Достопримечательности в кронштадте

Содержание

Что посмотреть в Кронштадте за 1 день, какие сфотографировать достопримечательности и где они расположены? Недавно я заглянул сюда на денёк и теперь попробую рассказать и показать что же мне удалось увидеть.

Хочется отметить, что Кронштадт открыт для свободного посещения туристами лишь последние 20 лет. А до 1996 года сюда можно было попасть лишь по приглашению знакомых или родственников, либо в связи со служебной необходимостью по специальному пропуску.

Нет никакой гарантии того, что Кронштадт навсегда останется в своём нынешнем «открытом» статусе. Поэтому, кто не был здесь ни разу, рекомендую срочно посетить этот своеобразный город.

Первое мое знакомство с Кронштадтом состоялось в 1991 году. Тогда мы, курсанты военно-морского училища, прибыли сюда, чтобы погрузиться на корабль и уйти в море к берегам Северной Африки. Посмотреть сам Кронштадт не получилось, так как увольнений в город не предполагалось, и мы уже через пару дней отошли от стенки. Побродить по улочкам Кронштадта посчастливилось лишь осенью 1993 года, на свадьбе одноклассника. Тогда Кронштадт казался мне каким-то таинственным и необычным местом.

Как добраться до Кронштадта из Санкт-Петербурга

Кронштадт расположен на острове Котлин Невской губы и раньше добраться сюда можно было только морем на пароме, который отходил от Ломоносова. В наши дни старая добрая паромная переправа уже не работает, но в Кронштадт с лёгкостью можно добраться автомобильным транспортом по Кольцевой автодороге Санкт-Петербурга с двух направлений.

Я поехал с южной стороны. Уже у самого Кронштадта дорога проходит через тоннель.

Съезжаем с КАДА и практически сразу оказываемся в Кронштадте.

Как доехать до Кронштадта общественным транспортом? Очень просто и способов несколько. Вот только некоторые из них:

  • Автобус №101 от станции метро «Старая деревня» в Кронштадт отправляется с интервалом 10-25 минут.
  • Маршрутка К-405 от станции метро «Чёрная речка» каждые 10-20 минут.
  • Электричка от платформы «Старая деревня» до железнодорожной станции «Горская», где пересесть на маршрутку К-405.
  • Электричка от Балтийского вокзала до станции «Кронштадская Колония», где пересесть на автобус №175.

Для наглядности посмотрите маршрут до Кронштадта на карте.

Достопримечательности Кронштадта

В общем-то кронштадтские достопримечательности, при желании, можно осмотреть за день, если подолгу нигде не задерживаться. На всякий случай, отмечу их для вас на карте.

Интересные места на карте

Карта достопримечательностей (отмечены синими точками) Кронштадта интерактивная — можно двигать, зажав левую клавишу мышки, изменять масштаб.

Итак, начнём по порядку. Приехав в Кронштадт, я оставил машину на улице Мартынова, напротив сквера Подводников, и дальше пошел пешком в сторону Обводного канала.

Сквер Подводников

Мимо сквера Подводников я никак не мог пройти. Здесь установлен вот такой памятник морякам-подводникам, которые в годы Великой Отечественной войны защищали подступы к Ленинграду.

Синий мост

Дальше, по Макаровской улице, мне пришлось пройти по Синему мосту. Мост, действительно, окрашен в синий цвет. Слева от моста — Обводный канал, а справа — Итальянский пруд с выходом в Купеческую гавань. Не торопитесь сразу покидать это место, ведь здесь вы увидите и другие достопримечательности.

Павильон мареографа, кронштадтский футшток

Прямо у Синего моста находится небольшое здание мареографа, напоминающее башенку со шпилем. Павильон мареографа установлен над колодцем глубиной 7 метров, сообщающимся с Финским заливом.

Мареограф представляет собой устройство, состоящее из двух частей — поплавка и самописца. На поверхности воды колодца плавает поплавок, соединённый с самописцем, который автоматически рисует кривую колебаний уровня Балтийского моря.

Кроме того, на мосту установлен Кронштадский футшток — чугунная рейка с делениями. От его нулевого уровня производятся измерения всех глубин и высот в России с 1840 года.

Также я сфотографировал табличку с надписью «3,67 м. 1824», установленную на мосту в память самого разрушительного наводнения в Санкт-Петербурге, произошедшего в ноябре 1824 года.

Памятный знак «Блокадной колюшке»

Но и это ещё не всё. На стенке Обводного канала, у Синего моста, увековечена память о блокадной колюшке.

Благодаря этой маленькой и невзрачной на вид рыбке жители блокадного Ленинграда спасли свои жизни. Её вылавливали в Финском заливе чем только можно и употребляли в пищу, при том что колюшка никогда не была промысловым видом рыбы. Кроме того, из колюшки получали жир для обработки ран и ожогов.

Итальянский пруд

Идём дальше. Прямо возле Итальянского пруда установлены пушки на лафетах. Эти орудия состояли на вооружении фортов и береговых батарей Кронштадтской крепости до середины XIX века. Раньше Итальянский пруд являлся зимней стоянкой для кораблей.

Здесь же есть вот такой кран, при помощи которого с кораблей снимали и выгружали на берег корабельные мачты, а весной, перед началом навигации, эти же мачты снова устанавливали на корабли.

