Монастыри Свердловской области

Покровский Верхотурский женский монастырь

Покровский Верхотурский женский монастырь

В середине XVII века в Верхотурье проживали старицы, возжелавшие построить женский монастырь. В 1621 году во время остановки в Верхотурье первого сибирского архиепископа Киприана, направлявшегося в Тобольск для того, чтобы принять духовное владычество, верхотурские старицы обратились к нему с просьбой об оказании помощи в открытии монастыря. В скором времени, по распоряжению Киприана были построены деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и небольшой жилой корпус для монахинь.

В 1782 году Покровский монастырь был упразднен, в 1853 – восстановлен в виде богадельни, преобразованной позднее в женскую общину. В 1907 году община вновь приобрела статус монастыря. В 1915 году в монастыре жили 8 монахинь и 187 послушниц. Вскоре после установления в Верхотурье советской власти монастырь был закрыт. На его территории разместился детский дом. В 50-е годы помещение Покровской церкви было передано под городскую баню, а другие сохранившиеся постройки монастыря были предоставлены колонии для несовершеннолетних. Покровский женский монастырь был вновь возрожден в 1991 году.

Дата основания: 1621

Телефон: 8 (343) 892-22-07

Адрес: 624380, Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Сенянского

Крестовоздвиженский мужской монастырь (Екатеринбург)

Каменный однопрестольный Крестовоздвиженский храм был построен в 1880 году на земле более чем в 4000 кв. м., купленной для этой цели екатеринбургским купцом и городским головой В. В. Кривцовым, и действовал как домовая церковь для Детского приюта Екатеринбургского благотворительного общества. Кроме того, до лета 1919 года он использовался в качестве полковой церкви для полков екатеринбургского гарнизона, расквартированных в Оровайских казармах, в которых и теперь располагается воинская часть. При церкви существовал хор певчих, состоявший из 15 приютских мальчиков, двух писарей Екатеринбургского уездного воинского начальства, помощника надзирателя военного лазарета и рядовых Екатеринбургской местной команды. С 1927 по 1930 год Крестовоздвиженский храм, сохранявший верность Митрополиту Сергию, являлся кафедральным собором Екатеринбурга. Служили в нем тогда 12 священников, от чего храм и носил народное название «Собор двенадцати апостолов».

Адрес: 620026, г. Екатеринбург, ул. К. Маркса, 31

Дата основания: 1995

Телефон: (343) 262-84-50, 269-83-57

Мужской монастырь во имя Святых царственных страстотерпцев (Екатеринбург)

Строительство монастыря на Ганиной Яме началось в самом начале XXI века. Коллектив архитекторов в составе Т.А. Петкевич, Н.С. Акчуриной, Н.В.Дорониной, А.Е. Шарыпова приступил к проектированию монастыря весной 2000 года, победив в закрытом епархиальном конкурсе.

Начало работы над проектом осеняли совершенно дивные радуги над Вознесенской горкой, так хорошо видные из окна нашей мастерской на восемнадцатом этаже. Потом были поездки на Ганину Яму всю весну и лето 2000 года. Когда вспоминаешь об этом, становится удивительно, как за такое короткое время могло произойти столько событий. Нас торопили – торопила сама жизнь, торопил Владыка, торопили священники. Разбивку под самый первый храм – Царский, мы с Татьяной делали вдвоем, ползая по непролазной, размокшей от дождей глине. Но даже и это относится сегодня к воспоминаниям драгоценным.

Адрес: Свердловская область, городской округ Верхняя Пышма, станция Шувакиш, урочище Четыре брата (Ганина яма). Почтовый: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6.

Дата основания: 2000

Телефон: (343) 228-15-25, +7 902 872-07-69

Косминская мужская пустынь (Костылево)

Свято-Косьминская пустынь находится на территории деревни Костылево Верхотурского района Свердловской области на улице Центральная, строение 16 а.

Монастырь возведен единым комплексом с храмом Косьмы Верхотурского, который является монастырской церковью.

В 1704 году, когда переносили мощи Святого Преподобного Симеона, то позади торжественной процессии полз на коленях юродивый Косьма, который просил об отдыхе. Давая отдых юродивому, процессия останавливалась несколько раз, и на местах остановок люди позже построили храмы.

В 30-х годах прошлого столетия церковь закрыли, а здание использовалось местными властями для хозяйственных нужд. Здание сохранилось, хотя его не пощадили ни люди, ни время — остались практически одни стены.

Весной 2000 года их вернули верующим, которые начали восстановление храма. Церковь отремонтировали, стены оштукатурили и побелили, установили новый иконостас. Освящение состоялось 26 мая 2003 года во имя святого блаженного Косьмы Верхотурского.

