Марфо мариинская обитель Москва

Экскурсия в Марфо-Мариинскую Обитель милосердия.

Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

Долгожданным событием для нас была поездка в Марфо-Мариинскую обитель. Основательницей и первой настоятельницей московской Марфо-Мариинской обители была великая княгиня св. Елизавета Феодоровна – покровительница нашего класса . Мы читали вместе с ребятами и родителями нашего класса , о жизни и подвиге Елизаветы Феодоровны и, конечно же для нас, большим счастьем было побывать в гостях у Елизаветы Федоровны . В центре шумной Москвы, на ул. Большой Ордынке находится и ныне действующая обитель Милосердия ,где сохраняются особенности, заложенные Елисаветой Феодоровной . Мы подошли к белоснежному храму, который напоминал нам, средневековую крепость . Знакомство с историей храма ,начал экскурсовод и первый вопрос задали дети:

– А почему обитель носит название Марфо-Мариинской?

Выбирая название для своей Обители, Елисавета Феодоровна решила посвятить ее святым праведным Марфе и Марии – сестрам праведного Лазаря Четверодневного. Христос неоднократно бывал в доме Лазаря, и в Евангелии есть рассказ о том, как Мария села однажды у ног Христа и стала слушать Его учение, тогда как Марфа в это время одна заботилась об угощении Гостя. Это было не в традиции иудейских женщин – сидеть с мужчинами и слушать их разговоры, но Мария не могла оторваться и продолжала с жадностью ловить слова Христа. «Марфа же заботилась о большом угощении, и подошедши сказала: Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» . Как толкуют святые отцы, Христос не осудил ни ту, ни другую, и этот Евангельский эпизод указывает на два пути служения Богу, – путь молитвенный, созерцательный и путь деятельной любви. Великая княгиня считала, что деятельное служение людям не может быть полноценным, если оно не основывается на служении Господу, выражающемся в первую очередь в молитве. Служение сестер Марфо-Мариинской обители есть соединение двух служений Богу: созерцательного и деятельного. Два служения: служение монашеское и служение милосердия, «служение Марии» и «служение Марфы» – объединяются под кровом Обители, органично сосуществуя и не мешая одно другому, причем второе из них обретает особенную силу благодаря тому, что подкрепляется первым.

– Кто и когда построил обитель?

После убийства в 1905 году генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича , его вдова, великая княгиня Елизавета Федоровна, продала часть своих драгоценностей. На полученные средства она приобрела обширную купеческую усадьбу на Большой Ордынке с четырьмя домами и большим садом. На этой основе великая княгиня начала создавать Марфо-Мариинскую обитель милосердия. В большом двухэтажном доме, выходящем на улицу, была устроена больница с палатами и операционной, в мезонине располагались комнаты сестер. Просторное помещение с большими окнами, которое до этого было зимним садом, преобразовали по проекту архитектора Л.В. Стеженского в больничный храм, освященный во имя Марфы и Марии – именно они стали небесными покровительницами новой обители. Расположение церкви было выбрано таким образом, чтобы больные из своих палат могли видеть и слышать богослужение. В здании слева от больницы был устроен дом настоятельницы с моленной, а справа расположились амбулатория и аптека, в которой лекарства неимущим отпускались бесплатно. Наконец, в четвертом доме, находящемся во дворе, была отведена квартира для священника, исполнявшего обязанности духовника обители, а под нею, в нижних этажах, помещались школа и библиотека для воспитанниц приюта при обители. Со временем здесь же появилась воскресная школа для девушек и женщин, работающих на фабриках, безграмотных и полуграмотных. В 1911 году, когда число сестер увеличилось, архитектор Д.М. Челищев выстроил в стиле неоклассицизма трехэтажное здание для общежития, где также разместилась рукодельная. Центром Марфо-Мариинской обители стал Покровский собор, строившийся в 1908-1912 годах по проекту знаменитого архитектора А.В. Щусева. Собор ориентируется на новгородские и псковские церкви XII-XIV веков, его стены совершенно белые, длинные и узкие окна закрыты решетками с растительными мотивами. На массивной алтарной апсиде сохранилась закладная доска, сообщающая когда и в чьем присутствии был заложен собор. В престолы обоих храмов вложены частицы мощей святителя Алексия Московского, праведной Елисаветы, матери Иоанна Крестителя, и преподобного Иоанна Лествичника. Под Покровским собором располагается третий храм во имя Сил Небесных и Всех Святых. Лестничный спуск, ведущий в подземную усыпальницу, расписывал Павел Корин, который назвал свое творение «Путь праведников ко Господу». Работы в подземной церкви завершились только в 1914 г. Храм освятили 26 августа 1917 года.

