Дом музей Павла Кузнецова Саратов

Может ли музей стать креативным и коммуникативным центром по преобразованию городской среды? К тому же если это не столица, а Саратов. И местом преобразования выбрана не центральная улица, а так называемое городское дно – заросший овраг, куда стихийно сваливают мусор, а в старых покосившихся лачугах ухитряются жить люди. Городская интеллигенция, объединившись вокруг маленького музея, восемь лет назад решилась на сложный эксперимент.

Стояла золотая осень 2011-го, когда филолог Игорь Сорокин, один из авторов и руководитель проекта «Музейная долина», повел меня исследовать саратовскую «достопримечательность» – Глебучев овраг, или Глебовраг. Сам Игорь – бывший заведующий (с 1989 по 2007) домом-музеем Павла Кузнецова. Дом, где жил знаменитый художник, словно теремок стоит на склоне оврага. Если спуститься чуть ниже, то словно попадаешь в дурной сон. Зловонные стоки, свалка, а на самом дне – жилые дома, которые назвать жилыми довольно сложно. И проживают в них не только алкоголики и бомжи.

– Мы не то чтобы занялись благоустройством этой территории, – рассказывает Игорь Сорокин. – Хотя кто-то и говорил: вот, дом Павла Кузнецова взялся вычищать овраг. Это не так. Мы поставили более сложную задачу – работать со смыслами. Мы хотели вложить в головы горожан, что Глебучев овраг – это историческое место, вокруг которого развивался Саратов. Что раньше здесь протекала река, впадающая в Волгу, и у неё было имя (Тайбалык, а не Говёнка или Вонючка), и она, вместе с оврагом, заложена в структуру города. Что эта река существует и ныне – только она закрыта в трубе. И главное, что у места есть потенциал, и оно может быть прекрасно, а не ужасно!

Река действительно течёт – сквозь дыры в асфальтовой дорожке (то ли начинали делать набережную, то ли что) виден коллектор, по которому бурно, с шумом движется вода. Но можно ли дать ей вторую жизнь? Вообще как донести до горожан мысль, что территорию, на которой они живут, можно изменить?

Проект назвали «Музейной долиной», пытаясь выстроить вдоль Глебоврага своеобразную «экспозицию» параллельной истории. А история оказалась богатой… Первые поселения человека относятся тут к каменному веку. Следы жизнедеятельности последних нескольких веков весьма значительны – овраг был удобным местом для утилизации отходов во все времена. Вдоль русла реки селились ремесленники и бедняки. Сюда в конце VIII века свалили тела казнённых пугачёвцев. Здесь, у кладбищенского оврага, похоронен рядом с другими репрессированными академик Н.И.Вавилов. Здесь детство-юность знаменитых артистов Сергея Филиппова и Бориса Андреева. Про них рассказывают, в частности, такую историю: приехали они как-то в 70-е годы на гастроли в родной Саратов… и вдруг пропали! Их нигде не могли найти, разгорался скандал, спектакли срывались… Потом артисты нашлись – в Глебучевом овраге, у них там шла своя «гастроль»: они сидели за столами в окружении друзей, соседей и родственников, каких выявилось пол-Саратова и травили байки…

Место странное ещё и потому, что здесь выстроились в непосредственной близости мечети, православные храмы и синагога.
А в дом-музей Павла Кузнецова протоптало свою тропинку современное искусство.

Над всем этим наследием и принялись размышлять историки, географы, филологи, художники, собравшись под крышей дома Павла Кузнецова. Не сделать ли из мусорки музейную долину?

Первым делом снарядили комплексную научную полевую экспедицию – силами студентов-практикантов и молодых ученых. Целью исследования Глебоврага было выявить и зафиксировать фольклор, легенды, мифы и символы данной местности, а также объединить представителей различных научных дисциплин вокруг идеи социального преобразования городского пространства.
Собранный материал не только опубликовали в виде статей.
Для его визуализации призвали художников, которые с помощью актуальных практик современного искусства (акции, объекты, перформансы, арт-коммуникации) осмыслили и предъявили собранное миру: на почве городского оврага было создано 21 арт-событие!

К примеру, художник из Ижевска Анфим Ханыков попросил собрать металлолом по оврагу, что сделали волонтеры, а из собранного лома Анфим «сварил» семиметровый объект. Это был фонарь, который установили на коллекторе. Его нижнюю часть погрузили в «бетонное русло», и вращательный механизм с помощью динамо-машины преобразовывал силу течения грязного потока в чистый свет. Под фонарём поставили лавочку, сделанную из того же металлолома. Проект назвали «Нулевой километр», чтобы подчеркнуть, что это место может стать точкой отсчета будущей парковой зоны.

Или акция «В поисках высокой рыбы» – на футболках напечатали фотографии и тексты, посвященные «Музейной долине». А затем пошли на дно оврага и раздали футболки всем, кого там встретили. Не боясь, что большая часть аудитории – так называемые асоциальные типы. Но контакт завязался: люди рассказывали им свои истории, среди которых попадались и необычные. Например, тут живет опустившийся человек с двумя высшими образованиями, бывший чемпион Белоруссии по шахматам…

Таким образом, жители Глебучева оврага стали одной из целевых аудиторий проекта. Взаимоотношения музейщиков с ними не сразу были ласковыми. За год они прошли целую эволюцию: от нецензурных сопровождений первых акций (чужаков в овраге не любят) и даже угроз физической расправы, когда сборщики металлолома составили им конкуренцию. До неподдельного детского интереса и уважения родителей. Многие из них не знали о существовании музея в непосредственной близости, теперь же с удовольствием стали отсылать детей в «очаг культуры».

