Латвия культура и традиции

Культура, традиции, обычаи

Неожиданное слияние красочных традиций, ценностей и факторов — все это характеризует литовскую культуру. В этом сложном явлении элементы языческой мифологии успешно соединились с христианством. Значительное влияние Западной Европы чувствовалось с самого начала возникновения профессионального литовского искусства — и в эпоху Возрождения и позднее. Продуктивные связи между Литвой и остальной Европой в период независимости в XX веке стали важным вкладом в развитие современной литовской культуры.

Истоки многообразия литовской культуры обнаруживаются в мульти-этническом наследии Великого княжества Литовского (XIV-XVIII в.). Пределы литовского культурного идентитета всегда перешагивали границы литовской этнической территории. По историческим причинам литовская культура сегодня существует в Польше, Белоруссии, России, Украине, Соединенных Штатах Америки и во многих европейских странах.

Претерпевшие множество внешних влияний, которые были принесены художниками-иммигрантами, оккупациями, принудительными и стратегическими объединениями, культурными и научными обменами, на протяжении веков литовцы упорно сохраняли элементы, формирующие идентитет своей традиционной культуры. Так, действительно уникальным примером литовской фольклорной музыки являются “сутартинес” (многоголосые хоровые литовские песни — название произошло от слова “сутарти” — ладить), которые символизируют старинную двух- и трехголосую полифонию, основанную на древнейших принципах многоголосой вокальной музыки: гетерофонии, параллелизме, канонной и свободной имитации. Одно из известнейших явлений традиционной литовской культуры, традиция изготовления резных деревянных крестов, в наши дни объявлено ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества. Эта традиция возникла еще в дохристианском мире и основывается на изготовлении резных деревянных крестов и часовен. Каждый крест, украшенный геометрическими и растительными декоративными элементами (имеющими символическое значение), устанавливается с определенной интенцией, как на кладбищах, так и возле дорог или перекрестков или вблизи жилых домов.

Традиция праздников национальных песен и танцев, насчитывающая уже сотни лет, является одним из крупнейших культурных мероприятий в Литве. Праздники национальных песен и танцев проводятся каждые четыре года и известны как наиболее универсальное проявление литовского национального, культурного, художественного, общественного и политического идентитета в масштабе всей страны. Они стали связующим звеном между наследием народной культуры и современной народной культурой и профессиональным искусством. Традиция и символика развития праздников песен и танцев в Литве объявлены ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества.

История современного литовского искусства начинается с художника и композитора Микалоюса Константинаса Чюрлёниса (1875-1911). Его уникальность вряд ли имеет какие-либо параллели в литовском искусстве, хотя он не был отделен от художественных течений того времени. Работы этого талантливого художника охватывали символизм и романтизм. Полагают, что он является также основоположником профессионального искуства и музыки.

Самые новые культурные явления в Литве подвергаются значительному влиянию традиций богатой местной культуры и европейского контекста. Литовский театр уже много раз положительно оценен местными и зарубежными зрителями. Режиссеры, такие как Эймунтас Някрошюс, Оскарас Коршуновас, Римас Туминас, Йонас Вайткус и Гинтарас Варнас, являются частью национальной культурной гордости.

Страна может гордиться многими хорошо известными профессиональными и камерными оркестрами, хорами и оперными певцами или танцовщиками балета. Проходящие на протяжении всего года культурные мероприятия — это ежегодные международные праздники классической музыки, театра, кино и поэзии, в том числе множество выступлений известных литовских и зарубежных исполнителей. Литва также хорошо известна тем, что исполнители и почитатели джазовой музыки имеют счастье провести несколько ежегодных международных фестивалей в Каунасе, Бирштонасе и Вильнюсе.

Литовская кухня традиционно основывается на мясных и колбасных изделиях (изготовленных, в первую очередь, на основе свинины), разнообразных молочных продуктах и блюдах из картофеля. Картофель используется и в качестве гарнира, и как составная часть супов и закусок, и, наконец, как основной элемент многих самостоятельных блюд. Одним из самых знаменитых литовских картофельных блюд, широко известным и за пределами страны, являются «цепелинай», которые готовятся из тертого картофеля с мясной, грибной или творожной начинкой. К картофельным блюдам относятся также «кугелис», «ведарай», «бульвиняй блинай», «жямайчю блинай».

