Мавзолей теодориха в равенне

Теодорих Великий из династии Амалов был королем королевства остготов со столицей в Равенне и единоличным правителем Италии. Королевство образовалось после захвата Италии, Сицилии и предальпийских областей стотысячной армией остготов, представлявших собой восточную ветвь племени готов.

Королевство просуществовало недолго — с 489-го по 555 год, после чего было завоевано Византией.

В те времена, когда Теодорих был еще очень молод, его отправили в византийский Константинополь. Такой жест должен был служить залогом мира между остготами и римлянами. Здесь Теодорих получил образование, изучил греческий язык и античную культуру (слухи о его невежестве ничем не обоснованы). Он был мудрым военачальником и храбрым воином.

Вернувшись из Константинополя на родину, в Паннонию, он после смерти отца возглавил готов. Раздоры, недовольство политикой соседних государств, вражда, соперничество, жажда единоличной власти приводили к тому, что захватнические войны велись едва ли не непрерывно. Завоевав итальянскую Равенну, частично с помощью хитрости и коварства, Теодорих объявил себя императором и велел называть королем.

Любопытно, что он позволил римлянам сохранить нормы римского права и обладать теми же правами, что и готы, кроме обязанности ношения оружия и военной службы. Более того, он хотел, чтобы сами готы подчинялись римскому праву. Кроме того, Теодорих допускал свободу вероисповедания.

Его восхищали достопримечательности древних городов Италии, особенно Рима, которому он предоставил особые привилегии. Правда, столицей королевства готов он все-таки выбрал хорошо укрепленную Равенну, расположенную на севере страны, которая стала центром политической и культурной жизни. Здесь же для него была построена роскошная резиденция.

Остготское королевство расширялось и стало поистине великим, слава Теодориха росла. Казалось, что у королевства долгое счастливое будущее. Однако разногласия по-прежнему имели место, противоречия между римлянами и готами обострялись, вражда нарастала. Неизвестно, как бы развивались события дальше, чем бы закончились распри и как долго еще существовало бы королевство остготов, если бы летом 526 г. Теодорих Великий не скончался от дизентерии.

Дочь Теодориха — Амаласунта, ставшая после смерти отца королевой-регентшей при своем сыне, возвела для отца на кладбище готов возле Равенны мавзолей. По другой версии, мавзолей был построен по желанию самого Теодориха в 520 г. как место для своего будущего погребения.

Мавзолей сохранился до нашего времени, хотя в XIX в. над ним и поработали реставраторы: воды протекающего рядом ручья подмыли фундамент. Мавзолей Теодориха — единственный уцелевший образец архитектуры готов. Это круглое здание, которое опирается на двухъярусный 10-угольный фундамент.

Мавзолей Теодориха (Равенна)

Сооружение увенчивает купол в виде шатра, вырезанный из цельного камня. Вес купола — 300 тон, его диаметр — 11 м.

На куполе можно увидеть 12 скоб с вырезанными на них именами апостолов. Очевидно, скобы служили не только для декорации, но и для установки купола: готовое сооружение сначала засыпали землей, затем втащили тяжелый купол, после чего землю убрали.

Оба яруса мавзолея имеют форму десятигранника, у верхнего лишь меньший диаметр. Вход в мавзолей находится в нижнем ярусе, внутреннее помещение которого имеет форму креста. По периметру яруса расположены 6 окошек, через которые сюда попадает свет. Предназначение нижнего яруса неясно: то ли он должен был служить молельной, то ли для погребения других членов королевской семьи.

На верхнем ярусе, украшенном фризом, находится саркофаг Теодориха, выполненный из темно-красного порфира. К сожалению, останков самого Теодориха в нем нет: кости короля, которого при жизни называли Великим, впоследствии были выброшены или перенесены — король был арианином, а не никенианином, как большинство жителей страны. Дальнейшая судьба останков неизвестна.

Мавзолей же оборудовали под часовню, ныне здесь — музей.

Гробница короля остготов — мавзолей Теодориха

э.), тщетно пытавшегося объединить под своей державой римлян и готов.

По сей день гробница остается наиболее интересным сооружением Равенны.

