Мост со львами

Городские легенды. Львиный мост. Что от вас скрывают львы?


Санкт-Петербург недаром называют Северной Венецией, ведь нас объединяет не только море, каналы, реки и романтическое настроение, но и красивая архитектура. Пускай здесь вы не сможете прокатиться на гондоле под песню ‘O sole mio, зато с легкостью сможете насладиться красотой нашей архитектуры. Одно из таких туристических мест — Львиный мост. Тысячи туристов приходят к нему в надежде услышать одну из его легенд и историй, ну или сделать селфи.
Львиный мост — архитектурное чудо начала XIX века и один из трех пешеходных подвесных мостов сохранившихся до наших дней. Петербург того времени активно развивался, особенно в районах прилегающих к Екатерининскому каналу. Для удобства жителей было решено построить этот мост, дабы жители могли попасть на тот берег самым удобным для человека способом. В качестве подтверждения густонаселенности того района обычно рассказывают, что в день открытия моста с восьми до одиннадцати часов утра по нему прошли 2.700 жителей, а после обозначенного времени их уже просто устали считать. Ну или закончились деньги на счетчике переходов.
2.

Толкучка
Слово пришедшее из Петербурга, вернее от самого Львиного моста. Рядом с Вознесенским проспектом, а это рядом, находился Толкучий рынок, который по всем каноном русского языка и запустил в народ сокращение — толкучка. Казалось бы, все просто и масло масляное, но нет. Вторая версия тоже имеет право на жизнь. Дело давнее, ни интернетов этих ваших, ни мобильников, ни пейджеров (слово то какое, забытое) не было. Народ тогда еще не знал как играть ни в волка с яйцами, ни в тетрис. Представляете настолько давнее время! Вот и существовал в Ленинграде небольшой пятачок у Львиного моста, куда люди приходили сдавать и снимать жилье. Кстати, традиция эта продержалась довольно долго.
Мост свиданий.
Думаете все просто? Не было ни вай-фаев этих ваших, ни сотовых поэтому тут назначались свидания? Как бы не так. Мостом свиданий его в народе прозвали в то время, когда рядом с мостом находилось училище балерин в котором они и проживали, а усатые кавалеры приходили к нему ожидать своих возлюбленных с шампанским и цветами. А вот уже позже молодые пары без интернета и нынешних гаджетов назначали тут друг другу свидания.
3.

Мост знакомств.
Сразу нет. Тут не знакомились с первыми встречными и это не название легенды, а просто еще один забавный факт. В определенный период девяностых годов прошлого века в нашем городе выходила газета знакомств с одноименным названием — Львиный мост. Возможно в Петербурге есть семейные пары которые познакомились именно таким способом, а сейчас наверное этот мост символ их семьи. Хоть и выходила эта газета очень недолго, но не отметить сей замечательный факт я не мог.
Мост желаний.
Легенда очень простая, но лишь подводит к следующей. Хотя такие придания есть просто у каждой достопримечательности. Если у одного из львов потереть лапку, то все ваши желания сбудутся. Поэтому приходите и просите то, о чем желаете. Я вот попросил DJI Mavic Pro, хочу снимать Петербург с высоты, в том числе и этих львов. Но… теперь не сбудется да?

4.

Пол ребенка.
Сложно поверить, но еще в недалеком прошлом медицина не дошла до уровня клонирования овечки Долли, пересадки волос, увеличения груди, подтяжек и УЗИ. Неудивительно, что будущим родителям хотелось знать, какого же пола будет их ребенок. Надежных способов понять не было, приходилось пользоваться народными. Беременной женщине всего лишь нужно было придти к мосту и посмотреть кто первым по нему пройдет, если мужчина, то будет кто? Правильно мальчик. Если женщина? То тоже будет мальчик. Тут я конечно шучу, но смысл вы поняли. Говорят результат был стопроцентный, но это лишь очередная легенда. Хотя…
5.

Мосты на «ниточках»
Естественно название моста произошло от чугунных скульптур, которые украшают мост со всех сторон. Кстати, покрасили их белой краской чтобы больше были похожи на мраморных, но перейдем к названию. Львиным он стал не сразу. Первое время его называли длинно «Мост о четырех львах», позже его упростили до «Мост четырех львов» и только спустя некоторое время придумали существующее название.
Но почему на ниточках? Да потому что подвесной (цепной), таких пешеходных мостов в Петербурге было всего четыре, но с тех пор как перестроили Пантелеймоновский, их в городе осталось всего три: Львиный, Банковский и Почтамский. К слову, первые два построены одним архитектором.
6.