Итальянский дворец

А напротив Итальянского пруда расположен, естественно, Итальянский дворец, построенный в 1720-1724 годы. Другое его название — Меншиковский дворец. Это одно из самых старых зданий Кронштадта.

Возле Итальянского дворца установлен памятник мореплавателю и исследователю Новой Земли Пахтусову П.К., выпускнику Кронштадтского штурманского училища, которое как раз и располагалось в стенах Итальянского дворца с 1798 по 1872 годы.

Петровский канал, Петровский док и маяк

Ну а мы пойдем дальше, в сторону Петровского канала, расположенного между Купеческой и Петровской гаванями. Через канал можно пройти или проехать по Доковому мосту.

Слева от моста по ходу моего движения расположен вход в Петровский док. Это первый сухой док в России, строительство которого было завершено в 1752 году.

В конце Петровского канала установлен деревянный Кронштадский маяк. Ещё его называют Створный маяк. Маяк этот был построен в 1888 году и является действующим по сей день. Экскурсий на маяк нет. Мне удалось сфотографировать его только издалека, так как вход на пирс ограничен забором.

Здесь же я увидел дизель-электрическую подводную лодку «Краснодар», участвовавшую в параде на День Военно-морского флота в Питере.

И другие корабли ВМФ.

Петровский парк

Практически сразу с Докового моста попадаем в Петровский парк, расположенный между Макаровской улицей и Петровской гаванью. Прекрасный парк на этом месте возник благодаря главному командиру Кронштадтского военного порта Беллинсгаузену Ф.Ф., который, вступив в должность в 1839 году, взялся за дело по благоустройству территории. Примечательно, что Фаддей Фаддеевич не привлекал для этого денежные средства из государевой казны, а тратил свои кровные.

В 1841 году на территории парка был воздвигнут памятник Петру I. С этой поры парк и называется Петровским.

Из Петровского парка можно выйти на набережную и полюбоваться Петровской гаванью.

Летний сад

Неподалёку от Петровского парка расположен кронштадтский Летний сад, граничащий с Петровской улицей. Летний сад в Кронштадте создан ещё при Петре I. Здесь был построен его домик, который, к сожалению, до наших дней не сохранился.

Сегодняшняя главная аллея Летнего сада когда-то была самой первой улицей Кронштадта и называлась — Петровская першпектива.

Якорная площадь

Летний сад переходит в овраг Петровского дока, откуда мы поднимаемся по лестнице на Якорную площадь, где расположен Морской собор Святого Николая Чудотворца, памятник адмиралу С.О. Макарову, вечный огонь и Макаровский мост.

Чем примечательна Якорная площадь? Здесь до наших дней сохранилась чугунная мостовая! С середины XVIII до конца XIX веков на этой площади хранились якоря, якорные цепи со списанных кораблей. Отсюда и название площади — Якорная. Позднее площадь официально именовали по разному: Разводный плац и площадь Революции.

Морской собор

Морской собор в Кронштадте заложен в 1902 году. С июня 1913 года, когда Собор был освящён в присутствии царя Николая II, и до 1929 года здесь проводились богослужения. В 1932 году большевики официально закрыли Собор и стали использовать его по своему усмотрению. А именно, в разные годы советской власти в Соборе размещались клуб, кинотеатр, госпиталь, музей и даже театр.

В 2008 году началась реставрация Морского собора. В 2012 году патриарх Кирилл освятил Собор, а 28 мая 2013 года произошло официальное открытие после реставрации и великое освящение.

Посмотрите небольшое видео о том, как выглядит Морской собор внутри. По-моему, очень красиво и впечатляюще.

Памятник адмиралу С.О. Макарову

Бронзовая скульптура Макарова С.О. создана Шевудом Л.В. в 1913 году. В памятнике увековечены различные эпизоды жизни знаменитого адмирала, а также его незабвенные слова: «Помни войну».

Макаровский мост

Макаровский мост был возведен в 1913 году перед самым открытием Морского собора для того, чтобы царь Николай II со своей свитой мог пройти на Якорную площадь с пристани и присутствовать при освящении Собора.

Существует легенда, согласно которой, Николай II сначала не решился пройти через овраг по мосту. Видимо конструкция моста показалась ему не совсем надёжной. Тогда один из присутствующих офицеров вызвался вперёд и строевым шагом прошел по мосту, за что тут же был награждён царём медалью за смелый поступок!

Мост собирали на Кронштадтском пароходном заводе. При советской власти мост имел другое название — Красный, как и улица, с которой он соединял Якорную площадь.

Музеи Кронштадта, экскурсии

После прогулки по Кронштадту у вас ещё остались силы и желание расширить культурную программу? Тогда к вашим услугам музеи Кронштадта. Здесь я их только перечислю и дам ссылки на соответствующие информационные ресурсы.