Круглая башня гробницы короля Теодориха поднимается над десятигранным основанием. Вместо купола мавзолей перекрыт одним из самых больших монолитов, когда-либо употреблявшихся в строительстве (диаметр 10,5 м, высота 2,5 м). Эта глыба, добытая на противоположном берегу Адриатического моря, в каменистой Истрии, и там выдолбленная для уменьшения веса, была доставлена в Равенну подвешенной между кораблями. Затем монолит был поднят на земляную насыпь в уровень гробницы и увенчал башню на многометровой высоте, что показывает, как прочны еще традиции строительного мастерства римского времени.

Хоть зодчий, его воздвигнувший в VI в., вероятно, изучал восточные и римские памятники, их стройность уступила тут место несколько грубоватой упрощенности, сочетающейся с внушительностью общего облика.

Среди народов, оседавших на развалинах Римской империи, очевидно, еще сохранялись такие строительные навыки.

Замечательными произведениями византийских мастеров являются мозаики в Равенне (V—VII вв.). В мавзолее царицы Галлы Плацидии выделяются нежные, тонко сгармонированные по цвету мозаики с изображением Доброго пастыря в райском саду; в церкви Сан-Витале — сцены придворной жизни с портретами императора Юстиниана и его жены Феодоры.

Список использованной литературы

на главную

История архитектуры

  • +Алейжадинью
  • +Альберти
  • +Амадео
  • +Арнольфо ди Камбио
  • +Баженов
  • +Бартоломео Бон
  • +Бенедетто да Майано
  • +Бернардо Росселлино
  • +Бернини
  • +Бове
  • +Борромини
  • +Браманте
  • +Брунеллески
  • +Вазари
  • +Валькот
  • +Ванбру
  • +Гауди
  • +Джулиано да Сангалло
  • +Джулио Романо
  • +Жилярди
  • +К.Рен
  • +Казаков
  • +Камерон
  • +Кваренги
  • +Кекушев
  • +Кодуччи Мауро
  • +Корбюзье
  • +Ларс Сонк
  • +Леду
  • +Лемерсье
  • +Ленотр
  • +Лидваль
  • +Ломбардо
  • +Лонгена
  • +Лоос
  • +Луи Лево
  • +Львов
  • +Мадерна Карло
  • +Мансар
  • +Микеланджело
  • +Микелоццо
  • +Нэш Джон
  • +Орта Виктор
  • +Отто Вагнер
  • +Палладио
  • +Растрелли
  • +Ринальди
  • +Роберт Адам
  • +Россетти Бьяджо
  • +Росси
  • +Сансовино
  • +Тон
  • +Трезини
  • +Филарете
  • +Фриц Хегер
  • +Хуан Гуас
  • +Хундертвассер
  • +Шехтель
  • +Э.Сааринен
  • I в.
  • II в.
  • III в.
  • IV в.
  • IX в.
  • IX в. до н.э.
  • V в.
  • V в. до н.э.
  • VI в.
  • VI в. до н.э.
  • VII в.
  • VIII в.
  • X в.
  • XI в.
  • XII в.
  • XIII в.
  • XIV в.
  • XIX в.
  • XV в.
  • XVI в.
  • XVII в.
  • XVIII в.
  • XX в.
  • XXI в.
  • duomo italiano
  • notre-dame de paris
  • ostfriesland
  • schweifgiebel
  • tito0107
  • via galliera
  • via garibaldi
  • wiki
  • ziggyibruni
  • Аахен
  • Аббатство Сан-Антимо
  • Абхазия
  • Авила
  • Авиньон
  • Австрия
  • Агридженто
  • Азербайджан
  • Аквилея
  • Аквитания
  • Алахан
  • Альбенга
  • Альгамбра
  • Альмерия
  • Амальфитана
  • Америка
  • Амстердам
  • Амьен
  • Анже
  • Античность
  • Апулия
  • Ареццо
  • Армения
  • Ассизи
  • Аугсбург
  • Афины
  • Афродисиас
  • Баальбек
  • Бавария
  • Баден-Вюртемберг
  • Бари
  • Барлетта
  • Барселона
  • Баталья
  • Беларусь
  • Бельгия
  • Бергамо
  • Берлин
  • Битонто
  • Ближний восток
  • Болгария
  • Болонья
  • Большой канал
  • Бонн
  • Брага
  • Бразилия
  • Брауншвейг
  • Бремен
  • Бретань
  • Брешиа
  • Брюссель
  • Бургос
  • Бургундия
  • Бухара
  • Быково
  • ВДНХ
  • Валенсия
  • Валь-ди-Ното
  • Великобритания
  • Вена
  • Венгрия
  • Венетто
  • Венеция
  • Верона
  • Версаль
  • Верхняя Нормандия
  • Византия
  • Вилла Ротонда
  • Вильгельмсхафен
