Египетский мост Санкт-Петербург

masterok

Наверное раза 4 был в Питере и так и не насмотрелся на этот город. Столько есть мест и возможностей увидеть что то знаковое и интересное, как ни в каком другом городе страны. Вот только вчера читали с вами захватывающую питерскую историю про то, как едва не затопило Петербургский метрополитен. А ведь там готовый сценарий для фильма, причем с героическими и реальными главными героями. А вот вам еще одна история, которую наверное в школе рассказывали каждому, причем не на уроке истории, а на уроке физики.
В Санкт-Петербурге немало мест имеют мистическую историю существования. Египетский мост с момента его появления был окружен легендами и слухами. Их новый всплеск произошел в 1905 г., после неожиданного обрушения моста. Причины катастрофы были настолько загадочными, что порождали десятки версий – от рациональных до совсем невероятных и мистических, как, например, предупреждение сфинксов.
Египетский мост в Санкт-Петербурге | Фото: oldsp.ru
Все мосты Петербурга уникальны, но у Египетского – особенная история. Египетская тема была популярна в Петербурге 19 века, так под влиянием моды в 1826 году был построен оригинальный мост в египетском стиле.
9 августа 1825 года началось строительство цепного моста через реку Фонтанку в створе современного Лермонтовского проспекта. Он был спроектирован инженерами Треттером и Христиановичем. Береговые устои и каменные работы выполнялись подрядчиком Гавриилом Васильевым. Новая переправа стала вторым подобным сооружением через Фонтанку после Пантелеймоновского моста, спроектированного этими же инженерами.
Металлические конструкции и скульптуры были изготовлены на заводе К. Н. Берда. Изначально на заводе было изготовлено два пробных сфинкса. Эти фигуры долгое время были лишними, но сохранились. В 1971 году их отреставрировали и установили на пристани близ Каменноостровского моста. Гранитные устои были выполнены из камней, которые ранее использовались для облицовки канала вокруг Михайловского замка. По своей сути конструкция цепного Египетского моста являлась облегчённой копией конструкции Пантелеймоновского. Здесь было три поддерживающие цепи, а не пять.

Рядом с мостовыми устоями на чугунных пьедесталах были установлены чугунные сфинксы работы академика П. П. Соколова. На головах у сфинксов крепились шестигранные фонари. Чугунные порталы моста были украшены росписями в египетском стиле и иероглифами. Отдельные элементы орнамента были позолочены. Благодаря такому оформлению переправа приобрела соответствующее название — Египетский мост.
Интересно, что автор сфинксов Павел Петрович Соколов является автором и других известных петербургских мостовых скульптур — грифонов Банковского моста и львов моста Львиного. Все эти переправы строились примерно в одни и те же годы.
источник фото
Движение по Егопетскому мосту было открыто 25 августа 1826 года, в восемь часов пополудни. Египетский мост неофициально называли «поющим». «Петербургская газета» 18 января 1901 года писала:
«Поющий мост. Оказывается, что и такой есть в Петербурге. Это Египетский. Он, как известно, цепной системы, и, когда вы едете по нему, то его цепи издают самые разнообразные заунывные звуки. Не поет ли уже он себе погребальную песню?»

