Пантелеймоновский мост Санкт-Петербург

История моста

Впервые здесь был построен в 1725-1726 г.г. по проекту инженера Х. Фан Болеса деревянный мост-акведук, по которому подавали воду для питания фонтанов в Летнем саду. Акведук просуществовал до 1777 года и был разобран после наводнения, в результате которого фонтаны были разрушены.

В 1748-1749 г.г. здесь соорудили новый мост в стиле барокко по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли.

В 1823-1824 г.г., в связи с перепланировкой района Марсова поля и Михайловского замка, был сооружен первый цепной мост через р. Фонтанку. Конструктивная схема представляла собой установленные на береговых опорах два высоких чугунных портала, через которые переброшены 5 рядов парных цепей. Являясь несущими элементами моста, они поддерживали деревянную конструкцию настила проезжей части посредством вертикальных цепей. Особенностью цепного моста были опоры, которые служили не только основными конструктивными элементами, но и были богато декорированы.

Порталы состояли из пяти чугунных колонн, увенчанных архитектурными элементами и ажурными ребрами в виде контрфорсов для придания устойчивости и жесткости всей висячей системе. Несущие цепи по ширине моста распределялись не равномерно, а в соответствии с принятой организацией движения транспорта и пешеходов. Мост был рассчитан на тяжесть1500 человек.

Мост исправно прослужил 83 года и был разобран в 1906 году из-за обрушения аналогичного цепного Египетского моста через р. Фонтанку, которое произошло в 1905 году.

В 1907–1908 годах на месте цепного моста был сооружен современный, однопролетный металлический, арочный мост. Конструктивная схема моста представляет собой сооружение, состоящее из 12 двухшарнирных пологих арок с параллельными поясами и надарочными стойками, поддерживающими элементы проезжей части, состоящие из металлических прогонов, поперечных балок и настила из лоткового железа. Устои массивные каменные на свайном основании. В 1908 году по мосту открылось движение.

Архитектурный облик Пантелеймоновского моста получил свое завершение лишь в июле 1914 года. По проекту архитектора Л.А. Ильина мост был богато декорирован в стиле ампир, как и соседние Инженерные мосты, а также ограда Летнего сада со стороны Мойки. Чугунные секции перил художественного литья представляют собой часто расставленные дротики с накладной арматурой из скомпонованных воинских атрибутов: перевитых лентами секир, пик, щитов. Торшеры в виде пучков высоких пик, перевитых посередине венками, украшенными накладными элементами воинской арматуры в виде овальных щитов с барельефами медуз на фоне переплетенных мечей античной формы. Фонари имеют форму усеченной восьмигранной пирамиды, подвешены к кронштейнам.

В 1925 г., в связи с празднованием 100-летия восстания декабристов, мост был переименован в «Мост Пестеля».

В 1953-1987 г.г. проводились различные реставрационные работы.

4 октября 1991 г. мосту вернули его первоначальное название «Пантелеймоновский».

В 2000 г. в рамках программы «Светлый город» была создана архитектурная подсветка моста.

В 2001–2002 годах выполнен капитальный ремонт, в ходе которого заменили изношенные металлоконструкции, гидроизоляцию и дорожное покрытие моста, отреставрировали фонари и перила, детали декора покрыли позолотой. По историческим фотографиям и чертежам восстановлены короны двуглавых орлов, венчающих торшеры.

Последняя по времени реставрация Пантелеймоновского моста проведена в августе–декабре 2017 года. По заказу СПб ГБУ «Мостотрест» восстановлена окраска и позолота металлоконструкций и декоративных элементов переправы.

История

Исторически в начале Пантелеймоновской улицы через Фонтанку работал лодочный перевоз. Первое упоминание о нём относится к 1721 году. В 1725—1726 годах здесь мастером X. ван Болесом был построен деревянный мост-акведук для питания фонтанов Летнего сада из Лиговского канала. В 1748—1749 его заменили новым в стиле барокко по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли. Акведук был пышно украшен лепкой, и даже линии арок были вырезными.

В 1777 году произошло наводнение, которое разрушило фонтаны. Их решили не восстанавливать и акведук был разобран.

Портал цепного Пантелеймоновского моста. Раскарашенная литография. Карл Беггров, 1824 год

Строительство цепного моста

В 1823—1824 годах по проекту инженеров В. фон Треттера и В. А. Христиановича на этом месте был построен цепной мост, став первым в России городским транспортным подвесным мостом. Этот проект являлся развитием идей, разработанных этим коллективом при проектировании пешеходного Почтамтского моста похожей конструкции через реку Мойку.

Строительными работами руководили инженеры В. А. Христианович и Ф. О. Термин. Береговые устои моста были построены из гранитных плит, которые появились после разборки каналов, окружавших Михайловский замок. Работами по постройке устоев руководил известный мастер-каменотёс Самсон Суханов.

Мост был открыт 4 ноября 1824 года. Длина подвесного моста была 43 м, ширина — 10,7 м.

Все чугунные и кованые железные части были изготовлены на чугунолитейном заводе Чарльза Берда (ныне — «Адмиралтейский завод»). На этом заводе была изготовлена машина собственной конструкции для испытания на разрыв всех металлические частей этого моста. Сборка всех металлических частей была произведена на территории завода в течение восемнадцати дней.