В жаркое время готовят холодный, а потому еще более вкусный знаменитый литовский борщ из кефира — «шалтибарщяй».

Литовские сорта сыров, сметаны, творога, молока, мороженого и йогуртов изготавливаются из натуральных продуктов и считаются одними из лучших и вкуснейших в мире.

Белый хлеб литовцы потребляют мало и редко, однако, ко всем блюдам подается ассорти из ароматных ржаных хлебов самых разнообразных сортов (с тмином, изюмом, отрубями и т.д.).

В Литве едят много овощей, грибов, фруктов и ягод.

Любителям кондитерских изделий рекомендуем отведать традиционный литовский пирог «шакотис» и натуральный литовский шоколад.

Ну и конечно же, наш рассказ был бы неполным, если бы мы не упомянули о литовской копченой рыбе, и особенно угре — истинном деликатесе, который подают на королевских приемах, а в Литве может попробовать каждый!

Лучший спутник угря — это отменное литовское пиво — очень вкусное и недорогое. Два года подряд оно удостаивалось высших наград на международных конкурсах пива, проводившихся в США среди более чем 500 сортов!!! Рекомендуем Вам попробовать сорт «Экстра» Клайпедского завода «Швитурис», «Дваро» и «Экстра» Паневежского «Калнапилиса», «Утянос» и «Экстра» пивоваров г. Утены, вильнюсский «Таурас» и другие отличные сорта литовского пива.

За пределами страны известны литовские ликеры и настойки, изготавливаемые на основе натуральных ингредиентов и обладающие приятным ароматом. Если захотите взять бутылочку литовского ликера с собой, советуем следующие: «Жагарес Вишню», «Бочю», «Крупникас».

Незаслуженно забыт и не столь популярен старинный литовский напиток — мидус, изготавливаемый на основе меда и имеющий очень древнюю историю. Говорят, его очень любил сам великий драматург У. Шекспир, о чем его друг писал в своих мемуарах. Несколько сортов «мидуса» производится только в одном месте — в живописном уголке страны в Стаклишкес. Из «мидус» советуем — «Вайдилуте» (22 %), «Швентине» (22 %), «Суктинис» (50 %), «Нямунас» (50%).

Праздники Литвы:

  • 1 января* — Новый год и День Государственного флага
  • 13 января — День Памяти защитников свободы
  • 16 февраля* — День Восстановления государственности
  • 3 марта — День Казюкаса или Святого Казимира
  • 8 марта — Международный женский день
  • 11 марта* — День Восстановления независимости

апрель — май — католическая Пасха

1 мая* — Международный день труда

Первое воскресенье мая*- День Матери

Первое воскресенье июня* — День Отца

  • 14 июня — День народной скорби и надежды
  • 24 июня — Йонинес (самая короткая ночь года — праздник Ивана Купала)
  • 6 июля* — День Государства (коронация короля Миндаугаса)
  • 1 5 июля — День битвы при Жальгирисе
  • 23 августа — День Черной ленты
  • 25 октября — День Конституции
  • 1*- 2 ноября — День Всех святых и День поминовения усопших
  • 25-26 декабря*- Рождество
  • * — нерабочие дни

После восстановления независимости в 1991 Латвия столкнулась с проблемой реинтеграции трех пластов латышской культуры. Первый пласт — это латышская литература и традиции до советских времен, которые в СССР изображались классово враждебными и реакционными. Второй пласт латышской культуры сформировался после 1945 за пределами Латвии среди приблизительно 120 тыс. эмигрантов, создавших латышские общины в Швеции, Германии, США, Канаде и Австралии. Оживленная культурная деятельность латышей, включавшая издание литературы, продолжалась во всех этих странах, особенно в Канаде. Третий пласт представляла культурная жизнь в Латвии после 1945, которая создавалась как просоветски настроенной интеллигенцией, так и антисоветски настроенной оппозицией.

До 19 в. городская культура Латвии была по большей части продуктом немецко-говорящей политической и общественной элиты. Латышское крестьянство имело самобытные устные предания на собственном языке, состоявшие в основном из народных песен и былин. Заметным достижением национальной культуры было издание Эрнстом Глюком в 1694 латышского перевода Библии. Другой важной вехой стало основание в 1822 первого периодического издания на латышском языке «Латвиешу авизес» («Латвийская газета»).

