Домик няни Пушкина в михайловском

Фото и описание

Домик няни – одно из строений в имении А.С. Пушкина Михайловское. Он был восстановлен одним из первых в 20 веке. Это небольшое строение в виде крестьянской избы расположено слева от господского дома. Его стены и кровля обшиты тесом. Сам дом сложен из больших деревянных бревен. По традиции его называют «домик няни А.С. Пушкина». Такое название он получил, поскольку в одном из его помещений в летнюю пору жила няня поэта – Арина Родионовна. На самом деле в господском доме для нее была также выделена персональная комната. Несмотря на то, что она жила в этом домике только летом, за ним прочно закрепилось название «домика няни».

Сам дом был небольшим. Его длина была приблизительно 9 метров, а ширина – 7 метров. Эта маленькая избушка, обросшая кустами сирени, вмещала под одной крышей два одинаковых по размеру помещения. Сквозной коридор, который находился посередине двух помещений, выходил одним концом на «черное крыльцо», то есть на реку Сороть, а другим концом – на «красное крыльцо», то есть на усадьбу.

С одной стороны находилось помещение, которое служило баней. В ней были оборудованы голландская печь и котел для нагрева воды. Здесь Пушкин, как и его герой Онегин, принимал ледяные ванны. Позднее, после восстановления этого здания, устроители музея воссоздали здесь типичную обстановку крестьянской бани того времени.

С другой стороны располагалась комната – светлица. В ней было три маленьких квадратных окна. Обстановка в светлице – очень простая, соответствующая деревенской жизни того времени. В правом углу справа размещалась русская печь с заслонкой из металла. На печи – лежанка. К ней ведет деревянная приступка. Лежанку закрывает холщовый полог, вытканный крестьянами этой местности. Посередине комнаты стоит стол. Он покрыт скатертью также ручной работы. Рядом со столом стоят большие стулья и маленький диван. Возле печи с одной стороны располагается большой сундук из дерева. С другой стороны – маленький столик с самоваром для чаепитий. На столе также стоит посуда – фарфоровые блюдца и чашки тех времен, кружка из олова. Рядом с посудой находится емкость для хранения сахара и чая. Вдоль стен стоят широкие деревенские лавки. На одной лавке лежат несколько веретен с псковской росписью. Рядом стоит прялка. Напротив входа, рядом со стеной, находится комод. В нем есть шкатулка. Это единственная, дошедшая до нашего времени вещь, которая действительно принадлежала Арине Родионовне. В крышке шкатулки проделано отверстие для монет. Шкатулка предназначалась для хранения монет и служила ей, по всей видимости, в качестве копилки. Также в комнате есть и другая утварь. Например, подсвечники, светец для лучины и другие предметы обихода.

Здесь и жила летом няня Пушкина. Он любил приезжать с друзьями в Михайловское. Они, как и сам поэт, потом еще долго вспоминали радушный прием Арины Родионовны с незатейливыми деревенскими угощениями. Здесь, когда он уезжал, она сидела у окна с вязанием и грустно вглядывалась на дорогу.

Арина Родионовна умерла 31 июля 1828 года, успев повидаться со своим любимым воспитанником после долгого его отсутствия. Из всех семидесяти прожитых лет, большую часть своей жизни она провела как крепостная крестьянка. Она служила верой и правдой еще самому Абраму Петровичу Ганнибалу. В семью Пушкиных она попала в возрасте 39 лет. Арина Родионовна была няней, как для Александра Сергеевича, так и для его старшей сестры Ольги Сергеевны. У нее же на руках она и скончалась в Петербурге.

Образ няни и ее скромного жилища навсегда нашли свое отражение во многих известных произведениях Пушкина.

Музей «Домик няни А. С. Пушкина» в деревне Кобрино

Музей «Домик няни А. С. Пушкина» – это единственный музей в мире, посвященный крепостной женщине – крестьянке, няне великого поэта. Музей был открыт 3 июля 1974 году. Автор экспозиции – старший научный сотрудник Всесоюзного музея А. С. Пушкина – Нина Ивановна Грановская.

Жизнь Арины Родионовны неразрывно связано с именем великого поэта – Александра Сергеевича Пушкина. Крепостная женщина оказала огромное влияние на воспитание и творчество поэта. Имя ее известно во всем мире.

Изба, в которой находится музей, была выделена семье Арине Родионовне господами Ганнибалами-Пушкиными за ее хорошую службу в 1795 году. Здесь она жила с мужем и детьми (Егором, Надеждой, Марией и Стефаном).