Общий вид цепного моста

Вниз по течению Фонтанки
Вверх по течению Фонтанки

Гранитные устои были возведены на свайном основании. На них с каждой стороны реки были неподвижно закреплены на устоях порталы, состоящие из пяти чугунных шестиметровых колонн. Опоры были богато декорированы в духе обрамлений входов в древнеегипетские храмы. Этот стиль распространялся на фриз и карниз, богато декорированные тонким позолоченным свинцовым орнаментом, к тому же каждый карниз был дополнительно украшен и львиными головами. Через эти радушные львиные пасти были пропущены пять несущих цепей, изготовленных из уральского круглого железа. К этим цепям было подвешено пролетное строение, нёсшее деревянный настил моста, а концы цепей были закреплены в каменной кладке устоев на уровне их основания. В оформлении моста также использовались прикрывающие стыки звеньев цепей золоченые розетки, фонари на цепях, провисающие в порталах арки, перильные ограждения «россиевского» рисунка и т. п.

Оживлённое движение по цепному Пантелеймоновскому мосту

История цепного моста

У этого цепного моста была своя особенность — он раскачивался.

— Вот, например, как описывает это художница А. П. Остроумова-Лебедева:

Очень любила я идти по Цепному мосту, он приятно и ритмично качался. Ритм его менялся. Когда шёл народ, ехали извозчики, он как-то мягко плясал под ногами, меняя такт и внося перебои. Когда шёл обоз ломовых, его ритм становился и реже, и глубже, и шире. Больше всего я любила, когда по нему шёл отряд войск, топанье многих ног придавало мосту какую-то бесподобную жизнь. Ритм его был бойкий, определенный и шутливый. Бывало идёшь по мосту и, не оборачиваясь, уже догадываешься по его качанию, что по нему едут ломовые или идёт войско.

Цепной мост простоял восемьдесят пять лет. После обрушения 20 января (2 февраля) 1905 года Египетского моста аналогичной конструкции поступило распоряжение реконструировать мост. Официальное заявление городских властей содержало в себе причину его разборки необходимостью прокладки на этом месте трамвайных путей. В следующем 1906 году мост был разобран.

Краеведы Санкт-петербурга пытались отстаивать этот памятник, но это не помогло:

Я с детства его особенно любила. Скоро мне пришлось пережить большое огорчение. Цепной мост решили уничтожить. Александр Николаевич и его друзья горячо отстаивали мост. Они стремились спасти от гибели одну из прелестнейших достопримечательностей нашего нашего прекрасного города. Кому-то писали, к кому-то ездили, убеждали, но ничто не помогло. Бенуа предлагал такой проект: если Цепной мост не удовлетворял условиям движения города, то передвинуть его по Фонтанке, ближе к Неве, примерно к зданию Правоведения. Он мог служить пешеходным мостом в Летний сад. Но, как мне помнится, отцы города, то есть члены городской думы, на это не пошли, и мост разобрали. Мы очень горевали. Некоторые части его, между которыми находились и позолоченные маски львов, были переданы в Музей Петербурга. Он незадолго перед тем был основан и находился в доме архитектора Сюзора, на 1-й линии Васильевского острова.

— А. П. Остроумова-Лебедева

Сохранилась модель моста, изготовленная Н. Е. Косовым. Её можно увидеть в музее мостов в Санкт-Петербурге.

Фонарь Пантелеймоновского моста

Стальной однопролётный мост

Новый однопролётный стальной арочный мост был выстроен по проекту архитектора Л. А. Ильина и инженера А. П. Пшеницкого в 1907—1908 годах. Строительством руководил инженер А. А. Рейнеко.

Несмотря на то, что новый мост был открыт для движения в 1908 году, первое время на нём стояли деревянные перила, так как Академия Художеств отказалась одобрить присланные на утверждение чертежи металлических перил с формулировкой

мотивы решёток быстрее характера балконного, чем мостового.

Проект оформления был переработан в 1910 году. Для того, чтобы мост органично вошёл в окружающий архитектурный ансамбль, Ильин использовал те же декоративные элементы, что и в отделке соседних Первого и Второго Инженерных мостов, а также решётки Летнего сада со стороны Мойки. Однако Пантелеймоновский мост получился одним из самых роскошных по своему художественному оформлению. Декорирование моста выполнялось заводом «Карл Винклер» с 1912 года, и было окончено только в июле 1914 года.

Перила Пантелеймоновского моста

Литые чугунные секции перил литья представляют собой часто расставленные дротики, перевитые лентами секиры, пики, щиты. Стойки перил выполнены в виде ликторских связок, основания фонарей ввиде пучков пик, перевитых посредине венками и украшенных накладными овальными щитами с барельефами медуз на фоне скрещённых мечей античной формы. Средняя пика, завершается двуглавым орлом с распростертыми крыльями и лавровым венком в когтях.

Фонари, напоминающие усечённые восьмигранные пирамиды, подвешены к кронштейнам. Ильин широко использовал бронзировку и покрытие сусальным золотом элементов декора.

Реставрации

Первая реставрация моста была проведена в 1954 году (возможно в 1957). Было покрыто червонным золотом 82,81 м2 деталей, включая украшения арок. Кроме того были восстановлены утраченные торшеры моста по проекту архитектора А. Л. Ротача. Позже реставрации декоративного оформления моста проходили в 1969, 1983—1984 годах.

