Особняк кшесинской в СПб

giper

Северную границу древней Троицкой площади формирует комплекс зданий Музея политической истории России.
Несомненным архитектурным бриллиантом является особняк Кшесинской — превосходный образец стиля модерн.
Совсем кратко об истории места.
Именно здесь в 1703 году был заложен центр новой столицы.
На площади находились: церковь, гостиный двор, 12 коллегий, аустерия (трактир) и заведение новейшего и моднейшего формата — кофейня.

под цифрой 3 — Гостиный двор, в будущем здесь будет особняк Кшесинской

Торжественный ввод в Санкт-Петербург четырех шведских фрегатов после победы при Гренгаме 8 сентября 1720 г.
фрагмент. грав. Зубов А.Ф.
Вскоре центр столицы перенесли на Васильевский остров, и древняя Петроградская сторона погрузилась в глубокий деревенский сон длиною в 200 лет.

В 1904 году балерина Матильда Ксешинская выкупила за 88000 руб. два смежных участка с деревянными домами.
Матильда Ксешинская:
«План я заказала очень известному в Петербурге арх. Александру Ивановичу фон Гогену и ему же поручила постройку. Перед составлением плана мы вместе обсуждали с ним расположение комнат в соответствии с моими желаниями и условиями моей жизни. Внутреннюю отделку комнат я наметила сама. Зал должен был быть выдержан в стиле русского ампира, маленький угловой салон — в стиле Людовика XVI, а остальные комнаты я предоставила вкусу архитектора и выбрала то, что мне более всего понравилось. Спальню и уборную я заказала в английском стиле, с белой мебелью и кретоном на стенах. Некоторые комнаты, как столовая и соседний с нею салон, были в стиле модерн.»
Александр фон Гоген:
«Дом особняк г-жи Кшесинской, фасады и планы которого помещены в таблицах настоящего номера, строится на Кронверкском просп., на углу Бол. Дворянской улицы. Кроме небольшой фасадной части, обращенной на Кронверкский просп. против Александровского парка, все здание расположено в саду и, благодаря счастливому положению участка, возможно было все жилые помещения обратить окнами на солнечные стороны. На север выходят лишь лестница, вестибюль и уборные. В нижнем, полуподвальном этаже расположены по желанию владелицы кухня, затем черный буфет, служебные комнаты и приборы отопления. В первом этаже — приёмные комнаты: зал, гостиные, столовые с буфетною и небольшой зимний сад. Во втором этаже — жилые комнаты: спальни, детские и запасные. Отопление водяное с вентиляцию; кроме того, в жилых комнатах предположены печи. Вследствие необходимости установки котла в помещении, выходящем в сад, для доставки угля от улицы проложен небольшой туннельчик. Фасады облицовываются сердобольским гранитом и светлым зигерсдофским кирпичом, в верхних частях — глазурованным. Карнизы и все украшения фасада металлические. Цоколь облицован валаамским гранитом. Внутренняя отделка задумана без особой роскоши и вообще сравнительно скромная; впрочем, уже по настоящее время она потребовала свыше семидесяти отдельных рисунков. В настоящее время заканчивается наружная облицовка, а внутри — установка приборов отопления и штукатурка. Окончание работ предположено к лету будущего года.»
Планы этажей (все кликабельно)

Фасад по Большой Дворянской

Фасад по Кронверкскому

1916. Ксешинская в собственном особняке

22 февраля 1917 г. Кшесинская дала послений ужин в особняке. 27 февраля балерина с сыном и воспитателем покинули особняк — после полученных угроз. 28 февраля разъяренная толпа устроила погром. Затем солдаты мастерских запасного броневого автомобильного дивизиона заняли нижний этаж особняка.

По договорённости с солдатами Петербургский комитет РСДРП(б), его военная организация, а затем и ЦК РСДРП(б), экспедиция газеты «Правда», редакция газеты «Солдатская правда» перебрались в особняк. С апреля по июль 1917 года здесь работал и произносил речи с балкона особняка В.И. Ленин.
Первую выставку первого в Советской России Музея Революции торжественно открыли 11 января 1920 года в залах Зимнего дворца председатель Петросовета и глава Коминтерна Григорий Зиновьев и нарком просвещения Анатолий Луначарский. В Зимнем дворце музей находился затем более четверти века.

