Ирландия традиции и обычаи

Культура и быт народов Ирландии.

Ирландскую литературу считают третьей по старшинству в Европе (после греческой и римской). Ее основатель – святой Патрик, написавший на латинском языке «Исповедь». Трое ирландцев получили Нобелевскую премию по литературе. Жители этой страны обожают читать книги, а многие пишут стихи и публикуют их в местных журналах.

Среди памятников архитектуры можно выделить ирландские дольмены (древние каменные сооружения), старинные крепости, строения в готическом стиле (Собор Христа в Дублине) и классические усадьбы времен английского господства. Простолюдины жили в глиноземных или каменных одноэтажных домах с очагом, который считался «сердцем дома». Ему посвящались песни и народные сказания. Современные ирландцы предпочитают жить в кирпичных домах без особых изысков. Единственное украшение – яркие разноцветные двери, являющиеся визитной карточкой Ирландии.

Главная изюминка ирландской культуры – народная музыка и танцы. Ирландские «сольные танцы» с энергичными движениями ног известны во всем мире. В самой Ирландии танцевальные шоу настолько популярны, что их можно посмотреть в обычных пабах и выпить здесь же бокал пива.

О стране

Согласно британским обычаям Северная Ирландия традиционно называется страной, хотя и не является независимым государством. С 1921 года входит в состав Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. После провозглашения независимости Ирландии от Великобритании 6 графств исторической провинции Ольстер получили право на референдум о самостоятельном отделении от Британской империи.

Местные жители, в основном протестанты, проголосовали за то, чтобы остаться в составе Британии.

Так и образовалась административная часть Соединенного Королевства — Северная Ирландия.

Население Северной Ирландии составляет 1 миллион 800 тысяч человек и является смешанным:

  • 55 % — протестанты британского происхождения, переселившиеся из Англии и Шотландии;
  • 45 % — ирландцы-католики, коренные жители острова.

Основные курортные районы и города

К основным курортным и туристическим районам Северной Ирландии относятся:

  1. Столичный город Белфаст со многочисленными историческими и курортными объектами;
  2. Город Лондондерри (местные ирландцы-католики предпочитают называть его просто Дерри) подойдет любителям морского побережья;
  3. Небольшой городок Антрим в одноименном графстве считается центром экотуризма.

Традиции и культура

Культура Северной Ирландии является смешанной. С одной стороны, это традиционная британская культура с английскими устоями и обычаями, с другой — ирландская, берущая начало в древней кельтской истории коренных жителей острова. Например, в Северной Ирландии День святого Патрика считается государственным праздником, в отличие от Великобритании.

Еще в Северной Ирландии очень полюбился понедельник, почти в каждом месяце в этот день недели отмечается выходной, например:

  • Июньский — в первый понедельник первого летнего месяца;
  • Августовский — первый день недели первого месяца августа;
  • Октябрьский — в последний понедельник этого месяца;
  • Пасхальный понедельник — празднуется первым после дня Святого Воскресения.

Читайте в нашей статье о расположении Великобритании и Северной Ирландии на карте мира и Европы.

Во всех городах, в основном, стоят двухэтажные дома, так как жители уверяют, что выше второго этажа у них кружится голова.

Даже если вы отлично разговариваете на английском языке, все равно с переводом ирландского акцента могут возникнуть проблемы. Жители изумрудной страны очень сильно коверкают слова, например, название популярных пивных баров по-английски произносится как «паб», а у ирландцев иное мнение по поводу произношения — они произносят «пуб».

Достопримечательности — фото с названиями

Несмотря на скромные размеры и население, Северная Ирландия сохранила множество интересных исторических достопримечательностей.

Кроме того, страна культурно развивается и в последнее время появилось множество интересных объектов, рекомендуемых для посещения.

Памятники

В Северной Ирландии наибольшую известность получили памятники и произведения, выполненные в рамках современного искусства.

  • Большая рыба в Белфасте — один из самых известных памятников города. Установлен в 1999 году, его автором является Джон Кайднесс. 10-метровая рыба покрыта «чешуей», представляющей собой плитку с текстами и изображениями об истории Белфаста.
  • Яркий образец современного искусства — металлическая скульптура «Девочка на шаре», расположенная в центре Белфаста на набережной реки Лаган. Памятник полюбился туристам за свою неординарность и внушительные размеры — высота «девочки» составляет более 19 метров.
  • Необычным историческим памятником Белфаста являются многочисленные уличные граффити, нарисованные на стенах зданий этого города.

    Большая часть рисунков посвящена политическому и вооруженному противостоянию двух общин города: католиков-ирландцев и протестантов-юнионистов. И хотя конфронтация общин закончилась почти 20 лет назад, стены домов Белфаста до сих пор украшены более чем 2 тысячами изображений, посвященных этой печальной странице в истории Северной Ирландии.