Краеведы Петербурга искали ответ на вопрос о цели возведения такого красивого, парадного моста вдали от парадной части Санкт-Петербурга. Самая распространённая версия связывает мост с находящимися неподалёку армейскими казармами. Возможно, таким образом, правительство пыталось воспитать в армии имперский патриотизм и благоговение. Но явного ответа на этот вопрос история не даёт.
20 января 1905 г., когда по Египетскому мосту проходил кавалерийский эскадрон, пролеты неожиданно рухнули на лед Фонтанки. Вечерние газеты писали: «Сегодня в 12 ½ час. дня при следовании лейб-гвардии конно-гренадерского полка через Египетский Цепной мост через Фонтанку, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строю справа по три в ряд, вместе с лошадьми упали в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов… К 2 часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приемные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось».
Цепи разорвались, и весь мост оказался на дне реки. Только четыре сфинкса остались на своих местах по обе стороны моста. Тут же началось расследование причин обрушения. Первой версией была «непрочность конструкции». Однако инженеры возражали против нее, так как с момента своего создания мост ремонтировали уже несколько раз, в 1904 г. ремонтные работы проводились дважды, после чего вынесли вердикт о том, что конструкция находится в хорошем состоянии.
Следующей версией стала «раскачка моста кавалерией» – так называемый эффект резонанса, который мог возникнуть вследствие ритмичных колебаний от слаженного шага военных. Во всех учебниках обрушение Египетского моста упоминалось как пример эффекта резонанса. Якобы именно тогда и появилась команда «Идти не в ногу!», отдававшаяся любому строю перед входом на мост.
Однако очевидцы катастрофы единогласно утверждали, что солдаты шли не в ногу, некоторые ехали на лошадях. Навстречу ехали извозчики, по тротуару шли прохожие – слаженного хода не было, и эффект резонанса в этом случае не должен был возникнуть. После того как ученые произвели физико-математические расчеты, эта версия показалась еще более сомнительной. Современными специалистами авария объясняется недостаточной прочностью металла на холоде.
Газета «Новости дня» так описала это событие:
Сегодня в 12 ½ час. дня при следовании лейб-гвардии конного-гренадерского полка через Египетский цепной мост через Фонтанку, по направлению от Могилёвской улицы к Ново-Петергофскому проспекту, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строй справа по 3 в ряд, вместе с лошадьми (упали) в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов. Вся настилка моста вместе с перилами и скреплениями, разорвав цепи и сломав часть чугунной опоры, проломала лёд и оказалась на дне реки. <…> К 2-м часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приёмные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьёзно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось. Из лошадей одна затонула, две были искалечены и, вытащенные на берег, пристрелены. Причина несчастья, как предполагают, раскачка моста кавалерией при не вполне прочной конструкции. <…>

Когда с помощью научных методов объяснить обрушение моста не удалось, подключилась народная фантазия. Выдвигались версии от мистических до фантастических. Так, например, возникла легенда о том, что возле моста жила дочь почтмейстера Мария, обманутая и брошенная офицером. Однажды она увидела в окно, как мост переходит тот самый полк, в котором служил ее обидчик, и в сердцах выкрикнула: «Чтоб вам, военным, провалиться!». С тех пор Мария Ратнер получила прозвище — Мария Египетская.
Однако проклятия бедной Марии народной молве показалось недостаточно.
Вспомнили, что мост был облицован гранитными блоками, вынутыми из стенок рвов Михайловского замка. А тот пользовался в народе зловещей славой – говорили, что гранит на постройку брали с мест древних капищ, что вызвало гнев богов.
А многие во всем произошедшем обвиняли сфинксов. И хотя они не имели к Древнему Египту никакого отношения, им все равно в народе приписывали мистическую силу. Говорили, что они поют погребальные песни. Дело в том, что цепи, на которых держался мост, действительно издавали разные звуки. Ну а народная фантазия приписала эти песни сфинксам и наделила их пророческой силой.

