Храм в Индии

Другие «храмы» новой Индии

Другие «храмы» новой Индии

С первых дней существования Страна Советов проводила политику, направленную на поддержку справедливой борьбы народов Индии против английского колониального господства, за достижение национальной независимости.

15 августа 1977 года исполнилось 30 лет со дня провозглашения независимости Индии. За этот период страна добилась серьезных успехов в строительстве новой жизни, сделала крупный шаг на пути ликвидации тяжелого наследия двухвекового колониального господства. Она осуществляет большие социально-экономические преобразования. Миролюбивая внешняя политика Индии, курс на неприсоединение к военным блокам обеспечивают ей высокий международный авторитет.

Советско-индийская дружба, экономическое, техническое и культурное сотрудничество стали факторами, способствующими развитию национальной экономики страны, укреплению ее независимости, повышению благосостояния народа.

26 октября 1977 года в Кремле Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР тов. Л. И. Брежнев и премьер-министр Индии Морарджи Десаи подписали совместную декларацию, где говорится: «Советско-индийская дружба выдержала испытание временем, не подвержена конъюнктурным соображениям и служит важным фактором мира и стабильности в Азии и во всем мире».

Декларация констатирует широкое совпадение взглядов Советского Союза и Индии на основные международные проблемы и решимость сотрудничать в борьбе за сохранение мира путем мирного урегулирования международных конфликтов.

Выступая по советскому телевидению, премьер-министр Индии сказал: «Дружественные отношения между народами, связанными важными политическими или экономическими обязательствами, устанавливаются быстро, но иногда такие отношения таят в себе внутренние противоречия и поэтому они недолговечны. Мы же сошлись как равные партнеры в силу убеждения, что наше сотрудничество служит делу международной безопасности и коренным интересам наших народов, и это придает нашим отношениям ясный и прочный характер».

В марте 1978 года в Дели закончилось IV заседание Межправительственной советско-индийской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. На заседании был подписан протокол, предусматривающий дальнейшее развитие взаимовыгодных связей двух стран в области черной и цветной металлургии, тяжелого машиностроения, нефтяной и угольной промышленности, ирригации, связи и транспорта. В ходе двусторонних переговоров, проходивших в атмосфере дружбы и взаимопонимания, в соответствии с положениями совместной советско-индийской декларации от 26 октября 1977 года обе стороны проделали большую работу по дальнейшему расширению крупномасштабного, долгосрочного экономического сотрудничества. Детально были обсуждены вопросы внедрения новой технологии и модернизации оборудования на металлургическом заводе в Бхилаи, строительства на компенсационной основе глиноземного завода мощностью 600 тысяч тонн глинозема в год в. штате Андхра-Прадеш и др.

В результате дружественного и взаимовыгодного сотрудничества достигнуты значительные успехи в экономике Индии. В 1977 году на предприятиях, сооруженных с участием и при содействии Советского Союза, было выплавлено 30 процентов всей стали, добыто 55 процентов и переработано 35 процентов нефти, выработано 20 процентов электроэнергии, изготовлено 80 процентов тяжелого машиностроительного оборудования.

Кроме двух «храмов» новой Индии, о которых говорилось выше, в стране с помощью Советского Союза построено много предприятий, играющих большую роль в экономике республики и в жизни ее народа.

На берегу Ганга расположен старый город Ранипур — священный город Индии. Тысячу лет привлекает он к себе паломников. Существует поверье, что, если человек здесь искупается в водах Ганга, он искупит тем самым свои грехи и спасет не только себя, но и будущие поколения своего рода.

Когда смотришь на потемневшие храмы и паломников, кажется, что Индия застыла на уровне древности. Но нет. Город живет полной жизнью.

