Как называется храм у буддистов

Первый буддийский собор (около 500 года до н. э.)

Первый буддийский собор был созван в следующем году после Паринирваны Будды, который был проведен в 499/8 г. до н. э. в соответствии с писаниями традиционного Тхеравады.

Под председательством старшего Махакашьяпа пятьсот монахов-арахантов собрались во время сезона дождей. Первый вопрос, который поднял Махакашьяпа, — оценка настоящего содержания «Виная», преподобного Упала и особенности монашеских правил. Этот монах хорошо подходил для выполнения задачи, так как сам Будда учил его «Винаю».

Затем старший Махакашьяпа обратил своё внимание на Ананду, так как тот обладал авторитетными, экспертными знаниями во всех вопросах, связанных с дхармой. Ананда смог ответить точно, таким образом эта беседа встретилась единодушным одобрением сангхи. Семь месяцев потребовалось монахам для того, чтобы прочитать весь «Винай» и «Дхарму». Собор стал известен как «Панчасатика», так как в нём приняли участие пятьсот просвещенных арахантов.

Некоторые ученые отрицают, что первый собор действительно имел место. Согласно макмиллановской «Энциклопедии буддизма» (2004), «его историчность ставят под сомнение практически все буддийские ученые. Они утверждают, что хотя не исключено, что небольшая группа близких учеников Будды собралась после его смерти, сам факт проведения собора в великом стиле, описанном в священных писаниях, почти наверняка фикция».

Третий буддийский собор (около 250 года до н. э)

В противоположность единому своду записей со второго собора, есть записи нескольких возможных «третьих соборов». Эти различные версии разъясняют отличие основной концепций одной конкретной школы от других.

В соответствии с комментариями Тхеравады и летописям, Третий буддийский собор был созван около 250 г до н. э. царём Ашокой Маурианом (260—218 до н. э.) в Паталипутре (ныне Патна) под руководством монаха Моналипутта Тисса. Его целью было очищение буддийского движения, в частности от оппортунистических группировок, которые существовали под царским патронажем. Считается, что к моменту созыва собора в сангху проникло порядка шестидесяти тысяч аскетов, загрязнивших учение ложными, еретическими взглядами. Царь спросил у монахов, знают ли они, чему учил Будда, и они утверждали, что он учил взглядам, таким, как бессмертие и т. д., которые осуждаются в каноническом брахманизме Сутты. Он обратился к добродетели монахов, и они сказали в ответ, что Будда — «Учитель анализа» (пали: Vibhajjavādin), что подтвердил Моналипутта Тисса. Совет приступил к чтению писания ещё раз, добавляя к собственной книге каноны Моналипутты Тиссы, Катавадху, обсуждение различных буддийских взглядов, которые теперь содержатся в тхераваде «Абхидхами Питака».

Во время Третьего собора был окончательно сформирован Палийский канон, и именно тогда он приобрел своё нынешнее разделение на три части — формализованные ранее Учение («Сутта») и Монашескую дисциплину («Виная»), а также новый раздел утонченной философии («Абхидхамма»). Собственно, с этого момента он и приобрел название «Типитака», по трём составным частям свода наставлений.

Кроме того, в целях распространения буддизма были направлены послы в различные страны, такие, как греческое царство на Западе (в частности, в соседнее ему Греко-Бактрианское королевство и, возможно, ещё дальше — согласно надписям, оставленным на каменных столбах Ашоки). Согласно Фраувальнеру (Фраувальнер, 1956), некоторые из этих миссионеров несли ответственность за основание школ в различных районах Индии: Майхантика был отцом Касмири Сарвастивадинс (пали: Kasmiri Sarvastivādins); Йонака Дхаммаракхита (пали: Yonaka Dhammarakkhita), возможно, был основателем школы Дхармагуптака; Махадева (санскрит: महादेव), направлен в страну Махиса, и, возможно, был основателем Махисасакас (пали: Mahisasakas), несколько преподавателей предприняли поездку в Гималаи, где они основали школу Хаймавата (пали: Haimavata), которая включала часть Кассапаготта (пали: Kassapagotta), что может быть связано с Касияпияс (пали: Kasyapiyas). Реликвии некоторых монахов Хаймавата были раскопаны в Ведиса в центральной части Индии. Наиболее известным из миссионеров, который находится в центре внимания интерес историй Тхеравада, является Махинда, который побывал в Шри-Ланке, где он основал школу, известную как Тхеравада.

