Покровская старообрядческая церковь

Часть 1. Старообрядчество: Москва — Рогожская слобода
Я продолжаю рассказ о старообрядческой Москве. В первой части речь шла о Рогожской слободе – духовном центре Российских старообрядцев Белокриницкого согласия (РПСЦ). Этот рассказ о храмах, действующих, и тех, которые давно закрыты, но здания сохранились.
Если вы попробуете в рунете найти информацию по этой теме, то найденное будет очень скудным. Увы… В качестве информативной основы для этой публикации я выбрал статью Любимова И.М. опубликованную в 1995 году. Понятно, что некоторая информация устарела, но от этого текст не стал быть менее интересным. Проиллюстрирована публикация моими фотографиями.
Любимов И.М. «Судьба московских старообрядческих храмов»
Старообрядчество: история, культура, современность. Сборник. — Вып. 4. — М., 1995.
В данной статье речь пойдет о храмах Русской Православной Старообрядческой Церкви Белокриницкого согласия. До императорского указа 1905 г. о даровании старообрядцам Высочайших свобод Москва не была центром Белокриницкой поповской Церкви. В то время центр фактически переместился в Нижний Новгород, где с 1901 г. регулярно собирались Освященные старообрядческие соборы. Затем, в период с 1901 до 1906 гг., они созывались в разных городах, но ни разу не проводились в Москве.
В это время Покровский кафедральный собор, алтари которого были запечатаны царским указом с июля 1856 г., именовался просто часовней. Главный алтарь этого храма был распечатан в великую субботу (16 апреля 1907 г., ст. ст.), тогда же было получено разрешение проводить архиерейскую службу. По сей день, с перерывами, которые были вызваны атеистическими гонениями 1937-1946 гг., дата распечатания алтарей отмечается в третью неделю по Пасхе (Св. Жен-Мироносиц) молебном с пением канона Св. Пасхе и крестным ходом, которые привлекают многих молящихся.
В первые два десятилетия XX в., особенно с 1907 по 1913 гг., которые по праву считаются годами расцвета старообрядчества, в Москве строилось достаточно большое количество церквей и моленных. Большинство из них названо в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, т.к. традиционно считалось, что именно Божественный Покров позволяет старообрядческой Церкви преодолеть невзгоды и лишения. К моменту октябрьского переворота 1917 во второй столице действовало 25 церквей и моленных белокриницкого согласия.
Кроме того, в Москве существовали подворья белокриницкого священства, не признающие Окружное послание (написано в 1862 г., отменено в 1907г.), однако приемлющие общину под руковотвом епископа Иова („иовцы”), у которых было две церкви. Четыре церкви принадлежали общинам, отвергающим как окружное послание, так и «иовцев”. Таким образом, старообрядцам Белокрищкого согласия в Москве принадлежал 31 храм.
При этом следует учитывать, что по старому чину церковная служба велась также в древлеправославныx („беглопоповских”), беспоповских и единоверческих храмах. В результате, число церквей и моленных, в которых богослужение велось по дониковским правилам, приближалось к 50.
Возводимые старообрядческие церкви строились на пожертвования верующих и взносы богатых старообрядцев-промышленников и купцов: Ряшинских, Морозовых, Рахмановых, Солдатенковых, Кузнецовых. Огромное содействие в возведении храмов оказала купчиха Ф.Е. Морозова.