Музей-квартира Святого праведного Иоанна Кронштадтского

Часы работы: ежедневно, кроме вторника, с 12:00ч. до 17:00ч. (для одиночных посетителей).
Адрес: Санкт-Петербург, Кронштадт, ул. Посадская, 21/12.
Телефон: (812) 311-77-45, 311-87-02.
Сайт: http://leushino.ru/kvartira/index.html. к оглавлению

Кронштадтский морской музей

Часы работы: среда, пятница, суббота, воскресенье с 11:00ч. до 18:00ч. (вход свободный).
Адрес: Санкт-Петербург, Кронштадт, ул. Андреевская, 5, 2 этаж.
Тел./факс +7 (812) 311-03-00, +7 (931) 366-51-78, +7 (921) 918-10-42 (заказ экскурсий).
Сайт: http://www.fertoing.ru/museum. к оглавлению

Музей истории Кронштадта

Часы работы: в летнее время — ежедневно с 11:00ч. до 18:00ч. и в остальные времена года — ежедневно, кроме среды.
Адрес: Санкт-Петербург, Кронштадт, Якорная площадь, 2а и ул. Ленинградская, 2 (выставка подводной археологии).
Тел. +7 (812) 435-08-73, (812) 311-95-90.
Сайт: http://www.visitkronshtadt.ru/. к оглавлению

Кабинет-музей А.С. Попова

Часы работы: ежедневно с 10:00ч. до 17:00ч., кроме четверга и воскресенья.
Адрес: Санкт-Петербург, Кронштадт, ул. Макаровская, 1.
Тел. +7 (812) 236-43-09.

Если вам больше по душе организованные экскурсии, можно забронировать и купить экскурсию по Кронштадту на портале WeAtlas.

Забронировать экскурсию в Кронштадт к оглавлению

Кронштадтские форты

Всё что перечислено выше, это еще не всё. Думаю, чтобы получить полную картину и полное представление о Кронштадте, нельзя обойтись без посещения фортов, расположенных вокруг острова Котлин.

Морскую прогулку по фортам можно совершить на пароме с причала Зимней пристани в Петровской гавани.

В кассах есть полная информация о расписании движения паромов и стоимости экскурсии.

Кроме того, вы можете заказать экскурсию по фортам Кронштадта на сайте необычных экскурсий Tripster. Или здесь же выбрать по душе другие экскурсии по Кронштадту.

Вот такие достопримечательности Кронштадта можно посмотреть за один день. Кроме исторических, памятных мест того или иного города я очень люблю походить и по обычным улочкам, посмотреть его повседневную жизнь. Не обошел я стороной в этом смысле и Кронштадт, но это уже совсем другая история, которая называется «улицы Кронштадта».

Кронштадт — самостоятельная поездка

Кронштадт поистине уникальный город-порт, который сыграл немаловажную роль в судьбе России. Город был заложен Петром I на острове Котлин практически одновременно с основанием Санкт-Петербурга. С этих пор Кронштадт стал участником множества важных для страны событий. Этот населенный пункт обладает удивительной и невероятно интересной историей.

Добраться до города Кронштадт из Санкт-Петербурга довольно легко

Доезжаете до станции метро «Старая деревня», переходите на остановку общественного транспорта, расположенную за станцией метро и садитесь на обычный городской автобус №101. Стоимость 30 рублей, действует карта «Подорожник» (август 2016 г.). Если нет пробок, то доедете до центра Кронштадта за 50 минут.

Также можно доехать на следующих маршрутных автобусах:

Маршрутка 407 (79 рублей). Станция метро «Проспект Просвещения» — Кронштадт, Гражданская улица.

Маршрутка 405 (79 рублей). Станция метро «Черная речка» – Кронштадт, Ленинградская улица.

Рекомендуем вам за день до поездки позвонить в Музей истории Кронштадта и заказать пешеходную экскурсию по городу. Недорого и познавательно. Работник музея провела для нас очень интересную и подробную экскурсию по основным значимым местам исторической части города. Экскурсия длится примерно 2,5 часа.

Возьмите с собой что-нибудь перекусить, потому что в кафе пообедать недешево.

Прогулка по Кронштадту

Во время прогулки по городу становишься невольным очевидцем его мощи и несокрушимости. Только представьте дома, толщина стен и перекрытий которых достигает одного метра, поэтому совсем не слышно соседей, которые в течение длительного времени могут сверлить, штробить стену или на полной громкости петь в караоке!

В этой библиотеке Кронштадта двести лет назад были собраны самые редкие книги в Российской империи. После 1917 года книги стали изымать и рассылать по небольшим библиотекам страны.

В конце 19 века самым известным человеком в Кронштадте был отец Иоанн Кронштадтский. Он помогал бедным жителям чем только мог: нянчил детей, помогал одиноким матерям, наставлял на путь истинный пьющих. Его супруга Елизавета Константиновна просила, чтобы жалованье отца Иоанна выдавали ей, поскольку по дороге к дому он все до копейки раздавал нуждающимся. А когда деньги кончались, отдавал свою обувь и верхнюю одежду и босой шел домой.

Тихвинская часовня была заложена в 1898 году по благословению Иоанна Кронштадтского.

Что касается самого острова Котлин, то существует забавная легенда, согласно которой русские солдаты высадились на этот остров, занимаемый шведами, а те, в свою очередь, бросились к рыбацким лодкам, оставив непотушенным костер со стоящим на нем котлом. В этом котле варилась очень вкусная еда, которая по преданию была испробована самим Петром I. Согласно этой легенде остров и получил свое название от слова «котел».

Неподалеку находится карта острова с фортами, выполненная из гранита.

