Ка д оро

Европа
» Италия
» Дворец Ка’д’Оро

Венеция может похвастаться «Золотым домом», что на итальянском звучит как Ка’д’Оро, который еще называют палаццо Санта-София.В оригинальной отделке его фасад был полностью покрыт сусальным золотом и расписан дорогими красками – ультрамарином (синий) и киноварью (красный). Таким затратным способом первый владелец здания Контарини хотел удивить местную аристократию своим богатством.

Мифы и факты

В 1421 году местный купец Марино Контарини заказал архитекторам Джованни Бону и Бартоломео Бону построить дворец на месте более старого палаццо Зена в византийском стиле, который аристократ получил в качестве приданого жены.

Строительство длилось до 1440 года, однако в следующем году владелец здания и его сын неожиданно умерли. Дворец стал переходить от одного хозяина к другому, и каждый из них старался внести свою лепту в его планировку и убранство, соответственно вкусу и веяниям времени.

Одним из известных владельцев Ка’д’Оро был русский князь Александр Трубецкой. Он подарил здание балерине Марии Тальоне. Трубецкой поручил архитектору Джованни Медуна реконструировать обветшавший палаццо, однако, в итоге тот лишь ухудшил его интерьер и убранство.

В 1894 году здание приобрел венецианский купец Джорджо Франкетти. Он восстановил по чертежам готический облик сооружения и разместил здесь коллекцию художественных полотен. Коллекцию вместе с Золотым домом купец завещал городу в 1922 году.

С 1927 года во дворце открылся музей имени Джорджа Франкетти, который действует и поныне.

Что посмотреть

Ка’д’Оро построен в стиле венецианской готики и напоминает дворец Дожей. Уникален дизайн фасада, украшенный изысканными архитектурными элементами. Кружевной фасад выходит на Гранд Канал.

Дворец ассиметричен: левая его часть более ажурная, правая – монолитная. У здания два входа – с воды и суши.

В плане сооружение напоминает букву С, имеет внутренний дворик и мраморный колодец (XV в), окруженный тремя символическими резными мраморными фигурами: Стойкостью, Справедливостью и Милосердием. Пол внутреннего дворика – мозаичный.

В экспозицию галереи Франкетти входят полотна знаменитых художников (Ван Эйка, Тициана, Карпачо, Мантеньи и др.), антикварная мебель, керамика, скульптуры XIV-XVI веков, гобелены, фрески и предметы средневекового быта.

Другие достопримечательности Италии: главный собор Венеции — Сан-Марко, древнеримские Пантеон и Капитолий в Риме, замок Нуово в Неаполе, Большая крепость в Ассизи.

Дворец Ка’д’Оро (Ca’ d’Oro) открыт в понедельник с 8.15 до 14.00, вторник-воскресенье с 8.15 до 19.15.
Стоимость: 6 €, необходимо бронировать день и время посещения. Во время временных выставок цена может меняться.
Как добраться: находится на Гранд-канале, от ж/д вокзала ходит водная маршрутка № 1, остановка Ca’ d’Oro.
Сайт: www.cadoro.org (итал., фран., исп., анг.)

Ка’ д’Оро

i-Italia.ruКа’ д’Оро (Венеция, Италия)

Великолепное кружевное строение сразу бросается в глаза, затмевая своих соседей. Название палаццо, Ка’ д’Оро (Ca’ d’Oro), в переводе обозначает «Золотой дом». И на время окончания его строительства, в 1430-е годы, это была отнюдь не аллегория. Изначально фасад дворца был украшен сусальным золотом и расписан редкими и дорогими красками – ультрамарином (глубокий синий) и киноварью (глубокий красный). По всей видимости, так его владелец – Марино Контарини – демонстрировал свое богатство.

По изяществу, роскоши и количеству средств, затраченных на строительство, Золотой дом превосходил все существовавшие на тот момент палаццо Венеции и был известен не менее чем Дворец дожей далеко за ее пределами. Это и не удивительно – род Кантарини вплоть до падения Венецианской Республики являлся неотъемлемой частью правящей элиты. Недаром восемь его представителей примерили на себя Корно Дукале (Corno Ducale) – так назывался головной убор дожа, главы республики. Кроме того, в возведении дворца принимали участие те же архитекторы, что работали над некоторыми элементами Палаццо Дукалле – семья венецианских мастеров Бон (Bon, или Bono): отец и сын, Джованни и Бартоломео (во Дворце дожей они создали «Бумажные» ворота, или Ворота бумаг, и скульптурную композицию «Суд Соломона»). Роскошная роспись фасада Ка’ д’Оро, не дошедшая до наших дней, предположительно, принадлежала авторству французского художника Жана Шарлье (Jean Charlier), который фигурирует в документах того времени как Дзуанне де Франца (Zuanne de Franza), т.е. Дзуанне (или Зуанне) из Франции (на местном диалекте). Общее руководство строительством Золотого дома осуществлял, как считается, миланский архитектор Маттео Раверти (Matteo Raverti), также, как и Боны, приложивший руку к созданию Дворца дожей.

Если говорить об архитектуре здания, то Ка’ д’Оро относят к готическим венецианским постройкам. Фасад, выходящий на Гранд-канал, можно отнести к особому «цветочному» стилю Бонов. Этот стиль элегантных линий и пропорций, столь любимый венецианскими архитекторами, не смог до конца быть вытесненным барокко вплоть до конца XVI века.

Венецианская готика переняла многие черты византийской традиции. На примере Ка’ д’Оро это особенно заметно, что, в общем-то, неудивительно, поскольку здание было построено, как это водится в Венеции, на месте старого дворца – Палаццо Зено (Palazzo Zeno), – который как раз являл собою образец венецианско-византийского стиля и достался Марино Контарини после женитьбы в качестве приданого супруги.