После аварии на месте Египетского моста остались гранитные мостовые устои и сфинксы на пьедесталах. Рядом, в створе Усачёва переулка (ныне переулок Макаренко), в том же году был построен деревянный семипролётный мост. Многими этот мост отмечался как крайне неудобный, так как транспорту приходилось с Лермонтовского проспекта сворачивать на узкую набережную. Известно, что перед постройкой нового Египетского моста рассматривалось семнадцать различных его вариантов.
В 1954-1956 годах инженером В. В. Демченко, архитекторами В. С. Васильковским и П. А. Арешевым был построен новый Египетский мост. Его сдали в эксплуатацию 30 декабря 1955 года, а временную деревянную переправу в 1956 году разобрали. Чугунные сфинксы на мостовых устоях были сохранены, к ним добавили стилизованные торшеры-обелиски.
В 1989 году один из сфинксов был сбит в воду машиной. Фигуру отреставрировали и поставили на место. В 2004 году прошла реставрация одной и ремонт остальных скульптур. Выяснилось, что головы сфинксов ранее были вызолочены. В ходе реставрации позолота сфинксов была восстановлена. Торжественное открытие скульптур после реставрации произошло 27 мая 2004 года.
источники
http://www.kulturologia.ru/blogs/040716/30296/
http://walkspb.ru/most/egipetskiy.html
http://lifeglobe.net/blogs/details?id=508
http://walkspb.ru/istochniki/86.html
Вот еще некоторые интересные мосты в мире: меня в свое время очень поразили Деревянные железнодорожные эстакады и Строительство моста при помощи спецмашин. А вот Самый длинный мост с вертикальным лифтом в Европе и История Тауэрского моста. Посмотрите на Автомобильные дороги над деревьями: Шоссе Иммигрантов и Как строили Виадук Мийо — самый высокий мост в мире
Tags: Мосты, Питер, Происшествие Subscribe to masterok

История

Цепной Египетский мост

Египетский мост. Гравюра Поппеля. 1830-е гг.

Необходимость сооружения нового моста через Фонтанку определялось двумя обстоятельствами: большим расстоянием между Калинкиным и Измайловским мостами и давно назревшей потребностью в улучшении транспортной связи между районами, разобщёнными Фонтанкой.

Проект моста был составлен инженером В. А. Христиановичем (при консультации Треттера). Прообразом моста послужил цепной Пантелеймоновский мост через реку Фонтанку у Летнего сада. Утверждён был третий по счету проект, предусматривающий перпендикулярный к набережной мост, не учитывающий направление подходящих к мосту улиц (два предыдущих проекта, предусматривающие косой в плане мост, были отвергнуты из-за более высокой стоимости).

Датой начала строительства можно считать август 1825 г., когда стали забивать сваи под основания береговых устоев (с 9 по 25 августа было забито 264 сваи длиной 8,52 м и 10,65 м). С августа до конца октября 1825 г. велись работы по сооружению гранитных устоев моста, на этих работах было занято до 130 каменщиков.

Металлические конструкции моста были изготовлены на заводе Берда. Нужно отметить, что все металлические части моста предварительно подвергались испытаниям на разрыв машиной, специально сконструированной и изготовленной на заводе Берда.

Скульптуры сфинксов были также отлиты на заводе Берда по модели скульптора П. П. Соколова. Пьедесталы делались в Петрозаводске. Береговые устои и каменные работы выполнялись подрядчиком Гавриилом Васильевым. В качестве облицовочного материала при этом использовались гранитные блоки, вынутые из стенок рвов, окружавших Инженерный замок.

Сооружение Египетского моста явилось знаменательным событием в истории мостостроения Петербурга

Ещё за месяц до окончания строительства был разработан церемониал его открытия. 25 августа 1826 г. в восемь часов пополудни в присутствии профессоров, инженеров и учащихся Корпуса путей сообщения, преподавателей и воспитанников Военно-строительного училища и большого числа горожан в торжественной обстановке мост был открыт.

Египетский цепной мост в принципе немногим отличался от построенного ранее теми же авторами Пантелеймоновского моста. По конструкции мост был цепным, висячим, однопролётным. Пролётное строение поддерживалось тремя рядами цепей, заанкереными в кладку устоев.

Египетский мост в 1896 г.

Мост имел выступающие в реку устои, облицованные гранитом. На устоях, в пределах стенок набережных, на четырёх гранитных постаментах были установлены отлитые из чугуна сфинксы, над головами которых находились небольшие шестигранные фонари.

Цепи с шарнирными соединениями из железных звеньев, «сваренных» из брускового и полосового железа продолговато-кольцеобразного сечения, соединялись между собой болтами.

В конструкцию моста авторы внесли ряд усовершенствований (по сравнению с конструкцией Пантелеймоновского моста), которые должны были уменьшить вертикальное и боковое раскачивания: пролётное строение поддерживалось тремя рядами цепей (вместо пяти у Пантелеймоновского); устройство тротуаров на консолях за пределами крайних цепей и расположение цепей так, что они едва касались настила; установка подвижных тележек или цилиндров над опорами цепей.

