Сергиева приморская пустынь

Свято-Троицкая Сергиева приморская пустынь в Стрельне

На берегу Финского залива

Сергий Радонежский (1314—1392), святой, преподобный, преобразователь монашества на Руси, происходил из знатного ростовского боярского рода. Приблизительно в 1330 г. отправился в Ходьково-Покровский монастырь, где иночествовал его старший брат. В 1335 г. на берегу реки Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, вместе с братом возвел небольшую деревянную церковь во имя святой Троицы, на месте которой позднее был выстроен соборный храм. В 1337 г. принял иночество, в 1354 г. стал пресвитером. Пользовался огромным авторитетом, часто примирял враждующих между собой князей, уговаривал их подчиниться великому князю Московскому. Во многом благодаря его усилиям к 1380 г. почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Перед Куликовской битвой Дмитрий Донской получил от Сергия Радонежского благословение. Сергий предрек ему победу, избавление от смерти и отпустил с ним в поход своих иноков Пересвета и Ослябю. При жизни Сергий Радонежский основал ряд обителей в северных районах Московск ого княжества. В 1452 г. он был причислен к лику святых.

Троица (живоначальная Троица) — занимающий центральное место в православном «символе веры» христианский догмат о триедином Боге, то есть Божестве, существующем в трех ипостасях: Бога-отца, Бога-сына и Бога — Святого духа. Праздник Троицы входит в число двунадесятых праздников. В его основе — сюжет о сошествии Святого духа на апостолов на пятидесятый день после Христова Воскресения. Празднуется на пятидесятый день после Пасхи — светлого Христова Воскресения.

Пустынь получила название по двум храмам обители: церкви во имя преподобного Сергия и Троицкого собора.

Обитель основал в 1732 г. архимандрит Варлаам (Высоцкий), настоятель московской Троице-Сергиевой лавры, духовник императрицы Анны Иоанновны, которая в 1732 г. подарила ему свою приморскую дачу в Стрельне. Сюда архимандрит перенес ранее находившуюся на Фонтанке, при загородном доме царицы Прасковьи Федоровны, первую деревянную церковь во имя преподобного Сергия, которую в 1734 г. передала ему Анна Иоанновна.

Варлаам устроил здесь храм во имя преподобного Сергия и освятил его в мае 1735 г. Тогда же было пристроено несколько деревянных келий для монашествующих и каменный флигель для настоятеля. В июне 1735 г. Анна Иоанновна посетила пустынь и пожаловала в новопостроенный храм богослужебные книги. Архимандрит Варлаам скончался в июле 1737 г. и был погребен в основанной им обители.

Троице-Сергиева пустынь. Святые врата и братские кельи. Фото Н. Г. Матвеева, 1900-е гг.
Троице-Сергиева пустынь. Воскресенский собор. Фото 1890-х гг.
Троице-Сергиева пустынь. Воскресенский собор. Интерьер. Фото Н. Г. Матвеева, 1911 г.

Анна Иоанновна именным указом от 30 января 1738 г. повелела описать пустынь. После этого церковь считалась приписанной Троице-Сергиевой лавре. При учреждении монастырских штатов в 1764 г. пустынь поступила в Санкт-Петербургское епархиальное ведомство.

В 1756 г. было начато строительство каменного храма по проекту П. А. Трезини, под руководством Ф.-Б. Растрелли — Троицкого собора. На освящении его в августе 1763 г. присутствовала Екатерина II, которая годом раньше, в день своего восшествия на престол (28 июня), остановившись в Сергиевой пустыни на пути следования из Петербурга, получила здесь известие, что препятствий к ее воцарению более не имеется.

Правый придел — во имя апостолов Петра и Павла — и левый — во имя святых Захария и Елизаветы — освящены в августе 1761 г. Впоследствии придел Захария и Елизаветы был закрыт, а в 1835 г., после капитального возобновления всего храма, освящен во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Реконструкцией руководил профессор архитектуры А. И. Мельников.

Троице-Сергиева пустынь. Троицкий собор. Фото П. С. Радецкого, 1900-е гг.

Главной святыней собора являлась икона преподобного Сергия Радонежского, привезенная, по преданию, основателем пустыни из Троице-Сергиевой лавры. При ней находился позолоченный серебряный крест с частицами святых мощей Сергия. В главном престоле, в киоте, сделанном по рисунку А. И. Мельникова, находился образ святой Троицы, написанный К. П. Брюлловым.

Церковь преподобного Сергия, построенная по проекту А. М. Горностаева, имела приделы во имя Христа Спасителя и мученицы Зинаиды. В ней был установлен мраморный иконостас. Первую каменную церковь на месте старой деревянной поставили в 1758 г., а горностаевский храм был сооружен в 1854 — 1859 гг. и освящен в сентябре 1859 г.

