Особняк барона штиглица

Заброшенные особняки на Английской набережной — князя И. Ф. Паскевича и барона А. Л. Штиглица в Петербурге

На Английской набережной можно увидеть 2 весьма интересных особняка. Оба здания временно заброшены, что привлекает охотников за исчезающими архитектурными «потёртостями», чтобы запечатлеть уходящее навечно. Но прежде всего, дома интересны неподражаемой архитектурой, неплохо сохранившейся до наших дней.

Один из них построен в готическом стиле, другой дворец, как и подобает — по-царски роскошный. Если вы хотите увидеть эту необыкновенную прелесть — мы вам расскажем об этих заброшенных особняках на Английской набережной. А также вы узнаете их удивительную историю, интересные факты и как туда добраться.

Особняк И. Ф. Паскевича

Первый владелец этого участка, где сейчас находится заброшенный особняк Паскевича-Эриванского, на Английской набережной — князь Иван Юрьевич Трубецкой. Он приходился одним из приближённых Петра I. При нём здесь располагался типовой жилой двухэтажный каменный дом на высоких подвалах.

Получив должность московского генерал-губернатора в 1739 году, Трубецкой уехал из Санкт-Петербурга. Он продал участок с находящимся здесь домом — Дмитрию Михайловичу Голицину, тогда ещё совсем молодому человеку, но будущему генералу, тайному советнику, дипломату и меценату.

В 1787 году дом перешёл жене тайного советника князя Николая Алексеевича Голицына — Марии Адамовне. В 1797 году из-за финансовых затруднений её семья заложила дом Императорскому воспитательному дому за 7 000 рублей, но вскоре вернула его в своё владение.

В 1820-х годах особняк принадлежал участнику Бородинского сражения — графу Станиславу Станиславовичу Потоцкому. Граф с женой устраивали здесь балы и вечера, на которых присутствовал император. Фрейлина императрицы А. О. Смирнова-Россет так описывала эти увеселительные события:

У него я в первый раз увидела Елизавету Ксавьеревну Воронцову в розовом атласном платье. Тогда носили цепь из драгоценных камней, её цепь была из самых крупных бриллиантов. Она танцевала мазурку на удивление всем Потоцким … На его вечерах были швейцары со шпагами, официантов можно было принять за светских франтов, ливрейные лакеи были только в большой прихожей, омебелированной как салон: было зеркало, стояли кресла и каждая шуба под номером. Всё это на английскую ногу. Пушкин всегда был приглашён на эти вечера и говорил, что любителям счастье, всё подавали охлаждённым, и можно назвать то то, то и другое, и жёлтенькие солёные яблоки, и морошку, любимую Пушкиным, брусника и брусничная вода, клюквенный морс и клюква, кофе с мороженым, печения, даже коржики, а пирожным конца не было.

После смерти графа в 1831 году домом владела его дочь Александра. В 1840-е годы дом перестраивал архитектор Александр Христофорович Пель. Сохранились проекты полной переделки здания, но реализованы были лишь работы над интерьерами.

В июле 1843 года А. И. Штакеншнейдер проводил здесь работы про подаче в дом воды из Невы, а в следующем году работал над фасадом здания. Среди всех залов особняка Потоцких особенно выделялась готическая столовая. Современники сравнивали её с коттеджем в Петергофе и Фермой в Царском Селе.

Строительство дома для Паскевичей

В 1850-х годах дом перешёл генерал-фельдмаршалу Ивану Фёдоровичу Паскевичу. Новый хозяин вместе со своей женой продолжал устраивать здесь светские вечера. Их приёмы отличались особой роскошью. Особенно поражали гостей необыкновенные блюда, приготовленные известным петербургским поваром того времени И. М. Радецким. Для Паскевичей дом в 1856-1857 годах вновь перестраивал А. Х. Пель. В этот раз он создал здесь зимний сад, две галереи, изменил многие интерьеры и главный фасад здания.

