Театр российской армии

История

Рождение самого театра, который именовался Центральным театром Красной армии, восходит к 1929 году, когда был поставлен самый первый спектакль, посвященный военному конфликту в Манчжурии на границе с Китаем.

И только в 1934 г. начали возводить здание, строительство которого завершилось спустя 6 лет – в 1940 г. По итогам проведенного конкурса, было выбран проект, разработанный главным архитектором Москвы Каро Алабяном в сотрудничестве с В.Н. Симбирцевым.

Величественное, трехъярусное, композиционно сложное здание в форме пятиконечной звезды считается монументальным архитектурным шедевром стиля «сталианс» — «сталинского ампира», объединившего элементы классицизма, барокко, наполеоновского ампира и неоготики. В здании Театра десять этажей. Шесть из них занимает Большой зал на 1900 мест и Малый — на 400 зрителей.

Уникальная особенность Театра состоит в масштабности размера сцены и мощности сценических механизмов, проекты которых, включая сложные подъемно-поворотные конструкции двенадцати платформ, разработал инженер Иван Мальцин. Благодаря введению в эксплуатацию столь серьезных конструкторских разработок, площадь сцены способна трансформироваться в любые сложные пространства. Появилась возможность осуществлять замыслы театральных художников по сценографическому оформлению спектаклей с воспроизведением массовых сражений, средневековых интерьеров и горных пейзажей. Уникальная сцена позволила создавать мир реальности с участием автомобилей, танков, воинских подразделений и кавалерии.

Оформлением и фресковой росписью театра занимались самые талантливые живописцы, художники-монументалисты и графики: Александр Дейнека, Лев Бруни, Александр Герасимов, Илья Фейнберг, Владимир Фаворский с сыновьями, Соколов-Скаля. Светильники и предметы интерьера были изготовлены по спецзаказу.

В 1951 г. театральную площадку переименовывают в Центральный театр Советской армии, который в 1975 г. получает звание академического. В 1993 г. знаменитый театр становится Центральным академическим театром Российской армии.

Постановки и коллектив

Дебютный репертуар театра состоял в основном из патриотических пьес блестящих писателей и драматургов, — Константина Симонова, Виктора Астафьева, Юрия Бондарева, Василия Быкова, Виктора Гроссмана, позднее — Булата Окуджавы и Владимира Мотыля.

Наиболее часто (больше 1200 раз) за всю историю театра ставилась пьеса Александра Гладкова «Давным-давно», на основе которой Эльдар Рязанов снял прославленную киноленту «Гусарская баллада».

Постепенно репертуар расширился за счет классических творений мировой драматургии. За время работы театра были поставлены многочисленные спектакли, заслужившие любовь зрителей и престижные награды. На двух сценах проводят музыкальные концерты, 3-D мюзиклы, спектакли – драмы, трагедии и комедии, мюзиклы для детей и взрослых, сольные концерты, творческие вечера, детские празднества.

Среди спектаклей знаменитые пьесы Александра Островского, Чехова, Алексея Толстого, европейская классика – Шекспир, Гольдони, Лопе де Вега, произведения Булгакова, Жана Сармана, Бронислава Нушича, Джеймса Голдмена, комедии Эдуардо Де Филиппо, гротескный реализм Юрия Полякова, драмы Алексея Арбузова.

Театр Армии — это коллектив талантливых и многогранных артистов. В первое время сцена являлась местом прохождения армейской службы лучших выпускников театральных училищ и молодых актеров. Позднее ведущими актерами театра Российской армии были Владимир Зельдин, Нина Сазонова, Федор Ченханков, Лариса Голубкина, Людмила Чурсина, Евгений Стеблов, Людмила Касаткина, Борис Плотников, и другие звезды сцены и кино. Здесь работали Александр Домогаров, Юрий Комиссаров, Ольга Кабо.

Сегодня сцену театра украшают своим творчеством и опытные артисты, и актеры молодого поколения. Талантливые режиссеры стремятся обновлять репертуар, вносить творческие изменения в постановки, радовать зрителя интересными новинками. Именно сюда идут любители и знатоки, чтобы ощутить высочайший профессионализм русской театральной школы, известной во всем мире.

Как добраться:

Театр находится в северной части Суворовской площади, расположенной недалеко от метро Достоевская и Новослободская. Через площадь проходят линии автобусов 15 и Т13. Телефон кассы 7 (495) 68-121-10, справочной 68-151-20.