На первом ярусе находится портик с уходящими в воды канала ступенями, с которого можно попасть в парадный холл дворца. Основным элементом второго яруса является лоджия, расположенная над портиком первого этажа и скрывающая главный зал дворца. Колонны и арки этой лоджии имеют капители, украшенные с большим вкусом традиционными венецианскими четырехлистниками. На третьем ярусе располагается еще одна открытая лоджия, с меньшим количеством декора, но ничуть не менее изящная.

Яркой особенностью Ка’ д’Оро является его ассиметричность, которая делает дворец еще более непохожим на большинство палаццо Большого канала. Ажурность левого крыла здания явно контрастирует с монолитностью правой его части. Тем не менее, дворец выглядит удивительно сбалансированно.

Если касаться внутренней части палаццо и дворцового убранства, то, прежде всего, стоит обратить внимание на небольшой внутренний дворик с галереей по периметру и лестницей, ведущей на второй этаж.

В нем располагается резной мраморный колодец, украшенный рядом аллегорических изображений: воплощение в камне получили Стойкость, Справедливость и Милосердие. Кроме того, находясь на первом этаже Ка’ д’Оро невозможно не обратить внимание на восхитительные мозаичные полы. На втором и третьем этажах палаццо находятся помещения, некогда служившие хозяевам покоями – они были украшенны в лучших традициях Венецианской Республики. Сегодня здесь можно увидеть старинные гобелены, картины знаменитых художников, скульптуры (в стенах палаццо размещен музей, о чем еще будет сказано ниже), а также полюбоваться прекрасным видом на Гранд-канал, открывающимся с лоджий Ка’ д’Оро.

Внешний вид дворца, который, безусловно, менялся с течением времени, особые изменения претерпел в середине XIX века. В 1846 году палаццо Ка’ д’Оро было приобретено русским князем Трубецким в дар белерине Марии Тальони (Maria Taglioni). По всей видимости, в то время здание пребывало в весьма плачевном состоянии и нуждалось в реставрации. Собственно говоря, с этой целью и был приглашен архитектор Джованни Баттиста Медуна (Giovanni Battista Meduna). Была начата масштабная перестройка, в результате которой многие готические элементы были уничтожены, а внутреннее убранство перекроено то ли согласно вкусам новой хозяйки, то ли в соответствии с видением архитектора. Пощады не снискали ни изящная лестница, ни готические балконы внутреннего двора, ни великолепный колодец, созданный Бартоломео Боном. Существует даже версия, что именно в ходе реставрационных работ, которыми руководил Медуна, была снята золотая облицовка фасада Ка’ д’Оро. После чего предприимчивый зодчий продал ее, за что вскоре был пойман и осужден. Впрочем, это больше похоже на одну из тысяч венецианских легенд, чем на правду (сомнительно, что позолота могла пережить в целости и сохранности период захвата Венеции наполеоновскими войсками в 1797 году).

В 1894 году дом перешел в распоряжение более рачительного хозяина. Им стал Джорджо Франкетти (Giorgio Franchetti), который потратил огромные средства на восстановление готического облика Золотого дома. Кроме того, Джорджо Франкетти, был коллекционером. Он собирал предметы искусства. Поистине занятие, достойное настоящего аристократа! В 1922 году, перед своей смертью, он завещал палаццо и всю свою обширную коллекцию городу, а в 1927 году в Ка’ д’Оро открылся музей (Галерея Джорджо Франкетти), работающий по сей день (см. www.cadoro.org).

Основную экспозицию музея составляют полотна именитых мастеров венецианской школы, таких как Сансовино и Тинторетто, Бордоне и Гварди, Карпаччо и Тициан. Имеются здесь и полотна Ван Дейка, а также знаменитый «Святой Себастьян» Мантеньи (последний из трех, написанных автором). Кроме того, в галерее Джорджо Франкетти можно полюбоваться иконами, коллекцией скульптур XIV–XVI веков, гобеленами, фресками, образцами прикладного искусства, а также интерьерами и предметами быта, знакомящими нас с блестящей эпохой расцвета Венецианской Республики.

Что ждет посетителей:

Возможно это прозвучит слегка пафосно, но это чистая правда: Дворец Ка’ д’Оро — пожалуй, самый лучший и яркий пример венецианской готики. Архитектурные решения семейства Бона, которое создавало проект почти 6 веков назад, поражают оригинальностью и роскошью.

Особого шарма и уникальности зданию придает его асимметричность: украшенное скульптурами, арками и орнаментами левое крыло очень гармонично сочетается с практически монолитным правым, на фасаде которого толком и окна отсутствуют. Попасть во дворец можно двумя способами, как это принято во всей Венеции — через парадный вход с улицы или со стороны воды. Кстати, вход со стороны канала выглядит даже более органично и красиво.

Важной вехой истории Палаццо Санта София стал период с 1894 года по 20-е годы XX века. Именно в это время Ка’ д’Оро принадлежало барону Франкетти, который оказался завзятым авантюристом и решил любой ценой вернуть дворцу первоначальный внешний вид.

Его затея имела успех, к тому же ещё больше шика внутреннему убранству придала огромная коллекция барона, которая включала сотни картин, скульптур, поделок из керамики и старинных предметов быта. В 1927 году, после смерти барона Франкетти, в Золотом доме была открыта галерея, названная его именем. По сей день галерея Франкетти привлекает тысячи туристов своей прекрасной экспозицией.

Добавить комментарий

Закрыть меню