В Дипавамса (пали: Dipavamsa) Тхеравады записан совершенно иной собор, названный «Великое изложение» (Mahāsangiti), в котором утверждается, что после поражения на втором соборе ватсипутриями (пали: Vajjiputtakas) была проведена реформа. Дипавамса критикует Махасангитикас (пали: Mahasangitikas, Mahasanghikas) и описывает некоторые тексты как неканонические: ; Паривара, 6 книг Абхидхаме, Патисамбхида, Ниддеса, часть Джатаки и стихи. (Дипавамса 76, 82) (76 Дипавамса, 82) Махасангхика, со своей стороны, помнят все по-другому: они утверждают, что в Сарипутрапариприча (пали: Sāriputraparipriccha) была предпринята попытка необоснованного расширения старого «Виная». В собственной «Виная» Махасангитики запись Второго собора по существу такая же, как у других, то есть они были на одной стороне.

Совершенно различные объяснения происхождения Махасангхики можно найти в работах группы Сарвастивада. Вазумитра рассказывает о споре в Паталипутре во время правления Ашоки касательно пяти еретических пунктов: у араханта могут быть ночные поллюции; что он может сомневаться; что он может быть обучен по-другому, что ему может не хватать знаний и что этот путь может быть пройден под девизом «Что страдания!». Эти же моменты обсуждаются и осуждаются в Катхаватху (пали: Kathāvatthu) Маггалипутты Тиссы, однако упоминаний об этом соборе нет в источниках Тхеравады. Позднее Махавибхаса развивает эту тему в зловещую клеветническую кампанию против основателя Махасангхика, которая определена как Махадева. Эта версия событий подчеркивает чистоту Касмири Сарвастивадинс, которые изображаются как пришедшие из арахантов и подвергшиеся преследованиям благодаря «Махадеве».

Два четвёртых буддийских собора

Основная статья: Четвёртый буддийский собор

Ко времени проведения Четвёртого буддийского собора буддизм давно раскололся на несколько разных школ. В школе Тхеравада в Тамбапини в последние века до н. э. состоялся Четвёртый буддийский собор. Если быть точнее, проходил он на острове Шри-Ланка во времена короля Ваттагамани-Абая, в месте Алока Лены, которое теперь называется Алу-Вихара. Однако следует уточнить, что анонимному местному предводителю покровительствовал не царь, так как он был твердым последователем школы Абаягир (п. махаяны). В действительности, одна из главных причин для совета была жестокая политика царя, которую он вел против священников Пахарпуры, придерживающихся Тхеравады, и на которых он однажды напал на Пахарпуре — многих убил, а оставшихся выдворил. Храм был разрушен, и на его месте был построен храм Махаяны. Другой важной причиной для проведения собора были нестабильная политическая ситуация в стране в связи с постоянными набегами, которые заставляли царя несколько раз отступать, а также сильный голод. Говорят, что собор был посвящён написанию Палийского канона, который ранее хранился в памяти. Не было упомянуто о том, кто проводил этот собор, ориентировочной причиной проведения которого было ухудшение статуса буддизма, а также коллективные усилия со стороны духовенства, направленные на сохранение религии в её чистом виде, а, следовательно, не нуждающейся в лидере (был упомянут только тот факт, что священство Пахарпуры, то есть школы Тхеравада, приняло участие в этом сборе и объединении).

По поводу Четвёртого буддийского собора, проведённого в традициях Сарвастивады, утверждается, что он был созван правителем Кушанской империи Канишкой I около 100 н. э. в Джаландхаре (пали: Jālandahara) или в Кашмире. Канишка собрал в Кашмире пятьсот бхикшу под руководством Васумитры для того, чтобы систематизировать тексты Сарвастивада-Абхидхармы, которые были переведены с ранних форм народных языков пракрита (таких, как Гандхары в сценарии Кхароштхи) на классический язык санскрит. Говорят, что в ходе работы собора из трехсот тысяч стихов и были составлены более девяти миллионов строф, этот процесс занял двенадцать лет. Хотя Сарвастивада уже не существует в качестве независимой школы, её традиции переняли школы Махаяны.

