Где находится алатырь

Герб и флаг города

Основные статьи: Герб Алатыря, Флаг Алатыря Герб города

Герб города утверждён Указом Императрицы Екатерины II 22 декабря 1780 года и представляет собой «Три золотых колчана, наполненные стрелами, в красном поле, в знак того, что сих мест жители сие орудие с похвалою употреблять умели».

Изначально в верхней части герба 1780 года находилась колонна с короной — герб Симбирской губернии. Также существовали советская версия герба (1979 года) и различные модификации дореволюционного, активно использовавшиеся в 1990-х — 2000-х годах.

Герб 1780 года был восстановлен в качестве официального символа города решением Собрания депутатов города Алатыря от 29 мая 2009 года. В левом верхнем углу — квадратный флаг Чувашской республики. Над гербом располагается пятиконечная корона из золотого кирпича, показывающая, что герб принадлежит городскому округу.

Флаг города

Флаг города — прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее композицию герба города Алатыря в красном и жёлтом цветах. Утверждён 29 мая 2009 и внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 5007. Флаг составлен на основании герба Алатыря, по правилам и соответствующим традициям вексиллологии, и отражает исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.

Символика

Лук и стрелы были важнейшим оружием дальнего боя и охоты на протяжении многих тысячелетий, и чрезвычайно широко употреблялись и в Древней Руси, и в Чувашии. При этом колчан, футляр для стрел, изготавливался из кожи, дерева, ткани, позднее из металла. Стрелы в колчане укладывались оперением вверх. На Руси чаще всего использовалось оперение в два пера. Оперение стрел многократно упоминается в летописях, былинах и других источниках и изображается на памятниках искусства. Сказки, притчи об отдельной стреле, которую легко можно сломать, в то время как пучок стрел остаётся невредимым, распространены на Руси как образ силы, они демонстрировали верность утверждения «в единении — сила».

Три колчана со стрелами на флаге Алатыря отражают историческую связь времён, в то же время они олицетворяют единство и сплочённость народа, проживающего на древней Алатырской земле, готовность служить защите Родины.

Красный цвет в средневековой геральдике считался династическим. Кроме того, он символизирует такие качества как благородство, справедливость, любовь к Богу и ближнему, мужество, храбрость, власть.

Жёлтый (золотой) цвет колчанов со стрелами олицетворяет Солнце — источник жизни и богатства, как материального, так и духовного. Золото символизирует такие качества и понятия как верность, милосердие, а также мудрость.

История

Официальной датой основания города считается 1552 год — время первого упоминания Алатыря в Патриаршей (Никоновской) летописи:

И учал государь мыслити з братом своим со князем Владимиром Андреевичем и з бояры и с всеми воеводами, как итти х Казани и на которые места; и приговорил итти государь надвое, вмещениа для людем, а самому государю итти на Володимерь и на Муром, а воевод отпустити на Резань и на Мещеру, а сходитца на Поле за Алатарем.

Данный текст — один из фрагментов описания последнего (третьего) похода Ивана IV на Казань, закончившегося покорением Казанского ханства.

Упоминание Алатыря в одном ряду с другими городами позволило историкам высказать предположение, что к тому времени город уже существовал. В частности, в «Географическом Лексиконе» Ф. А. Полунина приводятся сведения, указывающие на то, что Алатырь был основан ещё в XIII веке, во времена княжения Юрия Всеволодовича Владимирского как острог на месте мордовской деревни, который в XVI веке был перенесён Иоанном IV на новое, более удобное для крепости место.

Разногласия среди историков вызывает и то, когда в действительности русское войско во главе с царём проходило по территории нынешнего города. Так, один из исследователей истории Присурья В. М. Шишкин, считает, что Алатырь мог быть основан Иоанном Васильевичем во время не последнего, а ещё 1-го казанского похода (то есть в 1547—1548 годах).

Безусловным и неоспоримым является лишь тот факт, что поселение на месте современного города существовало задолго до его упоминания в русских летописях. Это подтверждается найденными остатками древнего городища (предположительно принадлежавшего одному из мордовских племён), и археологическими находками (в том числе X—XII веков), и сохранившимся в топонимике Алатыря названием эрзянского поселения Сандулеи (эрз. — Сянглей, «Развилка реки»).

Так или иначе, не позднее 1552 года (по версии В. Э. Красовского — 4 августа 1552 года) царь Иоанн Васильевич подошёл со своим войском к высокому берегу Суры в месте впадения в неё реки Алатырь и «…приказал тут же при себе… построить город рубленый и укрепить его по всем правилам тогдашнего крепостного искусства, назвав его по имени реки — Алатырем». Именно с этого времени началась история города Алатыря как русского военного, культурного и религиозного форпоста на восточных границах Русского государства. Среди татар Камышлинского района Самарской области свыше 500 лет ведется шаджарэ (родословная) восходящая к двум братьям, один из которых в начале XVI в. владел Алатырем. За военные заслуги они получили от Мухамед Амина бахдур хана земли вдоль реки Сок, которые относятся в настоящее время к Республике Татарстан, Самарской и Оренбургской областям. Братья переселились туда со своими крестьянами — мокшей и чувашами (в настоящее время большинство из этих сел считается русскими). В записях Челеби упоминается Алатырь как территоия иштяков, где есть мечети. Скорее всего это уже только память о более ранних временах, когда булгаро-татары составляли значительную часть населения.

Вместе с Васильсурском и Курмышом эти остроги стали проводниками военно-административного влияния Нижнего Новгорода — «правой руки» объединённого Российского государства, обращённой на восток, на земли чуваш — «нагорных черемис». Чуваши за год до взятия Казани получили в Москве грамоту Иоанна Васильевича о добровольном вхождении, и это, по мнению историков, решило судьбу Казанского ханства. Так что отмеченные в июне 2001 года 450-летний юбилей Алатыря и 450-летие взятия Казани в 2002 году связаны весьма тесно.