Адрес: 624380, Свердловская область, Верхотурский район, дер. Костылева, ул. Центральная, 16а

Дата основания: 2007

Телефон: (343) 892-15-01, 892-15-03

Святыни

Святые места России

Удобно совершить паломничество к святыням Санкт-Петербурга и области, ночевать в Ново-Девичьем монастыре, недорого, рядом с метро «Московские ворота». Можно совершить паломническую поездку через турфирму, получится чуть дороже, зато никаких хлопот, используйте только проверенные варианты.

Паломнические службы имеют многие епархии. Паломническая служба «Радонеж», г. Москва предлагает более 80 маршрутов по стране и зарубежом. Тел. 8-495-937-57-91 или 225-42-68. Жителям Челябинской обл. можно обратиться в турфирму «Азимут», недорого, тел. 8-922-733-91-23 или 8-912-899-36-77, Ольга Васильевна Москвина. Можно собрать группу для паломнической поездки или самому позвонить в «Азимут» для включения вас в другую группу.

Паломническая служба Челябинской митрополии имеет сотрудника в регистратуре Свято-Симеоновского кафедрального собора, город Челябинск, Кыштымская, 32 (с 7.30 до 18.30 без перерывов и выходных) вопросы по телефону 8-919-346-30-67 (пн – пт с 9.00 до 17.00) или по электронной почте eparhia74palomnik@mail.ru, подробнее о поездках: фото, видео, отзывы http://vk.com/club41950027.

о. .Леонид.

Святые места Урала

Рядом с Челябинской областью имеем такие Святыни:в Курганской обл. Монастырь прп. Далмата в г.Далматово (ходит автобус от автовокзала в Челябинске.), нетленные мощи прп. Далмата и святой источник; монастырь Чимеевской иконы Божией Матери, святой источник. (Если ехать от г.Шадринск на Курган, то свернуть на д. Чаши и далее по указателю, д.Чимеево в автомобильном атласе не отмечена.)

В Башкирии: монастырь Табынской иконы Божией Матери, источники, расположен в п. Красноусольский (от Уфы в сторону г. Стерлитамака, в Толбазы поворот налево); в д.Приютово Белебеевского района мощи блаженной Варвары Скворчихинской.

В Екатеринбурге Храм-на-Крови, построен на месте расстрела семьи святого императора Николая, рядом старейший в городе храм Вознесения Господня; музей Невьянской иконы (на пересечении улиц Малышева и Ленина); монастырь Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма, на месте уничтожения тел Царской семьи. (Обозначен на карте города, купить в киоске Роспечати.)

В Свердловской области: в г.Верхотурье мужской и женский монастыри, шесть святых, нетленные мощи, в том числе Симеон Верхотурский, святой источник; в 60 километрах от Верхотурья с. Меркушино, монастырь над могилой Симеона Верхотурского; замечательной красоты девственная природа. В кремле г. Верхотурье можно взять экскурсовода, недорого.

Паломничества

Паломническую поездку по святым местам можно совершить группой или в одиночку, на своём или общественном транспорте. Желательно предварительно связаться с монастырём и узнать условия проживания. Номера телефонов и электронный адрес можно узнать или через интернет (Почти все епархии и многие монастыри имеют свои сайты.) или посмотреть адрес епархии в Богослужебном календаре. Календарь попросить посмотреть в церкви у певчих или у священника. Если в календаре телефоны епархии устаревшие, можно узнать новые через дежурный телефон Московской патриархии, написан в этом же календаре. Большинство монастырей стараются разместить всех желающих, если мест в гостинице не хватает, размещают в храме на полу. Узнайте в монастыре, на сколько дней можно приехать, т.к. одного дня может не хватить. Например, на Соловецкий монастырь потребуется 4 дня. Уточните, как добраться до монастыря. Спросите нужно ли с собой брать постельные принадлежности.

Иерей Леонид Глебец.

Чимеевская икона Божией Матери

В 340 километрах от Челябинска, если ехать через г.Шадринск на г.Курган, находится село Чимеево. В селе сохранился деревянный храм дореволюционной постройки, в храме Чудотворная икона Божией Матери, возле села в живописном логу освящённый источник с купальней для паломников.