В 2002 году мост был подвергнут капитальной реставрации: была выполнена замена изношенных металлоконструкций, гидроизоляции и дорожного покрытия. Также были заделаны пять сквозных отверстий, которые появились во время блокадных бомбёжек.

Кроме того, во время ремонта мосту вернули исторический облик. Были отреставрированы торшеры, фонари, перила, позолочены элементы декора. Реставраторы утверждают, что технологии реставрации сохранят облик моста на срок не менее 100 лет.

Особенности проекта и моста

  • Пантелеймоновский мост не только назван по находящейся недалеко церкви святого Пантелеймона-целителя, но и считается, что Святой великомученик является божественным покровителем этого строения.
  • Со западной стороны, с той где мост опирается на остров Летний Сад, он одним углом примыкает к решётке Летнего сада, а другим – к Первому Инженерному мосту у Михайловского замка. В месте соединения мостов находится памятник Чижику-Пыжику.
  • В 2000 году была принята программа «Светлый город». В её рамках была создана архитектурная подсветка моста. Сложность объекта вынудила использовать разные виды оборудования и источники света: позолоченные доспехи и детали украшений перильного ограждения освещены зеркальными прессованными лампами накаливания ПАР – 38, внутренняя часть арки освещена светильниками (степень защиты JP68), способными светить даже из-под воды в случае подъёма уровня. Пояс арки освещается прожекторами с металлогалогенными лампами. Проектом предполагалось осветить также и великолепные перильные стойки, но после того,как за месяц с моста было украдено пять прожекторов, от этой идеи отказались. По мнению экспертов, полная реализация схемы освещения была самым удачным проектом архитектурного освещения мостов в Санкт-Петербурге.

Пантелеймоновский мост

Пантелеймоновский мост

Пантелеймоновский мост
59°56′32″ с. ш. 30°20′19″ в. д.HGЯOL
Область применения Пешеходный, автомобильный
Пересекает Фонтанка
Место расположения Улица Пестеля и набережная Мойки в Центральном районе Санкт-Петербурга
Конструкция
Тип конструкции двухшарнирная арка
Общая длина 43 м
Ширина моста 23,4 м
Эксплуатация
Открытие 1824 (цепной)
Закрытие на реконструкцию 1906—1908, 2001—2002
Пантелеймоновский мост на Викискладе
Объект культурного наследия России регионального значения
рег. № 781711205450005 (ЕГРОКН)
объект № 7801860000 (БД Викигида)

Пантелеймо́новский мост (с 1824 по 1908 — Цепно́й мост; c 1923 по 1991 — мост Пе́стеля) — мост в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяющий остров Летний сад и Безымянный остров через реку Фонтанку. Один из самых красивых и интересных в архитектурном отношении мостов города.

Является продолжением улицы Пестеля (до 1923 — Пантелеймоновской) через реку Фонтанку к северной (нечётной) набережной реки Мойки у Летнего сада. Мост находится в сосредоточении исторических мест: непосредственно у Летнего сада, Инженерного (Михайловского) замка. Образует ансамбль с расположенным рядом Первым Инженерным мостом через исток реки Мойки.

Выше по течению находится Прачечный мост, ниже — мост Белинского.

Ближайшая станция метрополитена (1,1 км) — «Гостиный двор».

Деревянный мост-акведук, который находился на этом месте, не имел названия. Цепной мост в архивных документах называется Большой цепной мост через р. Фонтанку у Летнего сада.

После разборки и перестройки название Пантелеймоновский мост, так же как и прилегающая к нему улица получил по стоящей поблизости Пантелеймоновской церкви. В 1923 году и мост, и улица был переименованы в честь декабриста П. И. Пестеля, жившего по адресу набережная реки Фонтанки, дом № 24, неподалёку от моста. Название просуществовало до 4 октября 1991 года, после чего мост снова стал называться Пантелеймоновским

Дата Название
1725 Деревянный безымянный мост
1823 Цепной мост (по другим источникам — Пантелеймоновский цепной мост)
1908 Пантелеймоновский мост
1915 Гангутский мост.
1923 мост Декабриста Пестеля
1928 мост Пестеля
4 октября 1991 Пантелеймоновский мост

Акведук через Фонтанку в 1720-х годах

Исторически в начале Пантелеймоновской улицы через Фонтанку работал лодочный перевоз. Первое упоминание о нём относится к 1721 году. В 1725—1726 гг. мастером X. ван Болесом был построен деревянный мост-акведук для питания фонтанов Летнего сада из Лиговского канала.

В 1748—1749 гг. его заменили новым в стиле барокко по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли. Акведук был пышно украшен лепкой, и даже линии арок были вырезными. Этот мост, вместе с крытым пешеходным мостом через Мойку, ведущим из Летнего дворца Елизаветы Петровны в Летний сад, дворцом и прилегающими садами и набережными образовывал единый архитектурный ансамбль. После наводнения 1777 года, разрушившего фонтанную систему Летнего сада, акведук был разобран.

Цепной мост

К 20-м годам XIX в. в связи с преобразованием территории вокруг Михайловского замка возникла необходимость связать Литейный проспект с районом Марсова поля. Для этого было решено построить мост через Фонтанку по оси Пантелеймоновской улицы.

26 мая 1823 г. последовало повеление царя о постройке одного большого цепного моста через Фонтанку «против Инженерного департамента (у Летнего сада)». Проект моста был составлен инженером Треттером (помощниками Треттера были инженеры А. Поленов и В. Р. Трофимович).