Церковь во имя Воскресения Христова (Воскресенский собор) построена в 1872 — 1884 гг. по проекту архимандрита Игнатия (Малышева) и архитектора А. А. Парланда в память о погребенном здесь князе М. П. Голицыне. Храм был закрыт в 1919 г., а почти через 50 лет, в 1968 г., взорван.

Церковь во имя святого мученика Валериана при Зубовском доме инвалидов сооружена в 1809 г. Под ней находилась усыпальница рода графов Зубовых.

Каменная церковь во имя святителя Григория Богослова построена по проекту А. И. Штакеншнейдера. Храм сооружен над могилой графа Г. Г. Куше-лева и освящен в мае 1857 г.

Кладбище Троице-Сергиевой пустыни. Памятник на могиле зодчего А. М. Горностаева. Фото Н. Г. Матвеева, 1900-е гг.

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы (Кочубеевская) построена по проекту архитекторов Р. И. Кузьмина и Г. А. Боссе на средства князя М. В. Кочубея над могилой его супруги Марии Ивановны, урожденной княжны Барятинской.

В 1862 г. над монастырскими воротами по проекту архитектора А. М. Горностаева построили церковь во имя святого Саввы Стратилата — на средства М. В. Шишмарева в память С. Я. Яковлева. Храм остался неосвященным.

В Сергиевской пустыни было также четыре каменные часовни. Первая (с Тихвинской иконой Божией Матери) близ алтаря Троицкой церкви построена в 1864 г. по проекту А. М. Горностаева над местом погребения основателя обители. Вторая часовня (с Руднянской иконой Божией Матери) находилась в восточной части монастыря. Еще две часовни стояли на Большой Петергофской дороге.

В 1760 г. по проекту Ф.-Б. Растрелли построены настоятельские кельи. В них была картинная галерея, в которой в числе других находились два редких портрета Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.

В общем корпусе располагалась обширная библиотека, основанная игуменом пустыни Агафангелом, автором книги «Досуги инока» и многих других сочинений.

В отдельном деревянном здании помещалась двухклассная церковноприходская школа с общежитием.

Каменная братская трапезная была построена архитектором А. П. Марковым по проекту настоятеля Игнатия Бринчанинова (до пострига окончившего Инженерное училище), а двухэтажные корпуса братских келий со святыми воротами — в 1862 г. по проекту А. М. Горностаева.

При пустыни был инвалидный дом и монастырская больница.

Монастырское кладбище со времен Екатерины II было избрано усыпальницей знатнейших фамилий, подобно Александро-Невской лавре, Донскому и Симонову монастырям в Москве.

Троицкий собор был закрыт в 1919 г. и снесен в 1962 г.

Церковь преподобного Сергия закрыта в 1919 г.

Церковь во имя Воскресения Христова взорвана в 1968 г.

Церковь во имя мученика Валериана закрыта в 1919 г., в 1930-х гг. значительно перестроена.

Церковь во имя Григория Богослова закрыта в 1919— 1920 гг.

Церковь Покрова (Кочубеевская) снесена в середине 1960-х гг.

Здание часовни во имя Тихвинской иконы Божией Матери не сохранилось, остальные часовни сохранились в полуразрушенном виде.