В 30-е гг. все старообрядческие церкви, за исключением Покровского собора в Рогожском поселке были закрыты. В них расположились гражданские учреждения, некоторые использовались для столовых и пивных. Первая волна разрушений храмовых построек под предлогом реконструкции и расширения улиц, прокатилась во второй половине 30-х гг., вторая во времена „хрущевской оттепели” в 60-е. Результатом этих событий стало исчезновение таких храмов, как Успение Пресвятой Богородицы при подворье московского архиепископа (Николо-Ямской тупик);
св. Апостола Петра и Павла в доме Нырковых (Шелапутинский пер. 1);
св. мученика Сергия и Вакха во 2 Золоторожском пер. (ныне Гжельский пер.);
св. Апостола Матфея на 1-й Мещанской ул. 43 в доме Кузнецова (ныне Просп. Мира). Дом построен архитектором Шехтелем Ф.О.;
Храм располагался на месте окна на втором этаже
Здания не сохранились:
Церковь Преп. Сергия Радонежского в доме Федорова, что на углу Б. и М. Вокзальных пер. (ныне Б. и М. Факельные на Таганке);
Церковь св. Николы Чудотворца в доме Потапова (Мало-Тишинский пер. 5);
св. Пророка Илии на 3-й Тверской Ямской 72.;
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Рыкуновом пер. (ныне Балакиревский пер. 2);
Церковь Св. Троицы в доме Свешникова в Ново-благословенском пер. (ныне Самокатная ул. 2).
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (в дер. Печатниково и Люблино (ныне муниципальный округ Печатники) и частная моленная инока Геннадия (2-я Хапиловская ул 9).
Церковь Введения во Храм Богородицы в доме П.И. Милованова на Измайловском шоссе 1;

Довоенное фото (взято у aj1972)
Не сохранилась и церковь Николая Чудотворца на Варгунихинской горе.
Оставшаяся часть церквей после реконструкции и перепланировки была обезображена внутри и снаружи до неузнаваемости. Такая участь постигла церковь Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке (Новоселенский пер. 6), постройки 1907 г., после закрытия в 1932 г. передана общежитию на заводе „Станколит”и превратилась в обыкновенный жилой дом.
В период хрущевских гонений, которые следовало бы признать для церкви более суровыми, чем в сталинские времена, церкви попросту разрушались. Так, при перепланировке Таганской площади был уничтожен Покровский собор, подобная участь постигла и другие храмы.
Место собора Покрова Пресвятой Богородицы Таганской общины
Из сохранившихся храмовых построек, помимо Кафедрального Покровского собора у Рогожского кладбища, отмечу те церкви, где в наши дни начали совершаться богослужения. Это храм Покрова Пресвятыя Богородицы в Турчаниновом пер., рядом с метро „Парк Культуры”, известный еще как находящийся на Остоженке (3-й Ушаковский пер., переименованный в 1922 г. в Турчанинов), построен в 1907-1911 гг. по заказу братьев Рябушинских, проект В.Д. Адамовича и В.М. Маята.
Путеводитель по Москве, выпущенный в 1917 г., отмечал здесь иконостас новгородских писем XV, в., представлявших большую художественную ценность. Церковь Покрова венчали 8 колоколов, самый большой из которых весил 98 пудов и 20 фунтов.
Храм был закрыт в 1935 г., после чего в нем находились различные учреждения. Интерьер здания оказался в значительной степени утраченным, восстановление его в настоящее время практически невозможно. В день Рождества св. Николы Мирликийского — это придел храма — здесь проходят большие торжества.