Дерево Кронштадта

В нескольких шагах от карты находится «глуховатое» дерево с глазами, носом и одним ухом. Здесь можно загадать желание, только обязательно хорошее — шепнуть свою просьбу дереву на ухо и обойти вокруг. Затем еще 2 раза повторить эти действия (желание должно быть одним и тем же).

Буквально в 100 метрах от волшебного дерева находится памятник маленькой рыбке колюшке (не путать с корюшкой), которая во время блокады спасла жизни тысячам людей. В мирное время эта рыбка считалась практически несъедобной, так как обладала большим количеством паразитов. Но во время войны, когда хорошая рыба была выловлена, с нее счищали все мясо, кости перемалывали в муку, из которой потом делали лепешки. Что касается мяса, то из него очень долго варили уху с большим количеством воды. Если мясо не было тщательным образом проварено, то истощенный голодом человек мог заболеть и умереть мучительной смертью. И таких случаев, к сожалению, было немало.

На устое Синего моста через Обводный канал был установлен Кронштадский футшток, от нуля которого в СССР производились измерения абсолютных высот. А в 1967 году Юрий Гагарин, гостивший в Кронштадте, увидев футшток, воскликнул: «Теперь-то я знаю, где находится «пуп Земли»!»

Работа Кроншадтского футштока основана на принципе сообщающихся сосудов.

Особое место в истории Кронштадта занимает док, который после постройки стал флагманом. Это было одно из самых грандиозных сооружений 18 века, так как в нем могли обслуживаться до 10 крупных кораблей одновременно, а сливался он около одного дня. Для сравнения, самый продвинутый док того времени мог вмещать до 4 кораблей и сливался около месяца. Говорят, что в разработке чертежей принимал участие лично Петр I.

Ну а самое интересное в Кронштадте – это форты

Самый первый возведенный форт неподалеку от Котлина назывался Кроншлот. Возводился он в зиму 1703-1704 года под руководством Александра Даниловича Меншикова.

Технология строительства была сложна. Из бревен создавался большой “ящик”, который, в свою очередь, набивался камнями. Затем их спускали на дно.

Данный форт напоминал десятигранную башню, в которой находилось огромное количество пушек.

Форт Александр I

В 1896 году этот форт исключили из оборонительных и стали использовать для медицинских целей. На нем разместили противочумную лабораторию. Форт изолировали, между ним и «большой землей» курсировал только один специально подготовленный корабль под названием «Микроб». На форт завезли около 20 лошадей, заражали их спорами чумы и после выздоравления использовали кровь животных как прививки против этой страшной болезни. Каждая лошадь за свою жизнь спасла несколько сотен тысяч людей.

Французы купили чертежи этого форта и на их основе построили свой форт «Боярд».

Форт Петр I

Если вы соберетесь совершить увлекательную водную прогулку, то не забудьте про памятник коту и псу. Этот памятник был установлен относительно недавно, но уже успел стать достопримечательностью. Ведь еще с тех времен, когда Кронштадт стал главным портом на Балтике, кошки и собаки остаются постоянными обитателями острова. Коты ловят грызунов на кораблях, собаки охраняют территорию, тем самым выполняя свою работу.

На зимней пристани можно купить билеты на обзорную прогулку, где можно поближе рассмотреть форты Кронштадта.

Ниже приведены цены, действующие в августе 2016 г.

Морской собор в Кронштадте

Морской собор святителя Николая Чудотворца, главный военно-морской храм России заложили на якорной площади Кронштадта в осенью 1902 после молебна Иоанна Кронштадтского, в присутствии вице-адмирала Макарова С.О.

Несколько лет все моряки России отчисляли целую четверть своего жалованья на строительство храма.

Освятили храм летом 1913 года в присутствии Николая II.

Во время Великой Отечественной Войны от артобстрелов Кронштадт был очень сильно разрушен, но в здание храма попали всего два вражеских снаряда и оба не разорвались.

В храме были установлены памятные пластины, на которых указаны все офицеры и матросы, погибшие со времен Петра I до 1915 года.

Все связано с морем в Кронштадте

Памятник русскому адмиралу Федору Ушакову.

Памятник первооткрывателю Новой Земли Пахтусову П.Н., учившемуся в морской академии Кронштадта.

Памятник великому русскому моринисту Ивану Айвазовскому.

Интересный факт: Айвозовский ставил свою подпись на некоторых картинах своих учеников. Это давало возможность продавать картины намного дороже, что позволяло студентам сводить концы с концами.

Памятник открывателю Антарктиды Фаддею Фаддеевичу Беллинсгаузену.

В 1839 году вице-адмирал Беллинсгаузен был назначен военным губернатором Кронштадта. Он очень хотел благоустроить город, но денег в казне не было, тогда Фадей Фадеевич потратил на озеленение Кронштадта все свои сбережения.

Пушки на набережной Итальянского пруда.

В начале 20 века каждую зиму Итальянский пруд превращался в большой городской каток.

Рядом с прудом находится Итальянский дворец Меншикова А.Д.

В сотне метров до дворца Меншикова находится парадная Петровская пристань.

На пристани всегда много людей, пришедших посмотреть на современные военные и гражданские суда.

От пристани по главной аллее парка мы попадаем к главной достопримечательности Кронштадта — памятнику Петру Первому.

