Нос майора Ковалева

Памятник «Нос майора Ковалева»

Санкт-Петербург, это священный исторический город для любого россиянина. На постсоветском пространстве и в дальнем зарубежье он славен прежде всего своим культурным наследием, множеством памятников истории и многочисленными каналами.Мало кто задумывается о том, что этот город на Неве может быть бесшабашным и веселым.

И его украшают нестандартные памятники, способные подарить улыбку.

В ноябре 1995 года, а именно 27 числа, художником Резо Габриадзе и скульптором Владимиром Панфиловым, Питер увековечил нос. Самый обычный, только принадлежащий герою Гоголевской повести «Нос». Во всяком случае, как гласит легенда, эта часть лица майора Ковалева была описана в вышеупомянутом произведении. Появился памятник в год «Золотого Остапа» — Фестиваля сатиры и юмора, который проходил в Санкт-Петербурге, и изначально идея возникла в голове режиссера и актера В.Жука.

Розовый мрамор для изготовления скульптуры привезли из родных украинских мест известного сатирического писателя. На небольшой плите, площадью менее полуметра, вмонтировали увесистый нос. Барельеф снабдили соответствующей надписью о хозяине известного органа. Видимо, основатели хотели сделать намек о том, что совать свой нос в чужие дела не следует. Ведь это не только не красиво, а также чревато очень неприятными последствиями.

Но в сентябре 2002 года доска исчезла со своего обычного места, и на поиск ее встали защитники памятника, подключилась милиция. Очень огорчались туристы, прибывшие увидеть легендарную часть лица коллежского асессора Ковалева и не обнаружившие ее. Власти города вынуждены были задуматься о замене. Пока искали сбежавший нос, множество версий его исчезновения предлагалось любознательным сторонникам. Поговаривали о том, что орган обоняния влез в очередную историю, и по этой причине не может возвратиться на фасад здания. Кто-то считал, что он каждую ночь уходит на прогулку, и ведает всеми тайнами петербуржцев, но почему-то не может найти обратный путь. Тем временем объявился двойник носа, претендующий на почетное звание. Только на самом кончике у него возникла бородавка, и доска, на которой он был установлен, стала меньше. Все бы ничего, ведь все мы помним прыщик, образовавшийся на носу у майора Ковалева, и создавший беспокойство незадолго до его литературного исчезновения. Но обнаружился подлинник. Его и восстановили в 2003 году на прежнем месте, на углу проспектов Римского-Корсакова и Вознесенского.

Оспаривать пальму первенства не стали и второй нос в августе того же года украсил фасадную стену администрации Музея городской скульптуры, который располагается по адресу пер.Чернорецкий, дом 2.

Но это еще не конец истории. Так и остается тайной, где все-таки побывал памятник носу за несколько месяцев. Сколько догадок в достойных умах человечества, мы не знаем. Только в 2008 году в Санкт-Петербургском университете, в честь наступающего двухсотлетия со дня рождения Гоголя, была установлена скульптура, вновь увековечившая легендарный орган обоняния. Тем самым расширив ряд памятников Питера, которые с удовольствием фотографируют многочисленные жизнерадостные туристы.

Адреса: г. Санкт-Петербург, Вознесенский проспект д. 36, Чернорецкий переулок дом 2

Фотогалерея Санкт-Петербурга

«Майор Ковалев — характеристика литературного героя»

