Порог на реке

Категории трудности водных препятствий

Существует две распространённых шкалы оценки сложности водных препятствий: международная (американская), и российская.

Международная классификация трудности водных препятствий содержит 6 категорий, с I (самая простая) по VI (самая сложная).

Класс Характеристика препятствия
I (лёгкий / easy) Быстрое течение с шиверами и небольшими валами. Препятствий немного, все они понятные и легко обходятся.
II (начинающий / novice) Прямые пороги в широком и не загромождённом русле. Прохождение порога простое, предварительная разведка не требуется. Могут встречаться камни и валы среднего размера, которые можно легко обойти. Пороги на верхней границе этого класса обозначаются как «Класс II+».
III (средний / intermediate) Пороги с умеренно сложными и беспорядочными валами. Редко удаётся избежать все препятствия. Возможны большие валы, воронки, бочки. Как правило, большой опасности для жизни и здоровья пороги этого класса не представляют. Пороги на верхней и нижней границах этого класса обозначаются как «Класс III+» и «Класс III-«.
IV (сложный / advanced) Стремительный и мощный поток, требующий от экипажа интенсивного и точного маневрирования. В пороге возможны большие воронки, бочки. Требуется предварительная разведка. Пороги на верхней и нижней границах этого класса обозначаются как «Класс IV+» и «Класс IV-«.
V (очень сложный / expert) Протяжённый и мощный порог с большим количеством препятствий. Возможны большие сливы, воронки, бочки, которые невозможно обойти. Прохождение порога связано с риском. Необходима разведка и организация страховки. Не рекомендуется проходить пороги класса V и выше без соответствующего снаряжения и опыта. В этом классе существует дополнительная градация сложности 5.0, 5.1 и т.д.
VI (экстремально сложный / extreme and exploratory rapids) Чрезвычайно сложные пороги, как правило, ни разу не пройденные, или пройденные небольшое количество раз. Прохождение порога всегда сопряжено с большим риском, и осуществляется только при наиболее подходящем уровне воды. Перед прохождением порога необходимо тщательное его изучение. Обязательна организация страховки, если возможно. Последствия ошибок могут оказаться смертельными. При многократном прохождении порога он может быть перемещён в соответствующий класс 5.x.

Отечественная (российская) классификация имеет 6 категорий с одной дополнительной (как правило, соответствующей классу VI в международной интерпретации). Однозначного соответствия международной и отечественной классификаций нет, каждый случай должен рассматриваться индивидуально. Обычно отечественная классификация применяется к российским рекам.

Категория

трудности

Характеристика препятствия
1 (Л) «Легкое препятствие». Доступно для прохождения туристам, не имеющим туристского опыта. Перекат, быстрина, невысокие валы, не требуется выбора линии движения и разведки. Характерно для маршрутов I к. с.
2 (П) «Простое» препятствие. Валы, несложная шивера, порог, прижим, скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов II к. с.
3 (СР) Препятствие «средней» трудности. Локальный порог со спокойным участком на выходе, шивера, отдельные камни в русле, завалы. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов III к. с
4 (С) «Сложное» препятствие. Протяженная шивера или порог с большим количеством камней, бочками и валами. Каньон и щеки с прижимами, отдельными камнями и сливами. В конце препятствий имеются достаточно протяженные относительно спокойные участки реки. Желательна разведка, элементы страховки, линия движения с воды не просматривается или неявно выражена. Определяющее препятствие маршрута IV к. с.
5 (Т) «Трудное» препятствие. Технически трудный протяженный порог или шивера на участках с большим уклоном и расходом воды, крупные бочки и валы, сложная линия движения. Препятствия следуют друг за другом. В конце препятствия короткий участок быстротока, где возможна швартовка. Каньон с препятствиями 4 к. т. Сильный прижим. Обязательная разведка и страховка, возможна аварийная ситуация. Определяющее препятствие маршрутов V к. с.
6 (ТТ) «Очень трудное», опасное препятствие. Опасный сложный каскад препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий. Отдельные препятствия переходят из одного в другое, швартовка и страховка затруднены или невозможны. Опасное локальное препятствие на участках с высоким уклоном и расходом воды. Проходится после тщательной разведки и со страховкой. Преодолевается на пределе возможности судов. Определяющее препятствие маршрутов VI к. с.
6* (ТТТ) «Сверхтрудное» препятствие. Труднопроходимое для любого класса судов. Ранее не пройденное или имеющее единичные случаи прохождения, крайне опасное для жизни членов экипажей (завалы, водопады, водосбросы, ущелья…). Характерно для маршрутов-первопрохождений VI к. с.