Кронштадт по праву можно назвать городом-героем. За все время существования Кронштадта к Санкт-Петербургу не прошел ни один корабль врага!

После того, как мы достигли восточной оконечности острова Котлин, поворачиваем назад. Теперь будем двигаться вдоль южной его стороны в обратном направлении.



Машинная школа Балтийского флота. Возможно, что здания, показанные на предыдущей фотографии, также к ней относятся. В школе были созданы учебные классы, в которых обстановка была близка к реальной. Пылали топки, работали форсунки, летел уголь в ненасытную огненную пасть.
У здания находится Пеньковый мост. Покрытие его проезжей части выполнено из чугунных деталей. Идея была заимствована у американцев. Таким же покрытием обладали мостовые в Нью-Йорке и Бостоне. Подобным образом была замощена улица длиной 160 метров с самым интенсивным движением. В отличие от булыжных мостовых, которые требовали частого ремонта, эта простояла 80 лет. Во время Великой Отечественной войны из чугунных плашек мостовой были сделаны несколько тысяч корпусов мин. Её фрагмент сохранился только на мосту.
Перед нашими глазами Обводный канал (он вдаётся в тело Кронштадта буквой П).
Летний сад Кронштадта опоясывает красивая решётка. Она не содержит позолоты, но, тем не менее, хороша собой. Когда-то на месте Летнего сада была улица. На ней стояли дома Петра I и его ближайших помощников. Впоследствии государство выкупило участки у наследников и разбило на месте садов и огородов сад для горожан.
Заглянем внутрь. Среди густой зелени стоит памятник мичману Домашенко. Это самый старый сохранившийся памятник города. Александр Домашенко прыгнул с борта корабля, чтобы спасти упавшего в неспокойное море матроса, и погиб при этом. Было Саше 19 лет, а произошло это событие в 1827 году у берегов далёкой Греции, где наши моряки помогали местному населению в борьбе против турецкого господства. Сослуживцами А. Домашенко были лейтенант П. Нахимов, мичман В. Корнилов и гардемарин В. Истомин, будущие известные российские герои-флотоводцы.
Неподалёку есть ещё памятник клиперу «Опричник», затонувшему в 1861 году в Индийском океане. Но не все задуманные памятники уже установлены. Например, герой американской революции и известный в своё время пират Пол Джонс пока ждёт обещанного. Он был приглашён Екатериной II участвовать в русско-турецкой войне, получил новое имя Павел Джонес и казацкие шаровары. Правда Григорий Потёмкин был им недоволен, т.к. не заметил должной доблести. Вскоре Джонс отбыл из России. Его мемуары послужили материалом для написания нескольких приключенческих романов. Возможно, камень сей появился на волне вспыхнувшей в конце XX века любви к Америке, но в настоящее время у него немного шансов вырасти в полноценный монумент. Т.к., на этой земле слишком много людей, более достойных увековечивания в камне.
Василий Маркович Жильцов во время Великой Отечественной войны командовал звеном торпедных катеров.
Небольшой водоём правильной формы густо зарос зеленью. Внутри не имеющего каких-либо холмов Кронштадта высота его берега сначала удивляет. Т.к. никаких подъёмов на пути не было. Дело вот в чём. Суда заходили на ремонт в док, находящийся в городе. Ворота в который со стороны моря запирались, а вода по вырытому каналу спускалась в этот водоём, находящийся ниже уровня моря. К ремонту можно было приступать немедля, а воду из водоёма, по окончании ремонта, откачать без спешки. Получился огромный Доковый бассейн внутри острова.
Этот комплекс давно не используется. Канал, ведущий к бассейну, превратился в живописный овраг.
Через который переброшен пешеходный Макаровский мост.
Выходит он к Якорной площади с Морским собором (показан в первой части). Недалеко от моста памятник адмиралу Степану Макарову. На пьедестале можно прочитать его слова «Помни войну!». Погиб Степан Осипович в 1904 году, во время русско-японской войны.
Словно следуя завету, найденному в записке участника Кронштадтского десанта, «Живые, пойте о нас!», у моста сидит немолодой уже мужчина и поёт…
Осмотрим здания рядом с Летним садом. (Якорной площадью).
Сейчас самое время посмотреть карту города. Остров Котлин примерно посередине пересекает кольцевая автодорога Петербурга. Старый район Кронштадта расположен в правой части острова, его улицы выделены жёлтым цветом. К кольцевой магистрали прижимаются новые кварталы. А за кольцевой дорогой, в левой части, находится незастроенная территория. Отправимся туда пока день в разгаре. Двигаться будем по Кронштадтскому шоссе, которое растянулось на значительную часть Котлина, да иного варианта и нет…
Сразу за развязкой расположено местное православное кладбище. (Лютеранское, где похоронены многие известные люди, например, Фаддей Беллинсгаузен, находится в другом месте). История Кронштадта отражена и здесь. Памятник артиллеристам, погибшим при взрыве на форте Константин в 1898 году.
Экипажу подлодки Б-9, не пережившему 22 мая 1931 года. И многие другие…
Это западная часть острова, то есть, сторона, откуда ждали врага (и откуда он приходил). Потому здесь выстроены мощные укрепления.

