. В нем любопытно посмотреть на последние достижения французской науки, посетить планетарий и познакомиться с редкими артефактами Земли и вселенной. Экспозиции покажут, что точные науки могут быть интересными, а школьникам в увлекательной форме продемонстрируют на практике теорию, усвоенной ими на уроках.

Особое время начинается в декабре и январе, когда на площадке под стеклянным куполом заливают огромный каток, и желающие могут попасть на ночное представление, которое проходит три раза в неделю и длится до 2-х ночи.

Также тут постоянно устраиваются модные показы известных модельеров, книжные ярмарки, концерты и даже конные шоу.

>Панорама Большого Дворца

Музеи Малого дворца

Пти Пале тоже необычайно интересен, как собственной архитектурой, так и проходящими в нем вернисажами, а прекрасный сад во внутреннем дворике – изюминка дворца.

Музей Малого Дворца в Париже

Изначально после окончания Всемирной выставки его должны были разобрать, но он настолько лаконично вписался в пейзаж Елисейских полей, что разрушать столь привлекательное строение показалось неправильным, и его превратили в городскую галерею, а вернее – в Музей изящных искусств.

Ныне в хранилищах Petit Palais находится около 45 000 бесценных произведений, начиная от древности до ХХ столетия. Пуссен, Доре, Рубенс, Дюрера, Моне, Рембрант, Мане и Ренуар – мастера, чье присутствие в виде бессмертных творений обрадует ценителей и обывателей.

Удивительна и неповторима подборка артефактов, рожденных в Греции, Египте и Риме, охватывающая разные временные периоды. Тут представлены уникальные образцы античной эмали, гобеленов XVIII столетия, подлинных предметов мебели, раритетных изданий библиотеки и неподражаемых ювелирных украшений направления ар-нуво. Галереи украшают скульптурные ансамбли и полотна семейства Так, коллекция икон Роже Кабаля. Среди популярных имен встречаются и малоизвестные, представляющие собственные картины и фотографии на суд посетителей.

Малый Дворец внутри (фото)

Большинство предметов (20 000 экземпляров) некогда были переданы в музей из частного собрания антиквара Огюста Дютуи, среди которых только гравюр не менее 12 000. Остальное было собрано городом в разные годы.

Помимо художественных вернисажей Малый дворец в Париже часто проводит вечера, посвященные модным коллекциям одежды, организовывает лекции и концерты.

>Панорама Пети-Пале

Сервис Большого и Малого дворцов

Помимо экскурсии по выставочным залам гостей приглашают посетить магазины, где множество товаров, связанных с экспозициями: книги и альбомы с репродукциями, статуэтки и пресс-папье, подсвечники, украшения, сумки, штопоры, посуда и другие сувениры, с которыми экскурсия останется в памяти навсегда.

Чтобы познакомиться с хранящимися в библиотеке Малого дворца документами, надо подать предварительный запрос на допуск в читальный зал, после чего выдается временный пропуск. Еще можно записаться на участие в одном из проводимых семинаров или литературную экскурсию, а с их программой легко ознакомиться на официальном сайте.

Кафе Le Jardin Du Petit Palais

В центре Пти Пале находится прекрасное, уютно кафе «Le Jardin Du Petit Palais», где в тишине приятно посидеть подальше от суеты большого города. Изысканная обстановка располагает к отдыху – экзотические растения, колонны, а мозаичный рисунок присутствует даже на посуде. Стоимость блюда дня с десертом – 15,90 евро.

Открыто заведение ежедневно 10:00-17:00, в пятницу до 19:00. Понедельник – выходной.

В Grand Palais есть собственный ресторан, в котором предлагают дегустацию меда, собранного непосредственно на территории дворца. Открыт он в часы работы Пале.

Местоположение и как добраться до Большого и Малого дворцов

Прохаживаясь по дорогим бутикам на Елисейских полях, заглядывая в легендарные бары, любуясь достопримечательностями или прогуливаясь по мосту Александра III, сложно не заметить два великолепных здания, напоминающих шкатулки, где обычно хранят самые ценные сокровища.

Большой дворец в Париже и его постоянный сосед – Малый дворец, заняли почетное место к югу от Шанз-Элизе, разместившись между центральной улицей столицы и площадью Согласия, где гордо возвышается луксорский обелиск фараона Рамзеса II, подаренный городу египетским правителем Мехметом Али в 1831 г.

Добраться до Музея изящных искусств и Дворца открытий можно, взяв такси, и с комфортом доехать из любой точки города.

Если же предпочитаете сами прокладывать маршрут, предстоит прибегнуть к услугам городского транспорта.

Спустившись в метро Парижа, держите путь до станции Champs-Elysees – Clemenceau или Franklin D. Roosevelt.

Городская электричка RER тоже быстро и недорого довезет до остановок Invalides, но подойдет и Charles de Gaulle – Etoile.

Автобусы тут ходят точно по расписанию, а потому это также отличный вариант, а нужные вам маршруты: 93, 83 или 80, 73 или 72, 32, 42 и 28.

Смотрите подробную карту автобусных маршрутов

>Большой и Малый Дворец на карте

Во славу французского искусства

С 15 апреля по 12 ноября 1900 года в Париже проходила Всемирная выставка, которую посетило более 50 миллионов человек – количество, которое остается рекордным и сегодня. К ее открытию, приуроченному к встрече нового, XX века, решено было построить дворец. Планировалось, что он будет одной из площадок эпохального выставочного мероприятия.

