Памятники на дороге жизни

Во Всеволожске на 10 километре Дороги жизни, на Румболовской горе, напротив храма Спаса Нерукотворного Образа, установлен памятник «полуторке». Бронзовая скульптура в натуральную величину грузовика «Газ-АА» с надписью «Памяти машины-солдата». Подобного памятника больше нет ни где. Открыт 27 января 2012 г.

«Полуторка» – обеспечивала жизнь блокадного города, доставляя с «большой земли» по ледовой дороге («Дороге жизни») топливо и продовольствие и вывозила детей и раненых в советский тыл. Скромная труженица Дороги жизни в тяжелые дни блокады играла огромную роль и по праву считается символом победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

Памятник, отлили из бронзы в Ростове-на-Дону. Автором памятника является заслуженный художник Сергей Исаков. При создании бронзовой машины мастера пытались достичь высокого уровня достоверности, поэтому грузовик даже затонировали, как будто бы он только что вернулся из очередного рейса по Дороге жизни. Основанием памятника служит каркас, обрамленный колючей проволокой, символ того, что под постоянным огнем именно на этих машинах эвакуировали 1,5 миллиона ленинградцев, что именно на «полуторках» завезли в Ленинград сотни тысяч тонн продуктов

От замысла монумента до его воплощения в жизнь прошло почти два года. Идея памятника долго вынашивалась местными властями. На Дороге жизни, по которой в годы блокады прошли тысячи грузовиков, о самой «полуторке» не было даже упоминания. Тогда скульптором, Сергеем Исаковым, была предложена столь уникальная и столь противоречивая идея – отлить легендарный грузовик в бронзе.

Памятник «Полуторка» на дороге ЖизниПамятник «Полуторка» на дороге Жизни

Дорога Жизни

Водные перевозки

30 августа 1941 года ГКО принял свое первое постановление № 604 «О транспортировке грузов для Ленинграда», в котором были намечены конкретные меры по организации водных перевозок по Ладожскому озеру. На западном берегу озера началось сооружение порта Осиновец, в 55 км от Ленинграда, недалеко от станции Ладожское озеро,- конечной станции Ириновской железной дороги. 12 сентября 1941 года к причалам мыса Осиновец с восточного берега Ладожского озера пришли две баржи, доставив 626 тонн зерна и 116 тонн муки. Так начала действовать блокадная «артерия» Ленинграда, которую народ назвал Дорогой жизни. С 12 сентября по 15 ноября, когда навигация официально закончилась, по Ладоге удалось доставить 24 097 т зерна, муки и крупы, более 1130 т мяса и молочных продуктов и др. грузов. Каждый рейс по озеру был подвигом. Количество продовольствия, привезенное по Ладоге, составляло 20-дневную потребность города.

Водные перевозки осенью 1941 года были первым этапом борьбы за ладожскую коммуникацию, которая велась в течение всего периода блокады Ленинграда. К ноябрю 1941 года город уже третий месяц находился в блокаде. Имевшиеся запасы продовольствия почти совершенно иссякли. Тяжесть положения усугублялась тем, что водные перевозки были прерваны рано начавшимся ледоставом (хотя отдельные суда пробивались вплоть до 7 декабря 1941 года). С наступлением ледостава перевозки водным путем прекратились. Началась подготовка к строительству зимней дороги по льду Ладожского озера.

Две дороги ледовой трассы

22 ноября на лед вышла первая автоколонна грузовых автомашин ГАЗ-АА. Ледовая дорога, которая стала именоваться Военно-автомобильной дорогой № 101 (ВАД-101), начала действовать 26 ноября 1941 года. Всю дорогу из-за усталости льда пришлось переносить на новую трассу. А за первый месяц работы дорога переводилась на новые трассы четыре раза, а отдельные ее участки еще чаще.

Трасса была проложена, обозначена вехами. Ледовая дорога была хорошо организованной автомагистралью, обеспечивавшей водителям уверенную езду на большой скорости. Трассу обслуживало 350 регулировщиков, в задачу которых входило рассредоточение машин, указание направления движения, наблюдение за сохранностью льда и другие обязанности. Дорога стала сложнейшим инженерным сооружением. Ее строители изготавливали дорожные знаки, вехи, переносные щиты, мостики, строили базы, склады, обогревательные и медицинские пункты, пункты питания и технической помощи, мастерские, телефонные и телеграфные станции, приспосабливали разнообразные средства маскировки. Эта работа требовала самоотверженности и мужества, так как ее приходилось вести при любых условиях — лютых морозах, леденящих ветрах, пурге, артобстрелах и налетах вражеской авиации. Кроме этого, выставлялись маячные фонари с синими стеклами — вначале на каждые 450—500 м, а затем на 150— 200 м.