План Алатыря из Полного собрания законов Российской Империи (1839)

После того, как основанный в 1648 году русский Синбирск стал крупным административным центром, горная сторона, «висевшая» между Нижним и Казанью, оказалась «растянутой» между вершинами треугольника — Синбирском, Нижним Новгородом и Казанью. Южные её районы, а также юг нижнего Посурья с Алатырем (то есть южная часть Алатырской провинции), не раз передаваемые от Казани к Нижнему и обратно, в 1780 году отошли к Симбирскому наместничеству (затем к одноимённой губернии). В том же году Алатырь стал городом.

Интересно, что в XVIII в. воеводой Алатыря в течение десяти лет был бывший морской офицер Иван Васильевич Новиков (отец будущего великого русского просветителя и масона Николая Ивановича Новикова). Иван Васильевич оставил память, как принципиальный управленец, по словам А. Западова, «приученный строго блюсти законы и выполнять команды старших начальников».

В XIX веке город развивался по плану, утверждённому в 1804 году Александром I. На Симбирск, кстати, ориентировалась в XIX веке и большая часть Чувашии, по крайней мере, в культурном отношении (влияние Нижнего Новгорода не шло дальше Ядрина, а Казань была центром татарским и исламским. В этом плане, Алатырь — город двух монастырей, крупный миссионерский центр стал культурным форпостом Симбирска.

4 июля 1906 года во время страшного пожара сгорел древний Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь основанный в 1584 году. Сгорели в нём все монастырские здания, в том числе и храмы, из которых древний храм, составлявший главное украшение монастыря, до настоящего времени представляет из себя одни обгоревшие стены, сохранившие только вид храма… стр. 137—138 Оренбургские Епархиальные Ведомости № 17—18 1909 г. от 30 апреля.

Алатырь. Симбирская улица (ныне улица Ленина). Фото нач. XX века

Советская власть внесла свои коррективы в ситуацию: для молодых национальных автономий были «взращены» собственные политические, экономические и культурные центры. Так выдвинулись вперёд Чебоксары и Саранск. Соответственно, тройная периферия, включавшая всю нынешнюю Чувашию, половину Мордовии, юго-восток Нижегородской и северо-запад Ульяновской областей перестала существовать. Реликт этой территории — общая периферия четырёх городов (Нижнего Новгорода, Чебоксар, Ульяновска, Саранска) с центром в Алатыре, место пересечения разных экономических зон, исторических, культурных регионов и национальных ареалов. Отсюда до Саранска 145 км, до Ульяновска 160 км, до Чебоксар 185 км.

Проведённое в 1920-х годах административно-территориальное межевание привело к ликвидации ряда периферийных территорий. Части Алатырского уезда, с которыми город до тех пор имеет тесные связи, были переданы Нижнему Новгороду, Мордовии и Ульяновску, сам же Алатырь, преимущественно русский город, несмотря на протесты Алатырского уисполкома и Ульяновского губисполкома, совершенно не учитывая мнение населения, в 1925 году был передан из Симбирской губернии в состав вновь образованной Чувашской АССР, хотя в Алатырском уезде тюрков почти не было вообще.

Здание начала XX века в центре Алатыря

1 сентября 1961 года в городскую черту Алатыря включены село Ямской Посад (ныне район Ямская) и деревни Мирославка и Голодяевка.

Экономическое развитие города

В 1893 году через город прошла железнодорожная линия Рузаевка — Свияжск, были построены депо и железнодорожные мастерские (позднее — паровозоремонтный завод).

До войны промышленность развивалась на дореволюционном фундаменте, в 1950-60-е годы были построены заводы «Электроприбор» и «Электроавтомат», на базе бывших Центральных ремонтных мастерских (ремонт лесообрабатывающего оборудования) открыли электромеханический завод. В 1965 году была введена в действие бумажная фабрика.

Невнимание к проблемам Алатыря и его интересам в годы советской власти привело к тому, что самый крупный и развитый город республики уже к 1980 году превратился всего лишь в 4-й по численности и экономической значимости. Город развивался крайне низкими темпами: жилищное строительство финансировалось по остаточному принципу, его объёмы были значительно меньше, чем в других городах Чувашии, и не удовлетворяли даже текущие потребности. С 1970 по 1980 год не было построено ни одного нового промышленного предприятия, имеющиеся производства не расширялись. Хроническое недофинансирование работ по благоустройству и развитию городской инфраструктуры привело к серьёзному отставанию Алатыря в этой сфере (до сих пор в городе очень мало дорог с твёрдым покрытием и нет нормальной системы уличного освещения).

В 1976 году был разработан новый генеральный план Алатыря. Предыдущий был составлен в 1936 году, но так и не был реализован. Новый генплан постигла такая же участь: не были построены запланированные промышленные предприятия и современные жилые районы с развитой инфраструктурой, не развивалась транспортная система, так и не было создано необходимой базы для увеличения объёмов строительства и т. д. Соответственно, не был выполнен и основной пункт плана — увеличение населения города к 2000 году более чем в 2 раза (то есть с 46,4 тыс. чел. на 01.01.1975 г. до 90 тыс. — 100 тыс. чел. в 2000 году).

Тем не менее, промышленных предприятий в городе было не менее двух десятков, которые обеспечивали занятость и уровень жизни населения. Строились объекты инфраструктуры, лишь в конце 1980-х была построена новая больница. Застраиваее новый микрорайон Западный, появились новые школы и детские сады. В городе три кинотеатра и один филиал кинотеатра.

В период кризисных 1990-х годов производство значительно падает, промышленные предприятия закрываются, резко вырастает безработица, приводящая к регулярным миграциям в более благополучные районы. Полностью закрываются кинотеатры и книжные магазины. Уровень жизни населения резко снижается. Почти полностью прекращается асфальтирование и ремонт дорог, ухудшается медицинское обеспечение. Количество маршрутов общественного транспорта снижается до 3.

