Музей Пушкина в Москве

Государственный музей А. С. Пушкина в Москве

Отзывы Государственный музей А. С. Пушкина в Москве (Москва, Россия) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт. Предыдущая фотография Государственный музей А. С. Пушкина в Москве

Государственный музей А. С. Пушкина — один из тех больших московских музеев, которые, кроме прекрасной постоянной экспозиции, ведут и другую образовательную деятельность.

Появился этот музей в 1957 г., и сейчас это большой комплекс, в который, строго говоря, кроме основного музея А. С. Пушкина, входят еще Мемориальная квартира А. С. Пушкина и Мемориальная квартира А. Белого на ул. Арбат, Музей И. С. Тургенева на ул. Остоженка, Дом-музей В. Л. Пушкина на ул. Старая Басманная и Выставочный зал в Денежном переулке.

Основная экспозиция размещена в старинном здании — усадьбе Хрущёвых-Селезнёвых, построенной после московского пожара 1812 г. Сейчас здание отреставрировано, тут сохранилась отделка времен Пушкина — начала 19 века, что придает музею особую атмосферу.

Государственный музей А. С. Пушкина содержит собрания книг, рукописей, автографов, личных вещей и писем поэта.

Экспозиция разделена на 15 залов. Первые два из них посвящены двум эпохам — концу 18 века и началу 19-го. Тут собраны исторические предметы и документы, картины, портреты современников, а также многие издания книг той поры.

Во втором зале находится подлинный автограф Пушкина, это очень редкая вещь.

Следующие залы 3—6 посвящены детству поэта. Здесь можно увидеть картины и документы, а самое интересное — обиходные вещи тех времен, мебель, предметы из московского дома Пушкиных. Экспозиция дает возможность представить, как была устроена жизнь семейства тех лет. Это небольшие залы.

Дальше идет парадная лестница, а за нею начинается череда больших залов усадьбы, ее парадная «гостевая» часть. Здесь залы, посвященные отдельным произведениям, чередуются с залами, посвященными тому или иному периоду жизни Пушкина. Так, зал номер 7 посвящен его учебе в Царскосельском лицее, его первым годам жизни в Петербурге и первым ссылкам, зал номер 9 — возвращению в Москву, путешествиям и женитьбе, залы 12 и 13 — его поездке по пугачевским местам, а зал 15 — последним годам жизни. Все эти залы содержат собрания книг, рукописей, автографов, личных вещей и писем Пушкина. Документы, книги, предметы — все представлено очень широко.

Другие залы посвящены отдельным произведениям: зал номер 8 — роману «Евгений Онегин», зал номер 10 — повести «Пиковая дама», зал номер 11 — поэме «Медный всадник», а зал 14 — повести «Капитанская дочка».

В этих экспозициях собраны предметы, позволяющие представить мир героев произведений: жителей сельской дворянской усадьбы, аристократического столичного особняка или участников пугачевских событий. Есть тут и экспонаты, связанные с работой над каждым произведением и его публикацией.

Отдельно размещена детская экспозиция «Сказки Пушкина» с выставкой предметов крестьянского быта и интерактивной игровой площадкой «Остров Буян».

> Практическая информация

Официальный адрес: Государственный музей А. С. Пушкина, г. Москва, ул. Пречистенка, 12/2. Доехать сюда удобнее всего на метро (станция «Кропоткинская»).

ГМИИ им. А.С.Пушкина.


Давно собиралась рассказать о своем, пожалуй, самом любимом московском музее — Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Придется разбивать пост на две части, очень уж большой и интересный музей .


ЧАСТЬ 1 .

Не рассчитывайте обойти весь Государственный Музей Изобразительных Искусств им. А.С.Пушкина за одно посещение. Это практически невозможно. Разве только бегом, мельком бросая взгляды на богатые экспонаты, представленные на двух этажах в 30 залах!
Поэтому, быстренько «пробежаться» по залам музея предлагаю со мной прямо сейчас, а основательно с ним ознакомиться каждому самостоятельно и желательно за несколько посещений!
Совсем немного об истории музея. Церемония закладки Музея состоялась 17 августа 1898 года. Первых посетителей Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете принял 31 мая 1912 года.


