Сколько церквей в вологде

11. Православная топография Вологды

В начале XX века Вологда была русским провинциальным городом с яркой православно-культурной средой. Художественный образ города, его композицию определяло множество православных храмов: соборных, монастырских, приходских, домовых, кладбищенских, заполнявших городское пространство. По числу храмов Вологда опережала другие губернские и епархиальные центры Европейского Севера. Не удивительно, что посетивший город в 1891 году обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев отозвался о городе так: «Вологда – город святой, и жители его святы».
Наибольшая концентрация храмов наблюдалась на Верхнем посаде. Именно здесь возвышались два храма, упомянутые в «Повести о чудесах» преподобного Герасима и считавшиеся поэтому древнейшими святынями города. Первая — церковь Воскресения Христова, бывшая до середины XVI века кафедральным собором, а вторая – Троицкая церковь близ Кайсарова ручья – преемница более древнего храма, основанного по преданию самим преподобным. Всего на Верхнем посаде насчитывалось полтора десятка храмов. Наиболее известными среди них были Лазаревский кладбищенский, Никольский «Золотые кресты» (на Горе), Успенский монастырский, Ильинский, Варлаама Хутынского, Константина и Елены, Владимирский. Все они территориально тяготели друг к другу, визуально концентрируясь вокруг Воскресенской церкви.
Главной зрительной и градостроительной доминантой Вологды был ансамбль Соборной площади, видимый из любой точки города. Здесь, помимо древних приходских церквей (Покрова на Торгу, Казанская), располагалась еще и особая группа храмов — соборных, домовых, бесприходских (Воскресенский собор, церковь Рождества Христова Архиерейского дома, Александра Невского).
Еще одну группу храмов составляли церкви, находившиеся на Сенной площади и вблизи нее: Спасо-Всеградский собор, Никольская на Сенной площади, Иоанна Предтечи в Рощенье, Афанасиевская. Почитавшийся чудотворным образ Всемилостивого Спаса, находившийся в Спасо-Всеградском соборе, притягивал к себе большое количество вологжан и паломников со всей епархии.

Схема составлена на основе: Церкви и улицы старой Вологды. План-схема / Составители А. И. Сазонов Е. А. Стариков. Вологда, 1997.


Церкви и часовни Вологды, действовашие к 1917 году. Дополнительно к сетке улиц начала XX века нанесены современные мосты

Церкви и часовни города Вологды,
действовавшие к 1917 году

1) Зосимы и Савватия (приходская);
2) Кирилла Белозерского (домовая при Вологодской духовной семинарии);
3) Афанасиевская (бесприходная);
4) Никольская на Сенной площади (приходская);
5) Спасо-Всеградский собор (бесприходный);
6) Иоанна Предтечи в Рощенье (приходская);
7) Кирилла Белозерского в Рощенье (приходская);
8) Феодора Стратилата (бесприходная);
9) Петра и Павла (приходская);
10) Рождества Богородицы на Нижнем Долу (приходская);
11) Свято-Духовская (монастырская);
12) Знаменская (монастырская);
13) Екатерининская (приходская);
14) Никольская на Глинках (приходская);
15) Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (домовая при Вологодской тюрьме);
16) Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (домовая при земской больнице);
17) Покрова Богородицы на Козлене (приходская);
18) Часовня Арсения Комельского;
19) Часовня иконы Божией Матери «Казанская» на Гостинодворской площади;
20) Часовня иконы Божией Матери «Казанская» на Пречистенской набережной;
21) Лазаревская (кладбищенская);
22) Троице-Герасимовская (приходская);
23) Гавриило-Архангельская (приходская);
24) Рождества Богородицы на Верхнем Долу (приходская);
25) Никольская «Золотые кресты» (на Горе) (приходская);
26) Алексеевская надвратная (монастырская);
27) Успенская (монастырская);
28) Воскресенская (приходская);
29) Иоанна Богослова (приходская);
30) Михаило-Архангельская (приходская);
31) Ильинская (холодная, приходская);
32) Варлаама Хутынского (теплая, приходская);
33) Константина и Елены (Цареконстантиновская) (приходская);
34) Гавриило-Архангельская (теплая, приходская);
35) Владимирская (холодная, приходская);
36) Введенская (домовая при епархиальном училище);
37) Власиевская (приходская);
38) Рождества Богородицы (кладбищенская);
39) Благовещенская (приходская);
40) Пятницкая (приходская);
41) Покрова Богородицы на Торгу (холодная, приходская);
42) Казанская (теплая, приходская);
43) Александра Невского (бесприходная);
44) Софийский собор (холодный);
45) Воскресенский собор (теплый);
46) Воздвиженская надвратная (бесприходная при Архиерейском доме);
47) Рождества Христова или Стефановская (домовая при Архиерейском доме);
48) Вознесенская (бесприходная);
49) Спасо-Преображенская на Болоте (приходская);
50) Часовня Белоризцев;
51) Часовня Николая Рынина;
52) Иоанна Предтечи в Дюдиковой пустыни (холодная, приходская);
53) Знаменская (теплая, приходская);
54) Леонтиевская (приходская);
55) Антипиевская (приходская);
56) Георгиевская на Наволоке (теплая, приходская);
57) Георгиевская на Наволоке (холодная, приходская);
58) Сретенская (приходская);
59) Иоанна Златоуста (Жен Мироносиц) (приходская);
60) Димитрия Прилуцкого на Наволоке (холодная, приходская);
61) Успенская на Наволоке (теплая, приходская);
62) Никольская во Владычной слободе (приходская);
63) Спасо-Преображенская во Фрязинове (Андрея Первозванного) (приходская);
64) Введенская (кладбищенская, холодная);
65) Введенская (кладбищенская, теплая);
66) Александра Невского (домовая при детском приюте);
67) Александра Невского (домовая при реальном училище);
68) Свято-Духовская (домовая при мужской гимназии);
69) Покрово-Александрийская (домовая при женской гимназии);
70) Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (домовая при Вологодском арестантском отделении).

Большинство храмов Заречья выстроились вдоль реки – Спасо-Преображенский во Фрязинове (известный и как Андрея Первозванного), Никольский во Владычной слободе, Димитриевский и Успенский на Наволоке, Иоанна Златоуста, Сретенский, Георгиевские на Наволоке, Иоанна Предтечи в Дюдиковой пустыни. Некоторые храмы Заречья «отходили» от реки (например, Антипиевский и Введенские кладбищенские). Художественный облик левобережья Вологды определяли такие заметные в архитектурном отношении храмы, как Никольский во Владычной слободе, Димитрия Прилуцкого, Иоанна Златоуста и Сретенский.
Ряд храмов маркировал периферию городского православного пространства. Это – храмы Никольский на Глинках, Петра и Павла, Иоанна Предтечи в Дюдиковой пустыне, Гавриило-Архангельский и другие. Расположенные россыпью и тесно связанные с пригородными деревнями, они как бы «собирали» окрестное православное пространство. Вблизи Вологды, но уже за пределами городской черты начала XX века, располагался древний Спасо-Прилуцкий монастырь, хорошо видимый с северной окраины города.
Все это придавало облику Вологды незабываемое своеобразие.

Добавить комментарий

Закрыть меню