Собор иоанна предтечи Псков

Псков. Иоанно-Предтеченский монастырь с Завеличья (подворье Крыпецкого монастыря). Собор Рождества Иоанна Предтечи.

Иоанно-Предтеченский собор был построен по заказу князей Пскова, основавших здесь монастырь. В древности храм служил местом погребения княгинь, а иногда и других членов семейств псковских князей или наместников. Дата его возведения неизвестна. В исторических источниках он впервые упоминается только под 1243 годом. По мнению псковского реставратора И. И. Лагунина, заказчиком Иоанновского собора выступил один из видных политических деятелей Руси второй четверти — середины ХII века Святополк Мстиславич, внук Владимира Мономаха. Святополк, в крещении — Иоанн, был тесно связан с Псковом, после смерти своего брата Всеволода в течение нескольких лет он занимал псковский престол, затем княжил в Новгороде. И. И. Лагунин склонен связывать с именем Святополка не только постройку Иоанновского собора в Завеличье, напротив кремля, но также и возведение (или завершение строительства) главного Троицкого собора Пскова: «Такая самостоятельность князя и резкий рост авторитета Пскова в Новгородской федерации, — пишет он, — возможно, и послужили причиной конфликта князя с новгородцами, в результате которого он был изгнан и намеренно забыт».

Иоанно-Предтеченский собор, замечательный памятник домонгольской архитектуры, неоднократно привлекал к себе внимание виднейших учёных. Изучением и реставрацией храма занимались такие знаменитые археологи, исследователи архитектуры и реставраторы, как И. Э. Грабарь, В. Д. Белецкий, Г. М. Штендер, Л. И. Комеч, Ю. П. Спегальский. Общепринятая дата основания собора — начало 1140-х годов. Однако существует мнение, несколько удревняющее историю храма в честь Рождества Иоанна Предтечи. Так, архитектор-реставратор С. П. Михайлов датировал постройку 1124-1127 годами. Если данное предположение верно, то Иоанновский собор следует признать древнейшим сохранившимся зданием Пскова. В домонгольский период русской истории на строительство крупного каменного храма обычно уходило от четырёх до шести лет, что установлено подсчётами исследователя средневековой архитектуры П. А. Раппопорта. В первой половине ХII века строители работали в Новгороде и Пскове с такой же скоростью, как и в других городах. Однако во второй половине ХII века дело пошло быстрее: небольшие размеры храмов и их упрощённые формы позволили возводить церкви за два сезона или даже за один.

При возведении Иоанновского собора были применены некоторые приёмы, не характерные для предшествующего времени, но вполне вписывающиеся в строительные принципы ХII века. Так, если в первое столетие существования на Руси каменного зодчества лестницы для подъёма на хоры располагались в башнях, примыкающих к основному объёму здания, то в ХII столетии их начинают размещать в толще стен церкви. Наиболее ранний пример такой лестницы известен в соборе Елецкого монастыря в Чернигове, возведённом в самом начале ХII века. В нём лестница была устроена в западном членении северной стены. Так же устроены лестницы киевской Кирилловской церкви, Успенского собора Старой Рязани. Ещё чаще лестницу делали в северном членении западной стены храма. Примерами могут служить соборы Бориса и Глеба в Чернигове, Петра и Павла в Смоленске, Благовещения в Витебске, Спасская в полоцком Евфросиньевом монастыре. В этот список входит и псковский Иоанновский собор, но следует заметить, что среди памятников новгородского зодчества больше ничего подобного мы не найдём. Позднее, примерно с 60-х годов ХII века, здесь установилась традиция размещать лестницу не в северном, а в южном членении западной стены. Замена широкой и пологой лестницы в лестничной башне, ведущей на хоры, узкой и крутой лестницей в толще стен, вероятно, объясняется желанием удешевить стоимость постройки.