В 2000-е годы происходит небольшой подъём уровня жизни населения. Газификация города позволяет перейти на более удобное газовое отопление (при этом архитектурный облик города уродуется наружными сетями), развивается частный сектор. Построен физкультурный центр, закрыты музыкальные и художественная школы. Также в 2000-х прекратили существование четыре общеобразовательные школы (треть из существующих).

Архитектура и достопримечательности

Почти 500-летняя история города оставила в наследство большое число памятников церковной, гражданской и промышленной архитектуры. На сегодняшний день в Алатыре насчитывается около 90 зданий и сооружений, имеющих историческую и культурную ценность. Два из них являются памятниками федерального значения. Жилые дома, церкви и монастыри строились в различные исторические периоды, и зачастую являются уникальными объектами. Местные традиции деревянного зодчества и художественной обработки дерева в сочетании со стилевыми приёмами классицизма, модерна, эклектики, создают неповторимый колорит старинных улиц и переулков Алатыря. И это, в свою очередь, делает ещё более острым вопрос о необходимости принятия комплексных масштабных мер по восстановлению и реконструкции исторического центра города с целью сохранения неповторимой, самобытной культуры Алатырского края.

В число наиболее ярких и значимых памятников города Алатыря входят:

Жилые и общественные зданияЖилой дом, улица Ленина, дом 7, Алатырь

  • Казначейство (сер. XIX в.)
  • Дом купцов Поповых (кон. XIX в.), — ул. Кирова, 1.
  • Дом купца Антонова (1859 г.) — ул. Горшенина, 28.
  • Здание магазина (1900-е гг., модерн) — ул. Ленина, 10.
  • Дом купца Н. П. Лебедева (1898 г.)
  • Земская управа (сер. XIX в.)
  • Дворянское собрание (с 1911 г. — кинотеатр «Патэ»).
  • Типография С. Ф. Родионова (1882 г., перестроена в 1913 г.)
  • Дом Штанковского (типография и книжный магазин С. К. Пшеничникова).
  • Здания реального училища (кон. XIX в.)
  • Городское училище (1908—1911 гг., арх. Ф. О. Ливчак).
  • Женская гимназия (1908 г.)
  • Здание уездного суда (1912 г.)
  • Духовное училище (кон. XIX в.)
  • Здание трактира (1908 г.), в советское время в здании располагалась столовая № 2.
  • Жилой дом по ул. Ленина (XIX в.), памятник деревянного зодчества.
  • Гостиница «Сибирь» (1900-е гг.) — ул. Комсомола, 69, находится в аварийном состоянии, разрушен 2-й этаж.

Промышленная архитектура

  • Казённый винный склад (1898 г., арх. Павловский, Моргулин, Трескин), ныне в здании располагается техникум железнодорожного транспорта).
  • Водонапорная башня (1912 г.)
  • Железнодорожное депо ст. Алатырь (1893 г.)
  • Производственные цеха паровозоремонтного завода (1893 г.), в настоящее время — Алатырский механический завод

Русская православная церковь

Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи (1703)

  • Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи (1703 г.) — памятник федерального значения.
  • Николо-Знаменская церковь (1770 г., классицизм) — памятник федерального значения.
  • Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1747 г.)
  • Казанская (Пятницкая) церковь (1779 г., псевдорусский стиль), — находится в аварийном состоянии, пожар 2001 года уничтожил шатровую крышу колокольни.
  • Крестовоздвиженская (Полевая) церковь (1826 г., классицизм).
  • Иверская (Больничная) церковь (1846 г.)
  • Церковь Иакова Алфеева (1875—1895 гг.)
  • Церковь Рождества Христова (1755 г.), находится в аварийном состоянии.
  • Софийская церковь (1787 г.), имеются утраты, используется как цех завода «Электроприбор».
  • Собор Святого духа Свято-Духовой пустыни (1830—1833 гг.), имеются значительные разрушения.
  • Свято-Троицкий мужской монастырь (изв. с 1584 г.)
  • Настоятельские и монашеские покои (1820—1830 гг.)
  • Церковь Св. Сергия Радонежского (1800 г.)
  • Придел Божией Матери Казанской и пещерная церковь Серафима Саровского (1849 г.)
  • Киево-Николаевский Новодевичий монастырь (основан в 1639 г.):
    • Вознесенская церковь (1753 г.), имеются утраты.
    • Покровская церковь (1764 г.)
    • Надвратная Церковь Святителя Николая (1737 г.)

Ссылки

  • Администрация г. Алатырь
  • Алатырь в энциклопедии «Мой город»
  • Фотографии Алатыря
  • Герб и флаг г. Алатырь
  • Список памятников культурного наследия города Алатырь в Викигиде
Словари и энциклопедии

Населённые пункты на Суре (от истока к устью)

Сурск | Чаадаевка | левый приток Уза | Пенза | Сура | правый приток Инза | Большие Березники | Болтаевка | Сурское | правый приток Барыш | Барышская слобода | Сара | Иваньково-Ленино | Стемасы | правый приток Бездна | Алатырь | левый приток Алатырь | Явлеи | Сурский Майдан | Сыреси | Порецкое | правый приток Киря | Ряпино | Козловка | Устиновка | левый приток Меня | Мурзицы | Бегичёво | Ратово | Барятино | Карачары | Языково | Лекаревка | Бакшандино | Княжиха | Шахово | левый приток Пьяна | Козловка | Ильина Гора | Курмыш | Козловка | Ядрин | Сареево | Новое Ядрино | Иваньково | Лесной | Красное Селище | Этвайнуры | Новая Слобода | Васильсурск | Лысая Гора | Петровский

см. далее: Волга

Населённые пункты на Алатыре (от истока к устью)