Техническая характеристика моста была следующей: пролёт моста — 54,8 м; ширина моста — 11,7 м; расстояние между точками приложения цепей к порталам — 48,46 м; стрела подъёма 1/10 пролёта; высота колонн портала — 6,5 м; диаметр колонн у основания 65 см, вверху — 50 см.

Мост имел богатое архитектурное оформление в «египетском стиле». Колонны, фриз и карниз — элементы портала — были наиболее пышно декорированы. Колонны и контрфорсы перекрывались архитравной балкой с развитым египетским карнизом, на котором были укреплены малое и большое золоченые изображения бога Ра в виде крылатого солнца. Порталы украшал золочёный орнамент, и в них были устроены фонари с «варшавскими» лампами. Стыки элементов цепей и ограждений прикрывались золочёными розетками. Стилизованные орнаменты в чугуне, покрытые сусальным золотом на коричневом фоне окрашенной поверхности, отличались тонкими и высокохудожественными формами.

Чугунные перила моста были также выдержаны в «египетской манере». Порталы, решётка, пьедесталы под сфинксами и цепи были выкрашены в коричневый цвет и имитированы под старую бронзу, а сфинксы покрыты жёлтой краской «под бронзу». В начале XX в. все части моста, в том числе и ранее позолоченные, были перекрашены в тёмно-красный цвет. При позднейших ремонтах чугунные решётки моста заменены железными другого рисунка.

Малая Невка. Пристань со сфинксами

Для моста на заводе Берда были первоначально отлиты две пробные скульптуры сфинксов. В начале XX века они были выкуплены купцом Галактионовым, занимавшимся торговлей металлом, и установлены у его дома на Верейской улице. При переезде купца на Можайскую улицу туда же были перенесены и эти сфинксы. В 1960-х гг. по инициативе главного инженера Ленмостотреста П. П. Степнова сфинксов отреставрировали и в 1971 году установили на лестничном спуске набережной Малой Невки у Каменноостровского моста. В 2005 г. скульптуры, пострадавшие от вандалов, демонтировали и, после реставрации, временно установили перед зданием ГУП «Мостотрест» на Индустриальном проспекте. 17 апреля 2010 года сфинксы возвращены на набережную Малой Невки.

Обрушение 1905 года

Египетский мост служил на протяжении 79 лет, в продолжение которых проводились неоднократные ремонты: в 1866, 1876, 1887, 1894 (замена нижнего настила), 1900 годах.

20 января (2 февраля) 1905 года по мосту проходил эскадрон гвардейской кавалерии, навстречу ему двигались 11 саней с возницами. В этот момент мост рухнул на лёд Фонтанки. Обошлось без человеческих жертв; погибли три лошади.

Ежедневная газета «Новости дня» писала 21 января 1905 года:

Сегодня в 12 ½ час. дня при следовании лейб-гвардии конного-гренадерского полка через Египетский цепной мост через Фонтанку, по направлению от Могилёвской улицы к Ново-Петергофскому проспекту, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строй справа по 3 в ряд, вместе с лошадьми (упали) в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов. Вся настилка моста вместе с перилами и скреплениями, разорвав цепи и сломав часть чугунной опоры, проломала лёд и оказалась на дне реки. <…> К 2-м часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приёмные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьёзно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось. Из лошадей одна затонула, две были искалечены и, вытащенные на берег, пристрелены. Причина несчастья, как предполагают, раскачка моста кавалерией при не вполне прочной конструкции. <…>

Газета «Новое время» писала: «Жалкую картину представляет теперь бывший Египетский мост… Только чугунные, выкрашенные в красную краску сфинксы молчаливо, загадочно смотрят на волнующуюся толпу…».