Теперь он называется Хардвар. Это — индустриальный центр новой Индии. На его окраине с помощью Советского Союза построен завод тяжелого электрооборудования. Высокие большепролетные корпуса, раскинувшиеся на территории в 25 гектаров, резко выделяются на фоне характерного индийского пейзажа. Размеры завода для местных масштабов огромны. Хардварский завод призван создать собственную энергетическую базу страны и обеспечить производство ежегодно не менее 3,2 миллиона киловатт-часов электроэнергии. Это в два раза больше, чем имела вся Индия в год обретения независимости. Основная продукция завода: паровые турбины и генераторы мощностью 100 и 200 тысяч киловатт (с последующим увеличением мощности до 500 тысяч киловатт); крупные гидротурбины и генераторы; средние и крупные электродвигатели постоянного и переменного тока; контрольно-измерительная аппаратура и оборудование для автоматического регулирования работы турбин, генераторов и электродвигателей. Хардварский завод — один из лучших заводов такого профиля не только в Азии, но и во всем мире. В комплекс строительства вошли электростанции, артезианские колодцы, кислородный и ацетиленовый заводы и т. д. На предприятии работает свыше десяти тысяч человек. Для них построены жилые дома, больница, две школы, спортплощадки и пр. Созданы прекрасные условия для труда и отдыха индийских тружеников.

Неподалеку от Хардвара расположен другой древний город — Ришикеш («Обитель святых»). Здесь находился главный центр йогов, который посещали любопытные миллионеры и кинозвезды. В нем занимались слушатели из разных стран. Программы школы передавались по телевидению.

Ришикеш приобрел и печальную известность — из-за соседства с лепрозорием. Больные проказой разгуливают по улицам города, наводя ужас на приезжих.

Сейчас вблизи Ришикеша построен завод по производству антибиотиков. Это большое предприятие оснащено отличным оборудованием и работает по самой современной технологии. Таким заводом может гордиться любая передовая страна. Мощность его — около 300 тонн готовой продукции в год. И хотя завод периодически испытывает некоторые трудности, он обеспечивает антибиотиками почти все население страны.

Район Ранчи (штат Бихар) славился как лучшее место для отдыха и охоты. Теперь в Ранчи построен с помощью Советского Союза крупнейший завод тяжелого машиностроения, завод-гигант, освоивший серийное производство металлургического и другого оборудования, в том числе экскаваторов, чугуновозов, шлаковозов, вагоноопрокидывателей и т. д. Продукция завода освободила страну от импорта дорогостоящего оборудования для сталелитейных заводов.

В Бхопале, на месте непроходимых джунглей, на площади свыше 25 квадратных километров построен другой завод энергетического оборудования — «Хеви Электриклз оф Индиа». На нем работает свыше 16 тысяч человек. Продукция завода: гигантские трансформаторы, электродвигатели, гидротурбины, турбогенераторы. Здесь предполагается выпуск оборудования для атомных электростанций, плавучие электростанции — все, в чем так нуждается энергетика развивающейся страны, все, от чего зависит настоящее страны и ее будущее. Недалеко от завода расположен благоустроенный культурный поселок на 80 тысяч жителей. Это настоящий современный город, с хорошей планировкой, светлыми и просторными школами, больницами, детскими площадками, парками для отдыха, садами. Он также построен с помощью Советского Союза.

В первые годы независимости Индии ее нефтяная промышленность определялась одним месторождением в Дигбае (штат Ассам) мощностью полмиллиона тонн в год. К тому же месторождение считали истощающимся. Долгое время Индию относили к странам, не располагающим запасами нефти. Распространяли эту версию, вероятно, те монополии, которые были заинтересованы в снабжении Индии топливом. На импорт нефти страна расходовала колоссальные средства.

Бурно развивающаяся экономика потребовала большого количества нефти. В течение нескольких лет советские специалисты упорно вели разведку нефти в Индии. Созданная в 1956 году Комиссия по нефти и природному газу возглавила широкие разведывательные работы в штатах Гуджарат, Ассам, Западная Бенгалия, Мадрас, Раджастхан, Пенджаб, Орисса и Андхра-Прадеш. Первые результаты оказались обнадеживающими. В 1962 году началась разведка нефти в прибрежных районах. Сейсмические исследования подтвердили наличие нефти в Камбейском заливе, Аравийском море, заливе Кач и других районах. Большие запасы нефти обнаружены в океане недалеко от Бомбея. Учитывая огромный опыт, накопленный советскими специалистами по бурению в водах Каспия, Индия обратилась к Советскому Союзу с просьбой об оказании технической помощи в разведке, бурении и добыче нефти в прибрежных районах. Такая помощь была оказана. По официальному сообщению, 20 марта 1971 года с морских глубин забил фонтан нефти. Добыча нефти в республике резко возросла. Предполагается в 1979 году довести ее до 10 миллионов тонн.