Отрывок, характеризующий Речной порог

В 1806 м году Пфуль был одним из составителей плана войны, кончившейся Иеной и Ауерштетом; но в исходе этой войны он не видел ни малейшего доказательства неправильности своей теории. Напротив, сделанные отступления от его теории, по его понятиям, были единственной причиной всей неудачи, и он с свойственной ему радостной иронией говорил: «Ich sagte ja, daji die ganze Geschichte zum Teufel gehen wird». Пфуль был один из тех теоретиков, которые так любят свою теорию, что забывают цель теории – приложение ее к практике; он в любви к теории ненавидел всякую практику и знать ее не хотел. Он даже радовался неуспеху, потому что неуспех, происходивший от отступления в практике от теории, доказывал ему только справедливость его теории.
Он сказал несколько слов с князем Андреем и Чернышевым о настоящей войне с выражением человека, который знает вперед, что все будет скверно и что даже не недоволен этим. Торчавшие на затылке непричесанные кисточки волос и торопливо прилизанные височки особенно красноречиво подтверждали это.
Он прошел в другую комнату, и оттуда тотчас же послышались басистые и ворчливые звуки его голоса.
Не успел князь Андрей проводить глазами Пфуля, как в комнату поспешно вошел граф Бенигсен и, кивнув головой Болконскому, не останавливаясь, прошел в кабинет, отдавая какие то приказания своему адъютанту. Государь ехал за ним, и Бенигсен поспешил вперед, чтобы приготовить кое что и успеть встретить государя. Чернышев и князь Андрей вышли на крыльцо. Государь с усталым видом слезал с лошади. Маркиз Паулучи что то говорил государю. Государь, склонив голову налево, с недовольным видом слушал Паулучи, говорившего с особенным жаром. Государь тронулся вперед, видимо, желая окончить разговор, но раскрасневшийся, взволнованный итальянец, забывая приличия, шел за ним, продолжая говорить:
– Quant a celui qui a conseille ce camp, le camp de Drissa, – говорил Паулучи, в то время как государь, входя на ступеньки и заметив князя Андрея, вглядывался в незнакомое ему лицо.
– Quant a celui. Sire, – продолжал Паулучи с отчаянностью, как будто не в силах удержаться, – qui a conseille le camp de Drissa, je ne vois pas d’autre alternative que la maison jaune ou le gibet. – Не дослушав и как будто не слыхав слов итальянца, государь, узнав Болконского, милостиво обратился к нему:
– Очень рад тебя видеть, пройди туда, где они собрались, и подожди меня. – Государь прошел в кабинет. За ним прошел князь Петр Михайлович Волконский, барон Штейн, и за ними затворились двери. Князь Андрей, пользуясь разрешением государя, прошел с Паулучи, которого он знал еще в Турции, в гостиную, где собрался совет.
Князь Петр Михайлович Волконский занимал должность как бы начальника штаба государя. Волконский вышел из кабинета и, принеся в гостиную карты и разложив их на столе, передал вопросы, на которые он желал слышать мнение собранных господ. Дело было в том, что в ночь было получено известие (впоследствии оказавшееся ложным) о движении французов в обход Дрисского лагеря.
Первый начал говорить генерал Армфельд, неожиданно, во избежание представившегося затруднения, предложив совершенно новую, ничем (кроме как желанием показать, что он тоже может иметь мнение) не объяснимую позицию в стороне от Петербургской и Московской дорог, на которой, по его мнению, армия должна была, соединившись, ожидать неприятеля. Видно было, что этот план давно был составлен Армфельдом и что он теперь изложил его не столько с целью отвечать на предлагаемые вопросы, на которые план этот не отвечал, сколько с целью воспользоваться случаем высказать его. Это было одно из миллионов предположений, которые так же основательно, как и другие, можно было делать, не имея понятия о том, какой характер примет война. Некоторые оспаривали его мнение, некоторые защищали его. Молодой полковник Толь горячее других оспаривал мнение шведского генерала и во время спора достал из бокового кармана исписанную тетрадь, которую он попросил позволения прочесть. В пространно составленной записке Толь предлагал другой – совершенно противный и плану Армфельда и плану Пфуля – план кампании. Паулучи, возражая Толю, предложил план движения вперед и атаки, которая одна, по его словам, могла вывести нас из неизвестности и западни, как он называл Дрисский лагерь, в которой мы находились. Пфуль во время этих споров и его переводчик Вольцоген (его мост в придворном отношении) молчали. Пфуль только презрительно фыркал и отворачивался, показывая, что он никогда не унизится до возражения против того вздора, который он теперь слышит. Но когда князь Волконский, руководивший прениями, вызвал его на изложение своего мнения, он только сказал:
– Что же меня спрашивать? Генерал Армфельд предложил прекрасную позицию с открытым тылом. Или атаку von diesem italienischen Herrn, sehr schon! Или отступление. Auch gut. Что ж меня спрашивать? – сказал он. – Ведь вы сами знаете все лучше меня. – Но когда Волконский, нахмурившись, сказал, что он спрашивает его мнение от имени государя, то Пфуль встал и, вдруг одушевившись, начал говорить:
– Все испортили, все спутали, все хотели знать лучше меня, а теперь пришли ко мне: как поправить? Нечего поправлять. Надо исполнять все в точности по основаниям, изложенным мною, – говорил он, стуча костлявыми пальцами по столу. – В чем затруднение? Вздор, Kinder spiel. – Он подошел к карте и стал быстро говорить, тыкая сухим пальцем по карте и доказывая, что никакая случайность не может изменить целесообразности Дрисского лагеря, что все предвидено и что ежели неприятель действительно пойдет в обход, то неприятель должен быть неминуемо уничтожен.
Паулучи, не знавший по немецки, стал спрашивать его по французски. Вольцоген подошел на помощь своему принципалу, плохо говорившему по французски, и стал переводить его слова, едва поспевая за Пфулем, который быстро доказывал, что все, все, не только то, что случилось, но все, что только могло случиться, все было предвидено в его плане, и что ежели теперь были затруднения, то вся вина была только в том, что не в точности все исполнено. Он беспрестанно иронически смеялся, доказывал и, наконец, презрительно бросил доказывать, как бросает математик поверять различными способами раз доказанную верность задачи. Вольцоген заменил его, продолжая излагать по французски его мысли и изредка говоря Пфулю: «Nicht wahr, Exellenz?» Пфуль, как в бою разгоряченный человек бьет по своим, сердито кричал на Вольцогена:

– Nun ja, was soll denn da noch expliziert werden? – Паулучи и Мишо в два голоса нападали на Вольцогена по французски. Армфельд по немецки обращался к Пфулю. Толь по русски объяснял князю Волконскому. Князь Андрей молча слушал и наблюдал.
Из всех этих лиц более всех возбуждал участие в князе Андрее озлобленный, решительный и бестолково самоуверенный Пфуль. Он один из всех здесь присутствовавших лиц, очевидно, ничего не желал для себя, ни к кому не питал вражды, а желал только одного – приведения в действие плана, составленного по теории, выведенной им годами трудов. Он был смешон, был неприятен своей ироничностью, но вместе с тем он внушал невольное уважение своей беспредельной преданностью идее. Кроме того, во всех речах всех говоривших была, за исключением Пфуля, одна общая черта, которой не было на военном совете в 1805 м году, – это был теперь хотя и скрываемый, но панический страх перед гением Наполеона, страх, который высказывался в каждом возражении. Предполагали для Наполеона всё возможным, ждали его со всех сторон и его страшным именем разрушали предположения один другого. Один Пфуль, казалось, и его, Наполеона, считал таким же варваром, как и всех оппонентов своей теории. Но, кроме чувства уважения, Пфуль внушал князю Андрею и чувство жалости. По тому тону, с которым с ним обращались придворные, по тому, что позволил себе сказать Паулучи императору, но главное по некоторой отчаянности выражении самого Пфуля, видно было, что другие знали и он сам чувствовал, что падение его близко. И, несмотря на свою самоуверенность и немецкую ворчливую ироничность, он был жалок с своими приглаженными волосами на височках и торчавшими на затылке кисточками. Он, видимо, хотя и скрывал это под видом раздражения и презрения, он был в отчаянии оттого, что единственный теперь случай проверить на огромном опыте и доказать всему миру верность своей теории ускользал от него.

