Салехард на карте России фото

Салехард. Часть 1: жизнь на Полярном круге

Располагается на Полуйской возвышенности, на правом берегу реки Обь. Занимает территорию порядка 1018 квадратных километров.

Салехард – единственный город на земле, находящийся на широте северного полярного круга.

У города многовековая история. Салехард (ранее Обдорск, что в переводе с языка коми означает место при Оби) был основан как казачья крепость в 1595 году. В то время это был самый северный форпост Российского государства. Впоследствии Салехард пережил множество преобразований, однако всегда оставался административным центром.

В 1635 году город переименовали в Обдорскую заставу, а в конце 18 века и вовсе упразднили, при этом заставу преобразовали в село Обдорск, центр Обдорской волости Березовского уезда Тобольской губернии. В это же время в Обдорск стали переезжать русские на постоянное место жительство, город стал центром торговли, в нем проходит ежегодная зимняя Обдорская ярмарка, оборот которой превышал 100 тысяч рублей. Купцы везли сюда муку и хлеб, изделия из металлов и украшения, сукно, вино и табак, а увозили меха, моржовые клыки, рыбу и птичье перо.

В 1897 году в селе насчитывалось уже 30 домов, около150 торговых лавок и числилось 500 постоянных жителей, основными занятиями которых были охота, рыболовство и торговля.

В годы советской власти Обдорск стал столицей новообразованного Ямало-Ненецкого национального округа, а в 1933 г. получил новое имя – Салехард. Преобразован в город 20 июня 1938 г.

Сегодня Салехард является современным центром культурной и деловой жизни.

Памятные даты

19 апреля 1931 года — вышел в свет первый номер окружной газеты «Нарьяна Нгэрм» («Красный Север»), на двух языках — ненецком и русском. До 15 сентября 1931 года газета «Красный Север» называлась «Рыбак».

20 июня 1933 года — окружной центр (село Обдорск) отнесен к категории рабочих поселков и переименован в Салехард.

1 января 1934 года — день образования при Салехардском поссовете отдела народного образования.

27 ноября 1938 года — Президиум Верховного Совета РСФСР издал указ о преобразовании рабочего поселка Салехард, центра Ямало-Ненецкого автономного округа, в город окружного подчинения.

15 апреля 1941 года — приказом по Ямальскому окружному здравотделу № 83 от 15.04.1941 года на базе лаборатории развернута Салехардская межрайонная санитарно-эпидемиологическая станция, первым главным врачом была назначена Аникеева Анна Прохоровна.

6 января 1945 года — в Салехарде открыта фельдшерско-акушерская школа. В 1955 году она реорганизована в медицинское училище.

8 марта 1956 года — на основании приказа по Министерству сельского хозяйства СССР № 87 от 8 марта 1956 года была организована Ямальская сельхозопытная станция.

9 мая 1975 года — в Салехарде открыт обелиск павшим воинам на площади Победы.

30 марта 1978 года — по ходатайству Ямало-Ненецкого окружного Совета неродных депутатов, решением Тюменского облисполкома, деревня Пельвож Катравожского сельсовета Приуральского района передана в административное подчинение Салехардскому городскому Совету народных депутатов.

1 января 1994 года — открыт литературно-краеведческий музей-квартира Леонида Лапцуя.

19 марта 1997 года — принят Устав муниципального образования город Салехард.

10 июня 1997 года — создана авиакомпания «Ямал».

23 апреля 1998 года — в Салехарде начала свою работу III Международная конференция парламентариев стран Арктического региона.

19 апреля 1999 года — День работников средств массовой информации ЯНАО.

griphon

В прошлом посте про Салехард мы в основном восторгались всякими современными домами и благоустройством. Теперь же расскажем про разные мелочи и достопримечательности города.
Итак, один из основных путей попадания в Салехард — это по железной дороге. По ней вы можете доехать до города Лабытнанги, находящегося на противоположной стороне Оби.
Дальше нужно на чём-то доехать до парома через Обь.
Наслаждаемся закатом на фоне уральских гор. Это, кстати, уже потихоньку заканчиваются белые ночи..
Зимой парома нет, но ходит по льду автобус в сам Салехард. А вот самое нетривиальное время для переправы — это межсезонье. Когда и автобус нельзя пускать, и корабль не пройдёт. Тут имеется множество вариантов: судна-«подушки» на воздушных крыльях, могущие взбираться на лёд, до этого были ещё более суровые агрегаты (забыл название, напомните?).
В особых случаях запускали вертолёт — Лабытнанги-Салехард, стоимостью 1000 р. Ну и часто на это время жители Лабынтангов, работающие в Салехарде, снимают там жильё.
Паром бесплатный для пешеходов, машинкам — 100 рублей
Помещение, в котором можно укрыться от дождя
Паром курсирует круглосуточно. Как видим, поток между городами очень большой
И вот мы на правом берегу Оби. Но это ещё не Салехард.
Я то думал, что переправа прямо в городе, но нет! До города отсюда ехать ещё около 10 км.