24 ноября 1941 года Военный совет Ленинградского фронта принял постановление № 00419 «О строительстве Военно-автомобильной дороги № 102 (ВАД-102)» Таким образом, теперь доставка грузов для Ленинграда стала производиться по двум дорогам.

Дорога состояла из двух кольцевых трасс, каждая из которых имела два отдельных направления движения – для грузового движения (в город) и для порожняка или эвакуации (из города). Первая трасса для перевозок грузов в город проходила по маршруту Жихарево — Желанное — Троицкое — Лаврово — ст. Ладожское озеро, протяженность направления составляла 44 км; для порожняка и эвакуации из города — ст. Ладожское озеро или Борисова Грива — Вагановский спуск — Лаврово — Городище — Жихарево протяженностью 43 км. Общая протяженность рейса по первой кольцевой трассе составляла 83 км.

Вторая трасса для перевозок грузов проходила по маршруту Войбокало — Кобона — Вагановский спуск — ст. Ладожское озеро или Борисова Грива (58 км) и для порожняка или эвакуации — ст. Ладожское озеро или Борисова Грива — Вагановский спуск — Лаврово — Бабаново — Войбокало (53 км). Общая протяженность второй кольцевой трассы составляла 111 км. Прежняя трасса Тихвин — Новая Ладога перестала функционировать, но поддерживалась в рабочем состоянии.

Несмотря на морозы и метели, на огонь вражеской артиллерии и удары с воздуха, занятие противником 8 ноября Тихвина, движение грузового автотранспорта не прекращалось практически ни на один день. В ноябре-декабре по трассе было доставлено 16 449 т грузов.

«Дорога жизни» — это не только трасса по льду озера, это путь, который надо было преодолеть от ж/д станции на западном берегу озера до ж/д станции на восточном берегу и обратно. Дорога работала до последней возможности. В середине апреля температура воздуха стала подниматься до 12 — 15°С и ледовый покров озера стал быстро разрушаться. На поверхности льда накапливалось большое количество воды. В течение целой недели — с 15 по 21 апреля — машины шли по сплошной воде, местами глубиной до 45 см. В последних рейсах машины не доходили до берега и грузы переносили на руках. Дальнейшее движение по льду стало опасным, и 21 апреля Ладожская ледовая трасса была официально закрыта, но фактически она функционировала до 24 апреля, так как некоторые водители, несмотря на приказ о закрытии трассы, продолжали рейсы по Ладоге. Когда озеро начало вскрываться и движение машин по трассе прекратилось, работники трассы перенесли с восточного на западный берег 65 т продовольственных продуктов. Всего за зиму 1941/42 года по ледовой трассе было доставлено Ленинграду 361 109 тонн различных грузов, в том числе 262 419 тонн продовольствия.

По Дороге Жизни. Первые километры

Два года подряд (Раз, два) перед Днём Победы мы с воспитателями водили наших Цыплят на ближайший монумент. Дети возлагали цветы, смотрели, слушали, узнавали, запоминали и впитывали. И вдруг в этом году нам запретили любые выходы из-за этих гадов сволочей паразитов, устроивших теракт в нашем городе.
Пришлось заменить поход на монумент просмотром фильма про Таню Савичеву.
И так Леночка впечатлилась, что непременно захотела съездить и посмотреть отлитый в камне дневник Тани.
Сказано-сделано. Берём термос в машину ноги в руки, намечаем план и вперёд, в путешествие во времени по Дороге Жизни.

Первая остановка на 3-м километре Дороги Жизни на мемориале «Цветок жизни».
На высоком берегу небольшой речки Лубьи стоит белый каменный цветок на 10-метровом стебле. В лепестках цветка вырезаны слова: «Пусть всегда будет солнце». Около него гранитная плита со словами «Во имя жизни и против войны. Детям – юным героям Ленинграда. 1941-1944».