Фасады украшены только рельефными клеймами, выполненными по проекту С.Т. Конёнкова: они изображают Распятие и Небесный Иерусалим. К основной части собора примыкает обширная трапезная, использовавшаяся не только для богослужений, но и для духовно-просветительских бесед. С запада находятся две звонницы с широкими арочными проемами, каждая из которых увенчана вытянутой главой. Также на западном фасаде расположена мозаичная икона Спаса Нерукотворного, выполненная М.В. Нестеровым.

– Как влияли исторические события на работу обители?

Больница в Марфо-Мариинской Обители считалась лучшей в Москве. К Великой Матушке направляли самых безнадежных больных и самых тяжело раненных в годы войны. Еще до официального открытия Обители, в октябре 1907 года, Елизавета Феодоровна организовала на Ордынке работу лазарета для инвалидов-участников Русско-японской войны.

А с началом Первой мировой здесь обустроили еще 65 дополнительных мест для фронтовиков. И сестры, и сама Великая Матушка выезжали в полевые госпитали. Как истинные христианки они оказывали помощь всем солдатам — и русским, и немцам, и австрийцам.

Авторитет Марфо-Мариинской Обители милосердия был столь непререкаемым, что события 1917 года поначалу никак не повлияли на ее деятельность, революционные власти даже помогали с продовольствием и медикаментами. Однако новые порядки ужесточались: сначала прислали опросные листы для проживающих и излечивающихся, потом арестовали несколько человек из больницы, сирот распределили по детским домам. Во избежание провокаций сестры и настоятельница старались не покидать пределов Обители.

В апреле 1918 г., в Светлый Вторник, в Обитель за Матушкой прибыл отряд латышских стрелков. На сборы ей выделили полчаса. Настоятельница простилась с сестрами. Ошеломленные, они рванулись за отъезжающим грузовиком. Женщины, девицы, старухи с криком и рыданиями бежали по Ордынке. Их было тогда 105 послушниц — ученицы, испытуемые, крестовые сестры. Они любили друг друга и обожали Великую Матушку. Воспитанные в духе ее самоотверженного служения людям, они оставались верными христианскому долгу и после закрытия Обители.

18 июля Великая княгиня Елизавета Феодоровна и ее келейница инокиня Варвара (Яковлева) вместе с другими мучениками царского дома были сброшены в шахту под городом Алапаевском.

Марфо-Мариинская Обитель просуществовала до 1926 г. Все это время продолжались аресты, расстрелы и гонения. Часть сестер была выслана в Туркестан, другие небольшой общиной съехали в Тверскую область, где создали маленькое огородное хозяйство, чтобы выжить.

В 1928 г. прекратились службы в Покровском храме — в нем открыли городской кинотеатр, далее — дом санитарного просвещения. В алтаре собора установили статую Иосифа Сталина. После Отечественной войны в соборе разместились Государственные художественные реставрационные мастерские. В больничном храме св. Марфы и Марии находился кабинет лечебной физкультуры.

Остальные помещения и корпуса Обители были заняты поликлиникой и лабораториями Всесоюзного института минерального сырья.

Возрождение Обители началось в 1992 г., когда территория была передана Московской патриархии.

В 2000 г. комплекс получил статус Патриаршего подворья, а в 2006 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил Попечительский совет, силами которого была разработана и осуществлена программа восстановления Марфо-Мариинской Обители милосердия к ее 100-летнему юбилею.

Сегодня Марфо-Мариинская Обитель живет по Уставу, утвержденному Великой Матушкой Елизаветой Феодоровной.

– Действует ли сейчас, как при Великой княгине, в Обители приют для девочек-сирот, благотворительная столовая?

Сегодня Марфо-Мариинская Обитель живет по Уставу, утвержденному Великой Матушкой Елизаветой Феодоровной.