Алатырь | Новобогородские Выселки | Пурьев | Крамзинка | Пески | Аксел | Николаевка | Григорьевка | Цыгановка | Каналгуши | Петровка | Малиновка | Обухово | Шутилово | Бутская | Орловка | Курилиха | Новомихайловка | Мадаево | Малая Пуза | Масалки | Пузская Слобода | Байково | правый приток Рудня | Ильинское | Кочкурово | Кендя | Гуляево | Кергуды | Кемля | правый приток Инсар | Смольный | Каласево | Ардатов | Тургенево | Ахматово | Алатырь

см. далее: Сура

Алатырь — город с уникальной архитектурой. Город Алатырь расположен в Среднем Поволжье, в республике Чувашия, на левом берегу реки Сура, вблизи впадении в неё притока Алатырь. Официальной датой основания города считается 1552 год — время первого упоминания Алатыря в Патриаршей (Никоновской) летописи. Основан в 1552 году по указу Ивана IV Грозного во время его похода на Казань как укреплённый пункт для охраны границ Московского государства в устье реки Алатырь. По-чувашски город зовётся Улатор, по-мордовски — Раторош. По преданию Алатырь возник на месте где находился походный царский стан.

Историческая справка города

Построенный для защиты от казанских татар, Алатырь уже с XVI века управлялся воеводами и считался важным опорным пунктом в Поволжье. В XVIII веке потерял своё военное значение и стал торгово-ремесленным центром. Почти 500-летняя история города оставила в наследство большое число памятников церковной, гражданской и промышленной архитектуры. На сегодняшний день в Алатыре насчитывается около 90 зданий и сооружений, имеющих историческую и культурную ценность. Два из них являются памятниками федерального значения. Жилые дома, церкви и монастыри строились в различные исторические периоды, и зачастую являются уникальными объектами. Местные традиции деревянного зодчества и художественной обработки дерева в сочетании со стилевыми приёмами классицизма, модерна, эклектики, создают неповторимый колорит старинных улиц и переулков Алатыря.

Сегодня Алатырь – средоточие русской культуры в Чувашии

Сегодня Алатырь – город не только с неповторимой историей, и уникальной архитектурой, но и это настоящий православный центр Поволжья. В городе хорошо сохранилась средневековая планировочная структура центральной части с радиальной системой улиц, направления которых обозначены высотными акцентами в виде культовых каменных сооружений, реализованы проектные предложения первого регулярного плана 1804 года с упорядоченной сеткой улиц . У туристов большой интерес вызывает квартал купеческих особняков в исторической части города, придающий Алатырю особый колорит. Редко где еще сохранился подобный ансамбль из старинных домов, выстроенных в стиле классицизма, модерна, эклектики.

Самые дешевые билеты из Москвы в Чебоксары и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

Прямой

Найти от 3 057

1 пересадка

Найти от 4 709

2 пересадки

Найти от 9 007

Алатырь является крупным православным центром

Киево-Николаевский Новодевичий монастырь был основан в 1639 году.
Предыстория его появления такова. В 1638 году, в связи с гонениями на православную церковь, игуменья Ладинского девичьего монастыря Елизавета Летинская с сестрами бежали из Литвы. В пограничный московский город Путивль «богомолицы пришли ограблены, наги и босы, и голодны, а монастырского никакого заводу ничего не осталось». Отсюда игуменья отправляет челобитную на имя царя с просьбой разместить их в одном из монастырей. Просьба была уважена. Их переводят в Брянск, а отсюда в Алатырь на житье в Николаевский девичий монастырь, основанный в 1603 году. В годы «смуты» он был разрушен и восстановлен только в 1622 году. К 1639 году монастырь влачил жалкое существование. За ветхостью церковь монастырская пошатнулась, крыша и паперть обломились, кельи повалились.Тогда вновь прибывшими и было принято решение основать новый монастырь на пустопорожнем месте: «под стеною, близко от Силинской башни, вверх по Суре реке, подле острогу да орешника». С весны 1639 года началось строительство деревянной церкви во имя святого Николая Мирликийского чудотворца, келий, трапезной, поварни, хлебной. В 1640 году построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Монастырь никогда не был обделен вниманием царствующих лиц, что выражалось в различных дарах.

В XVIII веке деревянные церкви заменены каменными. В 1737 году строится надвратная церковь святителя и чудотворца Николая в традиционном стиле: «восьмерик на четверике», в 1753 гоу церковь Вознесения Господня, а в 1764 году – во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В конце XIX – начале XX веков в монастыре проживало более 200 сестер. Территория монастыря ограждена стеной с угловыми башнями. Комплекс зданий в стиле барокко.

Алатырский Троицкий монастырь был основан по преданиям в 1584 году. на отлогом берегу реки Алатырь. Первоначально все здания были деревянными и они не обеспечивали защиты от набегов татар и мордвы. Особенно пострадал монастырь в «смутное время»: «игумен и братья, и служки, и крестьяня… от насильства разбрелись розно, и монастырь де розорен, и монастырская вотчина запустела».В 1615 году монастырь по причине его бедствия был приписан к Троице-Сергиевой Лавре (лаврой называли особо выделенные по значимости, древности, обилию святынь монастыри; в России их всего было четыре). В монастыре скапливались огромные богатства. Монастырское хозяйство полностью обслуживалось крестьянами. В 1748 году, на месте деревянной церкви Святой Троицы, находившейся в центре монастыря, началось строительство каменного храма, которое завершилось в 1753 году. Храм был выстроен в два этажа. В начале XIX века храм был перестроен. В это же время была построена отдельно стоящая каменная трехъярусная колокольня «изящной архитектуры».

Колокольня возведена в традиционном храмовом стиле XI—XII веков и напоминает башни Московского Кремля, знаменитого храма Вознесения в Государственном историко-архитектурном музее-заповеднике «Коломенское» и других старинных храмов и колоколен шатрового типа. К 2000 году были восстановлены Вознесенский, Покровский храмы, вновь построена Никольская надвратная церковь.

