Памятник и а крылову

И.А. Крылов в Петербурге

Иван Андреевич Крылов большую часть жизни провел в Санкт-Петербурге. Здесь он начал свою деятельность в качестве издателя журналов и выказал немалый талант в драматургии, в Петербурге же пришла к нему заслуженная слава баснописца и признание в самом широком понимании: от пенсиона, назначенного царской милостью, и принятия в члены Академии Наук (при отсутствии университетского образования) до настоящей народной любви, наглядным доказательством которой служит установленный в Летнем саду памятник.
Интересно расположение домов, квартиры в которых снимал когда-то Крылов: окна его комнат на Дворцовой набережной в доме номер 2, где Иван Андреевич проживал в 1791-1794 годах, выходят на Летний сад, из другой квартиры открывается великолепный вид на Исаакиевскую площадь. На Садовой улице, напротив Гостиного двора, знаменитый баснописец прожил четверть века, а на 1-й линии Васильевского острова прошли последние годы его жизни.
В Петербург Крылов приехал в 1782 году, четырнадцатилетним юношей, вместе с матерью, младшим братом и семейством Львовых, которые после смерти главного кормильца (отца Ивана Андреевича, Андрея Прохоровича Крылова) взяли на себя обязанность помогать осиротевшей семье. Учился будущий поэт урывками, частично у домашних учителей тех же Львовых, попутно занимался самообразованием – учил и совершенствовался во французском, немецком и итальянском языках, в музыке и математике. В 1783 году Крылов поступил на службу в Казенную палату, чтобы хоть как-то прокормить своих родных. Именно в доме Львовых юный Иван познакомился со многими представителями петербургской литературной элиты, среди которых был и знаменитый Г.Н. Державин, ставший его покровителем.
Вначале своей литературной деятельности Иван Андреевич увлекся театром и, в частности, драматургией. К этому периоду относятся его пьесы «Кофейница», «Сочинитель в прихожей», «Филомена» и несколько других произведений. Все его вещи ставились в театрах и имели немалый успех среди публики, хотя и содержали нелицеприятные намеки на жизнь двора и вельмож. «Отлучение от театра» произошло после написания пьесы «Проказники», в которой автор высмеивал приближенного к высшим кругам драматурга Я.Б. Княжина и его жену.
Вскоре после этого эпизода, в 1788 году, Крылов ушел с государственной службы и всецело отдался издательской деятельности. Буквально один за другим выпускает он три журнала сатирического толка, каждый из которых все резче и острее высмеивает существующий государственный строй и его недостатки: в 1789 году — «Почта духов», в 1792 – «Зритель», в 1793 — «Санкт-Петербургский Меркурий». Каждый из журналов издавался не более года и был закрыт цензурой за вольность, причем по поводу последнего с Крыловым имела беседу императрица Екатерина II.
В 1794 году Иван Андреевич переезжает в Москву, а через три года отправляется в добровольную ссылку вместе с опальным генералом Голицыным, при котором служит секретарем. Но была ли эта ссылка действительно добровольной? Произведения Крылова больше не издаются, а среди его знакомых и почитателей таланта ходят слухи, что императорским указом писателю запрещено проживать в обеих русских столицах. Иван Андреевич поначалу полностью отошел от литературной деятельности, разочаровавшись в силе слова. Юношеские мечты развеяны, ни писательский талант, ни театральные постановки не способны изменить этот мир и человека в нем, однако верность идеалам эпохи Просвещения не оставила Крылова: смысл сущего он теперь ищет в самой жизни, приземленной, народной, а не в выспренных и отстраненных идеалах.
Власть сменилась, русским императором становится молодой Александр I, приходит время возвращаться и опальным писателям. Ко времени окончания ссылки и к моменту возвращения в Петербург (в 1806 году) в багаже писателя числится уже немало новых произведений, в основном это комедии с легким сатирическим подтекстом и без особой политической злободневности; «Подщипа, или Трумф», «Лентяй», «Пирог». В 1805 году увидели свет первые басни Крылова (перевод из Лафонтена) — «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста». В Петербурге Иван Андреевич принимает активное участие в постанове собственных пьес, близко сходится с актрисой А. И. Белье и влиятельным семейством Олениных. Под началом Оленина Крылов служит сначала в Монетном Дворе, а затем, с 1812 года, в Публичной библиотеке. В 1809 году вышла первая книга басен Крылова, которые и принесли ему поистине всеобщую любовь и признание. Ему назначается пожизненная царская пенсия, ему благоволят императоры, сначала Александр, а затем и Николай I, он — член Общества любителей российской словесности, действительный член Российской академии и Петербургской АН.
Чем же так интересны и примечательны басни Ивана Андреевича Крылова? Современники искали и находили в них политический подтекст, злободневную критику на деятельность Священного союза, Государственного Совета, отклик на события Отечественной войны 1812 года. Декабристы отмечали в его произведениях, написанных эзоповым языком, сатирический пафос, богатством и образностью языка восхищались Пушкин, Жуковский и Белинский, а простой люд, обогативший словарный запас самого автора «грубыми», просторечными, но такими четкими и образными выражениями, в свою очередь перенял немало фраз из тех же басен, сделав их поговорками и присказками. Поистине уникальный пример «сотрудничества» и единения писателя и его читателей, а то и слушателей! И в нашу современную речь прочно вошли такие фразы, принадлежащие перу Ивана Андреевича, как «А Васька слушает да ест», «А ларчик просто открывался», «Слона-то я и не приметил». Сохранили свою злободневность басни и по сей день: человеческие пороки мало изменились за последние двести лет, а найти аналогии с нынешними политиками и деятельностью государственных органов вполне можно, перечитав еще разок басни «Лебедь, рак и щука» или «Квартет».
Народные выражения, красивый и певучий язык, узнаваемые человеческие образы, скрытые под масками животных, – все это сделало Ивана Андреевича Крылова великим русским баснописцем, совершившим своеобразный переворот в литературе своего времени. Награды и царские щедроты буквально сыпались на него — Станислав II степени, чин статского советника, орден св. Владимира IV степени. Литературная и культурная общественность с размахом отметила сразу два юбилея еще при жизни классика в 1838 году, а именно, 70-летие со дня рождения и 50-летие литературной деятельности.
Скончался всероссийский «Дедушка Крылов» в 1844 году, в Петербурге, где и установлен знаменитый памятник работы П.К. Клодта – главное свидетельство народной любви и уважения к поэту. Иван Андреевич стал первым русским писателем, средства для возведения памятника которому были собраны по подписке, а не выделены императорским указом.