Не менее сложной задачей было строительство нефтеперерабатывающих заводов. Сейчас эта задача в основном решена. Общая мощность заводов по переработке нефти достигает 20 миллионов тонн в год. С помощью Советского Союза построены заводы в Барауни производительностью 2 миллиона тонн, Кайоли — 3 миллиона тонн и Матхуре — 6 миллионов тонн нефти в год.

Неоценимую помощь оказывает Советский Союз и в создании энергетической базы страны. При участии СССР в Индии построено 11 электростанций, дающих около 30 процентов всей электроэнергии, вырабатываемой в стране, в том числе ТЭЦ в Нейвели мощностью 600 тысяч киловатт, две ТЭЦ в Корбе мощностью 90 и 200 тысяч киловатт, ТЭЦ в Бокаро мощностью 225 тысяч киловатт, ГЭС в Бхакри и другие тепло- и гидроэлектростанции.

На востоке штата Мадхья-Прадеш среди холмов затерян мало кому известный ранее городок Корба. Теперь же — это центр добычи угля и сырья для производства нового для Индии металла — алюминия, отсутствие которого тормозило многие, наиболее современные отрасли промышленности. Это еще и энергетический центр, две ТЭЦ и одна строящаяся ГЭС которого снабжают алюминиевые заводы электроэнергией. В довершение промышленного комплекса здесь создается еще завод химических удобрений. Маленькая Корба приобретает большое значение в создании независимой экономики страны.

Трудно перечислить все предприятия, создаваемые в Индии с участием Советского Союза. На сегодня их число превышает 80, и они являются надежной основой дальнейшего развития страны, создания ее независимой национальной экономики.

Успешно развивается также советско-индийское сотрудничество в области науки, образования, здравоохранения, литературы и искусства. С помощью Советского Союза созданы Бомбейский технологический институт, где обучаются 1200 студентов и 250 аспирантов, и четыре автономных факультета при существующих высших учебных заведениях Индии по выпуску инженеров-металлургов, геофизиков, специалистов по автоматике, вычислительной технике и самолетостроению. Только для металлургических комбинатов в Бхилаи и Бокаро было обучено на месте и подготовлено в учебных центрах около 28 тысяч специалистов и рабочих. Свыше 2 тысяч человек обучались и проходили производственную практику в Советском Союзе.

Первый индийский искусственный спутник Земли «Ариабата», созданный индийскими учеными и техниками в содружестве с советскими специалистами, символизирует высокий уровень советско-индийского сотрудничества.

Мы довольно длительное время жили и работали в Сунабеде (штат Орисса). И хотя мы очень скучали по родине, по дому, по близким, Сунабеда и Орисса поселились в нашем сердце надолго.

Дети в зоопарке

Дели. Площадь перед дворцом президента

Висакхапатнам. Студенческий городок. Библиотека имени Кришны

Штат Уттар-Прадеш. Ремонт рыболовных сетей

Конарак. Храм солнца

Колесница бога солнца (фрагмент)

Орисса. Окрестности Бхубанешвара

Орисса. Базар в Сунабеде

Каджурахо

Много лет назад я случайно узнал о загадочных Индийских храмах, посвященных любви — как духовной, так и плотской. Тогда они мне казались скорее сказкой, чем реальностью. В те времена я даже подумать не мог, что мне доведется увидеть их собственными глазами…

Понравилось! 3 3

Храм Кандарья-Махадева (Кandariya Мahadev Temple)

Решившись в мае 2011 на поездку в Индию, мы первоначально собирались, как и большинство туристов, посетить достопримечательности Золотого треугольника, а потом отправиться на пляжи Южного Гоа. Но читая, перед поездкой, о местах которые мы сможем увидеть в рамках экскурсионной программы, я случайно наткнулся на информацию о тех самых сказочных храмах, о которых слышал рассказы в юности и немедленно загорелся идеей попасть туда во что бы то ни стало. К счастью, в турфирме нам подсказали, что существует экскурсионная программа, которая помимо Золотого треугольника включает в себя посещение крепости г. Гвалиора, Джайнских колоссов, храмов в Кхаджурахо и дворцов Орчи. Путь до этих достопримечательностей не близкий. И если вы решитесь посетить их, придется запастись определенным терпением, но результат, поверьте мне, того стоит.