Портал цепного Пантелеймоновского моста. Раскрашенная литография. Карл Беггров, 1824 год

Строительные работы вел инженер-майор В. А. Христианович под наблюдением и руководством автора проекта Г. М. Треттера.

Береговые устои выполнялись под руководством известного мастера-каменотёса Самсона Суханова из гранитных плит, полученных после разборки стенок каналов, окружавших Михайловский замок. Осенью 1823 г. было закончено сооружение устоев моста.

Все чугунные и кованые железные части были изготовлены на чугунолитейном заводе Берда в Петербурге. Все металлические части моста предварительно подвергались испытаниям на разрыв машиной, специально сконструированной и изготовленной на заводе Берда. Первые испытания железа, пригодного для устройства цепей, были неудачными; наконец, звено цепи, составленное из четырёх скованных вместе тонких прутьев выдержало испытание на разрыв в 24 тонны и было признано пригодным.

Внешние изображения
Фасад и план моста. 1825 г.
Детали моста. 1825 г.

После устройства береговых устоев, установки порталов и переброски через них с одного берега на другой 5 парных цепей, к ним были подвешены лёгкие мостки, с которых производился дальнейший монтаж элементов моста. Сборка элементов моста была произведена в течение восемнадцати дней рабочими завода Берда. Мост был открыт 4 ноября 1824 года.

Пантелеймоновский мост представлял собой выдающееся инженерное сооружение: это был первый в России висячий мост, предназначенный для проезда экипажей. По результатам двухмесячных подсчётов после открытия моста по нему ежедневно в среднем проходило 8000 человек и проезжало 900 экипажей.

Мост был однопролётным, на береговых опорах были установлены два высоких чугунных портала, через которые было переброшено пять рядом парных цепей. Концы цепей были закреплены в каменной кладке устоев на уровне их основания. Деревянное полотно с подъёмом к середине было подвешено к цепям с помощью прутьев. Несущие цепи по ширине моста распределялись неравномерно: одна цепь, проходя по оси моста, разделяла проезжую часть на две полосы движения транспорта; остальные, попарно расположенные, цепи выделяли тротуары по обеим сторонам проезжей части.

Для того, чтобы не вырубать около ста вековых деревьев Летнего сада, ось моста несколько отклонена от оси ведущей к нему улицы. а порталы установлены на береговых устоях не параллельно друг к другу.

Пантелеймоновский мост в 1853 г.

Длина подвесного моста была 43 м, ширина — 10,7 м. Высота полых чугунных колонн-порталов была 6 м, их верхний диаметр 20,6 см, нижний — 30,4 см, толщина стенок колонн — 2,2 см. Цепи были изготовлены из круглых кованых стержней уральского железа, с длиной элемента 1,5 м. Гранитные береговые устои вдавались в реку на 16 м. Основание опор — свайное, из-за слабых грунтов основания длина свай (с наращиванием) доходила до 21,5 м.

Опоры моста были наиболее богато декорированными элементами конструкции. Порталы состояли из высоких чугунных неравномерно расположенных по ширине колонн, увенчанных антаблементом, типичным для древнеегипетской архитектуры, и ажурных рёбер в виде контрфорсов для придания устойчивости и жёсткости всей висячей системе. Этот египтизирующий стиль распространялся на фриз и карниз, богато декорированные тонким позолоченным свинцовым орнаментом. Наряду с характерными чертами, присущими архитектуре древнего Египта, в декоре моста были черты, типичные для русской классики: это золочёные розетки, прикрывающие стыки звеньев цепей, маски львов, через пасти которых пропущены главные цепи, фонари на цепях, провисающие в порталах арки, перильные ограждения «россиевского» рисунка. Чугунные и железные части моста были покрашены чёрной краской и покрыты лаком, а детали украшений позолочены.

Серьёзным недостатком Пантелеймоновского моста была качка. Образное описание этого явления оставила в своих воспоминаниях художница А. П. Остроумова-Лебедева:

Очень любила я идти по Цепному мосту, он приятно и ритмично качался. Ритм его менялся. Когда шёл народ, ехали извозчики, он как-то мягко плясал под ногами, меняя такт и внося перебои. Когда шёл обоз ломовых, его ритм становился и реже, и глубже, и шире. Больше всего я любила, когда по нему шёл отряд войск, топанье многих ног придавало мосту какую-то бесподобную жизнь. Ритм его был бойкий, определенный и шутливый. Бывало идёшь по мосту и, не оборачиваясь, уже догадываешься по его качанию, что по нему едут ломовые или идёт войско.

В 1862 г. при ремонте моста все подвесные стержни и балки пола были заменены. Вместо старых чугунных перил была поставлена железная решётка. Работы производились инженером И. В. Балинским.

К началу XX века интенсивность движения значительно выросла, появились первые автомобили, и пропускная способность старого моста, ширина которого составляла всего 10,7 метра, оказалась явно недостаточной. В 1890 г. петербургский градоначальник предложил перенести цепной мост ниже по течению Фонтанки, к Малому театру и Лештукову переулку, а на прежнем месте построить новый мост, «размерами и типом подходящий к теперешнему Семионовскому мосту». В 1900 г. техническое отделение городской Управы составило 2 эскизных проекта перестройки моста, из которых Управой был одобрен проект жёсткого висячего моста стоимостью 215 тыс. руб. После обрушения Египетского моста аналогичной конструкции 20 января (2 февраля) 1905 г. поступило распоряжение реконструировать мост. Официальное заявление городских властей содержало в себе причину его разборки необходимостью прокладки на этом месте трамвайных путей. В следующем 1906 году мост был разобран.