История

Первое упоминание — деревня Пороги на Неве и рядом с ней Кулокина, происходит ещё в Писцовой книге Водской пятины 1500 года в Спасском Городенском погосте.

Картографическое упоминание — деревня Kallakina, происходит в 1676 году, на карте Ингерманландии Бергенгейма.

Затем, в XVIII веке она упоминается, как «мыза Вознесенская или пильные заводы», а также: Порожская, Пороская, Пороски, и лишь на картах XIX века, деревня приобретает современное имя — Пороги.

Деревня Coskis упоминается в наиболее старых из сохранившихся церковных регистрационных книгах Колтушского лютеранского прихода 1745—1755 годов.

В 1774 году мыза Порожская с 2100 десятинами земли была пожалована князю Г. А. Потёмкину-Таврическому, а в конце века она перешла к семейству Чоглоковых.

Деревня Пороги и при ней «пильная мельница» упоминаются на карте окружности Санкт-Петербурга 1810 года.

ПОРОГИ — деревня, принадлежит ротмистру Александру Чоглокову, жителей по ревизии 53 м. п., 49 ж. п.
Близ оной:
а) Лесопильный завод.
б) Кирпичные заводы. (1838 год)

На этнографической карте Санкт-Петербургской губернии П. И. Кёппена 1849 года, упомянута как деревня «Koski», населённая ингерманландцами-савакотами.

В пояснительном тексте к этнографической карте указано количество её жителей на 1848 год: ингерманландцев-савакотов — 62 м. п., 60 ж. п., финнов — 25 м. п., 33 ж. п., всего 180 человек.

ПОРОГИ — деревня г. Чоглокова, по просёлкам, 19 дворов, 66 душ м. п. (1856 год)

Число жителей деревни по X-ой ревизии 1857 года: 70 м. п., 57 ж. п..

ПОРОГИ — деревня владельческая, при р. Неве, 20 дворов, 91 м. п., 68 ж. п. (1862 год)

В 1869 году временнообязанные крестьяне деревни Пороги выкупили свои земельные наделы у А. П. Чоглокова и стали собственниками земли.

Согласно подворной переписи 1882 года в деревне проживали 37 семей, число жителей: 96 м. п., 106 ж. п., все лютеране, разряд крестьян — собственники, а также пришлого населения 12 семей, в них: 28 м. п., 28 ж. п., все лютеране.

По одним данным, в 1877 году Чоглоковы продали мызу И. К. Пирогову, построившему здесь свой кирпичный завод, где трудились 400 рабочих. По другим, согласно материалам по статистике народного хозяйства Шлиссельбургского уезда, мызу Пороги площадью 4256 десятин, приобрели по частям в 1877, 1878 и 1883 годах потомственные почётные граждане И. И. и А. А Пироговы. В имении было 100 молодых яблонь, каменная оранжерея и кирпичный завод на две печи, со сбытом до 2 млн кирпичей в год. На заводе работали 130 мужчин и 10 женщин.

Кроме того, в 1880 году 431 десятину земли в деревне Пороги за 19 000 рублей приобрело Товарищество «Горомов и Компания», а в 1884 году, жена кандидата права З. И. Розинг купила за 10 000 рублей 75 десятин земли.

В 1885 году деревня насчитывала 30 дворов.

ПОРОГИ (КОЧКИ) — деревня, на земле Островского сельского общества, при р. Неве, 38 дворов, 92 м. п., 102 ж. п., всего 194 чел. мелочная лавка.
Дача Ф. А. Шалаева при деревне БОЛЬШИЕ ПОРОГИ — владельческая усадьба на собственной земле, на правом берегу р. Большой Невы, 1 двор, 1 м п. между деревней Пороги и деревней Маслово. (1896 год)

В XIX — начале XX века, деревня административно относилась к Колтушской волости 2-го стана Шлиссельбургского уезда Санкт-Петербургской губернии.

Последним владельцем деревни в 1900 году стал заводчик статский советник барон В. А. Ренненкампф.

В 1909 году в деревне было 39 дворов.

В Колтушской волости судами (полулодками и тихвинками) владели крестьяне деревень Пороги, Богородицкое и Выборгская Дубровка. На судах перевозили также дрова и отчасти разного рода товары из Шлиссельбурга. Наемными рабочими на судах и пароходах служили крестьяне из всех приневских селений Колтушской волости, но особенно из Выборгской Дубровки, Песков и Порогов.

— Ивлев В. В. «Всеволожский район Ленинградской области: Историко-географический справочник» СПб., 1994; СПб., 2003. С. 125

В 1914 году в деревне Пороги, работал лесопильный завод Ф. Ф. Шульца, рабочих на нём было 35 человек.

БОЛЬШИЕ ПОРОГИ — деревня Островского сельсовета, 460 чел.

КИРПИЧНЫЙ ЗАВОД «НЕВСКИЕ ПОРОГИ» — посёлок Островского сельсовета, 494 чел. (1939 год)

В 1940 году деревня насчитывала 85 дворовнаселение деревни составляло 661 человек.

До 1942 года — место компактного проживания ингерманландских финнов.

В 1958 году население деревни составляло 118 человек.

По данным 1966 и 1973 годов деревня Большие Пороги входила в состав Овцинского сельсовета.

