Храмы в Японии

Однодневное путешествие в японские храмы

Продолжаю цикл заметок «Япония глазами Алины». Сегодня замечательный рассказ о японских храмах, в которых стоит побывать, особенно в осеннюю пору, когда в Японии наступает сезон любования яркими красками осенних пейзажей. Мне тоже посчастливилось побывать в 2х из описываемых Алиной храмов в Камакуре: Хаседера и Офуна Каннон. Там очень красиво и интересно в любое время года, но осенний сезон очарователен по-своему. Итак, знакомимся с храмами, которые рекомендует Алина.

» В прошлой статье мне удалось рассказать вам о таком прекрасном времени года, как сезон момидзи. Согласно прогнозу о степени «покраснения» кленовых листьев на 15 ноября 2016 года, гора Фудзи постепенно приближается к пику багряности, а в Токио листья только начинают окрашиваться в разные цвета. Поскольку осень в Японии – это потрясающее время года для того, чтобы гулять и наслаждаться природой, в этой статье я бы хотела поделиться с вами еще одним местом, где можно не только ощутить гармонию и единение с окружающей средой, но и отлично провести время. Поговорим немного о японских храмах, которые находятся недалеко от Токио и подходят под словосочетание «однодневное путешествие».

Впервые с истинным понятием японского храма я познакомилась в свой первый приезд в Японию летом 2012 г. На следующий день после прилета мой японский папа повез меня на остров Эносима – популярное место не только среди японцев, но и среди иностранных туристов. Приближался праздник Танабата и храм, в который мы попали по дороге на маяк Эносимы, был украшен разноцветными бумажными фонариками, веточками бамбука и прочей атрибутикой, которая произвела на меня неизгладимое впечатление. С тех пор я старалась посещать как можно больше храмов (как буддистских, так и синтоистских), чтобы в полной мере насладиться их атмосферой.

Поскольку мы затронули южную часть региона Канто, начнем с буддистского храма Хаседера (Hase-dera), который находится в городе Камакура. Он расположен не очень далеко от острова Эносима, но самое интересное, что добраться до ближайшей к храму станции Хасе можно по ж/д линии Эноден (Enoshima Dentetsu). Вагоны поездов этой линии представляют собой старинные японские вагоны 1957г. (или современные поезда, стилизованные под ретро), но самое главное, что маршрут проложен по самому живописному пригороду и из окон открывается потрясающий вид на окрестности.

Итак, храм Хаседера расположен в гористой местности на огромной территории и включает в себя несколько музеев, садов и смотровую площадку.

Буддийские храмы в Японии

Пройдя сквозь основные ворота (стоимость входа 300 йен), вы сразу попадаете в огромный японский сад с живописными прудами, стрижеными кустами и душистыми цветами. В какое бы время года вы не попали в Хаседера, сад встретит вас уникальными цветущими растениями и потрясающими пейзажами. В левой стороне храмового комплекса расположена пещера Бентен-до (Benten-kutsu), посвященная синтоистской богине удачи (особенно на море) и мудрости Бэндзайтэн, единственной женщине среди Семи богов счастья. При входе в пещеру нужно нагнуться и ходить, не разгибаясь, пока не дойдете до выхода. Внутри пещеры стоит небольшая статуя богини, освещенная свечами, которые создают легкий полумрак и некую таинственность.

Недалеко от Бентен-до расположен Зал Дзизо (Jizō-do), вокруг которого стоит огромное количество каменных статуэток-божков Дзизо – хранителей детских душ. Эти каменные статуэтки изображаются с очень милым выражением лица, а в осенне-зимний период их одевают в вязанные красные шапочки и переднички, что только прибавляет им очаровательности. Стоит отметить, что статуи Дзизо, разных размеров и форм, расставлены по всей территории комплекса.

Любуясь природой и поднимаясь по каменным ступенькам вверх, можно попасть на храмовую площадь, где расположен главный Зал Каннон (Kannon-do), в котором находится знаменитая 11-головая статуя Каннон, богини милосердия. Статуя высотой в 9 метров (самая высокая в Японии) вырезана из камфорного дерева и покрыта золотом. 11 голов богини символизируют этапы на пути к просветлению, а выражения их лиц означают, что Божество прислушивается к пожеланиям различных людей. Стоит отметить, что в японской мифологии представлено больше богов, нежели богинь, но храм Хаседера отличается тем, что в нем находятся святыни, посвященные женской форме Божеств.

Завершить прогулку по храму лучше всего на смотровой площадке, с которой открывается потрясающий вид на город и залив. Там же можно перекусить в небольшом ресторанчике или полакомиться японскими сладостями, например, очень вкусными данго – шариками моти с разными соусами. Кстати, если вы запланировали путешествие в Камакуру, то обязательно попробуйте там гречневую лапшу соба. Судя по моему исследованию, именно в Камакуре подают самую вкусную собу, неважно выберите ли вы ее холодной или горячей.

Продолжаем наше путешествие по южной части Канто и перемещаемся на ж/д станцию Офуна, по пути на которую из окна поезда можно увидеть великолепные очертания еще одного необычного буддистского храма Офуна Каннон (Ōfuna Kannon). Как вы уже догадались из названия, этот храм тоже посвящен богине милосердия Каннон. Храмовый комплекс находится в нескольких минутах ходьбы от ж/д станции и расположен на горе. Стоимость входа 300 йен.

Сам храм представляет собой огромную 25-метровую белую статую богини, внутри которой есть небольшой музей, открытый для просмотра в любое время. Добраться до статуи можно по длинной лестнице, состоящей из множества ступенек. Наверху лестницы перед вами откроется необыкновенный вид на статую, дружелюбно улыбающуюся в ответ. Внутри статуи расположено множество статуэток маленьких божков и довольно большое изваяние самой богини. Музей рассказывает непростую историю создания комплекса и самой статуи, сделанной вручную. Храм окружен бамбуковыми зарослями и другой растительностью, что создает ощущение уединенности и отрезанности от всего мира.

Храм Офуна Каннон отличается от других буддистских храмов не только тем, что он находится внутри огромной статуи, но и необычными зданиями и памятниками, входящими в состав комплекса. Одним из таких является кенотаф, установленный в память жертвам, погибшим во время бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. В состав мемориала входит вечный огонь; камни, привезенные из эпицентров ударов по городам; тысячи разноцветных журавликов, принесенных прихожанами и др. Стоит сказать, что атмосфера на территории храмового комплекса пропитана надеждой и жаждой мира и спокойствия. Тут очень тихо, повсюду горят свечи, и пахнет благовониями. С горы открывается потрясающий вид на город, который в очередной раз заставляет почувствовать себя таким маленьким человеком.

Переместимся немного на запад в префектуру Сидзуока. Мне посчастливилось попасть в это совершенно потрясающее место в начале февраля 2014г. Моя университетская подруга родом из Сидзуоки и как-то раз она пригласила меня к себе домой в гости на несколько дней. Добраться до Сидзуоки из Токио можно разными способами: на скоростном поезде синкансене, обычном поезде, автобусе или автомобиле, и общее время в пути не превышает двух часов.

На мой взгляд, Сидзуока заслуживает отдельной статьи, ведь об этой префектуре можно столько всего рассказать! Но раз мы затронули тему японских храмов, то последним на сегодня будет синтоистский храм Сидзуока Сенген (Shizuoka Sengen Shrine). В состав этого храмового комплекса входит три синтоистских храма – Камбэ (Kambe Jinja), Сенген (Sengen Jinja) и Отосимиоя (Ōtoshimioya Shrine) – расположенных на одной огромной территории вблизи горы Сидзухата. На территории храма находится большой пруд, традиционный японский сад с красными мостиками и около 10 отдельных маленьких храмов, каждый из которых посвящен своему богу.

