Театр пластики рук

Пластическая культура тела в театральной студии

  • Степанова Антонина Степановна, Педагог дополнительного образования

Разделы: Внеклассная работа

«Драматическое искусство объединяет слова, зрительные элементы, язык тела, а также часто — музыку. Экспрессия через искусство — драму, музыку, танец, визуальное искусство, литературу — представляет собой высококвалифицированную интеграцию тела, мышления и эмоций. Артистическое самовыражение имеет огромное значение для личностного развития и осознания».

Карла Ханнафорд, доктор нейрофизиологии.

Каждая профессия предполагает определенный минимум знаний, навыков и умений, без которых нельзя считаться специалистом в избранной области. О том, что актеру нужен талант, — не может быть двух мнений. Но разве талантливые люди не затрачивают много лет упорного труда на овладение техникой своего искусства? Даже при наличии таланта, а тем более способностей, нужна театральная школа. Без изучения техники своего искусства нельзя быть не только художником, но и ремесленником.

Заслуга создания русской школы актерского мастерства принадлежит К.С.Станиславскому. Цель его системы — помочь актеру воплотить на сцене «жизнь человеческого духа» роли через живые, художественно правдивые образы. Артистическая техника направлена на развитие и совершенствование психической и физической природы артиста. Только когда она доведена до степени совершенства, природа артиста непроизвольно втягивается в процесс творчества.

Все многообразие духовной жизни человека выявляется в движении его мышц. В них воплощаются действия и поступки, а работа мышц дыхательного и голосового аппарата образует речь. Именно через мышечную экспрессию проявляется восприятие, оценка и понимание жизненных ситуаций. Если мышцы недостаточно развиты, малоподвижны, то до зрителя не дойдут тонкости переживаний актера. А излишнее мышечное напряжение влечет за собой психическое торможение, которое приводит к мышечному зажиму. Поэтому трудно переоценить значение культуры тела актера, важность его физической, пластической и ритмической тренировки. «Зависимость телесной жизни особенно важна. Необходимо заботится не только о внутреннем аппарате, создающем процесс переживания, но и о телесном, верно передающем результаты творческой работы чувства — его внешнюю форму воплощения»,- утверждал К.С.Станиславский.

«В здоровом теле — здоровый дух» — под таким девизом воспитывалось мое поколение. А нынешние дети сидят за компьютером, за играми в телефоне, за фильмами в айпаде, за выполнением домашних заданий. А экология? А пища? В результате подрывается физическое и психическое здоровье ребенка, возникает серьезная дисгармония. Тело, отсеченное от разума и эмоций, становится врагом человека. Это приводит к неврозам, стрессам. Необходимо гармоничное развитие ребенка, чтобы не потерялось ощущение собственной личности, ее единства с окружающим миром.

Мое особое отношение к роли движения сформировалось благодаря чудесным изменениям, произошедшим на моих глазах с детьми начальной школы, обучающимися в театральной студии «Истоки» ЦО №1619 им. М.И.Цветаевой. По всеобщему мнению они были «неспособны к учению» и попали в класс коррекции. Стресс — главная причина отставания у детей с диагнозом «гиперактивность, дефицит внимания» вредит в деле воспитания и образования детей. Я обнаружила, что они легче учатся, если занятия начинаются с физзарядки или ритмопластики.

Моя любовь к движению укрепилась после того, как я на себе почувствовала эффект движения в работе с детьми (перед занятиями я обязательно разминала все тело): появилась подвижность в мышлении, легкость в общении, в разнообразии эмоций. Тело стало выступать посредником в моем познании жизни, поскольку оно собирает все ощущения, сообщающие нам о мире и о нас. Итак, гармонизация системы «тело — эмоции — интеллект» — важнейшая задача в обеспечении эффективности общения и воспитания подрастающего поколения. И в этом нам поможет ТЕАТР. А вернее, обучение детей в театральной студии.

Наши занятия начинаются с физической разминки, разогрева всего тела. Потом следует артикуляционная гимнастика, необходимая для подвижности языка, губ, челюстей. Далее следует вокальная разминка, приводящая в готовность дыхательный и голосовой аппарат.

