Куда пойти в херсоне на выходные

Легенды и мифы о херсонских подземельях

История появления николаевских подземелий загадочна, о них ходят легенды и мифы. Об этом рассказывает Дмитрий Устюжанинов.

«Херсонские подземелья: сколько споров и разговоров, сколько легенд и сказаний витает вокруг них. Кто из коренных херсонцев не слышал о затерянной где-то в неисследованных лабиринтах под городом золотой ка­рете императрицы Екатерины II или же о турецких и казацких кладах, ждущих в подземных тайниках удачливого кладоискателя. Порой даже называют имена «верных свидетелей», которые собственными глазами видели или даже держали это золото в руках… Одним из таких свидетелей упоминают 120-летнего старца Евсея Бондаренко, который в конце XIX ве­ка утверждал, что под городом в районе Старых резней запорожцы зарыли «несметную силу грошей» и будто бы кто-то уже откопал там целый бочонок золота. Интересно, откуда у запорожской вольницы взялись столь несметные богатства, достойные сокровищниц Гаруналь- Рашида? Между прочим, легенды о бесценной карете императрицы и не менее бесценных сокровищах под городом рассказывают и в соседнем Николаеве (я уверен, и в Одессе), где также существуют обширные системы неизученных доселе подземных ходов.


О херсонских же тайных ходах говорят еще, будто бы ведут они с территории старой крепости далеко за город. И даже находятся очевидцы, которые якобы прошли этими ходами от центра города до степановской каменоломни или же до остатков Благовещенского женского монастыря, находящегося в учхозе Приозёрном. Слышал я также от городских старожилов, что ход, начинающийся в неисследованной глубине «Екатерининского колодца», ведет на противоположный берег реки и выходит на поверхность где-то среди необъятных зарослей днепровских плавней.

Грустно, конечно, разрушать легенды, составляющие часть городского фольклора, но всё же с технической точки зрения просто невероятным кажется факт существования подобных подземно-подводных магистралей. Ведь по имеющимся историческим сведениям, лишь в конце марта 1843 года в Великобритании, впервые в мировой практике, было удачно завершено строительство первого в мире подводного тоннеля. Он был построен инженерами отцом и сыном Брюнелями под рекой Темзой единственно благодаря изобретенному ими проходческому щиту. 396 метров (такую длину имеет это подводное сооружение) смогли преодолеть лишь за 18 лет (22 метра в год!) путем невероятных усилий и баснословных финансовых вложений, что, конечно же, просто не под силу было строителям херсонских подземелий. Да и каким способом можно сохранить в глубочайшей тайне труд не одного десятилетия и использование рабочей силы многих тысяч землекопов? И тем не менее подземные ходы под городом существуют.


Один из моих родственников, которому я не имею оснований не доверять, рассказывал, что лет 50 назад, еще будучи пацаном, в числе таких же сорванцов спускался в подземелье вблизи Екатерининского собора, где находил старинные церковные книги в кожаных переплетах с позеленевшими металлическими застежками и даже кое-что из культовой утвари. Знакомые мне люди также рассказывали о блуждании опасными подземными лабиринтами в центре города, о находках, сделанных ими. Причем среди самых ценных упоминали корзину с десятком бутылок старинного вина, которое херсонские «диггеры» не побоялись продегустировать. Похожую историю в свое время рассказал со страниц «Гривны» один из исследователей херсонских подземных тайн Сергей Макаров. Он упоминал факт исчезновения в 1960-х годах группы «пятнадцатисуточников», работавших на ликвидации уличного провала. Начавшийся ливень вынудил мужиков искать спасение в нише под дорогой, оказавшейся одной из веток подземного города. Конечно же, тогда от нашей доблестной милиции невозможно было спрятаться даже заблудившись в темных лабиринтах. К моменту, когда арестантов обнаружили, они уже безмятежно спали, «приговорив» найденные где-то там под землей несколько бутылок старинного вина. Повезло мужикам! Пожалуй, самое дрянное вино 50-летней выдержки в аналогичной ситуации покажется божественным нектаром.