На всей территории Великобритании расположены древние замки. Читайте о самых красивых замках Англии .

Храмы, соборы, замки

Северная Ирландия — настоящая страна замков. Бурная история со многочисленными вторжениями и внутренней борьбой кланов способствовала строительству и сохранению этих оборонительных зданий.

  • Замок Каррикфергус, находящийся в графстве Антрим на берегу озера Лох-Ней — один из наиболее сохранившихся средневековых замков Северной Ирландии. Он был возведен в 1177 году и за время своей жизни многократно достраивался и перестраивался.
  • Замок Дандрум был возведен известным норманнским рыцарем Жаном Де Корси после завоевания им Ольстера. За время своего существования сменил множество владельцев из различных кланов, пока в 19 веке не перешел во владение семейству маркизов Дауншира. В 1954 году замок передан в собственность государства.
  • Кафедральный Собор Святой Анны — главный храм протестантской общины Белфаста. Храм построен в конце 19 века в неороманском стиле.
  • Храм Массенден, построенный в стиле неоклассицизма, расположен в графстве Лондондерри на побережье Атлантического океана. Он возведен в 1785 году епископом Дерри и по своему внешнему виду напоминает храм-библиотеку в Риме. В настоящее время здание храма используется для церемоний бракосочетания.

Архитектурные строения

Как составная часть Британской империи, Северная Ирландия прошла тот же путь в развитии архитектуры, что и Великобритания. Любители архитектуры найдут здесь немало для себя интересного.

  • Башня Скрабо располагается в графстве Даун недалеко от городка Ньютаунардс. Возведена в 1857 году в честь Чарльза Стюарта, генерала эпохи наполеоновских войн. Привлекает к себе внимание строгой, аскетической красотой архитектурного стиля.
  • Если преодолеть все 122 ступеньки к вершине башни, можно полюбоваться окружающими пейзажами с высоты в 41 метр.

  • Городские стены в Лондондерри возведены в 1618 году. С высотой 8 метров и шириной до 9 метров стены этого города остаются наиболее уцелевшим в Европе комплексом городских укреплений.
  • Ратуша в Белфасте расположена в самом центре города. Здание эклектичной архитектуры, построенное в начале 20 века, впечатляет своей монументальностью и богатым декором. Рядом с ратушей находятся многочисленные памятники деятелям города и провинции Ольстер.
  • Необычный образец промышленной архитектуры — веревочный мост Каррик-Ред Бридж возле деревни Балликастл. Впервые построенный более 350 лет назад, мост соединяет побережье с небольшим островом Каррик. Каждый год сюда приезжает более 300 тысяч туристов, чтобы прогуляться по качающемуся мосту на высоте около 30 метров над морской пропастью.

Музеи

В Белфасте и в других городах Северной Ирландии можно посетить интересные музеи, такие как:

  • Музей «Титаник», открытый всего несколько лет назад, уже успел завоевать огромную популярность. Расположившись во впечатляющем здании современной постройки, музей представляет собой крупнейшую на Земле экспозицию, посвященную затонувшему британскому пароходу. Нахождение этого музея в Белфасте не должно удивлять, ведь именно в этом городе лайнер был построен и спущен на воду в 1911 году;
  • Музей Ольстера в Белфасте посвящен истории Ирландии, археологическим находкам, ювелирным изделиям, предметам искусства и науки. В международном отделе музея особый интерес представляет Египетский зал с мумией принцессы Такабути;
  • Музей Ирландского кружева Шилин расположен в деревне Белланалек. В музее выставлено более 700 экспонатов старинного ручного кружева, в том числе и 19 века. При музее действует магазин, в котором можно приобрести одежду и кружева ручной работы.

Ознакомьтесь с самыми известными достопримечательностями планеты в данной статье, от увиденного захватывает дух!

Сады и парки

Отдохнуть от городской суеты можно в местных парках, садах или аллеях.

  • Ботанический сад в Белфасте занимает территорию более 100 тысяч квадратных метров и действует без малого 180 лет. В основном парк знаменит благодаря своему Пальмовому дому — одной из первых оранжерей в истории. Внутри Пальмового дома цветет 11-метровая австралийская лилия, также гордостью сада является травяное дерево, возраст которого составляет около 400 лет. Ботанический сад Белфаста — популярное место для проведения концертов и мероприятий.
  • Буковая «Темная аллея», или Dark Hedges, ныне считается самой фотографируемой достопримечательностью Северной Ирландии. Несмотря на солидный возраст аллеи, высаженной примерно 300 лет назад, всемирная слава пришла к ней совсем недавно. Расположена рядом с деревней Армой в графстве Антрим. Ныне аллея пользуется заслуженной популярностью за свой эффектный и таинственный вид.
  • В частности, В Темной аллее проходили съемки одного из эпизодов известного сериала «Игра престолов».