  • Вильнюс
  • Витербо
  • Витмунд
  • Виченца
  • Владимир
  • Владимирская область
  • Вологодская область
  • Вольтерра
  • Вормс
  • Выборг
  • Вюрцбург
  • Гамбург
  • Ганновер
  • Гауди
  • Гватемала
  • Гегард
  • Гейнсборо
  • Гент
  • Генуя
  • Геркуланум
  • Германия
  • Голландия
  • Гослар
  • Гранада
  • Греция
  • Гронинген
  • Гроссето
  • Грузия
  • Гуадикс
  • Дания
  • Дарем
  • Дворец дожей
  • Дидимы
  • Динан
  • Древний Египет
  • Древний Рим
  • Дрезден
  • Дубровицы
  • Египет
  • Земли Луары
  • Золотое кольцо
  • Иераполис
  • Израиль
  • Иль-де-Франс
  • Ингушетия
  • Индия
  • Иордания
  • Иран
  • Ирландия
  • Испания
  • Испика
  • Италия
  • Йевер
  • Кавказ
  • Казахстан
  • Калининградская область
  • Калифорния
  • Калужская область
  • Камбоджа
  • Кампания
  • Каноза-ди-Пулья
  • Каталония
  • Катания
  • Кафедральный собор в Палермо
  • Кельн
  • Кельнский собор
  • Киев
  • Китай
  • Клостернойбург
  • Коломна
  • Комо
  • Кордова
  • Кордовская мечеть
  • Кострома
  • Краков
  • Кремона
  • Крит
  • Крым
  • Кутна-Гора
  • Латвия
  • Лацио
  • Ленинградская область
  • Леон
  • Ливан
  • Ливия
  • Лигурия
  • Лимузен
  • Линкольн
  • Лиссабон
  • Ломбардия
  • Лондон
  • Лотарингия
  • Лувр
  • Лукка
  • Любек
  • Люксембург
  • Ляйпциг
  • Магдебург
  • Мадрид
  • Майнц
  • Македония
  • Мальта
  • Мантуя
  • Марбург
  • Марокко
  • Марсала
  • Масса-Маритима
  • Мексика
  • Мельк
  • Мерзебург
  • Милан
  • Мистра
  • Модена
  • Модика
  • Монреале
  • Монтепульчано
  • Монца
  • Моравия
  • Москва
  • Московская область
  • Московский ампир
  • Московский модерн
  • Московское метро
  • Мурано
  • Мюнстер
  • Мюнхен
  • Нанси
  • Нант
  • Наумбург
  • Неаполь
  • Несебыр
  • Нидерланды
  • Нижний Новгород
  • Нижняя Нормандия
  • Нижняя Саксония
  • Никея (Изник)
  • Новгород
  • Нор-Па-де-Кале
  • Норвегия
  • Норден
  • Нюрнберг
  • Овернь
  • Овьедо
  • Оксфорд
  • Олимпия
  • Ольденбург
  • Орвието
  • Ору-Прето
  • Остия
  • Отель Субиз
  • Павия
  • Падерборн
  • Падула
  • Падуя
  • Палермо
  • Париж
  • Парма
  • Перге
  • Перу
  • Перуджа
  • Пестум
  • Петра
  • Печеры
  • Пиенца
  • Пиза
  • Пикардия
  • Пистойя
  • Плес
  • Поздний классицизм
  • Польша
  • Помпеи
  • Помпоза
  • Порто
  • Портофино
  • Португалия
  • Потсдам
  • Прага
  • Прато
  • Псков
  • Пуату-Шарант
  • Пьяцца Марина в Палермо
  • Пьяченца
  • Равелло
  • Равенна
  • Рагуза
  • Рапалло
  • Реймс
  • Рига
  • Рим
  • Рим античный
  • Римини
  • Римские форумы
  • Рио-де-Жанейро
  • Ростов
  • Ростов Великий
  • Руан
  • Румыния
  • Русский Север
  • Рязань
  • СССР
  • США
  • Саламанка
  • Самара
  • Сан Марко
  • Санкт-Петербург
  • Сардиния
  • Светлогорск
  • Северный Рейн-Вестфалия
  • Севилья
  • Сеговия
  • Седжеста
  • Селинунт
  • Сербия
  • Сиена
  • Синтра
  • Сирия
  • Сицилия
  • Скандинавия
  • Словакия
  • Словения
  • Смоленск
  • Собор Св. Петра
  • Сована
  • Солотча
  • Сорано
  • Сполето
  • Средняя Азия
  • Стамбул
  • Страсбург
  • Суздаль
  • Таллин
  • Тампере
  • Тарквиния
  • Тверь
  • Темпьетто
  • Тиволи
  • Тоди
  • Толедо
  • Томар
  • Тоскана
  • Трани
  • Трастевере
  • Тренто
  • Трир
  • Труа
  • Тула
  • Тунис
  • Турин
  • Турция
  • Турция.Лирбе
  • Тушия
  • Узбекистан
  • Украина
  • Умбрия
  • Урал
  • Урбино
  • Уэлс
  • Уэльс
  • Феррара
  • Фессалоники
  • Фиденца
  • Филиппины
  • Финляндия
  • Флоренция
  • Фоджа
  • Фрайбург
  • Франция
  • Хальберштадт
  • Хельсинки
  • Хильдесхайм