Сейчас вокруг мирно и безмятежно… Но так же было и 21 июня 1941 года…
Предложение для потенциальных рекламодателей.
Городок для игры в пейнтбол. Не в армию же идти для того, чтобы пострелять…
Попали под обстрел?
Побережье с обеих сторон изобилует песчаными пляжами.
Есть где позагорать.
Или посидеть в тени…
Близится вечер, жара спадает, возвращаемся в город. Район улицы Ленина.
Памятник Иоанну Кронштадтскому. У входа в его музей-квартиру.
В гимназии, которая располагалась в этом здании учился уроженец Кронштадта, будущий академик, Пётр Капица.
Больница 1953 года постройки.
Собор Владимирской иконы Божией Матери. Освящён в 1880 году.
Во дворе походная кухня. Правильно. Одной только духовной пищей сыт не будешь…
Районная библиотека. Строительство здания было начато ещё до революции, завершено в 1927 году.
Чугунное дерево желаний подарили городу местные кузнецы. Монетки завёрнутые в листок с пожеланиями, забрасываются в гнездо сидящей на ветке совы. Можно прошептать что-либо заветное в ухо дерева (видно в середине ствола). Если висящие на дереве колокольчики ответят вам звоном, то желание сбудется.
Фонтан у Гостиного двора.
Нынешний Гостиный двор появился в первой половине XIX века на месте неказистого старого строения повелением Николая I, который посетил город. Здание было немного перестроено после пожара в 70-х годах XIX века. Его размер говорит о том, что в то время Кронштадт занимал более весомое место в жизни страны.
Часовня Тихвинской иконы Божьей Матери была построена в самом конце XIX века. Разрушена в 1931 году. Восстановлена уже в начале XXI века.
Ещё несколько кронштадтских зданий.
Никуда не деться от Обводного канала. Он пронизывает значительную часть старого города. Гранитом, кстати, выложены не только берега, но и его дно. Изначально канал назывался Адмиралтейским, в связи с планами перевести сюда Адмиралтейство из Петербурга (идея принадлежала Екатерине II), имя Обводный получил уже после отказа от этих намерений. Вдоль его берега, с внутренней стороны, успели построить здание Адмиралтейства (на фото) и различные мастерские, которые работали на флот. Канал проходит сквозь Морской завод. Понятие Адмиралтейства включало в себя, в то время, не только место пребывания командования, но также ремонт, строительство кораблей и подготовку к плаванию.
Футшток, расположенный у Синего моста Обводного канала, показывает нулевую отметку поверхности земли. От него отсчитываются глубины и высоты, а также орбиты космических кораблей.
Итальянский дворец князя Александра Меншикова. После ареста которого здание было передано в казну и в нём стали готовить специалистов для флота. Рядом со зданием памятник Петру Пахтусову, известному полярному мореплавателю, уроженцу Кронштадта. На постаменте выбиты слова «Польза, отвага, труд». Прожил Пётр Кузьмич всего 34 года.
Хотелось бы дать один совет будущим туристам, собирающимся посетить Кронштадт. Было бы хорошо почитать о нём перед поездкой. Чтобы осматривать город более осмысленно, иначе можно многого не понять ( и не принять). Я, например, не представляю выражения «Кронштадт — жемчужина России». Здесь нет роскоши, а основные сооружения строго фунцкциональны. Город скроен, как военный корабль, где всё переплетено из-за экономии места, каюта капитана, камбуз и машинное отделение… Именно отсюда, с этих берегов, стапелей, учебных классов начинались многие великие дела, сделавшие Россию полноценной морской державой.

Петровский Док. Сюда заходили корабли для ремонта, и отсюда спускали воду в Доковый бассейн, показанный ранее. Если посмотреть внимательно карту города, то видно, что канал Петровского Дока вместе с Доковым бассейном и каналом к нему напоминает букву Г, находящуюся внутри буквы П Обводного канала. В городе есть ещё канал Амазонка и Кронверкский канал.
Мост через Доковый канал имеет явно просматривающееся корабельное происхождение. Раньше почти все мосты в Кронштадте были разводными, но после увеличения интенсивности автомобильного движения были переделаны в обычные. Только этот числится разводным. Трудно сказать, насколько это соответствует действительности…
Берега канала Петровского Дока продлены в залив двумя молами. Один является причалом для военных кораблей Кронштадтской базы.
А по другому можно прогуляться до городского маяка.
По правую руку будет Итальянский пруд. (Из него начинается Обводный канал). Здание Голландской кухни, построенной для прибывших моряков. Они могли там готовить еду для команды. Могли и не готовить, но платить кухонный сбор всё равно было нужно… После строительства в 1885 году Морского канала, позволившего крупным судам заходить непосредственно в Петербург, значение Кронштадтского порта стало падать. А до этого он был главным коммерческим портом России на Балтике, здесь находилась таможня, и кухонные сборы давали значительные суммы в городскую казну.
Рыбные ряды 1828 года постройки. В них торговали рыбой и питьевой водой.
Девушка, стараясь остаться незамеченной (разве это возможно, когда у всех фотоаппараты?), высматривает кого-то среди личного состава.
Проверяет, точно ли не появляющийся давно моряк отправился в длительное плавание?…
Туристы рассматривают шведскую пушку около Арсенала. При Петре I на этом месте работал Пушечный двор, в котором приводили в порядок артиллерийские стволы. Нынешнее здание построено в 1836 году, в нём хранилось вооружение и проводились нучно-исследовательские работы.
Памятник Петру I в Петровском парке. Когда-то здесь было болото, потом его засыпали и образовалась площадь, названная Арсенальной. На ней проводились парады и смотры, устраивались наказания нижних чинов. Фаддей Беллинсгаузен, став губернатором Кронштадта, принял решение о разбивке здесь парка. Т.к. казна не спешила выделить на это средства, Фаддей Фаддеевич многое сделал на свои деньги. Памятник императору установлен в 1841 году. Пётр I изображён более плотным, чем на самом деле. Т.к. он первым встречал на российской земле прибывших иностранных гостей.
Памятник морякам — героям Цусимского сражения. Открыт в 2006 году. Он установлен на осколке гранитной скалы, большая часть которой стала постаментом для памятника адмиралу Степану Макарову.
Здесь есть, где сфотографироваться на память.
По крайней мере, пушек хватит на всех.
Вечером хорошо гулять вдоль Петровской гавани, подставляя лицо лучам уходящего солнца. Недалеко от берега форты южной стороны.
И напоследок фрагмент нового Кронштадта.
Конечно, из многих окон домов здесь видно море. А на улице стоит напоминание о героической истории города.