Типично новгородский приём был использован неизвестными авторами Иоанновского собора при создании самих хор. Речь идёт о системе балок, которые традиционно применялись для устройства хор в новгородском зодчестве. Впрочем, обычно на них опиралось среднее членение хор (Староладожские Георгиевская и Успенская церкви) — в соборе же Рождества Иоанна Предтечи, как и в церкви Спаса на Нередице, балки поддерживают все хоры. Ещё одним архитектурным новшеством, введённым строителями Иоанновского собора, явилось изменение принципов создания полов. В это время вышли из употребления мозаичные и шиферные полы и получили широкое распространение полы из керамических плиток. Кроме того, стали применяться известковые полы из кирпича и из каменных плит. Известковые полы представляют собой хорошо затёртый слой раствора (большей частью это специальный, очень прочный мелкозернистый раствор, состоящий из извести и мелкотолчёного кирпича или известняка) небольшой толщины — около одного- двух сантиметров; под ним, как правило, лежит более грубый слой раствора. Коренастый, прочно вросший за девять веков своей истории в землю, лишённый богатых украшений Иоанно-Предтеченский собор, возможно, не так радует глаз, как другие знаменитые памятники русского культового зодчества. Однако строгий минимализм этой церкви, стоящей на берегу реки Великой, свидетельствует об ином великолепии — доступной и понятной «проповеди в камне», составляющей задачу любого христианского храма.

Первые столетия истории храма «съедены» безжалостным течением времени. С середины ХIII века уже имеются письменные источники, говорящие о том, что Иоанновский храм являлся собором одноимённого монастыря. По преданию, монастырь вокруг храма основан около 1240 года святой благоверной княгиней Евфросиньей, в иночестве Евпраксией. В 1243 году, после мученической смерти в городке Оденпе (Одемпе), на землях современной Эстонии, она была погребена в соборном храме созданного ею монастыря — у северной стены, рядом с амвоном. С тех пор Иоанновский храм стал усыпальницей псковских княгинь. В последней четверти ХIII века он находился под покровительством прославленного князя Довмонта. Здесь обрели своё последнее пристанище княгиня Мария, внучка Александра Невского и жена Довмонта, княгиня Наталия — невестка Довмонта, супруга его сына Давида. В 1487 году «князь Ерослав преставися во Пскове, и положиша его у святыа Троици, также и княгиня его и сын его преставися и положении у святаго Иоана на Завеличьи». Речь идёт о представителях знаменитого рода Оболенских, уже с конца ХIV века находившихся на службе великих князей Московских. Ярослав Стрига-Оболенский являлся псковским наместником, направленным сюда Иваном III. Считается, что наместник и его семья погибли в 1487 году от морового поветрия, чёрной тенью тогда накрывшего Псков. Ярослав упокоился в псковском кафедральном соборе во имя Троицы Живоначальной, а жена и сын — в храме Рождества Иоанна Предтечи.

После присоединения Пскова к Москве в 1510 году великий князь Василий III жалованной грамотой освободил крестьян Иоанновской обители от местного суда. Впоследствии эту грамоту подтверждали другие русские государи. Монастырь получил право обращаться непосредственно к ним по судебным делам. В 1581 году, во время осады Пскова войсками Стефана Батория, Иоанновский монастырь был разграблен поляками. В 1615 году город штурмовали уже шведы, предводительствуемые королём Густавом II Адольфом. Тогда незванные гости устроили в обители «шведский магазин», то есть склад. В правление Михаила Фёдоровича Романова Иоанно-Предтеченский монастырь, пришедший в упадок после событий конца ХVI — начала ХVII веков, был возобновлён. 28 марта 1623 года царь Михаил от своего имени и от имени Патриарха Филарета дал обители льготную грамоту. Подтверждение всех своих прав на владения монастырь получал от царей Алексея Михайловича и Петра Алексеевича.