Сегодня в обители действуют:

• Медицинский центр «Милосердие», который специализируется на оказании лечебно-реабилитационной помощи детям, страдающим детским церебральным параличом, в возрасте от 3-х до 23-х лет;

• Всецерковная ассоциация сестричеств милосердия;

• Центр добровольческой службы «Милосердие»;

• Елизаветинский детский дом;

• Елизаветинская гимназия;

• Центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• Группа дневного пребывания для детей-инвалидов;

• Летний лагерь для детей-инвалидов;

• курсы для беременных женщин «Я не одна»;

• Школа милосердия;

• выездная служба детского хосписа;

• проект помощи людям с болезнью двигательного нейрона;

• мемориальный музей св. Елисаветы Феодоровны.

— Расскажите, пожалуйста, о Варваре.

По воспоминаниям, пришла в обитель из дворца великой княгини Елизаветы. Стала келейницей Елизаветы Фёдоровны и всегда была при ней. После ареста великой княгини 7 мая 1918 г. Варвара последовала за ней в ссылку в Пермь. После перевода великой княгини в Екатеринбург, несмотря на уговоры и угрозы властей, не захотела оставить свою настоятельницу. Варвара была убита вместе с другими Алапаевскими мучениками в ночь на 5 (18) июля 1918 года. Её живую сбросили в одну из заброшенных шахт , железного рудника Нижняя Селимская в окрестностях Алапаевска, которую закидали гранатами. Варвара скончалась через несколько дней от голода и полученных ран.

После беседы с экскурсоводом и знакомством с домом, где жила святая настоятельница Марфо-Мариинской Обители Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, у девочек была возможность поиграть на личном рояле Елизаветы.

В Храме мы поставили свечи, детям дали немного времени, побыть в храме и прочувствовать духовность, необыкновенной обители Добра, Любви и Милосердия.

Марфо-Мариинская обитель на карте

Марфо-Мариинская обитель милосердия находится в центре Москвы, на улице Большая Ордынка, 34.

Время работы

Марфо-Мариинская Обитель открыта с 8:00 до 19:00 ежедневно. Каждый день в храме проводятся богослужения, в том числе Божественная литургия в 8:00 (в воскресенье она начинается в 9:00).

Погода в Москве

Климат в регионе умеренно-континентальный. Повышения и понижения температуры до экстремальных показателей бывают нечасто.

Посещать столицу можно в любое удобно время года и не ждать, когда начнется туристический сезон – такое понятие здесь неактуально. Просто зимой здесь, как и в большинстве областей России, устанавливается холодная морозная погода и выпадает снег.

Комфортно провести время в Москве и осмотреть ее достопримечательности будет в следующие периоды:

  • Весна. Март в нашей стране фактически еще является зимним месяцем. В первой половине апреля, как правило, тает снежный покров, а в мае начинается природное цветение. Но бывают и исключения: снег и понижение температуры воздуха могут быть и в эти месяцы, так же, как и жара до +30 °C в мае.
  • Лето. Июньская погода может преподносить сюрпризы, чередуя холодные дождливые и жаркие дни. Самый жаркий месяц в Москве – это июль, когда дневная температура достигает +33 °C. В августе также сменяют друг друга дни теплые и прохладные.
  • Осень. Частое явление сентября – приход «бабьего лета», когда дневная температура может доходить до +25 °C. В октябре постепенно устанавливается сырая, пасмурная погода. В ноябре температура продолжает понижаться, ложится первый снег, который окончательно покрывает землю в конце месяца-начале декабря.

История

В 1905 г. от руки террориста погиб Великий князь Сергей Александрович. Оставшись вдовой, Великая княгиня Елизавета Федоровна, одна из красивейших женщин той эпохи, продала драгоценности и купила усадьбу на Большой Ордынке. Там в 1909 г. была открыта Марфо-Мариинская обитель милосердия. Жившие в ней сестры не принимали монашеского пострига и могли по своему желанию вернуться к прежней жизни.

В 1912 г. в Обители был освящен Соборный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В его создании принимали участие А. Щусев, С. Коненков, М. Нестеров.

Сестры приходили на помощь нуждающимся, кормили и одевали их, помогали с лечением, заботились о беспризорных детях. В Обители работало много учреждений, в том числе больница с амбулаторией, бесплатные аптека и столовая.

В мае 1918 г. Великая княгиня была сослана в уральский город Алапаевск, где 18 июля живой сброшена в шахту с другими членами семьи Романовых. В 1920 г. мощи Великой княгини обрели пристанище в Иерусалиме, а сама она была канонизирована.