Славное прошлое Кронштадта богато важными историческими событиями, недаром он носит почетное звание «Города воинской славы». С ним связано становление и развитие российского флота, на его территории происходили многие драматические события.

Сначала Кронштадт может показаться суровым военным гарнизоном – доки, пристани, суда и казарменные постройки XIX века сразу бросаются в глаза туристам. Однако здесь есть и другие примечательные места: роскошный Морской собор, изящный Итальянский дворец, мемориальные монументы и живописные набережные.

После прогулки по городу и знакомства с экспозициями музеев можно отправиться на экскурсию по фортам, во время которой гид поведает множество интересных фактов из прошлого города.

Лучшие отели и гостиницы по доступным ценам. от 500 рублей/сутки

Что посмотреть и куда сходить в Кронштадте?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фотографии и краткое описание.

1. Морской Никольский собор

Великолепный храм в неовизантийском стиле, построенный в 1913 году по плану В. А. Косякова. В 1930–х годах собору сильно досталось: после закрытия с него сняли колокола и кресты, замазали штукатуркой фрески и мозаичные иконы, вывезли реликвии из галереи военно-морской славы. С 2002 года началось его восстановление. Сегодня обновленный храм сияет так, будто его возвели несколько лет назад.

2. Чугунная мостовая

Небольшой участок Якорной площади протяженностью около 200 метров, выложенный чугунными деталями – шашками. Он является уникальным потому, что в мире больше нигде не встретить подобной кладки. Мостовую создали в XIX веке в подражание той, что генерал В.П. Лебедев увидел в Бостоне и Нью-Йорке во время своей поездки в США. При реставрации многие элементы заменили, все же кое-где оставив оригинальные шашки.

3. Синий мост и Кронштадтский футшток

Синий мост перекинут через Обводной канал. Конструкцию начали возводить в 1780-е годы и завершили только в 1801 году. К одной из его опор прикреплен Кронштадтский футшток, применявшийся для измерения уровня Балтийского моря. В Советском Союзе от нулевой отметки этого мареографа замеряли все абсолютные высоты. Футшток в Кронштадте считается одним из старейших среди измерительных постов.

4. Макаровский мост

Мост располагается в центральной части Кронштадта, он был выстроен рабочими местного Морского завода в 1912 году. Его возвели специально к визиту царя Николая II, чтобы правителю было удобно добраться на автомобиле до Морского собора с Петровской пристани. Конструкция стоит в стороне от Летнего сада, она входит в архитектурный ансамбль Якорной площади. На данный момент мост является объектом культурного наследия РФ.

5. Памятник блокадной колюшке

Скульптурная композиция 2005 года, созданная в честь колюшки – маленькой рыбки, спасшей тысячи людей от голодной смерти во время блокады Ленинграда. В те годы сотрудники 2-го Ленинградского медицинского института даже разработали препарат «жир колюшки», который помогал от ранений и ожогов. Памятник находится около Кронштадтского футштока. Он был изготовлен по проекту Н. В. Чепурного.

6. Памятник С. О. Макарову

Выдающийся российский адмирал и исследователь Заполярья С. О. Макаров погиб в 1904 году на борту броненосца «Петропавловск» неподалеку от Порт-Артура (судно подорвалось на мине). В 1913 году в Кронштадте появился монумент в его честь. На открытии памятника присутствовал император Николай II с семьей. Фигура адмирала возвышается на 5-метровом постаменте. Со стороны, кажется, будто ветер треплет полы его длинной шинели.

7. Петровский парк и памятник Петру I

Парк раскинулся в центральной части Кронштадта. Он был разбит в XIX столетии согласно плану Ф. Ф. Беллинсгаузена – военного губернатора города. Центральной композицией сквера является памятник Петру I, созданный в 1841 году по воле Николая I. Автором проекта выступил французский скульптор Т. Н. Жак. По сути, парк постепенно сформировался вокруг этого монумента.

