Подводная лодка к 21

Отзыв: Музей «Подводная лодка К-21» (Россия, Североморск) — Все хорошо, все понравилось, но без но не обошлось 🙂

Здравствуйте, товарищи!
Продолжу рассказывать о своих прогулках по подводным лодкам. Хобби у меня такое. Хлебом не корми, дай полазить по военным объектам. Из меня получился бы неплохой и дотошный проверяющий;)
Мой отзыв о музее «Подводная лодка К-21», расположенном в городе Североморск, будет первым на Отзовике. И это ничуть не удивительно. Потому что этот город является ЗАТО, то есть закрытым территориальным образованием. Проще говоря, туда без спецпропуска не попадешь. А я попал. Рожденный ползать — везде пролезет!

Не напрягайтесь раньше времени. Я самый обычный законопослушный гражданин РФ. Просто у меня есть брат, и он как раз служил в тех краях. Воспользовавшись его служебным положением, через командира части выбил себе пропуск и съездил в город на экскурсию. Заодно и брата вывез в город из казармы подальше, пивом угостил, пиццей накормил. Устроил, короче говоря, культурную программу лучше любого замполита 😉
История моего попадания в ЗАТО ясна. Перейдем к самой подлодке.
Итак, эта подводная ладка была спущена на воду в далеком 1939 году. В тот же год, напомню, была спущена еще подводная лодка С-56, которая сегодня также превращена в музей и находится в городе Владивостоке.
Североморская К-21 вошла в историю, как подводная лодка, которая в 5 июля 1942 года вблизи острова Ингей обнаружила эскадру немецких кораблей и атаковала их. Капитан подводной лодки Николай Лунин оценил обстановку, выбрал цель и приказал произвести четырехторпедный залп. Торпеды (я уверен) красиво разошлись в воде веером и поразили находящийся во вражеской эскадре линкор «Тирпиц», который получил серьезные повреждения и был вынужден вернуться на базу в Норвегии.
Но это красивая легенда. Историки до сих пор спорят а был ли мальчик. То есть попал ли Н. Лунин по «Тирпицу»? Версии, как всегда, противоречивы. Но я верю в силу русского оружия. И пусть они там у себя говорят, что хотят. Но подводная лодка вот она, а «Тирпиц» где? Вот то-то же!
За военные годы подлодка К-21 потопила 17 немецких транспортов и боевых кораблей, совершила 12 боевых походов и осуществила 6 минных постановок. А самое главное, всегда возвращалась в порт приписки.
К-21 была выведена из состава флота 11 сентября 1954 года и на сегодняшний день установлена в городе Североморск (Мурманская область) в качестве мемориала.
Но хватит лирики. Приступим к внешнему осмотру.
Сделал самую распространенную фотографию подводной лодки К-21.
С этого ракурса получается лучше всего. С другой сторону просто не подойти.

Лично мне понравился вот такой вид (см. фото далее) подводной лодки с кормы, которая выполнена в виде приплюснутой сигары для большей обтекаемости. Черные «глазки» — это заделанные отверстия торпедных аппаратов. Получилось симпатично. Как будто лодка вам улыбается. Выплыла погреться на берег, улыбнулась, да так и осталась.

Немного ТТХ (тактико-технических характеристик):
1. размеры подводного крейсера (длина Х ширина Х осадка): 97,7 х 7,4 х 4 метра;

2. водоизмещение надводное 1490 тонн;
3. водоизмещение подводное 2100 тонн.

Скоростные характеристики подводной лодки К-21 были такими:
— скорость в надводном положении — 22,5 узла (или примерно 39 км/ч);
— скорость в подводном положении — 10,2 узла (или примерно 18 км/ч).
Рабочая глубина погружения 80 м, предельная — 100 м.
Для справки. Современные атомоходы способны погружаться до 500 метров.
Если посмотрите на следующую фотографию, то даже невооруженным взглядом видно, что подводная лодка находится в удручающем состоянии. Мой визит состоялся в 2012 году. Надеюсь, что за это время нашли возможность привести внешний вид в порядок.
Хорошо, что К-21 находится на вечном приколе, а то бы давно утонула.

Пройдемте внутрь. Так как это заполярье, то без обогревательных элементов не обойтись (на фото виден белый электрический радиатор). Внутри было довольно прохладно.
Я был один. Приехал к открытию музея, поэтому фотографировать никто не мешал. Правда потом попросили деньги за проведенную фотосессию, так как наблюдали за мной через установленные внутри веб-камеры. Но здесь мне было не жалко заплатить 50 (или сколько там) рублей сверху. Я был сам себе хозяин. Один на целой подводной лодке.
Чем вам не приключение?