Краеведы Санкт-Петербурга пытались отстаивать этот памятник, но это не помогло:

Скоро мне пришлось пережить большое огорчение. Цепной мост решили уничтожить. Александр Николаевич и его друзья горячо отстаивали мост. Они стремились спасти от гибели одну из прелестнейших достопримечательностей нашего нашего прекрасного города. Кому-то писали, к кому-то ездили, убеждали, но ничто не помогло. Бенуа предлагал такой проект: если Цепной мост не удовлетворял условиям движения города, то передвинуть его по Фонтанке, ближе к Неве, примерно к зданию Правоведения. Он мог служить пешеходным мостом в Летний сад. Но, как мне помнится, отцы города, то есть члены городской думы, на это не пошли, и мост разобрали. Мы очень горевали. Некоторые части его, между которыми находились и позолоченные маски львов, были переданы в Музей Петербурга. Он незадолго перед тем был основан и находился в доме архитектора Сюзора, на 1-й линии Васильевского острова.

В Центральном музее железнодорожного транспорта России сохранилась модель (в масштабе 1:28) цепного моста, выполненная в мастерских Института корпуса инженеров путей сообщения в первой половине XIX в.

Арочный мост

Фонарь Пантелеймоновского моста

К производству работ был утвержден проект арочного металлического моста, разработанный инженером Г. Кривошеиным и архитекторами В. Апышковым и П. Лихачевым. Однако Академия художеств забраковала проект. Новый проект был разработан инженером А. П. Пшеницким, при участии инженеров А. П. Станового и А. И. Зазерского.

Вместо цепного моста в 1906 г. был построен временный трехпролетный деревянный мост трапециедально-подкосной системы, существовавший до постройки постоянного моста. Проект временного моста составил инженер П. А. Лихачев.

Строительство постоянного моста велось в 1907—1908 годах под руководством инженера А. А. Рейнеко. 23 сентября 1907 г. во время работ по забивке паровым копром свай 3 рабочих ошпарило паром, один из них от полученных ожогов скончался.

Несмотря на то, что новый мост был открыт для движения в 1908 году, первое время на нём стояли деревянные перила, так как Академия Художеств отказалась одобрить присланные на утверждение чертежи металлических перил, считая, что «мотивы решёток скорее характера балконного, чем мостового».

Проект архитектурного оформления был переработан архитектором Л. А. Ильиным. Согласование проекта было получено в ноябре 1909 г. Для того, чтобы мост органично вошёл в окружающий архитектурный ансамбль, Ильин использовал те же декоративные элементы, что и в отделке соседних Первого и Второго Инженерных мостов, а также решётки Летнего сада со стороны Мойки. Однако Пантелеймоновский мост получился одним из самых роскошных по своему художественному оформлению. Декорирование моста выполнялось заводом «Карл Винклер» с 1912 года, и было окончено только в июле 1914 года (включая окраску и позолоту).

В 1957 г. по инициативе Ленмосттреста проведена реставрация моста, в ходе которой было покрыто червонным золотом 82,81 м² деталей, включая украшения арок. Кроме того были восстановлены утраченные торшеры моста по проекту архитектора А. Л. Ротача. Позже реставрации декоративного оформления моста проходили в 1969, 1983—1984 гг.

В 1994 г. рядом с мостом установили памятник Чижику-Пыжику. В 2000 г. в рамках программы «Светлый город» была создана архитектурная подсветка моста.

28 мая 2001 года было закрыто движение автотранспорта и пешеходов по мосту и начаты работы по капитальному ремонту. Заказчиком реставрационных работ выступил Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству Петербурга, генподрядчиком — ЗАО «РПНЦ» «Специалист». Проект капитального ремонта разработан инженером А. И. Бородиным.

Для движения пешеходов рядом с Пантелеймоновским мостом был построен временный мост. В процессе ремонта произведены замена изношенных металлоконструкций, гидроизоляции, усиление пролетного строения с заменой лоткового железа, ремонт асфальтобетонного покрытия. На основании исторических снимков и авторских чертежей были восстановлены снятые в советское время короны двуглавых орлов, венчавшие торшеры, и позолота решеток. При реставрации сусальным золотом покрыто 124 м² декоративных деталей. Торжественное открытие моста после капитального ремонта состоялось 24 мая 2002 г.

Конструкция

Перила Пантелеймоновского моста

Мост однопролетный, арочный. Пролетное строение состоит из 12 двухшарнирных пологих арок с параллельными поясами и надарочными стойками, поддерживающими элементы проезжей части, состоящей из металлических прогонов, поперечных балок и настила из лоткового железа. Каменные береговые устои облицованы гранитом. Длина моста — 43 м, ширина — 23,4 м. У въездов на мост на гранитных тумбах установлены торшеры с фонарями. Тротуары отделены от проезжей части гранитным поребриком. Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон.

Чугунные секции перил художественного литья представляют собой часто расставленные дротики с накладной арматурой из воинских атрибутов: перевитых лентами секир, пик, щитов.