Церковь св. Николы Чудотворца (Бутырский вал 7, ранее пересечение Камер-Коллежского вала и Царского пер.) была заложена на земле купцов Рахмановых 29 июля 1914 г.
Сооружался этот храм под руководством архитектора И. Кондратенко в течение 1915-1916 г. Несмотря на военную пору, он был построен очень быстро, подняли даже колокола. Однако революция и разруха помешали окончательному оформлению интерьера храма, и он был освящен только в 1921 г.
Но недолгой в эпоху империи большевиков была его жизнь. Регулярные богослужения прервались уже в 1939 г., хотя с перерывами продолжались до 1941 г. А затем здесь обосновалась мастерская скульптора С.М.Орлова (который трудился над известным памятником Юрию Долгорукому). К тому времени, когда основатель Москвы занял привычное место напротив здания Моссовета, первоначальный облик храма был утрачен. Колокольня лишилась шатрового покрытия с главкой, а церковь — купола. В стенах прорубили огромные окна, на хорах разобрали часть свода. Некогда могучий храм ветшал, и к моменту передачи его старообрядческой общине остались лишь стены. В настоящее время отремонтирован только придел в честь пророка Илии; заказан иконостас для придела. Само помещение храма требует капитального ремонта. (В настоящее время в храме продолжаются ремонтно-восстановительные работы, но службы проходят уже в основном, Никольском приделе, 1995)
Расположенный неподалеку храм Покрова Превятой Богородицы (находится а территории Таганского парка) строился по заказу братьев Рябушинских и, после открытия в 1906 г., принадлежал Каринкинской общине старообрядцев. В настоящее время он занят конструкторским бюро по ремонту оборудования (сейчас там детский театр).
Успенско-Покровский храм у Немецкого (потом Бауманского, ныне Басманного) рынка (Малый Гавриков пер., 29) строился по проекту уже упоминавшегося архитектора И. Бондаренко. Его внутреннее убранство отличал богатый иконостас, роспись стен выполнена в древнерусском стиле. Сейчас здесь располагается спортивный зал „Спартак”.
По проекту того же архитектора И. Бондаренко в 1912 г. был построен Николо-Рогожский старообрядческий храм (Малая Андроньевская, 15). Отобранный у верующих в середине 30-х гг., храм отдан под клуб швейного объединения.
Собор Николая Чудотворца Свято-Никольской старообрядческой общины (Лефортовский пер., 8, стр. 1). Построен в 1912 г. по проекту архитектора Мартьянова Н.Г. Часть занята офисами, иногда проходят молебны.
На Серпуховском валу, 16 (Хавская ул.) располагался храм с двумя церквами — св. Равноапостольского князя Владимира и иконы Тихвинской Божией матери. Сейчас здесь размещается увеселительный гриль-бар. (Недавно бар был закрыт, здание сменило владельца, но передавать храм старообрядцам власти до сих пор отказываются) (на данный момент храм восстанавливается, но не как старообрядческий – коллизии судьбы увели его в РПЦ).
Фотография 2010 года
Фотография 2010 года
Фотография 2014 года
Фотография 2014 года
Храм Покрова Пресвятой Богородицы старообрядческой Замоскворецкой общины находится на Новокузнецкой улице. Заложен 12 октября 1908 г., строился по проекту архитектора Десятова.

Земля для храма была приобретена Ф.Е. Морозовой. Общая стоимость церкви составила 100.000 руб. — средства по тому времени немалые. «Сегодня старобрядческая Москва украсится новым чертогом Божьим. Дай Бог, чтобы подобное триумфальное шествие не встретило на своем пути препятствий и непрестанно бы распространялось вширь и глубь». Так писал журнал „Церковь” в Отчете о пожертвованиях старообрядцев в №39 за 1910 г.
Однако судьба храма была трагичной. Священник, о. Ферапонт Лазарев погиб в сталинских застенках 2 марта 1931 г., а служба здесь в последний раз проходила 22 мая 1932 г. (Несколько лет назад храм был передан Русской Древлеправославной Церкви, и в настоящее время Покровский храм стал кафедральным собором РДЦ, в нем ежедневно совершаются службы).
Старообрядческая моленная была в доме Носовых (Мал. Семёновская, д.1, стр. 1)
Домовая церковь Николая Чудотворца была в доме Храпуновой (ул. Садовая-Сухаревская, д. 7). Расписывал её художник Добужинский.
В доме Рахманова (ул. Бакунинская, д. 2) была моленная Покрова Пресвятой Богородицы.
Моленная располагалась в этом флигеле
Моленная была в доме Смирнова (ул. Александра Солженицина, д. 22).
В доме К.Т. Солдатенкова была моленная (ул. Мясницкая, д. 37, стр. 1). Построен дом в середине XIX века архитектором Резановым А.И. Нынешним хозяином восстановлена роспись моленной.
В доме С.П. Рябушинского, известного ещё как музей М. Горького (Мал. Никитская, д. 6) была моленная комната. Её облик в данный момент восстановлен. Дом построен в 1904 г. архитектором Шехтелем Ф.О.
Моленная за двумя маленькими окошками
Домовая церковь Николая Чудотворца священника-старообрядца Исаакия Носова (Пушкарев пер., д. 7). Предполагалась постройка отдельного здания, однако из-за начала I мировой войны и последовавшей революции план осуществлен не был.
Церковь Петра и Павла в доме Муравьевых (ул. Бахрушина, 15, стр. 2)