Из поколения в поколения в этой избе жили родственники Арины Родионовны. В начале 1950-х годов домик выкупила Наталья Михайловна Ныркова, понимая его ценность, добилась, чтобы домик сделали музеем.

Изба уникальна, так как ей более 200 лет. С той поры сохранились стены, практически шесть венцов по всему периметру здания. А пол, потолок, крыша были заменены после двух реставраций. «Домик няни» реставрирован Ленинградской областной научн-реставрационной мастерской (архитектор В. В. Экк).

Бытовая, построенная на подлинных старинных материалах экспозиция, посвящена Арине Родионовне; представляет убранство крестьянской избы конца XVIII – начала XIX веков, времени, когда здесь жила няня великого поэта. Войдя в сени, люди попадают в сказочную атмосферу: с потолка свисают веники, засушенные цветы, лекарственные травы. Аромат растений создает неповторимый колорит избы. Внимание людей привлекают орудия труда, средства передвижения, старинный ларь. Переступая высокий порог, посетители попадают в горницу. 1\4 помещения занимает русская печь. В красном углу – икона «Знамение Божьей матери», стоит деревянный стол. Вдоль стен находятся скамейки. На матице висит колыбелька. На сундуке лежит первый русский утюг – скалка и рубель, у окна – прялки. На стене висит красный сарафан и белая кофта – праздничный наряд крепостной крестьянской женщины. А рядом сумочка – торба, по преданию, эта личная вещь Арины Родионовны.

Загадочная няня Пушкина…

Принято считать, что няня сыграла большую роль в становлении гениального поэта. Однако, в реальности все было не совсем так, как нам рассказывали в школьных учебниках литературы. Давайте вспомним 7 малоизвестных фактов об Арине Родионовне.

7 малоизвестных фактов об Арине Родионовне.

Мы не знаем, как выглядела Арина Родионовна

Портрет Арины Родионовны работы неизвестного художника.

Это может показаться удивительным, но о внешности Арины Родионовны не известно практически ничего. Широко известен портрет няни работы неизвестного художника, приведенный выше. Его можно встретить даже в школьных учебниках. Но реальной внешности няни он едва ли соответствует. По крайней мере, он противоречит единственному дошедшему до нас описанию Арины Родионовны, сделанному сестрой Пушкина, Ольгой. Та писала: «Старушка чрезвычайно почтенная — лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца…». Больше никаких слов про внешность няни в истории не осталось.

Горельеф Арины Родионовны.

Существует также известный горельеф Арины Родионовны, вырезанной из кости. Его история покрыта тайной — впервые о нем стало известно в 1911 году, когда он попал в руки Максима Горького, проживавшего в то время в Италии на острове Капри. Откуда именно горельеф взялся, так и не выяснилось. Сегодня этот портрет хранится в Центральном музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге.

Рисунок Пушкина, который может быть изображением Арины Родионовны в молодости и старости.

У Арины Родионовны не было фамилии

Фамилия Арины Родионовны — Яковлева, также является скорее предметом выдумки исследователей и биографов Пушкина. Настоящей фамилии у няни при жизни не было, а так как Арина Родионовна была крепостной женщиной, она в ней особо и не нуждалась. По имени отца ее иногда указывали как Родионову, хотя в доме Пушкиных няню звали именно Родионовной.

Позднее пушкиноведы окрестили ее Яковлевой — такую фамилию носил отец Арины Родионовны. Хотя более правильным в этом случае было бы назвать ее по фамилии мужа, то есть Матвеевой.

Кроме того, имя Арины Родионовны — также выдуманное. Ее настоящее, то есть данное при крещении имя, звучит как Ирина, или Иринья. Именно под ним она была записана в церковных справочниках, сообщающих о рождении и смерти. Ариной же няню прозвали уже в услужении у Пушкиных. Кстати говоря, сам поэт в своих письмах и произведениях на разу ее по имени не назвал, а писал исключительно «няня».

Арина Родионовна оказала влияние на воспитание не только Пушкина, но и всех российских детей

Особая близость между Пушкиным и Ариной Родионовной сложилась уже не в детстве поэта, а во время его двухгодичной ссылки в селе Михайловское в 1824-26 годах. В этой глуши няня жила вместе с Александром Сергеевичем и именно тогда Пушкин написал несколько своих трогательных, посвященных ей стихотворений.

Пушкин в Михайловском в изображении Николая Ге.