Берлин.
Как и с конями Клодта на Аничковом мосту, в Берлине тоже решили установить копию Львиного моста. Вот ничего тогда сами придумать в архитектуре не могли и копировали чужое! Немецкий проект Löwenbrücke подготовленный фирмой Borsig стал первым подвесным пешеходным в Берлине и в отличии от нашего до сих пор остается деревянным. По сложившейся традиции передавайте им привет от Алькопончика, когда будете в Берлине.
7.

Секреты Большеохтинского
Петербургский ангел

Подписаться на обновления
Я в других социальных сетях:
Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.
По вопросам рекламы и предложений писать на почту v.alkopona@gmail.com

История

Необходимость строительства моста была вызвана ростом населения в районе, прилегающем к Екатерининскому каналу.

Проект моста разработал инженер Г. М. Треттер и В. А. Христианович. Одновременно с Львиным составлялся проект второго цепного пешеходного моста через канал — Банковского. 18 февраля 1825 года оба проекта были утверждены, летом того же года началось строительство моста.

Предполагалось завершить работы к октябрю того же года, но из-за задержки с изготовлением металлических частей моста сборка моста началась весной 1826 года. Для строительства опор моста была разобрана забутовка набережной (без разборки гранитной облицовки). Изготовление чугунных и металлических частей, а также сборку элементов на месте строительства производил завод Берда. 1 июля 1826 г. мост был открыт для движения

Скульптуры львов выполнил академик П. П. Соколов. Работа над созданием моделей продолжалась с мая по сентябрь 1825 года, также скульптором были изготовлены алебастровые формы.

Скульптуру предполагалось чеканить из медных листов, но затем фигуры отлили из чугуна на Александровском чугунолитейном заводе. Скульптуры львов были покрашены белой матовой краской под мрамор.

В 1880 году чугунные литые перила были заменены железными коваными весьма примитивного рисунка, демонтированы фонари, находившиеся на середине моста.

В 1948 году по проекту инженера А. М. Яновского произведена капитальная реконструкция моста с заменой деревянных продольных балок на металлические двутавровые.

В 1954 году на мосту установили новое перильное ограждение и фонари, выполненные по первоначальному проекту, восстановлен белый цвет скульптур львов (после ряда неудачных тёмных покрасок). Реставрационные работы по воссозданию ограждений моста, торшеров с фонарями и возобновлению первоначальной окраски производились Специальными научно-реставрационными производственными мастерскими Управления по делам архитектуры по проекту архитектора А. Л. Ротача и техника Г. Ф. Перлиной.

В 1999—2000 годах по проекту АО «Институт «Стройпроект» произведён капитальный ремонт моста: заменены балки пролётного строения, выполнена реставрация скульптур львов.

Копия моста

Чертёж моста «Лёвенбрюкке» Людвига Гессе

В 1838 году уменьшенная копия моста (длина 17,3 м, ширина 2 м) была возведена фирмой Borsig по проекту немецкого архитектора Л. Ф. Гессе на территории берлинского парка Большой Тиргартен.

Львиный мост стал первым берлинским висячим мостом. В отличие от петербургского оригинала, пролётное строение и перила берлинского Львиного моста до сих пор деревянные.

Конструкция

Мост однопролётный висячий. Пролётное строение состоит из двух сварных двухтавровых балок из низколегированной стали, объединённых с цепной висячей системой распределительной полосой.

Функцию пилонов выполняют декорированные скульптурой чугунные рамы (каркасы), прикреплённые анкерными болтами через кладку к деревянному ростверку, обжатому сверху и снизу массивными чугунными плитами, к которым прикреплены несущие цепи. Под пилонами сооружена монолитная железобетонная плита в границах чугунных пьедесталов скульптур. Цепи состоят из металлических звеньев круглого сечения.

У входов на мост на чугунных пьедесталах установлены скульптуры львов.

Перильное ограждение художественного литья, рисунок представляет собой сетку из непрерывного ряда перекрещенных прямоугольных стержней, концы которых вверху и внизу соединены полукруглыми такого же сечения дугами в виде стилизованных восьмерок, образуя места для полукруглых бронзированных розеток. Подобный рисунок ограждения использован для нескольких петербургских мостов (например, Иоанновского моста).

На середине моста в ограду перильного ограждения вмонтированы два многогранных фонаря на богатых лепкой чугунных стойках.

Некоторые детали моста (шарики и розетки ограждения, фигурные части фонарей и т. д.) позолочены.

Ширина моста между перилами — 2,28 м, длина моста — 22,44 (27,8) м, расстояние между осями цепей — 2,42 м. Покрытие прохожей части моста — дощатый настил.