Фото с сайта pastvu.com Поднятие креста
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в доме М. Полежаевой Замоскворецкой старообрядческой общины (ул. Бахрушина 21).
В доме Ф.Е. Морозовой находились две домовые церкви Марии Египетской и Николая Чудотворца (Большой Трехсвятский пер. 1-3).
Моленная Николы Чудотворца в доме Карасевых (ул. Вековая, 20/13)
Возвратимся в Рогожский поселок. Главный старообрядческий собор, возведенный в 1792 г. (архитектор М.Ф. Казаков) не прекращал богослужения в самую лихую годину конца 30-х гг.
В это время старообрядческие архиереи томились в тюрьмах и ссылках, а Местоблюститель архиепископа, епископ Викентий, скончался в темнице весной 1938 г. Условия жизни тех священнослужителей, которых сослали, были чрезвычайно тяжелыми, некоторые из них были вынуждены оставить службу в храмах.
Прихожане, испуганные угрозами расправы, отказывались регистрироваться в обязательную «двадцатку», дающую право сохранить церковь действующей. Покровский собор, где хранились уникальные иконы XIII — XVII вв. хотели отобрать у старообрядцев и превратить в театр. Только благодаря энергии и самоотверженным действиям настоятеля храма о. Василия Королева была набрана „двадцатка”. В собор пришли певцы из закрытых московских старообрядческих церквей, главным образом из Каринкинской, Апухтинской, Замоскворецкой, где существовали сильные певческие школы старообрядческого пения. Это чудесное пение звучало в Покровском соборе во время войны и некоторое время в послевоенную пору, пока эти исполнители не отошли в мир иной.

На Пасху 1942 г. городские власти неожиданно, вопреки правилам военной поры (Москва находилась на осадном положении, враг не был выбит из пределов Московской области) разрешили богослужение и беспрепятственное передвижение по Москве ночью. А на Пасху 1945 г. храм вместил невиданное количество молящихся (предположительно 12-14 тыс.). Певцы были вынуждены переместиться на хоры. С тех пор, как и в „золотую пору”, богослужения в Покровском соборе совершаются ежедневно.
На пути в Покровский собор, со стороны Нижегородской улицы мы проходим каменный остов. Это бывший храм Рождества Христова, созданный по проекту знаменитого зодчего Василия Баженова в 1804 г. (на данный момент восстановлен).
Он воздвигнут как зимний храм с калориферным отоплением. В нем молились с Покрова (14 октября) по Великую Субботу следующего года (а с Великой Светлой заутрени до Покрова — в летнем Покровском неотапливаемом соборе). Последнее богослужение в Христорождественском храме состоялось 19 августа 1929 г. на Преображение.
После закрытия храма Рождества купольный крест и главы были снесены, настенная живопись уничтожена. Утварь, хранившаяся в подвалах для торжественных богослужений, растаскана. С Пасхи 1930 г. в храме уже размещалась столовая с продажей пива и водки. В 70-е гг. столовую закрыли, а помещение занял „ Мосаттракцион”. Последнее учреждение, находящееся здесь — склады музеев Кремля, которые обязались привести в порядок хотя бы фасад храма. После некоторой внешней косметики работы были приостановлены и храм снова стал ветшать. Московское правительство возвратило весь религиозный ансамбль Рогожского поселка митрополии и московской старообрядческой Рогожской общине.
На этой территории располагаются бывшие дом Притча, дом духовенства, занятые в настоящее время зубоврачебной поликлиникой, детским приютом. В бывшем старообрядческом институте разместилась школа.
Дом причта
Певческие палаты
Иноческие кельи
Богадельня Белова
За двумя рогожскими храмами находился пруд с чистой родниковой водой, куда в праздник Богоявления совершался крестный ход с освящением воды. Ныне на месте пруда стадион Завода автоматических линий.(В 2005 г. Правительство Москвы выделило средства для восстановления архитектурного ансамбля Рогожской слободы. Ремонтно-восстановительные работы продолжаются) (как видите на фото, работы завершены).
Колокольня возле Покровского собора видна издали. Возведена по проекту архитектора Горностаева в 1912-1913 гг. во имя Воскресения Христова, в память распечатания алтарей Покровского кафедрального собора. Однако подъем креста на нее сделан еще в 1907 г.
Здание колокольни было отобрано в середине 30-х гг. и использовалось под склад. Беспризорная колокольня разрушалась и, вероятно, поэтому после грозы в мае 1938 г. с нее свалился огромный крест. В войну по неизвестной причине произошел взрыв, разрушивший паперть и нижнюю часть колокольни. К счастью, само сооружение устояло и в 1947 г. было передано архиепископии, а в 1950 г. сделана пристройка во имя Успения Пресвятой Богородицы, в настоящее время для богослужений неиспользуемая. Однако в 50-х гг. она была использована как зимний храм, и в ней молились. Теперь здесь совершают обряды крещения.