Постановлением Совета министров РСФСР № 624 от 4 декабря 1974 года, расположенный в деревне Большие Пороги, мемориал в память обороны Ленинграда в 1941—1944 годы «Зелёный пояс Славы» — «Безымянная высота», признан памятником истории.

В 1997 году в деревне проживали 5 человек, в 2002 году — 31 человек (русских — 68 %), в 2007 году — 49.

Ниже по течению была ещё деревня Малые Пороги (до середины 1930-х она называлась — Ново-Выборгская), сейчас микрорайон посёлка имени Свердлова.

Примечания

  1. Административно-территориальное деление Ленинградской области / Сост. Кожевников В. Г.. — Справочник. — СПб.: Инкери, 2017. — С. 97. — 271 с. — 3000 экз.
  2. Фрагмент финской карты Карельского перешейка. Южная часть Всеволожского района. 1924 г.
  3. Карелия: словарь топонимов.
  4. «Предыстория Санкт-Петербурга. Раздел 2. Нева и её дельта в начале Северной войны» Александр Шарымов
  5. Переписная окладная книга Водской пятины 1500 года. С. 125
  6. Фрагмент карты Ингерманландии, по состоянию на 1676 год
  7. 1745—1755 (VIII-1). Kelton seurakunnan arkisto. Syntyneiden, vihittyjen ja kuolleiden kirja (Архив Колтушского лютеранского прихода. Книга регистрации рождения, венчания и смерти)
  8. 1 2 3 Е. Л. Александрова «Санкт-Петербургская губерния. Исторический очерк.» СПб 2011, С. 549. ISBN 978-5-904790-09-7
  9. Семитопографическая карта окружности Санкт-Петербурга и Карельского перешейка. 1810 г.
  10. Описание Санкт-Петербургской губернии по уездам и станам, 1838 г.
  11. Этнографическая карта Санкт-Петербургской губернии. 1849 г.
  12. Köppen P. von. Erklarender Text zu der ethnographischen Karte des St. Petersburger Gouvernements. — St.Petersburg, 1867, С. 55
  13. Алфавитный список селений по уездам и станам С.-Петербургской губернии. 1856 г.
  14. 1 2 Материалы по статистике народного хозяйства С.-Петербургской губернии. Вып. 2, Крестьянское хозяйство в Шлиссельбургском уезде. // Числовые данные о крестьянском хозяйстве. СПб, 1885, С. 310, С. 44
  15. «Списки населённых мест Российской Империи, составленные и издаваемые центральным статистическим комитетом министерства внутренних дел» XXXVII Санкт-Петербургская губерния. По состоянию на 1862 год. СПб. изд. 1864 г. С. 193
  16. РГИА, Ф. 577, Оп. 35, Д. 1393
  17. Материалы по статистике народного хозяйства С.-Петербургской губернии. Вып. 2, Крестьянское хозяйство в Шлиссельбургском уезде. // Числовые данные о пришлом населении. СПб, 1885, С. 310, С. 116
  18. Материалы по статистике народного хозяйства в Санкт-Петербургской губернии. Выпуск X. Частновладельческое хозяйство в Шлиссельбургском уезде. СПб. 1889 год, С. 8
  19. Материалы по статистике народного хозяйства в Санкт-Петербургской губернии. Выпуск X. Частновладельческое хозяйство в Шлиссельбургском уезде. СПб. 1889 год, С. 32, 36
  20. Фрагменты карты окрестностей Петербурга. 1885 г.
  21. Списки населённых мест Всеволожского района. 1896 г.
  22. Фрагмент карты Санкт-Петербургской губернии. 1909 г.
  23. Памятная книжка Санкт-Петербургской губернии на 1914—1915 г.г., С. 397
  24. РГАЭ, ф. 1562, оп. 336, д. 1248, лл. 83—96.
  25. 1 2 Справочник истории административно-территориального деления Ленинградской области
  26. Фрагмент топографической карты Ленинградской области. 1940 г.
  27. Грачёва (Хайкара) Екатерина Павловна — информация о репрессиях финнов в СССР
  28. Административно-территориальное деление Ленинградской области / Сост. Т. А. Бадина. — Справочник. — Л.: Лениздат, 1966. — С. 67. — 197 с. — 8000 экз. Архивировано 17 октября 2013 года.
  29. Административно-территориальное деление Ленинградской области. — Лениздат, 1973, С. 202 Архивная копия от 30 марта 2016 на Wayback Machine
  30. Объекты культурного наследия народов РФ. Код памятника: 4710039000. Архивная копия от 11 января 2012 на Wayback Machine
  31. Административно-территориальное деление Ленинградской области. СПб. 1997. ISBN 5-86153-055-6. С. 51
  32. Коряков Ю. Б. База данных «Этно-языковой состав населённых пунктов России». Ленинградская область.
  33. 1 2 Административно-территориальное деление Ленинградской области. — СПб. 2007. С. 74
  34. Фрагмент карты окрестностей Ленинграда, 1930 г.
  35. Фрагмент карты окрестностей Ленинграда, 1939 г.
  36. 1 2 Справочник истории административно-территориального деления Ленинградской области
  37. Административно-территориальное деление Ленинградской области: / под общ. ред. В. А. Скоробогатова, В. В. Павлова; сост. В. Г. Кожевников. — СПб., 2007. — 281 с.. Проверено 26 апреля 2015. Архивировано 26 апреля 2015 года.
  38. Всероссийская перепись населения 2010 года. Ленинградская область. Проверено 10 августа 2014. Архивировано 10 августа 2014 года.
  39. Маршруты движения общественного транспорта.
  40. Маршрут и расписание автобуса №692. Архивная копия от 7 марта 2016 на Wayback Machine
  41. Система «Налоговая справка». Справочник почтовых индексов. Всеволожский (район).
Населённые пункты Свердловского городского поселения
Посёлки

Красная Заря • Рабочий • посёлок имени Свердлова (административный центр)

Деревни
Упразднены

Из Новгорода на Ильмене по Мсте в Боровичи

Давайте изучим детально водный путь из Новгорода на Ильмене до Твери на Волге. Из озера Ильмень этот путь шел вверх по реке Мсте через город Боровичи и далее до города Вышний Волочек. Здесь был знаменитый волок, в честь которого и назван этот город. Здесь из бассейна Мсты перебирались в бассейн реки Тверицы и через город Торжок добирались до Твери (советское название — Калинин). А из Твери можно было по Волге плыть в Дубну, Кимры, Калязин, Углич, Рыбинск (некоторое время назывался Антропов), Тутаев (в прошлом назывался Романов), далее в Ярославль, потом в Кострому и, наконец, в Нижний Новгород.