  • Хорватия
  • Целле
  • Чатсворт
  • Черногория
  • Чефалу
  • Чехия
  • Чивате
  • Чивидале
  • Шампань
  • Шампань-Арденн
  • Шартр
  • Швейцария
  • Швеция
  • Шенбрунн
  • Эдинбург
  • Эл.Сааринен
  • Эльзас
  • Эмилия-Романья
  • Эриче
  • Эрмитаж
  • Эстония
  • Эфес
  • Юкатан
  • Япония
  • Ярославль
  • алтари
  • ампир
  • английская готика
  • английский стиль
  • античная Турция
  • античность
  • ар деко
  • арка
  • архитектура
  • архитектура нарисованная
  • архитектурный декор
  • баварское рококо
  • базилика
  • баптистерии
  • барокко
  • барокко в Риме
  • барокко минейро
  • башни
  • бидермайер
  • био-тек
  • везерский ренессанс
  • венето-византийский стиль
  • вестверк
  • вестфальский зальный тип
  • видео
  • викторианский стиль
  • виллы
  • витраж
  • вокзалы
  • вопрос
  • выставки
  • гаргульи
  • гипотезы
  • готика
  • градостроительство
  • греко-арабо-норманнский стиль
  • гробницы
  • двери
  • дворцы
  • деревянная архитектура
  • донжон
  • дороманское искусство
  • доходные дома
  • живопись
  • живопись готики
  • жилище
  • жилые башни
  • замки
  • замки Италии
  • замки Франции
  • изразцы
  • инженерные сооружения
  • интерьер
  • исабелино
  • ислам
  • испано-мавританский стиль
  • испанская готика
  • историзм
  • итальянская готика
  • итальянская романика
  • картуш
  • каталонская готика
  • керамика
  • кирпич
  • кирпичная готика
  • классицизм
  • клуатр
  • книги и сайты по архитектуре
  • колокольни
  • колонны и капители
  • конструктивизм
  • крепости
  • купол
  • курортный стиль
  • лабиринт
  • лангобарды
  • лекция
  • лестницы
  • лоджии
  • ложный свод
  • ломбардская романика
  • мавзолеи
  • макеты и реконструкции
  • малые формы архитектуры
  • мануэлино
  • маньеризм
  • маскароны
  • мегалиты
  • метопы
  • метро
  • мечеть
  • модераторское
  • модерн
  • модернизм
  • мозаика
  • монастыри
  • монастыри Португалии
  • мосты
  • мудехар
  • нарышкинский стиль
  • национальный романтизм
  • не могу молчать
  • не сохранилось
  • немецкая готика
  • немецкая романика
  • необарокко
  • неоготика
  • неоклассицизм
  • неоренессанс
  • нормандский стиль
  • окна
  • ордер
  • орнамент
  • особняки
  • палаццо
  • парижские отели
  • перепост
  • периодизация стилей
  • пиар
  • планы и схемы
  • платереско
  • площади
  • полезные комментарии
  • полы
  • портал
  • постмодернизм
  • пражское барокко
  • промышленная архитектура
  • протир
  • псевдорусский стиль
  • раннехристианское
  • ратуши и дома гильдий
  • реклама
  • рельеф
  • ренессанс
  • римско-византийский стиль
  • рококо
  • романо-пизанский стиль
  • романская скульптура
  • романские церкви Кёльна
  • романский стиль
  • рубеж XIX-XX вв.
  • руины
  • русско-византийский стиль
  • сады
  • сайты
  • светская архитектура
  • своды
  • сграффито
  • сецессион
  • синагога
  • скульптура
  • словарь
  • сохраним!
  • средневековая Русь
  • сталинский стиль
  • старое фото
  • стиль Кьяромонте
  • стиль Людовика XIII
  • стиль Людовика XIV
  • стиль Людовика XV
  • стиль Тюдор
  • театры и амфитеатры
  • теория
  • термы
  • тоталитаризм
  • традиционная архитектура
  • триумфальные арки
  • улицы
  • университеты
  • усадьбы
  • утопические проекты
  • фахверк
  • фонтаны
  • французская готика
  • французская романика
  • фронтон
  • функционализм
  • хай тек
  • храмы
  • центрические храмы
  • церкви Вены
  • чурригереско
  • шатер
  • шинуазри
  • школы
  • эклектика
  • экскурсии
  • эрререско
  • этруски