Особняк князя И. Ф. Паскевича-Эриванского на Английской набережной, по Галерной улице был перестроен в стиле эклектики. Архитектурное решение здания — характерный пример стиля «Людовик XVI». Это гениальная работа архитекторов Александра Христофоровича Пеля и Роберта Андреевича Гёдике.

Изящная архитектура

Дом строился в фешенебельной части города для наследника известного генерала Ивана Фёдоровича Паскевича (1782-1856) — светлейшего князя, полководца и государственного деятеля. Вид дома князя Паскевича прельщает всех любителей изящной архитектуры. Честь выполнения художественной стороны этой постройки принадлежит Г. А. Гедике.

Фасад отличается классической простотой, безукоризненными пропорциями и деталями. Картуши под потолком столовой воспевают победы известного российского генерала. Кроме того, владельцы особняка увлекались коллекционированием оружия. Это отражено в оформлении малого готического зала — в нём расположены раскрашенные статуи рыцарей.

Девиз семьи Паскевичей звучал как «Честь и верность», и архитектор Роберт Гёдике постарался отразить это, выбрав готический стиль. Сразу чувствовалось, что Гедике обладал изысканным вкусом. Об этом также свидетельствуют построенные им доходные дома на углу 10 линии и Большого проспекта, на Васильевском Острове, на углу Гороховой и Большой Морской, родовспомогательный приют, у Калинкина моста, и другие постройки города.

Перестройка особняка

После смерти Ивана Фёдоровича Паскевича и его жены Елизаветы Алексеевны домом владел их единственный сын — генерал-лейтенант Фёдор Иванович Паскевич. Новый хозяин пожелал переделать интерьеры по своему вкусу, для чего пригласил архитектора Роберта Андреевича Гедике. Он изменил оформление двух галерей, провёл ремонтные работы в невской анфиладе.

В доме Паскевичей хранилась богатая коллекция боевого, турнирного, охотничьего, холодного и огнестрельного оружия, различных доспехов, ныне хранимая в Эрмитаже. Она приобреталась на полученную Ф. И. Паскевичем денежную премию за участие в русско-турецкой войне.

В 1870, 1872 и 1892 годах строительные работы в доме Паскевичей проводил архитектор Эдуард-Готлиб Фридрих Крюгер. В 1911 году при вдове Фёдора Ивановича — Ирине Ивановне зодчий Роберт Робертович Марфельд изменял некоторые интерьеры.

Советская и новая история дома

В 1922 году дом Паскевичей принял единственный в СССР Музей морского торгового мореплавания и портов. Здесь хранилась уникальная коллекция моделей пароходов, флагов, морских карт, книг. Музей хранил подлинный парусный бот Петра I, сгнивший во дворе дома в 1940-х годах. После ремонта в доме Паскевичей с 1960 года разместился проектный институт Ленжилниипроект.

В 1993 году особняк стал принадлежать Московскому индустриальному банку. В доме Паскевичей была проведена научная реставрация интерьеров, признанная одной из лучших в 1990-х годах. В ходе этих работ были обнаружены проходы между этим и соседним домом по набережной (№10) во втором этаже. Они существовали вследствие принадлежности обоих зданий с середины XIX века близким родственникам.

В 2006 году дом Паскевичей был выставлен банком на продажу. Особняк включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия: памятников истории и культуры народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения.

До нашего времени сохранился ряд парадных залов дома Паскевичей: парадная лестница, Лебединый зал (Голубая гостиная), парадная столовая, Золотая гостиная, Белый (Музыкальный) зал, Готический зал, Рыцарский кабинет. Частично сохранили свой декор Арсенальная галерея, Охотничья комната, зимний сад.

Адрес и как добраться до особняка И. Ф. Паскевича
  • Санкт-Петербург, Английская наб., 8 / Галерная ул., 7
  • Ближайшая станция метро: «Адмиралтейская»
  • От ст. м. «Адмиралтейская» до Английской набережной, 8 пешком ~ 15 минут = 1, 3 км. Выйти на Невский проспект, следовать по нему до Адмиралтейского проспекта, по нему до Александровского сада и Сенатской площади, пройти через сад и площадь, рядом будет Английская набережная и особняк Паскевича.