В предвоенные годы музей неоднократно закрывался за несоответствие «генеральной линии партии». Вычищались коллекции, где обнаруживались все новые документы «врагов народа», число которых росло с каждым днем, репрессиям подвергались и сотрудники, и фондовые собрания. С риском для жизни работникам иногда удавалось прятать отдельные ценные экспонаты.
Тем не менее музей под неусыпным партийным оком вынужден был превращать свои исторические экспозиции в обычную иллюстрацию «Краткого курса истории ВКП(б)». Ценнейшие свидетельства политической жизни страны заменялись в экспозициях на пропагандистские материалы о всемирно-историческом значении победы социализма в СССР. Изымались из экспозиции целые разделы, отражающие революции в Европе.
Первые послевоенные годы в истории ГМР оказались самыми драматичными. Началась неравная борьба за его фактическое существование. 6 января 1945 года президиум Ленгорисполкома принял роковое для судьбы музея решение о передаче всех занимаемых им помещений в Зимнем дворце Государственному Эрмитажу.
Парадоксально, но, сохранив большую часть своего собрания в годы «Большого террора», сумев уберечь его под снарядами и бомбами в период блокады, ГМР в первое послевоенное десятилетие лишился более ста десяти тысяч своих экспонатов.
Лишь хрущевская «оттепель» создала благоприятные возможности для возрождения музея. В декабре 1954 года Ленгорисполком, наконец, принимает решение о передаче музею двух зданий на Петроградской стороне – особняков М.Ф. Кшесинской и В.Э. Бранта. Сам факт возвращения музея к активной жизни после почти десятилетнего забвения казался столь неожиданным, что породил в музейной среде новую легенду.
Во время очередного приезда в Ленинград Никита Хрущев в сопровождении первого секретаря Ленинградского обкома КПСС Фрола Козлова ехал в машине по главной правительственной трассе — Кировскому проспекту. Лимузин двигался не слишком быстро, и хозяин Ленинграда по маршруту следования давал пояснения Никите Сергеевичу. У Кировского моста внимание советского лидера привлекло изящное здание особняка Кшесинской, и он спросил, что здесь находится.
— Музей Кирова, – ответил секретарь обкома.
— Да вы тут развели настоящий культ Кирова: Кировский завод, Кировский мост, Кировский проспект, да еще и музей Кирова, — неожиданно возмутился Хрущев. — Вот у меня давно лежат бумаги – Музей Революции никак не может получить новое здание. Отдать немедленно этот дом Музею Революции, а музей Кирова перевести в его бывшую квартиру, — якобы распорядился первый секретарь ЦК КПСС.
При реконструкции в 1957 году по проекту архитектора Надёжина, особняк Кшесинской соединён с бывшим особняком Бранта (1909 г., архитектор Мельцер) с включением в композицию нового корпуса и устройством вестибюля. Каменные плиты фасада корпуса соответствуют материалу облицовки обоих зданий, но при этом мягко выделяются цветом, а неоклассическая трактовка фасада нового корпуса воспринимается как естественное продолжение форм модерна.
Таким образом, современный музей состоит из трех зданий:

Особняк Кшесинской
Особняк Бранта
Корпус объединяющий два старинных особняка
План музея
Центральный вход в музей со стороны Кронверкского проспекта
(см. фото с ребятами из автомобильного дивизиона)
Гардероб
Туалет
Внутренний двор перекрыт стеклянной крышей — это входная зона с кассами, расписанием и проч.
Виды из окон
Секретариат партии Большевиков и рабочая комната Ленина
тот самый балкончик
(см. фото с Ксешинской в интерьере)
экспозиция посвященная Ксешинской
Особняк Бранта
(передаю комсомольский привет трудящимся Риги!)
Оказывается, вход в перголу организован по насыпному холмику! Снаружи это совсем не очевидно
Советская «вставка» между особняками. Абсолютно органично вписалась.
Особняк Бранта
Общий вид на комплекс музея
Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская умерла 6 декабря 1971 года в Париже, в возрасте 99 лет.
Tags: Петербург, Петроградский район, архитектура, жилое здание, музей