Со временем рассказы о подобных путешествиях обрастают дополнительными подробностями, становятся ярче, романтичнее и через десяток–другой лет переходят в разряд легенд, пополняя очередной тайной романтику городского фольклора. Теперь уже совершенно невозможно установить, где проходит незримая грань между легендой и былью
Не одно поколение херсонских краеведов-исследователей безрезультатно пыталось отделить сказки от истины и раскрыть секрет городских подземелий. Работа в городском архиве, сбор сведений и упоминаний о херсонских подземных ходах, встречи с очевидцами, спускавшимися под землю – всего этого оказалось недостаточно, чтобы разгадать существующую не меньше двух столетий тайну. Несколько непрофессиональных экспедиций, обследовавших в разное время случавшиеся на городских улицах провалы, и даже специально созданная в 1982 году после проседания под землю жилого дома по улице Белинского комиссия так и не смогли ответить на главный вопрос: кто и с какой целью проложил под городом эти таинственные подземные магистрали? Одной из причин неудачи исследовательской работы экспедиций в советское время принято считать запрещение на проведение подобных мероприятий со стороны КГБ. Мотивировка запрета была весьма прозаическая: в группах не хватало опытного сапера, присутствие которого считалось обязательным. Возможно, наличие в составе экспедиций человека, зна­комого со взрывными устройствами, не было лишено смысла – мало ли какие «сюрпризы» остались под городом после прошедшей войны. Вспомните хотя бы взрыв городского театра на следующий день после освобождения Херсона.
Правда, некоторые любители острых ощущений втайне от «комитетчиков» все же спускались под землю на свой страх и риск. Не всегда подобные экспедиции заканчивались удачно. Так, по свидетель­ствам Сергея Макарова, в 1960-е годы группа киевских специалистов без оформления соответствующих документов исследовала подземный ход, начинавшийся в одном из подвалов по улице Рабочей. Хозяин подвала, обеспокоенный длительным отсутствием скрывшихся в темноте подземелья гостей, сообщил «куда надо». Поисковая группа сумела найти заблудившихся горе- ученых. Несколько дней, проведенных в недрах земли под городом и длительные разбирательства в КГБ, пожалуй, на долгое время отбили у них охоту к подобным приключениям. Впоследствии ходили слухи, что все карты подземных ходов, составленные «любителями», были конфискованы и засекречены этим серьезным ведомством. Хотя порой еще появляются сведения о некоторых довольно известных в городе краеведах, у которых якобы имеются точные планы херсонских подземелий. Думается, что все эти «легенды» безосновательны, так как по-настоящему серьезные и целенаправленные исследования подземных ходов никогда не проводили.

Проза подземных сооружений В 1901 году сильный ливень привел к разрушению одного из самых больших домов Херсона, занимавшего целый квартал, – дома Беновича. Сейчас на этом месте расположено построенное в 1904 году одно из красивейших зданий старого Херсона, известное горожанам как «дом Скарлато». Компетентная комиссия Городской управы определила: здание было построено на пересечении трех ранее неизвестных магистральных ходов. Ливневые воды, размыв основание только что установленного телеграфным ведомством столба, попали в один из этих ходов, разрушили фундамент и произвели обвал дома. После этого случая управа обратилась к городским домовладельцам: «В виду часто повторяющихся за последнее время обвалов каких-то таинственных, расположенных под городской территорией “мин” (старинное значение слова мина – подкоп, ход. – Прим. авт.), происхождение которых одними относится к далеким историческим временам, а другими приписывается обычаю наших домовладельцев проводить такие мины под соседние дома и улицы, просим оказать содействие в составлении подробных планов устроенных в подвалах домов тоннелей и “мин”, используемых в хозяйст­венных целях». К сожалению, на эту просьбу откликнулись единицы, и карта городских подземелий так и не была составлена. Впоследствии Городская управа стала следить за «подземной» деятельностью домовладельцев, устраивающих подобные сооружения под своими домами или же магазинами. Так, в 1902 году возникло целое дело в отношении содержателя бакалейно-винной торговли на Привозе Черепахина. Торго­вец, перестраивая свой дом на Преображенской улице (ныне улица Декабристов), организовал там винные склады. Прокопав для этой цели «довольно глубокие “мины”, которые идут под соседний дом г. Синани и под тротуары на улице». Таких, как Черепахин в Херсоне было немало, просто не все они попадались. Иногда подземные ходы, начинающиеся в подвалах домов, образовывались вследствие добычи домовладельцами глины для постройки этих же домов. А так как глина была главным строительным материалом и ее требовалось много, то со временем появлялись далеко тянущиеся под городскими домами пустоты. Даже и теперь во многих сёлах современной Херсонщины не забыт этот способ добычи дешевого стройматериала в собственном подвале или погребе».