В 1855 год, знаменит тем, что был установлен памятник Крылову в Санкт-Петербурге. Находится он в Летнем саду, рядом с основной аллеей. Статуя сделана из бронзы и является одной из первых, которую установили в Питере.

Где находиться памятник Крылову?

Место для установки выбиралось долго. Сначала его хотели поставить рядом с могилой знаменитого баснописца, потом в сквере библиотеки, где он проработал более 30 лет, рассматривалась и набережная Невы.

Если вы не знаете где памятник Крылову, то отправляйтесь в Летний сад. Именно на этом месте и настоял скульптор. Почему же именно здесь?

Когда-то в Летнем саду было огромное количество различных удивительных памятников и скульптур. При Петре I там находился зеленый лабиринт, а рядом с ним статуя Эзопа (знаменитый баснописец времен античности), но к сожаление это великое искусство кануло в лета.

Осталось только название реки Фонтанки, полученное в честь большого количество фонтанов расположенных у лабиринта. Но потом 77-го года внес поправки в историю уничтожив все.

Поэтому не удивительно, что спустя более 50 лет, было принято установить памятник Крылову в Санкт-Петербурге именно в этом знаменитом месте.

Через 20 лет монумент был огражден изгородью, для защиты от вандалов, а в 60-е годы проведена капитальная реставрация.

Во Вторую мировую «Крылова» закрыли досками и бревнами для защиты, но осколки от снарядов все равно не смогли его уберечь и повредили памятник. В 45-ом памятник Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга был восстановлен, и вы можете видеть его таким и по сей день.

Ноя 27, 2016 Евгения Решетникова

Родилась и живу в Петербурге. Очень люблю свой город. Здесь я смогла получить достойное образование, построить личную жизнь и найти интересную работу. Мне нравится рассказывать про Санкт-Петербург. Всегда рада поделиться интересной и актуальной информацией. Надеюсь была для вас полезной!

Иван Андреевич Крылов: памятники в российских городах

памятник Крылову в Петербурге должен был выглядеть иначе. Скульптор задумывал его в традиционной манере: мощная фигура, облаченная в римскую тогу.

Однако рядом с основным проектом уже тогда, в 1848 году, появился набросок, представляющий собой прообраз сегодняшнего монумента. Когда его открыли (в 1855 году), перед зрителями предстал совершенно неожиданный Крылов. Памятники того времени изображали царя, полководца, военачальника символически, иносказательно. Это был обобщенный герой, не человек, а его воплощение. А Клодту удалось передать портретное сходство с оригиналом. Его бронзовый поэт сидит на скамье в рабочем сюртуке – расслабленно, задумчиво. А пьедестал украшен фигурами героев басен автора.

Этот монумент стал первым «писательским» памятником в Санкт-Петербурге и третьим – в России. Он был установлен на одной из аллей Летнего сада. Во-первых, потому что когда-то, во времена Петра I, здесь находились статуи Эзопа и героев его басен. А во-вторых, потому что в этом парке всегда много детей.

Иван Андреевич Крылов: памятники XX века

В прошлом столетии появились монументы, установленные в Твери и Москве.

Тверской Крылов был открыт в 1959 году. Это работа скульпторов С. Д. Шапошникова и Д. В. Горлова и архитектора Н. В. Донских. 4-метровый бронзовый баснописец украшает сквер возле площади Победы. Это единственная «стоящая» скульптура поэта. Однако и в этом памятнике проявляется некая леность – в небрежно отставленной вперед ноге, сложенных за спиной руках.