Можно было путь до Нижнего Новгорода укоротить, но для этого надо было преодолеть еще один волок — и перебраться в районе Дубны в бассейн реки Москвы, по ней через город Коломну спуститься в реку Оку, ну а по Оке через Рязань приплыть к Нижнему Новгороду. В Оку можно было попасть из Волги и через Волок Ламский.

Прописанные два варианта пути из Новгорода на Ильмене в Нижний Новгород не близкие, каждый из них около 1000 км. Если в день проходить по 20 км, а по тихим рекам надо идти на веслах как против течения, так и по течению, то на весь путь потребуется около 50 дней — что-то около 2 месяцев. Если в мае выйти из Ильменя, то в июле окажешься в Нижнем. Месяц для того, чтобы продать в Нижнем товар и купить новый. Тогда можно вернуться в Новгород на Ильмене только в конце октября — начале ноября уже по ледоставу.

Но весь этот путь новгородские ильменские купцы проходили редко. Они везли товар до Торжка и здесь сбывали его купцам тверским, ярославским и московским, а уж те везли ильменский товар дальше — в Коломну, в Рязань и в Нижний Новгород. Нижегородские купцы, по всей вероятности, были частыми гостями на рынках Булгара и Сарая.

Мы рассмотрим только часть описанного торгового пути, но используем для этого космические снимки и фото с портала Google Earth и доступные нам исторические и географические тексты об этих местах. Надеюсь, этот обзор и анализ поможет понять, какое место в истории Руси и России играл Новгород на Ильмене.

То, что он находился на северо-западном пределе русских земель, ни для кого не секрет. Посмотрев на карту, в этом нетрудно убедиться. Добраться из Новгорода на Ильмене можно было сравнительно легко и на больших судах в Ладожское озеро и Финский залив Балтийского моря. А вот на юг и восток пути были очень тяжелые — по мелким речкам с волоками. Мы сейчас в этом убедимся.

Начало водного пути из озера Ильмень вверх по реке Мсте. Сначала от своих истоков Мста течет на север, потом поворачивает на запад и юго-запад, затем поворачивает и течет на северо-запад, делает еще поворот и далее вплоть до озера Ильмень придерживается западного направления. Река впадает в озеро Ильмень двумя рукавами, а еще она в своем нижнем течении соединена с истоками реки Волхов искусственным каналом. Небольшим речным плоскодонным судам, которые тянули бурлаки или лошади, идущие по берегу, выходить в большое озеро было небезопасно. Вот и прорыли канал.

Река Мста протекает в Тверской и Новгородской областях. Длина ее — 445 км, площадь бассейна — 23 300 кв. км. Средний расход воды в 40 километрах от устья — 202 куб. м/сек. Название реки, вероятно, происходит от финно-угорского Musta — «чёрная». Древнерусское название реки — «Мъста». На Мсте расположено множество населённых пунктов. Наиболее крупные из них: город Боровичи, поселки: Любытино, Мста, Опеченский посад, Топорок, Новосельцы, Бронница, Божонка.

Озеро Ильмень. Противоположного берега не видно, он за горизонтом. На западном берегу на поверхность выходят коренные породы. Фото с сайта: http://www.photoforum.ru/photo…

Новгород на Ильмене. Посреди города протекает река Волхов, вытекающая из оз. Ильмень и впадающая в Ладожское озеро. Фото с сайта: http://www.liveinternet.ru/use…

Мста берёт начало из озера Мстино, вытекая из-под Мстинской плотины севернее г. Вышний Волочек, она впадает в озеро Ильмень с северной стороны озера, недалеко от истока Волхова, образуя обширную заболоченную дельту. Мста имеет крупные левые притоки реки: Березайку, Шегринку, Перетну, Льняную, Холову и правые: Уверь, Белую, Мду, Хубу. Судя по названиям рек и речек, до славян эти края были заселены этносами угрофинского корня. Но проникновения славян и кривичей сюда проходило сравнительно мирно, в противном случае столько угро-финских названий не сохранилось бы. Завоеватели всегда все переименовывают, дабы подтвердить свои права собственности на завоеванную землю.

Мста. Фото с сайта: http://foto-pashkevich.livejournal.com/42570.html

Мста после впадения Уверти. Фото с сайта: http://foto-pashkevich.livejournal.com/42570.html

В верховьях Мста — извилистая река шириной 40-50 метров, но после впадения Березайки и Увери ширина ее увеличивается до 70-80 м. В среднем течении, между Опеченским Посадом и Боровичами река преодолевает пороги, которые в старину представляли собой большую помеху для кораблей, а сейчас очень популярны у водных туристов. На 30-километровом участке падение реки здесь составляет 70 метров, что больше половины общего падения Мсты. Самые крупные пороги — Малый, Большой, Ровненский (Лестница), Ёгла, Углинский.

Мста протекает над 30-метровой толщей известняков, представляющих собой массу отложений вымерших морских животных — кораллов, иглокожих и т. д. На участке Опеченский Посад — Боровичи река глубоко врезается в эту толщу и несется среди высоких (до 20 м), обрывистых известняковых берегов с огромной скоростью — в межень до 16 км/час. Здесь ложе реки падает с пласта на пласт порогами-водопадами.

Большой порог на Мсте. Фосто с сайта: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%F1%F2%E0

Подниматься против течения на этом участке было очень тяжело, а практически невозможно. Груз и лодку проносили или провозили на лошадях по берегу. Это, надо полагать, была неплохая статья дохода для местного населения. Но, обойдя пороги, можно было снова подниматься по воде до озера Мстино, но лодки тянуть против течения приходилось бурлацким способом.

