Круизы по амуру

Теплоходная прогулка по Амуру

В первой неделе мая открылась навигация по Амуру – лишний повод обновить впечатления от речной прогулки, совершенной в сентябре позапрошлого года. На этот раз я не буду писать длинные краеведческие комментарии, иначе рискую опубликовать этот альбом не раньше окончания навигации. 🙂

В прелестный субботний день вдоль городского пляжа (где, кстати, запрещено купаться), традиционно выполняющего роль причалов, выстроились теплоходы. Кроме судов, обслуживающих дачные маршруты, имелись и предлагающие непродолжительную прогулку по реке вдоль города.

Днем прогулка продолжается час, а билет стоит 100 рублей (детский дешевле), вечером (видимо, уже появляется какая-то «дискотечная» программа) и длительность «круиза», и стоимость билета увеличиваются в полтора раза.

Дачники…

В ожидании теплохода мальчик запускает свой кораблик…

Этот ребенок, слава богу, нашел себе другую игрушку.

Вдалеке виднеется южная часть города, там уже не Амур, а впадающая в него Уссури.

Рядом отчаливает очередной дачный рейс. Трап при помощи ручной лебедки поднимают прямо на ходу.

Но вот пора отправляться и нам.

Панорама спуска с Комсомольской площади.

Может быть, стоило приберечь этот снимок на 9 мая? 🙂

Катер береговой охраны крупным кадром. Умиляет надпись «Coast guard» на борту.

Песчаные островки украшают какие-то навигационные знаки.

Теплоход идет по течению Амура – с юга (здесь он справа) на север.

Как все-таки быстро меняются очертания города! Из сравнительно старых зданий можно указать разве что на находящийся в центре кадра Конференц-зал. Любопытно, что торговые палатки на набережной почти все однотипные.

Очень непривычно выглядит этот склон после того, как в (бывшем) парке ЦПКиО вырубили большую часть деревьев. Корпуса Краеведческого музея с реки раньше вообще не просматривались! Конечно, скоро появится листва, и картина несколько изменится, однако набережная все равно останется лысоватой.

Статую графа Н.Н. Муравьева-Амурского на высоком постаменте видно издалека. А вот куда делся памятник Г.И. Невельскому? Между тем сложно сказать, чья заслуга в деле основания Хабаровска значительнее.
Да, строго говоря, военный пост Хабаровка на утесе близ слияния Амура и Уссури был основан по прямому указанию генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева-Амурского (1809-1881). Но на выгодное стратегическое положение этого пункта весьма настойчиво указывал еще адмирал Геннадий Иванович Невельской (1813-1876)! Он, кстати, до своего отстранения от должности в 1856 году из-за трений с Адмиралтейством, успел заложить на Дальнем Востоке несколько постов, позже выросших в крупные населенные пункты, в том числе и город Николаевск-на-Амуре. Если бы к мнению Невельского прислушались сразу, то Хабаровск был бы основан четырьмя годами раньше. Однако хоть изначально Геннадий Иванович и считался протеже генерал-губернатора, впоследствии Муравьев-Амурский внес свою лепту в изгнание неуживчивого адмирала.
Увы, если в честь графа назвали главную улицу Хабаровска, то личность Невельского незаслуженно предается забвению. Впрочем, именем непосредственного исполнителя приказа об основании военного поста Хабаровки – капитана Якова Васильевича Дьяченко (1817-1871) – тоже назван лишь небольшой переулок в старой части города…

Спешащий по своим делам буксир.

Еще стремительнее куда-то мчится катер силовиков…

Открытый бассейн.

Стадион имени Ленина. За ним виднеется массивный корпус военного госпиталя на улице Серышева.

С севера парковую зону ограничивает ковш яхт-клуба. Точнее, бывшего яхт-клуба, ибо само это здание уже много лет выполняет какие-то иные функции. Судя по внешнему виду, процветание ему это не принесло…

На левом берегу, похоже, горит лес. Во всяком случае, дым видно издалека.

За грузовым портом виднеется Казачья гора, которую уже сейчас венчает громада нового жилого комплекса. Про Казачью гору стоило бы рассказать подробнее – место примечательное, но сейчас уже нет сил. Или расскажу о ней в другом альбоме, или позднее дополню этот…

Дальше к северу возвышаются трубы ТЭЦ-2.