Найти Чимеево несложно. В атласе автомобильных дорог, между г. Шадринском и г. Курганом налево поворот с трассы на д.Чаши и далее до Чимеево, будет указатель. От поворота до Чимеево 40 км.
История иконы.
Икона приплыла в село Чимеево по небольшой речке Нияп, притоку Тобола, во время весеннего половодья, при закате солнца. Икона кружилась на месте в водовороте. Икону вынули из воды и перенесли в деревянный храм во Имя Константина и Елены. Икона большая 108х89 см. Произошло и ещё Чудо. В логу забил родник вкуса и чистоты необыкновенной. 5 ноября 1770 года церковь сгорела до тла. На следующий день кто-то из деревенских ребят на пепелище обнаружил невредимую икону: «Жива Царица небесная!» Всё остальное сгорело! Построили новую, деревянную церковь, а 9 октября 1774 года освятили с прежним названием.
Любили посещать Чимеево и молиться перед чудотворной иконой митрополиты, архиепископы, епископы Тобольские. Храм обветшал и 21 мая 1890 года был освящён вновь построенный, деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Осенью 1909 года был установлен чудесный резной иконостас, покрытый полированным золотом с сорока иконами. В августе 1919 года в Чимеево и окрестностях окончательно установили советскую власть. Зимой 1929 года началось раскулачивание. В 1930 году указом в Советской России запретили колокольный звон, и с Чимеевской колокольни комсомольцы сбросили колокола. Из кощунников никто не дожил до войны 1941-1945гг, все погибли поганой смертью. Отца Василия арестовали. В 1937 году храм был закрыт, повешен замок, но не осквернён. В 1944 году храм забрали под зерносклад, Чудотворную икону не смогли сдвинуть с места, так и оставили. Старшим был Гурьян Гладков, вдруг сила Божия отбросила его от иконы, он упал на спину, из носа и рта потекла кровь. Через несколько дней Гурьян умер. 10 апреля 1947 года в Чимеево был назначен священник Пётр Трофимов, возобновились богослужения до сего дня.
Множество Чудес явила Владычица наша Богородица от своей Чудотворной Чимеевской иконы в былые непростые времена, являет и в наши дни. Автору известен случай рождения ребёнка после нескольких лет бесплодия, по молитвам у Чимеевской иконы Божией матери. Сейчас вокруг храма образовался мужской монастырь. Паломников встретят, предоставят ночлег, покормят.

Иерей Леонид Глебец.

По святым местам Южного Урала

Проездив по святым местам от Киева до Омска и от Соловков до Иерусалима, мы как-то упустили из нашего внимания соседнюю Оренбургскую епархию! А ведь территория Челябинской области с 1799 года относилась именно к Оренбургской епархии, второй нашей AlmaMater после Тобольской епархии!

Итак! Есть два свободных дня, время 6.24 утра. Вперёд!

Быстро миновали Магнитогорск и село Кизильское, далее на Сибай, Башкортостан, дорожная революция была не везде! Идём на Исянгулово. Меньше месяца как из автосалона, Ford Focus III, не щадя себя, мужественно терпит скорость 140-160 километров в час! От Исянгулово 20 километров насыпной дороги, но не страшно, потому что дорога тщательно грейдирована, скорость 60-80 км в час.
Проехав 585 км, попадаем в Саракташ. Что это за древность?! Да нет! В 1989 году была организованна православная община п. Саракташ, которой вернули здание бывшей обыкновенной приходской церкви. Зато теперь! В Саракташе великолепный огромный монастырь Свято-Троицкой обители милосердия. Трёхпридельный Троицкий собор богато украшен росписью стен и золочёными иконостасами с писаными иконами. Всё новое! А производит впечатление строений XVIII-XIX веков! Красота! А в душе радость и благодать! Намоленное место!

У ворот монастыря хорошее кафе и гостиница, не принадлежащие монастырю. У самого монастыря пока гостиницы для паломников нет. Пообедали.
Далее на Оренбург и по Самарской дороге до Новосергиевки, за заправкой «Оренойл» поворот направо до с. Покровка. Прошли 805 км. Здесь «Святые пещеры». Православная социально-миссионерская Обитель святителя Николая Чудотворца.
Пещеры общей протяжённостью 150 метров, глубиной до 20 метров, ископаны в камне в 1896-98 годах онователем скита игуменом Зосимой с братией. Сам Зосима два года подвизался в пещерной келье такого размера, что ни лечь и ни выпрямиться в полный рост. В келье рядом подвизался в служении Богу схимонах Нил. Второй настоятель иеромонах Геронтий принял мученическую смерть за Христа в 1937 году.
Намоленное, благодатное место! Сколько радости испытывали мы, идя по пещерам со свечечками! Наружно монастырь обустраивается. Действующий храм над входом в пещеры, но богослужения часто проходят и в подземном храме. Есть колокольня, будут и колокола. Часовня на источнике с купальней. Купальней воспользовалась вся наша группа.