Торшеры, поддерживающие на кронштейнах изящные восьмигранные фонари, сделаны в виде пучков копий, украшенных овальными щитами с барельефными изображениями Медузы Горгоны, наложенными на перекрещенные мечи. Каждый из торшеров увенчан двуглавым орлом с распростертыми крыльями и лавровым венком в когтях. Прообразом торшеров моста являются фонарные столбы Суворовского плашкоутного моста.

В оформлении широко использована бронзировка и покрытие сусальным золотом элементов декора — наконечников пик, голов медуз, обрамлений щитов, двуглавых орлов с венками из лавровых листьев, сферических поверхностей фонарей, решеток.

С ноября 1833 года по август 1834 года рядом с Летним садом в доме на Пантелеймоновской улице (улица Пестеля, дом № 5 перестроен) жил поэт Александр Сергеевич Пушкин. «В Санкт-Петербурге, у Цепного моста, против Пантелеймона, в доме г. Оливье», — такой адрес указан в его письмах к жене из Болдина осенью 1833 года.

Мост упоминается в сатирическом стихотворении А. К. Толстого «Сон Попова».

  1. 1 2 3 4 Мосты и набережные Ленинграда, 1963, с. 63.
  2. 1 2 3 4 Мосты Ленинграда, 1986, с. 92.
  3. 1 2 Мосты Ленинграда, 1986, с. 80.
  4. 1 2 Мосты Ленинграда, 1986, с. 273.
  5. Решение президиума Санкт-Петербургского Совета народных депутатов от 04.10.1991 №314 «О восстановлении исторических названий городских объектов»
  6. «Пантелеймоновский мост» в рассылке «История и Архитектура Санкт-Петербурга» от Subscribe.ru
  7. Пантелеймоновский мост на сайте Мой любимый Питер
  8. Реестр названий Санкт-Петербурга на сайте СПИГ (Санкт-Петербургская интернет-газета)
  9. 1 2 Куферштейн, 1991, с. 7.
  10. С. П. Заварихин. «Явление Санкт-Петербург-Бурха»
  11. Курбатов В.Я. Эпоха Императрицы Елизаветы. (Эпоха Растрелли) // Петербург: Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы. — СПб.: Община св. Евгении (Товарищество Р. Голике и А. Вильборг), 1913.
  12. Повесть о ленинградских мостах, 1971, с. 18.
  13. Степнов, 1991, с. 301.
  14. 1 2 3 Мосты Ленинграда, 1986, с. 77.
  15. 1 2 3 4 Кочедамов, 1958, с. 12.
  16. Мосты Ленинграда, 1986, с. 75.
  17. 1 2 Степнов, 1991, с. 17.
  18. 1 2 3 4 5 Мосты Ленинграда, 1986, с. 79.
  19. 1 2 Мосты Ленинграда, 1986, с. 78.
  20. Повесть о ленинградских мостах, 1971, с. 65.
  21. 1 2 Кочедамов, 1958, с. 13.
  22. Памятники архитектуры Ленинграда, 1972, с. 443.
  23. Барановский Г.В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища). 1842—1892. — СПб.: Типо-Литография Н. Л. Пентковского, 1893. — С. 18.
  24. Куферштейн, 1991, с. 9.
  25. Всеподданнейший отчет С.-Петербургского градоначальника за 1890 год. — СПб.: типография С.-Петербургского градоначальства, 1891. — С. 21.
  26. Обзор деятельности городского общественного управления. Отчеты городской Управы и входящих в состав её лиц и установлений // С.-Петербургское городское общественное управление в 1900 году. — СПб.: типография Шредера, 1901. — Т. 1. — С. 89.
  27. А. П. Остроумова-Лебедева «Автобиографические записки. I—II тома», М.: 2003
  28. Кочедамов, 1958, с. 17.
  29. 1 2 3 Обзор строительной деятельности С.-Петербургского городского общественного управления за 1905 и 1906 гг. / Сост. Н. С. Нелюбов. — СПб., 1908. — С. 127—128, 152. — 213 с.
  30. Приложение к всеподданнейшему отчету по С.-Петербургскому градоначальству за 1907 год. — СПб.: типография С.-Петербургского градоначальства, 1908. — С. 27.
  31. Повесть о ленинградских мостах, 1971, с. 76.
  32. 1 2 3 Мосты Ленинграда, 1986, с. 93.
  33. Мосты Ленинграда, 1986, с. 94.
  34. Барцев А. Мосты повисли над Невой // Иллюминатор. — 2003. — № 1 (3).
  35. Пантелеймоновский мост закрывается на год. Фонтанка.ру (28 мая 2001). Проверено 25 января 2015.
  36. В Санкт-Петербурге после реставрации открылись Пантелеймоновский, Нижне-Лебяжий и первый Инженерный мосты. Фонтанка.ру (24 мая 2002). Проверено 25 января 2015.
  37. Богданов Г. И., Ярохно В.И. В гранит оделася Нева, мосты повисли над водами… : к 200-летию Петербургского государственного университета путей сообщения, 1809-2009, и 125-летию кафедры «Мосты» ПГУПС. — СПб.: Голанд, 2009. — С. 158. — 174 с.
  38. Пантелеймоновский мост//ЗАО «РПНЦ» «Специалист»
  39. Официальный портал администрации Санкт-Петербурга. Фотоархив. Хроника май 2002 г.
  40. Куферштейн, 1991, с. 11.
  41. Мосты Ленинграда, 1986, с. 95.
  42. Мосты Ленинграда, 1986, с. 93—94.
  43. Левина Н. Р., Кирцидели Ю. И. По этим улицам, по этим берегам. — СПб.: Папирус, 1997. — С. 184.