МАЙОР КОВАЛЕВ — герой повести Н.В. Гоголя «Нос» (1833-1836). Имя М.К. заключает в себе двойную семантику образа: с одной стороны, шаблонную и общераспространенную фамилию (укр. коваль — кузнец; ср. поговорку: «кузнец своего счастья»), с другой — имя и отчество (Платон Кузьмич), содержащее одновременно иронический намек на греческого философа Платона и пародийно диссонирующее отчество простоватого Кузьмы, что в тона М.К. не помышляет ни об идеализме, ни о платонической любви. Его философия, как у Хлестакова (и Пирогова), «срывать цветы удовольствия». М.К.— «кавказский» коллежский асессор (чин 8-го класса соответствовал майору в военной табели о рангах). На Кавказе этот чин получить было проще, туда,съезжались за чином молодые титулярные советники. М.К. именует себя майором необоснованно, ибо по указу Екатерины II от 15 -ноября 1793 г. статские не имеют права именовать себя воинскими чинами. Следовательно, сущность образа М.К.— амбиция, самолюбие, сознание иерархического ранга в качестве незыблемого жизненного закона: «Он мог простить все, что ни говорилось о нем самом, но никак не извинял, если это относилось к чину или званию». Образ М.К. распадается надвое: он сам и его Нос. Двойник М.К. (Нос) метонимически отделяется от своего носителя. Гротескные приключения Носа, как телесного показателя амбиции М.К., иронически обыгрываются Гоголем в духе назидательного рассказа о справедливо наказанном тщеславии. Притом Нос М.К. на три чина выше М.К. и служит по другому ведомству, что разрушает стройный мир иерархического порядка в сознании М.К. Таинственные и мистические силы жизни бросают несложное бытовое существо, занятое исключительно пошлыми, материальными проблемами, в вихрь жестоких испытаний, оканчивающихся ничем (С.Бочаров). М.К. попадает в центр так называемой «миражной интриги» (Ю.Манн), «вступает в конфликт с собственным носом» (Г.Гуковский). От исхода этой борьбы зависят все блага жизни для М.К. Цирюльник М.К. Иван Яковлевич обнаруживает нос запеченным в хлебе, узнает, чей это нос, пытается избавиться от него, бросив его в Неву. Сам М.К. находит себя без носа, глядясь в зеркало (устойчивый гоголевский мотив разоблачения). Портрет М.К.— «фигура фикции» (А.Белый), так как он строится на отсутствии носа: «У него вместо носа совершенно гладкое место!» Пародийно уравновешивают отсутствие носа только бакенбарды: «эти бакенбарды идут по самой средине щеки и прямехонько доходят до носа». М.К. бежит искать свой нос, видит его разъезжающим в карете: «Он был в мундире, шитом золотом, с большим стоячим воротничком; на нем были замшевые панталоны; при боку шпага. По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он считался в ранге статского советника». Нос молится в Казанском соборе, не желает разговаривать с М.К., униженно просящим, чтобы Нос вернулся на законное место. В поисках собственного носа М.К. едет к обер-полицмейстеру, затем в газетную экспедицию давать объявление о пропаже своего носа, к частному приставу. Злоключения М.К. наполняют метафору носа многообразными смыслами: намеками на распутство М.К. («Если же встречал какую-нибудь смазливенькую, то давал ей секретное приказание, прибавляя: «Ты спроси, душенька, квартиру майора Кова- лева»), на связь с возможным сифилисом 241 (М.К. видит в церкви «сестер по несчастью»: ряд нищих старух «с завязанными лицами и двумя отверстиями для глаз, над которыми он прежде так смеялся»). Искания вице-губернаторского или экзекуторского места, а также женитьба без носа невозможны. М.К. решает, будто его нос с помощью колдовства испортила штаб-офицерша Подточина, на дочери которой он обещал жениться, но оставил мать и дочь «с носом». Наконец, нос приносит М.К. полицейский чиновник, перехвативший нос на границе по пути в Ригу: «И странно то, что я сам принял его сначала за господина. Но, к счастью, были со мной очки, и я тот же час увидел, что это был нос». Доктор отказывается пришивать нос, предлагает положить в банку со спиртом и продать. Слухи вокруг путешествующего по Петербургу Носа разрастаются и собирают любопытных. Нос с прежним прыщом (двойная метонимия) вдруг опять оказывается на лице М.К. Нос М.К. в ранге статского советника — превратившаяся в персону и отделившаяся от М.К. воплощенная мечта, мыслимый предел его тайных амбициозных желаний, что объясняет претензии М.К. на вице-губернаторское место, не соответствующее чину. Образ Носа, таким образом, тождествен другим трагикомическим гоголевским персонификациям социальной неполноценности персонажей: шинели Башмачкина, короны испанского короля Поприщина. Социальный гротеск пронизывает образ М.К. и выражается в том, что Нос одновременно самозванец и вместе с тем может не хуже других занимать ответственный пост (Г.А.Гуковский). Нос М.К. исчезает 25 марта — в Благовещение, в пятницу (день распятия). М.К. распутен, он плоть от плоти веселящегося Петербурга, оскверняющего день поста и праздник Благовещения (в церкви М.К. нацеливается пофлиртовать с тоненькой дамой с полупрозрачными пальцами, но с отчаянием вспоминает про отсутствующий нос). Мистическая пропажа носа и страдания, связанные с ним, забываются М.К. сразу же, едва нос возвращается на место. Смысл образа М.К.— торжество пошлости, вновь обретенный нос только подчеркивает потерю человеческого лица, даруемого Богом (ср. образы Пирогова («Невский проспект»), Чертокуцкого («Коляска»), Ноздрева). Низменные страсти одерживают победу над христианскими ценностями (любовью, благочестием, сочувствием, состраданием): М.К. заезжает в кондитерскую, любуется в зеркале носом («есть нос!»), издевается над военным, у которого «нос никак не больше жилетной пуговицы», хлопочет о вице-губернаторском месте, встречает штаб-офицершу Подточину с дочерью («вынувши табакерку, набивал пред ними весьма долго свой нос с обоих подъездов»), делает им нос, наконец, покупает себе орденскую ленточку. Западная цивилизация, олицетворенная в образе Петербурга — туманного и фантастического города, — растлевает и «омертвляет» душу М.К., погоня за чинами приводит к «страшному раздроблению» (Гоголь) человека и мира. Образ Носа М.К. Гоголь заимствовал из журнальной «носологии», романа Л.Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (В.Виноградов), а также из общего увлечения в 20-30-х гг. XIX»Шв. натурфилософскими и мистическими учениями, в том числе физиогномическими (ср. популярные учения Лафатера, френологию Галдя, физиогномический раздел «Авроры» Я.Беме). По повести Гоголя написана опера Д.Д. Шостаковича «Нос» (1928), в которой герой и сюжет были воплощены (под влиянием В.Э.Мейерхольда и его постановки «Ревизора») в приемах трагической буффонады.
Лит.: Виноградов В.В. Натуралистический гротеск (Сюжет и композиция повести «Нос») // Виноградов В.В. Избранные труды: Поэтика русской литературы. М., 1976; Ульянов Н. Арабеска или Апокалипсис? // Новый журнал. 1959, LVII; Бочаров С.Г. Загадка «Носа» и тайна лица // Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985.