Около цветка берёзовая роща из 900 берёз – по числу дней блокады. На берёзах пионерские галстуки.

В рощице обнаружен памятник А.Д. Левенкову – автору мемориалов Зелёного Пояса Славы обороны Ленинграда. Очень огранична и уместна здесь эта плита.

За рощей на берегу речки Лубья оставлены надолбы и противотанковый ёж.

От Цветка проходим по аллее Дружбы, на которой установлены 5 монументальных плит с трогательными текстами, посвящёнными подвигам юных защитников Ленинграда.

Подходим к насыпному холму, где в 1971 году установили каменные листки дневника Тани Савичевой.

Оставляем Тане цветы и двигаемся дальше.

Мемориал слева от дороги на Румболовской горе мы проскочили. Удобной парковки не было, поэтому на листья дуба и лавра и символизирующий новую жизнь жёлудь посмотрели из окна.
Следующая остановка во Всеволожске. 10-й километр Дороги Жизни.

Мемориальное захоронение с памятниками, крестами и плитами.
Здесь целый комплекс памятников. Силы ещё есть, изучаем все.
Внимание детей привлекает памятник жертвам концлагерей с колючей проволокой и детскими игрушками. Кратко рассказываю что такое концлагеря и почему. Говорить длинно и красиво не получается – подступают слёзы. Наверно, это генетическая память Ленинградцев.
Здесь не только памятники жертвам Второй Мировой, но и воинам, павшим на полях Чеченской войны. А ещё жертвам авиакатастрофы в Египте в 2015. Но внимание детей привлёк памятник «Помни Чернобыль», действительно интересный и осмысленный.
Но главный экспонат, который мы хотели здесь посмотреть – полуторка. Легендарный ГАЗ-АА, снабжавший оккупированный город продовольствием и вывозивший детей. Напротив очередной храм, которых достаточно вдоль маршрута. Но мы не по этой части, поэтому возложив цветы к полуторке, двигаем дальше.
На 12-м километре останавливаемся у участка Дороги Жизни, сохранённого как исторический памятник военного времени. Поясняем детям, что ехали не в комфортабельной современной машине с рессорами, кондиционером, ремнями, креслами, магнитолами по хорошему (на удивление!) асфальту, а в кузове вот такой полуторки по булыжнику, грязи, снегу и льду. И пробуем представить, сколько времени уходило на преодоление 47 километров сухопутного участка Дороги Жизни.
Дальше 17-й километр. Оставляем гвоздичку Катюше. Не той, которая выходила на берег, а той, которая била врагов.
Между 30-м и 31-м километрами Дороги Жизни, у деревни Ириновка, находится Братское кладбище. Там захоронены и воины советской армии, защищавшие окупированный город, и простые ленинградцы. Вдоль шоссе протянулась стена из красного кирпича, на ней таблички с увековеченными на ней именами. По разным данным там захоронено около 500 человек. Рядом с красной стеной точно также вытянулась мемориальная плита со стихами Михаила Исаковского: «Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись, могиле этой дорогой всем сердцем поклонись».
Остановились. Поклонились. Оставили гвоздичку.
Перед стеной несколько стел с историями погребенных, с указанием тех, кто не выжил, кто как мог помогал городу, и тех, кто не дожил до эвакуации.
Наша следующая остановка перед самым Разорванным кольцом, в деревне Ваганово у ларька с вкуснейшей ладожской копчёной рыбой. Здесь мы искали мемориал «Тройка-1» – восстановленный блиндаж пункта связи с мемориальной доской.
Каково было наше удивление, когда мы с трудом отыскали наглухо закрытый блиндаж между ларьком с рыбой, лесом, картофельным полем и чьим-то участком с громко лаявшей собакой. Никаких табличек, указателей или информашек.
Сооружен он по инициативе и по предложению Совета ветеранов, служивших в войсках связи фронта Ленинграда. В этом районе во время войны располагался пункт связи этого фронта. Он соединял подводным кабелем (по дну озера) блокадный Ленинград с большой землей. Постоянную и бесперебойную работу этого пункта («Тройка-1») обеспечивали связисты 376-го батальона и 26-го отдела полка связи.
Ну а дальше нас ждала неспокойная ветреная Ладога.
Продолжение следует

Добавить комментарий

Закрыть меню