Расскажу немного о самих храмах… Они были построены в период рассвета Чандельской династии в период между 10-м и 12-м веком нашей эры. Первоначально их было более 80-ти, но до наших дней сохранилось лишь 24 их них. Храмы стоят на высоких платформах и ориентированны по сторонам света. Материалом для их строительства послужил песчаник. Сверху храмы немного напоминают крест с двумя перекладинами. По задумке архитекторов, купола храмов должны были быть похожи на Гималайские вершины — обитель Индуистских богов.

О происхождении храмов повествует древняя легенда. Согласно ей, давным давно, очаровательная дочь местного священника, купалась вечером в речке Рати. Поразившись ее красоте, Бог Луны снизошел на землю и соблазнил красавицу. Ребенок, рожденный от союза смертной и Бога, был назван Чандраварманом. Для того времени, родить без мужа было великим грехом и девушка была отвергнута соплеменниками. После долгих скитаний она нашла прибежище в густых лесах Центральной Индии. Там она и воспитывала своего отпрыска. Мальчик получил от своего отца божественную силу и твердость характера, а от матери любовь к искусству и ремеслам. Когда мальчик вырос, он основал великую династию Чанделла. Став всевластным правителем этих земель, он решил осуществить мечту своей матери — построить храмы, которым не было-бы равных по красоте и величию. Эти храмы должны были показать всю силу человеческой любви и страсти.

Храмы были обнаружены в 1838 году инженером Британской армии при картографировании этой местности. К тому времени, почти все они были заброшены уже на протяжении как минимум 500-ста лет. Храмы не использовались для богослужений, т. к. были осквернены в свое время мусульманскими захватчиками. Джунгли полностью поглотили эти великолепные сооружения, и обнаружить их было совсем не просто. На сегодняшний день, от былых непроходимых джунглей, скрывших храмы на многие века, не осталось и следа. Вместо них здесь разбит парк с аккуратными дорожками. Возможно, если бы сейчас здесь были джунгли, то храмы смотрелись бы еще эффектнее, но с другой стороны джунгли могли бы нанести им непоправимый вред. Несмотря на то, что найденные храмы поразили инженера своей красотой, широко известными в то время они так и не стали. Это произошло по религиозным соображениям… Слишком откровенными и непристойными показались представителям церкви барельефы храмов. В результате, всемирная известность пришла к храмам только в 20-м веке.

Территориально, храмы в Кхаджурахо делятся на западную, восточную и южную группы. Мы, в рамках экскурсионной программы посетили храмы западной и восточной группы. Отличительной особенностью западной группы храмов является то, что почти все они отлично сохранились. Их минула печальная участь храмов восточной группы, большинство из которых давно превращены в мечети. А так как по канонам Ислама запрещено изображать людей и животных, то великолепные барельефы и архитектурные элементы этих храмов были уничтожены.

Первым храмом, который мы посетили, был Храм Лакшмана (Lakshman Temple). Это самый старый храм западной группы. Построен он был приблизительно в 950 году нашей эры в честь Бога Вишну — одного из трех верховных богов индуизма. Название храма произошло от имени верного спутника Рамы — Лакшмана, считающегося одним из воплощений Вишну. Вишну является одним из самых почитаемых божеств индуистского пантеона. Считается, что именно он положил начало творению мира. Вишну со своей женой Лакшми олицетворяют абсолютную любовь и великодушие. Для того, чтобы истребить зло на земле, Вишну приобретает различные облики (аватары) или вселяется в реальных людей, отличающихся своим бескорыстным служением страждущим людям. Способность Вишну к аватарам и перевоплощениям, когда он может одновременно принимать тысячи обликов, делает его универсальным божеством. Например, Будда и Кришна считаются Индуистами воплощением Бога Вишну.