Этот собор не преследовал цели сохранить Палийский канон (Типитаку) в оригинальном виде. Напротив, был включен ряд новых писаний, равно как и основополагающие принципы махаянской доктрины. Профессор Этьен Ламот, буддолог, установил, что собор Канишки был фиктивным. Однако Дэвид Снэллгроув, другой известный буддолог, считает, что вклад Тхеравады в Третий собор и вклад Сарвастивады в Четвёртый собор «одинаково тенденциозны» и иллюстрируют неопределённость достоверности многих из этих историй.

Тхеравадинский Буддистский Собор в 1871 году (Пятый буддийский собор)

Пятый буддийский собор под руководством монахов Тхеравады состоялся в Мандалае-Бирме в 1871 году во время правления короля Миндона. Собор проходил под предводительством Трёх старцев, в нём также участвовало две тысячи четыреста монахов. Совместные чтения Дхармы длились пять месяцев. Кроме того, работа собора заключалась в том, чтобы утвердить всю Трипитаку, записанных для потомков на семьсот двадцати девяти мраморных плитах в бирманских сценариях. Эта грандиозная задача была проделана монахами и многими умельцами, которые после завершения каждой плиты размещали их в красивые миниатюрные питака-пагоды в специальном месте под названием «Пагода великой заслуги» у подножья горы Мандалая, где она стоит и по сей день — так называемая «Крупнейшая книга в мире».

Впоследствии, в 1900 году, высеченные в камне тексты были изданы на бумаге, составив в объёме 38 томов в 400 страниц каждый. Издание было подготовлено бирманцем армянского происхождения Филиппом Рипли (Английский язык: Philip H. Ripley) в издательстве Хантавадди Пресс (Английский язык: Hanthawaddy Press).

Пятый собор был внутрибирманским событием, и многие буддийские страны не приняли в нём участия.

Тхеравадинский Буддистский Собор 1954 года (Шестой буддийский собор)

Шестой собор был проведен на Каба-Ай в Рангуне (сейчас Янгон) в 1954 году, через восемьдесят три года после пятого, проведенного в Мандалае. Он был организован бирманским правительством во главе с тогдашним премьер-министром, достопочтенным У Ну. Он санкционировал строительство Маха-Пассана-Гуха, «большой пещеры» — искусственной пещеры, которая очень похожа на пещеры Саттапанни в Индии, где был проведен Первый буддийский собор. После завершения строительства собор был проведён. Дата собора — 17 мая 1954.

Как и в случае предыдущих соборов, его основной целью было подтвердить и сохранить подлинную Дхарму и «Виная». В то же время собор был уникальным, поскольку монахи, которые приняли в нём участие, пришли из восьми стран. Эти две тысячи пятьсот человек, изучившие Тхераваду, были монахами из Мьянмы, Камбоджи, Индии, Лаоса, Непала, Шри-Ланки и Таиланда. В конце собрания преподобный Махаси Саядо был назначен для выполнения благородной задачи задавать необходимые вопросы о Дхарме преподобному Бхаданте Вичиттасарабхивамсе, который ответил на все из них грамотно и толково. В то время этот собор отвечал требованиям всех стран-участниц, у которых был Пали-Трипитака, переведенный на их родной язык, за исключением Индии.

На традиционное произнесение буддийских писаний потребовалось два года, все сценарии, как Трипитака, так и подобные литературные писания были тщательно изучены, и их различия записаны. Затем были сопоставлены необходимые поправки всех версий. Было установлено, что не было большой разницы в содержании этих текстов. Наконец, после того, как Совет официально утвердил их, все книги Трипитаки и их комментарии были подготовлены к печати на современных машинах и опубликованы в бирманском письме. Это великое достижение стало возможным благодаря самоотверженным усилиям двух тысяч пятисот монахов и большого числа мирян. Их работа подошла к концу вечером в Весаке, 24 мая 1956 года, ровно через две с половиной тысячи лет после Паринирваны Будды, в соответствии с традиционными чтениями Тхеравады.