Особняк барона А. Л. Штиглица — Дворец вел. кн. Павла Александровича

Поначалу на месте этого особняка находились 2 жилых дома. Один из них построили в 1716 г. Он был первым каменным домом на Английской набережной. Его построил корабельный мастер — Иван Немцов. После него домом владел его зять — известный архитектор С. И. Чевакинский. Вторым домом владел купец Михаил Сердюков — строитель системы каналов в Высшем Волочке.

Особняк Штиглицей

В 1830 участок с постройками перешёл во владение выходцам из немецкого княжества Вальдек — баронам Штиглицам. Здесь был построен особняк в 1859-1862 гг. Возвёл его архитектор А. И. Кракау для сына барона Людвига фон Штиглица — Александра Людвиговича Штиглица, крупнейшего финансового деятеля России, инициатора создания Центрального училища технического рисования и музея при нём.

При строительстве архитектор Кракау частично использовал стены 2-х старых жилых домов. Художественную ценность представляют интерьеры дворца. Среди них выделяется парадная беломраморная лестница. Выход выполнен в виде арки с колоннами. Гостиная была украшена кариатидами. В отделке использовались драпировки, золоченая лепка и резьба. Библиотека отделана дубом.

Удивительные интерьеры

Самая интересная часть великолепных интерьеров — концертный зал, в котором на стене расположены овальные медальоны с портретами известных композиторов. Живописец Ф. А. Бруни выполнил эскизы живописных панно «Четыре времени года». На 2-м этаже особняка расположен достаточно привлекательный бальный зал.

Внутренний двор был оформлен в формах барокко. Также здесь можно найти много каминов и скульптур, гармонично дополняющих интерьер. Спустя 5 лет после строительства дома Александр Штиглиц заказал известному итальянскому художнику Луиджи Премацци запечатлеть в акварели интерьеры дворца.

Премацци написал семнадцать акварелей, в которых очень точно были отражены малейшие детали интерьера; все они были заключены в кожаный альбом на обложке которого красовался герб баронов Штиглиц. До 1887 года дворец принадлежал барону А. Л. Штиглицу.

Дворец для вел. кн. Павла Александровича

В 1887 году особняк был выкуплен у приемной дочери барона Н. М. Половцевой для младшего сына Александра II — великого князя Павла Александровича. Перестроить дом поручили М. Е. Месмахеру. Зодчий завершил ее ко дню свадьбы великого князя с греческой королевной Александрой в 1889 г.

Греческая королевна Александра Георгиевна была дочерью короля Георга и королевы Ольги Константиновны, внучкой генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича (по матери) и родная племянница императрицы Марии Федоровны (по отцу).

В браке родила девочку Марию, но очень скоро умерла при родах сына. Мальчика назвали Дмитрий. Александру похоронили в Петропавловском соборе. В 1891 году, после смерти жена, Павел Александрович переехал в Царское Село.

Павел Александрович вскоре женился, детей у него по распоряжению императора забрали, и отдали на воспитание великой княгини Елизавете Федоровне. Впоследствии Дмитрий Павлович участвовал в убийстве Распутина. В 1930-х годах прах Александры Георгиевны был выкуплен у Советской власти греческим королем и перезахоронен в Греции.

В 1917 году дворец, который до этого долгие годы очень мало использовался, был продан Русскому обществу заготовления снарядов и военных припасов. В 1938-1939 годах правый дворовый флигель надстроен на один этаж.

В 1946-1947 годах был возведён один этаж над мавританским залом. С 1999 дворец реставрируется. В 2011 году бывший особняк барона Штиглица на Английской набережной передан в распоряжение Санкт-Петербургского государственного университета.