Понравилось! 3 3

Храм Лакшмана (Lakshman Temple)

Понравилось! 2 2

Храм Лакшмана (Lakshman Temple)

Храм украшен великолепным барельефом, покрывающим его от основания до самой верхушки. Как он сохранился в таком отличном состоянии на протяжении тысячи лет уму непостижимо.
Понравилось! 2 2

Храм Лакшмана (Lakshman Temple)

Понравилось! 2 2

Храм Лакшмана (Lakshman Temple)

Понравилось! 2 2

Храм Лакшмана (Lakshman Temple)

Основание храма лежит на массивной плите украшенной интересными барельефами, повествующими о военных походах армии великой Чандельской династии:
Понравилось! 0 0

Храм Лакшмана (Lakshman Temple)

Понравилось! 0 0

Храм Лакшмана (Lakshman Temple)

Понравилось! 0 0

Храм Лакшмана (Lakshman Temple)

Понравилось! 0 0

Храм Лакшмана (Lakshman Temple)

Здесь же, начинают встречаться различные сюжеты сексуального характера. Например, вот этот:
Понравилось! 0 0

Храм Лакшмана (Lakshman Temple)

Видимо, измучившись в походах без женского внимания, солдаты доходили даже до такого… Бедный ослик, ему в тот день похоже не повезло :-).

Следующие барельфы наглядно демонстрируют, что происходило в те далекие времена при захвате вражеских городов и поселений:

Понравилось! 0 0

Храм Лакшмана (Lakshman Temple)

Понравилось! 0 0

Храм Лакшмана (Lakshman Temple)

Понравилось! 0 0

Храм Лакшмана (Lakshman Temple)

Настолько откровенные сцены встречаются только на основании. На стенах храмов они ближе к эротике, чем к порнографии:
Понравилось! 0 0

Храм Лакшмана (Lakshman Temple)

В этих сценках секс далеко не главное… Для Чанделлов, это скорее путь к просветлению и нирване. Также, возможно, сексуальное содержание барельефов связано с тантрическими культами, в которых секс используется в качестве основного стержня богослужения.
Понравилось! 2 2

Храм Лакшмана (Lakshman Temple)

Понравилось! 0 0

Храм Лакшмана (Lakshman Temple)

В центре барельефа изображен Вараха — одно из воплощений Бога Вишну:
Понравилось! 0 0

Храм Лакшмана (Lakshman Temple)

Понравилось! 0 0

Храм Лакшмана (Lakshman Temple)

Понравилось! 0 0

Храм Лакшмана (Lakshman Temple)

Ниже на фотографии показан барельеф посвященный Ганешу:
Понравилось! 0 0

Храм Лакшмана (Lakshman Temple)

Ганеша, сын Шивы и Парвати, в индуизме, считается богом мудрости и благополучия. Обычно он изображается в виде полного человека с головой слона и одним бивнем. Согласно одной из легенд, головы его лишил его отец — бог Шива. Ганеша не пускал отца, воспылавшего страстью к супруге, в покои, где она находилась. Тогда Шива лишил его головы, забросив ее так далеко, что никто не смог ее отыскать. Богиня была в гневе и отказалась допускать к себе Шиву до тех пор, пока он не исправит положение. Чтобы успокоить супругу, Шива пришил Ганеше голову находившегося поблизости слоненка.

По поводу потери одного бивня также существуют легенды… Согласно одной из них, Ганеша, сражаясь с великаном Гаджамукхой, отломил свой бивень и бросил его в противника. Бивень обладал магической силой, и Гаджамукха превратился в крысу, став затем ездовым животным Ганеши. Другая легенда гласит, что однажды Шиву навестил мудрец Парашурама, но Шива в это время спал, и Ганеша отказался его впустить. Тогда Парашурама, в гневе, бросил в Ганешу свой топор и отсек ему правый бивень.