История мавзолея

Построен из истрийского известняка на двух десятигранных ярусах, которые венчает десятиметровый купол, вытесанный из цельного 300-тонного камня, возможно, в подражание шатрам германцев. Поскольку средств поднять столь тяжелую плиту у готов не было, мавзолей был засыпан землей по самый верх, после чего купол путём втаскивания поместили на место, а землю удалили. Местом для строительства мавзолея было выбрано уже существовавшее за пределами Равенны кладбище готов.

С переходом Равенны под власть Юстиниана тело Теодориха было вынесено из мавзолея, а сам он обращён в часовню. Порфирный саркофаг готского властителя ныне пустует. Близость ручья привела к подмыву фундаментов, что потребовало в XIX веке вмешательства реставраторов. В начале XX века посетивший мавзолей искусствовед Павел Муратов написал:

Напрасно церковная легенда ввергнула душу короля-арианина в жерло Этны, напрасно предавала её дьяволу. В народном представлении Теодорих остался одним из покровителей и заступников Равенны, не менее могущественным, чем святые Ромуальд и Аполлинарий. Гробница готского короля посещается всеми путешественниками, бывающими в Равенне. Что привлекает их сюда? Память Теодориха едва ли может быть кому-нибудь дорога. И однако, посещение этого мавзолея оставляет в душе каждого путешественника, не историка и не эрудита, след более глубокий, чем простое любопытство. Это одно из тех мест на свете, где почему-то дано живо ощущать ход веков, где такое отвлечённое понятие, как «история», чувствуется с захватывающей силой и близостью. Здесь мы невольно верим в существование общности с прошлым, в какую-то странную, тончайшую и сложнейшую связь между нашей судьбой и судьбой легендарного короля.

Внешнее и внутреннее убранство

Далёко отступило море, И розы оцепили вал, Чтоб спящий в гробе Теодорих О буре жизни не мечтал.

Александр Блок, «Равенна»

План мавзолея (второй ярус)

Мавзолей имеет два уровня (яруса): на верхнем расположен саркофаг Теодориха, а нижний вероятно предназначался для захоронения членов его семьи или являлся капеллой для заупокойных богослужений.

Нижний ярус мавзолея имеет десять граней, выделенных нишами с полукруглыми арками. В одной из ниш расположен вход в мавзолей. Внутреннее помещение яруса построено в форме креста. Свет попадает внутрь через шесть небольших окон, расположенных по периметру.

Верхний ярус имеет меньший диаметр и также выполнен в форме десятигранника, переходящего в кольцевую часть на которую опирается купол. Верх периметра второго яруса украшен фризом.

Монолитный купол украшен двенадцатью каменными «скобами», которые вероятно несут не только декоративную функцию, но и использовались для транспортировки и установки купола. На торце «скоб» вырезаны имена двенадцати апостолов. Под куполом видны следы мозаичного креста, некогда осенявшего верхний ярус.

Добавить комментарий

Закрыть меню