Поскольку мы были в Сидзуоке в начале февраля, семья моей подруги, узнав о моем интересе к японским храмам, решила пригласить меня на всеобщую молитву, которая проходит лишь несколько раз в году (в начале февраля, апреля, конце июня или ежедневно в декабре). Во время такой молитвы люди приходят просить о разных вещах, например, о защите своего дома, благополучии в родах или путешествии, благословении новорожденного малыша (наподобие православного крещения), защите от недугов и пр. В зависимости от цели молитвы прихожане посещают разные храмы и разные церемонии.

На удивление, в этот день в храме было довольно много людей, проводились фотосессии и было слегка оживленно. Стоит сказать, что японцы показались мне довольно далекими от религии или веры, и создалось впечатление, что их походы в храм это все-таки дань традициям, нежели зов сердца. Но как в любой другой стране, в Японии живут разные люди с разными взглядами и чаще всего жители провинции (а Сидзуока считается провинцией) значительно отличаются от представителей более продвинутых городов или столицы.

Мы с подругой попали на молитву, посвященную здоровью. Самым интересным моментом в этой молитве является ритуальный танец служительниц храма мико – кагура. Кагура представляет собой танцевальную пантомиму, сопровождающуюся игрой на флейте и барабане. Две мико, одетые в праздничную одежду, так необычно двигают руками, завораживая своими движениями прихожан, что забываешь обо всем на свете. В конце каждой молитвы прихожане, заранее заказавшие и оплатившие церемонии, получают именные храмовые талисманы, которые можно поставить дома на специальный алтарь камидана. Стоит заметить, что японцы довольно спокойно и с пониманием относятся к участию иностранцев в молитве, и всячески помогают, если ты совершенно ничего не понимаешь и не знаешь что делать.

Посещение японских храмов это довольно интересное и необычное занятие! Никогда не знаешь, что именно тебя там ждет и чем уникальным может удивить тот или иной храм. Надеюсь, что эта тема хоть немного заинтересовала вас и, при появлении возможности, вы сможете посетить эти (или другие) потрясающие места, наполненные необычной атмосферой! «

Я надеюсь вам понравился этот небольшой путеводитель от Алины по японским храмам, до которых легко добраться из Токио и окрестностей. Мы очень рекомендуем вам обязательно выбраться туда на выходных, чтобы насладиться прогулкой по живописным местам, помолиться и сделать на память необычные фото. Кстати, в рассказе использованы фото Алины из личного архива (кроме первой).

А в каких храмах успели побывать вы? Какие места можете порекомендовать к посещению? Делитесь в комментариях!

ЯпонияЖизнь в ЯпонииТуризм в ЯпонииХрамПутеводитель по Японии

Храмы Японии

Сколько в мире есть разных религиозных направлений! Буддизм, ислам, христианство, даже свидетели Иеговы, и те ну очень любят быть свидетелями каждый день у нас на пороге. Но сейчас нам не так интересно, куда эти направления направляются, а их чудесные закрученные обители святости. Они настолько разные и многочисленны, что даже такие простые смертные, как мы с вами, легко могут отличить их за разными признаками. Например, если вы видите в здании золотого человечка в позе лотоса, можете быть уверены, что это не Иисус и вы точно не в христианском храме. Хотя, я бы присмотрелся, в наше время случаются странные вещи, и не все назовешь чудесами в хорошем смысле этого слова.

Но сейчас я вам расскажу о храмах то, чего вы, может, и не знали. И они будут вызывать у вас больше интереса. А после этого мы научимся как рисовать храм карандашом.

  • Во все времена и эпохи храмом называли место, где в жертву приносилась всякая живность и даже люди во благо всего мира. Или же просто, чтобы дождь упал. В любом случае, без жертв никак, а в нашем цивилизованном обществе страдают всегда деньги. За спасение души нужно платить.
  • Есть один человек. И он ну очень-очень не любит храмы и церкви. И зовут его Варг Викирнес, а свою трепетную любовь к храмам он выдавал огнем и мечем, спалив несколько старинных церквей в Норвегии. Думаю, теперь в Норвегии практикуют домашние мини-храмы.
  • У Христианства есть странная фишка строить храмы на мощах святых людей.

    Мертвых святых людей, замечу. Жутковато, но правда. Без этого святой храм не более святой, чем консервная банка. И что еще странно, что святых людей в мире куда меньше, чем святых храмов. А значит, мощи не всегда такие мощно святые, но никто никогда этого не будет знать, кроме Всевышнего. Аминь.

  • Если говорить о традициях построения, то есть еще одна, более гуманная. Христианские храмы строятся без гвоздей. Причина этому проста и логична – потому что Христа распяли гвоздями. Более, чем логично. Теперь, чтобы избежать случайных распятий при постройке, гвозди – это табу.

А теперь мы возьмем вместо гвоздей карандаши и будем строить свой личный храм.

Категория:Буддийские храмы Японии

Не обошла беда стороной и Золотой Храм.

История Храма началась в самом конце 14-го века, когда третий сёгун династии Асикага, Асикага Ёсимицу, совершенно неожиданного для всех отрекся от власти в пользу своего восьмилетнего сына и удалился на покой в прекрасный дворец, специально построенный по его приказу у подножия северных гор Китаяма. Этот дворец призван был служить земным воплощением буддийского рая.

Сейчас тут бродят толпы туристов, а 600 лет назад здесь развлекалась столичная знать, упражняясь в поэзии, музыке, каллиграфии – да мало ли занятий для достойных людей!

Вокруг дворца раскинулся прекрасный парк. Асикага Ёсимицу собственноручно посадил некоторые деревья. Одно из них — ведиколепная сосна, известная под названием «Парусник», сегодня предстает перед взорами восхищенных туристов.

Но главным объектом конечно же является сам Золотой Павильон. Вокруг Павильона до сих пор не утихают споры и обвинения в адрес его создателей: смешение архитектурных стилей и идеалов красоты разных эпох, искажение сути дзэн-буддизма и т.д. и т.п. Однако снова и снова едут сюда туристические автобусы, и народ восхищенно замирает, глядя на это золотое чудо, отражающееся в озере, которое так и называется – Кёкоти, или Озеро-Зеркало.

Первый этаж Золотого Храма носит название Хосуйин («Храм очищения водой»). Он выполнен в стиле аристократических вилл эпохи Хэйан.

Второй этаж напоминает жилище самурая. Он называется Тёонхора («Грот прибоя»).

Третий этаж совсем простой. Это келья монаха Дзэн-буддизма. Название его не менее романтично: Кукётё («Вершина прекрасного»).

После смерти Ёсимицу, согласно его последней воле, дворец передали буддийскому храму. И стал он называться обителью Рокуондзи.

Говорят, божественная красота главного зала спасала его на протяжении многих веков, когда в чудовищных пожарах сгорали не только постройки храма, но и весь город.

К несчастью, именно эта красота привела к его гибели: в 1950 году Кинкаку-дзи был подожжен послушником храма и полностью сгорел.

Что на самом деле толкнуло этого молодого человека совершить такой поступок, остается загадкой – разве можно разобраться в душе сумасшедшего? Однако существует всемирно известный роман “Кинкаку-дзи” или “Золотой Храм”, в котором описаны все эти события. Роман переведен на русский язык, прекрасно читается.

Автором романа является Юкио Мисима, которого в Японии считают самым значительным писателем послевоенного времени. Судьба этого человека также трагична. В приступе патриотического параксизма он в 1970 году совершил сеппуку (по-простому “харакири”) в знак протеста против статьи японской консктитуции, запрещающей Японии иметь свою армию.

После пожара японцы отстроили точную копию Золотого Павильона, которая стоит на том же самом месте, где на протяжении более пяти веков стоял оригинал, и которая для них не менее священна. И я думаю, это правильно.