Нос майора Ковалева в Санкт-Петербурге

Фото носа майора Ковалёва

Нос майора Ковалева можно назвать самым необычным памятником в Санкт-Петербурге. В Северной столице есть памятники животным – кошкам и собакам, птицам и лошадям. Созданы памятники людям разных профессий – дворнику и городовому, фонарщику и фотографу, имеются скульптуры и литературных героев – Остапа Бендера и Маленького принца. Персонаж повести Н.В. Гоголя – Нос майора Ковалева увековечен сразу в трех памятниках города на Неве.

Идея создания скульптуры принадлежит писателю, актеру и режиссеру Виктору Жуку, авторы памятника — архитектор Вячеслав Бухаев и скульпторы Резо Габриадзе и Василий Аземша. В работе также принимал участие сотрудник Музея городской скульптуры Владимир Панфилов. Вячеслав Бухаев и Резо Габриадзе создали в 1994 году памятник Чижик-пыжику на Фонтанке, а Резо Габриадзе известен также как талантливый режиссер и художник, писатель и дизайнер, автор сценариев кинофильмов «Мимино» и «Кин-дза-дза».

Памятник установили в октябре 1995 года на фасаде дома № 11 по Вознесенскому проспекту, а 27 ноября его торжественно открыли участники Фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап».

Памятник представляет собой серую известняковую путиловскую плиту размером 60 на 35 см, в нижней части которой расположено изображение носа, выполненное из розового украинского мрамора, привезенного с родины Н.В. Гоголя, а в верхней части написано «Нос майора Ковалева».

Если вспомнить повесть, то нос майора Ковалева имел привычку покидать своего владельца и самостоятельно разгуливал по городу. Видимо и памятнику была предписана такая же судьба – в сентябре 2002 года он исчез со своего места, хотя вес его составлял около 100 килограммов.

Мастера заново воссоздали скульптуру, правда в уменьшенном размере и на кончике носа появилась бородавка. Новую доску уже собрались установить, но в это время в подъезде дома № 15 по Средней Подьяческой улице был обнаружен подлинник, который в августе 2003 года вернули на прежнее место, укрепив его более надежно.

Вновь созданный памятник органу обаяния укрепили на фасаде здания Музея городской скульптуры, дом № 2 по Чернорецкому переулку.

Cейчас (2015 год) памятник находится на фасаде здания по адресу Вознесенский проспект д. 36 (пересечение с пр. Римского-Корсакова).

Интересные факты

  • Так осталось и неизвестным, где гулял майорский орган обаяния почти год. По версии милиции он просто сам отвалился от стены, примерно так же, как отделялся нос от лица героя в повести. Потом мальчишки унесли скульптуру, а летом 2003 года подбросили ее в чужой подъезд
  • В Киеве на фасаде дома № 34 по Андреевскому спуску в июле 2006 года в честь писателя и героя его повести также был установлен памятник, выполненный скульптором Олегом Дергачевым и имеющий официальное название «Нос Николая Гоголя». Считается, что именно в этом доме по Андреевскому спуску писателю пришла идея создать первую в истории русской литературы фантастическую повесть.
  • 23 мая 2008 года в День филолога и востоковеда во дворе филологического факультета СПбУ был установлен памятник главному персонажу фантастической повести, созданный скульптором Тимуром Юсуфовым. Скульптура была создана в преддверии 2009 года, объявленного ЮНЕСКО годом писателя. В юбилейном году исполнилось 200 лет со дня рождения Николая Гоголя

Нос майора Ковалева можно назвать рекордсменом – в Санкт-Петербурге в честь него установлено три памятника.

Добавить комментарий

Закрыть меню