Музей русский левша

Музей микроминиатюры «Русский Левша»

Каждому из нас со школьных времен знакома история русского мастера Левши, который сумел подковать блоху. В Петербурге эту блоху можно увидеть воочию в уникальном Музее микроминиатюры «Русский Левша». Размер большинства экспонатов в этом культурном учреждении не превышает одного миллиметра, поэтому туристам для просмотра собрания предлагают «вооружиться» микроскопом или мощной лупой.

Датой основания «Русского Левши» стало 23 марта 2006 года, когда члены Международной гильдии мастеров Т. Ковша и М. Эскин пригласили первых гостей в здание на Караванной улице Петербурга. Позднее музей переехал в более удобное помещение на Итальянской улице.

Музей отличается интерактивностью и стремлением объединить уникальные направления искусства – древнее мастерство кузнечной работы и современные методики создания микроминиатюр.

Крошечные статуи, которые можно увидеть только с помощью оптических приспособлений, впервые начали создавать в Древнем Китае. Было это свыше 2 тысяч лет назад. Однако, наибольшего рассвета и славы это искусство достигло после того, как им заинтересовались мастера из России. К 19-му столетию русские умельцы стали законодателями мод в сфере изготовления микроминиатюр.

Экспозиция «Русского Левши» не имеет аналогов в мире по размерам представленных предметов – это самые маленькие микроминиатюры на планете. Авторы петербургских микроминиатюр выполняли свои работы из пылинок золота, серебра, песчинок или графитовой стружки.

Основу коллекции составляют произведения знаменитого новосибирского мастера В. Анискина, который при создании микроминиатюр сочетает несколько разновидностей народных ремесел – ковку, литье, плетение из бересты, стеклодувное и ювелирное дело. Использование этих процессов для изготовления крошечных произведений искусства требует особого мастерства и огромного опыта. Каждое движение инструмента по времени равняется одному удару сердца.

Некоторые туристы интересуются, где можно научиться делу создания микроминиатюр. К сожалению, в мире нет ни одного образовательного учреждения подобного профиля: все авторы микроскопических шедевров, подобно русскому Левше, являются самоучками.

Среди работ В. Анискина, представленных в Музее микроминиатюр, есть общепризнанная классика, известная во всем мире. Например, знаменитая композиция «Караван верблюдов, проходящий через игольное ушко». Мастер умудрился изготовить из платиновой пыли семь фигурок «кораблей пустыни» высотой от 0,08 до 0,1 миллиметра.

Поражает воображение гостей и микроминиатюра «Спутник» — точная копия первого спутника нашей планеты ПС-1, выполненная из пылинки золота. Диаметр модели – 0,025 мм.

В микроминиатюре «Роза» Анискин умудрился расположить вырезанный из пылинки цветок на кончике конского волоска.

Но самым популярным экспонатом Музея миниатюр является знаменитая «Блоха». По примеру лесковского Левши, мастер подковал обыкновенную блоху двумя подковками из литой стали диаметром в 0,06 мм каждая. На одну подковку Анискин сумел нанести свой автограф.

Заинтересуют туристов и другие экспонаты Музея: коллекции матрешек, персонажей советских мультфильмов, копии орденов времен Российской Империи и СССР, уложенные на половинку макового зернышка.

Кроме того, в «Русском Левше» представлены механические шедевры А. Гецоя – произведения искусства в стиле стимпанк, выполненные из шестеренок, подшипников, колесиков, частей старой техники. Из металлолома Гецою удалось создать уникальные экспонаты – фигуры, похожие на фантастических роботов, необычного вида машины, металлических зверей, птиц и насекомых.

Музей сотрудничает с фестивалем кукол «Арт-хаос», благодаря чему в «Русском Левше» регулярно проходят театральные представления. Учреждение охотно предоставляет свои площади под выставки региональных музеев и частные экспозиции отечественных миниатюристов, кузнецов, литейщиков, стеклодувов.

В «Русском Левше» проводится лишь одна экскурсия – обзорная. Сотрудники учреждения расскажут об истории искусства изготовления микроминиатюр, о техниках исполнения и материалах, о жизни и творчестве В. Анискина.

Всех гостей музея приглашают на мастер-класс, в ходе которого они смогут расписать микро-матрешку или сделать себе счастливую подковку величиной в 1 мм.

Как добраться:

Немного о названии

Выбор названия для музея далеко не случаен. В нем содержится прямая отсылка к тому самому легендарному литературному Левше. Имя тульского мастера, подковавшего стальную блоху и давшего совет государю императору, не чистить ружья кирпичом, стало нарицательным.
В более же широком смысле, «русский левша» – это мощный архетип деятельного человека из наших сказок и мифов. Этот умелец на все руки, смастерит подковы для миниатюрной механической забавы и выроет Беломорканал, обустроит полмира, не наладив при этом простого быта в собственном жилище. А также починит в образе космонавта Андропова из блокбастера «Армагеддон», орбитальную станцию при помощи молотка и умрет, перепившись на спор, как литературный Левша в повести Лескова.
В случае с музеем микроминиатюры «Русский Левша» в Санкт-Петербурге, в роли всесильного Мастера выступает автор всей экспозиции – Владимир Анискин, физик по образованию, член Сибирского отделения РАН. Свои уникальные работы он создает, используя самые разные ремесленные техники: литье, работу со стеклом, берестой, кузнечное дело, приемы ювелиров.
Музей «Русский Левша» просто обязателен к посещению, такую обширную коллекцию, в редком для современного искусства жанре, больше нигде не найти.

«Русский Левша» в СПб: что посмотреть?

Коллекция музея состоит из собрания микроминиатюр В. Анискина и работ мастеров художественной ковки из России и других стран.
Уникальность шедевров Анискина состоит в том, что большинство работ имеют крайне небольшие размеры – 1 мм и меньше. Экспонаты изготовлены из пыли двух видов: обычной и драгоценной металлической: золотой, серебряной, платиновой.
Кстати, приходить в музей микроминиатюры «Русский Левша» со своей лупой не нужно. Вся экспозиция оборудована по последнему слову оптической техники, снабжена индивидуальным освещением каждого экспоната.
Среди наиболее интересных работ можно выделить «Подкованную блоху» – непосредственный отсыл к классической повести, давшей идею всему музею. Что самое примечательное – подкована стальными гвоздиками, действительно, самая настоящая блоха.
Оригинально смотрится миниатюра «Караван верблюдов в игольном ушке», выполненная из платины. Здесь обыграно известное высказывание Иисуса Христа о входе в Царство Божие.
Также привлекают внимание рекордные по минимализму – матрешка, спутник, ордена и медали.
Коллекция миниатюр дополнена отличными образчиками современного кузнечного искусства. Этим замечательно подчеркивается непрерывная связь между литературной историей и нынешним положением дел в этом старинном ремесле.
В помещении музея регулярно проводятся выездные, а также обменные выставки. Можно упомянуть экспозицию питерского художника В. Касаткина. Его рельефные картины улиц и площадей Санкт-Петербурга выполнены смолой и доступны для тактильного осмотра незрячих людей.

Добавить комментарий

Закрыть меню