Обитель существовала до 1926 г., а затем в ее здании размещались различные учреждения. С распадом СССР помещения Обители и Покровский храм были возвращены Московской патриархии. Сегодня там функционируют благотворительные заведения, а сестры работают в госпиталях и больницах.

Что посмотреть

  • Памятник Великой княгине Елизавете Федоровне работы скульптора В. Клыкова.
  • Место начала экскурсий — Покровский храм. За основу при его строительстве взяты образцы псковско-новгородского зодчества. Стены белого цвета украшает каменная резьба авторства известного скульптора С.Т. Коненкова. Между двумя звонницами расположен мозаичный лик Спаса, созданный по рисунку художника М. В. Нестерова. Колокола храма (их 12) настроены под Ростовские звоны. В храме можно увидеть икону преподобномученицы Елизаветы Алапаевской. Здесь расскажут об истории Обители, строительстве храма и особенностях его архитектуры и росписи, внутреннего убранства. Святыни Покровского храма – частицы мощей святых, в том числе и Великой княгини. Многие верующие люди приходят приложиться к ним в надежде на исцеление от болезней.
  • Музей, посвященный жизни и служению Великой княгини. Посетив его, гости познакомятся с биографией Великой матушки, увидят документы и фотографии, подлинные вещи: иконы, вышивки, рояль, предметы сервиза с фамильным гербом.
  • Памятный крест погибшим в Алапаевске представителям династии Романовых.
  • Сад с кустами роз и беседкой – тихое и уютное место на территории детского приюта.

В 11:00 и 15:00 можно посетить Бесплатные экскурсии по Соборному храму и музею. Они проводятся каждый день, кроме понедельника. Если посетить Обитель хочет организованная группа из 5-15 человек, то нужно позвонить заранее по телефону 8(490)704-21-73 и договориться о времени встречи.

Предложения гидов познакомиться с историческим районом столицы также часто включают посещения Обители. Это может быть и пешеходная прогулка, и автобусная поездка. К примеру, экскурсия «Древнейшие монастыри Москвы», куда входит осмотр 13 монастырей из окна автобуса и подробный рассказ о них, предлагает в заключение поехать в Марфо-Мариинскую Обитель (стоимость мероприятия – 800 руб. для взрослого, 550 руб. для школьника).

Праздники

Помимо традиционных православных праздников, в Обители вместе с прихожанами отмечаются и другие памятные даты, в том числе:

  • 19 февраля – День памяти святых мучениц Марфы и Марии.
  • 23 февраля – дата официального открытия Обители
  • 18 июля – день памяти святых преподобномучениц Елизаветы Федоровны и инокини Варвары (Яковлевой).

В Обители постоянно проводятся культурно-просветительские мероприятия: концерты, лекции, тематические встречи.

Что нужно знать при посещении православного храма

  • Одежда подбирается так, чтобы было как можно меньше открытых участков тела. Недопустимо приходить в майках, коротких юбках, шортах, спортивных костюмах. Женщины покрывают голову, мужчины головные уборы снимают.
  • Женщины не должны входить в алтарь. Мужчины заходят туда только с разрешения священника. Входить через Царские врата посетителям храма запрещено. На амвон и солею (возвышение перед иконостасом) также заходить без позволения священнослужителя нельзя.
  • В храме нельзя шуметь, запрещено курить, пить алкогольные напитки.
  • Если хочется сфотографировать интерьер храма, лучше спросить разрешения на это. Вспышка фотоаппарата может негативно влиять на фрески и иконы.
  • В храме разрешается находиться представителям других конфессий.

Куда сходить в окрестностях Марфо-Мариинской Обители

Большая Ордынка и Пятницкая – главные улицы Замоскворечья, исторического района Москвы. Жителям города известно, что рядом с Обителью находится много других интересных достопримечательностей.

Религиозные сооружения

Эти храмы находятся на Большой Ордынке.