Особое внимание придается индивидуальной работе над пластикой ребенка. Этот предмет мы называем «культурой тела». Идеальных сложений нет. Тело надо развивать и совершенствовать. Балетный станок отлично выправляет руки, ноги, выравнивает позвоночник. Танец создает плавность в движениях, широту, кантилену в жесте. Он развертывает движение, придает телу линию, форму, устремление, полет, разнообразие. Танцевальные экзерсисы шлифуют движения, придают им законченность, округлость, музыкальность. Язык танца построен на условных с точки зрения бытовой достоверности движениях тела, приобретающих эмоциональную выразительность благодаря ритмико — интонационному строю. Именно «интонированность» делает танец носителем эмоционально — поэтической информации. «Граница между образным и техническим движением танцора определяется наличием или отсутствием пластических интонаций, выражающих эмоциональные процессы духовной жизни человека». Признавая достоинства балетной тренировки, надо опасаться условностей балетной пластики, иллюстративности жеста, которые противопоказаны актеру драмы, так как исчезает естественная пластичность тела. Из этого следует, что для воспитания актера пригодна лишь та балетная тренировка, которая вырабатывает естественную выразительность жеста, телодвижения, рассматривая их как средство воплощения переживания, а не как самоцель. Естественная красота движения определяется, прежде всего, его целесообразностью.

Что такое пластика? Это мудрое движение на сцене, гармония движения и сознания. Она не только тренирует тело, но обращается к интеллекту человека, к его эмоциям. Не всякое движение на сцене становится знаком, выражающим состояние души и мысли персонажа, а лишь то, которое осознанно выстроено в процессе репетиций и освоено как необходимое действие. «От микрожеста до жеста всем телом — вот путь, который нужно проделать актеру, чтобы выйти за границы чисто внешнего ощущения движения и почувствовать свое тело как материю, наполненную энергией, находящейся в постоянном движении», — пишет в своей книге заведующий кафедрой сценического движения РАТИ — ГИТИСа Н.Карпов. Умение выстраивать пластический диалог с партнером делает движение на сцене выразительным. Невыразительная игра часто бывает от «невоспитанного» тела, которое не ладит с сознанием актера. Гармония движения и сознания — результат длительного труда и венцом этой гармонии становится «мудрое» тело. Оно должно быть гибким и подвижным, смелым и ловким, послушным и отзывчивым, умным и образованным. Иными словами, смысл движения живет благодаря вышколенному телу. Все это означает, что выразительным тело становится потому, что оно научается выражать смысл. Такому телу можно довериться в своей игре. Особенно в пантомиме.

Пантомима для меня — актерско — хореографическая форма творчества. Когда актерское мастерство и хореография встречаются и объединяются в одно неделимое целое, рождается пантомима. Необходимо вспомнить Камерный театр, которым руководил А.Я.Таиров. «Пантомима! Разве не она была родоначальницей театра и в дни Дионисия и в культе Кришны, разве не она собирала жадные толпы в римский амфитеатр, разве не она всегда возникала на долговечном пути театра, как верный и неизменный признак его грядущего возрождения?». Позже в своих спектаклях А.Я.Таиров часто будет строить драматические события так, что именно пантомимические эпизоды станут главными, решающими для раскрытия темы, ситуации, идеи спектакля. Например, можно вспомнить сцену прощания моряков в «Оптимистической трагедии», ставшую классикой театра.

В нашем детском театре мы часто используем пантомиму для решения наиболее сложных сцен. Например, в «Красной шапочке», когда Мама разрезает брюхо Волку, спасая дочку и бабушку. Или когда Волк гоняется за бабушкой, чтобы ее съесть. Пантомима — верный помощник сценичности действия. Наверно поэтому дети любят пантомиму. Особенно им нравятся ритмические упражнения. Мы делали их много раз, придумывая что-то новое, импровизируя. Например, дети получили задание подсмотреть в жизни чью-нибудь походку и придумать, куда может идти человек, обладающий такой походкой. Мы делали упражнения: на разогрев тела с головы до ног; на заполнение пространства; волну руками и телом; стенку с помощью рук и тела; канат; ходьба и бег с помощью пантомимы; «качельки»; приседания сросшихся фигур; «аленький цветочек»; импульсы. Но самым интересным для детей оказалось упражнение, которое начиналось с точки: ты маленькая точка, но вот пошел дождь и ты превратился в зернышко, оно стало прорастать, и вырос цветок и т. д.