Особняк Матильды Кшесинской. История, легенды, байки и мифы. Забытые сокровища одной балерины


Многих из нас посещает американская мечта о собственном доме. Просторный, светлый, с зеленой территорией, где по выходным можно будет жарить шашлык, не какой-то там зарубежный BBQ, а именно шашлык! Где на травке будут играть дети, а в гостиной обязательно будет место для светского приема друзей, которые естественно будут вам завидовать. Вот она мечта современного человека. Но только ли современного? Ведь и сто лет назад иметь свой собственный особняк, да тем более в центре Петербурга было символом роскоши, почета и уважения.
Особняк для балерины
Неудивительно, что главная прима Мариинского театра, почитаемая в городе балерина Матильда Кшесинская тоже захотела для себя и своего сына элитную недвижимость в самом центре Санкт-Петербурга. Она долго выбирала место, советовалась с риелтором, в итоге выбор пал на фантастический участок в углу Кронверского проспекта, где с балкона будущего дома открывался самый лучший вид на Петропавловскую крепость.
2.

«Место мне понравилось. Оно находилось в лучшей части города, далеко от всяких фабрик. По своему размеру позволяло построить большой светлый дом и иметь при нем хороший сад.», — вспоминала в своих дневниках Матильда. Реализацию дома своей мечты она доверила одному известному архитектору Александру фон Гогену. Зодчий ударить в грязь лицом просто не мог и построил особняк достойный не только красоты балерины, но и королевских кровей. Его также можно внести в палату мер и весов как эталон петербургского модерна, это признавала и сама хозяйка: «дом вышел очень удачным, архитектор выполнил блестяще все мои желания».
3.

Потайной ход к Эрмитажу
На заре становления ее карьеры и после принятия в труппу Мариинского театра на привлекательную балерину положил глаз молодой наследник престола, будущий император Николай II. Хоть их отношения были недолгими и официально длились всего три года, она все равно прочно вошла в память петербуржцев как любимая фаворитка последнего царя. Неудивительно, что в городе и легенду придумали о подземном туннеле соединяющем особняк балерины и Зимний Дворец, по узким коридорам которого император, как прыщавый студент, бегал на тайные свидания к своей возлюбленной.

4.

Ну и разве могла балерина сама накопить на такой особняк в центре города в столь юном возрасте? Естественно люди думали, что она его «натанцевала» на балах у императора, и, что он увлеченный ее талантом, построил столь роскошный дом на Петроградской стороне. Так что крутить романы с балеринами, ну или гимнастками мода достаточно историческая.
5.

Пристанище интеллигенции
Матильда вела открытую светскую жизнь и при наличии в то время инстаграма могла бы с легкостью перещеголять по популярности Волочкову. В ее доме постоянно проходили вечеринки, гостями которой были и уже далеко не молодой Карл Фабереже со своими драгоценными яйцами, и губительная любовница Есенина Айседора Дункан, даже люстра этого особняка содрогалась от пения Шаляпина, а появление здесь Дягилева так вообще не рассматривалось как новостной повод для желтых газет. Особняк быстро стал меккой художественной интеллигенции в Петербурге, чье гнездо смогли разрушить только идеи социалистической революции.
6.

В связи с тем, что Кшесинскую считали неотъемлемой частью императорского двора, ей пришлось срочно собирать чемоданы и бежать из ставшего родным особняка, в противном случае ее жизнь могла закончиться в ближайшем лесу, без отпевания и памятных речей. Прибежавшие в поисках балерины слуги революции застали только пустые залы и красивый балкон с прекрасным видом. Именно его решили использовать как трибуну для митингующих нужд революции, ведь как говорил товарищ Ленин: «Это вам не броневик!».
7.