История театра

В 1929 году молодое советское правительство решило создать новый театр. В основу его труппы легли коллективы агитбригад, которые обслуживали войска Красной Армии. 6 февраля 1930 года на театральной карте Москвы появилось новое интересное место. Творческий коллектив представил спектакль-обозрение «КВЖД». Режиссером выступил Василий Федоров, ученик В. Мейерхольда, сценарий был написан С. Алимовым. Спектакль был посвящен строительству Китайско-Восточной железной дороги. Первой сценой театра стал Дом Красной Армии и его Краснознаменный зал. Сегодня в этом здании находится Культурный центр Вооруженных Сил РФ. Однако труппа нечасто работала в столице, большую часть времени она проводила на гастролях по разным частям Красной Армии. Второй спектакль по пьесе В. Вишневского «Первая Конная» полностью оправдывал название театра и его назначение – прославлять советскую армию.

В 1932 году в театр приходит на должность режиссера Юрий Завадский, известный новатор и педагог. При нем в театре начинает работать студия для актеров. А репертуар пополняется двумя ярчайшими постановками мастера: «Мстислав Удалой» по пьесе И. Л. Прута и «Гибель эскадры» по пьесе А. Корнейчука. В 1935 году Театр Красной Армии возглавил выдающийся режиссер Алексей Попов. В годы Второй мировой войны актеры этой труппы активно выступали на всех фронтах перед бойцами Красной Армии. Попов проработал в должности режиссера до 1958 года и немало сделал для развития и становления театра.

В 1963 году ему на смену приходит сын Андрей Попов, до этого работавший в труппе театра актером. Ему удалось собрать вокруг себя уникальную труппу с выдающимися актерами и ставить спектакли, которые составили славу советского театра. Попов приглашал крупнейших режиссеров своего времени поработать с его коллективом. После его ухода в театре наступает период затишья. Позже учреждение возглавлял Ю. Еремин, который старался вернуть ему былую славу, но это не вполне удавалось. Хотя на этот период приходится немало творческих удач. В конце 80-х годов в театр приходит ученик Андрея Попова Борис Морозов, который раньше ставил здесь свой дипломный спектакль и делал несколько постановок как приглашенный режиссер. С 1993 года театр Российской армии живет под новым именем. Но его традиции и художественные принципы остаются прежними.

Здание театра

Центральный академический театр Российской армии известен не только как учреждение культуры с большой историей и заслугами, но и как уникальный архитектурный шедевр. В 1930-х годах советская власть поняла, что ей нужны новые символы, которые бы утверждали новые идеалы. В связи с этим нарком Ворошилов принял решение построить театр, который стал бы настоящим воплощением торжества советского искусства. Перед архитекторами ставилась задача создать простой, ясный и величественный символ мощи советского искусства и оружия. Именно поэтому было принято решение создать здание-монумент, которое бы без всякой абстрактной отвлеченности представляло символ Красной армии.

Архитекторы К. Алабян и В. Симбирцев создали уникальный проект здания в форме пятиконечной звезды. Они смогли соединить говорящую символику и практические нужды такого сложного механизма, как театр. Они спроектировали залы на 1500 и 450 мест, малую и большую сцены, репетиционный зал, гримерные, фойе и другие многочисленные помещения. На то время это был театр с самым вместительным залом в мире. Над его возведением буквально работала вся страна. 40 предприятий СССР создавали уникальные механизмы и устройства для сцены, зала и всего здания.

Интерьер и сцена театра

Театр Российской армии, адрес которого — Суворовская площадь, дом 2 — известен всему миру, не только находится в уникальном здании. Его сцена и интерьер также являются выдающимися. Внутренне убранство было рассчитано на огромное впечатление зрителя. Поражал не только масштаб зала, но и его оформление. Фрески потолка в зале были созданы Львом Бруни. Эксклюзивный занавес-портал из железобетона был создан по эскизам художника Фаворского и его сыновей. Плафоны в буфете и амфитеатре расписывал знаменитый советский график А. Дейнека. Вся мебель создавалась на заказ.

Но более всего Театр Российской армии, афиша которого всегда включала спектакли о масштабных военных действиях, гордится своей сценой. Сложнейшее 6-этажное сооружение являлось для своего времени настоящим шедевром технической мысли. Динамику сценического действия обеспечивали огромный 26-метровый барабан, 19 «столов», поднимающихся и опускающихся более чем на 2 метра, огромный танковый въезд. Правда, настоящего танка сцена не выдержала, но другая военная техника в постановках использовалась.

Театр советской/российской армии. Изнутри и снаружи.