Литература

  • Бунин М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга — Петрограда — Ленинграда. — Л.: Стройиздат, 1986. — 280 с.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 197. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  • Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 92. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  • Кочедамов В. И. Мосты Ленинграда. — Л.: Искусство, 1958. — 60 с.
  • Куферштейн Е. З., Борисов К. М., Рубинчик О. Е. Улица Пестеля (Пантелеймоновская). — Л.: Товарищество Свеча, 1991. — 80 с.
  • Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. — Л.: Лениздат, 1991. — 320 с.
  • Петров А. Н. Памятники архитектуры Ленинграда. — Л.: Стройиздат, 1972. — 498 с.
  • Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. — Л.: Лениздат, 1971. — 192 с.
  • Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. — М.: Издательство Министерства Коммунального Хозяйства РСФСР, 1963. — 298 с.
  • Кочедамов В. И. Цепные мосты в Петербурге первой четверти XIX века // Архитектурное наследство. — Л., 1959. — № 9.
  • Тройницкий С. Н. О цепных мостах Петербурга // Старые годы. — 1907. — Март. — С. 96—99.
  • Пантелеймоновский мост //СПб ГБУ «Мостотрест»
  • Пантелеймоновский мост //Энциклопедия Санкт-Петербурга

Пантелеймоновский мост

Пантелеймоновский мост

Пересекает Фонтанку у Летнего сада по продолжению улицы Пестеля. Длина моста 43 м, ширина — 23,4 м. Назван Пантелеймоновским по находящейся рядом церкви святого Пантелеймона, построенной в 1735–1739 гг. по проекту архитектора И. К. Коробова.

Вначале на этом месте был деревянный акведук, по которому подавали воду для питания фонтанов Летнего сада. В 1777 г. во время наводнения фонтаны были разрушены, акведук разобрали Цепной и устроили здесь лодочный перевоз. Этот перевоз «увековечил» в своем «творчестве» известный поэт-графоман, племянник великого Суворова, граф Д. И. Хвостов:

В Петрополе жил двухвесельный бот.

Без дальних он забот

Перевозил народ

От Пантелеймона через Фонтанку к саду.

Весной 1824 г. здесь стали сооружать висячий (цепной) однопролетный постоянный мост, автором которого был инженер — В. К. Треттер. Строительными работами руководил инженер В. А. Христианович. Авторский надзор осуществлял В. К. Треттер. Окончилось строительство 4 ноября 1824 г. Мост назвали Цепным.

Береговые устои выполнялись под руководством известного мастера-камнетеса Самсона Суханова из гранитных плит, полученных после разборки каналов, окружавших Михайловский замок.

Все чугунные и кованые железные части изготовлены на Чугунолитейном заводе Берда (ныне Адмиралтейском). Рабочими этого завода произведена сборка всех металлических частей в течение восемнадцати дней. Длина его была 43 м, ширина — 10,7 м.

Все металлические части предварительно испытывались на разрыв на специальной машине, сконструированной и изготовленной на заводе Берда.

Он стал первым цепным мостом через Фонтанку. Этот тип мостов появился в России раньше, чем в других европейских странах. Пять цепей, к которым было подвешено пролетное строение, изготовлены из уральского круглого железа. Чугунные опоры-пилоны крепились неподвижно к устоям, возведенным на свайном основании. Концы цепей закреплялись в каменной кладке устоев на уровне их основания.

Опоры были богато декорированы в духе обрамлений входов в древнеегипетские храмы. В таком же стиле выполнены были фриз и карниз, богато декорированные тонким золотым орнаментом. Наряду с чертами, присущими архитектуре древнего Египта, в оформлении моста имелись черты, характерные для русской классики: золоченые розетки, прикрывающие стыки звеньев цепей, маски львов, через пасти которых пропущены главные цепи, фонари на цепях, провисающие в порталах арки, перильные ограждения «россиевского» рисунка и т. д.

При всей внешней красоте у моста имелся недостаток — зыбкость и раскачивание под действием вертикальных и горизонтальных сил. Но многим это нравилось. Вот как описывала свое состояние на цепном мосту художница А. П. Остроумова-Лебедева:

«Очень любила я идти по Цепному мосту. Он приятно и ритмично качался. Ритм его менялся. Когда шел народ, ехали извозчики, он как-то мягко плясал под ногами, меняя такт и внося перебои. Когда шел обоз ломовых, его ритм становился и реже, и глубже, и шире. Больше всего я любила, когда по нему шел отряд войск. Топанье многих ног придавало мосту какую-то особую жизнь. Ритм его был бодрый, определенный и веселый. Бывало, идешь по мосту и, не оборачиваясь, уже догадываешься по его качанию, что по нему едут ломовые или идет войско».

Петербуржцы полюбили новый мост. Искусствовед Г. К. Лукомский писал:

«При воспоминании… он рисуется полным фантастического великолепия. Струны, поддерживающие цепи, золотые украшения на пилонах, весь его старинный силуэт так нужен был именно этому уголку старого Петербурга».