На фото сверху два голубых штурвала — рули глубины. Левый — для левого борта, правый — для правого. Максимальная расчетная глубина, напомню, — 100 метров.

На следующей фотографии видно, как двумя рычагами регулировалась работа электродвигателей. Тут тоже все ясно.
Левый — для левого гребного винта, правый — для правого.

Основная силовая установка — дизель-электрическая, состоящая из двух дизелей мощностью 24 200 л. с. и дизель-генератора на 800 л. с., а также два электродвигателя для движения подводной лодки под водой, мощностью 21 200 л. с.
Дизели нужны были только для подзарядки аккумуляторных батарей, которые занимали не один отсек, и работали исключительно в надводном положении. Проблему удаления выхлопных газов еще никто не отменял.
Сегодня аккумуляторных батарей по понятным причинам нет. Их давно демонтировали, чтобы освободить пространство под музей. Остались только приборы.

Автономность плавания К-21 достигала 50 суток или 7 500 км при скорости 10,3 узла в надводном положении. Под водой подводная ладка была способна преодолеть 176 км на 3 узлах.

Экипаж составлял 67 человек (из них 10 офицеров). Жилого пространства очень мало. И это в состоянии музея. А в боевом? Да даже просто в рабочем состоянии внутри было очень жарко, очень шумно и очень пахло машинным маслом. От жары помогали установленные в каждом отсеке вот такие емкости с питьевой водой.

Радист за работой:

Переговоры между отсеками велись через вот такие трубы.
Электрика может и подвести, знаете ли.

Рабочее место акустика:

Понравилась подлодка тем, что между отсеками сохранили переход через люк. Не стали в переборках прорезать отверстия для удобства туристов. Тем самым, удалось сохранить часть оборудования и ощущение настоящего духа боевого корабля. Нет ощущения полной выпотрошенности. Местами — да, но в целом — нет.

Кают-компания или место ее обозначающее.
На столе из натурального дерева можно поработать, поесть и поиграть в шахматы.
Ну, и дедушка Ленин. Куда ж без него в 1939-м?

Каюта командира обшита деревянными панелями. Есть свой стол и свое спальное место.

Поразительно много свободного пространства, вдруг подумаете вы, глядя на следующую фотографию. Не обольщайтесь. Это так кажется. Это же музей. Здесь экскурсии водить надо. Часть приборов просто удалили, а то не развернешься.

Кормовой отсек. Прямо надо мной спасательная капсула. Ее фото будет чуть позже. Торпеды хранились тут же. Матросы спали прямо на них. Все ради экономии места.
Если говорить о вооружении, то торпедно-минное вооружение состояло из 6 носовых 533-мм ТА (торпедных аппарата), 4 кормовых 533-мм ТА.
Подводная лодка несла 24 торпеды и 20 мин заграждения.

Костюм для глубоководных работ:

На торпедном аппарате приклепана бирка: «СССР НКОП ЗАВОД №103 1938г».

Вид со стороны ТА в сторону кормы:

Надо мной спасательный аппарат. В случае ЧП предполагалось покидать подводную лодку с его помощью и через торпедные аппараты.

А это погрузочный люк. Через него осуществлялась загрузка мин и торпед.
В отсеке для этого есть специальный кран и направляющие.

Огромное количество вентилей для подачи и стравливания воздуха в цистерны для подъема на поверхность или погружения.

Местами их количество превосходит все мыслимые и немыслимые количества
(с сухопутной точки зрения, конечно):

На люках, запирающих отсеки, нанесена маркировка объема отсека и максимального давления:

Гальюн. Очень тесно и неудобно. Как в самолете, если можно сравнить.
Не забывать надо только закручивать болт, а то давление, все дела 😉

Умывальник:

— Ало, мичман, слушай мою команду…
Перископ. С его помощью и был обнаружен, а потом атакован немецкий «Тирпиц».

— Вижу цель. По вражескому кораблю — огонь!

Макет немецкого «Тирпица»:

Краны кингстонов:

Лестница, прошу прощения, трап в ходовую рубку.
— Всем покинуть корабль, экскурсия окончена.

Благодарю за внимание!
Удачи!

Добавить комментарий

Закрыть меню