После секуляризационной реформы 1764 года материальное положение Иоанно-Предтеченской обители стало тяжёлым, несмотря на то, что в соответствии с монастырскими штатами её отнесли ко второму классу. Монастырь считался «знатнейшим из числа женских монастырей Псковской епархии», в него переводили монахинь из упразднённых обителей, к нему приписали церкви, бывшие до 1764 года монастырскими: Ильинскую (Ильи Сухого) на Завеличье и Стефановскую (бывшего мужского монастыря с. Луга). В 1811 году в приделе Иоанновского собора, снесённом в ходе реставрации после Великой Отечественной войны, был погребён псковский вице-губернатор Самуил Самуилович Фигнер, отец героя Отечественной войны 1812 года Александра Фигнера.

С 1840 по 1842 год, согласно указу Псковской духовной консистории, причт монастыря состоял из двух священников, одного диакона и двух причетников. В 1842 году должность диакона «сократили». Определением Святейшего Синода от 21 декабря 1884 года разделение священников на настоятелей и помощников было упразднено. 9 июля 1878 года монастырь посетили великие князья Константин Константинович, Дмитрий Константинович, Сергей и Павел Александровичи. В 1910 году здесь останавливалась великая княгиня Елизавета Фёдоровна. До революции Иоанновский собор окружало небольшое кладбище, служившее для погребения монашествующих, а за особое пожертвование в пользу монастыря, хоронили и мирян.

В начале ХХ века обитель была благоустроена, храмы отремонтированы, появились новые жилые помещения и необходимые службы. В 1913-1914 годах в обители проживали 25 монахинь, 47 рясофорных послушниц и 32 послушницы-белицы. С установлением советской власти монастырь заняли красноармейцы. Сёстрам оставили только два маленьких дома, при этом было реквизировано всё монастырское имущество. Вопрос о ликвидации Иоанно-Предтеченской обители поднимался в феврале 1921 года — тогда предполагалось устроить здесь колонию для беспризорных детей. Этот план осуществлён не был. Летом 1923 года состоялась передача помещений обители в ведение предприятия «Пролетарий». Иоанновский собор предназначался под клуб, остальные помещения должны были стать общежитием, в кельях произвели соответствующий ремонт. Монастырское имущество, представлявшее художественную ценность, передавалось в музей, всё остальное — в распоряжение местных органов власти. В марте 1924 года с собора сняли и отправили на переплавку колокола, а 28 мая газета «Псковский набат» сообщила, что «снят последний крест Ивановского монастыря, превращённого в клуб и общежитие завода». Одновременно, 16 мая 1924 года, постановлением губисполкома было закрыто для захоронений кладбище при обители, которое через тринадцать месяцев было срыто с лица земли. В 1930-е годы Иоанновский собор использовался, по некоторым данным, как гараж, затем его последовательно приспосабливали под склад типографии, хранилище торфа и музей. В годы Великой Отечественной войны храм сильно пострадал, почти все пристройки были разрушены.

С конца 1940-х годов началась реставрация церкви — в соответствии с проектом архитектора П. М. Максимова. Тогда приняли решение восстановить покрытие глав собора и основного объёма храма в формах, близких к первоначальным; приделы во имя апостола Андрея Первозванного и преподобного Серафима Саровского при этом не воссоздавались. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года собор был взят под охрану государства как памятник республиканского значения. В 1978 году, во время очередных реставрационных работ, в одной из ниш западной стены храма, расположенных на уровне хоров и, возможно, служивших для уединённой молитвы, обнаружили тайник, включавший около 70 предметов, в том числе небольшие келейные иконы. Среди них особую ценность имела икона византийского письма ХIV века и ряд икон псковской школы иконописи ХV столетия.

В 1991 году Иоанновский собор вернули Русской Православной Церкви, и 7 июля здесь прошло первое богослужение. С 2007 года Иоанновский собор стал подворьем Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря. В апреле 2009 года на звонницу храма подняли шесть новых колоколов общим весом около 500 килограммов. 20 августа 2012 года Министерство Культуры России издало приказ «Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, 1240 г.» и его регистрации в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». Следует обратить внимание, что документ предлагает 1240 год в качестве официальной даты основания храма.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №19, 2013 г.