  • Храм Святителя Николая Чудотворца в Пыжах. Основан в 16 в. Свою фамилию храму и местности «подарил» командир стрелецкого полка Богдан Пыжов. В 1812 г. храм был разорен, а затем восстановлен. Среди его святынь – мироточивая икона царя Николая II, крест, в котором находятся частицы мощей 72 святых.
  • Храм Иверской иконы Божьей Матери на Всполье. Нынешнее каменное здание в стиле классицизма возведено в конце 18 – начале 19 в. Тогда же главной святыней стал список одноименной иконы.
  • Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Архитектор В. Баженов создал его по заказу купца Долгова. Во время Отечественной войны 1812 г. здание пострадало и позднее было восстановлено архитектором О. Бове. Здесь хранится чудотворная икона, давшая имя храму.
  • Церковь Климента Папы Римского (ул. Пятницкая, 26, стр. 1). Посвящен священномученику Клименту I, легенды о котором были известны на Руси. Именно его мощи стали первой святыней из Византии на русской земле. Построен в стиле «елизаветинского барокко», больше характерном для Санкт-Петербурга и характеризующегося роскошью отделки, обилием деталей.
  • Храм Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе (ул. Большая Полянка, д. 37). Построен в 1695 г. в стиле «московского барокко».

Музеи

  • Государственная Третьяковская галерея, где находится более 180 тыс. экспонатов из истории русского изобразительного искусства.
  • Музей А.Н. Островского на Малой Ордынке. Экспозиция рассказывает о жизни русского драматурга и театре, который он создавал.

Здания

  • Дом № 47. Усадьба Арсеньевых. Построена в начале 19 в. из дерева, выкрашенного под камень.
  • Дом № 41. Одно время принадлежал представителям известной семьи Морозовых. Был известен оригинальными авторскими интерьерами и отделкой, которые были уничтожены в советское время, но в настоящий момент восстановлены, а здание отреставрировано.
  • Дом № 17. Здесь жила семья писателя В. Е. Ардова, в которой подолгу гостила А.А. Ахматова. Сегодня во дворе дома установлен памятник поэту. Обстановка комнаты, в которой жила А.А. Ахматова, с подлинными вещами из «легендарной Ордынки», воспроизведена на экспозиции «Московский дом Ахматовой» в доме антикварной книги «В Никитском».

Марфо-Мариинская Обитель милосердия – тихое и спокойное место в историческом центре Москвы. Здесь можно прикоснуться к страницам истории нашей страны и православной церкви, отдохнуть от суеты большого города.

Ставропигиальный женский монастырь — Марфо-Мариинская обитель милосердия в Москве

Основательницей и первой настоятельницей московской Марфо-Мариинской обители была великая княгиня св. Елисавета Феодоровна. В 1894 г. состоялась свадьба ее младшей сестры Алисы Гессенской и Николая II. Великая княгиня стала заниматься благотворительностью и помогать беспризорным, больным и беднякам. Когда в 1904 г. началась Русско-японская война, она отправляла на фронт санитарные поезда, продовольствие, обмундирование, лекарства, подарки и даже походные церкви с иконами и утварью, а в Москве открыла госпиталь для раненых и комитеты по призрению вдов и сирот военнослужащих. Именно в то время великокняжеская чета начала покровительствовать Иверской общине в Замоскворечье, где готовили сестер милосердия. После смерти мужа Елисавета Феодоровна, полностью удалившись от светской и дворцовой жизни, разделила драгоценности на три части: первая была возвращена казне, вторая отдана ближайшим родственникам, третья пошла на благотворительность, и главным образом, на создание Марфо-Мариинской обители. Большой участок с роскошным садом княгиня приобрела на деньги от фамильных драгоценностей и от проданного особняка на Фонтанке в северной столице. «Обитель труда и милосердия» стала беспримерным явлением в истории православной Москвы. По замыслу основательницы, ее сестры совмещали молитву и рукоделие с помощью мирянам, а неимущие люди могли найти себе здесь и утешение, и реальную помощь, прежде всего, квалифицированную лечебную — хорошие московские врачи работали в местной бесплатной больнице и на специальных курсах при обители обучали сестер основам медицины.