Длина оз. Мстино 12 км, ширина 2 км, глубина до 10 м, в нем много островов и заливов, берега высокие. Лес подходит к воде лишь в северном конце озера. Озеро замыкает плотина. Во времена расцвета Вышневолоцкого водного пути она поддерживала уровень воды в верховьях Мсты. Обнос плотины делался по левому берегу. Ниже плотины Мста имеет ширину 25-30 м и довольно высокие (до 15 м) и крутые берега.

Весной от плотины и до ст. Мста течение быстрое, но спокойное. Препятствий практически нет. Летом река сильно мелеет, появляются небольшие перекаты, обнажаются мели. Участок реки от ст. Мста до впадения Березайки вначале похож на предыдущий. Затем лиственные леса подступают к воде и с перерывами тянутся почти до Березовского Рядка. Летом обнажаются каменистые перекаты, но при высокой воде они закрыты. У Березовского Рядка, недалеко от впадения в Мсту Березайки, в малую воду обнажаются каменные гряды, разделяющие реку на несколько узких сливов.

Скалы на берегу Мсты в районе порогов весьма живописны. Здесь полное ощущение, что находишся не на равнине, а в горах. Здешние известняки образовались из морских осадков, которые откладывались на дне моря примерно 400 миллионов лет назад. Затем морские отложения спресовались под собственным давлением и давлением толщи воды, потом подверглись термической обработке эндогенным теплом Земли, а при очередном сжатии Земного шара произошло воздымание дна моря, и на месте моря образовалась суша. Суша эта неоднократно в плейстоцене покрывалась ледниками, а когда ледники растаивали, размывалась реками.

Скалы в среднем течении реки Мсты. Фото с сайта: http://www.msta-r.ru/descriptiongl

Аммонит (окаменелый) в скальных обнажениях на реке Мсте в ее верхнем течении. Фото с сайта: http://www.msta-r.ru/descriptiongl

Фауна в известняке на обнажении в верхнем течении реки Мсты говорит о том, что примерно 400 млн. лет назад здесь было море. Фото с сайта: http://www.msta-r.ru/descriptiongl

Окаменелость из обнажения на реке Цна. Фото с сайта: http://www.msta-r.ru/descriptiongl

В нижнем течении река выходит на равнину и успокаивается. Ширина ее здесь составляет около 100 м, а на протяжении последних 50 километров Мста ещё больше расширяется и становится судоходной и для современных судов. Весной судоходство возможно до с. Подгорное на расстоянии 160 км, а после спада воды только до Мстинского Моста — 146 км. Нижнее течение Мсты соединено с рекой Волховом — Сиверсовым каналом и с рекой Вишерой — Вишерским каналом. С древних времён Мста на всём своем протяжении была частью важного водного пути из Волги в озеро Ильмень и обратно.

Мста. Устье подземной реки. В толще известняков вода промыла себе ходы-пещеры, вот здесь подземные воды выходят на поверхность и вливаются в Мсту. Фото с сайта: http://foto-pashkevich.livejournal.com/42570.html

Дамбы Сердюкова. Здесь показано, как по центру реки устраивали путь для судов, направляя поток воды с помощью дамб в центр реки. Фото с сайта: http://vodablog.livejournal.com/47310.html

Боровичские пороги преодолевались либо проводкой, либо с помощью обходного пути, позволявшего их избежать: Уверь, Удина, цепочка озёр к северу от Боровичей и волок во Мсту, называвшийся Нижним волоком, в отличие от Верхнего волока из Тверцы в Цну возле Вышнего Волочка. Волок начинался возле села ниже Боровичей, которое так и называется: с. Волок.

В середине XIX века со дна Мсты добывался серный колчедан. На заводах из колчедана получали серную кислоту для местных бумажных фабрик, а также для химических заводов Москвы и Петербурга. Берега Мсты и озера Мстино были запечатлены в многочисленных картинах и этюдах русских художников конца XIX и ХХ веков. В 6 км ниже Опеченского Посада (в 20 км выше г. Боровичи) в Мсту впадает подземная река Понеретка.

Река Мста. Этот холм у реки, возможно, скрывает под собой что-то очень древнее, может быть, захоронение или укрепление. Фото с сайта: http://www.panoramio.com/user/1310060

Река Мста в нижнем течении течет с востока на запад. Она делает крутой поворот в районе поселка Любытино, сначала на северо-запад, а потом на запад. До Любытино она течет с юга на север.

Слияние рек Мсты и Холовы в Новгородской области. Фото с сайта: http://www.panoramio.com/user/1310060

Река Мста. Фото с сайта: http://www.panoramio.com/user/1310060

Боровические пороги на Мсте

Пётр I не раз сам проходил Боровичские пороги и хорошо знал опасный труд местных лоцманов. Царь освободил их от всех податей, возложив на них круговую ответственность за сохранность грузов. По преданию, Пётр I, миновав пороги, всегда требовал себе в Потерпелицах рюмку водки анисовки, отмечая тем самым счастливый сплав по порогам.

В начале Боровичских порогов была создана лоцманская слобода – Опеченский Посад. Отсюда суда отправлялись в рискованное плавание. Спущики вели барки через пороги, стараясь миновать и обойти опасные места. Нередко на барках во время сплава вываливалась шпаклёвка, тогда с берега на барки прыгали «водоливы» – в основном женщины и дети, которые ковшами и вёдрами быстро отчерпывали набирающуюся в барки воду за борт. А в это время «конопатчики» ныряли под барку и затыкали щели паклей. Иногда это ныряние заканчивалось для работников трагически, ведь сплав-то проходил по порогам. Обслуживание сплава барок требовало немало людей: только лоцманов на пристани Потерпелицы в середине XVIII века было до 400, а в Опеченском Посаде – свыше 200. Но «когда нужда требует», ближайшие деревни выставляли ещё 200.