  • Сад Маунт Стюарт расположен на берегу Стренгфордского залива в графстве Даун. Считается одним из лучших в Европе частных садов. Созданный в первой половине 20 века маркизой Лондондерри, сад раскинулся на 32 гектара и включает в себя регулярную и пейзажную части с цветниками, террасами, скульптурами и живописным озером. В настоящее время находится в государственной собственности и открыт для посещения туристами и местными жителями.

Природные достопримечательности

Природа Северной Ирландии отличается суровой и несколько однообразной красотой вересковых пустошей и скалистых морских берегов. В то же время, есть здесь и несколько очень интересных природных объектов.

Самый популярный природный объект в Северной Ирландии — Дорога Гигантов, или Мостовая Гигантов, внесенная в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это уникальный природный памятник более чем из 40 тысяч базальтовых колонн, образованных извержением вулкана.

Высота самой крупной из колонн достигает 12 метров. Большая часть колонн шестиугольные, хотя встречаются колонны с другим количеством углов. Соединенные вместе, они образуют дорогу, ведущую от края скалы к морскому обрыву. Расположена Дорога Гигантов неподалеку от города Бушмилса на северо-востоке острова.

На остров Ратлин в Ирландском море можно попасть на пароме, идущем из города Балликасл. В этой особой охраняемой зоне Северной Ирландии можно наблюдать за птицами и тюленями, исследовать морские пещеры или заняться дайвингом среди 40 затонувших кораблей.

Пещеры Марбл-Арч находятся под защитой ЮНЕСКО. Экскурсия внутри пещер занимает более часа, часть пути преодолевается на лодке по подземной реке. Марбл-Арч также знаменит своим сталактитом размером более 2 метров.

Любые посещения пещер возможны только со специально подготовленным гидом, потому что там можно запросто заблудиться.

Сферический ирландец в вакууме

Примерно со времен Шекспира Ирландия — с посторонней помощью — начала создавать образ, который сейчас называется «сценическим ирландцем». Впервые он появился в «Генрихе V». Эту инициативу подхватили другие драматурги. Потом то, что начиналось в театре, выплеснулось с подмостков в народ, и образом ирландца, который сейчас обитает у людей в головах, мы в значительной степени обязаны английским драматургам, сложным отношениям между Англией и Ирландией и 700-летнему господству первой над второй.

В определении того, кто такой «сценический ирландец», я придерживаюсь позиции выдающегося ирландского мыслителя ХХ века Деклана Киберда, который посвятил свою жизнь (дай ему бог здоровья — он еще жив) изучению того, как мировая культура и история создали Ирландию. Этот «сценический ирландец» был придуман англичанами для того, чтобы у Англии появился «другой»: собирательная фигура всего того, что Англия не. Особенно он оказался востребован в викторианскую эпоху.

Примерно с того времени, как в Англии началась промышленная революция, английскому культурному пространству и менталитету было приятно считать себя эффективными, то есть не расходующими себя на эмоции, фантазии и грезы. Вся сновидческая реальность и связанные с ней чувства признаются неэффективными, ненужными и отставляются далеко в сторону. Постулируется, что англичане — это сдержанность, холодность, закрытость — то, что до сих пор стереотипически связывается с Англией. А ирландцы — это все, что противоположно.

В этом смысле взросление культуры не очень отличается от человеческого взросления. Особенно в подростковом возрасте. Только взрослый человек может определить себя как самость без отрицания. Я есть это и это, умею то и то, добился того и того. Когда мы маленькие, у нас пока нет достижений и провалов, нам приходится определять себя через «я — не…»: я не Вася, не Петя и не Катя. А кто ты? Я не знаю. В этом отношении Англии был нужен «другой», и до этого другого было рукой подать — соседний остров. И он был все, что Англия вроде как не: недисциплинированный, ленивый, вздорный, взбалмошный, эмоциональный, сентиментальный. Похоже на классический конфликт физиков и лириков. Этот набор качеств и закрепился за ирландцами на определенное время.

Под маской ирландца скрывался ирландец

Где-то с середины XIX века и чуть далее, когда в индустриализованную Англию хлынул поток рабочих мигрантов из Ирландии, ирландцам даже выгоден был этот стереотип. Потому что когда человек приезжает из глухой деревни (а Ирландия — это в основном пространство не городское) в город, то он оказывается на другой планете, где нет ничего общего с той коммунальной жизнью, которую он вел в деревне. И тут ему предлагают готовую маску этакого деревенского дурачка — и он принимает ее на себя. Мы при этом понимаем, что даже деревенские ирландцы — сметливые, ушлые, наблюдательные, ехидные, демонстрирующие бытовую хватку и способность выживать в экстремальных обстоятельствах. Но этот образ был выгоден, и ирландцы, особенно перебравшиеся в Англию, его какое-то время поддерживали — сознательно или бессознательно.

