Что посмотреть в шлиссельбурге

Староладожский канал

Шлюзы Староладожского канала

Староладожский канал тянется по берегу Ладожского озера от города Новая Ладога до Шлиссельбурга и соединяет реки Волхов и Неву. Длина канала 117 км.

Канал был построен Петром I в начале XVIII века, для соединения Волги и Балтийского моря. Ладожское озеро — очень неспокойное, с сильными ветрами, водный путь по нему был опасный, поэтому была построена альтернатива ему — Ладожский канал, позже переименованный в Петровский, и Староладожский.

Петровский мост через Староладожский канал

Строительство канала стало еще одним грандиозным гидротехническим сооружением Петровской эпохи, наряду с Петровским доком в Кронштадте. Был официально открыт в 1730 году Анной Иоановной. Являлся крупнейшим в Европе.

В настоящее время канал почти весь зарос и пересох, давно не используется в судоходстве. Рядом с ним в месте соединения канала и Невы установлен памятник Петру I — здесь было начато строительство канала в 1719 году.

Памятник императору был установлен в 1957 году, примечателен тем, что это первый памятник царю, установленный в России после 1917 года.

Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда»

Сайт: lenoblmus.ru Адрес: Кировский район, поселок Марьино.

В нескольких километрах от Шлиссельбурга напротив Ладожского моста через реку Неву находится музей «Прорыв блокады Ленинграда». Во время Великой Отечественной войны Шлиссельбург оказался в центре военных действий. Начало блокады Ленинграда отсчитывается с 8 сентября 1941 года — день взятия Шлиссельбурга немецкой группой «Север».

Экспозиция музея посвящена военной наступательной операции советских войск «Искра», проведенная с 12 по 30 января 1943 года. В ходе операции 18 января армии Ленинградского и Волховского фронтов в районе Шлиссельбурга соединились, блокада Ленинграда была прорвана. Теперь город был связан со страной коридором шириной 8-11 километров, что позволило обеспечить снабжение города.

За 17 дней была проложена Шлиссельбургская трасса — железнодорожная ветка длиной 33 километра Шлиссельбург-Поляны. По ней ежедневно несколько раз в сутки шли в Ленинград поезда с продовольствием. Первый поезд прибыл на Финский вокзал 7 февраля 1943 года, что кардинально изменило положение ленинградцев и военных частей, находящихся в окружение.

Диорама «Прорыв блокады Ленинграда»

Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда» открылся в мае 1985 года. Диораму создали ленинградские художники, многие из которых являлись непосредственными участниками описываемых событий.

Фрагмент диорамы «Прорыв блокады Ленинграда»

В 1990 году на базе диорамы был создан музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда». В настоящее время к нему относятся следующие объекты:

  • Танковая экспозиция перед диорамой;
  • Диорама «Прорыв блокады Ленинграда»;
  • Мемориальный комплекс «Невский пятачок»;
  • Мемориальный комплекс «Синявинские высоты».

Музей-диорама Прорыв блокады Ленинграда

18 января 2018 года был был открыт новый павильон музея, посвященный прорыву блокады Ленинграда. В нем разместились два зала: мультимедийный и с трехуровневой 3D-диорамой, отражающей эпизоды операции «Искра».

В новой диораме «Прорыв блокады Ленинграда» используются акустические приемы, отражающие звуки ночного боя (свист пуль, грохот снарядов, вой сирены).

Добавить комментарий

Закрыть меню