Гефсиманский сад в иерусалиме

В Гефсиманском саду

После трапезы Иисус с учениками отправился в Гефсиманский сад, что был разбит на склоне Масличной горы. Он уже не раз приходил туда, чтобы вдали от шумных толп отдохнуть, подумать и помолиться. Ученики хорошо знали это место, знал его и Иуда Искариот.

Придя в Гефсиманский сад, ученики расположились на отдых. Троих из них, Петра, Иакова и Иоанна, Иисус попросил побыть с Ним — на сердце у Него было очень тяжело. Те ответили, что будут бодрствовать и не оставят Его одного.

И вот Иисус отошел немного в сторону от троих учеников, упал на колени и стал горячо молиться:

— Отче Мой! Если только можно, да минует Меня чаша сия; если можно, избавь Меня от страшной казни. Впрочем, пусть все будет по Твоей воле, а не по Моей.

Ученики же тем временем, хотя и обещали бодрствовать, все мирно уснули. Иисус подошел к ним, разбудил:

— Неужели вы и одного часа не можете побыть со Мной? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение, — сказал Он им и Сам, отойдя, продолжал молиться:

— Отче Мой! Если не может чаша эта миновать Меня, да будет воля Твоя.

Снова подойдя к ученикам, Иисус увидел, что они так и не смогли победить сон. Он опять разбудил их и сказал:

— Проснитесь! Вот, приблизился час, и Сына Человеческого предадут в руки грешников. Встаньте, пойдем — приближается предавший Меня.

Протерев сонные глаза, ученики увидели, что в свете факелов, мелькающих меж оливковых деревьев, к ним приближается толпа вооруженных людей. Во главе толпы, среди священников и старейшин, они разглядели знакомую фигуру Иуды Искариота.

Тихо, чтобы не слышали Иисус и ученики, Иуда сказал священникам:

— Кого я поцелую, и есть Тот человек, за которым вы пришли.

Затем он подошел к Иисусу и со словами: «Здравствуй, Учитель!» — поцеловал Его.

Не успел Иисус спросить Иуду: «Друг, зачем ты пришел?» — как тут же вооруженные люди бросились к Нему и схватили Его, как если бы это был опасный преступник.

Петр в гневе схватил меч и устремился на помощь Учителю. Первым же ударом он отсек ухо одному из рабов первосвященника. Но Иисус сказал ему:

— Убери свой меч, ибо все, взявшие меч, от меча и погибнут. Ты разве не знаешь, что стоит Мне попросить Отца Моего, и Он пришлет на помощь легионы ангелов? Теперь Я предаю Себя в руки врагов Моих, потому что такова воля Моего Отца.

С этими словами Иисус прикоснулся к раненому рабу, и тот исцелился.

А дальше ученикам оставалось лишь в отчаянии и смятении проводить взглядами своего Учителя, Которого, как разбойника, под стражей повели в Иерусалим.

  • < Прощание с учениками
  • Гефсиманский сад

    Он раскинулся у подножия горы, называемой Масличной, в Восточном Иерусалиме. В этом дивном месте оживают Евангельские страницы, рассказывающие, как провёл Иисус Христос последние часы своей земной жизни: именно здесь он молился, чтобы, если возможно, «сия чаша была пронесена мимо него». Там же Христос напутствовал апостолов, и там же после поцелуя Иуды был взят стражей. До решающего часа Иисус часто вместе с учениками собирался в этом месте «у подножия Елеонской горы». Впоследствии в Гефсиманском гроте были обнаружены капельки кровавого пота Спасителя, растопившие камень. В 17 веке сад был взят под контроль францисканцев.

    Сейчас о тех далёких временах напоминают участок земли площадью 47х50 м, находящийся в долине Кедрон, где растут восемь олив. Учёные по анализу ДНК установили, что они произошли от дерева, которое росло здесь давным-давно. Оливы – одно из самых распространённых деревьев в Израиле. Слово «Гефсимания» означает в буквальном переводе «масличный пресс».

    Рядом с Гефсиманским садом находится несколько храмов, представляющих интерес как для паломников, так и для простых туристов. От наследия францисканцев, долгое время опекавших Гефсиманский сад, здесь осталась Церковь Всех Наций, сооруженная в 20-х гг. 20 века. Называется она так, потому что построена благодаря пожертвованиям, сделанным двенадцатью католическими общинами из разных государств. В этой церкви помещается камень, на котором Христос возносил слезные молитвы к Богу. Библейские события можно увидеть выложенными мозаикой на стенах храма.

    Ещё один храм, посвящённый Богоматери, располагается рядом. Речь идёт о православной Церкви Успения Пресвятой Богородицы, она появилась здесь неспроста: на этом месте в 326 году царица Елена построила первую церковь. Особо почитается нижняя часть храма, куда в гробницу было положено тело Богородицы, в дальнейшем там были найдены пояс и погребальные пелены. В полуподвальном помещении – гробницы родителей Девы Марии – праведных Иоакима и Анны и Иосифа Обручника.