Великий голод середины XIX века — фантастическое по своей чудовищности событие в истории Ирландии, когда 20 процентов населения страны погибло или уехало. Понятно, что потом случилась Вторая мировая, и мир повидал еще не такое, но до изобретения оружия массового поражения и без всяких эпидемий потерять столько людей просто потому, что им кушать было нечего, — это было чудовищно. И надо сказать, что население Ирландии не восстановилось до прежних размеров до сих пор. Поэтому трагедия Великого голода актуальна для Ирландии и поныне влияет на представление ирландцев о самих себе, на их позицию относительно окружающего мира и тем более определяла накал страстей в период Ирландского возрождения рубежа XIX-XX веков, когда страна наконец обрела независимость от Англии.

Лепреконы и прочая нечисть

Позже, уже в ХХ веке, на фоне того самого «сценического ирландца» — веселого остроязыкого раздолбая — возникает консьюмеристское общество со всем этим коммерческим хайпом вокруг лепреконов, радуг, горшков с золотом, танцев типа Lord of the Dance, которые имеют довольно косвенное отношение к народной традиции. Страна, которая долго была в нищете, наконец поняла, что богатство ее истории, темперамент (потому что без темперамента в их условиях не выживешь — и климат не фонтан, и история последних 700 лет не располагала к расслабленности) — это все можно коммерциализировать. Это нормальное занятие любой европейской культуры. Просто среди европейских стран Ирландия настолько богата гуманитарно, что богаче едва ли не любой культуры, не считая античной.

Так произошло, в частности, еще и потому, что Ирландия никогда не была под Римом. Городская культура пришла к ней не через те каналы, через которые ее получила континентальная Европа. И организация отношений между людьми была не такая, и иерархические взаимосвязи в обществе выстраивались не под давлением римского права и римского порядка.

Ирландия же вообще была очень дробная — такая Тверская область, разбитая на районы размером примерно с Чертаново. В каждом был свой король и свои взаимоотношения с соседями. При этом вплоть до прихода англо-норманнов в XII веке это все было единое культурное непрерывное пространство более или менее единого языка (диалектов было полно, но люди друг друга понимали), единого старого закона, едва ли не одного из самых старых из сохранившихся законодательных систем на земле. Основан он был на житейской логике, потому что в Ирландии не было ни карательной, ни законодательной власти в римском ее понимании.

Закон был традицией, а традиция — законом. Раз в какое-то время происходило собрание народа при верховном короле, вершился суд, вносились прецедентарные поправки. И эта древняя, непрерывная на протяжении тысячелетий традиция создала уникальную культуру, которую ирландцы — после того, как англичане оставили их в покое, — коммерциализировали, и мы сейчас имеем всех этих лепреконов, которые в массовом сознании связаны с Ирландией, как матрешка, балалайка, медведи и снег — с Россией. При этом мы понимаем, что «на здоровье» мы, выпивая, не говорим, матрешек друг другу дарим только очень по большому стебу, и нужно быть очень специфически имиджево ориентированным человеком, чтобы носить картуз с гвоздикой в повседневной жизни.

Ирландские писатели, которым пришлось отстаивать свою ирландскость

А теперь о том, почему мы взялись издавать на русском языке авторов, которые никому не известны. Во-первых, ирландские великие писатели уровня Уайльда, Шоу, Джойса, Беккета, О’Кейси, Йейтса, Хини — так или иначе, в большей или меньшей степени переведены на русский. Другое дело, что мало кто догадывается о том, что они ирландцы. А они ирландцы. При том что понятие ирландскости — оно очень, очень непростое.

Почему? Потому что Ирландия — та же Америка, только в пределах Европы. Пока не началось завоевание того полушария, Ирландия была краем Европы. Дальше — большая вода. Волна за волной люди, которые шли на запад, в конечном счете упирались в предел — в Ирландию. И туда наприходила прорва народу, поэтому генетически ирландцы — это смесь иберийских кельтов, континентальных кельтов, англосаксов, скандинавов. Поэтому разумно считать ирландцами тех, кто сам считает себя ирландцем.