Литература

  • Кочедамов В. И. Мосты Ленинграда. — Л.: Искусство, 1958. — 60 с.
  • Кочедамов В.И. Цепные мосты в Петербурге первой четверти XIX века // Архитектурное наследство. — Л., 1959. — № 9. — С. 209—220.
  • Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. — М.: Издательство Министерства Коммунального Хозяйства РСФСР, 1963. — 298 с.
  • Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. — Л.: Лениздат, 1971. — 192 с.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 468. — 511 с.
  • Бунин М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга — Петрограда — Ленинграда. — Л.: Стройиздат, 1986. — 280 с.
  • Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. — Л.: Лениздат, 1991. — 320 с.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 330. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  • Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 70. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.

> Ссылки

  • Львиный мост на сайте Мостотреста

А цепи-то в пастях львов, оказывается, не только для красоты…

Без малого 200 лет эти грациозные «кошки» занимают свои позиции: проект сооружения утвердили ранней весной 1825 года, а уже к середине лета вовсю развернулось строительство. В авторы моста позвали инженеров Василия Христиановича и Вильгельма фон Треттера. На заводе Берда изготовили металлические детали, а чугунных зверей отлили на Александровском казенном чугунолитейном заводе по моделям Петра Соколова. Затем львов празднично «принарядили» – окрасили их под мрамор.

Отлитые львы – полые внутри – состоят из двух корпусных половинок, а на их мощных спинах и груди можно рассмотреть «косметический» шов.

Львиный мост – однопролетный, висячий, его облицованные гранитом опоры, расположены на уровне с набережной. Ранее, вначале XIX столетия, основной рабочий материал инженеров – чугун – стал «выходить из доверия» мастеров. Он был прочен, но недостаточно выдерживал растяжение. В связи с этим специалисты инженерного дела стали отдавать предпочтение хорошо проявившему себя и в сжатии, и в растяжении железу: они подвешивали пролеты мостов на железных цепях, затем перебрасывали через опоры и закрепляли. Поэтому функция самих звериных скульптур – не только придавать сооружению эстетичный вид и навевать романтическое настроение гуляющим парочкам. Все намного важнее и серьезнее: двухметровые львы скрывают сложнейшие конструкции, удерживающие пролет моста и людей на нем. При всей монументальности сооружения довольно легко со стороны воспринималась кружевная узорчатая ограда, рисунок которой также принадлежал Треттеру. Такой себе простенький, скромный узор: вытянутые ромбы с небольшими цветочными розетками в углах.

Торжественное открытие моста датируется 1 июля 1826 года. Пройтись «Мостом о четырех львах» в этот день пожелали около 3 тысяч жителей города.

Срочно верните львам их беломраморный цвет!

Почти через полвека чугунную ограду моста решили заменить кованой железной, которая по рисунку была довольно непривлекательной. Вдобавок праздничное «настроение» львов сменили на унылый темный окрас. Прежних белых львов теперь не стало видно в темноте. Немногим позднее сняли и фонарные столбы. Увы, эта одна из последних реставраций заметно ухудшила внешний вид нашего героя.

Таким Львиный мост простоял вплоть до 1951 года, когда было решено провести ремонт по проекту инженера Яновского. Тогда деревянные основы настила заменили стальными балками. А через 3 года, по проекту архитектора Александра Ротача, провели реставрационные работы: все утраченные элементы декора – торшеры с фонарями, ограждения, «родную» окраску – воссоздали снова.

Незадолго до 300-го юбилея Санкт-Петербурга Львиный мост вновь пережил серьезную реставрацию: ему постарались полностью вернуть первоначальный исторический вид, воспроизведя даже самые мелкие детали.

Капитальный ремонт Львиного моста припал на 2000 год. Тогда специалисты поменяли пролетное строение, укрепили опоры, украсили сооружение художественной подсветкой. Наконец-то и львы дождались праздника на своем мосту: они снова были окрашены под родной мрамор! Повторное торжественное открытие моста состоялось 25 декабря.

Львиный мост в Санкт-Петербурге

Город на Неве по праву занимает первое место среди городов России по количеству мостов. Практически каждый из 800 городских и пригородных мостов и мостиков имеет не только имя, но еще и интересную городскую легенду. Более 200 из них пешеходные и являются местами ежедневного паломничества туристов.

Интересный факт! По задумке Петра I, первоначально строительство города не включало в себя мостостроение. Император имел твердое намерение приучить жителей к уличному передвижению на лодках и паромах. Соединять мостами разрешалось только те улицы, по которым транспортировались наиболее ценные и важные грузы.

После кончины Петра, начиная с 1727 г., в Питере началось строительство мостов, продолжавшееся до 70-х годов XX столетия. За это время берега петербургских рек и каналов соединили мосты самых разных конструкций и конфигураций: каменные, деревянные, чугунные, наплавные, подъемные, разводные, комбинированные.

Расцвет мостостроения пришелся в Петербурге на начало XIX века. Среди прочих конструкций начали появляться подвесные мосты, проект которых был разработан инженером Г.Треттером. Благодаря его чертежам были построены Пантелеймоновский (в настоящее время Пестеля), Египетский, Почтамтский, Банковский и Львиный мосты. «Мостами на ниточке» прозвали жители Питера подвесные сооружения на цепях.