Они вместе коротали вечера, во время которых Арина Родионовна пела Пушкину народные песни и рассказывала сказки, что, по свидетельствам самого поэта, получалось у нее превосходно. Интересующемуся фольклором Пушкину оставалось лишь слушать и запоминать, чтобы потом составить основной корпус русских сказок, изложенных на современном литературном языке.

Почти все пушкинские сказки рождаются уже в 1830-31 годах, то есть спустя пять лет после уединения в Михайловском. Возможно, если бы не няня, мы бы не выросли на историях о царе Салтане или золотой рыбке, теперь знакомых каждому ребенку.

Арина Родионовна любила выпить

Об этом факте ее натуры принято умалчивать. Тем не менее, его правдивость не вызывает сомнений, так как находит сразу несколько различных подтверждений. Приведенное выше описание няни, сделанное Ольгой Пушкиной, заканчивается так: «…страстно любившая своего питомца, но с одним грешком — любила выпить». Об этом же писал друг Пушкина поэт Языков, с которым тот познакомился в ссылке: «…она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница».

Ну, и наконец, и само светило русской поэзии также сообщает нам именно об этом:

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

С этим фактом связан и другой, не самый приятный эпизод биографии няни. Ее муж, крестьянин Федор Матвеев, в 1801 году умер от пьянства. Возможно, сыграли в этом роль и наклонности жены.

Могила Арины Родионовны утеряна

Как уже упоминалось, Арина Родионовна всю свою жизнь была крепостной. И хотя семья Пушкиных предлагала ей вольную, та ее отклонила.

Умерла няня в 1828 году в Санкт-Петербурге. Александр Сергеевич на ее похороны не приехал — из знатных особ там присутствовал лишь его друг и муж сестры Ольги, Николай Павлищев. Исходя из социального статуса, хоронили Арину Родионовну скромно, а могила ее и вовсе осталась безымянной.

Вскоре она оказалась утеряна и точное место захоронения оставалось неизвестным вплоть до 1940 года. К этому времени было принято считать, что Арина Родионовна покоится на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге. Но благодаря проверке старых церковных книг выяснилось, что реальное место ее захоронения — это Смоленское кладбище. После этого у входа на него повесили мемориальную табличку в честь няни.

Мемориальная табличка на Смоленском кладбище.

У Пушкина был еще и нянь

Во времена Пушкина в господских семьях к мальчикам было принято прикреплять не только нянек, но и «дядек». У нашего поэта также был свой дядька — Никита Козлов. Парадокс в том, что он был предан своему хозяину едва ли меньше Арины Родионовны, прошел вместе с ним весь жизненный путь, но так и остался практически безвестным. Александр Сергеевич своего дядьку не упомянул ни в одном письме, не говоря уже про свои произведения.

А ведь именно он, Никита Козлов, вместе с Сергеем Тургеневым опускал гроб с телом поэта в могилу. До этого дядька Пушкина провел с ним все трудные дни жизни поэта, начиная с самого маленького возраста, и был ему беззаветно предан. Вот такая несправедливость.

Никита Козлов несет раненого на дуэли Пушкина.

Роль Арины Родионовны преувеличена

Представление о том, что няня сыграла значительную, если не ключевую роль в воспитании поэта начало складываться уже после его смерти. Причем, наиболее навязчивым образом в сталинские времена, когда вместе с культом личности правителя в общество внедрялись и другие мифологемы.

Арина Родионовна должна была сыграть в советском представлении о воспитании Пушкина роль связующего звена поэта с народом, вопреки аристократическому происхождению. Но сам поэт о каком-либо заметном влиянии Арины Родионовны на свое воспитание ни разу не упомянул.

Биограф Пушкина Александр Анненков был одним из первых, кто начал традицию преувеличения роли Арины Родионовны. Иногда он явно противоречил высказываниям самого поэта. К примеру, Анненков писал, что няне Пушкин «обязан исправлением недостатков своего первоначального французского воспитания».

Вот что поэт писал в одном из своих писем на самом деле: «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Получается, что Арина Родионовна исправляла в Михайловском недостатки своего же воспитания великого поэта в детстве. Сегодня уже трудно выяснить настоящую роль Арины Родионовны в становлении Пушкина. Но тот факт, что он ее по-настоящему любил и находил в общении с ней радость и утешение, сомнений вызвать не может. И именно за это мы можем благодарить Арину Родионовну.

Добавить комментарий

Закрыть меню