    Стоит обратить внимание на храм святой Марии Магдалины. Он построен в Гефсимании в 1888 году императором Александром III в память о своей матери — Марии Александровне. Внешний вид здания типичен для многих российских православных храмов: белокаменные стены с семью луковками куполов. Здесь покоятся останки преподобном ученицы великой княгини Елизаветы Фёдоровны и инокини Варвары, убитых 18 июля 1918 года под Алапаевском. По саду приятно пройтись – дорожки аккуратно подстрижены, также удовольствие доставит отдых в тени вековых деревьев.

    Гефсиманский сад. Фото V . V .(www.flickr.com/photos/svonair/)

    В Великий Четверг Страстной недели мы вспоминаем несколько самых важных событий из земной жизни Христа. В том числе – молитву в Гефсиманском саду.

    Евангельский рассказ о Гефсиманской молитве, которую еще иногда называют молением о чаше, в Евангелии от Марка, очевидно, дошел до нас от апостола Петра; по свидетельству раннехристианского автора Папия Иерапольского, Марк был спутником великого апостола и, видимо, его Евангелие построено на рассказах Петра.

    И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня (Мк14:33–42).

    На этом повествовании лежит удивительная печать подлинности; оно полностью отвечает тому, что уже в наше время ученые, исследующие Новый Завет, называют «критерием неудобства». Этот критерий состоит в том, что те или иные свидетельства неудобны для ранней Церкви, и поэтому у них есть только одно объяснение: все так и произошло на самом деле. Никто не стал бы выдумывать Иисуса скорбящего и ужасающегося в ожидании мучительной смерти и умоляющего избавить Его, если возможно, от такой участи.

    Боги, которых выдумывают люди, так себя не ведут; они больше напоминают всяких суперменов, человеков-пауков и прочих персонажей массовой культуры, которые, смелые и сильные, являются на выручку своим поклонникам, так что от злодеев летят клочки по закоулочкам.

    Божественный Спаситель, сокрушенный скорбью, который не только не расправится со злодеями, но Сам умрет от их рук, который Сам молит об избавлении — и не получает его, — это совсем не тот образ, который люди создают в своем воображении.

    Апостолы в этом эпизоде (как и в некоторых других) выглядят не лучшим образом: они заснули от печали и заслужили упрек от Господа. Так говорить об апостолах могли только они сами — в ранней Церкви апостолы были окружены понятным почтением, и никому бы в голову не пришло выдумывать про них такой «компромат».

    Этот рассказ всегда служил предметом некоторого недоумения — и насмешек неверующих. Какой же это Бог, если Он скорбит и ужасается перед лицом смерти, как обычный человек, да и человек не самый храбрый: множество героев и мучеников в истории шли на смерть гораздо спокойнее, иногда — с бравадой и насмешкой над палачами. Вся римская процедура распятия была продумана таким образом, чтобы сломать волю и дух самых решительных борцов, но Иисус не показывает Себя борцом даже в саду.

    Почему? Происходящее в Гефсимании говорит нам нечто очень важное о Боговоплощении. Прежде всего, Господь Иисус — не Бог, притворившийся человеком или действовавший через человека, это Бог, который действительно стал человеком. В фильме «Аватар» человек подключается к инопланетному телу и действует через него в племени инопланетян. Исполнив задание, он спокойно может отключиться, завершить свою виртуальную жизнь. А Боговоплощение — это на самом деле. В Иисусе Христе Бог действительно стал человеком, с человеческой душой и телом, и Он действительно стал доступен тем же душевным и телесным страданиям, которые испытывают люди перед лицом предательства, несправедливости, боли и смерти.

    Он целиком и полностью занял наше место — поставил Себя в те же условия, в которых находимся мы, и совершил наше Искупление, проявив совершенную любовь и послушание Богу там, где мы проявляем злобу и противление.

    Поэтому в Гефсимании Он претерпевает абсолютно подлинное и абсолютно человеческой страдание. Иногда говорят: «Но Он же знал, что воскреснет». Конечно, знал, и говорил об этом ученикам. Но ведь и мы знаем, что воскреснем — нам это тоже ясно обещано небесным Отцом. Делает ли это страх и страдание чем-то менее реальным?

    Христос полностью разделяет все страдания мира, всю людскую боль, физическую и душевную. Любой человек перед лицом предательства, оставленности, мучения, смерти, теперь может знать, что Христос — с ним, Он спустился на самое дно боли и скорби, чтобы быть с каждым, кто страдает. Не только с героями, которые отважно идут на смерть. Со всеми, кто сокрушен, растерян и обескуражен, кто, кажется, совсем раздавлен тоской и ужасом. Христос выглядит слабым, потому что Он — со слабыми, тоскующим – потому что он с тоскующими, ужасающимся – потому что Он с теми, кто подавлен ужасом. Он спускается к ним на самое дно душевного и телесного страдания, чтобы взять каждого за руку и вывести к вечной радости Воскресения.

    Добавить комментарий

    Закрыть меню