Понравилось! 0 0

Храм Лакшмана (Lakshman Temple)

Понравилось! 0 0

Храм Лакшмана (Lakshman Temple)

Отдельно отмечу, очень искусно выполненные, водостоки храма:
Понравилось! 0 0

Храм Лакшмана (Lakshman Temple)

Понравилось! 0 0

Храм Лакшмана (Lakshman Temple)

Понравилось! 0 0

Храм Лакшмана (Lakshman Temple)

Внутри храма атмосфера действительно волшебная. Из небольших окон храма струится рассеянный свет. Он выхватывает из мрака прекрасно сохранившиеся фигуры небесных танцовщиц и богов. Эти барельефы притягивают взгляды и завораживают редких посетителей этого священного места.
Понравилось! 0 0

Храм Лакшмана (Lakshman Temple)

На многих барельефах фигурирует одна из реинкарнаций Вишну — «Человек-Лев» в окружении прелестных дев:
Понравилось! 0 0

Храм Лакшмана (Lakshman Temple)

Перед храмом стоит каменный павильон, построенный между 10 и 11 веками, со статуей Вараха — воплощением Бога Вишну в образе Вепря. С этим воплощением связана древняя легенда — Хираньякша, сын Богини Земли, обладавший большой силой, представлял угрозу миру, нападая на богов и небесных созданий. Однажды, чтобы доказать свою мощь богам, Хираньякша унес землю на дно мирового океана. Вишну в аватаре Варахи, выполняя просьбу богов, спустился в океан, чтобы поднять Землю на своих клыках, но Хираньякша преградил ему путь, и Вишну вступил с ним в бой. Тысячу лет бились они не на жизнь, а на смерть. В конце концов силы сына Богини Земли были истощены и асура был повержен.

Понравилось! 1 1

Каменный павильон со статуей Вараха

Понравилось! 1 1

Статуя Вараха

Понравилось! 0 0

Статуя Вараха

Статуя выполнена из песчанника и тщательно отполирована. Тело Вепря украшено барельефом из 674 фигур основных богов и богинь индуистского пантеона. Статуя возвышается над змеем Шеша — тысячеголовым змеем, царем всех Нагов. Вепря когда-то обнимала Притхви, богини земли, от которой сейчас осталась только пара ступней и рука на шее кабана. Потолок над статуей выполнен в виде резного изображения лотоса. Археологи предполагают, что Вараха старше окружающих его храмов и был доставлен сюда из какого-то другого места.
Понравилось! 0 0

Статуя Вараха

Понравилось! 0 0

Статуя Вараха

Понравилось! 0 0

Статуя Вараха

После осмотра храма Лакшмана мы направились к самому крупному и величественному сооружению Западной группы — храму Кандарья-Махадева (Кandariya Мahadev Temple). Этот храм, возведенный примерно в 1050-м году н. э. , представляет собой вершину Чандельского искусства. Он посвящен богу Шиве. В отличие от Брахмы, бога-творца, и Вишну, бога-охранителя, Шива почитается в основном как бог-разрушитель. Шива — обладатель и хозяин энергии всей нашей Вселенной. Энергии, которая все приводит все в движение. Воплощением созидающей, плодотворящей силы Шивы является его линга (фаллос). Во время спора Брахмы и Вишну о том, кто из них родился раньше и кого почитать творцом сущего, перед ними возник линга Шивы необозримой величины и безупречной прямизны, пылающий, состоящий из света и огня. Пытаясь найти его начало и конец, Вишну в виде вепря спустился под землю, а Брахма в виде гуся поднялся в небо, но оба не смогли достичь цели. Тогда они признали Шиву величайшим из богов — истинным творцом, хранителем и причиной начала и конца мира.