Как водилось в те достославные годы, музей возведен на пожертвования благотворителей. Большую часть денег внес великий русский меценат Юрий Степанович Нечаев-Мальцов.
Создатель музея Иван Владимирович Цветаев (1847 — 1913) — российский ученый-историк, археолог, филолог и искусствовед, член-корреспондент Петербургской Академии наук, профессор Московского университета (отец Марины Цветаевой).


Итак, вперед, по 1 этажу!

Зал 1. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. IV-I тысячелетия до н.э.

Богатейшая коллекция древнеегипетского искусства, представленная в экспозиции этого зала, знакомит с этапами развития культуры Египта, начиная с додинастического периода (IV тысячелетие. до н.э.) вплоть до времени Нового Царства (XVII-XII вв. до н.э.). Архитектура зала воспроизводит характерные черты храмового зодчества II тысячелетия до н.э. Росписи потолка, выполненные художником И.И.Нивинским в 1912 году, представляют собой свободную вариацию на тему декоративного оформления заупокойных храмов и гробниц.


Статуя Аменемхета III. Среднее царство, XII династия, середина — конец 19 века до н.э.


Саркофаг вельможи Маху. Новое царство, XVIII династия, XIV в. до н.э.


Статуя бога Анубиса. Новое царство, II тыс. до н.э.


Этим «записочкам» более 4000 лет!!!



Зал 2. ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ (Месопотамия, Урарту, Иран, Кипр, Парфия, Индия, Америка)

Экспозиция этого зала знакомит с искусством древних народов, населявших Переднюю Азию, Средиземноморье, Индийский полуостров и Латинскую Америку. В оформлении зала использованы мотивы росписей дворцов ассирийских царей: привратные демоны «шеду» и рельефы из царских дворцов (слепки). В центре зала на постаменте стоят подлинные сосуды Урарту, древнего государства (нынешняя территория Армении).


В витринах подлинные предметы древних цивилизаций.
Перу. Культура Рекуай. 1 тысячелетие н.э. Фигура воина-жреца. Нашего Ваньку-встаньку напоминает .


Скифы. VII-V век до н.э. Глиняная кибитка (возможно, игрушка).




Четырехрукий Вишну с атрибутами в руках: дубинка, колесо, раковина и лотос.
Песчаник, IX в. н.э. Дар Индиры Ганди, премьер-министра Индии.


Рельеф, изображающий крылатого духа в позе благословления.
Слепок. Подлинник IX век до н.э. находится в Британском музее, Лондон.
К работе над слепками И.В. Цветаев в разные годы привлекал известных русских ученых и выдающихся художников. Гипсовые слепки и гальванокопии заказывались в 1890 — 1911 годах в знаменитых европейских мастерских.


Зал 3. СОКРОВИЩА ТРОИ

Коллекция из 259 предметов из кладов, обнаруженных Генрихом Шлиманом во время раскопок Трои в 1871–1890 годах, хранится в ГМИИ им. А.С. Пушкина с 1945 года. Коллекция была передана Советскому Союзу вместе с другими художественными ценностями по решению советской Контрольной Комиссии в качестве частичной компенсации за ущерб, нанесенный фашистами.



Зал 4. ИСКУССТВО АНТИЧНОГО МИРА (Кипр, Древняя Греция, Этрурия, Древний Рим)

Коллекция античных подлинников – одна из самых ранних в собрании ГМИИ. Первые древнегреческие вазы и терракоты были приобретены для Кабинета изящных искусств Московского университета в 50–60-х годах XIX века. Сегодня в собрании более десяти тысяч подлинников, относящихся к периоду с III тыс. до н.э. по IV век н.э. Более половины из них найдено экспедициями ГМИИ в ходе археологических раскопок.


В четырех разделах зала – Кипр, Древняя Греция, Этрурия, Древний Рим – представлены памятники основных художественных регионов и центров античного Средиземноморья.
Центральное место в разделе искусства Древнего Рима занимает саркофаг с дионисийскими сценами (ок. 210 г.) – один из самых известных памятников собрания Музея.


Торс обнаженного Диониса с мечом и лозой винограда. Первая половина II века, мрамор.


Зал 5. ИСКУССТВО СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ

Экспозиция построена на материалах, найденных экспедициями ГМИИ им. А.С. Пушкина на юге России и в Крыму.