Внешние изображения
Доклад подготовительной комиссии с заключением экспертов о причинах обрушения Египетского моста через Фонтанку. 1906. ЦГИА СПб

Для расследования причин разрушения моста и выяснения обстоятельств аварии была создана специальная комиссия Городской думы. По мнению комиссии причиной аварии послужило плохое качество железа — наличие внутренней раковины в металле одного из звеньев цепи.

О причинах аварии Египетского моста можно услышать и прочесть массу небылиц, различных неточных мнений, а в учебниках физики этот факт без каких-либо доказательств служит для объяснения явления резонанса.

После разбора остатков конструкций от цепного моста остались только береговые устои и скульптуры сфинксов. Авария вызвала скептическое отношение к цепному Пантелеймоновскому мосту, который был разобран в 1907 году.

Вместо разрушенного моста в створе Усачева переулка по проекту инженера П. А. Лихачева был построен деревянный пятипролётный мост трапецеидально-подкосной системы. Открытие временного моста состоялось 16 апреля 1905 года. Трасса моста была весьма неудобной, поскольку въезды транспорта осуществлялись под прямым углом по нешироким набережным Фонтанки. С неоднократными ремонтами мост просуществовал до 1955 г. (1956 г.).

Во время блокады один из сфинксов пострадал при бомбардировке — восстановление скульптуры было произведено ленинградскими реставраторами после войны.

Катастрофа на Египетском мосту Левобережный портал моста после обрушения Открытие временного моста

Современная переправа

В 1907 году рассматривались три варианта проектов нового моста через Фонтанку по трассе цепного моста: первый из них предусматривал однопролётный арочный мост с ездой понизу, второй — трёхпролётный балочный, а третий — однопролётный арочный с ездой поверху.

В 1913 году инженер А. П. Пшеницкий и архитектор М. С. Лялевич составили проект моста, который предусматривал перекрыть Фонтанку пологими стальными арками, аналогичными по конструкции аркам нового Пантелеймоновского моста. Комиссия в составе Л. Н. Бенуа, М. П. Боткина и И. И. Кетова одобрила проект, однако его осуществлению помешала начавшаяся Первая мировая война.

В 1928 г. из-за ветхости временного моста вновь стал вопрос о возведении постоянного моста по трассе висячего Египетского моста. Проектирование моста затянулось на долгие годы, и только к 1955 году этот процесс был завершён (за этот период было составлено много вариантов проекта моста: в 1928—1930 годах — семь, в 1949 году — два, в 1954 году — три, в 1955 году — два.

Проект Египетского моста создавался в двух проектных институтах: конструктивная часть разрабатывалась в Ленгипроинжпроекте главным инженером проекта В. В. Демченко, а архитектурная — в Ленпроекте архитекторами П. А. Арешевым и В. С. Васильковским. Мост был построен в 1955 году.

Испытание моста было проведено кафедрой мостов и тоннелей ЛИИЖТа; при этом в качестве испытательной нагрузки были использованы четыре машины на гусеничном ходу массой по 43 т.

24 февраля 1989 года с одним из сфинксов столкнулся автомобиль, от сильного удара скульптура упала в Фонтанку. Позже скульптура была поднята из воды и восстановлена.

В 2004 году была произведена комплексная реставрация одной скульптуры сфинкса: выполнен ремонт гранитного постамента и скульптуры.

В 2006 году была произведена реставрация остальных трёх скульптур сфинксов, работы были приурочены к очередной годовщине основания Петербурга, они проходили как этап акции «Магазин подарков ко дню рождения города». Торжественное открытие скульптуры состоялось 27 мая 2006 года

Конструкция

Сфинкс у Египетского моста

Мост однопролётный. Трасса моста пересекает Фонтанку наискосок: продольная его ось относительно перпендикуляра к набережной составляет угол 20°. Расчётный пролёт составляет 44 м, ширина моста между перилами — 27 м, в том числе ширина проезжей части 21 м, а тротуаров — по 3 м.

