Мост Саратов Энгельс

Саратовский мост через Волгу

Саратовский мост — автодорожный мост через реку Волгу (акватория Волгоградского водохранилища) в городе Саратове. Соединяет правый берег реки, на котором стоит город Саратов, и левый берег, где находится город Энгельс. Расположен на 2164 км ЕГС, в 12 км ниже по течению, чем автомобильный мост у села Пристанное, и в 15 км выше по течению от Саратовского железнодорожного моста в Увеке. Строительство моста началось в 1958 году со сроком сдачи в концу 1960 года, но открыт мост был только в 1965 году.

Вид Саратовского моста при движении вверх. 2006 г. Фото: Михаил Архипов
Постановление о разработке проекта моста было подписано в 1956 году. Утвержденный в марте 1958 года проект строительства автодорожного моста под руководством инженера В. М. Иодзевича был признан одним из уникальнейших в мостостроении. По проекту продольный профиль гидросооружения имел переменную высоту: приподнятая часть со стороны Саратова и Энгельса обеспечивала судоходность, а пониженная – сходы на искусственно-намытый городской пляж. Планируемый мост должен был стать самым крупным по протяженности в Европе и Советском Союзе.

Вид левобережной части моста при движении вверх. 2013 г. Фото: Андрей Урицк
Основные работы по строительству и монтажу моста были возложены на мостостроительный отряд №8 Строительного управления №3 Производственного комитета транспортного строительства СССР, со сроком сдачи в эксплуатацию сооружения к концу 1960 года.
По результатам проверки свай-оболочек моста в 1960 году выяснилось, что некоторые из них имели крен до 1 метра. Помимо этого, весной 1961 года часть из них была серьезно повреждена ледоходом. Эти обстоятельства, наряду с запаздыванием поставок металлоконструкций с заводов Минтрансстроя, значительно затянули сроки сдачи моста в эксплуатацию: вместо 1961 года он был открыт 10 июля 1965 года.

Вид левобережной части моста при движении вверх. 2006 г. Фото: Михаил Архипов
С 1966-го по 2004 годы по мосту проходил маршрут междугородного троллейбуса Саратов — Энгельс. Маршрут был закрыт после того, как в 2004 году произошло падение нескольких опор, поддерживающих контактную сеть. Тогда же состояние моста признали аварийным, но на ремонт он был закрыт лишь весной 2014 года, а вновь открыт осенью того же года.
Строительство моста запечатлено в художественном фильме «Строится мост», вышедшим на экраны в том же году, когда и был сдан мост.

Вид на мост с Соколовой горы. 2006 г. Фото: Михаил Архипов
По конструкции мост железобетонный, арочный. Общая длина с подходами — 2803,7 метров. Общая ширина моста — 15 метров. Ширина проезжей части (по 2 полосы в каждом направлении) — 12 метров, ширина тротуаров — полтора метра. Главный судовой ход перекрыт неразрезным железобетонным строением, выполненным по схеме (106+166+166+166+106) метров, образованным железобетонными фермами переменной высоты.
Мост имеет три судоходных пролета — седьмой (для судов, идущих сверху), восьмой (для судов, идущих снизу) и девятый (для судов, идущих сверху). Ширина этих пролетов между устоями — 160 метров с шириной судового хода в 106 метров. Высота пролета в пределах судоходной полосы в пролете №7 и №9 составляет 19,5 метров от нормального подпорного уровня, 21,5 метров от проектного уровня и 16,2 метра от расчетного уровня. Высота пролета в пределах судоходной полосы в пролете №8 составляет 23,1 метров от нормального подпорного уровня, 25,1 метров от проектного уровня и 19,9 метра от расчетного уровня. Глубина реки Волги в районе моста составляет 14 метров.
Список мостов на реке Волге (от Твери до Астрахани вниз по течению):
— Мигаловский автодорожный мост в Твери;
— Тверской железнодорожный мост в Твери;
— Старовожский автодорожный мост в Твери;
— Нововолжский автодорожный мост в Твери;
— Восточный автодорожный мост в Твери;
— Автодорожный мост в Дубне (Московская область);
— Автодорожный мост в Кимрах (Тверская область);
— Кашинские (автодорожный и железнодорожный) мосты (Тверская область);
— Автодорожный через Угличский гидроузел в Угличе (Ярославская область);
— Железнодорожный мост у станции Волга (Ярославская область);
— Авто-железнодорожный мост через Рыбинскую ГЭС в Рыбинске (Ярославская область);
— Автодорожный мост в Рыбинске (Ярославская область);
— Юбилейный автодорожный мост в Ярославле;
— Ярославский железнодорожный мост;
— Октябрьский автодорожный мост в Ярославле;
— Костромской автодорожный мост;
— Костромской железнодорожный мост;
— Кинешемский автодорожный мост (Ивановская область);
— Автодорожный через Нижегородскую ГЭС в Городце (Нижегородская область);
— Борские авто-железнодорожные мосты в Нижнем Новгороде;
— Автодорожный через Чебоксарскую ГЭС в Новочебоксарске (республика Чувашия);
— Романовский железнодорожный мост в Зеленодольске (республика Татарстан);
— Займищенский автодорожный мост (республика Татарстан);
— Президентский автодорожный мост в Ульяновске
— Императорский авто-железнодорожный мост в Ульяновске
— Авто-железнодорожный мост через Жигулевскую ГЭС в Тольятти (Самарская область);
— Сызранский железнодорожный мост (Самарская область);
— Мост Победы в Балаково (Саратовская область);
— Авто-железнодорожный мост через Саратовскую ГЭС в Балаково (Саратовская область);
— Автодорожный мост у села Пристанное (Саратовская область);
— Саратовский автодорожный мост в Саратове;
— Саратовский железнодорожный мост в Саратове;
— Авто-железнодорожный мост через Волжскую ГЭС в Волжском (Волгоградская область);
— Волгоградский автомобильный (танцующий) мост в Волгограде;
— Автодорожный мост в Астрахани;
— Авто-железнодорожный мост в Астрахани

Добавить комментарий

Закрыть меню