Взаимоотношения между городской и крестьянской культурами коренным образом изменились в середине 19 в., когда латыши, получившие университетское образование, такие, как Атис Кронвалдс (1837-1875), потребовали равноправия языков и призвали к созданию полноценной латышской литературы. К началу 20 в. такая литература появилась; в ней ощущалось влияние скандинавской, немецкой и русской литературы. Получили признание такие поэты, как Янис Райнис (1865-1929) и Аспазия (Эльза Розенберга, 1868-1943).

Включение Латвии в состав Советского Союза привело к советизации всех сфер культурной жизни, включая систему образования. Новые поколения латышей воспитывались в убеждении, что советская латышская культура представляет собой высшую стадию национального культурного развития. Официально одобренным направлением стал социалистический реализм в литературе и изобразительном искусстве. Латышские мастера, работавшие на Западе, игнорировались или отвергались как декаденты или «буржуазные националисты». С увеличением численности русского населения все уровни системы образования стали развиваться по двум языковым направлениям — латышскому и русскому, при этом русский язык постепенно стал играть главную роль в культуре. Соответствующим образом старая национальная культура Латвии трактовалась как отсталая и узкая по сравнению с «интернациональной культурой» Советского Союза.

Радикальные изменения произошли в середине 1980-х годов. С приходом гласности издатели и писатели отбросили старые ограничения и стали публиковать запрещенные произведения. К 1989 престиж писателей и журналистов значительно вырос благодаря средствам массовой информации. Ведущими фигурами Латвийского народного фронта стали деятели культуры, такие, как Янис Петерс (р. 1939), который в течение некоторого времени был латвийским послом в России, и композитор Раймондс Паулс (р. 1936), позже министр культуры.

Любая национальная кухня определяется географическим положением страны. Латышская кухня из тех, что называют простой и сытной. Наиболее популярными блюдам у латышей являются гороховая каша с перловой крупой и отварной горох с жареным шпиком. В отличие от жителей Западной Европы, на столе значительное место занимают супы молочные, хлебные, сладкие (к примеру, из черники с клецками). Никого не оставит равнодушным такие национальные блюда как «Аукшта Зупа» (холодный свекольный суп), «луковый клоппс» (бифштекс под особым луковым соусом), серый горох со шпиком, взбитые сливки, хлебный суп и копченый сыр к пиву. Интересно попробовать «буберте» (манная каша с взбитыми с ванилином белками, орехами и клюквенным соусом). Из мясных продуктов популярны свинина, говядина, телятина. «Крестьянский завтрак» — это копченая корейка, домашняя колбаса кубиками и отварной картофель, залитые яично-молочной смесью и запеченные на сковороде. Приятно удивит любителей морепродуктов разнообразие свежайших рыбных деликатесов: балтийский лосось в жареном, соленом и копченом виде, миноги и копченая тресковая печенка, снетки и угри, салака и селедка в различных вариантах приготовления… Например наиболее известны такие блюда: запеканка из трески («завью пудиньш»), запеканка из сельди с отварным картофелем («сильтю пудиньш»), сельдь жареная с луковым соусом, сельдь, жареная на углях, сыр с тмином («кименю сиерс»). Ну и конечно знаменитые молочные продукты…

Что касается напитков в Латвии, то одним из важнейших для латышей, а также для гостей страны является пиво. Возрожденное пивное производство «Aldaris» выпускает массу сортов светлого и темного пива, по вкусу и насыщенности не уступающих лучшим мировым сортам. Из бутылочных особо нужно отметить «Aldaris Luxus», а из бочкового нет равных «Aldaris Zelta».

Ну и естественно нельзя не отметить продукцию всемирно известного комбината «Latvijas Balzams». Стоит обратить внимание на тминную водку («Kimenu Degvins») и помидоровую водку. А Рижский Черный Бальзам много лет является визитной карточкой Латвии.

Праздники Латвии:

1 января — Новый год

Великая Пятница — первый и второй день Пасхи

  • 1 мая — Праздник труда
  • 4 мая — День провозглашения Декларации о восстановлении независимости Латвийской республики

Второе воскресенье мая — День матери

  • 23 июня — Лиго (древний латышский праздник летнего солнцеворота)
  • 24 июня — Янов день (второй день праздника летнего солнцеворота)
  • 18 ноября — День провозглашения Латвийской Республики.
  • 25, 26 декабря — Рождество (зимний солнцеворот)
  • 31 декабря — последний день старого года.