Новгородский губернатор Я. Е. Сиверс выдвинул в 1764 г. проект административно-территориального переустройства губернии и возведение в ранг городов ряда населённых пунктов. Сиверс отмечал выгодное географическое положение Боровичей и «ко всяким ремёслам склонной нрав боровичских жителей». Учреждение города дало бы так же возможность основать в нём управление порогами.

Но только 28 мая 1770 г. Екатерина II подписала указ о переименовании Боровичей, Валдая, Вышнего Волочка и Осташкова в города. В апреле 1772 г. Сенат утвердил план и герб города Боровичи — «Щит на двое разрезанной чертой перпендикулярною, голубое с серебром, в первом изображение золотое солнце…, а в серебряном поле натурального цвету окованный железом руль означает, что искусство тутошних кормщиков причиняет безопасность пловущим судам опасных сих местах».

Застройка улиц в Боровичах планировалась правильными кварталами вдоль и перпендикулярно Мсте. В июне 1772 г. Сиверс приехал в Боровичи объявить указ и организовать «общественное самоуправление». «Санкт-Петербургские ведомости» писали, что в этот день город сверкал огнями иллюминаций. Торжества сопровождались залпами артиллерийского салюта. Население расписали по гильдиям, избрали городского голову, бургомистра и ратманов. Жители Боровичей именовались теперь мещанами, ремесленников записали в цехи. Городским властям было приказано строить школы и каменные здания. В 1786 г. открылась школа водных коммуникаций, готовящая кадры для Вышневолоцкой водной системы, и больница. Через год начались занятия в малом народном училище, дававшем знания по математике и русскому языку. Посетивший в 1782 г. Боровичи новгородский губернатор Я.А. Брюс доносил Екатерине II: «Город имеет купечество довольно промышленное, почему по новому плану и построено домов 248, а каменных – 7, да для построек вновь взято 7 мест». К 1785 г. уже имелось 16 каменных, 317 на каменном фундаменте и 373 деревянных дома, 3 кирпичных завода, мельница и различные кустарные мастерские по обслуживанию речного судоходства и бытовых потребностей. Дважды в год в городе проходили ярмарки.

Полтора века река Мста была кормилицей боровичан, но создание более безопасных Тихвинского и Мариинского водных путей с двухсторонним движением судов на паровой тяге и открытие в 1851 г. железной дороги Петербург – Москва свело на нет значение Вышневолоцкой водной системы. В Боровичах исчезли профессии судовых мастеров и лоцманов. Многие речники ушли на Тихвинскую и Мариинскую водные системы.

В 1859 г. в городе Боровичи проживало 7600 человек, имелось 135 каменных и 843 деревянных дома, но потом рост города замедлился. Сокращались торговля и судостроение. В 1890 году по Мсте прошла последняя барка, хотя по Мсте ещё долго сплавляли древесину. Как писал тогда Н. К. Михайловский: «Боровичи известны тем, что в них «колокола огромны и дьяконы басовиты».

Вот как описывают эти пороги бывалые путешественники в наше время. Самый верхний порог – три каменные гряды, которые в большую воду скрываются под водой. Этот порог можно пройти сходу, но лучше все же предварительно просмотреть его с правого берега. От Жадино до Опеченского Посада течение быстрое, но порогов больше нет. Перед Опеченским Посадом правый берег высокий, крутой и не везде удобен для причаливания. В 2 км от лесочка начинаются строения Опеченского Посада. С давних времен дурной славой пользуются пороги между Опеченским Посадом и Боровичами. Здесь Мста, встретив твердые породы, пропиливает в них русло с крутыми, а кое-где и с отвесными скалистыми берегами. Местами плиты из известняков и доломитов перегораживают реку во всю ее 150-метровую ширину, и она скачет со ступеньки на ступеньку метровыми прыжками. Вода продолжает разрушительную работу и сейчас: за последние 40 лет отдельные ступеньки, разрушаясь, отступили на 5-10 м. В половодье скорость течения достигает здесь 20 км/час. В высокую воду главные препятствия этой группы порогов — крутые валы воды высотой 1-1,5 м, а во время сильного половодья высота валов на Большом пороге достигает 2-2,5 м. В этом случае судно следует держать по основной струе, не давая ему зарытся. Тогда Большой порог будет пройден благополучно. При средней воде, при наличии спассредств прохождение Мстинских порогов безопасно.

Большой мстинский порог. Фото с сайта: http://go.mail.ru/search_images?q

Шивера и порог на Мсте. Фото с сайта: http://go.mail.ru/search_images?q

Малый порог начинается у одноименной деревни в 3 км ниже Опеченского Посада. Длина Малого порога около 500 м. Главная струя идет по середине русла. Почти вплотную к левому берегу подходит длинная плита. В половодье с реки она плохо видна. Вода падает с плиты почти отвесно, вздымаясь валом 1-1,5 м. С берега в середине плиты виден треугольник слива. У правого берега есть несколько плит со стоячей волной за ними высотой до 1 м. В середине реки высота волн не превышает 0,5 м.

Прохождение Боровичских порогов на каное. Фото с сайта: http://go.mail.ru/search_images?q

Сплав по Мсте в районе порогов. Фото с сайта: http://go.mail.ru/search_images?q

Большой порог начинается через 300-400 м от Малого. Мста здесь относительно спокойна. Затем она поворачивает вправо и на участке 500 м пересекает несколько подводных плит, расположенных как у левого, так и у правого берега. За плитами волны до 1–1,5 м. По середине русла плит нет, высота волн около 0,5 м. Затем река резко поворачивает влево и бьет в отвесную скалу. В начале участка плит больше у левого берега, ниже – у правого, а дальше, на повороте – валы до 1, 5 м. Напротив, у вогнутого берега есть подводная гряда, за которой тоже валы-стояки. На этом участке надо идти по середине реки. Через 1 км Мста поворачивает вправо и несколько успокаивается. Правый берег спускается к воде узкой площадкой, на ней можно передохнуть. Ниже на протяжении 1 км река пересекает еще несколько плит, здесь плыть лучше по середине реки. Далее до д. Ровное Мста хотя и быстра, но спокойная. В конце деревни русло делится на три протоки двумя узкими островами, заросшими осокорем – редким для этих мест деревом.