Выделяющейся среди прочих конструкций особым изяществом и романтичностью, он по сей день привлекают к себе внимание туристов и фотографов.

«Мост о четырех львах»

Такое длинное и торжественное название должен был получить мост со львами СПб , строившийся в 1825 году. Основной причиной для осуществления проекта был все возрастающий рост населения в районе Адмиралтейства, прилегающего к набережной канала, в настоящее время носящей имя Грибоедова, а в те времена Екатерининского.

Крылатые львы Банковского моста вернутся после реставрации в 2019 году. Крылья львов снова будут золотыми

Чертеж моста, представленный Вильгельмом фон Триттером, украшали фигуры львов, держащих стальные канаты. Департамент путей сообщения поручил создание царственных зверей скульптору П.П. Соколову.

Павел Петрович уже был хорошо известен. Мировую славу принесла ему «Молочница». Скульптура девушки с разбитым кувшином украсила один из самых известных фонтанов Царского Села.

Торжественное открытие подвесного моста состоялось 1 июля 1826 года. В этот день уже в течение первых нескольких часов около 3000 человек перешли по новому мосту с Казанского острова на Спасский.

Небольшая длина в 23 метрах не смогла повлиять на популярность этого моста, облик которого можно считать одним из узнаваемых образов Санкт-Петербурга. Мост по-прежнему привлекает к себе интерес прибывающих в город гостей.

«Тихая грусть» — второе название бронзовой статуи, воспетой в стихах многих русских поэтов

Особенности расположения моста

Мост со львами в Санкт-Петербурге выглядит на этом месте особенно символично. Он соединяет Малую Подьяческую улицу с Львиным переулком.

Для карты Санкт-Петербурга характерна прямота линий, обозначающих каналы и их набережные. Канал Грибоедова отличается несвойственной общему плану изогнутостью. Первоначальное название Кривуша отражает как нельзя лучше характер течения реки. Львиный мост установлен на месте его самого большого изгиба. Благодаря этому обстоятельству место привлекает гуляющих живописными видами и дополнительными ракурсами.

На заметку!Правда, иногда сделать памятную фотографию бывает довольно затруднительно. Из-за скопления желающих приходится ожидать подходящего момента на протяжении достаточно продолжительного времени.

Находиться в таком романтическом месте очень приятно и необременительно. Вид старинных деревьев на берегах канала также может послужить отличным фоном для памятных фотографий.

Мост непременно придется перейти всем, кто направляется в Мариинский театр. На расстоянии 500 м расположился один из красивейших петербургских храмов. Золотые купола Никольского или, как его еще называют, Морского собора отражают свет солнечных лучей. В их сиянии голубые стены и украшающая их белая лепнина выглядят еще более нарядными и торжественными.

По соседству находятся и другие исторические и памятные места:

  • Государственный музей истории религии;
  • Юсуповский дворец;
  • Почтамтский мост;
  • Поцелуев мост;
  • памятник М.И. Глинке;
  • памятник носу майора Ковалева.

Речные прогулки

Знакомиться с реками и каналами северной столицы целесообразнее и интереснее не на суше, а на воде. Для этого можно записаться на водную экскурсию.

Обратите внимание! В летнее время прогулки проходят не только днем, но и вечером и даже ночью. Это возможно благодаря удивительному феномену северных широт – белым ночам. Белые ночи начинаются в мае и длятся до конца июля.

В 1832 году верхняя лестничная площадка была украшена скульптурными изображениями львов, благодаря которым пристань получила название спуск со львами у дворцового моста

Гиды-экскурсоводы понятно и увлекательно объяснят происхождение названий каналов и речек, расскажут о достопримечательностях расположенных на их берегах, также поведают о маленьких тайнах и больших секретах города имеющего 300-летнюю историю.

Узнать все интересующие вопросы, а также выбрать понравившуюся прогулку и приобрести билет, можно на сайтах круизных компаний и экскурсионных бюро:

  • Туристическая фирма Арина
  • Водные экскурсии компании NevaTrip
  • Расписание водных экскурсий

Экскурсии, как правило, начинаются с причала по адресу адмиралтейская наб. 2 у дворцового моста спуск со львами. Именно здесь швартуются разнообразные катера, проулочные яхты и речные «трамвайчики». Прибывшие туристы спускаются к Неве по лестнице.

Петербургские мосты выполняют одновременно роль городских транспортных путей и самобытных, придающих особую индивидуальность северной столице элементов украшения. Являясь памятниками архитектуры, находясь под охраной государства, они участвуют в программе реставрации старых мостов.

Добавить комментарий

Закрыть меню