Внутри Ирландии с XII-XIV веков первая волна англо-норманнов очень быстро адаптировалась, ассимилировалась, и эти люди, которые были до Кромвеля, назывались «старыми англичанами» — Old English. Так вот они считаются абсолютными ирландцами, при том что в дремучем анамнезе у них не кельты, а англосаксы и норманны. Но они родили детей, эти дети уже говорили по-ирландски, носили ирландскую одежду, пели ирландские песни и были ирландцами, потому что их отцы женились на ирландских женщинах. А воспитывает ребенка мать, говорит с ним на своем языке, поэтому ребенок — ирландец, независимо от того, какие у него крови по папе. В этом смысле совершенно матриархальная история.

До той поры, пока Англия была католической, все, кто пришел в Ирландию, становились ирландцами. В эту старую, вязкую, завораживающую культуру люди падали с головой и растворялись в ней. Потому что англо-нормандской культуре к тому моменту было 100 лет. Эта смесь англосаксов и норманнов была таким вот чудищем Франкенштейна, которое еще не осознало себя как отдельную самость. А у Ирландии к тому времени уже семь веков была письменность, они были очагом европейской цивилизации, спасали от темного Средневековья всю католическую Европу, были центром просвещения. И в VI-VIII веках с севера Европы на юг пришла толпа католических просветителей.

Но в эпоху Тюдоров ситуация поменялась: Англия перестала быть католической, а ирландцы стали врагами, потому что остались католиками. И дальше это уже был конфликт национально-религиозный. На этой почве представления об ирландце изменились, и политика в XIX веке приравняла ирландскость к католицизму — то есть культурный аспект отпал, а религиозный остался, и англоязычным протестантам, считавшим себя ирландцами до мозга костей, пришлось нелегко — литераторам в особенности.

Теперь о литературе. У Ирландии четыре нобелевских лауреата по литературе — Йейтс, Шоу, Беккет, Хини. И это у нации, в которой всего пять миллионов человек. Это во-первых. Во-вторых, в их тени, особенно в тени Джойса, выросла огромная литература, часть которой, к счастью, существует и по-русски. И это нам хотелось бы тоже подчеркнуть.

Почему О’Крихинь и Стивенз?

Ну и в этом году мы решили издать двух авторов, имевших прямое или косвенное отношение к ирландскому Возрождению. Первый — Томас О’Крихинь с книгой «Островитянин». Он писал по-ирландски, и Юрий Андрейчук перевел его с ирландского, что особенно ценно, потому что есть тенденция переводить ирландских писателей с английских переводов. Средневековая ирландская литература переводится на русский давно, но современная ирландская литература, написанная на ирландском языке, в русскоязычном пространстве почти не фигурирует. И мы решили начать этот поход — не то чтобы наполеоновский, но некоторые планы на десяток книг, переводимых с ирландского, у нас есть.

Больше двух книг в год мы делать не будем, потому что Юра больше не осилит: с ирландского переводить — это не баран чихнул, а у Юры еще преподавательская нагрузка. Но очень хочется показать русскому читателю, что ирландский язык не умер — это не латынь, и насколько богата литература на ирландском языке. И модернизм, и постмодернизм в ней есть. Ирландская литература в силу исторических причин больше склонна к малому жанру, нежели к романной форме. И «Улисс», в общем, не очень-то замаскированный сборник рассказов, что никак не умаляет его достоинств, но важно понимать, что вся традиция ирландского творчества в языке организует это литературное пространство как пространство малой формы: поэзия, рассказы, драматургия. Хотя, глядишь, представим читателям и некоторый набор привычных нам романов.

«Островитянин»

Томас О’Крихинь написал эпохальный биографический роман. О’Крихинь родился в середине XIX века, то есть примерно в Великий голод, и прожил довольно длинную жизнь уже в ХХ веке. Жил он на острове Бласкет. Это такой абсолютный заповедник в смысле культуры, языка, взаимоотношений и прочего. Бласкетцы, понятно, ездили на Большую землю — на основной остров — по своим делам, но у них специфическое все: одежда, походка, язык, они выделяются в толпе. И когда их спрашивали — ты что за ирландец такой, они отвечали: мы бласкетцы. Ирландия, с их точки зрения, опопсела, модернизировалась и вульгаризировалась, а они остались ветхозаветными.

Жизнь на Бласкете была жестокой, мрачной, таким непрерывным преодолением, когда на улицу можно было неделю не выйти, потому что ветер валил с ног. Потому что почва там — это камень, поросший травой, и нет ничего, кроме водорослей, чтобы эту почву удобрить. И люди на этом острове выживали. Их оттуда в середине ХХ века эвакуировали под тем предлогом, что там непригодные для жизни условия, а на самом деле — чтобы народ от налогов не уклонялся и вообще был подконтрольным. И сейчас эти острова потихонечку превращают в музеи-заповедники. В частности — Бласкет.