Что же дальше? Приняли решение возвращаться через Красноусольск в республике Башкортостан, где Табынская икона Божией Матери. Это будет 1251 км в 00.24 следующего дня.
В с. Ира проедете мимо женского Марфо-Мариинского женского монастыря. Обязательно зайдите! Игумения Серафима (Мищура) будет рада встрече с земляками! Матушка Серафима до монашества работала в ПО Полёт города Челябинска. Если есть время, можно отсюда заехать в Фёдоровку, примерно 100 км западнее. В Фёдоровке мощи преподобной Зосимы Еннатской, Уфимской.
В Мелеузе собор Михаила Архангела, Малый Иерусалим (есть указатель на трассе), можно заехать, чтобы оставить пожертвования.
Заезжали в несколько придорожных кафе, не понравился запах. В 22.30 остановились у кафе. «Папа иди понюхай!» Реплика из экипажа: «Не надо нюхать!!!» Поели, что осталось в кафе за полчаса перед закрытием.
В 00.40 малыш Ford Focus III радостно захлопал дверцами. Отдых в Красноусольске у Табынской иконы Божией Матери. Утром посещение монастыря, купание в источнике – и домой.
Итого 1911 километров в пути. Вступив на асфальт родной Челябинской области молодой Ford Focus III резво ускоряет ход, так что водителю с трудом удаётся сдерживать его скорость с 210 км в час до 180.
В 20.31 мы дома. «Папа, ты, наверное, устал за рулём? Мы-то спали!» «Я тоже спал, когда вы спали. Вы не видели!»

Юрий Шинкарёв, руководитель паломнической службы с. Таянды.

На днях «Вести» показали сюжет про Афонский монастырь в Греции. Туда стало приезжать так много туристов и паломников, что для их обслуживания понадобилось построить отдельный небольшой посёлок. И молодой парнишка из этого посёлка жаловался, что приходится очень много работать. Говорит: «Иногда придёшь с работы уставший и думаешь: а может, в монастырь уйти?». Наивный, он не знает, сколько работать приходится монахам и монахиням в монастырях.

Хозяйство

В этом году Верхотурье отмечает своё 420-летие. Свято-Покровский женский монастырь, что находится в этом уральском городке, – старейший на Урале. Мы побывали в нём в первые дни восстановления Иоанно-Предтеченской церкви.

Очень удачный ракурс старинной фотографии: видны все три храма монастыря. В центре, на переднем плане, – Иоанно-Предтеченский. Фото: архив монастыря

И увидели, что жизнь в монастыре проходит исключительно в трудах и молитвах. Взять, к примеру, скотный двор, где командует сестра Паисия. На монастырской ферме четыре дойные коровы голштинской породы, две тёлки и один бычок, 12 коз и куры. Огород, само собой, и семь теплиц. У монастыря 20 га земли, там и сено для скота косят. И не вручную, косами, что, наверное, смотрелось бы весьма необычно. Трактор колёсный есть у обители и всё необходимое навесное оборудование. Всё, что здесь выращивается, выпекается, идёт на стол 30 насельницам – послушницам, инокиням и монашкам. Кое-что попадает и в церковную чайную для тех, кто приходит помолиться в церковь Покрова Божией Матери.

В начале этого года монастырь открыл у себя небольшую сыроварню.

– Я давно об этом подумывала, удои-то у нас хорошие, – рассказывает матушка Магдалина. – И тут сам Господь послал нам Ирину Александровну, у которой в Челябинске школа сыроваров. Она часто к нам приезжает, вот и научила, а я даже и фамилию её не знаю…

Да так научила, что здесь стали делать экзотические сыры – только в названия вслушайтесь: Бэль Паэзе, Мончего, Крокодильи слёзы, с плесенью, без плесени, в оболочке из перца, брынза, даже освоили приготовление масла по технологии вологодского из сливок. На сыроварне хлопочет сестра Ольга:

– Мне очень нравится сыры делать, не думала, не гадала, что в монастыре буду этим заниматься. У нас всё строго по технологии, видите, на стене рецепты висят? Чтобы ничего не забыли…

Сестра Ольга с большим удовольствием трудится на сыроварне. Фото: Владимир Мартьянов

На скотном дворе командир – сестра Паисия, показала нам, как здесь проходит дойка – конечно же, с помощью специального доильного аппарата. Вообще, надо сказать, что монастырь не чурается технических достижений. Он занимает, по сути, целый квартал. Чистая, ухоженная территория с клумбами и цветниками. На столбах замечены солнечные панели, от которых запитано несколько уличных фонарей, из окон некоторых зданий торчат радиаторы кондиционеров. У монастыря своя котельная, на дровах, правда – на зиму уже заготовлены штабеля сосновых плах. Но и газовая есть, её включают в самые холодные зимние месяцы. И у монастыря есть свой сайт.