Храм Воздвижения Креста Господня был построен в 1826 году вместо деревянного на народные пожертвования. Первоначально храм являлся трехпрестольным, главный алтарь которого был освящен в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, приделы — в честь Всех Святых и иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Церковь была расположена на территории городского кладбища и в ней проводились отпевания, поэтому в народе она до сих пор носит название Кладбищенская. Каменный купольный храм с трапезной имеет следующую композицию: четверик церкви, завершенный куполом на высоком барабане; трапезная, несколько вытянутая, трехъярусная колокольня. Храм Воздвижения Креста Господня — единственный храм Алатыря, который практически не закрывался (исключение — период 1938 — 1944 гг.).

Трехпрестольная церковь Казанской Божией Матери с приделом Святой мученницы Параскевы, нареченной Пятницы. Построена на средства прихожан в 1779 году вместо сгоревшой старой деревянной в 1754 году. Колокольня с приделом прп. Кирилла Новозерского Чудотворца в 1887 — 1890 годах построена на «иждивение» алатырского купца 2-й гильдии К. Н. Попова, позднее его усыпальница. Слева от церкви находится двухэтажный дом, построенный в 1887 году на средства того же купца и подаренный церковно-приходской школе и церковному попечительству. В 1957 году церковь была признана памятником архитектуры. В 1958 году весь окружающий квартал церкви снесли (чем нанесли непоправимый ущерб историческому центру. В 2008 году церковь передана Чувашско-Чебоксарской епархии.

На месте, где сейчас стоит храм Св. Ап. Иакова Алфеева была деревянная однопрестольная церковь, основанная в 1749 году. Со временем она обветшала, и на ее месте было решено воздвигнуть каменную церковь. Первый камень церкви был заложен в 1875 году. Церковь строилась, в основном, на пожертвования прихожан, жителей Ямского Посада. Многие откликнулись и принимали самое активное участие в постройке нового храма. В конце 1894 года, на специально сооруженных подмостках, как бы на бревенчатых санях, (в упряжке 12 лошадей) из города Симбирска был привезен главный колокол. Он был установлен на колокольню высотой около 40 метров.Сейчас храм возвращен верующим.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы — один из самых древних (1747 год) и самых красивых храмов Алатыря. Расположен на крутой возвышенности левого берега реки Сура в историческом центре города, на так называемом Венце. Богослужение в храме возобновлено в 1994 году. Центральная часть креста завершается восьмериком с куполом и главкой на круглом барабанчике. Интерьеры с настенной живописью не сохранились.

Однопрестольный храм Божией Матери Иверской был выстроен в 1846 — 1847 годах на средства Удельного Ведомства (государственное ведомство, управлявшее крестьянами, принадлежащими царской династии). Строительство храма было связано с созданием в Алатыре первого женского «хозяйственного училища для крестьянских дочерей». Храм был возвращен Русской Православной Церкви в 2003 году.

Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи — древнейший, вероятно самый первый храм города Алатыря, заложенный, по преданию, царем Иоанном Васильевичем. Каменный теплый собор был сооружен на месте деревянной церкви в 1703 году. Храм расположен в историческом центре города на высоком левом берегу реки Сура, на так называемом Венце. Кирпичная церковь, построенная как зимний храм соборного комплекса. Бесстолпный четверик с полукруглой апсидой и трапезной. Завершен поясом мелких декоративных кокошников и декоративным пятиглавием. Декор здания характерен для архитектуры в стиле барокко. Окна оформлены килевидными сандриками, плоскости стен декоративными поясами поребриков и городков. На западном фасаде трапезной сохранились фрагменты декоративного валика обрамляющего портал. В 2000 возвращена верующим.

Другие храмы города:

— Николо-Знаменская церковь (1770 год, классицизм) — памятник федерального значения
— Церковь Рождества Христова (1755 год)
— Софийская церковь (1787 год)
— Собор Святого духа Свято-Духовой пустыни (1830—1833 гг.)
— Церковь Св. Сергия Радонежского (1800 од.)
— Придел Божией Матери Казанской и пещерная церковь преподобного Серафима Саровского (1849 г.)
— Вознесенская церковь (1753 год)
-Покровская церковь (1764 год).

Удачно была сформирована панорама города, которая удивительно красиво воспринималась с реки и другого берега Суры. Один из известнейших историков и литераторов Симбирской губернии В.Э.Красовский в 1902 г. писал о городе Алатыре, что это «бесспорно, есть лучший из уездных городов губернии после Сызрани, как по богатству населения, так и по наружному виду».

Жилые и общественные здания достойные внимания:

  • Казначейство (середина XIX века)
  • Дом купцов Поповых (конец XIX века), — ул. Кирова, 1
  • Дом купца Антонова (1859 год), — ул. Горшенина, 28
  • Здание магазина (1900-е годы, модерн), — ул. Ленина,10
  • Дом купца Н. П. Лебедева (1898 год)
  • Земская управа (середина XIX века)
  • Дворянское собрание
  • Дом Штанковского (типография и книжный магазин С. К. Пшеничникова)
  • Здания реального училища (конец XIX века)
  • Духовное училище (конец XIX века)
  • Здание трактира (1908 год)
  • Жилой дом по ул. Ленина (XIX век), — памятник деревянного зодчества
  • Казённый винный склад (1898 год, архитекторы Павловский, Моргулин, Трескин)
  • Водонапорная башня (1912 год)
  • Железнодорожное депо станции Алатырь (1893 год)

В границах Алатыря расположены особо охраняемые природные территории. Среди них расположенный на правом берегу реки Суры дендрологический парк, где произрастают более 500 видов и 99 редких пород деревьев и кустарников. В южной части расположена Дубовая роща – очень живописное место в видом на реку Суру, слияние с рекой Бездна и Засурье. Скверы и парки в центральной части города создали неповторимый пейзаж старинного российского города, города малинового звона.