ИНФОРМАЦИЯ:

Официальное название: Rokuon-ji (鹿苑寺)
Религиозная секта: Zen, Rinzai sect, Shōkoku-ji school
Дата основания: 1397 г.
Oснователь: Ashikaga Yoshimitsu (1358 – 1408)
Вход: 400 йен
Часы работы: 9:00 — 17:00
Адрес: 1 Kinkakuji-chō, Kita-ku, Kyōto, Kyoto Prefecture
Телефон: 075-461-0013
Как добраться: Автобус № 101, 102, 204, 205
Официальный сайт: http://www.shokoku-ji.jp/k_about.html#

Ваш гид в Японии,
Ирина

Внимание! Перепечатка или копирование материалов сайта http://www.edemvtokyo.ru возможны только при условии прямой активной ссылки на сайт.

Буддийский храм Тион-ин в Киото. Учение Дзёдо-сю

Как известно, в России наступление Нового года ассоциируется с боем курантов на Спасской башне. В Японии о его приходе возвещает звон колоколов в буддийских храмах. Особенно торжественно звучит голос семидесятитонного гиганта, претендующего на звание самого большого колокола страны. Чтобы раскачать «язык» этой махины — подвешенное к потолку тяжелое бревно, привлекается 16 буддийских монахов. 108 раз прозвучат его гулкие удары, и с каждым из них японцы освободятся от одной из пагубных страстей, которые, как считается, обременяют человека.

Колокол храма Тион-ин претендует на звание самого большого в стране

Колокол этот был отлит в 1636 году для буддийской обители Тион-ин (Chion-in, 知恩院), что находится в древней столице Японии – г. Киото. Говорят, что предпринимались многократные попытки отлить кольца, на которых висит колокол, но они не могли выдержать вес этого гиганта. И вот, однажды в храм Тион-ин совершили паломничество знаменитые мастера изготовления мечей — Масамунэ (Masamune) и Мурамаса (Muramasa). Узнав о такой проблеме, они объединили усилия и выковали набор колец, на которых наконец колокол и повесили.

Вид на ворота Санмон из сада Yūzen’en

Строительство комплекса Тион-ин, поражающего размерами своих построек, связано с именем монаха Хонэна (Honen, 1133-1212), основавшего необычайно популярную в Японии буддийскую секту Дзёдо-сю (Jodo Shu) — Школу Чистой Земли. Новое учение стало поистине народным, привлекая людей своей доступностью. Люди всегда живут надеждой на лучшее, но жизнь вносит свои коррективы. В средние века Японию сотрясали бесконечные локальные войны, которые несли голод, смерть, пожарища. Население страны пребывало в постоянном ощущении хаоса и страха. Буддийские монахи, изнуряющие себя строжайшими религиозными обрядами, могли надеяться на спасение в буддийском рае. Богатеи имели возможность выкупить себе вечную индульгенцию. У остальных не было никакого шанса вырваться из череды бесконечных несчастий. С появлением нового Учения, надежда появилась у каждого.

«Наму Амида Буцу» — я принимаю убежище Будды

Учение «нембуцу» (nembutsu) говорило о том, что возрождение в Стране Чистой Земли не зависит ни от статуса, ни от пола, ни от каких-либо других различий. Спасение найдет каждый, кто искренне, от всего сердца несколько раз в день возносит молитву Будде, повторяя «Наму Амида Буцу» — «Я принимаю убежище Будды». Много веков прошло, а учение Хонэна остается источником веры для огромного числа людей.

Хонэн — человек, сделавший буддизм поистине массовым, стал для японцев Великим Учителем Сияющего Света. Среди последователей школы можно встретить и исторические имена, например, учение Jodo Shu практиковал основатель Токио, первый сёгун династии, Токугава Иэясу, который объявил Тион-ин своим семейным храмом. Здесь проводилась поминальная служба после смерти его матери, и именно тогда Великий сёгун подарил комплексу новые постройки, которые мы можем видеть и сегодня.

От главных ворот Санмон к храму ведут каменные ступени

Храм Тион-ин был построен в 1234 году учеником Хонэна, монахом Гэнти, в память о любимом Учителе.

Храм возведен на том месте, где Хонэн проповедовал свое учение в последние годы жизни и где он умер. Среди более чем 7000 буддийских храмов, проповедующих сегодня учение Дзёдо-сю, Тион-ин с 1523 года является головным храмом этого массового направления: считается, что именно здесь находится дух Учителя.

Перед посещением храмовых святынь омывают руки и ополаскивают рот в специальном фонтане

К сожалению, за долгие годы существования буддийская обитель потеряла свои первоначальные постройки, большинство из них были восстановлены в первой половине 17-го века. Огромные ворота Санмон (Sanmon) были возведены в 1621 году вторым сёгуном династии Токугава Хидэтада (Tokugawa Hidetada). Их величина просто поражает, народ замирает на входе, словно зачарованный. Такие «башенные» ворота характерны для буддийских храмов, эти же, высотой 24 метра, и шириной 50 м, являются одними из самых больших в Японии. Во внутренних помещениях архитекрутного шедевра находятся буддийские святыни: изображение Будды Шакьямуни (Shakamuni Buddha) и шестнадцати его последователей. На потолке, балках и колоннах ворот выполнены красочные изображения «небесных дев» и летающих драконов.

Огромные ворота Санмон видны издалека

К сожалению, внутреннее убранство ворот Санмон закрыто для публичного доступа и открывается лишь в редкие дни специальных торжеств. Тогда же представляется возможность увидеть первое из «Семи чудес храма Тион-ин» — Shiraki-no-hitsugi (простые деревянные гробы). Эти гробы, символизирующие свободу от привязанности к бренной жизни и телесной оболочке, были изготовлены для Gomi Kin’uemon и его жены. Именно они возводили величественные ворота Санмон по приказу сёгуна Токугава. После завершения работ, вложив все жизненные силы в строительство, супружеская чета покончила с собой, а их дух переселился в деревянные статуи, которые они сами же вырезали для этой цели.

Мэйдо — Зал Основателя

Вы проходите под сводами величественных ворот Санмон и поднимаетесь по каменным ступеням на территорию комплекса.

Достопримечательности Японии

Слева вашему взору открывается великолепное строение Главного Зала – Мэйдо (Mieidō). В этом огромном храме находится священное изображение (miei) Основателя, Хонэна. Зал Основателя был перестроен в 1639 году третьим сёгуном династии Токугава, Иэмитсу (Tokugawa Iemitsu). Это массивное здание, имеющее размеры 35х45 метров, является центральным местом, куда на протяжении веков стекаются тысячи и тысячи последователей учения nembutsu.
Помимо всего прочего, здесь находится второе из «Семи чудес храма Тион-ин» — wasuregasa (Забытый зонт) – символ признательности. Зонт можно обнаружить между двумя пиларами в юго-восточной части Мэйдо. Согласно легенде, он был забыт легендарным мастером Хидари Дзингоро (Hidari Jingorō). Другая легенда повествует о том, что зонт оставлен белой лисой в благодарность мастеру за то, что во время строительства Мэйдо ее нора, оказавшаяся в эпицентре работ, не подверглась разорению и была спасена. С тех пор белая лисица защищает храм Тион-ин от пожаров (зонт ассоциируется с водой).

Зал Будды Амида используется для различных церемоний

Зал Будды Амида (Amida-do) первоначально был построен монахом Гендзи — вторым настоятелем храма Тион-ин. По прошествии веков сильно обветшавшее здание было перестроено заново, и случилось это в 1910 году. Как и следует из названия, основным объектом поклонения является установленное внутри 2,7-метровое изображение Амиды. Этот зал используется сегодня для различных церемоний, таких как рукоположение или буддийский обряд венчания.