Территорию Эстонии населяют в настоящее время преимущественно эстонцы, составляющие почти 3/4 всего населения республики. Остальное население — главным образом русские, большинство которых живет в крупных городах. Русские живут также в сельских местностях Причудья и в бассейне Нарвы. Среди других национальностей, населяющих Эстонию,— финны (1,4%), украинцы (1,3%), белорусы, евреи. Они живут в основном в городах и в некоторых совхозных центрах, нигде не образуя компактных очагов расселения.

На протяжении всей истории Эстонии ее население в силу различных исторических и социальных причин мигрировало, т. с. перемещалось, как внутри страны, так и за ее пределы. Самой крупной была миграция во второй половине XIX в., когда население особенно сильно страдало от безземелья и безработицы. Основные потоки людей, покидающих родные места, устремились в тогдашние Петербургскую и Псковскую губернии, на Северный Кавказ, в Поволжье, Западную Сибирь. Там образовались значительные эстонские селения. В 1926 г., например, на территории Ленинградской и Псковской областей проживало 90 тыс. эстонцев, а и Сибири — 30 тыс. Численность эстонцев, проживающих вне Эстонии, в других районах Советского Союза, по данным переписи 1959 г., достигает 96 тыс. В первой четверти XX в. 50 тыс. человек эмигрировали в США и Канаду. Во время Великой Отечественной войны некоторое количество эстонцев покинуло родину под влиянием буржуазно-националистической пропаганды, тысячи были насильно увезены в Германию и другие страны. После войны многие из них вернулись на родину.

По данным на январь 1965 г., население Эстонии составляло 1273 тыс. человек. Средняя плотность населения — 28 человек на 1 кв. км. Большая часть населения живет на севере республики, где наиболее развита промышленность. Плотность населения здесь достигает 50 человек на 1 кв. км и более. Слабо заселена западная часть с островами, где на 1 кв. км приходится 10—15 человек. Обилие болот и лесов ограничивает хозяйственные возможности, а следовательно, и заселение этих мест.

Первой вехой в эстонской литературе стало издание в 1857-1861 Ф.Крейцвальдом национального эпоса Калевипоэг (Сын Калева). Выдающимся жанром стала поэзия, которую представляли Л.Койдула-Янсен, А.Рейнвальд, М.Веске, а также М.Ундер и Б.Альвер. В начале 20 в. поэт Г.Суйтс руководил культурным движением «Молодая Эстония». В советский период поэзия играла особенно важную роль (поэты П.-Э.Руммо и Я.Каплинский), т.к. меньше подвергалась цензуре. В прозе 20 в. самым большим достижением является Правда и справедливость А.Таммсааре (написана в 1926-1933) — пятитомный эпический роман об эстонской жизни с 1870-х по 1920-е годы. Самый известный эстонский писатель — Я.Кросс, исторические романы которого раскрывают нравственные проблемы эстонского общества. В эпоху гласности большое внимание стало уделяться судьбам депортированных эстонцев. В драматургии 1960-х годов особое значение имел театр абсурда, в частности пьеса Игра Золушки П.-Э.Руммо.

Фольклор играет важную роль в новой эстонской культуре. В конце 19 в. большая часть устного фольклора была опубликована, в начале 20 в. начались его научное исследование и анализ. Фольклорные темы вдохновляли эстонских деятелей культуры во всех областях, включая литературу, живопись, скульптуру и музыку.

Первые мастера изобразительных искусств в Эстонии, такие как художник Й.Кёлер и скульптор А.Вейценберг, в конце 19 в. учились за границей. Профессиональное обучение искусству стало доступным в Эстонии после основания художественной школы «Паллас» в Тарту в 1919. Коммунистическая партия пыталась контролировать художественное творчество, но к 1960-м годам эстонским графикам, таким как Т.Винт, В.Толли и М.Лейс, удалось переступить границы официальной идеологии, и они получили признание за пределами Советского Союза.