Портретная статуя правителя из Горгиппии. Мрамор, 80-е гг. II в.
Найдена в 1939-1940 гг. в Анапе (античная Горгиппия).


Зал 6. КОПТСКОЕ И ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

В первые века нашей эры в Египте начала распространяться христианская религия. Египтян-христиан называли коптами.
Зал представляет искусство и культуру Египта после походов Александра Македонского, когда египетское искусство вбирает в себя черты искусства греков («эллинов»). Большинство экспонатов связано с погребальным культом – саркофаги, погребальные пелены и маски. В центре зала витрина с египетскими саркофагами и мумиями VI-I вв до н.э.


Особый интерес представляет коллекция 16 фаюмских портретов, выполненных в сложнейшей технике восковых красок.
Портрет женщины, вторая половина II в.


Маски мумий, II в.


Зал 7. ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ XIV-XVI веков. ИСКУССТВО ИТАЛИИ VIII-XVI веков

Византийская живопись представлена в основном памятниками XIV века. К числу шедевров мирового уровня относится исключительная по тонкости исполнения икона «Собор двенадцати апостолов».


Коллекция итальянского искусства – одна из лучших в собрании ГМИИ.


Джованни Антонио Больтраффио. Портрет юноши в образе святого Себастьяна. Конец 1490-х.




Джулио Пиппи. Дама за туалетом. Начало 1520-х.


Зал 8. ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ И НИДЕРЛАНДОВ XV – XVI веков

Искусство Северного Возрождения впервые представлено в отдельном зале. Это шесть досок Лукаса Кранаха Старшего, «Бичевание Христа» крупнейшего мюнстерского мастера Иоганна Кёрбеке, «Благовещение» Мастера из Хоогстратена и др.
Собрание немецкого искусства XV века ГМИИ по числу и качеству работ является лучшим в России.
Также здесь представлен раздел искусства Нидерландов.


Зал 9. Фламандское Искусство XVII века.

Зал живописи Фландрии дает целостное представление о фламандской школе. Наряду с самыми яркими именами, такими как Рубенс, Ван Дейк, Йорданс, Снейдерс, число экспонируемых картин которых возросло, прежде всего, за счет полотен большого формата, в зале теперь можно видеть работы их учеников и современников (около двух десятков новых холстов).


Зал 10. Рембрандт и мастера его школы.

Впервые в качестве самостоятельного раздела показаны шесть картин Рембрандта, а также работы его учеников и последователей.


Зал 11. Голландская живопись XVII века.

Картины голландской школы XVII столетия составляют один из самых многочисленных и привлекательных разделов экспозиции ГМИИ. В условиях жесткой зависимости от рыночной конкуренции голландские художники сосредоточили внимание на одном или нескольких жанрах, где они чувствовали себя наиболее уверенно. Одни предпочитали писать картины на религиозные и мифологические сюжеты (работы Хендрика Голциуса, Геррита ван Хонтхорста, Николаса Берхема), другие – пейзажи, третьи – жанровые сцены и натюрморты.


Зал 14. ГРЕЧЕСКИЙ ДВОРИК. Искусство Древней Греции. 2-я половина V — начало IV века до н.э. Слепки.

Один из красивейших залов музея. Сложная организация движения по трем уровням пола позволила с удивительной точностью передать свободную живописность ансамбля Афинского Акрополя.


Зал 15. ИТАЛЬЯНСКИЙ ДВОРИК. Искусство Средних веков и Возрождения. Слепки.

Итальянский дворик построен как уменьшенное повторение внутреннего двора палаццо Барджело: угловая лестница, ведущая на второй этаж, небольшие колонны с растительными капителями, поддерживающие балкон, легкая аркада, колодец в центре. Точность выбора архитектурного прототипа позволила объединить в экспозиции зала образцы классического искусства немецкого средневековья с произведениями прославленных итальянских скульпторов эпохи Возрождения.