В павильоне Kyōzō хранятся сутры (буддийские священные писания)

Kyōzō – хранилище сутр, расположенное к юго-востоку от Зала Основателя, было построено в 1621 году, одновременно с главными воротами Санмон. Архитектурное смешение японского и китайского стилей делает эту постройку, объявленную Важным Культурным Достоянием, необычайно изящной. Внешняя «скромность» архитектурного стиля контрастирует с пышным внутренним убранством и насыщенными яркими цветами стеновых панелей, выполненных художниками школы Кано. В самом центре расположен восьмиугольный вращающийся барабан, в котором хранятся шесть тысяч томов священных писаний – сутры, подаренных храму вторым сёгуном династии Токугава, Хидэтада. Считается, что повернув барабан вокруг оси всего лишь на один оборот, человек получает те же бенефиты, как если бы он прочитал все сутры.

Ōhōjō – большой гостевой дом. Объявлен Важным Культурным Достоянием

Ōhōjō – большой гостевой дом (Важное Культурное Достояние) получил свое рождение в 1641 году. Внутри находятся десять комнат, традиционно разделенных между собой раздвижными стеновыми панелями. Рисунок стеновых панелей в каждой комнате неповторим, он призван настроить гостя на определенный лад. Все настенные картины выполены художниками школы Кано – лучшими художниками того времени.
Здесь, в «хризантемовой комнате», находится одно из Семи чудес храма Тион-ин – «Улетевшие воробьи» — символ совершенствования. Этот секрет хранит одна из стеновых панелей, расписанных известным художником того времени Kanō Nobumasa. На панели в нижней части можно видеть цветы белых хризантем, но говорят, что раньше над ними были изображены воробьи. Воробьи были выполнены столь искуссно, что они превратились в настоящих птиц и упорхнули с рисунка, а на их месте остались лишь пятна, напоминающие об этом чуде.

Некоторые чудеса Тион-ин: Кошка, смотрящая в трех направлениях; Забытый зонт; Улетевшие воробьи

Другой «секрет» — кошка, который смотрит в трех направлениях, находится в коридоре Ōhōjō. Рисунок на кедровой двери является символом родительского сердца. С какой бы стороны вы ни стояли, кошка всегда будет следить за вами взглядом, оберегая своего котенка. Также и Будда всегда одаривает нас своим состраданием.

Два гостевых дома объединены пейзажным садом Hōjō

Рядом с Большим гостевым домом находится Kohōjō – малый гостевой дом (Важное Культурное Достояние). В этом здании только шесть комнат, также декорированных художниками Кано.
Оба гостевых дома постороены в один год и объеденены необычайно красивым пейзажным садом Hōjō Garden. Считается, что сад Hōjō способен передать настроение каждого из четырех времен года.

В саду Nijugo bosatsu-no-niwa камни символизируют последователей Будды, а кусты азалии — облака

К саду Hōjō примыкает еще один небольшой сад, который называется Nijugo bosatsu-no-niwa (Сад двадцати пяти босацу). Это название напоминает об одном из известных старинных свитков. Свиток носит высочайшее в Японии звание Национального Сокровища и является собственностью храмового комплекса Тион-ин. Свиток изображает спустившегося с небес Будду Амида Нёрай и его 25 последователей (босацу). 25 камней сада символизируют последователей Будды, а кусты азалии — облака, на которых они спустились и на которых они впоследствии улетели обратно в Страну Чистой Земли (буддийский рай).

Пруд в саду Yūzen’en храма Тион-ин

Немного в стороне находится еще один шедевр паркового искусства, хотя и выполненный современными мастерами, в 1954 году. Yūzen’en Garden состоит из двух частей: первый разбит вокруг небольшого водоема, в центре которого установлена статуя Каннон — буддийской богини Милосердия. Замечательно красив второй из них, выполненный в стиле сухих каменных садов karesansui. Здесь же, в тени деревьев, прячутся два традиционных чайных домика работы старых мастеров.

Сад камней в Yūzen’en храма Тион-ин

ИНФОРМАЦИЯ:

Официальное название: Chion-in (知恩院)
Религиозная секта: Jōdo-shū (Pure Land Sect), Buddhism
Дата основания: 1234 г.
Монах-основатель: Genchi (1183–1238)
Вход: 500 йен (сады Hōjō + Yūzen’en)
Часы работы: 9:00 — 16:00
Адрес: 400 Rinkacho, Higashiyama Ward, Kyoto
Телефон: 075-531-2111
Как добраться: автобус № 12, 46, 201, 203, 206 до ост. “Chion-in Mae”
Официальный сайт: http://www.chion-in.or.jp/e/

Ваш гид в Японии,
Ирина

Внимание! Перепечатка или копирование материалов сайта http://www.edemvtokyo.ru возможны только при условии прямой активной ссылки на сайт.

Архитектура Японии

В архитектуре Японии заметны заимствования из китайской архитектуры. В отличие от китайских и созданных в Японии под влиянием китайского стиля зданий, для типично японских сооружений характерна асимметрия. В целом, для японской архитектуры характерно стремление к простоте. Постройки светлые и открытые, в основном состоят из прямоугольных элементов.

Для традиционной японской архитектуры вплоть до периода Мэйдзи основным строительным материалом являлось дерево. Причинами использования деревянных конструкций были доступность и простота изготовления. Кроме того, деревянные конструкции лучше подходили для японского климата, позволяли обеспечить естественную вентиляцию помещений, а также позволяли легко переместить сооружение, разобрав его и собрав на новом месте.

Традиционные деревянные жилые дома простых японцев, называемые минка (яп. 民家), максимально приспособлены к климату страны. Одно- или двухэтажная минка имеет прочную каркасную конструкцию из толстых балок с несущей колонной в центре дома и раздвижными дверями. Стены не являются несущими, внутреннее пространство делится на отдельные помещения с помощью передвижных ширм. В таких домах жили крестьяне, ремесленники и торговцы. В настоящее время минка сохранились только в сельской местности.

Древняя японская архитектура

Сохранившиеся образцы архитектуры древней Японии до IV века практически отсутствуют. Сведений об архитектуре этого периода в древних японских текстах «Кодзики» и «Нихон сёки» очень мало. Внешний вид строений ранней Японии обычно воссоздают по найденным глиняным моделям жилых домов ханива и рисункам на бронзовых зеркалах.

Раскопки и исследования показывают, что сооружения раннего периода японской истории, называемые «татэ-ана дзюкё» («жилища из ям»), представляли собой землянки с крышей, покрытой соломой и ветками. Крыша поддерживалась с помощью каркаса из деревянных опор. Позже появляются постройки на сваях «такаюка», используемые в качестве зернохранилища. Конструкция помогала предотвратить порчу запасов зерна от наводнений, сырости и грызунов. Такого же типа дома строили для старейшин племён.

Архитектура раннего периода

Примеры реконструированных зданий периода Яёй Ханива-дом
Реконструкция жилищ и наблюдательной вышки
на стоянке Ёсиногари, недалеко от города Тоса, префектура Сага
Реконструкция жилищ,
город Сэтоути, префектура Окаяма

Курган императора Нинтоку, V век

В третьем веке н. э. с наступлением периода Кофун в районах Осаки и Нары в большом количестве сооружались огромные курганы, служившие гробницами для правителей и местной знати. В настоящее время в Японии обнаружено более 10 тыс. курганов. Эти сооружения имели круглую форму, позднее — форму замочной скважины и часто окружались рвами с водой по периметру. Один из самых известных сохранившихся курганов находится в городе Сакаи, префектура Осака, считается что это усыпальница императора Нинтоку. Это самый крупный курган в Японии, его размеры составляют 486 метров в длину и 305 метров в ширину.

В I—III веках складывается традиция сооружения синтоистских святилищ, представляющих собой комплекс симметрично расположенных строений. Собственно синтоистский храм представляет собой деревянное неокрашенное сооружение прямоугольной формы на сваях с массивной двускатной крышей. Стили — симмэй (Исэ), тайся (Идзумо) и сумиёси (Сумиёси).