Мы приехали сюда на первую литургию в Иоанно-Предтеченской церкви.

Экстремальная литургия

У монастыря три церкви. Действующий и очень красивый – храм Покрова Божией Матери. Буквально через дорогу от монастыря ещё два храма – Старо-Покровский и Рождества Иоанна Предтечи. В Покровском ещё угадываются очертания церкви интересной архитектуры, а вот Иоанно-Предтеченскому повезло меньше: от красивейшего когда-то двухэтажного с колокольней храма остался только первый этаж. В советское время здесь был гараж городской больницы. Не было ни крыши, ни окон, ни дверей. Железные балки повыпадали из гнёзд, одна так и висит, упёршись в земляной пол. Ни выдернуть, ни поднять пока.

Первая за 100 лет литургия в полуразрушенном Иоанно-Предтеченском храме. Фото: Владимир Мартьянов

И тем не менее здесь состоялась первая за сто лет литургия после того, как здание, точнее то, что от него осталось, передали монастырю. Принесли сюда передвижной алтарь и всю необходимую утварь и в день Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в честь которого и названа церковь, провели обряд богослужения, невзирая на состояние здания. Признаться, впервые попал на такую необычную службу.

– Надо с чего-то начинать. Наш монастырь ведь был первой на Урале и в Сибири женской обителью, – рассказывает матушка Магдалина, – В 2021 нам исполнится 400 лет. И как бы хотелось встретить такой юбилей восстановлением двух храмов, но пока деньги есть только на консервацию, чтобы прекратить разрушение. На Покровском, видите, рабочие крышу закрывают. В Иоанно-Предтеченском пока только более-менее прибрались. Мы ведь давно планы по восстановлению вынашиваем. На Иоанно-Предтеченский в 2011 году нам уже проект сделали, а сейчас специалисты по охране памятников говорят, что проект уже устарел, только на доработку его надо пять миллионов рублей. Нет их пока у нас. А ведь обе церкви – памятники истории и культуры федерального значения. Знаете, Иоанно-Предтеченский храм до сих пор называют ещё и «Походяшинским», по фамилии основателя Богословских заводов Максима Походяшина, который два храма для монастыря построил. Да перевелись, видать, у нас походяшины…

Всеобщие любимцы – тибетские мастифы Белка и Бимбо. Подарены монастырю, когда неизвестные лиходеи украли ночью кое-что из электроинструментов. Покушения на кражи прекратились. Слева направо – мать Руфина, сестра Ольга и настоятельница матушка Магдалина. Фото: Владимир Мартьянов

Справка «Облгазеты»

  • Свято-Покровский женский монастырь был основан в 1621 году архиепископом Сибирским Киприаном, следовавшим на Тобольскую кафедру через Верхотурье и, «видя многих стариц и дев, ищущих иноческой жизни, архипастырь разрешает поставить за острогом деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а рядом разместить кельи».
  • Первая игуменья Анисия обращается с челобитной к царю Михаилу Фёдоровичу о пожаловании хлебного и денежного жалованья, а также просит помощи на устройство храма и ограды. На ходатайство следует Царская грамота верхотурскому воеводе, из неё видно, что первое время своего существования Покровский монастырь был довольно обеспечен.
  • Пожар в 1651 году уничтожил все деревянные строения. На этот раз новый храм помог построить царь Алексей Михайлович.
  • В 1744 году основатель Богословских заводов Максим Походяшин помогает построить каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Но он был без колокольни. И Походяшин строит другой храм, двухэтажный и с многоярусной колокольней. Его освятили в честь Рождества Иоанна Предтечи. Обе церкви положили начало новому архитектурному стилю – уральскому барокко.
  • К концу XVIII века Верхотурье приходит в упадок, содержать монастырь стало не на что, и его упраздняют, церкви становятся приходскими.
  • Возрождается монастырь только к концу XIX века, тогда и построили третий храм, ныне действующий, в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
  • Советская власть закрывает монастырь, в одном храме вначале была общественная баня, в другом гараж, в третьем – рыболовецкая артель. Возродился вновь монастырь только в 1991 году.
  • Опубликовано в №175 от 26.09.2018

Добавить комментарий

Закрыть меню