И житель этого острова с подачи одного своего приятеля неспешно, целой чередой писем составил автобиографию. И породил целое течение автобиографических свидетельств, которые призваны были зафиксировать уходящую реальность этого заповедника: на Бласкете таких мемуаристов возникло еще двое помимо О’Крихиня. В «Островитянине» очень сложный ирландский язык, специфический диалект, Юра с ним бодался почти год. И справочный аппарат большой.

«Островитянин» Томаса О’Крихиня — настоящая мемуарная, не беллетризованная Ирландия, уникальный документ. Есть еще один бонус: роман «Поющие Лазаря» Флэнна ОʼБрайена — в значительной мере кивок в сторону «Островитянина» и вообще мемуарного феномена Бласкета. Но это пародия не на самих островитян, а скорее на сентиментализацию этого пласта литературных высказываний. В целом это был популярный жанр, потому что ирландцы понимали: натура уходит; ее фиксация была ценна не только националистам, но и вообще интеллигентным людям — как память о прошлом.

«Ирландские чудные сказания»

Вторая книжка — «Ирландские чудные сказания» Джеймза Стивенза, такой образчик гэльского Ренессанса, с которым мы знакомы преимущественно по работам Йейтса, леди Грегори и, до некоторой степени, Джорджа Расселла. Это люди, которые занимались возрождением культуры, собиранием фольклора, перерождением и трансляцией собранного через театр. Стивенз одного поколения с Джойсом, тогда пересказы мифологического материала были модной штукой, занялся этим еще О’Грэйди-старший, и дальше — Йейтс, Грегори и Стивенз.

Но чем примечателен Стивенз — так это фантастическим чувством юмора. Если леди Грегори работала с текстами очень педантично, скрупулезно, то он взял десять сказаний и их переработал, пересказал, переложил. Он вытащил из этих текстов смешное, ироничное, хулиганское, живое, сдул с них патину вечности. К любому эпосу читатель нередко склонен относиться с благоговением и скукой, потому что там действуют люди с непонятной мотивацией, у них свои, отличные от наших ценности. Книга Стивенза может дать русскоязычному читателю возможность увидеть в мифологическом материале неустаревающую настоящую жизнь, живой смех и поэзию. Стивенз в этом смысле переводчик между временами.

В сухом остатке, как нам кажется, эти две книги дадут читателю возможность соприкоснуться со временем гэльского Ренессанса — то есть тем временем, когда Ирландия радикально переосмысляла себя и пересоздавала себя такой, какой мы сейчас ее видим, за пределами лубочных стереотипов.

Традиции Ирландии ТОП-10

Странные ирландские традиции ТОП-10

Странные и веселые традиции рыжих ирландцев стали популярны по всему миру. Взять хотя бы клевер, который должен приносить удачу. Про эту традицию, слышали уже далеко за пределами Ирландии!!! Ирландская культура, история которой восходит к 8000 году до н.э., оказалась погруженной в массу суеверий мистики, и различных причуд.

И кстати если копать глубже в историю, то многие историки считают, что родина рыжих кельтов между Днепром и Дунаем. Ученые считают, что кельты из Ирландии происходит от земледельцев и скотоводов из Причерноморья.
4000 лет назад сложились основные характеристики «островного» (отличного от галльского) генома кельтов — и ирландского народа. И этническую основу ирландской нации составляют кельтские племена гелиев, что за несколько веков пришли в Ирландию из Причерноморья.

И все же вернемся к странным Ирландским традициям.

Странные ирландские традиции ТОП-10:

  1. День рождения вверх ногами!

Старая ирландская традиция, которая достаточно популярна и сейчас. Она поощряет практику поднятия ребенка с ног на голову вверх ногами. Нужно держа ребенка за его ноги, сделать пару нежных ударов его головой об пол. Утверждается, что количество ударов, которые он получает, должно соответствовать возрасту, в который он входит плюс один. Это предназначено для пожелания удачного следующего года. Примерно так как у нас тягают за уши именинников.

Помимо того, что это достаточно необычно, становится понятно, почему эта практика теряет свою силу после окончания детского подросткового возраста. Могли бы вы представить себе, что взрослого человека переворачивают и стукают головой об пол?

  1. Заимствованные дни
    Кроме того, еще одной традицией или верой, которая тесно связана с ирландцами, является «Заимствованные дни». Первые три дня апреля называются таковыми, из-за старой легенды, где мифическая корова ходила в марте, и никто не хотел подоить ее (по другой версии убить ее). Как и ожидалось, это разозлило Март, заставив его занять три дня страшной погоды у апреля, чтобы добить эту презрительную корову. На самом деле это история плохой погоды, которая часто нападает на первые три дня апреля по всей Ирландии. Ниже приведена строфа из традиционной ирландской баллады, в которой Март умолял апрель за кредит в 3 дня:

    Статуя святой Бригиды — город Килдэр.