Собор Иоанна Предтечи (Псков)

У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Рождества Иоанна Предтечи.

Православная церковь
Собор Иоанна Предтечи

Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 611210001650006 (ЕГРОКН)
57°49′28″ с. ш. 28°19′14″ в. д.HGЯOL
Страна Россия Россия
Город Псков
ул. Максима Горького, 1а
Конфессия православие
Епархия Псковская
Тип здания храм
Архитектурный стиль новгородский
Автор проекта неизвестен
Первое упоминание 1243 год
Дата основания предположительно, начало 1140-х годов (Комеч, 1993)
Статус охраняется государством
Состояние удовлетворительное или среднее
Собор Иоанна Предтечи на Викискладе

Собор Иоанна Предте́чи (собор Ивановского монастыря) — православный храм в российском городе Пскове. Расположен на левом берегу реки Великой (на Завеличье), напротив Псковского кремля.

Построен на территории ныне не существующего Иоанно-Предтеченского монастыря в XII веке. На протяжении нескольких столетий являлся усыпальницей псковских княгинь. С 2007 года собор служит псковским подворьем загородного мужского Крыпецкого монастыря.

Представляет собой шестистолпный, трёхапсидный каменный храм с тремя шлемовидными главами, покрытый позакомарно. Здание имеет приземистые пропорции, выглядит вросшим в землю (из-за поднятия культурного слоя на 1,5 метра). Простота постройки подчёркнута почти полным отсутствием декора фасадов.

Датировка

Рождественский собор Антониева монастыря (1127) — предполагаемый образец Ивановского собора

Вопрос о датировки собора породил много споров. Исследователи XIX — начала XX века полагали, что основательницей каменной церкви во имя Рождества Иоанна Предтечи в Пскове была похороненная там псковская княгиня Евфросинья (в иночестве — Евпраксия). Впоследствии исследовали опровергли эту версию и отнесли время строительства храма к 1120—1130 годам. Возможным основателем монастыря была названа вдова псковского князя Всеволода (Гавриила). Г. В. Алферова (1958) показала большую архитектурную близость Ивановского собора с другим псковским храмом — Спасо-Преображенским собором Мирожского монастыря, и отнесла оба строения к одному периоды, датировав собор Мирожского монастыря 1137—1138 годами. Ю. П. Спегальский считал выдвигаемые датировки несостоятельными, указывая на неизученность интерьера собора. После проведения археологического шурфования храма в 1964 году В. Д. Белецкий предположил, что по аналогии с псковской церковью Дмитрия Солунского памятник был построен в 1119—1139 году. П. Н. Максимов относил возведение собора к концу XII века, указывая на его приземистость, меньшее количество окон, не расположенных ритмическими рядами. А. И. Комеч (ум. 2007) относил время возникновения собора к 1137—1142 годам.

С. П. Михайлов допускал, что образцом для постройки Ивановского собора мог служить новгородский Рождественский собор Антониева монастыря, который имел аналогичное образное решение, фасад, плановую разбивку и интерьер. Эти два собора также имеют близкие основные размеры. Так, длина от западных дверей до «горнего места» в соборе Иоанна Предтечи составляет 16,4 м, а в Рождественском — 16,5 м, ширина внутреннего пространства — по 10,3 м, одинакова и ширина боковых нефов. О Рождественском соборе Антониева монастыря как о возможном непосредственном образце Ивановского собора говорил и А. И. Комеч.