Понравилось! 3 3

Храм Кандарья-Махадева (Кandariya Мahadev Temple)

Понравилось! 2 2

Храм Кандарья-Махадева (Кandariya Мahadev Temple)

Понравилось! 1 1

Храм Кандарья-Махадева (Кandariya Мahadev Temple)

Понравилось! 2 2

Храм Кандарья-Махадева (Кandariya Мahadev Temple)

Храм известен своими эротическим сценами, которые украшают три его яруса:
Понравилось! 2 2

Храм Кандарья-Махадева (Кandariya Мahadev Temple)

Понравилось! 1 1

Храм Кандарья-Махадева (Кandariya Мahadev Temple)

Особенно выделяется изображение пары соединившейся в экзотических любовных объятиях, где мужская фигура подвешена вниз головой (см. центральное изображение на нижнем уровне храма). Только при рассмотрении барельефа как бы сверху, начинаешь понимать, что же все-таки на нем изображено.
Понравилось! 1 1

Храм Кандарья-Махадева (Кandariya Мahadev Temple)

Над входом в храм изгибается, вырезанная из единого куска камня, гирлянда. Кстати, такие гирлянды можно встретить и в современных Индуистских храмах.
Понравилось! 1 1

Храм Кандарья-Махадева (Кandariya Мahadev Temple)

На барельефах изображены многочисленные причудливые изображения богов, богинь, музыкантов и нимф. В нишах, во внешней части храма, расположились фигуры Ганеши, Вирабхадры, Брахми, трехглазой Махешвари и ужасающей Чамунды — убийцы демонов.

Войдя внутрь храма я увидел алтарь, с небольшим Лингамом. Вокруг витал аромат от тлеющих у алтаря благовоний, кто-то из хранителей храма, невидимый в сумраке зала, шептал нараспев молитвы… В подобных местах испытываешь, пожалуй, самые яркие впечатления от путешествий! Именно эти моменты запоминаются лучше всего и греют тебя спустя много-много лет.

Понравилось! 0 0

Храм Кандарья-Махадева (Кandariya Мahadev Temple)

Понравилось! 0 0

Храм Кандарья-Махадева (Кandariya Мahadev Temple)

Справа от храма Кандарья-Махадева, стоит храм Деви Джагадамба (Jagdambi Temple). Этот храм заметно меньше своего знаменитого соседа. Предположительно он был построен раньше и стал прообразом храма Кандарья-Махадева. Три пояса барельефов опоясывают тело храма, они украшены многочисленными повторяющимися изображениями бога Вишну и его аватаров.
Понравилось! 1 1

Храм Деви Джагадамба (Jagdambi Temple)

В святилище храма стоит загадочная статуя, завораживающая входящих своим взглядом и вызывающая благоговейный трепет у паломников:
Понравилось! 0 0

Храм Деви Джагадамба (Jagdambi Temple) Черная богиня Кали.

Некоторые исследователи полагают, что образ в святилище храма представляет Парвати, другие утверждают, что это черная богиня Кали, известная здесь под именем Джагадамби. В индуизме, Парвати является доброй ипостасью супруги Шивы — олицетворением женской творческой энергии. Кали — это темная ипостась Парвати. Она является символом разрушения, ужаса и страха.

Между храмами Кандарья-Махадева и Деви Джагадамба, расположена статуя Льва поднявшегося на задние лапы над коленопреклоненным воином с обнаженным мечом, не исключено, что этот образ являлся гербом Чанделлов:

Понравилось! 1 1

Герб Чанделлов

В северо-восточном углу территории комплекса находится храм Вишванатха, который является третьим из трех главных святилищ Западной группы.

Понравилось! 1 1

Храм Вишванатха

Понравилось! 2 2

Храм Вишванатха

Известно, что храм был построен правителем Дхангадевой и его можно точно датировать 1002 г. В отличие от некоторых других храмов Кхаджурахо, которые, возможно, поменяли божества, которым были посвящены, Вишванатха является определенно храмом Шивы, что подтверждает открытый павильон, расположенный напротив главного храма, где послушно ожидает своего хозяина монолит сидящего Нанди — быка Шивы.
Понравилось! 0 0

Нанди — бык Шивы

На больших панелях между балконами храма снова присутствуют изображения любовных пар, обнимающихся в окружении чувственных нимф. Женщины на некоторых идеализированных изображениях пишут письма, играют на музыкальных инструментах, ласкают младенцев. На южной стороне Вишванатхи используются декоративные мотивы со слонами, а на северной — со львами.