История происхождения города Херсон.

На правом берегу Днепра располагается Херсон в 25 км от впадения реки в лиман Черного моря. Сегодня город выступает одним из крупнейших ж/д узлов в Украине. На территории Херсона располагаются крупные морские и речные порты. В южной части страны город выступает важнейшим экономическим центром. На территории Херсона был обнаружены различные изделия из бронзы и меди, которые датированы (III—II тыс. до н.э.). Согласно истории этот период принято считать началом истории развития города.

Древние скифы кочевали по территории современного Херсона в IV—III вв. до н.э.. Во времена правления Киевской Руси (IX—XII вв.) через города проходил одни из важнейших речных торговых путей славян, которые заселяли Большой Потемкинский остров.

Во времена русско-турецкой войны, которая продолжалась с 1735 до 1739 гг. на территории Херсона было сформировано укрепление Александра-Шанц.

Настоящая история развития Херсона получила с указа Екатерины ІІ, который датируется 18 июня 1778 г. С этого момента поселение получило статут – города. С этого периода начинается судостроительное развитие, создание неприступной крепости в центре города.

Князь Потемкин стал не только генерал-губернатором Херсона, а также основателем города. Согласно легенде Князь нашел на территории современного города древнегреческие ворота, где была выгравирована надпись – «Отсюда надлежит следовать в Византию». Отсюда и следует, что название город получил в честь находки. Херсонес – древнегреческое селение.

Над архитектурой города работали ведущие ученые, инженеры, дизайнеры того времени: Герма, Коркасов, Боружа, Старов. Совместными усилиями был создан настоящий форт на территории города Херсона с неприступной крепостью, рвами, оборонительными сооружениями и подъемными мостами.

Херсонская верфь создала первый 66-пушечный корабль, который получил название «Слава Екатерине». С 1783 года порт города стал главным торговым узлом между европейскими странами: Испанией, Францией, Италией и др.

В XIX веке город получил новый толчок развития экономики и промышленности. На территории Херсонской судоверфи было создано почти 200 судов за период с 1833 по 1843 года.

С 1838 года стала выходить единственная на то время газета – «Херсонские губернские ведомости». В 19 веке на территории Херсона возводится краеведческий и археологический музеи, оперный театр, школы, библиотеки, а также первая железнодорожная станция между Херсоном и Николаевым.

С 1908 года на территории города начинает свою работу первая электростанция, которая снабжала большую часть города.

С 17 на 18 января 1918 года была разгромлена оборонительный батальон Центральной рады силами Красной гвардии.

На протяжении трех лет с 1917 по 1920 года Херсон переходил под контроль Директории УНР, гетмана Скоропадского и австро-германский войск.

4 февраля 1920 года Советская власть силами армии Уборевича установила полный контроль над Херсоном.

С этого момента с 1920 по 1940 года на территории города успешными темпами развивает крупная промышленность. В Херсоне появился нефтеперерабатывающий завод, кондитерская фабрика, электромашиностроительный завод, консервный и другие.

18 марта 1941 года немецкие войска захватили Херсон, который находился в оккупации до 13 марта 1944 года.

В послевоенный период Херсон становится ведущими промышленным центром южной Украины.

С 1951 год стал важным этапом развития города, когда началось строительства Херсонского судостроительного завода. Уже в 1954 года с его стапелей были спущены на воду крупнейшие танкеры: «Керчь», «Грозный», «Херсон», «Каховка».

Добавить комментарий

Закрыть меню