Кое-где ближе к островкам левого берега на якорях стоят баржи…

…ну а где-то их толкают буксиры. Любопытно, что на корме двух этих судов развеваются флаги КНР, а на рубках – российские триколоры. Все сомнения в принадлежности буксиров рассеивают иероглифы на палубной надстройке. 🙂

Лодочная станция несколько диковатого вида.

Я уже как-то упоминал, что Хабаровск имеет очень большую протяженность вдоль Амура и Уссури – немногим менее шестидесяти километров, что значительно превышает радиус Москвы. По занимаемой площади город, кстати, тоже входит в пятерку крупнейших в стране. Однако это объяснятся многочисленностью воинских частей, обширностью заводских территорий и немалой долей такой вот малоэтажной застройки.
Когда машина покидает современные районы, а за окном проносятся такие вот деревенского вида домики, люди, незнакомые с городом, часто полагают, что Хабаровск остался позади. Каково же бывает их удивление, когда спустя пять–десять минут автомобиль вновь въезжает во вполне цивилизованный городской район. Вот и на этом снимке слева уже виднеется игла телевышки, установленной в крупном Северном микрорайоне.

Почему-то этими домами, откровенно говоря, весьма безликими и стоящими на отшибе, новостники портала Lenta.ru любят иллюстрировать материалы, касающиеся Хабаровска.

Сейчас даже так просто не скажу, что за железнодорожный путь запечатлен на этом снимке: то ли грузовая ветка, то ли ведущая к туннелю через Амур. Раньше этот туннель был весьма засекреченным объектом, однако со временем через него иногда даже стали пускать пригородные электрички.

Ну прямо-таки одинокий сельский хутор – хоть бери кисть и рисуй! 🙂

Какое-то промышленное предприятие? Центральный корпус явно дореволюционный. Кстати, дома начала XX века встречаются во многих отдаленных районах города. Это легко объясняется тем, что Хабаровск по мере роста поглощал так называемые слободки (часто промышленные или военные), основанные порой лишь немногим позже самого города.

За серыми голыми кронами виднеется строящаяся в Северном микрорайоне церковь. Иногда задаю себе вопрос: а нужно ли такое количество новых храмов, не лучше ли было найти этим деньгам более рациональное применение? Впрочем, откуда берутся деньги на подобное строительство, точнее всего знают вносящие «добровольные пожертвования» коммерсанты…

Началась парково-санаторная зона, уже не так далеко до моста через Амур.

Берег здесь довольно-таки крутой.

Коттеджи состоятельных горожан. Место, конечно, красивое, но так ли уж тут хороша экология в свете близкого соседства с железнодорожными путями?

И вот впереди показался мост. Большинство пассажиров теплохода с самого начала сосредоточились в застекленном салоне, где и стали дружно потреблять пиво. Хотя поддатые были, до откровенного пьянства, к счастью, дело не дошло… Но, боже, неужели пиво – это такой уж обязательный атрибут речной прогулки?!.

«…Перед нами открылась необозримая площадь воды, сливавшаяся с горизонтом. Вид был прекрасный: солнце ярко отражалось в совершенно покойной воде, обливая ее золотистым светом, в воздухе вились чайки, и взоры встречались только с зеркалом воды и ясным небом». Эти слова принадлежат известному российскому географу и натуралисту Ричарду Карловичу Мааку (1825-1886), а записал он их в 1855 году практически на этом же самом месте.
Поскольку про мост я уже рассказывал, здесь и заканчиваю короткое повествование о речной прогулке: теплоход развернулся и пошел против течения обратно к пристани на пляже. Таким образом протяженность маршрута составила не более десяти километров (в одну сторону), а это лишь малая часть береговой линии Хабаровска.

Хабаровский яхт-клуб «Лагуна» предстоящим летом запустит круизы по Амуру, в том числе 3000-километровые путешествия от Большого Уссурийского острова близ Хабаровска до Шантарского архипелага в Охотском море. Как сообщил его заместитель директора Олег Мицура, этот водный тур продлиться 16 дней и будет стоить 100 тыс. рублей с одного человека.