Рядом расположен маленький храм, выполненный в совершенно другом стиле, чем остальные, виденные нами храмы:

Понравилось! 1 1

Малый храм

За пределами основного комплекса храмов, расположен храм Матангешвара. Его уникальность состоит в том, что он оставался постоянно действующим храмом с момента его возведения в 10-м веке нашей эры. Внутри находится огромный Лингам — символ единения Шивы с супругой. Во время ежегодного празднества Шивратри, великой свадьбы Шивы и Парвати, храм привлекает огромное количество паломников, принимающих участие в древних религиозных церемониях.
Понравилось! 1 1

Храм Матангешвара

Омотрев основные храмы западной группы, мы отправились к храмам восточной группы. Как я уже упомянул в начале рассказа, большинство храмов этой группы превращены в мусульманские мечети и изменены настолько, что распознать в них древние индуистские храмы довольно сложно. В относительной неприкосновенности осталось лишь два храма. Особенностью этих храмов является то, что это не Индуистские, а Джайнские храмы. С одной стороны они похожи на храмы Западной группы, но с другой стороны их барельефы и архитектурные элементы имеют свои уникальные отличительные черты.

Крупнейший из Джайнских храмов — это храм Паршванатха (Parsvanath Temple):

Понравилось! 1 1

Храм Паршванатха (Parsvanath Temple)

Понравилось! 2 2

Храм Паршванатха (Parsvanath Temple)

Понравилось! 2 2

Храм Паршванатха (Parsvanath Temple)

Он, возможно, старше всех главных храмов в Кхаджурахо. Его происхождение является тайной. Вероятно, первоначально он был индуистским храмом, подаренным Джайнской общине, которая обосновалась здесь позже. Во всяком случае, на двух горизонтальных полосах, опоясывающих стены, ясно представлена живая скульптура, характерная для других индуистских храмов Кхаджурахо, а верхняя заполнена изображениями индуистских богов в интимных позах.
Понравилось! 2 2

Храм Паршванатха (Parsvanath Temple)

Понравилось! 1 1

Храм Паршванатха (Parsvanath Temple)

Понравилось! 0 0

Храм Паршванатха (Parsvanath Temple)

На барельефах встречаются сцены входящие в ряд лучших работ Кхаджурахо. Например, Брахма и его супруга:
Понравилось! 0 0

Храм Паршванатха (Parsvanath Temple)

Танцовщица, удаляющая шип из ноги:
Понравилось! 0 0

Храм Паршванатха (Parsvanath Temple)

Девушка, наносящая макияж:
Понравилось! 0 0

Храм Паршванатха (Parsvanath Temple)

На узкой полоске над двумя основными поясами представлены небесные музыканты, играющие на цимбалах, барабанах, струнных инструментах и флейтах, некоторые из них несут гирлянды, раскачивающиеся в унисон с развевающимися одеждами.
Понравилось! 0 0

Храм Паршванатха (Parsvanath Temple)

Внутри, позади нарядного зала, установлена статуя, посвященная джайнскому святому Паршванатхе:
Понравилось! 0 0

Храм Паршванатха (Parsvanath Temple)

Позади храма есть еще один вход. Внутри расположено небольшое святилище посвященное очень почитаемому Джайнами святому — Адинатху:
Понравилось! 0 0

Храм Паршванатха (Parsvanath Temple)

Сразу на севере от Паршваната расположен храм самого Адинатха, похожий на предыдущий, но поменьше:
Понравилось! 2 2

Храм Адинатха

Понравилось! 1 1

Храм Адинатха

Внутри возвышается черная статуя самого тиртанкхара Адинатха. Недалеко есть еще одна Джайнская святыня — 4,5-метровая статуя шестнадцатого тиртанкхара Шантината. Статуя стоит в посвященном ему храме и является самым главным изображением джайнского комплекса. Этот храм притягивает паломников со всей Индии, в том числе и обнаженных садху. Вот они, ниже на фотографии (последняя фотка не моя… я ее взял из Интернета, т.к. сам фотографировать внутри храма постеснялся):

Добавить комментарий

Закрыть меню