Архитектура буддийских храмов и монастырей

Что означает быть буддистом? Если объяснить с точки зрения этого религиозного учения, то быть буддистом – это искать прибежища у «Трех Сокровищ». «Три сокровища» – это Будда, его учение и община, образовавшаяся вокруг этого учения. Строение спроектировано таким образом, чтобы воплощать все «Три Сокровища». Они представлены все в одном месте, но при этом разделены на части, каждая из которых несет свою смысловую и религиозную нагрузку.

Храм Махабодхи

Буддийский храм – это священная комплексная постройка, представляющая религиозную ценность, место паломничества, поклонения и обитания буддийских монахов. Он должен быть защищен от внешних воздействий, беспокоящих это святое место – посторонние звуки, зрелища, запахи и другие влияния. Территория закрыта со всех сторон, а при входе расположены мощные ворота.

В «золотом зале» (кондо) помещаются любые изображения будды (Будда Шакьямуни, сострадательный Амитабха и др.) – вышитые, рисованные, в виде скульптур. В том же помещении могут находиться любые изображения разных почитаемых существ, бодхисаттв.

Пагода – это постройка, предназначенная для хранения останков тела (земного) Будды Шакьямуни. Практически каждый буддистский храм имеет свое предание о том, как останки попали в него. Зачастую пагода состоит из трех или пяти ярусов, а в центре размещен главный столб. Под ним или на самой его верхушке и хранятся останки Будды.

Помимо текстовых вариантов буддийского учения, хранящихся в виде свитков, религиозная информация и различные священные предания передаются из уст в уста. Кроме того, в «зале для чтений» (ко:до) регулярно проводятся чтения и толкования учения.

С VIII столетия появляются ками – места для почитания «родных богов». Их размещают как на территории храма, так и за ее пределами. Богов почитают как защитников храма.

В общину храма входят монахи, их ученики и миряне, временно поселившиеся в галереях.

Монастырь Таванг

Буддийские храмы в Индии имеют свои особенности оформления. Монументальные сооружения имеют большое количество арок, сводов, колонн, рельефов, посвященных Будде. При этом все эти неповторимые архитектурные элементы доведены до безупречности. В Индии чаще всего ступы встречаются в виде сферы на основании кубической формы. Их входы обычно представлены в виде каменных ворот, на которых красуются резные изображения. Также встречаются постройки с острыми высокими куполами с барельефами.

Буддийские храмы в Индии

Буддийских храмов на территории Индии существует множество, так как данное религиозное направление здесь особо почитается. Уделим внимание самым известным.

  1. Храмы буддизма Махараштры. Третьим по величине штатом Индии является Махараштра. Этот край известен прежде всего своими скальными монастырями и храмами:
  • Аджанта – храмово-монастырский пещерный комплекс, представленный утесом в форме подковы. Всего насчитывается 29 пещер. Они делятся на вихары (общежития буддийских монахов, имеющие при входе портик-терассу и квадратные залы, окруженные кельями с трех сторон) и чайтья (молельные залы). Стены в пещерах искусно расписаны иллюстрациями к буддийским мифам и легендам. Аджанта является памятником Всемирного наследия.
  • Пещеры Аурангабада – относительно небольшие три комплекса пещерных храмов, расположенных поблизости от города Аурангабад. Всего насчитывается девять пещер, делящихся на восточные и западные.
  • Питхалкора – пещерный храмовый комплекс, состоящий из 13 пещер. Обустроены во II веке до н.э. Несколько позже, в V-VI веках, произошли добавления к ним.
  • Эллора – система из 34 пещер. Из них 17 пещер являются индуистскими, 12 пещер – буддийскими, 5 – джайнисткими. Наиболее примечательное строение с неповторимой архитектурой – «Kailas», заслуженно ставший одним из драгоценных памятников религиозной культуры Индии. Многочисленные замки, расположенные в Эллоре, причислены к Всемирному наследию организацией ЮНЕСКО.
  1. Храм Махабодхи – именно то место, где Гаутама Сидхартха достиг просветления, результатом чего стало его перевоплощение в Будду. Храм располагается в Бодх-Гая, индийском штате Бихар. Здесь же находится Бодхи – священное дерево, сидя под которым Гаутама нашел свое просветление. Считается, что оно было выращено из семени, которое даровало именно то оригинальное дерево, под которым сидел просветленный Будда.