Главные балки пролётного строения представляют собой двухшарнирные рамы с металлическими сварными ригелями двутаврового сечения. Нижний пояс их очерчен по кривой радиусом 98,484 м, а верхний — по параболе, «ноги» рамы выполнены из железобетона в виде сплошной стенки. Каждый ригель состоит из трёх монтажных секций. Для сокращения высоты сечения рам в средней части пролёта в работу главных рам включена железобетонная плита проезжей части. Плита проезжей части в поперечном направлении опирается на девять параллельных рам, отстоящих на 3,31 м друг от друга.

Устои моста монолитные железобетонные на свайном основании. Под устои забито по 162 деревянные сваи диаметром 32 см с уклоном 2:1, а под открылки — вертикальные — по 71. Длина свай — 19 м (устои), 14 м (открылки). Стенки устоев облицованы гранитными плитами. У сопряжения открылков с набережными на гранитных пьедесталах установлены скульптуры сфинксов, украшавшие подвесной Египетский мост. У въездов на мост на гранитных постаментах установлены обелиски фонарей освещения. Обелиски выполнены из железобетона с художественной чугунной облицовкой.

В архитектурном отношении стилизация рамы под арку оказалась удачной — силуэт моста органично вписался в панораму Фонтанки. Авторы архитектурного оформления архитекторы П. А. Арешев и В. С. Васильковский в решётках и декоративных обелисках моста использовали мотивы древнеегипетского искусства. Фасадные плоскости пролётного строения моста и поверхности обелисков украшены накладными розетками, архивольтами, кронштейнами и т. п. Перильное ограждение чугунное художественного литья. На открылках устоев установлены гранитные парапеты. Тротуары отделены от проезжей части высоким гранитным поребриком.

Примечания

  1. Мосты Ленинграда, 1986, с. 273.
  2. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 44. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  3. 1 2 3 4 5 6 Мосты Ленинграда, 1986, с. 81.
  4. Повесть о ленинградских мостах, 1971, с. 66.
  5. Кочедамов, 1959, с. 214.
  6. 1 2 Мосты Ленинграда, 1986, с. 79.
  7. 1 2 Мосты Ленинграда, 1986, с. 82.
  8. 1 2 Степнов, 1991, с. 303.
  9. 1 2 3 Кочедамов, 1959, с. 216.
  10. 1 2 3 4 Мосты Ленинграда, 1986, с. 83.
  11. Кочедамов, 1959, с. 214—215.
  12. 1 2 3 4 5 6 Мосты и набережные Ленинграда, 1963, с. 66.
  13. 1 2 3 Мосты Ленинграда, 1986, с. 84.
  14. Кочедамов, 1959, с. 211.
  15. Мосты Ленинграда, 1986, с. 81—82.
  16. Кочедамов, 1958, с. 13.
  17. Сфинксы вернулись на Малую Невку. Фонтанка.ру (17 апреля 2010). Проверено 16 января 2015.
  18. Отчет С.-Петербургской городской Управы за 1875 год. — СПб., 1876. — С. 114, 115.
  19. С.-Петербургское городское общественное управление в 1887 году. Отчет городской управы. — СПб., 1888. — С. 52.
  20. С.-Петербургское городское общественное управление в 1894 году. — СПб., 1895. — С. LXIX, 409.
  21. Катастрофа на Египетском мосту // Новости дня. — 1905.
  22. Пукинский Б. К. 1000 вопросов и ответов о Ленинграде. — Л.: Лениздат, 1981. — С. 191. — 429 с.
  23. Повесть о ленинградских мостах, 1971, с. 74—75.
  24. 1 2 3 4 5 6 7 Мосты Ленинграда, 1986, с. 227.
  25. 1 2 Обзор строительной деятельности С.-Петербургского городского общественного управления за 1905 и 1906 гг. / Сост. Н. С. Нелюбов. — СПб., 1908. — С. 153. — 213 с.
  26. Повесть о ленинградских мостах, 1971, с. 138.
  27. О выборе типа для постройки Египетского моста // Зодчий. — СПб., 1907. — № 38. — С. 405.
  28. Повесть о ленинградских мостах, 1971, с. 76.
  29. 1 2 3 4 5 Мосты Ленинграда, 1986, с. 229.
  30. http://www.kolesa.ru Мост, который рухнул.
  31. Реставраторы вернули молодость сфинксу с Египетского моста. Фонтанка.ру (25 августа 2004). Проверено 16 января 2015.
  32. Петербург «засыпали» каменными подарками. Фонтанка.ру (27 мая 2006). Проверено 16 января 2015.
  33. Повесть о ленинградских мостах, 1971, с. 141.