Одновременно с этими упражнениями мы работаем этюдным методом над постановкой спектакля. В пьесе «Зайка — зазнайка» С.Михалкова участвуют сразу семь зайцев, лиса и волк. Остро встал вопрос пластического выражения образов. Особенно зайцев. Обычно, если на сцене заяц, то он обязательно держит перед грудью трясущиеся лапки. От этого штампа мы отказались. Разобрав пьесу, определив тему, идею, продумав событийный ряд, пришли к выводу, что нам поможет верное пластическое выражение характеров персонажей. Старый Заяц, он какой? Дети определили, что он умный, умелый и очень опытный. Он ни разу не попался в лапы лисе, научившись избегать опасности, смог уберечь от этого своих детей. Значит, как он двигается? Дети ответили, что походка у него осторожная, без лишних движений. Он очень внимателен и точно знает, чего хочет. И вот тут нам пригодились упражнения с различными походками. Старый Заяц везде появляется со всей своей семьей, и мы решили, что упражнение «Перетекание с остановками» очень подойдет. Попробовали и получилось необычно, забавно. Прочитывалось со стороны, что это семья умелых зайцев. Пластика любознательного Третьего зайчонка была решена с помощью импульсов. Он, сломя голову, носится за объектами своего интереса, забывая, что рядом бродят Волк и Лиса. Когда я спросила, а чем Зайка — зазнайка отличается от других, дети ответили, что он любит себя, не терпит соперников, ищет повод, чтобы выделиться, намеренно привлекает к себе внимание. Своим поведением он похож на петуха. Стали пробовать. Неожиданно мальчик, который репитировал роль Зайки — зазнайки, стал выписывать ногами такие крендельки, что мы все рассмеялись. Пластика стала уверенная, полная гонора. Так мы нашли необычное пластическое решение образа.

Очень трудно досталась нам роль Лисы. Лиса, она какая? Дети ответили, что она проныра, которой все достается без труда, даром. Она очень красивая, очень пластичная. Она красива даже в своей злобе, движения ее законченные, вкрадчивые. Лиса обожает свой пышный хвост. И это последнее определение дало девочке, исполняющей роль Лисы, то приспособление, которое характерно только для лисы. Хвост стал для нее и талисманом, и оружием, и игрушкой, и веером.

Над пластикой Волка детям тоже пришлось серьезно потрудиться. Он появляется на сцене после сытного обеда — съел целого барана. В его пластике должна ощущаться особая тяжесть. Мальчик, играющий Волка, стал дома ходить с гантелями на ногах, этим тренируя свое тело. В результате получилось весьма убедительно. Так мы проработали весь спектакль. Дети занимались увлеченно, с большим интересом. Они получили новые навыки и знания в освоении разнообразных пластических средств выразительности. И сами стали красивыми и убедительными.

Занятия пластикой очень полезны каждому ребенку, так как позволяют свободно владеть своим телом, выразительно двигаться, способствуют общему оздоровлению. Наши занятия направлены на максимальное раскрытие личностных творческих способностей учащихся: самобытности пластического и образного мышления, творческого темперамента, подвижности воображения и фантазии, наблюдательности, художественного вкуса. Театральное обучение дает возможность студийцам на игровом материале понимать жизненные коллизии, отношения между людьми и улавливать их визуальные проявления в пластике, мимике, жестах.

Мы живем в новой России. И наша Олимпиада 2014 доказала всему миру, что талант, смелость, мастерство наших спортсменов, у которых такое «мудрое» тело, ведет к высочайшим результатам. Дети новой России, вперед к новым победам!!!

Библиография.

  1. Мастерство актера. М., ГИТИС, 1984.
  2. Уроки М.Чехова в Государственном театре Литвы. М., ГИТИС, 1989.
  3. А.Гладков «Театр». М., «Искусство», 1980.
  4. Н.Карпов «Уроки сценического движения». М., ГИТИС, 1999.
  5. «Основы актерского мастерства по методике З.Я.Корогодского». №1, М., ВЦХТ, 2008.
  6. Театр — студия «Дали». Программы № 5, 6, М., ВЦХТ, 1997.
  7. Карла Ханнофорд «Мудрое движение». М., «Восхождение», 1998.
  8. К.С.Станиславский «Работа актера над ролью» т. 2. М., «Искусство», 1957.
  9. С. Гиппиус «Гимнастика чувств». М., «Искусство», 1967.
  10. М.Каган «Морфология искусств». Л., «Искусство», 1972.
  11. Г.Кристи «Воспитание актера школы Станиславского». М.»Искусство», 1988.
  12. Ю. Головашенко «Режиссерское искусство Таирова». М., «Искусство», 1970.

Добавить комментарий

Закрыть меню