Джерело: КОМИ — НАО — ЯНАО, ЧАСТЬ 3

Кстати, летом автобус в сами Лабытнанги ходит из Салехарда почему-то только по выходным. Доехать в будни можно только до переправы.
Приезжающих на пароме торжественно встречает мамонт!
Не мог не сделать быдлофото
По дороге к городу стела с картой округа. Уже ощущаешь себя в совершенно других координатах после Коми.
И вот мы приехали в город Салехард. Что же в нём можно посмотреть? Первым делом, конечно, Обдорскую крепость.
Крепость всё же новодел, и воссоздана она только в последние годы. Она совсем небольшая и бесплатная.
Национальный музей ЯНАО. Сделан хорошо, отремонтирован, но, честно говоря, малоинформативен.
Помимо пары стендов об истории края, зале о его фауне, небольшой выставке, посвящённой 501-й стройке, ничего особо нет.
Хоть музей и перенимает передовые музейные технологии, старается быть интерактивным, взаимодействовать с посетителем 🙂
Что реально впечатлило, так это история про мамонтётка Любу. Впечатлило и очень тронуло.
Мамонтёнок Люба пошла к реке, упала с обрыва и погибла ещё в детском возрасте. Её тело унесло рекой, потом река замёрзла, и так замороженное тело, попавшее в вечную мерзлоту, практически без потерь сохранилось до наших дней. Уникальная история, что туша настоящего доисторического животного была найдена в таком хорошем состоянии

Салехард — единственный город в мире, расположенный не ЗА Полярным кругом, а прямо на нём. В честь чего тут установлен специальный памятник.
Видимо прямо через эту остановку круг проходит.
Ещё один памятник «Романтикам 70-х».
Перечислены города округа
Кстати, все эти памятные знаки установлены не в городе, а на его объездной. Мне повезло, мне дали велосипед, засчёт чего, мне было их удобно все объезжать. И обратите внимание на цветочки! Что у Полярного круга, что здесь. Ради пары десятков посетителей их тут держат при таком суровом климате.
И, наконец, также находящийся на салехардской объездной, памятник 501-й стройке! В виде паровоза с семафором.
Грустно до слёз наблюдать, как то, за что погибла в ужасных каторжных условиях не одна тысяча человек, теперь тупо догнивает в тундре..
Паровоз, кстати, как раз участвовал в строительстве этой магистрали
Есть ещё одно очень интересное место, связанное с 501-й стройкой, но не такое известное. Это сохранившийся 50-метровый участок линии на восточной окраине Салехарда.
Я узнал про него уже в вечер перед отъездом, думал сначала встать пораньше, но благо были белые ночи — и я быстренько туда сгонял на велосипеде.
Рядом находится ионосферная станция. Её работница Раиса Дмитриевна Суханова — очень приятная и гостеприимная тётушка, работает на этой станции уже больше 50 лет!
Именно благодаря ей сохранился этот участок, и ему был присвоен статус памятник регионального значения.
Поставили плакаты
Раиса Дмитриевна с коллегой, несмотря на мой поздний визит, пригласили меня осмотреть станцию, рассказали много интересных подробностей о том, как она работает.
Здесь они и живут и работают. А сама Раиса Дмитриевна приехала сюда в Салехард ещё в молодости после института. Да так здесь и осталась.
До середины 90-х тут было практически чистое поле, а линия уходила в тундру. По ней ездили на дрезинах связисты и грибники. В середине 90-х рельсы кто-то вывез на металлолом, с тех пор этот 50-метровый кусок — единственный сохранившийся в Салехарде
Дальше рельсы начинаются только где-то через 90 км..
Ну ладно, идём дальше. Вот такая церковь обнаружена мной в черте самого Салехарда.
С заборчиком
Конечно же, многим приезжающим в Салехард, нужно показать национальный колорит. Малые народы, оленей, чумы и т.д. Естественно, в настоящие стойбища ехать долго и далеко (точнее туда надо вообще лететь на вертолёте), а летом оленеводы вообще ходят где-то в тундре, и могут находиться в любом месте. Поэтому вокруг Салехарда есть несколько точек, где этих оленей с чумами показывают.
Конечно, как всегда, что всё, что для туристов, уже не то совсем. Но тем не менее, вот чумы вдоль будущей трассы «Салехард-Сургут» в паре километров от города.
Тут и настоящий олень тусовался, точнее оленёнок. Единственный, виденный мной за всю поездку. Его хозяйка ненка держит всё это для гостей «чтобы можно было приехать, шашлык покушать». Фотографирование, как она сказала, вообще платное, но мне разрешила поснимать и так.
Следующее место — посёлок Горнокнязевск, расположенный в 12 км от Салехарда. Здесь находится этнографический музей с разными чумами и сувенирами. Тоска смертная, не советую туда ехать. В моей приезд там даже оленей не было.