В 1988 г. на колокольню поднят колокол, отлитый в 1910 г. стараниями Феодосии Ермиловны Морозовой на заводе товарищества П.И. Оловянишникова. После разорения храма под колокольней колокол исчез и был найден в 80-е гг. во МХАТе, передан митрополии. Вес самого большого колокола 262 пуда 38 фунтов (4293 кг.)
Один из старообрядческих колоколов венчает церковь Казанской Божией Матери на Красной площади и до сих пор не отдан старообрядцам. Сколько еще утраченных колоколов покоится под сценами театров!».
Уже после публикации этой статьи произошло очень важное событие. Успенский храм-колокольня 1 февраля 2015 г. был переосвящен после больших реставрационных работ во имя Воскресения Христова. Таким образом, ему было возвращено историческое имя. Теперь это единственный в старообрядчестве храм, освященный во имя этого события. Первоначально, 18 августа 1913 года, этот храм был освящен именно во имя Воскресения Христова. С этим посвящением он и был закрыт в 1934 г.
По окончании освящения митрополит Московский и всея Руси Корнилий совершил на вновь освященном престоле храма архиерейскую литургию.
В следующей части я расскажу о старообрядческих московских храмах других согласий
Авторское право НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ! Копирование и публикация фотографий из статьи только с согласия автора.

Москва. Старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы Замоскворецкой общины.

Старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы Замоскворецкой общины была построена по проекту архитектора В. Десятова в 1908-1910 гг. Новая церковь возникла на основе частной домовой молельни Мусориных, существовавшей с 1873 года. Домовая молельня со временем стала общественным местом и оказалась очень тесной для прихожан.

Новый храм заложили в октябре 1908 года. Домовая молельня Мусориных и молельня в доме Волкова, приходского священника, были упразднены. Их имущество перешло к новой церкви. Церковь построена по заказу общины старообрядцев, принадлежащих к Белокриницкому священству, почитающему Окружное послание. На строительство и убранство церкви ушло больше ста тысяч рублей.

Храм относится к типичным старообрядческим церквям, выполненным в «Древнерусском стиле» и включенными в него элементами стиля модерн. У храма два придела: Николая Чудотворца и преподобного Сергия. Главная часть храма увенчана куполом шлемовидной формы. Верхняя часть церковной колокольни имеет восьмигранную форму и увенчана куполом на низком барабане. Некоторые элементы строения выполнены в стиле новгородской архитектуры: треугольные фронтоны на углах, аркатура под карнизом на стене с восточной стороны и арки на боковых фасадах. Внутреннее убранство храма выполнили художники мастерской Я. Богатенко, которая специализировалась на старообрядческой иконописи.

После Октябрьской революции храм был закрыт. В 1930 году здание храма было передано Осовиахиму, в 1970 году располагался ОРС Метростроя. В эти годы была утеряна внутренняя стенная живопись. Открытые звоны колокольни заложили кирпичом, демонтировали крест. До наших дней сохранились лишь некоторые элементы отделки: часть ограды со стороны Новокузнецкой улицы и деревянные врата.

В 1990 году храм был передан старообрядческой общине, но уже другой – белопоповцам. Они принадлежат к Древлеправославной церкви Новозыбковской архиепископии. В январе 1991 года в церкви были возобновлены богослужения. Ныне это Кафедральный собор РДЦ.

Добавить комментарий

Закрыть меню