В пороге Лестница на катамаране. Фото с сайта: pashkevich.livejournal.com/42570.html

Мста. Прог возле села Лестница. Фото с сайта: pashkevich.livejournal.com/42570.html

Левая протока наиболее широкая – около 50 м. Русло здесь почти целиком перекрывается дугообразной плитой. Вода ровным слоем падает с высоты 1,5 м, а потом вздымается белым кружевным валом. За первой плитой по правому берегу на расстоянии 10–15 м следует вторая. Она перегораживает протоку больше чем наполовину. Высота падения и вал примерно такие же, как у первой. Плиты не доходят до левого берега, и вдоль него можно пройти без затруднений. Летом все протоки здесь сильно мелеют.

Каменное ложе в русле реки Мсты. Пороги. Фото с сайта: http://www.msta-r.ru/descriptiongl

Пороги пройдены, река снова стала спокойна. Можно расслабиться и обсохнуть. Фото с сайта: http://www.camper-shoes.ru/na-…

После деревни Ровное река Мста поворачивает налево. Здесь от левого берега идет гряда, на треть перегораживающая реку. Слив около 0,7 м. Дальше до села Елга серьезных препятствий нет. За селом есть порог. Проходить порог можно по главной струе, ближе к двум последним островам. Сразу за четвертым островом надо уйти к левому берегу. При достаточном количестве воды вполне возможно пройти на байдарке с левой стороны под самым берегом. После порога Егла до деревни Углино плавание несложно. Углино расположено на высоком крутом правом берегу. В середине деревни у правого берега на дне встречается снова плита. За плитой валы воды высотой до 1 м. Затем через 500 м начинается последний серьезный порог протяженностью около 1 км. Безопасная линия движения в нем посередине реки – по основной струе. На последних километрах до Боровичей есть еще несколько небольших порожков, которые в половодье полностью закрываются водой.

Пороги на Мсте можно было обойти. Для этого следовало преодолеть волок из Мсты в озеро Пелено. Волок начинался в селе Волок. Далее путь лежал по протоке в оз. Люто, а из него по речке-протоке следовало перейти в оз Шерегодро.

Из озера Шерегодро надо было перебраться в р. Удину, пройти через селения Любони, Удино, Яковищи и Михеево и попасть в оз. Коробожа. А из этого озера спуститься вниз по реке Уверь, которая впадает в Мсту выше порогов.

Но этот обход порогов довольно длинный – 150 км, на нем приходилось преодолевать два волока.

Разумеется, этим путем пользовались с глубокой древности, но чаще, когда шли вверх по Мсте. Думаю, что вниз по Мсте суда шли напрямую через пороги.

Русский человек рисковый. А вот тянуть судна бечевой через пороги очень тяжело. В этом случае лучше обойти пороги стороной.

В заключение отмечу, что движение по Мсте было непростым из-за порогов. Требовалось немало сноровки и неимоверный труд, чтобы из Новгорода на Ильмене добраться до Вышнего Волочка. Даже во времена Петра I, после проведения очень масштабных работ по обустройству этого водного пути, он был весьма непрост. Не могу себе представить, что этим путем из Новгорода на Ильмене можно было эффективно управлять землями по рекам Тверице и Волге, что здесь ходили на Волгу на своих кораблях ушкуях новгородские разбойники… Что войско Ивана III в XV веке этим путем добиралось до Новгорода, чтобы наказать новгородских бояр, решивших отколоться от Руси и перейти в шведское подданство.

Использованные источники информации

Вышний Волочёк. Историко-архитектурный очерк. Адрес доступа: http://kamruchey.ru/?p=26

Вышневолоцкая водная система. Адрес доступа: http://www.mccme.ru/putevod/69/Volochyok/volochyok.html

Из древности седой шагает город мой. Боровичи. Адрес доступа: http://www.korma3.narod.ru/my_gorod.html

Исланова И. В. Сопки на р. Полонуха и оз. Песьво // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Вып. 9. Новгород. 1995, с. 43–49.

Исланова И. В. Разведочные и рекогносцировочные работы Верхне-Мстинской экспедиции в 1987-1990 гг. // Тверская старина. №№ 4–5. 1993, с. 164.

Исланова И.В. Археологические древности Вышневолоцкого края. Адрес доступа: http://www.vischny-volochok.ru/wika/wika1/wika1-4.php

Истомина Э.Г. Вышневолоцкая водная система. (История водной системы от начала функционирования магистрального водного пути.) Адрес доступа: http://www.vischny-volochok.ru/wika/wika1/wika1-5.php

Кольцов Л. В. и др. Работы Калининской экспедиции // Археологические открытия 1986 г. – М. 1988, с. 63.

Могила Марфы Посадницы. Адрес доступа: http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=12091

Олейников О. М. Археологические экспедиции Тверского государственного объединенного музея в 1989 г. // Обзор памятников истории и культуры Тверской области. Тверь. 1990., с. 36.

Памятники архитектуры Тверской области». Книга 2. Тверь. – 2002.

Плетнев В. А. Об остатках древности и старины в Тверской губернии. К археологической карте губернии. Тверь. 1903.

Плывем по весеннему лесу. Адрес доступа: http://www.bober.ru/tourist/chasovikov.htm

Путешествие по Цнинско – Есеновическому кольцу. Глава 17. Отклонение в долину Садвы. Адрес доступа: http://putnik.ru/dosug/esen/17.asp

Река Мста о Вышнего Волочка. Адрес доступа: http://lib.ru/TURIZM/msta1.txt

Седов В. В. Восточные славяне в VI–XIII вв. М. 1982, с. 53-54.

Текст буклета «Вышний Волочек». Адрес доступа: http://www.panikin.ru/volok.htm

Ширинский-Шихматов А. А. Федовский могильник // Труды II областного Археологического Съезда. Тверь. 1906, с. 53–62.

Янин В. Л., Зализняк А. А. Новгородские грамоты на бересте (1977–1983 гг.). М. 1985.

Добавить комментарий

Закрыть меню