Впрочем, сам посёлок довольно приятен, и я не жалел, что в него скатался.
На берегу Оби
По дороге к Горнокнязевску попался интересный объект — запрошенные радиолокационные станции.
И панорама самого Салехарда
И снова Урал на горизонте
А в другую сторону — сибирские болота и топи
Так что единственный олень, которого можно без всяких проблем увидеть, стоит в самом городе.
Кстати, о трассе в Сургут. Её ещё нет, дорога тянется на 57 км до посёлка Аксарка. Но километровые знаки такие, будто дорога уже построена.
В Салехарде есть городской пляж. Самый разгар июля, ясная солнечная погода… и почему-то никто не купается. Странно, почему?
Вообще никого нет.
Может быть потому что висит табличка «купаться запрещено»?
Кстати, забавно, что это запрещательные таблички ставят везде, где есть вода, и около неё может оказаться человек. Вот, например, на берегу Оби в том самом Горнокнязевске
А это вообще красота. Какой-то вонючий пруд около трассы. Так и представил, как толпы желающих салехардцев едут в такую холодину сюда и хотят в этом пруду искупаться.. 🙂
Но вообще, Обь из города очень красива
Порт
А это здание речного вокзала
Это второй путь, по которой можно попасть в Салехард из внешнего мира. Корабли «Омск-Салехард» ходят весь сезон. На них можно также сесть в Тобольске, Ханты-Мансийске, Приобье. Плыть в одну сторону около 5 дней.
В окрестностях самого Салехарда присутствует довольно интенсивное местное движение. Самая северная точка, до которой ходят корабли — деревня Антипаюта на Обской губе. Эх, туда бы сплавать..
Грузовой порт. Отсюда ходит паром в Приобье. Все машины привозятся именно на нём.
Третий путь, по которому можно попасть в Салехад — это по воздуху. Аэропорт в городе небольшой, но большая часть приезжающих попадает в город именно через него.
Внутри довольно уютно, и разные плакаты, прославляющие край
Перед поворотом на аэропорт расположен мини-музей авиации. Самолёты-вертолёты
Ну и уже на дороге, ведущей в сам аэропорт, подряд идут плакаты с природой разных районов Ямала
Таким образом, Салехард — уникальный город, в который можно добраться тремя видами транспорта из четырёх существующих (воздушный, водный, ж.д.). Но нельзя добраться самым распространённым видом транспорта — автомобильным.
В самом же городе проложено несколько автобусных маршрутов, по которым ходят ЛиАЗ-5256.
Но есть и маршрутки.
Весь транспорт внутригородской. Есть только автобус в аэропорт. Пригорода практически нет, несмотря на то, что некоторое количество населённых пунктов вокруг Салехарда имеется. Не знаю, как ездят жители этих посёлков — той же Аксарки, или Горнокнязевска. Видимо, все на своих машинах.
Среди обилия крутых иномарок, попадаются порой их коллеги по анекдотам 🙂
С советскими номерами
В Салехарде где-то в 1,3-2 раза выше цены, чем в центральной России. Кг бананов стоит 90 рублей, овсяное печенье — 70-80 (пачка 400 г), минералка — 50-60. Но и зарплаты здесь очень высокие. Как я писал, на Ямал едут работать .. если не со всей России, то с огромного количества городов Урала и Сибири.
Перекладывание коллектора. Рабочие оказались … из Закарпатья, из города Хуст!
Ещё немного салехардских реалий. Хижины и дворцы
Одна их главных улиц — Республики. О какой республике в Ямало-ненецком округе может идти речь, интересно?
Напоминаю про вечную мерзлоту и дома на сваях. В отличие от Воркуты, на сваях тут стоят все дома. В связи с чем, на первый этаж доступ по лестнице
Срам обычно прикрывают щитами.
Околоподъездные бабки сидят наверху и могут смотреть на всех свысока 🙂
Почему-то даже в новых домах где-то сделали пандусы, а где-то нет.
Я жил в новом доме, но пандусов или съездов там не было. Радость от этого я в полной мере испытывал, т.к. надо было по лестнице спускать и поднимать велосипед.
Ну ладно я, потерплю. Но вот мамы с колясками, пенсионеры.. В общем, как всегда всё в России, делается с любовью к людям.
Машинки паркуются на газоне. Ай-ай-ай. Всё впечатление от города портят.
Приезжайте в солнечный Салехард!
Цэтлікі: Салехард, Ямало-Ненецкий Автономный Округ

Добавить комментарий

Закрыть меню