Эстонская традиция праздников песни, представляющих собой регулярно проводимые хоровые сборы из всех районов страны для выступлений в Тарту и Таллине, имела как культурное, так и политическое значение. С 1869 были проведены 22 национальных фестиваля народной песни; в последние десятилетия число выступающих достигало 30 тыс. человек, а вместе со слушателями и зрителями 200-300 тыс. Среди эстонских композиторов 20 в. наиболее известен Э.Тубин, которого можно сравнить с ведущими скандинавскими мастерами. В следующем поколении особенно талантлив А.Пярт. Всемирно известный дирижер Н. Ярви активно пропагандирует эстонскую музыку за рубежом.

Необычность и своеобразие эстонской национальной кухни ощутит каждый, кто приедет в эту страну. Эстонская кухня по технологии приготовления (блюда в основном отварные) и ингредиентам близка к финской и в целом более «морская», чем латышская и литовская. Кроме того, сильное влияние на нее оказали немецкая и шведская кухни: почти столетие (17-18 в.в.) территория Эстонии принадлежала Швеции. Одной из существенных особенностей эстонской кулинарии является крайне ограниченное применение специй, приправ и трав (а если и применяется, то только в определенные блюда: укроп — к салаке, майоран — в кровяные колбасы, тмин — в творог, петрушка, сельдерей — в мясные супы), томата-пасты и других острых вкусовых веществ.

Традиционная эстонская национальная кухня — это:

  • * Свинина (но эстонцы не отказываются также от баранины, телятины, субпродуктов — почки, кровь и т.п.). Одним из атрибутов эстонской национальной еды считаются блюда из крови — кровяная колбаса — этот непременный компонент праздничного угощения, не уступают ей и кровяные клецки, и кровяной хлеб.
  • * Картошка — основной, но не единственный гарнир ко вторым блюдам (картофельное пюре, каша из картофеля и крупы); кроме него часто используются на гарнир капуста, морковь, брюква, зеленый горошек. Также эстонцы потребляют много бобовых: тушеный горох «хернетамп», соленые бобы, молочно-гороховый суп, клецки из муки «кама».
  • * Овощи
  • * Крупы — блюда, приготовляемые из ячневой крупы, ржаной, ячменной и овсяной муки, из муки «кама» в состав которой входят рожь, горох, пшеница и ячмень.
  • * Салака (также килька, камбала, судак, щука и т. п.) — используются как в свежем, так и в соленом или сушеном виде.
  • * Ржаной хлеб

Из наиболее распространенных национальных — квашеная капуста с крупой (мульги-капсад), отварная свинина и баранина с овощами, картофельно-крупяная каша, простокваша с мукой «кама», пивной суп, ватрушки.

Из горячих напитков самый любимый — черный кофе, который пьют с молоком, лимоном, и другими добавлениями. Очень популярны напитки из соков — морсы, которые эстонцы предпочитают всяким иным прохладительным напиткам.

Праздники Эстонии:

  • * 1 января — Новый год
  • * 24 февраля — День независимости Эстонии: 85-ая годовщина подписания декларации о провозглашении Эстонской Республики (1918)
  • * 9 апреля — Страстная пятница
  • * 11 апреля — Пасха
  • * 1 мая — Праздник весны
  • * 30 мая — День траура
  • * 23 июня — Праздник Победы
  • * 24 июня — Янов день
  • * 20 августа — День восстановления независимости (заявление о выходе из состава СССР)
  • * 25 декабря — Рождество (первый день Рождества)
  • * 26 декабря — Святки (второй день Рождества)

Народы Прибалтики

Советская Прибалтика в историко-культур­ном отношении представляет особый регион. Ее населяют три крупные социалистические нации: литовцы (лиетувяй) — ок. 2750 тыс., ла­тыши (латвиеши)—ок. 1340 тыс. и эстонцы (эестласед) — ок. 1 млн. В антропологическом отношении все они принадлежат к европео­идной расе. Среди латышей и особенно эс­тонцев преобладают светлопигментированные антропологические типы. По языку прибал­тийские народы делятся на две группы. Язы­ки литовцев и латышей составляют неболь­шую летто-литовскую ветвь индоевропейских языков, ближе всего стоящую к славянской ветви. Эстонский язык относится к западной или прибалтийской ветви финских языков уг­ро-финской группы уральской семьи. Он бли­зок к карельскому и финскому.