Адрес и как добраться до особняка А. Л. Штиглица
  • Адрес: Санкт-Петербург, Английская наб., 68
  • От особняка Паскевича на Английской набережной, 8 пешком ~ 10 минут = 912 м. Всё время следовать по Английской набережной, перейти по Благовещенскому мосту, и идти почти до конца набережной.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Майя_Пешкова Add interiors — http://tsars-palaces.livejournal.com/14554.html?thread=106458 Культурное наследие Российской федерации: Великокняжеские дворцы. Часть 3.
Дворец Великого князя Павла Александровича (Английская наб., 66—68).

Великий князь Павел Александрович (21 сентября (3 октября) 1860, Царское Село, близ Санкт-Петербурга — 30 января 1919, Петроград) — шестой сын императора Александра II и его супруги императрицы Марии Александровны; генерал-адъютант, генерал от кавалерии.

На берегу Невы расположен великолепный дворец, где жил великий князь Павел Александрович. Дворец Великого князя Павла Александровича, или Ново-Павловский дворец, расположился по адресу Английская набережная, дом 68, в том уголке Питера, что носит название Коломна.

В облике дворца заметно влияние архитектуры итальянского ренессанса. Это выражается и в акцентировке главного фасада двухколонным коринфским портиком, и в обработке стен глубоким рустом, и в обрамлении окон сандриками различного рисунка. Верхняя часть фасада завершена широким фризом, украшенным лепкой. В формах барокко решен и внутренний двор, имевший выход на Галерную улицу.

Фриз на фасаде дворца Павла Александровича.

Первым владельцем особняка был барон Александр Людвигович Штиглиц, по заказу которого его возвёл в 1859-1862 годах архитектор А. И. Кракау, частично использовав стены двух старых жилых домов. Но обо всём по порядку. Изначально на участке земли по Английской набережной, на месте особняка, находились два жилых дома. Один из них был построен в 1716 году, и был первым каменным домом на Английской набережной. Его строил Иван Немцов, корабельный мастер. После него домом владел его зять — известный архитектор С. И. Чевакинский. Вторым домом владел купец Михаил Сердюков — строитель системы каналов в Высшем Волочке. В 1830 г. участок уже принадлежит выходцам из немецкого княжества Вальдек баронам Штиглицам.

Да простят мне читатели вольное отступление, но я не могу не рассказать о баронах. Николай Штиглиц, переехав в конце XVIII века в Россию, основал Санкт-Петербургский торговый дом. В 1802 году к нему приехал его брат Людвиг; он занялся экспортно-импортной торговлей, вскоре составил значительное состояние и стал придворным банкиром.

Дворец барона А. Л. Штиглица на Английской набережной. Акварель Альберта Н. Бенуа. Конец XIX в.

Людвиг Штиглиц в 1807 г. принял российское подданство, в 1826 г. пожалован титулом барона. Он был одним из основателей Черноморского Пароходства, и организатором одесского кредита. Штиглицы быстро богатели, и старые особняки, расположенные на этом участке, уже не соответствовали их статусу. Барон Александр Людвигович Штиглиц, сын Людвига, заказал модному тогда в Петербурге архитектору Крокау выстроить на этом месте дворец.
Александр Людвигович унаследовал от отца огромное состояние в 18 миллионов рублей и всю финансовую империю Штиглицев, занимавшуюся тогда организацией внешних займов для России. Соответствовать всему этому и должен был новый дворец. Архитектору Штиглиц предоставил полную свободу творчества и неограниченный бюджет.

Барон Людвиг фон Штиглиц.

На строительство потратили огромную по тем меркам сумму — 3,5 миллиона рублей. До 1887 года дворец принадлежал барону Александру Людвиговичу Штиглицу, сыну барона Людвига фон Штиглиц. Дворец выделялся из всего, что было построено до сих пор на Английской набережной. Решённый в духе модного тогда итальянского палаццо, фасад не изменился, и дошёл до нас в первозданном виде. Интерьеры дворца сочетают в себе все представления середины XIX века о стиле, красоте и комфорте.