Ну и напоследок, бытует интересная легенда, рассказывающая нам о названии города. Якобы, имя крепости дали из-за легендарного Алатырь-камня, считающегося в славянской мифологии центром мира. Если верить сказаниям, этот камень затерян где-то в морских водах на острове Буяне. И именно там стоит трон мирового царствования. По легенде, Алатырь-камень обладает волшебными свойствами — из-под него вытекают все целебные реки с «живой» водой. Как бы то ни было, но никакого подходящего под описания камня и острова близ Алатыря не видно, но красивая легенда и романтично звучащее название города от этого нисколько не портятся.

Самые дешевые билеты из Москвы SKX и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

Прямой

Найти от 3 810

1 пересадка

Найти от 7 032

2 пересадки

Найти от 12 816

Как добраться до города

Город равноудален от соседних региональных центров: отсюда до Саранска 145 км, до Ульяновска 160 км, до Чебоксар 185 км. До этих городов легко добраться на машине или на автобусе (с автовокзала). Через него проходит важная железная дорога Казань — Канаш — Пенза, а трасса Алатырь — Ядрин соединяет город с магистралью М7 «Волга» Москва — Нижний Новгород — Казань. Наконец, через Алатырь проходит и дорога Нижний Новгород — Ульяновск. Словом, добраться можно и на поезде, и на автобусе