«Для таких поездок мы закупили четыре яхты самого высокого класса комфортности. Их вместимость составляетдо 10 пассажиров», — рассказал г-н Мицура на выставке турпредложений, которая была представлена на стартовавшем 16 мая в Хабаровске первом форуме Международной ассоциации туристической индустрии стран Азиатско-Тихоокеанского региона. По его словам, круизы по Амуру пользуются популярностью у представителей российского среднего класса, интерес к ним проявляют и зарубежные туристы — китайцы, японцы, голландцы. Он уточнил, что пока большинство клиентов — россияне, а яхтенные круизы «уже на полтора месяца вперед расписаны». Замдиректора яхт-клуба отметил, что инвестиции в яхтенный туризм окупаются быстро: «Срок их возврата короче трех лет»».

По Амуру туристы доходят на яхте до Николаевска, оттуда — в Татарский пролив и Охотское море. Протяженность маршрута туда и обратно составляет более трех тысяч километров (расстояние от Хабаровска до Шантарских островов — около 1,5 тыс. км). Олег Мицура добавил, что у компании есть и более «бюджетный» вариант отдыха на Амуре — на комфортабельных катерах с двумя-тремя каютами. В этом случае путешествие будет осуществляться более короткими отрезками, с остановками на турбазах и комплексах, расположенных на берегах.

Ранее туристам предлагались 12-дневные круизы по Амуру на теплоходе «Таежный» из Хабаровска до Николаевска-на- Амуре (в устье Амура) и обратно. Тур назывался «Русские просторы. Амур. Сказка неизведанного края». Место в 4-местной каюте стоило 105 тыс. рублей, в одноместной — 604,5 тыс. рублей.

В настоящее время на побережье Охотского моря, в бухте Онгачан, за счет средств частного инвестора организован пункт приема туристов. Центр позволяет разместить в комфортных условиях до 50 путешественников одновременно, осуществлять прогулочные и экскурсионные программы по радиальным маршрутам вдоль южного побережья Охотского моря с посещением национального парка «Шантарские острова». Со своей стороны администрация этого парка, который входит в состав федерального учреждения «Заповедное Приамурье», намерена развивать инфраструктуру для экологического туризма непосредственно на архипелаге.

Круизы по Амуру краевые власти намерены организовать за счет яхтенных и прогулочных маршрутов на судах вместимостью до 12 человек. Источник приобретения судов — частные инвестиции. Проект круизного кластера «Остров Большой Уссурийский – Шантары» включен в федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» с общим объемом федерального финансирования 632,5 млн рублей. Средства будут направлены на создание обеспечивающей инфраструктуры, в том числе Центра яхтенного и круизного туризма в Хабаровске, в строительство речного вокзала для прогулочных судов в Хабаровском районе, в самом Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре.

Кластер охватит прибрежную зону реки Амур от Хабаровска с Большим Уссурийским островом до Николаевска-на-Амуре с последующим включением Татарского пролива и зоны Шантарских островов. Проектом определено три базовых опорных пункта — остров Большой Уссурийский, Хабаровск, Николаевск-на- Амуре, четыре основных остановочных пункта, в том числе в Комсомольске-на-Амуре, и пять дополнительных пунктов.

За счет бюджетных источников реконструируются набережная в Хабаровске, и строются причальная стенка, подъездная автодорога к туристическому комплексу «Воронеж», а также дороги на территории памятника археологии «Петроглифы Сикачи-Аляна». Внебюджетные деньги идут на строительство и реконструкцию туркомплексов «Заимка» и «Воронеж», Центра яхтенного и круизного туризма в Хабаровске, историко-познавательного комплекса «Крепость Николаевск-на-Амуре». В проекты в рамках кластера уже привлечено около 1,9 млрд рублей частных инвестиций. По расчетам краевых властей, проект может быть полностью реализован к 2026 году.

Остается добавить: Шантарский архипелаг, это группа из 15 островов площадью 2,5 тыс. кв. км, расположенная в западной части Охотского моря. Самый крупный из них — остров Большой Шантар площадью 1 тыс. 790 кв. км. На островах обитают 240 видов птиц, 30 из которых занесены в Красную книгу России. На островах находятся лежбища также краснокнижных тюленей — сивуча и ларги, вблизи архипелага проходят маршруты миграции гренландских китов.

Остров Большой Уссурийский расположен на реке Амур, по нему пролегает граница между Россией и Китаем, часть острова входит в городскую черту Хабаровска. Проект его развития реализуется в формате «Один остров — две страны» в соответствии с Программой сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009-2018 годы.

Добавить комментарий

Закрыть меню