Тории святилища Ицукусима

Особенностью синтоистских храмов являются ворота тории (яп. 鳥居) при входе в храм. Тории не имеют створок, по форме напоминают букву «П» с двумя верхними перекладинами. Перед святилищем могут быть расположены одни или двое ворот тории.

В соответствии с принципом всеобщего обновления синтоистские храмы регулярно перестраиваются с использованием тех же материалов. Так святилище Исэ-дзингу, основная синтоистская святыня Японии, посвященное богине Аматэрасу, полностью перестраивается каждые 20 лет.

Золотой зал и пагода в Хорю-дзи, 607 год

Начиная с середины VI века в Японии распространяется буддизм, завезённый из корейского государства Пэкче. Буддизм оказал сильное влияние на архитектуру этого периода. Одним из важнейших изменений стало использование каменного фундамента. Первые буддистские религиозные постройки представляли собой практически точные копии китайских образцов. Расположение строений производилось с учётом гористого ландшафта, постройки располагались асимметрично, в расчёт бралась больше совместимость с природой. Влияние буддизма на архитектуру синтоистских храмов выразилось в увеличении декоративных элементов, строения окрашивали в яркие цвета, дополняли металлическими и деревянными украшениями.

Одной из самых древних из сохранившихся деревянных построек в мире считается буддийский храм Хорю-дзи (яп. 法隆寺) в городе Нара, построенный принцем Сётоку в 607 году.

Главный зал храма Тодай-дзи, 745 год

Строения выполнены в архитектурном стиле китайской династии Тан, комплекс состоит из 41 отдельных строений. Важнейшие из них — главный или Золотой зал (Кондо) и пятиярусная пагода высотой 32 метра. Храмовый комплекс Хорю-дзи внесён в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Примером храмовой архитектуры XIII века служит буддистский храм Тодай-дзи в городе Нара, построенный в 745 году. Храм считается самым крупным деревянным строением в мире.

Примеры архитектурных памятников эпохи Хэйан

Храм Феникса (храм Хоодо) в монастыре Бёдо-ин Украшение на крыше храма Хоодо Храм Дайго-дзи в Киото

Буддийские храмы Японии

Буддизм в Японии стал не просто новой идеологией, которая во многом коснулась и образа жизни общества, но и положил начало новым архитектурным формам и дополнительным техникам в сфере строительства. Буддийский храм в Японии, как правило, имеет массивную крышу, на которой красуется длинный, устремляющийся в небо, шпиль. Архитектура буддийских храмов в Японии основывается на наличии четырех основных элементов – колонны, крыши с наклоном, перекладинами и замысловатой кровле.

Храм Энряку-дзи

Этот буддийский храм располагается на горе Хиэй, которая находится недалеко от города Киото. Сооружение было построено в начале VIII, буддистом по имени Сайтё. Достаточно продолжительное время, вплоть до сегодняшнего дня, на территории храма осуществляется деятельность школы Тэндай. Также, Энряку-дзи содержит в себе течение таких школ, как Нитирэн, школа Чистых Земель и Дзен. На сегодняшний день, храм можно считать одним из самых популярных буддийских храмов.

Деятельность монахов на территории монастыря началась в 807 году под руководством основателя. Его поддерживал император Камму, который находился в тот момент у власти. Обучение длилось двенадцать лет. В процесс обучения участвовало сто учеников. Все время, отведенное на приобретение навыков, монахи проводили в медитациях, изучая основы буддизма. В монастыре царила строгая дисциплина, которая помогала ученикам достичь определенных высот. Самые лучшие из монахов продолжали служить в Энряку-дзи, другие находили себя в правительственных должностях. Со временем храм разрастался, в самый пик расцвета, он представлял собой целый комплекс, в который входило 3000 храмов. При монастыре имелось собственное войско, которое нередко участвовало в кровопролитных войнах, отстаивая интересы храма.

На сегодняшний день храмовый комплекс содержит в себе три части. В восточном зале, который носит название Тодо, когда-то давно находился главный деятель монастыря. Западный зал храм называется Сайто, он выполняет аналогичную предыдущему залу функцию. Третья часть храмового комплекса получила название – Ёкава.

Храм Рёан-дзи

Храм расположен в Киото. На сегодняшний день он несколько отличается от своего изначального состояния, поскольку неоднократные пожары способствовали реконструкциям его стен. Рёан-дзи обладает высокой значимостью для японского народа, он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Главная отличительная особенность храма – это сад камней, расположенный на его территории. Он считается основным символом Киото. Примечательно, что в этом саду совершенно нет растительности. Он предстает перед туристами именно в таком виде, каким был создан изначально. Автором этого культурного наследия является Соами – мастер, имеющий внушительную репутацию. Сад камней привлекает даже людей, далеких от буддизма, поскольку его созерцание заставляет задуматься о глубоких вещах и познать самого себя.

Помимо сада камней, на территории храмового комплекса можно обнаружить живописное озеро, через которое проходят небольшие мостики. Имеется также и чайный сад, попасть в который может далеко не каждый. Вдоль озера проходит прогулочная дорожка.

Храм Тодай-дзи

Данный представитель буддийских храмов охраняется особым образом, поскольку является объектом ЮНЕСКО. Тодай-дзи расположился в Наре. Его называется самым большим храмом, который построен из дерева. Храм не только олицетворяет религиозность, но и является чрезвычайно красивым памятником японской культуры. Территория комплекса достаточно большая, он сосредоточен в самом сердце города. Визитной карточкой сооружения можно считать южные ворота, которые в высоту достигают 25 метров. Рядом с ними можно увидеть множественные фигуры из дерева, которые привлекают своим мастерским выполнением.

Помимо южных ворот, имеются и другие, в том числе – центральные. В непосредственной близости с ними располагается курильница. Проходя мимо неё, некоторые туристы стремятся на некоторое время попасть в клубни дыма. Такая традиция является характерной для буддийских храмов. Она совершается для того, чтобы очистить свое тело и душу.

На территории Тодай-дзи расположен олений парк, где можно встретить оленей, находящихся в свободном выгуле. Другой особенность храмового комплекса считается статуя Будды, выполненная из бронзы. Пол зала, где она располагается, вымощен плитами из камня. Будда запечатлен на листьях лотоса, которые также как основная фигура, изготовлены из бронзы. Изображение Будды выглядит очень реалистично, как и было задумано великими мастерами

Храм Кофуку-дзи

Если перечислять храмы древней Японии, пользующиеся особой популярностью, то Кофуку-дзи, несомненно, будет занимать почетное место в этом списке. Чтобы его увидеть, достаточно посетить город Нара.

Изначально Кофуку-дзи располагался в Киото, а затем был переправлен в Нару. На данный момент он причисляется к объектам, охраняемым ЮНЕСКО, и считается одним из семи самых крупных сооружений юга страны.

Основателем храма стал клан Фудзивара. За время его существования, храм переживал как упадок, так и период расцвета. В средние века Кофуку-дзи выделялся наличием профессионального войска. Это и стало причиной участия в жестокой войне, которая не принесла храму ничего хорошего. После её окончания Кофуку-дзи переживал не лучшие времена.

Храм выделяется от аналогичных сооружений пагодой, которая составляет 50,8 метров в высоту и имеет пять этажей. Со временем она реконструировалась и менялась. Другая, не менее красивая пагода, содержит в себе три этажа. Она считается самой древнейшей. В 1180 году она пережила глобальный пожар, но вскоре была восстановлена.

Храм Котоку-ин

Храм выделяется статуей Будды, которая поражает туристов своим масштабом. Она является не просто изюминкой и обязательным атрибутом храма, но и настоящей достопримечательностью всего города Камакуры, в котором и располагается храм.