Основание поселения и происхождение названия
Происхождение названия города Алатырь – загадка для большинства современных учёных. Ни один известный исследователь не обошёл стороной этот вопрос. Существуют не только научные, но и народные версии происхождения. Одна из первых попыток объяснить происхождение загадочного названия была сделана ещё в 1764 году А. И. Свечиным, утверждавшим, что слово «алатырь» происходит от имени мордвина Алата. Мордвин основал деревню, которая была названа в его честь – Алатырь. Иван Грозный заложил на месте деревни город, наследовавший название прежнего населённого пункта. Есть и тюркская версия, согласно которой слово «ала» переводится как «пёстрый», а «тура» – «дом», «жилище». Некоторые учёные связывают название с мистическим камнем Алатырь, который, по приданиям, лежит на Волге, в устье реки.
Рождение Алатыря связано с колонизацией Поволжья в XVI веке. Согласно легенде, недалеко от того места, где расположен современный Алатырь, находился небольшой острог. Скорее всего, так оно и было. Многие русские города начинали свою историю именно с таких небольших острогов, в которых жили служилые люди, охранявшие государственную границу. Годом основания Алатыря принято считать 1552. В этом году были сделаны первые заметки о городе в летописи. В 1552 году Иван Грозный решил пойти на Казань. В середине лета русские отправились покорять татарский город. В числе населённых пунктов, через которые проходили войска Ивана Грозного, упоминается и Алатырь.
Известно, что население города состояло в основном из военнослужащих и их семей, что ещё раз подтверждает существование крепости. В те годы город не мог существовать отдельно от крепости, так как новое поселение всегда возникало вокруг военного укрепления. Крепость была защитой для жителей города. В ней можно было укрыться во время вражеских набегов. В остроге, как правило, находились городская администрация, церковь, тюрьма и т. д. В свою очередь, крепость также не могла существовать отдельно от населённого пункта. Военные из алатырской крепости не были однородной массой. Они делились на дворян, бояр и стрельцов. Наиболее боеспособными считались стрельцы. Эта должность была пожизненной. Уйти в отставку могли только глубокие старики или инвалиды.
Город в XVII веке
В Смутное время Алатырь не остался в стороне от всеобщих волнений. Жители города выступили «за царя Дмитрия». Но самозванец правил недолго. Вскоре царём стал Василий Шуйский. Новый царь назначал воевод (выполняли административные функции в городе) из числа своих родственников. Так в Алатыре появился воевода Ждан Сабуров. В 1606 году в городе вспыхнуло восстание. В начале 1607 года восстание было подавлено. Но летом того же года город снова переходит в руки повстанцев, власть которых длилась в Алатыре до 1610 года. Летом 1610 года Шуйский был свергнут. Управление страной переходит в руки «семибоярщины», открывшей доступ в Москву шведам и полякам. Приход иностранцев вызвал недовольство народа. Алатырцы также не остались в стороне от изгнания чужеземцев. В конце 1613 года Москву освободили от иностранцев, а уже в начале 1613 года царём был избран шестнадцатилетний Михаил Романов.
До середины XVII века жить в Алатыре было небезопасно. На город из степей периодически нападали кочевники. Чаще всего это были ногайцы. К середине века положение значительно улучшилось благодаря строительству оборонительной линии на южной границе государства. До конца XVII века городом управляли воеводы. Но основной их функцией была не оборона Алатыря, а сбор налогов. Население города значительно изменилось. Теперь основу его составляли не военнослужащие, а торговцы и ремесленники. Вокруг Алатыря оставалось ещё немало пустовавших земель. Почва здесь была плодородная, урожаи – богатыми. Всё это способствовало колонизации. Московское правительство жаловало пустовавшие земли наиболее отличившимся на государственной службе. Были случаи и самовольного захвата территорий. Местное население вынуждено было подавать жалобы царю.
Восстание Степана Разина также вошло в алатырскую летопись. В сентябре 1670 года Разин подошёл к Симбирску. Алатырь же был опорным пунктом для борьбы с восстанием. Именно в этом городе, согласно царскому указу, были сформированы войска для борьбы с «богоотступником, вором и изменником». Несмотря на все усилия, предпринятые царскими войсками, спасти город так и не удалось. 21 сентября 1670 года после продолжительной и кровопролитной битвы Алатырь был взят и сожжён. Воевода со своей семьёй и некоторыми представителями дворянского сословия попытались спрятаться от сторонников Разина в церкви, надеясь, что восставшие не тронут святыню. Но религиозные чувства не смогли остановить захвативших город. Церковь также была сожжена, а прятавшиеся в ней люди сгорели заживо. К моменту освобождения от Алатыря не осталось практически ничего.
Развитие Алатыря в XVIII веке
К началу XVIII века городу с трудом удалось восстановиться. После административно-территориальной реформы Петра I Алатырь стал относиться к Казанской губернии. После того, как территория губернии была разделена на провинции, Алатырь становится центром одной из них. Во времена правления Екатерины II городу было пожаловано самоуправление. В 1770-е годы в России проводилась очередная административно-территориальная реформа. Изменились также и органы управления. В 1780 году Алатырь получил новое административное подчинение. Город вошёл в состав только что образованной Симбирской губернии, бывшей прежде наместничеством. В начале 1781 года была закрыта провинциальная канцелярия.
Основным занятием населения Алатыря продолжает оставаться торговля. Городские купцы отправлялись за товаром в Москву. В столице обычно покупались ткани, предметы роскоши, одежда. Приобретённый товар сбывался в провинциальных населённых пунктах Алатыря. Одновременно с продажей московского товара проводилась закупка сельскохозяйственной продукции. У деревенских жителей покупали сало, пеньку, воск и перепродавали в Алатыре и других крупных городах. Земледелие продолжает играть значимую роль в жизни алатырцев. В конце XVIII века в России широкое распространение получил картофель. Пришёл иноземный овощ и в Алатырь. Некоторые жители города уходили в бурлаки. Кто-то нанимался на строительство церквей и казённых зданий.
Одним из наиболее значимых событий XVIII века для России стало восстание Пугачёва. Алатырь к тому времени успел пережить уже не одно восстание. В июле 1774 года отряд пугачёвцев вплотную подошёл к Алатырю. Примечательно, что по дороге от Курмыша до Алатыря пугачёвцы ни разу не столкнулись с правительственными войсками. Жители города решили, что для избавления от «разбойников» необходимо отслужить молебен. По свидетельствам очевидцев, алатырцы собрались в местном соборе. Вход в алтарь был оставлен открытым. Несмотря на огромное скопление людей, дорожка посередине собора осталась незанятой. Пугачёв вошёл в собор, не снимая шапки, прошёл по дорожке и, войдя в алтарь, сел на престол. Суеверные жители Алатыря были уверены, что такое поведение может себе позволить только «истинный помазанник божий», и, встав на колени, присягнули на верность новому государю. Пугачёв зачитал манифест. Согласно этому документу, крестьяне должны были получить земельные угодья. Дворян же следовало уничтожать. Всего в городе было уничтожено не менее двухсот человек. Через несколько дней после своего прибытия в Алатырь Пугачёв отправился в Саранск. Некоторые крестьяне последовали за «государем». После ухода Пугачёва в город вернулась законная власть. Начались расправы над бунтовщиками.
В первой половине XIX века
XIX век начался для россиян Отечественной Войной 1812 года. Осенью в Алатыре было созвано ополчение. Жители города участвовали в операциях по ликвидации вражеских гарнизонов в немецких городах. Многие жители Алатыря отличились в эти судьбоносные для страны годы своей доблестью, например, А. А. Крылов, дед выдающегося кораблестроителя А. Н. Крылова. Начав свою военную карьеру при Екатерине, он участвовал в суворовских итальянских походах. А. А. Крылов отличился в битве за Париж в 1814 году.