  1. Санчи, являющаяся Всемирным наследием ЮНЕСКО, – это деревня в штате Мадхья-Прадеш, известная сохранившимися храмами, монастырями и ступами времен раннего буддизма. Главная достопримечательность – первая известная в истории ступа. Она была задумана как наглядный символ Колеса дхармы. Именно со ступы Санчи начали копировать другие ступы.
  1. Нельзя не вспомнить о ступе Дхамек, расположенной в Сарнатхе. Согласно преданиям, здесь Будда, достигший просветления, провел свою первую проповедь и запустил Колесо дхармы.

Пещерный храмовый комплекс Питхалкора

Буддийские монастыри в Индии

Также насчитывается немалое количество буддийских монастырей на территории Индии. Всех их перечислить не представляется возможным, поэтому познакомимся с некоторыми из них:

  1. Храмы Ладакха. Земля Ладакх находится в крайней западной части Тибетского плато. По южную и северную части возвышаются высочайшие в мире горы. Здесь сосредоточены все те красоты, за которыми с удовольствием прибывают сюда путешественники – заснеженные горные массивы, озера, реки, диковинные звери и птицы, невероятные горные обители. Правда, все это стало доступным иностранным туристам только с 1974 года. В основном население Ладакха представлено потомками осевших кочевников, прибывших из Кхама (восточного Тибета). В VII веке они смешались с индоарийскими племенами. В этом краю расположено множество храмов: Алчи-Гомпа, Ванла, Ламаюру, Мульбек-Гомпа, Сени-Гомпа, Ше-Гомпа и другие.
  1. Тикси – это буддийский монастырь, находящийся у берегов Инд на вершине холма Его расположение потрясает: он возвышается на 3600 метра над уровнем моря и состоит из 12 этажей. Здесь же есть статуи, фрески, оружие, тханки (изображения религиозного характера в тибетском искусстве), постройки с чортенами. Удивителен и храм Майтрея, ставший в будущем Буддой. Он славится 15-метровой статуей Майтреи, возведенной в 1970 году перед визитом Далай-ламы.
  1. Монастырь Таванг, расположенный на холме у пригорода города Таванг. Он находится на высоте 3300 метра. Рассчитан на 700 монахов, в настоящее же время в нем проживает приблизительно 450 лам. Здесь есть библиотека Паркханг, известная тем, что в ней хранится много исторически ценных манускриптов.

Пещерная система Эллора

Буддийские монастыри в России

В России буддизм исповедуют в разных районах страны – Забайкальский край, Тыва, Бурятия, Республика Алтай, Калмыкия, Иркутская область. Буддийские монастыри в России существуют в большом количестве городов, в том числе Москве и Санкт-Петербурге.

  1. Иволгинский дацан (Гандан Даши Чойнхорлин – тибет.) расположен в республике Бурятия, в селе Верхняя Иволга. Это настоящий комплекс, состоящий из множества построек, в числе которых:
  • храм-дворец, в котором хранится нетленное тело великого Учителя Хамбо-ламы Итигэлова;
  • тантрический храм (Жан-дуган);
  • главный соборный храм (Цогчен-дуган);
  • оранжерея, созданная для священного дерева Бодхи и др.

Иволгинский дацан в Бурятии

Также на территории комплекса размещены библиотека, летняя гостиница, священные ступы-субурганы и даже вольер для косуль.

  1. Еще один буддийский монастырь в России, точнее храм-монастырь, – Хойморский дацан «Бодхидхарма», расположенный в Бурятии (Поселок Аршан Тункинского района). Это центральный храм буддийской организации «Майдар».
  2. Цугольский дацан – это самый старейший монастырь, возведенный в Забайкальском крае в 1801 году. Здесь были основаны монастырские школы буддийской философии классического направления и тибетской медицины. Монастырь имеет очень богатую историю.

Санкт-Петербургский буддийский храм

В России существуют и другие, не менее замечательные храмы буддистов: Анинский (Бурятия) и Агинский (Забайкальский край) дацаны, Санкт-Петербургский буддийский храм, Храм Великой Победы (Калмыкия), Эгитуйский дацан (Бурятия).

Буддийские храмы и монастыри загадочны и даже мистичны. Они притягивают паломников из разных уголков планеты, желающих своими глазами узреть священные места и оторваться от мирской суеты, пребывая в их стенах.

Добавить комментарий

Закрыть меню