Минамото-но-Ёритомо был первый, кто предложил создать столь величественную статую Будды на территории храма. Однако осуществить свою затею он не успел, так как скоропостижно скончался. После его смерти воплощать замысел в жизнь стала Инада. Средствами, на которые была возведена статуя, стали пожертвования людей со всей округи.

Котоку-ин переживал сильнейшие повреждения во время масштабного землетрясения. После него статуя долгое время находилась в плачевном состоянии. Позже удалось собрать деньги на её реконструкцию. Однако Будда предстает на сегодняшний день не в том виде, в каком он был изначально. Ранее он был покрыт позолотой полностью, а сейчас она осталась лишь на ушах статуи.

Синтоиские храмы Японии

Синтоизм был сформирован в Японии еще задолго до зарождения письменности. В основе этой религии стоит убеждение о том, что богами может являться все, что имеет душу. Храмы синтоизма Японии строились для того, что японцы приходили в святое сооружение поблагодарить богов за хороший урожай или попросить у природы благосклонности.

Храм Мэйдзи

Храм Мэйдзи располагается в Токио. Это синтоистское святилище, строительство которого производилось в честь императора Мэйдзи и его жены. План, согласно которому должна начаться стройка, был составлен еще при жизни супругов. Но его выполнение последовало только после их смерти.

Главное здание окружено деревьями. Оно выполнено в традиционном японском стиле, который носит название Нагарэдзукури. Сад, которым окружен храм, содержит в себе все разновидности деревьев и кустарников, которые растут в Японии. Северную часть храмового комплекса занимает здание, в котором располагается музей. Это сооружение выполнено в стиле Адзэкурадзукури.

Территория комплекса включает в себя и наличие свадебного зала, в котором проводятся синтоистские свадьбы. Мероприятия, проводимые здесь, подразумевают ряд действий религиозного характера.

Храм Ицукусима

Ицукусима — синтоистский храм в Японии, расположенный на священном острове Ицукусима. Он находится во Внутреннем Японском море. Простому человеку не так просто попасть на остров, настолько священным он считается.

Ицукусиму можно отнести к самым популярным храмам Японии. Он заметно выделяется на фоне других архитектурных сооружений. Главное отличие – это ворота, которые располагается в непосредственной близости от моря. Периодически, во время приливов, ворота затапливаются. Именно в таком, затопленном состоянии, они стали символом не только острова, но и всего государства. В синтоизме ворота храма несут на себе не только функцию украшению, но и смысловую нагрузку. Ворота Ицукусима окрашены в яркий красный цвет и выполнены из дерева.

Храмовый комплекс включает в себя множество построек, каждая из которых окрашена в белый цвет и имеет красную крышу. Основная часть зданий предназначена для проведения специальных обрядов, которые доступны далеко не каждому туристу, решившему узнать о синтоизме немного больше.

Святилище расположено не на земле, а на сваях, которые находятся над уровнем воды. Еще одной отличительной чертой Ицукусимы можно считать наличие большой сцены, на которой можно лицезреть выступления в жанре Но.

Святилище Тосёгу

Храмовый синтоистский комплекс Тосёгу построен в честь полководца Токугава Иэясу. В конце 20 века святилище было отнесено в список объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Храм Тосёгу – это место, где находится захоронение самого полководца Иэясу.

Отличительная особенность храма состоит в том, что восемь его основных здания являются национальными сокровищами Японии. К ним относятся: Ёмэй-мон, Хондэн, Хайдэн, Иси-но-ма и другие. Останки Токугава расположены в урне, выполненной из бронзы. Она находится в здании Окуся-хото. Раньше это помещение было выполнено из дерева, а затем реконструировалось в каменное сооружение. Чуть позже встала необходимость защиты пагоды от влаги. С этой целью она её перевоплотили в бронзовое здание.

Христианские храмы в Японии

Главные храмы Японии, как правило, проповедуют буддизм или синтоизм. Однако на территории страны восходящего солнца присутствуют и православные церкви. Они появились благодаря иеромонаху Николаю, который втайне покрестил трех японцев, пожелавших приобщиться к православию. Это случилось во второй половине 19 века. А уже в начале 20 века на территории Японии появились православные общины в количестве 266 штук.

Храм Никорай-до

Японцы переименовали храм. На самом деле его название звучит, как храм святого Николая. Религиозная постройка расположена на станции Отяномидзу. Благодаря особенностям религиозного течения, здание храма значительно отличается от зданий, расположенных в округе. Предстоятелем храма является архиепископ Токийский Икуо Нусиро. Его также называют митрополит всея Японии.

В начале 20 века здание храма было отреставрировано, поскольку оно значительно пострадало после произошедшего землетрясения. На сегодняшний момент Никорай-до является главным представителем православных храмов на территории Японии.

Несмотря на то, что в большинстве своем храм очень похож на православные постройки в России, при ближайшем рассмотрении деталей, становится понятно, что различия все же имеются. В первую очередь, разница заметна в атмосфере, царящей в храме.

Убранство храма содержит в себе массу ярких акцентов, демонстрирующих роскошь и некую напыщенность. Свечи отличаются по своему размеру, и даже аромат от них исходит совершенно иной.

Служба в храме не пропускает ни одного этапа, все происходит по заведенному алгоритму. Однако иногда можно встретить православных женщин, не покрывающих голову или пришедших в брюках.

Воскресенский храм в Хакодатэ

В 1858 году в Хакодатэ было открыто первое Российское консульство. Вместе с этим появился первый Японский православный храм. Архитектором храма стал И. А. Гошкевич, являющийся российским консулом. Он надеялся воскресить в Японии православие, которое когда-то здесь уже было принято обществом. Решено было посвятить новый храм Воскресению Христову.

Воскресенский храм был построен на самом высоком месте в Хакодатэ. Он был выполнен из дерева. Здание имело два этажа, к нему примыкала колокольня. На крыше располагался купол с крестом.

Первая православная община была заложена благодаря Николаю Касаткина, который начал свое служение в храме в 1861 году. При церкви осуществлялась деятельность языково-катехизаторской школы. В 1872 году японцы впервые услышали звон колоколов, который не мог ни привлечь их. Сначала православная церковь не стала приниматься обществом. Людей, проповедующих православие, пытались изгнать из города, типография, осуществлявшая свою работу при храме, была закрыта. Но уже в в 1873 году православие в Японии было разрешено официально.

Воскресенский храм неоднократно претерпевал реставрацию. На данный момент он является одним из главных символов православия в Японии. При храме продолжает функционировать воскресная школа, взрослые могут посетить специальные курсы. В стенах храма все также звучат песни хора. Поддаваясь новомодным тенденциям, стала расти и развиваться приходской сайт.

Преображенский храм в Саппоро

История появления храма на территории города Саппоро началась с приезда Марка Абэ в 1884 году, который открыл свою лавку. Марк был христианином, ранее проживавший в Отару. Сначала был организован молитвенный дом, где собиралась православная община. Чуть позже, в 1894 году было построено отдельное здание для православных обрядов. Возведенный храм был посвящен Преображению Господню.

Храм переживал как трудные годы, так и период расцвета. После русской революции, храм перестал финансироваться со стороны России, полностью перейдя на самообеспечение. После этого православная община стала самостоятельно издавать газету. В конце 20 века местоположение храма изменилось, в связи с началом Олимпийских игр. Церковь была перенесена в другое место. В отличие от других православных храмов в Японии, Преображенский храм увенчан не одним, а шестью куполами. Большая часть икон, расположенных в храме, написаны Ириной Ямасита – известной иконописицей. Считается, что именно храм в Саппоро хранит в себе коллекцию её трудов.

Архитектура храмов чрезвычайно многообразна, несмотря на то, что существуют основы, которых японцы стараются придерживаться. В большинстве случаев, священное сооружение имеет прямоугольную форму, обрамленную крышей с кровлей. Современные храмы изготавливаются из пожароустойчивых материалов, в целях соблюдения безопасности. Основным строительным материалом может выступать армированный железобетон или кирпич. А кровля, чаще всего, изготавливается из различных металлов.