Несмотря на продолжительные военные действия в начале века, население Алатыря неуклонно росло. В 1809 году в городе проживало около четырёх тысяч жителей. В конце 1850-х в Алатыре насчитывалось уже около 9,5 тысяч. В 1820-х годах большинство российских ямщиков были отнесены к сословию государственных крестьян, что предполагало обложение соответствующими данному сословию повинностями и податями. Алатырские ямщики отказались от причисления их к крестьянам. В 40-х годах XIX века ямщики обратились к местным властям с прошением о своём переводе в мещанское сословие. В 1847 году прошение было удовлетворено. Однако жизнь новоявленных горожан не улучшилась. Основным их занятием оставалось хлебопашество. Но после причисления к новому сословию их земли были переданы в Департамент уделов. Земли стали сдавать в аренду всем желающим, не только ямщикам, на что последние не рассчитывали, подавая прошение о смене сословия. В конце 1850-х бывшие ямщики подали новое прошение. Они хотели вернуться в прежнее сословие, но, на сей раз, им было отказано.
Секта Милютинских
Одной из наиболее известных семей города в XIX веке была семья Милютинских. Прославились члены этой семью благодаря распространению ереси. Милютинским принадлежало небольшое предприятие по производству гладкой хлопчатобумажной ткани синего цвета, которую называли китайкой. В 1850-х годах семейство создаёт свою секту и начинает распространять ересь, вошедшую в историю под названием алатырская. Скопцы, так называли последователей Милютинских, проповедовали спасение души через борьбу с плотью при помощи оскопления (то есть, кастрацию), которому должны были подвергаться и мужчины, и женщины. Новых последователей вербовали в основном в крестьянской среде. Сами Милютинские были выходцами из крестьян. Новообращённым была обещана богатая и беззаботная жизнь. В 1852 году часть оскоплённых обратилась в суд. По решению властей большинство членов секты было сослано в Закавказский край. Небольшая часть еретиков была отправлена на военную службу. Фамильное предприятие Милютинских пришло в упадок.
Город во второй половине XIX века
По сведениям «Списка населенных мест Симбирской губернии» за 1859 год Алатырь – уездный город Алатырского уезда при реке Суре. В городе числилось 1 095 домов и 7 573 жителей обоего пола – 3 545 мужского и 4 028 женского. В Алатыре располагались: 9 православных церквей, 1 единоверческая церковь, 1 мужской и 1 женский православные монастыри, 4 училища, 2 больницы (городская и удельная), почтовая станция, ярмарка, 2 базара, пристань на Суре, 2 фабрики, 15 заводов. В 2-х верстах от города находилась пустынь. В документе содержатся и другие интересные подробности относительно города и уезда: «На Суре, в Симбирской губернии, считается до десяти пристаней, из которых самая важная в Алатырском уезде при селе Промзино-Городище (№260), откуда ежегодно отправляется средним числом до 200 судов, т.е. около 3/4 всего количества грузящихся на Суре в пределах Симбирской губернии. Другие пристани находятся при городе Алатыре и селениях его уезда…», «От Алатыря в направлении к Самаре, а оттуда на Яик, проторилась дорога, одна из самых бойких…».
Во второй половине века в Алатыре наблюдалось стабильное развитие. Большая часть населения города относилась к купеческому сословию (около 70%). Четвёртую часть города составляли крестьяне. Дворян и чиновников в Алатыре было не более 4%. Немногочисленные ремесленники играли в городе весьма значительную роль. Их численность в течение XIX века постоянно снижалась, что приводило к повышению спроса на пекарей, сапожников, кузнецов, маляров. Заработная плата ремесленников была сравнительно высокой: до 1 рубля 50 копеек в день. Крупных промышленных предприятий после ликвидации производства Милютинских в городе не стало. К мелкой промышленности относились один крахмальный и несколько кирпичных заводов. Вокруг города располагались ветряные, паровые и водяные мельницы.
В «Списке населенных мест Симбирской губернии» за 1897 год дано следующее описание города: «Алатырь – уездный город на левом берегу р. Суры, и при р. Алатыре, в расстоянии от С.-Петербурга в 1318 в., от Москвы 714 в. и от губернского города в 160 в. В Алатыре 9 церквей, из них 1 домовая, мужской и женский монастыри, мужская и женская прогимназии, трехклассное городское училище, 2 городских приходских училища, церковно-приходская школа, волостное училище, 1 больница, 3 богадельни, станция Московско-Казанской ж.д., почтовая станция, Алатырское Волостное Правление». На тот момент в городе было 1 204 двора, в которых проживали 9 606 человек – 4 537 мужского пола и 5 069 женского. Непосредственно к Алатырю прилегал Алатырский Посад, «близ р. Суры» (в документе он указан как отдельное поселение). Здесь было 292 двора и 1 813 жителей – 857 мужского пола и 956 женского. В Алатырском Посаде располагались церковь и приходское училище.
XX век
Первая Мировая война резко изменила жизнь алатырцев. Армии требовалось огромное количество обмундирования, производство которого было налажено в Алатыре. С 1914 по 1916 годы в самом городе и в уезде было произведено более шестидесяти тысяч пар сапог, более трёхсот тысяч шинелей и более четырёхсот тысяч рубах. В 1915 году в Алатыре учредили военно-промышленный комитет, в задачи которого входило снабжение флота и армии «предметами снаряжения и довольствия». Местные предприниматели отказались работать на благо российской армии, считая помощь фронту для себя невыгодной.
Вторым по значимости событием для города в новом веке стала революция. В 1917 году в Алатырь пришла новая власть. Наиболее тяжёлым испытанием ХХ века для жителей Алатыря стала Великая Отечественная война. Город не только осуществлял мобилизационную деятельность, но и производил всё необходимое для фронта. В самом начале военных действий жители города и района привлекались к строительству линии Укрепрайона. Линия была построена по берегу реки Сура и недалеко от прибрежных лесов. Оборонный рубеж имел не малое стратегическое значение, что обуславливалось целым рядом обстоятельств. Город находился в глубоком тылу. Социальная сфера и экономика были здесь достаточно развиты. Такой город должен хорошо служить нуждам фронта. В Алатырь было перевезено несколько оборонных предприятий. В городе нашло приют огромное количество эвакуированных. В Алатыре находилось 4 госпиталя для лечения раненых. В городе разместили запасной авиационный полк, в котором восстанавливали лётные навыки излечившиеся после тяжёлых ранений военные лётчики. В местном аэроклубе также шли интенсивные занятия. Огромное количество алатырцев изъявило желание пойти на фронт добровольцами. Именно для их подготовки и использовался клуб.
Послевоенный Алатырь нуждался в восстановлении экономики. Несмотря на то, что город находился в тылу, и боевых действий на его территории не было, ущерб, нанесённый городу войной, был огромным. Темпы восстановления были настолько высокими, что уже к началу 1947 года городу удалось превзойти довоенный уровень развития производства. За полтора года Алатырь выработал продукции более чем на 17 миллионов рублей. Строительство новых предприятий приходится на 50-е и 60-е годы. В эти годы появились такие предприятия, как «Электроприбор» и «Электроавтомат». В 1965 году была введена в эксплуатацию бумажная фабрика. К концу 60-х в городе появились завод по производству холодильников, сыродельный комбинат и комбикормовый завод. Таким образом, за 20 послевоенных лет Алатырь смог стать одним из промышленных центров Чувашкой Республики. Но главными считаются достижения, сделанные в сфере строительства новой жилплощади. Численность населения города постоянно росла, Алатырь нуждался в большем количестве жилых домов.
Значительные перемены в жизни алатырцев произошли в годы перестройки. В то время, как в других городах промышленные предприятия закрывались, оставляя множество семей без средств к существованию, большинство алатырских предприятий смогли выжить в новых экономических условиях, сумев под них подстроиться. Секрет успеха предприятий в Алатыре состоял в том, что руководство заводов и фабрик постоянно внедряло новые технологии, позволяя продукции оставаться конкурентоспособной.
Как считают сами жители Алатыря, за последние 2 десятилетия их родной город значительно преобразился. Благодаря огромному количеству исторических памятников в городе чувствуется связь прошлого и настоящего. Несмотря на то, что храмов и церквей в городе и его окрестностях более чем достаточно, алатырцы продолжают возводить новые святыни. Значительным событием в культурной жизни города стало создание в 2011 году православного благотворительного фонда, названного именем города – «Алатырь».

Добавить комментарий

Закрыть меню