Особо они готовились ухаживать за смертельно больными, не утешая их надеждой на мнимое выздоровление, а помогая приготовить душу к переходу в Вечность. Кроме того, сестры милосердия служили в больнице при обители, в детских приютах, лазаретах, помогали нуждающимся и бедным многодетным семьям — на это настоятельница собирала благотворительные пожертвования со всей России и никогда не отказывалась от помощи мирян. В обитель же принимались православные девушки и женщины от 21 до 45 лет. Сестры не давали монашеских обетов, не облачались в черное, могли выходить в мир, спокойно покинуть обители и выйти замуж (Павел Корин, трудившийся над росписью соборного храма обители, сам был женат на ее бывшей воспитаннице), а могли и постричься в монашество. Иногда считают, что св. Елисавета изначально хотела возродить древний институт диаконисс.
В обители на Ордынке были устроены две церкви, часовня, бесплатные больница, аптека, амбулатория, столовая, воскресная школа, приют для девочек-сирот и библиотека. На наружной стене обители висел ящик, куда бросали записки с просьбами о помощи, и этих просьб поступало до 12 тысяч в год. Настоятельница собиралась открыть отделения обители по всем губерниям России, устроить загородный скит для ушедших на покой сестер, а в самой Москве организовать во всех частях детские приюты, богадельню и построить дом с дешевыми квартирами для рабочих. 22 мая 1908 г., в праздник Вознесения Господня, на Большой Ордынке состоялась закладка соборного храма во имя Покрова, который строился до 1912 г. архитектором А. Щусевым в стиле модерн с элементами древнего новгородско-псковского зодчества. Расписывать храм Елисавета Феодоровна пригласила выдающихся художников: Михаила Нестерова, его ученика Павла Корина и известного скульптора С. Коненкова. Нестеров создал здесь свои известные композиции: «Путь к Христу», изображавшую 25 фигур, «Христос у Марфы и Марии», «Утро Воскресения», а также подкупольное изображение Бога Сафаофа и лик Спаса над порталом. В Покровском храме была устроена потайная лестница, ведущая в подземную усыпальницу — ее расписывал Корин на сюжет «Путь праведников ко Господу».
Там настоятельница завещала себя похоронить: после того, как сердцем избрала Россию своей второй родиной, она решила изменить свою волю и пожелала обрести покой не в палестинской церкви св. Марии Магдалины, а в Москве, в стенах своей обители. В память же о благодатном посещении в молодости Святой Земли, на фасаде Покровской церкви был изображен вид Иерусалима, с ротондой Гроба Господня и куполом церкви Марии Магдалины. 12 колоколов храмовой звонницы были намеренно подобраны под «Ростовский звон», то есть звучали наподобие знаменитых колоколов Ростова Великого. Один дореволюционный краевед отмечал приземистый облик соборной церкви, «к земле привязывающей», «земной, трудовой характер храма», словно воплощающий замысел всей обители. Внешне очень маленький, почти миниатюрный храм был рассчитан на тысячу человек и предполагался одновременно лекционным залом. Слева от ворот под сосенками поставили синеглавую часовню, где сестры читали псалтырь по умершим сестрам и благотворителям обители, и где ночами часто молилась сама настоятельница.
Осенью 1909 г. был освящен второй, больничный храм обители во имя свв. Марфы и Марии — по замыслу настоятельницы он был устроен так, чтобы тяжелобольные, не вставая с кровати, прямо из палат сквозь открытые двери могли видеть богослужение. А на следующий год, когда обитель открылась, св. Елисавета приняла в его стенах монашеский постриг — посвящал ее в монашество митрополит Владимир (Богоявленский), будущий новомученик, убитый в Киеве в январе 1918 г. В апреле 1910 г. на всенощном бдении по особому составленному Святейшим Синодом чину совершилось посвящение 17 насельниц вместе со святой Елисаветой в звание крестовых сестер, а наутро за Литургией св. Елисавета была возведена в сан настоятельницы обители. Епископ Трифон, обращаясь ко св. Елисавете, сказал: «Эта одежда скроет Вас от мира, и мир будет скрыт от Вас, но она в то же время будет свидетельницей Вашей благотворной деятельности, которая воссияет пред Господом во славу Его».
Настоятельница вела жизнь подвижницы, проводя время в молитвах и в уходе за тяжелобольными, иногда даже ассистируя врачам на операции и собственноручно делала перевязки. По свидетельствам пациентов, от самой «великой матушки» исходила какая-то целительная сила, которая благотворно влияла на них и помогала выздороветь — здесь исцелялись многие из тех, кому уже отказывали в помощи врачи, и обитель оставалась их последней надеждой. Настоятельница с сестрами активно выходили в мир и лечили проказы общества: помогали сиротам, неизлечимым больным, беднякам, обитателям Хитровки, которых княгиня уговаривала отдать детей ей на воспитание. Она организовала общежитие для мальчиков, которые потом составили артель посыльных, а для девушек — дом работниц с дешевой или бесплатной квартирой, где они уберегались от голода и влияния улицы. Устраивала рождественские елки для бедных детей с подарками и теплой одеждой, изготовленной руками сестер.