Первый из них был ветром и влажным,
Второй из них был снег и мокрый снег,
Третьим из них был такой мороз,
Что птицы оставляли свои когти на деревьях.

3. Святая Бригид – развод без церемоний

Праздник Святой Бригитты пришёл к нам с дохристианских времён и был известен во времена язычества как «Имболк». В переводе со старо-ирландского «Imbolc».

Еще одна ирландская традиция, как раз и связана с праздником главной женской святой Ирландии — св. Бригид. Зачастую она считается второй после Святого Патрика. Ее праздник приходится на 1 февраля каждого года, что совпадает с традиционным началом весны и Имболгом — древним языческим пиршеством. Традиция, которая длилась вплоть до 1920-х годов. Она состояла в том, что пары вступали в брак на законных основаниях в тот день в Телтауне, графство Мит, просто идя на встречу друг к другу. И если брак не удался, все, что им нужно было бы сделать, чтобы законно расторгнуть брак, состояло в том, чтобы уйти друг от друга в точном месте в тот же день в следующем году. Этот обычай вытекает из старых законов Брегона в Ирландии, которые допускают заключение временных брачных контрактов.

А что, очень даже интересная традиция.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ,

Самые странные японские традиции ТОП-10

Шри-Ланка традиции ТОП-10 самых странных!!!

  1. На свадьбу без приглашения.
    В еще одной ирландской традицией считается, приход на свадьбу без приглашения. Считается совершенно приемлемо, когда молодые мужчины-нарушители свадьбы приходят на свадьбу без приглашения, а специальные соломенные шляпы маскируют их личность. Называемые «соломенными мальчиками», эти молодые люди в масках из соломенных, а иногда даже длинных пальто, сделанных из соломы, часто ищут свадьбы, пристают к свободным женщинами и (какой кошмар – прим. ред. turupupu.ru) танцуют с ними! После завершения их странного маленького джига, мальчики из соломы затем исчезают так же быстро, как и появились, чтобы не быть опознанными. До следующей свадьбы. Что интересно в этой традиции, помимо творческого использования соломы, это то, что ей удалось выжить и процветать в современной Ирландии — особенно в западных районах Ирландии, в которых эта традиция и возникла.

  1. «girls’ night out» — «вечеринка для девочек»

Традиционная «вечеринка для девочек» в Ирландии по-прежнему популярна, хотя все в меньшей и меньшей степени.
“Nollaig na mBan» or “Little Women’s Christmas» или «Рождество маленьких женщин» — это старый обычай, который все еще празднуют женщины по всей Ирландии. Это восходит к временам, когда большие семьи в Ирландии были нормой. Мужчины тогда никогда не занимались домашним хозяйством в Ирландии. К примеру, если бы мужчина помыл посуду, его бы назвали «старой женщиной» при других мужчинах. Ни один настоящий ирландец не захотел бы так рисковать!

Но каждый год, после рождественских праздников, уставшие женщины наконец-то получали перерыв — хотя бы на один день. 6 января (в тот же день, что и Крещение) мужчины занимались домашним хозяйством, предлагая женщинам возможность отдохнуть друг с другом. Чаще всего женщины отправлялись в ближайших паб, где и пили и ели в свое удовольствие.

  1. День мертвого ворона

Можно было бы подумать, что день Св. Стефана, 26 декабря, — это день, в который можно спокойно поспать, отдохнув после Рождества рассматривая подарки и доедая остатки рождественской индейки. Но, только не в Дингле, графство Керри, Ирландия. Этот достаточно тихий городок а летние месяцы, наполняется туристами зимой. И все из-за мертвой вороны. В этот день, здесь люди просыпаются рано, и к 6 утра на улицах полно людей в маскарадных костюмах из соломы. Они расхаживают по городу размахивания знаменами, чтобы объявить День Вронона (произносится как «wran»). Это делается под сопровождение традиционной ирландской музыки. В День Врана никто не спит в городе с утра и до утра. Популярность празднования Дня Ворона сильно уменьшилась в начале 1990-х годов. Но в последние несколько лет молодежь в Дингле вдохнула второе дыхание в эту традицию.
Этот День, когда-то практиковался по всей Ирландии. Группы ряженых музыкантов и танцоров шли от двери к двери, или от паба до паба, собирая деньги или еду. На ветке дерева украшенном ленточками они вешали мертвую ворону.
Если в доме не давали пожертвований, то существовала опасность того, что мертвую ворону подкинут Вам в дом или под порог, чтобы принести несчастье в течение следующих 12 месяцев. Поэтому чаще всего мертвую птицу хоронили в конце дня торжества, бросая ей несколько монет (остальные собранные деньги пошли на покупку выпивки).