Для воплощения проекта потребовалось «подвинуть» стоявший здесь Дворец индустрии, то есть разобрать его и освободить место. В 1897 году стартовало строительство этого объекта. И вот в 1900 году перед взором парижан и гостей города на Сене предстал он, Гран-Пале, потрясший своим внешним обликом всяческое воображение. На одном из его фронтонов можно увидеть помпезную надпись, что это здание Республика посвятила славе французского искусства.

Большой дворец стремительно завоевывал славу серьезного культурного центра. Здесь стали проводить практически все столичные официальные культурные мероприятия. Что касается самой Всемирной выставки, то благодаря ей Париж обзавелся еще несколькими достопримечательностями: Эйфелевой башней, вокзалом Орсе (ныне здесь музей), мостом Александра III.

Когда Большой дворец и другие объекты, специально построенные к той грандиозной выставке (мы их назвали выше), были сданы в эксплуатацию, многие скептики напророчили им недолгую судьбу. Но они стоят по сегодняшний день, находясь в ряду самых главных символов столицы Франции. В 1925 году Гран-Пале стал площадкой для еще одной Всемирной выставки – современных промышленных и декоративных искусств.

Архитектурные особенности Гран-Пале

Полное название объекта, принятое тогда: Большой Дворец Изящных Искусств. Входы в него с северо-востока и с юго-востока увенчаны двумя медными квадригами работы Жоржа Ресипона. В художественном образе каждой заключена своя аллегория. Первая – та, что со стороны Елисейских Полей – символизирует Бессмертие опережающие время. Другая, со стороны Сены, олицетворяют Гармонию, торжествующую над раздором. Привлекает внимание также крыша здания: она не совсем обычная, стеклянная. Ночью подсвечивается сотнями огней – невероятно красивое зрелище!

Архитектура Grand Palais обращает на себя внимание и контрастами – строгим 240-метровым фасадом и декорированными в стиле модерна конструкциями, которые, однако, гармонично сочетаются друг с другом. А рядом с Большим дворцом находится его «младший брат» – Малый дворец (фр. Petit Palais). Хотя по возрасту они ровесники: Пти-Пале также был возведен к Всемирной выставке начала прошлого века. Дворцы разделяет площадь Клемансо, названная в честь премьер-министра Франции времен Первой мировой войны Жорж Бенжамена Клемансо.

Большой дворец: день сегодняшний

Сегодня во дворце соседствуют два музея. В северном крыле разместилась Художественная галерея, а в западном – Музей открытий и изобретений. Последний появился в 1937 году, когда в Париже проходила очередная выставка мирового масштаба. Изначально его задумали как Музей науки, в противоположность Музею искусств и ремесел, имевшему техническую направленность. Примерно с 70-х годов прошлого века грани между ними стали постепенно стираться. Сейчас все свелось к тому, что парижские учащиеся могут видеть в его стенах практическое воплощение преподаваемых им в школе теоретических выкладок.

Художественная галерея собственной постоянной экспозицией не располагает. Однако ее территории – место проведения различных художественно-культурных мероприятий. Причем самого высокого уровня: например, здесь ежегодно проводит свои показы Модный дом Chanel (Шанель). Если спросить любого художника или скульптора из любой страны мира, он вам обязательно скажет, что выставлять тут свои работы – это значит достичь высокого уровня признания своего творчества.

Большой дворец (фр. Grand Palais):
Avenue Winston Churchill 75008, Париж
www.grandpalais.fr

Карта расположения:

← Мост Инвалидов в Париже – самый низкий мост столицы Франции

Пирамида Лувра
Эту размещенную на территории луврского дворца-музея созданную из стекла, алюминия и стали пирамиду, сооружение которой продолжалось на протяжении пяти лет, торжественно открыли в конце марта 1989 г. Имея почти 22-х метровую высоту и занимая площа…

Елисейские Поля
У французов (и не только) есть не очень честный, но эффектный и эффективный способ «пустить пыль в глаза» потенциальным партнёрам, покупателям, клиентам. Они арендуют за несколько сотен евро почтовый ящик — на Елисейских полях (Champs-Élysées). Эпи…

Остров Сите – старейшая часть Парижа
Отправляясь знакомиться с многочисленными достопримечательностями французской столицы, следует, в первую очередь, обратить свое внимание на исторический центр города, точнее, старейшую его часть – остров Сите (Île de la Cité). Именно здесь можно не…

Опера Гарнье (Гранд-Опера, фр. Opéra Garnier, Grand Opéra)
…Приглушён свет. В зале опадает шум. И за мгновение до занавеса, до вихря и экстаза танца, за мгновение до чьей-то новой любви сумрак в ложе № 5 сгущается и мрачнеет… Эрик снова пришёл. Он пришёл за Ней. Но время оказалось сильнее всех сил на свет…

Река Сена
Сена начинается в Париже. Не символически, а буквально. Ключ реки «размыкает» землю в еловом парижском лесу и устремляется в путь — из Парижа — в Париж — в Ла-Манш, в океан… За 290 километров от столицы Франции, на бургундском плато Лангр (Langres…

Добавить комментарий

Закрыть меню