История

Дата постройки собора во имя Рождества Иоанна Предтечи неизвестна. Согласно преданию, Ивановский монастырь был заложен женой псковского князя Ярослава Владимировича — Ефросиньей Рогволодовной. Княгиня, в монашестве — Евпраксия, была якобы первой настоятельницей обители. Собор впервые упоминается в летописи под 1243 годом. Архитектор С. П. Михайлов высказал предположение, что собор был построен по распоряжению Всеволода вскоре после возведения новгородской церкви Ивана на Опоках. О таком предположении могут свидетельствовать архитектурные формы и почти полное совпадение размеров кирпичей двух храмов (в псковском — 4,5—5,5 × 22—25 × 34,5—36 см, а в новгородском — 5—5,5 × 22—24 × 35—36 см). В 1243 году Ефросинья была убита в Ливонии и захоронена в Ивановском соборе. Так, клировые ведомости XIX века сообщали, что «…церковь построена в лето от Рождества Христова 1247 благоверною княгинею Евпраксиею тёткой благоверного князя Довмонта». Храм упоминается в летописи под 1433 годом, когда в Пскове произошёл большой пожар: «…А за рекою в монастыри святого Иоанна от млния наполнися церковь пламени, и потемнеша иконы позлащенные…». В XVI—XVII веках Ивановский монастырь упоминался неоднократно. Многие монархи были вкладчиками обители. Так, в 1510 году великий князь Василий III жаловал монастырю несудимую грамоту, которая впоследствии подтверждалась царями Фёдором Ивановичем, Михаилом Фёдоровичем и Алексеем Михайловичем. В 1615 году монастырь был взят войсками шведского короля Густава-Адольфа, который пытался захватить Псков. В 1693 году во владении монастыря было 64 крестьянских и бобыльских дворов. К 1743 году обитель пришла в упадок: в ней проживало пятеро сестёр. К 1763 году относится детальное описание монастыря: «церковь Рождества Иоанна Предтечи холодная, каменная, трёхглавая с каменной же колокольней, на которой висело два больших и два маленьких колокола. При ней — придельная тёплая церковь, одноглавая, тоже каменная, во имя апостола Андрея». Остальные строения монастыря, за исключением каменных погребов, оставались деревянными.

В начале XIX века в монастыре развернулось строительство. В 1805 году была возведена каменная ограда, перестраивались хозяйственные постройки и кельи. В 1816 году иконостас был вызолочен, а прежде плитяной пол стал деревянным. В 1840 году собор был подвергнут серьёзным изменениям: одни окна для лучшего освещения были растесаны, а другие (в центральном барабане) — полностью заложены. Пластика интерьера была искажена нанесением на все конструкции толстого слоя штукатурки. В 1845 году на средства купца А. А. Дерябина был разобран обветшалый Андреевский придел, и на его месте построен новый. В 1872 году были переделаны царские врата, позолочен иконостас.

Ивановский собор в течение нескольких веков служил местом захоронения псковских княгинь (в синодике собора было записано 10 княгинь-монахинь), среди которых: Мария Дмитриевна (в монашестве Марфа) — жена князя Довмонта, Наталия — невестка Довмонта.

XX век

Ивановский собор с Андреевским приделом в 1917 году

В 1912 году собор был впервые обмерен. Постановлением Президиума исполнительного комитета Псковской губернии от 16 сентября 1923 года монастырь был закрыт. Здания монастыря были переданы заводу «Пролетарий». В придельной церкви разместился клуб. В марте 1924 года с собора были сняты колокола и отправлены на переплавку. В марте 1925 года собор был передан для расширения клуба «при условии не нарушения стиля и архитектуры здания». Летом 1925 года было выдано разрешение уничтожить кладбище монастыря.

Во время Второй мировой войны собор пострадал (от пожара в 1944 году во время боёв за освобождение Пскова), но не очень существенно. В 1946 году проведена «разборка завалов и очистка от мусора». В 1948 году были установлены подошвы к крайним западным столбам, тело столбов забрано в рубашки из железобетона, заведены и заанкерены металлические хомуты в западной стене храма. После разборки Андреевского придела на северном фасаде установлены лопатки, как на южном фасаде. На западной стене, в средней закомаре было восстановлено окно. В 1948—1950 годах П. Н. Максимовым были проведены крупные работы по реставрации памятника по его спасению и выведения из аварийного состояния. При этом, они коснулись в основном «фасадной» части собора. В ходе работ были восстановлены шлемовидные главы и позакомарное покрытие, раскрыты все проёмы главного барабана, а на месте растёсанных в XIX веке окон восстановлены щелевидные окна. После восстановления собора в конце 1940-х — начале 1950-х годов он долгое время использовался поначалу как склад угля, а потом как склад бумаги областной типографии. В 1978 году при проведении реставрационных работ внутри собора в нише был обнаружен клад из 70 вещей. 27 декабря 1990 года храм передали Псковской епархии. В 1990-е годы проводились ремонтные работы и перепланировка притвора. В феврале 2007 года собор Иоанна Предтечи был передан для учреждения подворья Иоанно-Богословскому Савво-Крыпецкому монастырю.