Заключительным этапом работы было создание путеводителя по Музейной долине. С историей и смыслами, с картами и картинками.
500 экземпляров разлетелись мгновенно, сейчас это издание уже раритет; к счастью, часть материалов доступна в интернете:

Кроме того, был создан новый музейный продукт – экскурсии для взрослых в ключе экстремального и научного туризма.

– Насколько эффективен был наш проект? Как можно измерить, посчитать то, что мы сделали? – размышляет Игорь Сорокин. – Я думаю, это покажет время. Мы довольно выразительно и ярко предъявили проблему, привлекли большое число партнеров – не только частных лиц, но и институций. В работе проекта приняло активнейшее участие больше 100 человек! К нам потянулись студенты, учёные и даже депутаты. В городе постепенно, но вырос интерес к актуальному искусству. К нам пришли экологи, заинтересовавшись возможностью создания на месте Глебучева оврага парковой зоны. Только городская власть, увы, осталась равнодушна… Надеюсь, пока. Думаю, что энергия музейщиков, художников, учёных была потрачена всё же не зря.

Команда, которая делала этот проект, не остановилась на достигнутом. Убедившись, что пространство города таит в себе несметные культурно-символические сокровища, они продолжили изучать это направление. У «Музейной долины» родилось продолжение – в виде проекта «Саратовское озеро», а затем и последующих проектов в области гуманитарной географии. Но это – тема для отдельной статьи.

Да, что касается самого дома-музея Павла Кузнецова! Этот уютный домик конца XIX века с маленьким садом является филиалом Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева. Идея создания мемориального музея Павла Кузнецова (1878-1968) в его родном доме (принадлежавшем прежде родителям живописца) возникла вскоре после смерти мастера. Тогда его родственники передали в дар Радищевскому музею 340 произведений П.В. Кузнецова и 110 произведений его жены Е.М. Бебутовой. Дом находился к тому времени в аварийном состоянии. Потребовалось 20 лет на бумажные волокиты и 12 на его восстановление.

Так выглядит дом сегодня
И всё же музейное новоселье состоялось – в январе 2001 года. Сейчас здесь в основном проходят временные выставки. Дело создания полноценного музейного комплекса (мемориальный музей – картинная галерея – сад) ещё впереди. Сотрудники постепенно обустраивают дом и делают его живым, наполненным духовной и творческой жизнью.

В музейном саду
Игорь Сорокин пишет:

«За полтора последних десятилетия у молодого музея сложились свои замечательные традиции: устраивать однодневные выставки под открытым небом, собираться в день рождения художника на самую короткую выставку в мире, всем вместе пить чай с яблочным вареньем и поддерживать самые необычные новаторские проекты художников! И – воплощать свои: сотрудники вместе с художниками, друзьями музея и просто хорошими людьми, которым нравится творческая атмосфера «кузнецовского дома», то восстанавливают из снега «матвеевского мальчика», то ставят юрту и варят варенье, то наполняют дом плюшевыми мишками и играют в старинную почту, то рисуют золой на снегу тени сада. И – отправляют по почте варенье, волшебною силой детского воображения превращают брошенный автомобиль в памятник лошади, а ржавый колесный корабль в разноцветный ковчег, пишут «открытые письма» и скрещивают сад со степью, ходят на Волгу, запускают воздушных змеев и открывают один за другим «старинные сундуки».

Есть у музея и колоссальная проблема: соседнее здание.
Оно изначально принадлежало семье Кузнецовых и давно предназначено стать картинной галереей Павла Кузнецова. Однако двенадцать семей, живущих в невыносимых условиях, ожидают милости от городских властей не первое десятилетие.
Парадная сторона
Задний двор дома
Для музея это опасное соседство: только за последние несколько лет в аварийном доме случилось три пожара и несколько потопов. Отселение-реконструкция-освоение этого двухэтажного кирпичного здания – основная задача ближайших лет.

Биографию Павла Кузнецова можно посмотреть .

А на этом сайте представлены основные картины живописца.

Проект «Музейная долина» – победитель конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» 2004 года.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Адрес дома-музея Павла Кузнецова:

г. Саратов, ул. Октябрьская, 56.

Проезд:

автобусы №№284, 284А, 284Б, 284К, 246, троллейбус №1 до остановки «Ул. Октябрьская».

Режим работы:

ежедневно с 10.00 до 16.30.

Выходные – понедельник и последняя пятница каждого месяца.

Телефон:

(8452) 23-75-96

pavelkuznetcov@radmuseumart.ru

Сайт Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева:

Страничка Дома-музея Павла Кузнецова:

http://www.radmuseumart.ru/pages/index.asp?id_pages=240&id_header=6

Стоимость билетов:

Полный – 50 рублей,

льготный – 30 (пенсионеры), 20 рублей (школьники, студенты),

экскурсия – 100 рублей.

Фотосъемка

30 рублей

В музее есть сувенирная лавка, спонтанный лекторий, сад

Читать на тему:

репортаж «САРАТОВ ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗРУШЕН. Инструкция по деградации и спасению отдельно взятого города». «Русский репортер», 21 декабря 2011.

Добавить комментарий

Закрыть меню