Стрельна. Свято-Троицкая Сергиева приморская пустынь

Недалеко от Константиновского дворца находится мужской монастырь — Свято-Троицкая Сергиева приморская пустынь с богатой и драматической историей.
Историки Петербурга называли пустынь «жемчужиной русской истории, архитектуры и духовной культуры».
Пустынь была основана в 19 верстах от Петербурга, на берегу Финского залива, на землях, переданных в 1734 году императрицей Анной Иоанновной своему духовнику, настоятелю Троице-Сергиевой лавры архимандриту Варлааму (в миру Василию Высоцкому). В ноябре того же года императрица разрешила перевезти деревянную церковь Успения Божьей Матери из загородного дома царицы Параскевы Фёдоровны на Фонтанке и повелела освятить ее во имя Преподобного Сергия чудотворца Радонежского. Освящение состоялось 12 мая 1735 года. Для братии были выстроены деревянные кельи, а для настоятеля – каменный флигель. В июне 1735 г. Анна Иоанновна посетила пустынь и пожаловала в новый храм богослужебные книги.
Настоятельский флигель
Для дальнейшего расширения обители и для ведения своего хозяйства отец Варлаам купил у разных лиц ещё три участка земли. В первое время пустынь не имела особого штата монахов. Для совершения богослужения сюда присылались лица из числа братии Троице-Сергиева монастыря. Архимандрит Варлаам скончался в июле 1737 года и был погребен в основанной им обители. Анна Иоанновна именным указом от 30 января 1738 года повелела описать пустынь. После этого церковь считалась приписанной Троице-Сергиевой Лавре. Новая обитель в первые годы своего существования называлась Приморской Троице-Сергиева монастыря дачей. Внешнее устройство пустыни производилось на средства Троице-Сергиевой Лавры. Жизнь и деятельность братии находилась также под наблюдением и руководством Лавры.
В 1764 году в России были учреждены монастырские штаты, по которым Троице-Сергиева пустынь отделялась от Троице-Сергиевой Лавры. 4 мая 1764 года из конторы Св. Синода последовал указ, в котором говорилось: «Состоящую при С.-Петербурге, по Петергофской дороге недавно построенную пустыню, за неимением при С.-Петербурге монастырей, приписать к С.-Петербургской епархии».
Постепенно мужской монастырь стал застраиваться по проекту, разработанному П. А. Трезини. По этому проекту были отделаны две угловые башни, весь двор вымощен камнем. В 1760 г. по проекту Ф. Б. Растрелли построены настоятельские кельи. В них была картинная галерея, в которой в числе других находились два редких портрета Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.
Центром ансамбля стал построенный в 1756 – 1760 годах под руководством Б.-Ф. Растрелли по проекту П. А. Трезини каменный пятиглавый храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Он был невелик, вмещал всего 600 человек, снаружи украшен барочными колоннами и пилястрами, а внутри – высоким золоченым иконостасом. Собор послужил прототипом для многих церковных сооружений, возведенных в два последующих десятилетия. Главный придел собора был освящен 10 августа 1763 года архимандритом Лаврентием в присутствии Екатерины II, которая годом раньше, в день своего восшествия на престол (28 июня), остановившись в Сергиевой пустыни на пути следования из Петербурга, получила здесь известие об отречении своего мужа, и что препятствий к ее воцарению больше не имеется. На освящении присутствовал и наследник престола.
Троицкий собор славился своими иконами, многие из которых были переданы в него из подмосковной Троице-Сергиевой лавры. В особом киоте, сделанном по рисунку Мельникова, стоял прекрасный образ Пресвятой Троицы, написанный в 1840 году академиком К. П. Брюлловым, а главной святыней храма была чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского в дорогой ризе, сделанной в мастерской Ф. А. Верховцева. Её привёз из Троице-Сергиевой Лавры основатель пустыни. В ризнице хранились два позолоченных серебряных креста с частицами мощей преподобного Сергия и великомученицы Варвары.
Перед революцией в обители, обладавшей капиталом в 350 тыс. руб., было семь храмов и жило около 100 человек братии, ( а начиналось с 11-ти человек), из которых по давней традиции выбирались судовые священники для русского военного флота.
В 1919 году собор был закрыт и приспособлен под хозяйственные нужды. Во время Великой Отечественной войны он пострадал и был взорван летом 1962 года, хотя уже был готов проект его реставрации .
Вот, что от него сейчас осталось:
В 1859 — 1863 годах А. М. Горностаев возвел Святые ворота с кельями, высокой шатровой башней и домовой церковью св. Саввы Стратилата, построенной на средства штаб-ротмистра М. В. Шишмарёва в память деда его жены Саввы Яковлевича Яковлева, умершего в 1784 году и похороненного в Троице-Сергиевой пустыни. Церковь по неизвестным причинам не была освящена.
В 1857 — 1897 годах новый настоятель пустыни архимандрит Игнатий (Иван Васильевич Малышев), художественно одаренный человек, украсил пустынь прекрасными постройками и довел ее духовное состояние до очень высокого уровня. Самым крупным сооружением в монастыре в тот период была церковь Преподобного Сергия Радонежского, построенная в 1859г. А. М. Горностаевым.