История создания Египетского моста

Первоначально по своей конструкции это был цепной мост, появившийся один из первых в своем роде в Санкт-Петербурге. В то время, а именно в конце XVIII – в начале XIX веков, только зарождалась идея создания таких конструкций, причем одновременно сразу в нескольких развитых странах. Тогда только начинали использовать металл в строительстве, учитывая большую гибкость металлических сплавов по сравнению с чугуном. Таким образом, конструкторы XVIII века задумали новый формат переправы через реку – подвесное полотно на железных цепях.

Пионером в Санкт-Петербурге, а также одной из первых конструкций подобного типа был мост под названием Екатерингофский, который, к сожалению, уже не существует. В 1823 году начали строить второй, аналогичный мост – Патнелемоновский, и сразу же приступили к созданию Египетского моста, соединяющего два берега Фонтанки.

В начале XIX века во всем мире пользовалась большой популярностью тема изучения востока, и, в первую очередь, Древнего Египта. В архитектуре Петербурга это увлечение отразилось в виде фонтанов возле Пулковской горы, украшенных сфинксами. В Царском селе имеются ворота в Египетском стиле, а прямо напротив Академии художеств стоят известные всем сфинксы.

К сожалению, точной даты начала конструирования Египетского моста в Спб не сохранилось. Известно только, что в начале 1825 года уже был указ от главнокомандующего путей сообщений Питера, герцога герцог А. Вюртембергского, о необходимости срочного завершения процесса проектирования. Вниманию герцога были предложены два варианта конструкций с разными сметами, однако оба не подошли из-за показавшейся начальству дороговизны проекта. В итоге к исполнению взяли третий вариант, самый упрощенный, по которому переправа строилась по минимальному расстоянию между берегами Фонтанки, не учитывая географию прилегающих улиц.

Датой начала строительства принято считать 09.08.1825 года, когда забили первые сваи.

Работы велись не так быстро, как хотелось бы. Задержку в основном вызывали постоянные отсрочки каменных работ. В итоге для гранитных устоев моста был использован тот же гранит, что и для облицовки Михайловского замка. Проект предусматривал окончание работ до декабря 1825 года, но итоговые сроки сдачи были перенесены почти на год.

Так как мост не был самым первым в Питере, и у конструкторов уже имелся некоторый опыт, его конструкция представляла собой более легкую конструкцию Пантелеймоновского моста его улучшенный вариант. Поддерживали его три цепи, а порталы были украшены египетскими иероглифами. Также в украшении использовалась позолота.

Трудами П.П. Соколова были созданы чугунные фигуры сфинксов, установленные на пьедесталах возле мостовых устоев. Первоначально создали пару тестовых фигур, которые оставались долгое время в запасе. Уже во второй половине XX века они нашли свое применение на пристани возле Каменноостровского моста.

Торжественное открытие движения по Египетский мосту в Санкт-Петербурге, было назначено на 25.08.1826 года. Он получился почти 55 метров длиной, 11 метров шириной. Иногда его еще называли «поющим мостом» из-за лязга цепей, возникающего при ходьбе по мосту.

Крушение в 1905

Трагическое и вызвавшее неоднозначную реакцию в народе событие произошло морозным январским днем 1905-го года. 20 января египетский мост в Петербурге рухнул, не выдержав нагрузки от проходящего по нему полка кавалеристов.

В момент крушения на него также заехала колонна из одиннадцати саней. На такую нагрузку, конструкция, по-видимому, рассчитан не была, цепи оборвались, и все находящиеся на тот момент люди упали в Фонтанку.