8. Летний сад

Самый старый сквер Кронштадта, исторический памятник XVIII–XIX столетий. Он был создан еще во времена Петра I. В начале XVIII века здесь находился так называемый «царский город» с домом государя и жилищами его приближенных. Когда-то тут располагались оранжереи с пальмами, абрикосами, ананасами и другими несвойственными для северного климата культурами. Парк превратился в городской сад в 1806 году.

9. Итальянский дворец

Дворцовый комплекс на Макаровской улице, который является самой старинной постройкой в городе. Он был возведен в 1724 году для князя А. Д. Меншикова по проекту И. Ф. Браунштейна. Архитектурный стиль здания – эклектика. Его фасад был украшен пилястрами, балюстрадами и барельефами. После пожара 1926 года он утратил часть своего исторического облика. Напротив дворца расположен Итальянский пруд, откуда берет начало Обводной канал.

10. Гостиный двор

Здание XIX века, в котором традиционно располагались торговые ряды. Подобные сооружения были весьма характерны для российских провинциальных городов, поэтому, сегодня почти в каждом имеется свой собственный Гостиный двор. Комплекс был возведен по приказу Николая I, так как государь во время визита в Кронштадт был возмущен ужасным состоянием этого места и пожелал видеть здесь новое здание.

11. Владимирский собор

Православный храм XIX века, построенный в неорусском и неовизантийском стилях. Ранее на его месте находилась деревянная церковь. Главная святыня собора – Владимирская икона Божией Матери, созданная по заказу Петра I. В 1950–х годах здание взорвали, но полностью разрушить его не получилось, так как возникла угроза для расположенных рядом домов. С 1990 года после передачи РПЦ, в храме проводились реставрационные работы.

12. Кронштадтский Морской музей

Экспозиция посвящена военной истории города, развитию водолазного дела в России, блокаде Ленинграда и событиям ВОВ. Музей появился в 2012 году на острове Котлин благодаря стараниям энтузиастов и финансовой поддержке компании «Фертоинг». В коллекции представлены водолазное снаряжение прошлых лет, техника, оборудование, пушечные ядра, поднятые со дна залива, документы, личные вещи ныряльщиков.

13. Музей истории Кронштадта

Новый музей на Якорной улице, открытый в 2014 году. Его экспозиция всецело посвящена истории города. Здесь посетители смогут узнать о строительстве Кронштадта, быте моряков и обычных жителей, а также увидеть экспонаты, которым по нескольку сотен лет. Коллекцию собрали энтузиасты местного клуба краеведов. Именно благодаря их усилиям и появился этот музей.

14. Музей-квартира Иоанна Кронштадтского

Иоанн Кронштадтский – священник и настоятель Андреевского собора, заслуживший народную любовь и признание своими добрыми делами. Говорили, что он обладал особым даром и мог исцелять людей. На его службы собирались тысячи людей, а его квартира стала центром паломничества. В 1964 году Иоанна Кронштадтского канонизировали, в 1990 году возведение в ранг святых подтвердила РПЦ.

15. Кронштадтская крепость

Кронштадтская крепость является архитектурным памятником XVIII–XIX столетий. До наших дней дошли только некоторые ее фрагменты. Изначально укрепления были деревянными, позже их заменили на каменные. Сооружение было уничтожено в результате наводнения 1824 года, когда практически весь город оказался под водой. В результате тех событий оружие было смыто в море, а многие солдаты гарнизона погибли.

16. Кронштадтское адмиралтейство

Здание адмиралтейства соорудили в 1797 году по указу Екатерины II. В него входит целый комплекс построек, в том числе – выложенная гранитом часть Обводного канала, за которым находятся офицерские корпуса. В свое время адмиралтейство занимало 25% территории всего Кронштадта. На данный момент доступ туристам в комплекс закрыт, так как он находится в ведении Министерства обороны.

17. Петровский док

Строительство дока начали еще при Петре I, поэтому он по праву может считаться одним из старейших сооружений такого типа в России. Гавань была рассчитана на одновременное пребывание 10 судов, она прослужила до 2008 года. Сегодня Петровский док является историческим памятником, большинство его конструкций находятся в весьма запущенном состоянии.

18. Деревянный маяк

Действующий маяк на Петровском канале, который является историческим памятником. Из-за того, что сооружение используется по назначению, пройти на его территорию нельзя. Маяк возвели в первой половине XVIII века, до наших дней он дожил далеко не в идеальном состоянии. Постройку хорошо видно с прогулочного теплохода, поэтому полюбоваться башней можно во время морской экскурсии.

19. Маяк Толбухин

Сооружение возвели по приказу Петра I (и по его собственному эскизу) в 1719 году на искусственном острове. Изначально оно было деревянным, каменное здание было построено спустя столетие – в 1810 году. Конструкция считается одним из самых старых российских маяков. Ее хорошо видно при подходе к Санкт-Петербургу со стороны Балтийского моря во время морской экскурсии.

20. Форты Кронштадта

Оборонительные сооружения, воздвигнутые с северной и южной сторон острова Котлин и защищавшие город-крепость с моря. Их строительство началось при Петре I и продолжилось при других правителях. Лучшая возможность осмотреть форты – это отправиться в морское путешествие на прогулочном корабле, который поочередно проходит мимо сооружений и даже делает остановку в определенных местах.

Добавить комментарий

Закрыть меню