Каждый храм, расположенный на территории Японии обладает уникальной историей и заслуживает внимания. Побывав за стенами того или иного храма, есть возможность прикоснуться к необычной японской культуре и познакомиться с незнакомым доселе миром. Японские храмы возводились в гармонии с окружающей природой, каждая деталь сооружения несет в себе определенную смысловую нагрузку, которая вызывает неподдельный интерес у туристов.

Японская православная церковь

Японская православная церковь
яп. 日本ハリストス正教会
Кафедральный собор Воскресения Христова в Токио
Общие сведения
Основатели Николай Японский
Основание 2 июля 1861 года
(прибытие Святителя Николая в Японию)
Церковь-мать Московский патриархат
Автономия 1970
Руководство
Предстоятель митрополит Даниил (Нусиро)
Центр Суругадай, Тиёда, Токио
Кафедральный собор Воскресенский собор (Токио)
Резиденция предстоятеля Никольский монастырь, Суругадай, Тиёда, Токио
Территории
Юрисдикция (территория) Япония Япония
Богослужение
Обряд византийский
Богослужебный язык японский (церковный бунго)
Календарь юлианский
Статистика
Епископов 2
Епархий 3
Учебных заведений 1 (Токийская духовная семинария)
Монастырей 1 (Токийский Никольский монастырь)
Приходов около 150
Верующих 46 000
Сайт www.orthodoxjapan.jp
Японская православная церковь на Викискладе

Япо́нская правосла́вная це́рковь (яп. 日本ハリストス正教会 Нихон Харисутосу Сэйкё:кай, Японская православная церковь Христова) — автономная православная церковь Японии, входящая в состав Московского патриархата. Насчитывает около 46 000 прихожан (0,03 % от общего населения). Каноническая территория — Япония.

История

Период Мэйдзи

Собор японского духовенства 1882 год

Русская духовная миссия в Японии была основана русским миссионером архимандритом (затем архиепископом) Николаем (Касаткиным) (1836—1912), который прибыл в Японию в 1861 году по решению Святейшего синода. В 1870 году он основал и возглавил Русскую православную миссию в Японии. Перевёл на японский язык Священное Писание, богослужебные книги, построил в Токио Воскресенский собор.

В 1879 году в Токио в помещениях примыкающих к кафедральному собору была открыта Токийская православная духовная семинария, которая действует до сего дня.

Церковный собор, состоявшийся в июле 1879 года в лице 112 делегатов-японцев постановил ходатайствовать перед Святейшим Синодом о рукоположении начальника Миссии архимандрита Николая (Касаткина) в сан епископа. В Санкт-Петербурге, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Николая в епископа Ревельского, викария Рижской епархии. 28 марта 1906 года указом Святейшего Синода епископ Николай был возведён в сан архиепископа с титулом «Японский».

В 1880 года Японская православная Церковь насчитывала 5377 членов, 6 японских священников, 78 японцев-катехизаторов. Для подготовки преподавателей и священнослужителей была учреждена духовная семинария в Токио и 6 духовных училищ. Имелись две школы для обучения девочек.. В начале 1903 года в Японии было уже 28230 православных.

В 1912 году (на последний год служения архиепископа Николая) в Японии насчитывалось уже 33 тысячи православных христиан и 266 приходов. Было открыто и построено 175 временных церквей и 8 церквей стационарных, в клире состояло 40 священнослужителей-японцев.

Период Тайсё и довоенный период Сёва

После революции 1917 года православная церковь в Японии стала фактически самоуправляющейся. Японские приходы, лишённые финансовой поддержки из России, перешли на самофинансирование, что заставило значительно урезать миссионерскую и просветительскую работу.

Великое землетрясение Канто 1923 года разрушило многие здания, библиотеки и сильно повредило Токийский Воскресенский собор. Повторное освящение собора состоялось 15 декабря 1929 года.

В 1939 году в Японии был издан закон, согласно которому лишь урождённые японцы могли возглавлять религиозные общины. Митрополит Сергий 4 сентября 1940 года был вынужден уйти на покой, передав временное управление делами Церкви мирянину Арсению Ивасава, пользовавшемуся доверием военных кругов Японии.

Вопрос об избрании нового предстоятеля разделил японскую паству, но более влиятельная группа выдвинула кандидатуру старейшего японского протоиерея, Иоанна Оно. В марте 1941 о. Иоанн принял постриг в Харбине, а 6 апреля 1941 состоялась хиротония архимандрита Николая (Оно) во епископа Токийского и Японского архиереями Русской Зарубежной Церкви. Многие японские верующие оказали сопротивление новому епископу но, на Внеочередном Церковном Соборе 18 июня 1941 года, проходившем под наблюдением японских властей, епископ Николай был признан японским предстоятелем.

Официально ушедший на покой митрополит Сергий (Тихомиров) продолжал оказывать помощь епископу Николаю в управлении Миссией. В апреле 1945 года митрополит Сергий был арестован, по подозрению в шпионаже, и был подвергнут пыткам и после сорокадневного заключения отпущен. Его здоровье оказалось сильно подорвано. Через три месяца, 10 августа 1945 года митрополит Сергий скончался в маленькой однокомнатной квартире на окраине Токио.

Послевоенный период Сёва

5-6 апреля 1946 года состоялся первый послевоенный Японский Церковный Собор, вынесший решение об удалении епископа Николая от управления. Хотя решение воссоединиться с Московской Патриархией было уже сделано Японской Консисторией в конце марта 1946 года и японская паства во главе с епископом Николаем была принята патриархом Алексием I, под влиянием Американских Оккупационных Властей Собор призвал православного епископа из «Американской митрополии». Американские власти не допустили въезд в страну епископов Бориса (Вика) и Сергия (Ларина), посланных Московской Патриархией.

В начале 1947 года в Японию из США прибыл епископ Вениамин (Басалыга). При поддержке властей он встал во главе большинства японских православных, а также Корейской миссии, которая в 1955 году вышла из подчинения «Американской митрополии» и перешла под омофор Константинопольского Патриарха.

Меньшая часть японской паствы во главе с Николаем (Оно) и протоиереем Антонием Такай отказалось войти в Американскую юрисдикцию и продолжала своё существование как Японское благочиние Московского Патриархата. 10 декабря 1967 года иеромонах Николай (Саяма) был рукоположён во епископа Токийского и всея Японии в Ленинграде и объявлен главой Русской Миссии, продолжателем дела Николая Японского.

В 1969 году, в ряде встреч и Соборов, было достигнуто полное примирение между «Американской митрополией» и Русской Церковью, а также принято решение об учреждении Автономной Японской Церкви в юрисдикции Московской Патриархии.

Японская Автономная Православная Церковь

В 1970 году последний глава Японской епархии «Американской митрополии» Владимир (Нагосский) возглавил японскую делегацию к Русской Церкви и 10 апреля состоялось подписание Томоса об автономии Японской Церкви, возведение владыки Владимира в сан «Архиепископа Токийского, Митрополита всея Японии», и канонизация Николая Японского в лике святых равноапостольных. Большинство Поместных Церквей во главе с Константинопольским Патриархатом не признали новой автономии.

Менее чем через два года митрополит Владимир уехал на покой в США и 19 марта 1972 года новым предстоятелем был избран Феодосий (Нагасима). Митрополит Феодосий немедленно занялся обновлением церковной жизни, дав новый импульс семинарскому образованию и способствуя укреплению связей между приходами. Первые десять лет его пастырских трудов были посвящены переустройству церковной структуры и активизации церковной жизни. Когда Японская Церковь обрела новый уклад, началась реставрация Токийского кафедрального собора. Ввиду исполнения столетия со дня его возведения Японская Церковь и правительство решили обновить его полностью и, через более чем шесть лет, реставрация завершилась в 1998 году.