Открыла приют для неизлечимо больных туберкулезом. Чахоточные женщины обнимали княгиню, не сознавая опасности для нее этих объятий, а она никогда не уклонялась от них. Помогала настоятельница и духовенству, особенно сельскому, где не было средств построить или обновить храм, священникам-миссионерам на Крайнем Севере и на других окраинах России, русским паломникам, отправлявшихся посетить Святую Землю. На ее средства был построен русский православный храм в итальянском городе Бари, где находится гробница св. Николая Чудотворца. После революции обитель не трогали и даже помогали с продовольствием и медикаментами. Чтобы не давать повода провокациям, настоятельница и сестры почти не выходили из стен; каждый день служилась Литургия. Постепенно власти подбирались к этому христианскому островку: сначала прислали опросные листы для проживающих и излечивающихся, потом арестовали несколько человек из больницы, потом объявили о решении перевести сирот в детский дом. А в апреле 1918 г., в Светлый Вторник после Пасхи, в обители служил Литургию и молебен св. Патриарх Тихон, давший св. Елисавете последнее благословение.
Сразу после его отъезда настоятельница была арестована — ей даже не дали просимых двух часов на сборы, выделив только «полчаса». Простившись с сестрами, под вооруженной охраной латышских стрелков, она уехала в машине в сопровождении двух сестер — любимой келейницы Варвары Яковлевой и Екатерины Янышевой. Ее московская обитель просуществовала до 1926 г., а потом еще два года там действовала поликлиника, где работали бывшие сестры под руководством княжны Голицыной. После ее ареста одни насельницы были высланы в Туркестан, а другие создали маленькое огородное хозяйство в Тверской области и выживали там под руководством о. Митрофана Серебрянского. После закрытия в соборном храме обители открылся городской кинотеатр, потом дом санитарного просвещения, а в Марфо-Мариинской церкви — амбулатория им. профессора Ф. Рейна. Ее храмовую икону святых Жен-Мироносиц передали в соседнюю замосквореченскую церковь Николы в Кузнецах, а на территории бывшей обители установили статую Сталина.
После войны в бывшем Покровском храме разместились Государственные реставрационные мастерские, переведенные сюда из Никольского храма на Берсеневке. Вплоть до недавнего времени эта организация под именем Художественно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря занимала помещения замосквореченской обители. А в Марфо-Мариинском храме еще в 1980-х гг. работала лаборатория Всесоюзного института минерального сырья и кабинет лечебной физкультуры с оборудованным в помещении бывшего храма спортивным залом. Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия началось в 1992 г., когда постановлением столичного правительства архитектурный комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Московской Патриархии. Ключи от главного собора обители — Покрова Пресвятой Богородицы — были возвращены Церкви центром им. И.Э. Грабаря лишь в конце 2006 г. Имеются святыни: частицы свв. мощей прмц. Елисаветы и инокини Варвары. В 2006 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при обители была создана социальная служба.
Сегодня в обители действуют: Медицинский центр «Милосердие», который специализируется на оказании лечебно-реабилитационной помощи детям, страдающим детским церебральным параличом, в возрасте от 3-х до 23-х лет; Всецерковная ассоциация сестричеств милосердия; Центр добровольческой службы «Милосердие»; Елизаветинский детский дом; Елизаветинская гимназия; Центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Группа дневного пребывания для детей-инвалидов; Летний лагерь для детей-инвалидов; курсы для беременных женщин «Я не одна»; Школа милосердия; выездная служба детского хосписа; проект помощи людям с болезнью двигательного нейрона; мемориальный музей св. Елисаветы Феодоровны. Решением Священного Синода от 30 мая 2014 г. (журнал № 52) Патриаршее подворье Марфо-Мариинская обитель милосердия преобразовано в ставропигиальный женский монастырь с сохранением особого уклада жизни, восходящего к основательнице обители преподобномученице Елисавете, и присвоением имени «ставропигиальный женский монастырь — Марфо-Мариинская обитель милосердия». Игуменья — Елисавета (Позднякова).
Тел.:
(495) 951-11-39
Web-сайт:
www.mmom.ru
E-mail:
mail@mmom.ru

Добавить комментарий

Закрыть меню