Этногенез и этническая история. Прибалти­ка была освоена человеком с древнейших времен. Этническая принадлежность ее пер­воначального населения неизвестна. В эпоху бронзового века (2 тысячелетие до н. э.) в южных районах Прибалтики распространились пришедшие с юга и юго-востока, возможно из Поднепровья, племена, знавшие земледе­лие, скотоводство и металлургию бронзы. По своему антропологическому типу они были ярко выраженными европеоидами. Считают, что они говорили на индоевропейских языках. Эти племена рассматриваются как далекие предки летто-литовских народов. Осев в При­балтике, они постепенно ассимилировали ме­стное неолитическое население.

Северные районы Прибалтики занимали продвинувшиеся с востока племена финно-угорского происхождения. До сих пор в нау­ке нет единого мнения о времени появления этих племен на современной территории их расселения. Во всяком случае, это произошло не позже 1 тысячелетия до н. э. С этого вре­мени прослеживается довольно четкая архео­логическая граница, проходившая по Север­ной Латвии и делившая Прибалтику на две культурные области. К северу от этой грани­цы шло формирование прибалтийских фин­нов — предков эстонцев, ливов и води, кото­рые упоминаются на страницах начальной рус­ской летописи.

К югу от указанной границы складывались летто-литовские племена, занимавшие более обширную территорию и находившиеся в по­стоянных этно-культурных контактах с восточ­ными и западными славянами. К концу 1 ты­сячелетия н. э. образовался ряд территори­ально-племенных группировок, положивших начало современным литовцам и латышам. В состав латышей вошли известные летописям земигола, летьгола, корсь и селы; в состав литовцев — жмудь и аукштайты (литва русских летописей).

Сложные исторические условия, в которых находились народы Прибалтики в эпоху сред­невековья (начиная с 15 в. происходили за­хваты прибалтийских земель немецкими рыца­рями, Данией, Швецией, Польшей), сказались на их этническом и культурном развитии. Был нарушен процесс их самобытного социально-экономического и исторического развития. Из всех народов Прибалтики только литовцы со­здали в 15 в. свою государственность.

В 18 в. Прибалтика была включена в состав России, однако господствующее поло­жение в Эстонии и Латвии продолжали зани­мать немецкие бароны, а в Литве — польские феодалы и ополяченная литовская знать. В феодальный период у народов Прибалтики складывались этнографические области, разли­чавшиеся особенностями культуры. У литовцев таких областей было две — Жемайтия (Запад­ная Литва) и Аукштайтия (Восточная). У латы­шей прослеживаются пять культурных райо­нов—Курземе, Земгале, Латгале, Аугшзенс и Видземе. В Эстонии в этнографическом отно­шении различались северные и южные эс­тонцы. Кроме того, среди эстонцев выделя­ются сету (или сетукезы), живущие на юго-востоке республики и в соседних районах Псковской области. Они приняли православие и испытали сильное влияние восточных сла­вян.

В условиях феодальной России продолжал­ся процесс консолидации народов Прибалтики в народности, а в период капитализма проис­ходило формирование эстонской, латышской и литовской буржуазных наций.

Победа Октябрьской революции в России привела к установлению Советской власти в Прибалтике. Но местные буржуазные нацио­налисты, опираясь на помощь иностранных войск, восстановили буржуазную диктатуру. В 1940 г. народы Прибалтики вошли в единую семью народов Советского Союза.

Материальная культура. Древнейшими за­нятиями народов Прибалтики были земледе­лие, скотоводство и рыболовство. Промыш­ленность стала развиваться после отмены кре­постного права, особенно в Латвии и Эстонии.

В период буржуазных республик Прибалтика превратилась в аграрный придаток западно­европейских империалистических держав. В настоящее время Эстония, Латвия и Литва являются передовыми индустриально-аграрны­ми республиками с высокоразвитыми про­мышленностью и сельским хозяйством.

С развитием промышленности в Прибалти­ке росло городское население. В настоящее время оно преобладает над сельским. Боль­шинство прибалтийских городов имеет много­вековую историю. В период феодализма, осо­бенно в Эстонии и Латвии, в городах жили преимущественно немцы, которые держали в своих руках ремесло и торговлю. При капи­тализме города росли за счет коренного на­селения— выходцев из крестьян.

После воссоединения Прибалтики с Со­ветским Союзом росли и благоустраивались старые, возникали новые города и городские поселки, создаваемые с учетом всех требова­ний современного градостроительства.