Период Хэйсэй

В 2005 году в Токио, рядом с кафедральным собором Воскресения Христова (Никорай-до) по благословению митрополита Токийского и всей Японии Даниила был образован первый мужской монастырь. Настоятелем монастыря, освященного в 2006 году в честь равноапостольного Николая Японского, стал иеромонах Троице-Сергиевой лавры Герасим (Шевцов).

В клире Японской православной церкви состоит 22 священника и 6 диаконов (2008).

Современное состояние

Воскресенский храм в Хакодате Благовещенский собор в Киото Покровская церковь в Сидзуоке

В Японской православной церкви действуют три епархии:

  • Сендайская и Восточно-Японская епархия (кафедра в Сэндай);
  • Киотоская и Западно-Японская епархия (кафедра в Киото);
  • Токийская епархия (кафедра в Токио).

С 2000 года предстоятель церкви — митрополит Даниил (Нусиро), митрополит Токийский и всей Японии.

Резиденция и кафедральный храм — собор Воскресения Христова в Токио (при котором действует единственная в стране Токийская духовная семинария). Собор широко известен как Николай-до (в честь основателя ЯПЦ архиепископа Николая (Касаткина)).

Регулярно издаётся журнал «Сэйкё Дзихо» (正教時報 «Православный вестник»), на японском языке. Действует православное сестричество и общество православной молодёжи. В 2018 году в местечке Адзиро было начато строительство первого мужского монастыря в честь святого Николая Японского.

В ночь с 23 на 24 ноября 2018 года, в день памяти преподобного Феодора Студита, в православном мужском монастыре в честь святого равноапостольного Николая Японского, расположенном в японском городе Адзиро, состоялась первая Божественная литургия.

Представительство Московского Патриархата

С 1970 года в Токио действует Представительство Московского патриархата с храмом в честь святого благоверного князя Александра Невского, домовой церковью при резиденции Представителя и женским монастырём Святой Софии в префектуре Тиба в котором проживают две монахини из Владивостока.

Ущерб от Сендайского землетрясения

В результате землетрясения силой 9 баллов, произошедшего 11 марта 2011 года в Тихом океане у северо-восточного побережья острова Хонсю, значительно пострадала от стихии Сендайская и Восточно-Японская епархия, на территорию которой пришелся главный удар 10-метровой волны-цунами, обрушившейся на берег уже через 15-30 минут после первых толчков. Эпицентр землетрясения находился в 130 км восточнее города Сэндай, где находится кафедра управляющего Восточно-Японской епархией Японской Православной Церкви епископа Серафима, и в 373 км на северо-восток от Токио, где находится резиденция митрополита Токийского и всей Японии Даниила.

По сообщению епископа Сендайского Серафима на 25 марта 2011 года Благовещенский собор в Сэндай и епархиальные здания не получили серьёзных повреждений. Однако, значительный ущерб был причинён приходам, расположенным в наиболее пострадавших от стихии районах:

  • Здание церкви Благовещения в Ямада разрушено и сгорело.
  • Здание церкви Преображения в Санума неустойчиво.
  • У здания церкви св. Апостола Иоанна в Каннари провалились своды фундамента, угрожая обрушением храма.
  • Повреждены своды церкви Преображения в Такасимидзу.

Часовня пророка Исаии в Вакуя, церковь Вознесения в Офунато, домовый храм св. Иоанна Богослова в Исиномаки, церкви Покрова в Дзёгэдзуцуми и Воскресения в Кэсэннума серьёзно не пострадали.

Среди прихожан были погибшие и пропавшие без вести. Многие семьи были размещены в эвакуационных пунктах, так как их дома разрушены.

По данным сайта pravoslavie.ru в столице страны среди священноначалия, священников кафедрального собора в честь Воскресения Христова (Николай-до), студентов семинарии и служащих епархиального управления жертв нет. Собор и здания епархии получили небольшие повреждения — разбиты стекла, появились трещины на стенах.

Был объявлен сбор средств в помощь пострадавшим как самой Японской Православной Церковью, так и другими православными церквями: РПЦ, РПЦЗ, ПЦА и др.

> См. также

  • Список русских православных храмов в Японии
  • Христианство в Японии
  • Протестантизм в Японии
  1. Бесстремянная Г. Е. Православный перевод священного писания на японский язык. Православие.ru (12 апреля 2006). Проверено 8 апреля 2014.
  2. Несмотря на то, что церковь придерживаются юлианского календаря, по которому Рождество выпадает на 7 января, по благословению руководства ЯПЦ, Рождество в Японии отмечается вместе со всей остальной страной — 25 декабря.
  3. Япония. «Первая реакция — это желание помолиться…» / В мире / ЖМПиЦВ
  4. Японская миссия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. Церковный Вестник. — 1882. — № 24.
  6. Курбатов О.А. Основание русской православной духовной миссии в Японии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2015. — № 6-2 (56). — С. 105
  7. Иерархия церквей | Японская православная церковь
  8. Проповедь христианства в Японии
  9. Японская Автономная Православная Церковь / Организации / Патриархия.ru
  10. ЯПОНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — Древо
  11. О православном монашестве в Японии
  12. Правмир. Ру
  13. Сообщение о положении в Восточно-японской епархии
  14. Разрушен православный храм в Ямада-Хо (Япония)
  15. Ситуация в Японской Православной Церкви после землетрясения. 17 марта
  16. First message by Bishop Seraphim and report on the state of church. — Report and Information on Eastern Japan Diocese
  17. Церковь начинает сбор средств на помощь пострадавшим от стихийных бедствий в Японии
  18. «Ситуация в Японской Православной Церкви после землетрясения. 17 марта» — Православие.ru
  19. Япония: как помочь пострадавшим (информация обновляется)
  20. «Помогите православным в Японии». — Попечительский Фонд о Нуждах РПЦЗ
  21. «Hawaii mission makes aide plea for the Orthodox Church of Japan».

Литература

  • Японская миссия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Суханова Н. Японская Православная Церковь в 1917—1948 гг.: от Московской Патриархии к Американской митрополии // Япония : ежегодник. — № 35. — 2006.
  • Сайт Японской православной церкви (яп.)
  • Подбор статей о православии в Японии на сайте «Мир православия»
  • «Ложечка соли»: Японская Православная Церковь в 1912—1945 годах
  • Необыкновенное путешествие: Православная Япония
  • Литургия в стране восходящего солнца
  • В Японии отмечается 150-летие со дня прибытия в страну равноапостольного Николая Японского
  • Церковь начинает сбор средств на помощь пострадавшим от стихийных бедствий в Японии
  • Православие в Японии. Сто лет спустя
Страны Азии: Православие
Независимые государства
Зависимые территории
Непризнанные и частично
признанные государства
  • ¹ Частично в Европе или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы
  • ² Также в Африке
  • ³ Также в Океании
  • ⁴ Также в Европе
Автокефальные
Автономные
  • Китайская* (Русская)
  • Критская (Константинопольская)
  • Охридская (Сербская)
  • Синайская (Иерусалимская)
  • Финляндская (Константинопольская)
  • Эстонская апостольская* (Константинопольская)
  • Японская* (Русская)
Само-
управляемые
в составе РПЦ
  • Латвийская
  • Молдовы
  • РПЦЗ
  • Украинская (МП)*
  • Эстонская (МП)
в составе КПЦ
другие
  • Северной Америки (Антиохийская)
  • Западной и Южной Европы (Румынская)
Примечание: * Автокефалия или автономия признана не всеми поместными Церквами, при этом каноничность епископата и клира не оспаривается. ** Каноничность признана не всеми поместными Церквами.

Добавить комментарий

Закрыть меню