Сегодня в здании квартирует музей политической истории России, который расскажет вам о всех тонкостях этой революции, и если вам лень сюда ехать, то можете прогуляться по его виртуальным коридорам.
Сюжет для фильма
Но вернемся к хозяйке, Матильда подобрав руками подол своего длинного платья и забыв завязать пуанты, спешно бежала в Париж, часто перебирая ножками. Не было времени ни вызывать службу доставки, ни складывать все по коробкам и аккуратно вывозить все имущество. Большая часть оставленных в особняке богатств была разграблена и ушла на нужды революции, но поговаривают, что перед самым отъездом она успела опустошить все шкатулки и спрятать драгоценности подаренные фаворитами в потайные места, ну не даром же сюда в лучшие годы Кшесинской сам Фаберже захаживал.
8.

Любители заговоров и тайн до сих пор выясняют, существует это сокровище или нет, но найденные в 2012 году в потайной комнате имения Нарышкиных сорок мешков их фамильного серебра подталкивают на мысль, что все же Матильда Кшесинская заныкать ювелирные украшения успела. На сегодняшний день эксперты оценивают стоимость ненайденного имущества в 200 миллионов долларов.
9.

Теперь неудивительно, что в 1971 году смерть, не побоюсь этого слова, великой балерины вызвала не только бурные обсуждения, но и подарила сюжет для культового советского фильма «Невероятные приключения итальянцев в России». В самом начале киноленты умирающая бабушка, бывшая танцовщица императорского балета, рассказывает внучке о спрятанных в Ленинграде сокровищах. Стоит ли удивляться таким совпадениям? А сокровища осталось только найти…

10.

Призрак?
Как вы заметили, почти в каждом здании Петербурга живут какие-то приведения, не стал исключением и дом Кшесинской. Говорят, если в полночь прийти к нему и встать со стороны улицы Куйбышева, то в одном из окон можно увидеть силуэт самой известной русской балерины. Что поделать, любит она навещать свой особняк, в котором ей так и не удалось встретить свою старость, ну и превратить его в родовое гнездо.
11.

Храм с бункером Тайна золотой заклепки Дворец белой дамы

Подписаться на обновления
Я в других социальных сетях:
Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.
По вопросам рекламы и предложений писать на почту v.alkopona@gmail.com

История здания

Особняк построен в 1904—1906 годах в стиле «северный модерн» по проекту архитектора А. И. фон Гогена для балерины Матильды Кшесинской. В оформлении интерьеров участвовал архитектор А. И. Дмитриев.

1917 год

Во время Февральской революции Кшесинская вместе с сыном Владимиром в спешке покинула свой особняк. Опустевшее здание было самовольно занято солдатами мастерских запасного автобронедивизиона. По договорённости с ними Петербургский комитет РСДРП(б), его военная организация, а затем и ЦК РСДРП(б), экспедиция газеты «Правда», редакция газеты «Солдатская правда» перебрались в особняк. С 3 (16) апреля 1917 по 4 (17) июля 1917 здесь работал и произносил речи с балкона особняка В. И. Ленин. Так дом превратился, как писали петроградские газеты, в «главный штаб ленинцев».

Кшесинская предприняла попытки вернуть свою собственность. В письме на имя прокурора Петроградской судебной палаты она просила: «1) Принять меры к освобождению моего дома от посторонних лиц и дать мне возможность спокойно вернуться в него. 2) Начать расследование по делу о разграблении моего имущества в том же доме».

Но прокурор лишь запросил управление запасного автобронедивизиона о «возможности освободить от постоя дом Кшесинской ввиду её ходатайства» и затребовал от комиссариата милиции Петроградского района «дознание о расхищенном имуществе». Тогда по поручению Кшесинской её адвокат присяжный поверенный Владимир Хесин возбудил в суде гражданский иск о выселении. В качестве одного из ответчиков истицей был указан «кандидат прав В. И. Ульянов (лит. псевдоним — Ленин)». Интересы ответчиков взялся представлять адвокат М. Ю. Козловский.

5 мая 1917 года мировой судья 58-го участка Михаил Гаврилович Чистосердов постановил: «Выселить из дома № 2-1 по Б. Дворянской ул. в течение 20 дней» все революционные организации «со всеми проживающими лицами и очистить помещение от их имущества». Иск в отношении В. И. Ульянова был оставлен без рассмотрения в связи с «непроживанием» его в особняке. После этого Центральный и Петербургский комитеты РСДРП(б) вынуждены были официально заявить о выезде из особняка Кшесинской, но военная организация партии наотрез отказалась выполнить судебное решение, а Петербургский комитет также вскоре фактически вернулся обратно.