В сельской местности с древнейших вре­мен были распространены деревни (кучевого и уличного плана) и однодворные поселения типа хуторов. Число последних стало расти после отмены крепостного права и особенно в период буржуазных республик. В настоящее время в Прибалтике все большее распростра­нение получают сельские поселения, которые по своему благоустройству приближаются к поселкам городского типа.

Крестьянское жилище народов Прибалти­ки за время своего существования претерпе­ло значительные изменения. В феодальный период в Прибалтике бытовало несколько типов крестьянских жилищ. В Эстонии и Север­ной Латвии существовали жилые риги пред­ставлявшие собой высокие срубные построй­ки с соломенной крышей и печью, топившей­ся по-черному. Осенью в риге сушили снопы. В восточных районах Латвии и Литвы, кресть­янское жилище не отличалось от жилища соседнего русского и белорусского населения и состоял о из избы с русской печью, холодных сеней и клети. На западе Литвы и Латвии в середине жилища находились отапливаемые сени, по бокам которых располагались жилые помещения. В период буржуазных республик в сельской местности все большее распрост­ранение получал городской тип жилища. В на­стоящее время в селениях все чаще возводят­ся жилища по типовым проектам со всеми не­обходимыми удобствами.

Традиционная одежда народов Прибалтики свою законченную Форму приобрела в фео­дальный период. Она целиком изготовлялась из тканей домашнего производства. У всех трех народов сложилось по нескольку комплексов традиционной одежды, характерных для определенных местностей. Основу жен­ского костюма у эстонцев в древний период составляла туникообразная рубаха, несшитая поясная одежда, передник и полотенчатый головнои убор. Ворот рубахи закалывали подкововообразной фибулой. В 18—19 вв. эта Одежда испытала сильное западноевропейское влияние. На смену ей пришли полосатые юб­ки, короткие пышные кофты и головные убо­ры разных типов.

Женская традиционная одежда латышей и литовцев имела много общих черт. Женщины носили pyбахи разного покроя с длинными рукавами, юбки. передники, безрукавки в ви­де лифа, наплечные покрывала, полотенчатые головные уборы, чепчики. В этом наряде про­слеживалось сходство с соседними восточными славянами и поляками.

Мужской костюм прибалтийских народов во многом напоминал одежду немецкого городского населения.

В капиталистический период с распростра­нением фабричных тканей и городских мод традиционная одежда начала быстро исчезать. Некоторые ее элементы трансформировались

в костюмы участников певческих праздников и бытуют в наши дни.

Духовная культура. Республики Прибалти­ки— одни из передовых республик Советско­го Союза по уровню развития культуры. В прошлом развитие национальной культуры тормозилось в Эстонии и Латвии гнетом не­мецких баронов, в Литве — польских помещи­ков. Этому способствовала также конфессио­нальная разобщенность. По вероисповеданию население Прибалтики делилась на католиков, лютеран и православных. Католичество было распространено в районах, которые долго на­ходились под властью Польши, в Литве и вос­точной Латвии у латгальцев. Лютеранство с 16 в. насильственно насаждалось немецкими пасторами среди эстонцев и западных латышей. Православными были жители погранич­ных с русскими областей.

В культуре господствующих классов было сильно влияние немецких провинциальных традиций, обычаев польской шляхты и като­лического духовенства. Народные же массы продолжали сохранять и развивать многие на­циональные культурные традиции, которые дожили до нашего времени. Глубокие корни имеет прикладное искусство. В современных условиях самодеятельное творчество тесно переплетается с профессиональным. Из при­кладного искусства наиболее развиты дере­вянная скульптура, производство изделий из янтаря, художественное ткачество и вязание, обработка кожи, керамика и др.

После отмены крепостного права в При­балтике зародилось движение за националь­но-культурное возрождение. Во главе этого движения встала демократически настроенная интеллигенция. Большое внимание уделялось собиранию и изучению фольклора, шла борь­ба за создание школ, национальной литера­туры, театра. Национальный поэт Эстонии Ф. Крейцвальд на основе фольклора написал поэму «Калевипоэг» (Сын Калева). Латышский поэт А. Пумпур по народным мотивам создал поэму «Лачплесис» (Разрывающий медведя), посвященную борьбе латышского народа с немецкими рыцарями. Большое развитие у народов Прибалтики получило хоровое пение. Со второй половины 19 в. стали устраивать­ся праздники песен. Особенное распростра­нение они получили в советское время.

Добавить комментарий

Закрыть меню