Памятник Крылову в Москве расположился на Патриарших прудах, что с самого момента его появления в 1976 году вызывает недоумение. Конечно, баснописец жил некоторое время в нынешней российской столице, однако почему его память увековечена именно в том месте, где Берлиоз беседовал с Иваном Бездомным, совершенно непонятно. К слову, памятник Булгакову так и не получил прописку в этом великолепном районе Москвы. Так или иначе, скульптурная композиция, включающая сидящего Крылова и 12 героев его басен, и по сей день украшает сквер. Рядом расположена детская площадка, так что очень удобно рассказывать малышам про «дедушку Крылова», его Мартышку, героев «Квартета», Ворону с сыром или Слона и Моську. Работа выполнена архитектором Арменом Чалтыкьяном, скульпторами Андреем Древиным и Даниэлем Митлянским.

Иван Андреевич Крылов: памятники XXI века

В 2004 году в Пушкино (в том, что под Москвой, а не под Петербургом) появилась еще одна скульптурная группа, связанная с именем Ивана Андреевича. На этот раз Крылов сидит на лавочке рядом с Александром Сергеевичем Пушкиным. Худощавый поэт о чем-то эмоционально говорит очень полному баснописцу. Обе фигуры из бронзы. Их автор – Константин Константинов. У местных жителей памятник вызвал оживленные споры. Дело в том, что оба писателя не имеют никакого отношения к городку Пушкино (несмотря на его название), хотя дружили на самом деле. Но скульптурная группа довольно симпатичная, ее полюбили дети и туристы.

Быть может, появятся памятники Крылову и в других городах – например, в Серпухове, где баснописец прожил 2 года вместе с младшим братом, Львом Андреевичем.

В Летнем саду, на площадке перед “Чайным домиком”, стоит памятник великому русскому баснописцу И. А. Крылову, созданный скульптором П. Клодтом на частные пожертвования. Этот памятник – последняя крупная работа выдающегося скульптора.

Памятник Крылову был открыт в торжественной обстановке 12 мая 1855 года. Долгое время решался вопрос о месте установки памятника: сначала его хотели поместить возле Публичной библиотеки, где служил Крылов, потом – на Васильевском острове возле здания Университета, почетным членом которого баснописец был с 1829 года. Многие считали целесообразным поставить памятник на Некрополе мастеров искусств, где прославленный баснописец был похоронен в 1844 году. После долгих спором самым удачным местом для памятника был признан Летний сад, любимое место прогулок Крылова, где он подолгу бродил, обдумывая сюжеты своих басен. Кроме того, некоторое время Крылов жил по соседству с Летним садом, в доме Бецкого.

Пьедесталом памятника служит гранитный куб, полностью покрытый барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. Если приглядеться к пьедесталу, на нем можно увидеть героев басен “Квартет”, “Лиса и виноград”, “Мартышка и очки” и многих других. Памятник окружен оградой, предназначенной для предотвращения порчи барельефов. Ограда, выполненная в модном для середины 19 века стиле эклектики, была установлена через 20 лет после открытия памятника.

Как добраться

Памятник русскому баснописцу И. А. Крылову находится в Летнем саду. Чтобы добраться до него, можно доехать до станции метро “Гостиный двор”, перейти на противоположную сторону Невского проспекта и идти по проспекту в сторону увеличения нумерации домов до пересечения с набережной реки Фонтанки. Далее нужно свернуть на набережную реки Фонтанки и дойти до ее пересечения с набережной Кутузова. На набережной Кутузова находится один из двух входов в Летний сад. Второй располагается рядом с пересечением набережной Фонтанки и улицы Пестеля.

Историческая справка

1768-1844 гг. — годы жизни баснописца И. А. Крылова.
1853 г. – работа по созданию памятника была завершена.
1855 г. – в мастерской Академии художеств по модели скульптора П. Клодта был отлит памятник И. А. Крылову.

Легенды и мифы

Как известно, скульптор Клодт был очень ответственным человеком. Задавшись идеей украсить памятник Крылову персонажами басен, Клодт внимательно прочел все произведения баснописца и составил список животных, изображения которых обязательно должны присутствовать в скульптурной композиции монумента. Лепить животных Клодт предпочитал с натуры. Говорят, что во время работы над памятником Крылову в доме скульптора разместился целый зверинец: осел, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и многие другие. По заказу Клодта ему даже были доставлены медведь с медвежонком. Скульптор мужественно переносил соседство с животными, некоторые из которых жили во дворе, а некоторые – прямо в мастерской. Лишь к одному животному Клодт испытывал антипатию: ему не хотелось находиться под одной крышей с козлом. Однако, по замыслу скульптора, козел непременно должен был фигурировать в композиции памятника. Клодту удалось договориться, чтобы козлика к нему каждый день водила жившая неподалеку старушка. Главной проблемой было заставить его позировать: животное никак не хотело идти в мастерскую, упиралось, чуя присутствие волка и медведя. Но хозяйке так хотелось увидеть своего любимца, увековеченного в бронзе, что она все-таки заставляла козлика идти в мастерскую. Старания скульптора оправдали себя: животные, украшающие пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно.

Добавить комментарий

Закрыть меню