Храм вмещал в себя 2000 человек. В его внутреннем убранстве принимали участие академик Н. А. Лавров, М. Н. Васильев, роспись стен, соединяющих церковь с трапезной, были выполнены художником Беляковым и Игнатием Малышевым. Мозаичный пол был выполнен по проекту А.М. Горностаева.
В приделе, освященном 4 июля 1857 г. во имя Христа Спасителя, находилась усыпальница графов Апраксиных с 20 захоронениями. Придел во имя мученицы Зинаиды, освященный 28 апреля 1861 года, где был иконостас из розового кипариса, имел 33 захоронения Юсуповых. Кроме того, в нижней церкви нашли свой последний приют князья Чернышевы, Шишмаревы, Карцевы, Строгановы, Волконские, Щербатовы, граф Клейнмихель, барон Фредерикс.
Сейчас церковь является единственным действующим храмом на территории монастыря. Закрытый в 1919 году, частично разрушенный и перестроенный, храм в настоящее время восстанавливается и украшается.
До революции в пустыни действовали храмы: Пресвятой Троицы, прп. Сергия Радонежского, Воскресения Христова, Валериана (Зубовская), свт. Григория Богослова (Кушелевская), Покрова Пресвятой Богородицы (Кочубеевская), Саввы Стратилата (Шишмаревская).
При монастыре имелись часовни:
— Покровская и Спасская — у монастырских ворот, перестроены в 1844-1845 А. М. Горностаевым, который в 1868-1871 также возвел гранитную ограду;
— Тихвинской Божией Матери (с чтимым образом), которую А. М. Горностаев построил в 1863 у алтаря Троицкого собора, над могилой основателя пустыни, Варлаама. В ней же был погребен схимонах Михаил (Чихачев), сподвижник архимандрита Игнатия (Брянчанинова). Останки Варлаама, Михаила, Игнатия-младшего ныне находятся в Сергиевском храме;
— Рудненская — на берегу пруда «Иорданка» в восточной части обители, которую для древней и чтимой иконы Рудненской Божией Матери возвел в 1876 Д. И. Гримм в подражание Никоновскому скиту в Новом Иерусалиме. К ней 1 августа для водосвятия шел крестный ход. Тихвинская и Рудненская часовни погибли в Отечественную войну.
Пустынь содержала странноприимный дом, детский приют, женскую богадельню, небольшую школу и больницу, выстроенную в 1906-1907. В престольный праздник, когда из столицы приезжало множество паломников, вокруг монастыря устраивался крестный ход, а 24-26 сентября у его стен — ярмарка.Последним до революции настоятелем пустыни был архимандрит Сергий (Дружинин), будущий епископ Нарвский, расстрелянный в 1937 в Йошкар-Оле.
Угловая башня:
Инвалидный дом (Л. Руска, 1805 — 1809 г.)
с церковью святого мученика Валериана. Храм был освящен в июне 1809 года, а инвалидный дом начал работать через пять лет. В храме была могила Валериана Зубова, георгиевского кавалера и кавалера ордена Андрея Первозванного, покорителя Дербента. Церковь с богадельней для увечных воинов была построена его братьями графами Дмитрием, Платоном и Николаем Александровичами Зубовыми. В крипте церкви впоследствии были похоронены и сами Николай, Дмитрий и Платон (князь Римской империи) Зубовы, а также дочь и внук А. В. Суворова – Наталья Александровна Зубова и Александр Аркадьевич Суворов, дети и внуки графов Зубовых. При перестройке церкви в советское время все эти захоронения были уничтожены.
Колокольня перед инвалидным домом:
Церковь Григория Богослова (Кушелевская):
Она была возведена в 1855 – 1857 годах по проекту А. И. Штакеншнейдера в русско-византийском стиле над могилой любимца Павла I, генерал-лейтенанта графа Григория Григорьевича Кушелева на деньги его вдовы Екатерины Дмитриевны. В церкви был двухъярусный иконостас, образа которого написаны на золотом фоне. В центре храма – спуск в усыпальницу, облицованную белым мрамором. Церковь эта была закрыта в 1919 — 1920 годах.
Со времен Екатерины II на монастырском кладбище хоронили умерших из знатных и родовитых семей: принцев Ольденбургских, Апраксиных, Мятлевых, Нарышкиных, Чичериных, Строгановых, Дурасовых и др. Здесь были погребены потомки Суворова и Кутузова, канцлер А. М. Горчаков, поэт И. П. Мятлев, архитекторы А. И. Штакеншнейдер и А. М. Горностаев. Некоторые часовни и склепы были подлинными произведениями искусства. Неподалеку от монастыря находилось кладбище для бедных.
Вот, что осталось от некогда одного из самых красивых и богатых кладбищ:
Могила А.М.Горностаева:
Склеп – усыпальница генерал = адъютанта П.Чичерина:
А этот дуб — подарок пустыни от семьи Ганнибалов:
Пустынь закрыта в 1919, но богослужения в ней продолжались еще более десяти лет. Хотя братия была в основном разогнана, в 1930, когда было уничтожено кладбище, в пустыни еще оставалось около десятка монахов-стариков. Они жили среди воспитанников детской трудовой колонии, которую в 1930-е сменила школа переподготовки начсостава им. Куйбышева. В 1931 монастырь окончил свое существование. В 1964г. в нем расположилась школа милиции, уничтожившая остатки кладбища и ряд зданий. В 1973 старинный комплекс был поставлен под государственную охрану, а 29 марта 1993 принято решение о его поэтапной передаче епархии (этот процесс завершился в мае 2001).

Добавить комментарий

Закрыть меню