Утром 6 июля 1917 года во время вооружённого конфликта с большевиками правительственные войска заняли здание. Были арестованы семь большевиков, среди которых был охранник В. И. Ленина — Василий Васильев, которые всё ещё занимались эвакуацией партийных документов. После этого особняк был занят самокатным батальоном, прибывшим в Петроград. Солдаты хозяйничали в особняке, разрушая и растаскивая всё, что ещё осталось. Адвокат Хесин продолжал подавать новые иски, теперь добиваясь не только возвращения здания прежней владелице, но и возмещения нанесённого ущерба, который он оценил в треть миллиона рублей. Но сама Кшесинская 13 июля 1917 года навсегда покинула Петроград, отправившись в Кисловодск, где у неё была дача и где её ждал будущий муж — великий князь Андрей Владимирович, а в феврале 1920 года эмигрировала во Францию.

Выселению нежданных гостей из дома посвящена целая тетрадь воспоминаний судьи Чистосердова — она озаглавлена как «Выселение большевиков из особняка Кшесинской». Сейчас тетрадь хранится в Государственном Архиве РФ, в фонде Владимира Тукалевского (главного редактора «Толстовского ежегодника»). Как и Чистосердов, Тукалевский после революции эмигрировал в Финляндию и жил в Териоках — вероятно, именно там автор и передал издателю тетрадь. Материалы так и не были изданы, хотя представляют огромный интерес для юристов.

После 1917 года

  • После Октябрьской революции до 1938 года в особняке размещались учреждения Петросовета, Институт общественного питания, ленинградское отделение Общества старых большевиков.
  • В 1938—1956 годах — Музей С. М. Кирова (в 1956 году переведён в «Дом Бенуа» на Каменноостровском пр.).
  • С 1957 по 1991 год — Государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции. При реконструкции в 1957 году по проекту архитектора Н. Н. Надёжина соединён с бывшим особняком В. Э. Бранта (1909 г., архитектор Р.-Ф. Мельцер) с включением в композицию нового корпуса и устройством вестибюля. Каменные плиты фасада корпуса соответствуют материалу облицовки обоих зданий, но при этом мягко выделяются цветом, а неоклассическая трактовка фасада нового корпуса воспринимается как естественное продолжение форм модерна.

После 1991 года

После 1991 года в здании располагается Музей политической истории России.

Архитектурные особенности

Интерьер большого зала в особняке Кшесинской (создан арх. А. И. Дмитриевым в 1905—1906 годах, затем утрачен, восстановлен в 1987 году)Настенный светильник в стиле модерн в особняке Кшесинской

Здание — классический пример северного модерна — отличается асимметричным планом и композицией разновысоких объёмов. Свободная ритмика разных по размерам окон отвечает расположению помещений. Использовано контрастное сочетание отделочных материалов: красного и серого гранита, облицовочного кирпича и майоликовой плитки, декоративного металла.

Главный фасад особняка обращен на Кронверкский проспект, однако здание не имело входа с улицы. Необходимо было пройти через ворота в небольшой дворик, а затем по парадной лестнице подняться в холл, связанный с помещениями особняка. В нижнем этаже находились служебные помещения, в первом — залы и гостиные для приемов, вечеров и балов, во втором — спальня, детские, ванная, гардеробная и прочие жилые помещения. Внутреннее пространство первого этажа организовано в виде анфилады с остеклённым зимним садом.

Интерьеры были оформлены в стиле модерн.

Огромные зеркальные окна выходят на Кронверкский проспект и Петропавловскую крепость. У стен обитая шелком белая мебель. В сторону Невы зал замыкается полукруглым выступом, в котором раскинулись громадные пальмы. По камням живописного грота струятся серебристо-голубые ленты воды. За изящной стеклянной дверью множество драпировок из дорогих бархатных тканей. Три массивные двери ведут из зала во внутренние комнаты дворца.

В советское время оформление было утрачено, но начиная с середины 1980-х годов частично восстановлено.

Добавить комментарий

Закрыть меню