Через пять лет после окончания строительства, примерно в 1859-1862 г., Александр Штиглиц заказывает известному итальянскому художнику Луиджи Премацци запечатлеть в акварели интерьеры дворца. Премацци написал семнадцать акварелей, в которых очень точно отражены были малейшие детали интерьера; все они были заключены в кожаный альбом, на обложке которого красовался герб баронов фон Штиглиц. Ныне этот шедевр находится в собрании Эрмитажа. Благодаря этому мы можем в точности оценить всю ту роскошь, с которой был решён дворец внутри; кроме того, мы можем видеть богатейшую коллекцию живописи, находившуюся у Штиглица.

Александр фон Штиглиц, финансовый барон.

Александр Людвигович строил железные дороги и производил бумагу, был банкиром и масштабным меценатом — строил школы, училища и музеи. Позже он отошел от предпринимательской деятельности и возглавил Государственный банк. Вскоре барон определённым образом породнился с Императорской фамилией.

По отзывам современников, банкир был человеком необщительным. Часто он отдавал и брал миллионные суммы, не проронив при этом ни слова. Странным, по мнению некоторых коллег-финансистов, было и то, что большую часть своего капитала Штиглиц поместил в русские фонды. На все скептические замечания относительно неосторожности подобного поступка банкир отвечал: «Отец мой и я получили своё состояние в России: если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней всё своё состояние».

Александра и Павел Александрович фон Штиглиц.

24 июня 1844 года на даче Штиглицев в Петровском, под Петербургом, появилась богато украшенная корзинка, в которой лежал младенец — девочка. В корзинке была записка, на которой указывались дата рождения девочки, её имя — Надежда и то, что отца её звали Михаил.
По семейной легенде Штиглицев, девочка была незаконной дочерью Великого князя Михаила Павловича, младшего брата Николая Первого. Девочке дали фамилию Июнева, в честь того прекрасного июньского дня, когда её нашли. Барон Штиглиц удочерил её и сделал своей наследницей, так как собственный детей у него не было, и он был последним в роду.

Великий князь Павел, его вторая жена Ольга Валериановна Палей и их дети.

Барон Александр Людвигович скончался в 1884 году, оставив счастливому подкидышу просто грандиозное состояние в 38 миллионов рублей, недвижимость, финансовые структуры… и в том числе дворец на Английской набережной, цена которого, вместе с коллекцией произведений искусств в нем, тогда была три миллиона рублей.

С Ольгой Палей.

Однако Надежда Михайловна Июнева жила в другом доме на Большой Морской, вместе со своим мужем Александром Половцевым. Дом этот ей также подарил Александр Штиглиц. Они решили не переезжать во дворец, и выставили его на продажу. Однако настолько дорогая покупка была по карману только избранным, и дворец три года простоял пустым.

Возвращаемся к дворцу. Сильная тяга подчеркивает деление фасада на два этажа. Стены нижнего этажа обработаны рустами. Штукатурка стен верхнего этажа имитирует облицовку тёсаным камнем. Наличники первого этажа с прямыми сандриками на кронштейнах просты и строги по рисунку. В бельэтаже наличники имеют вид портиков из двух колонн на пьедесталах, поддерживающих треугольный фронтон. Центр главного фасада акцентирован портиком из двух колонн по сторонам входа. Плоскость фасада завершена широким фризом, украшенным лепкой.

Ольга

Художественную ценность представляют интерьеры дома. Среди них по богатству композиционного замысла выделяется парадная беломраморная лестница, стены которой декорированы коринфскими пилястрами на уровне второго этажа.

Ей не уступает в отделке бывшая Гостиная, устроенная в пять осей и украшенная кариатидами. Рядом расположен Танцевальный зал — самое нарядное помещение дворца, декорированное коринфскими каннелированными колоннами.

Вход с улицы, со стороны лестничного помещения, решён в виде арки, украшенной колоннами. Дверь с площадки второго этажа ведёт в центральное помещение парадной анфилады — комнату, обращённую окнами на Неву.