Пресса говорила о том, что представители высших военных чинов, возглавлявшие полк, успели дойти до берега, тогда как основания часть кавалеристов, а также одна случайная женщина с ребенком – нет.

Событие произошло около 12:30, а уже к 14:00 всех пострадавших доставили на берег и оказали необходимую помощь. По официальной версии, крушение моста не привело к гибели людей.

Это событие было встречено жителями Петербурга с определенной долей недоверия. К тому же Египетский мост ремонтировали за год до события, в 1904 году, и проводили укрепительные работы незадолго до самого крушения – я начале января.

По результатам расследования пришли к выводу, что причина обрушения кроется в низком качестве используемого при строительстве металла. Он оказался хрупким, и имел полости.

Это событие стало классической иллюстрацией силы резонанса, применяющейся по сей день на уроках физики в школах. Предположительно, кавалерийский полк, маршируя в одну ногу, создал настолько сильный резонанс, что опоры моста не выдержали.

Сейчас попадая на мост военным отдается приказ маршировать не в ногу, чтобы не рисковать. Есть и противники этой версии. Резонанс вполне мог быть причиной создания повышенной нагрузки, но свидетели говорят о том, что значительная часть полка передвигалась верхом, то есть ни о какой ходьбе в ногу речь не шла.

Восстановление Египетского моста в Санкт-Петербурге

В любом случае конструкторы пришли к выводу о необходимости дополнительных проверок с целью не допустить больше таких аварий. Цепи в подобных конструкциях было решено заменить гибкими многопроволочными канатами, которые способны выдержать огромную нагрузку. Такая тактика строительства подвесных мостов начала внедряться уже в первые годы XX века.

Мост обвалился полностью. Единственным, что уцелело, были мостовые устои, выполненные из гранита, и стоящие на пьедесталах сфинксы. Его не спешили восстанавливать, но требовался проезд через реку.

Поэтому сразу же, в 1905 году, в районе переулка Макаренко построили деревянный мост. Однако он не прижился и был очень неудобный для проезда.

Для того, чтобы попасть на этот мост было необходимо выезжать с широкого Лермонтовского проспекта на очень узкую набережную. Проект нового Египетского моста никак не получить одобрение властей города. По одной из версий, за период с 1905 по 1913 год было разработано и предложено 17 вариантов, однако ни один не был реализован. Наступили сложные времена – началась Первая мировая война, по окончании которой разразилась Революция.

Новый Египетский мост в Петербурге построили только в 1954-1956 годах. В эксплуатацию его сдали 30.12.1955, разобрав деревянную временную переправу в следующем году. Архитекторы сохранили фигуры сфинксов на мостовых, присоединив к ним еще обелиски в виде торшеров.

В 1989 году в результате ДТП одна из фигур сфинксов оказалась в реке. Ее достали и вернули на прежнее место. В дальнейшем скульптуры реставрировались повторно в 2004 году. Новый мост получился 44 метра длиной и 27 метров шириной.

Достопримечательности рядом

По дороге к Египетскому мосту туристу выдается возможность отдохнуть немного, прогулявшись по таким известным питерским паркам, как Юсуповский или Измайловский сады, посетить усадьбу Г.Р. Державина. Если ехать до станции метро «Технологический Институт», то в шаговой доступности будет также океанариум Санкт-Петербурга.

Египетский мост – является настоящим украшением города, одним из знаковых мест Петербурга. Для некоторых он служит в качестве примера, говорящего о том, что все новое, лучше несколько раз проверить до введения в эксплуатацию. Для других – это мистический путь над рекой, охраняемый экзотическими творениями. К какой из категорий принадлежать, возможно решить лишь посетив эту достопримечательность Санкт-Петербурга.

Май 4, 2018 Евгения Решетникова

Родилась и живу в Петербурге. Очень люблю свой город. Здесь я смогла получить достойное образование, построить личную жизнь и найти интересную работу. Мне нравится рассказывать про Санкт-Петербург. Всегда рада поделиться интересной и актуальной информацией. Надеюсь была для вас полезной!

Добавить комментарий

Закрыть меню