Ему вторила А. П. Остроумова-Лебедева:

«Заворачивая с Литейной на Пантелеймоновскую улицу, мы уже издали видели Цепной мост. Он казался совсем кружевным. Через его ажурные устои просвечивало небо, деревья Летнего сада. Во время дождя он темнел, рисуясь выше и стройнее. Иногда он покрывался инеем и стоял как сказочное волшебное видение. Высоко на перекладинах нежно блестели вызолоченные морды львов. И всегда над ним вились и кружились птицы…».

Художница запечатлела на картине в 1903 г. этот, видимо, очень любимый ею мост.

С этим мостом связана история одного из зданий на набережной Фонтанки (дом 16), которое петербуржцы называли «здание у Цепного моста». Его занимал шеф жандармов, возглавлявший «III Отделение Собственной Его Величества канцелярии», ведавшей с 1826 г. политическим розыском. Методы розыска этой организации были по-российски неизменны. Поэтому среди петербуржцев в 1870-е гг. был весьма популярен стишок:

У царя (у) нашего

Верных слуг довольно:

Вот хоть у Тимашева

Высекут пребольно.

Влепят в назидание

Так ударов по сто,

Будешь помнить здание

У Цепного моста.

Мост исправно служил петербуржцам 83 года. Мог бы служить еще долго, но в 1907 г. его разобрали из-за разрушения аналогичного Египетского моста. Официальной мотивировкой для его разборки послужило заявление городских властей о необходимости прокладки здесь трамвайных путей.

Мост был заменен новым современным постоянным металлическим сооружением арочной системы по проекту инженера А. И. Пшеницкого и архитектора Л. А. Ильина. Руководил строительством инженер А. А. Рейнеко. Мост назвали Пантелеймоновским.

Трамвайные пути здесь так и не были проложены, а петербуржцы лишились одного из красивейших мостов в городе. Лукомский писал по этому поводу:

«Но наиболее печальной страницей в истории вандализма старого Петербурга все-таки явится та, которая повествует о мостах. Исчезновение Цепного моста у Летнего сада — ничем невознаградимая утеря. Такого другого моста не будет никогда в Петрограде».

Интересны в этом отношении воспоминания А. П. Остроумовой-Лебедевой. Она писала:

«Скоро мне пришлось пережить большое огорчение. Цепной мост решили уничтожить. Александр Николаевич (Бенуа) и его друзья горячо отстаивали мост. Они стремились спасти от гибели одну из прелестнейших достопримечательностей нашего прекрасного города. Кому-то писали, к кому-то ездили, убеждали, но ничего не помогло. Бенуа предлагал такой проект: если Цепной мост не удовлетворял условиям движения города, то передвинуть его по Фонтанке, ближе к Неве, примерно к зданию правоведения. Он мог служить пешеходным мостом в Летний сад. Но, как мне помнится, «отцы» города, т. е. члены Городской думы, на это не пошли и мост разобрали. Мы очень горевали. Некоторые части его, между которыми находились и позолоченные маски львов, были переданы в музей Петербурга. Он незадолго до того был основан и находился в доме архитектора Сюзора на 1-й линии Васильевского острова».

Новый мост был открыт для движения в 1908 г. и отделан полностью в 1911 г. Современный металлический Пантелеймоновский мост один из самых красивых, однако с исчезновением Цепного моста этот уголок Петербурга потерял свое нечто неповторимое.

Первое время на мосту стояли деревянные перила: Академия художеств отказалась одобрить присланные ей на утверждение чертежи металлических перил, считая, что «мотивы решеток скорее характера балконного, чем мостового».

Проект архитектурного оформления был переработан в 1910 г. Автор архитектурного оформления Л. А. Ильин использовал мотивы классицизма: пальметты, львиные маски, изображения пик, щитов, мечей и т. д. Декорирование моста выполнено заводом «Карл Винклер», который окончил работы по окраске и позолоте в июле 1914 г.

Чугунные секции перил художественного литья представляют собой часто расставленные дротики с накладной арматурой из воинских атрибутов: перевитых лентами секир, пик, щитов. Стойки перил выполнены в виде ликторских связок. Торшеры — пучки высоких пик, перевитых посредине венками, украшенными накладными элементами воинской арматуры в виде овальных щитов с барельефами медуз на фоне перекрещенных мечей античной формы. Средняя, наиболее высокая пика, завершается двуглавым орлом с распростертыми крыльями и лавровым венком в когтях. Остекленные фонари, напоминающие усеченные восьмигранные пирамиды, подвешены к кронштейнам. Художественное воздействие декоративных элементов моста усиливается тем, что Ильин широко использовал бронзировку и покрытие сусальным золотом отдельных элементов декора — наконечников пик, голов медуз, обрамлений щитов, двуглавых орлов с венками из лавровых листьев, сферических поверхностей фонарей, решеток. Накладные украшения арок и другие позолоченные части на фоне черноокрашенных поверхностей придают мосту впечатление парадности и богатства. О размерах позолоты можно судить по следующим данным: при реставрации моста в 1957 г. было покрыто червонным золотом 82,81 кв. м деталей, включая украшения арок.

Тогда же по проекту архитектора А. Л. Ротача были восстановлены утраченные торшеры моста. В 1984 г. мост отремонтировали и обновили позолоту деталей арок.

С 1923 по 1991 г. мост назывался мостом Пестеля, в память о декабристе П. И. Пестеле, казненном в 1826 г., который жил когда-то неподалеку от моста (набережная реки Фонтанки, дом 24). Однако в 1991 г. городскими властями было решено вернуть мосту историческое название.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Закрыть меню