Это была приёмная, рядом с которой располагалась большая гостиная в пять осей, украшенная кариатидами. Три широких проёма соединяли «Кариатическую» с танцевальным залом — наиболее эффектным и обширным помещением, украшенным коринфскими каннелированными колоннами.

В отделке широко использовались штофные драпировки, золочёная лепка, и резьба. Библиотечная комната была отделана дубом. Камины из белого и цветного мрамора со скульптурными деталями играли существенную роль в декоративном оформлении парадных помещений. В концертном зале на падугах, в овальных медальонах, Кракау разместил скульптурные портреты композиторов. Один из корифеев русской живописи — Ф. А. Бруни — исполнил для интерьеров эскизы живописных панно «Четыре времени года».
И вот перед вашими глазами те самые акварели Луиджи Премацци…..
1 — Танцевальный зал.

2 — Зал для ужинов.

3 — Концертный зал.

4 — Библиотека во дворце А. Л. Штиглица.

5 — Гостиная.

6 — Кабинет баронессы фон Штиглиц.

7 -— Обеденный зал.

8 — Белая гостиная.

В наши дни.
9 — Главный кабинет.

10 — Голубая гостиная.

В наши дни.
11 — Золотой зал.

И вот в 1887 году дворец был куплен для Великого князя Павла Александровича, причём «всего» за 1,6 миллиона рублей.

Дворец был куплен по случаю предстоящего бракосочетания Павла Александровича и принцессы Греческой Александры Георгиевны. Торжественный прием по случаю свадьбы состоялся 6 июня 1889 года. С этих самых пор дворец официально получил имя Ново-Павловский.

Молодая чета не стала делать особых перемен в интерьере — те же, что были сделаны, провёл архитектор Месмахер. Единственным серьёзным изменением стало устройство церкви во дворце.

Церковь Мученицы Царицы Александры при дворце Великого князя Павла Александровича.

17 мая 1889 года домовую церковь освятили. Церковь, построенная по проекту архитектора Н.В. Султанова, расположилась на втором этаже поперечного дворового флигеля, и была оформлена в древнерусском стиле.

Великая княгиня Александра Георгиевна с дочерью, Великой княжной Марией Павловной.

В 1891 году, после родов, Александра Георгиевна умирает.
К тому времени у них уже была дочь Мария Павловна, а вот рождение сына Дмитрия закончилось для матери трагически. Лишь в 1902 году Великий князь женился второй раз, но зато как…

Ольга Валериановна Карнович, в замужестве княгиня Палей, графиня Гогенфельзен.

Вопреки воле Императора он женился на разведённой Ольге Карнович, по первому мужу фон Пистолькорс… Но про Палей и её потомков не стоит рассказывать тут. Упоминаем её только потому, что именно из-за женитьбы на ней великий князь не мог жить в своём дворце, а вынужден был проживать во Франции.

Натали Палей — дочь Павла Александровича и Ольги Палей

Николай II окончательно простил своего дядю лишь с началом Великой войны, когда Павел Александрович попросился в Россию послужить стране. Великая княгиня Александра Георгиевна с дочерью, Великой княжной Марией Павловной

18 февраля 1917 г. городской дворец, долгие годы мало использовавшийся, был продан Русскому обществу заготовления снарядов и военных припасов. Церковь при этом была перенесена в царскосельский особняк, где её освятили под названием Благовещенской. Дом А. Л. Штиглица (дворец Великого князя Павла Александровича). Главное здание. Южный фасад.

В годы советской власти дворец претерпел серьёзные изменения. В 1938-1939 гг. правый дворовый флигель надстроен на один этаж. В 1946-1947 гг. — возведён один этаж над мавританским залом. Во дворце размещался сначала детский дом, а потом конструкторское судостроительное бюро — в то время в доме работали 1.500 человек.

Кабинет Великого князя.

Добавить комментарий

Закрыть меню