Эта птица была избрана жертвой из-за веры в то, что эта птица предала группу ирландских солдат. Она уселась на барабан, и постучала по нему клювом, когда они приближались к части армии Кромвеля. Будучи предупреждены о приближении врага, люди Кромвеля убили всех ирландцев. Для этого птицу нужно наказывать всегда, считают ирландцы. К счастью, в настоящее время вместо реальной птицы, используется имитация мертвой птицы.
Этот когда-то очень широко распространенный обычай в Ирландии почти исчез, за исключением города Дингла, где весь день посвящен его празднованию.

  1. Вересковое воскресенье.

Это почти забытая традиция в Ирландии. Сегодня в Ирландии уже мало кто уже помнит, как выглядит вереск. И как его собирать.

Вересковое воскресенье — очаровательный старый фестиваль, который живет только в далекой памяти Ирландии. Празднуемый в середине лета, это был один день, когда люди отправлялись на холмы и торфяные земли группами для сбора вереска, а иногда и для поиска супруга.

Вереск это крошечные, интенсивно синие ягоды, похожие на чернику, хотя они приблизительно вдвое больше. Они растут на кислых почвах, имеют кисло-сладкий вкус, и когда вы их раскусываете, то внутри они желтого цвета.

Сбор вереска было настолько трудным, что занимал целый день. Поэтому среди молодых мужчин и женщин, проводящих долгие часы за сбором ягод вместе, Вересковое воскресенье стало известно как время ухаживания. Говорят, что многие парни встретили свою жену именно в этот день. Сейчас, большинство ирландцев, к сожалению, даже не знают, что вереск здесь существует.

  1. Паб-этикет

Ирландцы очень, очень любят пабы. У них даже есть свой Паб-этикет. Решающим здесь является «круглая» система, в которой каждый участник по очереди платит за заказ. Для постороннего это может показаться случайным. Вам не обязательно говорят, что это ваша очередь платить, а Вам даже будет казаться, что другие участники пьянки могут казаться слишком счастливыми заменить вас. Но не ошибитесь, ваш отказ «положить руку в свой карман» будет замечен. Люди промолчат, но будут упоминать об этом в тот момент, когда вы выйдете из паба. Репутация будет следовать за вами до могилы, после чего она будет прикреплена к вашему потомству и, возможно, к их потомству тоже. В некоторых случаях это может даже стать постоянно закрепленным семейным прозвищем. Поэтому рассчитываются в ирландских пабах всегда.

  1. Погода в Ирландии — окончательный триумф оптимизма над опытом!!!

Часто говорят, что ирландцы — это люди Солнца. Поэтому они приходят в себя только тогда, когда солнце светит в течение нескольких последовательных дней (что в последний раз было в Ирландии, еще во времена Святого Патрика). По этой же причине, ирландцы почему-то все время одеваются для условий в Палермо(Италия), а не для погоды в Дублине. Так что нет ничего необычного увидеть в марте людей в шортах, которые пьют прохладное пиво на летних площадках пабов и кафе, наслаждаясь воздухом и мягкой лаской дождя или града на своем лице. Ирландское отношение к погоде — это окончательный триумф оптимизма над опытом: каждый раз, когда идет дождь, он смотрят в небо с удивлением.

  1. День святого Патрика.

Конечно же самый знаменитый Ирландский праздник — День святого Патрика. 17 марта — праздник не только ирландского святого, но и ирландской души. Этот праздник перерос национальные границы и стал своего рода международным днем Ирландии. В разных городах мира — в Нью-Йорке, Буэнос-Айресе, Мельбурне празднуют день святого Патрика. Яркие шествия, парады и гуляния людей, одетых в зеленое (национальный цвет Ирландии) заметны всюду, где проживают ирландцы. В петлицу в этот день вдевают клевер, символ Ирландии и удачи.

Традиционно в День святого Патрика устраиваются парады. Считается, что эта традиция родилась в Ирландии. Нью-Йорк и Бостон в США оспаривают пальму первенства. Нью-йоркцы утверждают, что первый парад состоялся в 1762 году именно в их городе. Тогда Ирландия находилась под властью англичан, и вполне возможно, что жители непокорных североамериканских колоний выражали таким образом свою солидарность с ними.

Такие ирландские традиции, во всей их странности, указывают на забавную, хотя и иногда слегка необычную, настроенность общего ирландского населения. Вы знаете, что до тех пор, пока вы окружены такими позитивными людьми, хорошие времена обязательно будут, особенно в Ирландии.

Добавить комментарий

Закрыть меню