Залы 17,18. ИСКУССТВО ИТАЛИИ И ИСПАНИ XVII – XVIII веков
Живопись Италии – одна из самых многочисленных, разнообразных по составу и ярких по созвездию имен коллекций ГМИИ. В новой экспозиции число картин возросло вдвое. Из запасников извлечены большеформатные полотна, которые раньше просто некуда было поместить.
Последний яркий период в истории итальянского искусства связан с Венецией, выдвинувшей в XVIII веке плеяду живописцев высочайшего уровня. Особое место среди них занимает Тьеполо, признанный мастер монументально-декоративной живописи.
Раздел испанской живописи включает лучшие произведения небольшой коллекции национальной школы, среди которых работы ведущих мастеров – Франсиско де Сурбарана, Эстебана Мурильо, Хусепе де Риберы.

Звлы 21,22,23. ФРАНЦУЗСКОЕ ИСКУССТВО XVII – первой трети XIХ века
В залах французского искусства произошли самые большие изменения: добавилось около 35 произведений из запасников.
Французское искусство XVII века открывают полотна Никола Пуссена и Клода Лоррена, ведущих мастеров французского классицизма. Теперь все картины выставлены одновременно, отражая богатство коллекции и эволюцию творчества живописцев. Свое место в постоянной экспозиции нашли работы мастеров «крестьянского жанра» а также придворных художников-академистов Пьера Миньяра, Себастьяна Бурдона, живописные полотна архитектора, одного из авторов Версаля Шарля Лебрена.
Впервые в музее появился отдельный зал искусства рококо – Зал 22. Французское искусство XVIII века.
Целая стена отводится работам обожаемого мною Франсуа Буше.
Франсуа Буше. Юпитер и Каллисто, 1744
Франсуа Буше. Геркулес и Омфала, 1732-1734
Клод- Мишель Клодион (1738-1814). Речная нимфа.
Здесь же стоят мои любимчики.
Братья Брош. Амуры, борющиеся за сердце. Мрамор. Вторая половина VIII века
Этьен-Морис Фальконе (1719-1791). Амур. Бисквит (разновидность фарфора).
Копия ИмператорскогоФарфорового Завода, VIII в
Пьер Нарцисс Герен. Аврора и Кефал, 1811
Зал 24. ГРЕЧЕСКОЕ ИСКУССТВО поздней классики и эллинизма. IV-I века до н.э. Слепки.
В разделе эллинистического искусства экспонируются слепки Пергамского алтаря, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, позировать рядом с подлинниками которых мне посчастливилось в Лувре, драматической группы «Лаокоон с сыновьями» (подлинник я видела в Ватикане).
Зал 25. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА. Слепки.
Этот раздел экспозиции знакомит зрителя с развитием древнеримского искусства на протяжении 12 столетий, от легендарного основания Рима в 753/754 году до н.э. до падения Западной Римской империи в 476 году н.э. В зале представлены слепки, гальванопластические копии и реконструкции прославленных памятников римской культуры, а также копии предметов утвари древних римлян.
Оформление сводов зала.
Залы 26-27. ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ. Нидерландская и немецкая скульптура XV-XVI веков. Слепки и копии.
В залах представлены слепки и копии с выдающихся произведений раннехристианского, византийского и западноевропейского искусства средних веков: византийские мозаики, романская и готическая скульптура.
В маленьком 27 зале внимание привлекают 16 статуй, созданных Эразмом Грассером для мюнхенской ратуши (1480-е годы); они изображают участников танца мориски, выразительно и точно передают фигуры танца.
Зал 28. СКУЛЬПТУРА ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ. Слепки.
В экспозиции зала представлены слепки с работ наиболее значительных мастеров раннего Возрождения — флорентийцев архитектора и скульптора Филиппо Брунеллески, Лоренцо Гиберти, ученика ювелира, и сиенского мастера Якопо делла Кверча. Достаточно полно в коллекции слепков музея представлено творчество одного из наиболее ярких скульпторов итальянского Ренессанса Донателло. Важное место в экспозиции занимают работы мастерской семейства делла Роббиа.
Еще один мой любимчик.
Зал 29. СКУЛЬПТУРА МИКЕЛЬАНДЖЕЛО. Слепки
Творчество Микеланджело может быть названо одной из вершин европейского искусства эпохи Возрождения. Искусство великого флорентийца представлено в музее слепками с наиболее значительных созданий скульптора, позволяющих проследить его творческий путь: римская «Пьета» (подлинник в Ватикане), фигуры для гробницы папы Юлия II, ансамбль гробницы Медичи, «Положение во гроб».

Добавить комментарий

Закрыть меню