Архитектура

Декор собора: аркатурный пояс под главами, двухступенчатые ниши в закомарах западного фасада и раскреповки в закомарных арках

Для очертания плана постройки характерна грубость и нерегулярность. Имеет место кривизна линий и поверхностей. Здание имеет приземистые пропорции. Неодинаковая ширина прясел и закомар делает ритм этих элементов менее строгим. Простота постройки подчёркнута почти полным отсутствием декора фасадов. Культурный слой вокруг здания составляет 1,5 метра (Комеч, 1993). Пол внутри собора находится на отметке ниже современной дневной поверхности на 0,7 м.

Ивановский собор представляет собой шестистолпный трехапсидный храм длиной 19,5 м, шириной 12,8 м. Толщина стен составляет 1,1—1,2 м. Фундаменты храма ленточные, глубиной около 40—50 см. Основание фундаментов опирается на грунт скальной породы. Фундаменты состоят из валунов и битых плинф, залитых раствором с цемянкой. Над фундаментами располагается вымостка, состоящая из плинф на растворе. Прежний пол здания лежит на 95 см ниже уровня земли. Он состоял из раствора с цемянкой и был покрыт известняковыми плитами. Стены храма выстроены из плит серого известняка с прослойками кирпичей, выложенных на растворе с цемянкой. В арках и перемычках окон чередуются камни и кирпичи. Кирпичи имеют размер 4,5—5,5 × 22—25 × 34,5—36 см, в отдельных местах длина кирпичей достигает 39 см. В кладке апсид и малых барабанов размер кирпичей составляет 3,5—5 × 15—17 × 22—23 см.

«Никола» XIV века из собора. Ныне хранится в Третьяковской галерее

В более толстой западной стене расположена лестница, ведущая на хоры. Восточные столбы здания имеют Т-образное сечение, соединяются с междуапсидными стенками. Западные столбы под куполом в нижней части восьмигранные, а в верхней — прямоугольные. Крайние западные столбы ниже хор круглые, а на верху прямоугольные. Хоры, опиравшиеся на деревянные балки, размещались в западном членении здания. Подкупольное пространство имеет размеры 4,2 м вдоль храма и 3,9 м поперёк. Своды цилиндрические. На наружных стенах имеются плоские лопатки. В северном членении западной стены, где расположена лестница, имеется одна лопатка в интерьере. Лестница внутри храма перекрыта уступами плитами. В алтаре имеется горнее место. Найдены следы алтарной преграды (брус тябла). В здании имеются три аркосольные ниши. Храм венчает три главы — одна большая и две малые. Барабан центральной главы имеет восемь окон, барабаны западных глав — по четыре окна. В верхней части барабанов проходит аркатурный пояс. В XVI веке к западной стороне пристроен притвор (по другим данным — в начале XVIII века), сохранившийся до наших дней. Тогда же над карнизом закомары нартекса южного фасада была надстроена двухпролётная звонница.

Собор имеет три портала. Окна устроены в два яруса. На первом ярусе окна фасадов и апсид узкие, имеют полуциркульное завершение. Окна второго яруса на южном и северном фасадах в центральной и крайнем западном членениях тоже узкие с полуциркульным завершением, в двух других членениях и на апсидах расположены окна круглой формы (ныне заложены). На западном фасаде второго яруса боковых членений имеются двухуступчатые ниши. Кроме них и двухуступчатого профиля закомар, фасады здания лишены декоративных элементов. Размещение входа на хоры в толще западной стены — абсолютно новое явление в зодчестве новгородской школы. Круглые окна собора были уникальны для русского зодчества.

В храме сохранились остатки фресок. В одном из окон круглой формы сохранилась древняя оконница. По строительной технике и формам архитектуры, постройка относится к первой половине XII века, скорее всего к 1130—1140-м годам. Здание уцелело во всех основных частях. Более поздние пристройки мало изменили первоначальный облик. Реставрирован в 1949—1950 годах. Исследовался в 1978—1979 годах.

Примечания

  1. 1 2 Комеч, А. И. Каменная летопись Пскова XII — начала XVI в.. — М.: Наука, 1993. — С. 56.
  2. Собор Иоанна Предтечи (недоступная ссылка). // old.kulturnoe-nasledie.ru. Проверено 30 августа 2016. Архивировано 16 сентября 2016 года.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря. // opskove.ru. Проверено 30 августа 2016.
  4. 1 2 Михайлов, С. П. Исследование собора Иоанна Предтечи в Пскове // Археология и архитектура. Выпуск 172. — М.: Наука, 1982. — С. 79.
  5. 1 2 Михайлов, С. П. Исследование собора Иоанна Предтечи в Пскове // Археология и архитектура. Выпуск 172. — М.: Наука, 1982. — С. 78.
  6. Комеч, А. И. Каменная летопись Пскова XII — начала XVI в.. — М.: Наука, 1993. — С. 41.
  7. Комеч, А. И. Каменная летопись Пскова XII — начала XVI в.. — М.: Наука, 1993. — С. 43.
  8. 1 2 3 4 5 Раппопорт, П. А. Русская архитектура X—XIII вв.: каталог памятников. — Л.: Наука, 1982. — С. 80.
  9. 1 2 Пескова, А. А. и др. К вопросу о сложении новгородской архитектурной школы // Советская археология : журнал. — 1982. — № 3. — С. 43.
  10. 1 2 Михайлов, С. П. Исследование собора Иоанна Предтечи в Пскове // Археология и архитектура. Выпуск 172. — М.: Наука, 1982. — С. 74.
  11. Михайлов, С. П. Исследование собора Иоанна Предтечи в Пскове // Археология и архитектура. Выпуск 172. — М.: Наука, 1982. — С. 74, 75.
  12. 1 2 3 Михайлов, С. П. Исследование собора Иоанна Предтечи в Пскове // Археология и архитектура. Выпуск 172. — М.: Наука, 1982. — С. 75.
  13. // Мир музея : журнал. — 2005. — № 214. — С. 37.
  14. Крыпецкий монастырь издал брошюру «Собор Рождества Иоанна Предтечи». // pskov-eparhia.ellink.ru. Проверено 2 сентября 2016.
  15. Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря. // opskove.ru. Проверено 1 сентября 2016.
  16. Комеч, А. И. Каменная летопись Пскова XII — начала XVI в.. — М.: Наука, 1993. — С. 58, 60.
  17. Максимов, П. Н. Творческие методы древнерусских зодчих. — М.: Стройиздат, 1975. — С. 87.
  18. Комеч, А. И. Каменная летопись Пскова XII — начала XVI в.. — М.: Наука, 1993. — С. 64.
  19. Михайлов, С. П. Исследование собора Иоанна Предтечи в Пскове // Археология и архитектура. Выпуск 172. — М.: Наука, 1982. — С. 76.
  20. См. стр. 14, 16 Акт государственной историко-культурной экспертизы документов, обосновывающих признание 18 объектов культурного наследия федерального значения XII—XVII вв., расположенных в к. Пскове, особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации и отнесение данных объектов культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. // mkrf.ru/ (28 сентября 2015 года). Проверено 2 сентября 2016.

Добавить комментарий

Закрыть меню