Суворовская пл., 2
1934-1940, арх. К. Алабян и В. Симбирцев
Замечательная картинка есть в журнале «Техника молодёжи» (1940. № 2) — Центральный театр Красной армии изнутри:
Особенно понравился танковый въезд.
Текстовый комментарий поясняет:
«В театре полным голосом будут звучать произведения величайших мастеров мировой драматургии и пьесы советских драматургов.
Высота сценической коробки, считая от пола сцены до колосников, откуда спускаются подвешенные на тросах декорации, равна 34 метрам. В такой коробке свободно уместилось бы большое, восьмиэтажное здание.
С обеих сторон сцены расположены просторные боковые помещения. Площадь каждого из них составляет 350 квадратных метров. Это так называемые карманы. Они служат для подготовки объемных декораций. Здесь можно готовить для выхода на сцену «линкор», «бронепоезд» и пр. Для этой же цели может быть использована и задняя сцена. Таким образом, имеется возможность готовить оформление сразу для трех различных действий. А в угловых помещениях, находящихся между карманами и задней сценой, можно хранить оформление на 3—4 спектакля текущего репертуара.»
Театр советской армии — один из характерных памятников сталинской архитектуры.
Центральный театр Российской армии. 1996 г.

Некоторые искусствоведы и историки считают это здание знаковым, видя в нём отход от «стиля 1930-х гг.» и начало сталинского ампира. В любом случае, задумка грандиозная, выполненная к тому же далеко не последними в иерархии того времени архитекторами (депутатом Верховного Совета СССР академиком архитектуры К.С. Алабяном, которому помогал В.Н. Симбнрцев). Традиционно — как это случается со знаковыми сооружениями — в постройке театра нашли отражение сразу несколько аспектов, характерных для имперского по сути сталинского государства.
1. «Армия — вечная любовь империи, она орудие завоеваний, она и образец для общества» (это фраза из статьи Евгения Анисимова).
Империи создавались на подавляющей военизации.
Не случайно, пишет советский журнал, «вдохновителем всей стройки была Красная армия и ее славный полководец маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов. Тов. Ворошилов лично просматривал эскизы художественной росписи, арматуры, мебели и вносил весьма существенные конкретные поправки. Ничто не ускользнуло от внимания наркома. На протяжении всего периода строительства он неустанно заботился о том, чтобы театр был красив, удобен, прост, чтобы театр был достоен советского народа и его великой Красной армии.»
Фотографии театра изнутри — отсюда
«Невольно поднимаешь глаза кверху, чтобы увидеть авиацию. Над головами зрителей, в просторах ясного, голубого неба, реют гордые сталинские соколы. Эта великолепная художественная роспись потолка дает ощущение свободы, раздолья. Важнейшие художественные работы — роспись потолка большого зрительного зала и фойе — выполнены профессорами живописи Л. А. Бруни и В. Л. Фаворским.»
Оформление плафонов в фойе
Фото bcxb
2. Искусство — орудие пропаганды.
Невиданных размеров театр должен был показать «картины славного военного прошлоro русского народа. В массовых героических спектаклях найдут отражение яркиe страницы истории, жизни и быта Красной армии, завоевавшей себе еувядающую славу в боях за родину, за социализм.»
«Революция поставила искусство на службу народу,» — типичная мантра советской прессы, коль скоро речь заходит о культуре.
3. Театральность — вообще характерная черта того времени.
Вспомним застройку главных магистралей домами-декорациями (пышный лицевой фасад и необработанные остальные), физкультурные и военные парады и т.д.
Поэтому новая империя не могла не создать свой большой театр. А уж создав, позаботилась,чтобы он был самым-самым. Отсюда вытекает ещё один принцип.
4. Гигантомания.
Не случайно источники сталинского времени всё время упоминают состязательный характер советского строительства: больше, чем во всём остальном мире, краше, чем до революции.
«Сцена театра приспособлена для самых разнообразных спектаклей и постановок. Её ширина достигает почти 40 метров, а глубина, считая от портала, равна 30 метрам. Но это лишь основная сценическая площадь. Позади нее расположена обширная задняя сцена (арьерсцена), которая тоже может быть использована для театрального действия. Если к этому добавить еще и переднюю часть сцены (просценум), выходящую за границы портала, тo общая глубина всей сцены составит 62 метра. По площади она значительно превосходит зрительный зал. На ней можно развернуть массовое действие с участием более тысячи человек. Здесь можно показать в грандиозных масштабах взятие Зимнего дворца, штурм Перекопа. На такой сцене может «действовать» батальон пехоты, кавалерия, танки. В театре имеется специальный танковый въезд, по которому эти грозные боевые машины будут попадать на сцену.»
«В театрах, которые строила буржуазия, забота о зрителе выше партера и лож не поднималась. Это была забота о богатом посетителе. Для него предназначались удобные, мягкие кресла, шик и роскошь гак называемых «дорогих мест». Зато об удобствах зрителей балкона и особенно галерки не очень беспокоились. Тут стояли общие деревянные скамьи, отсюда почти ничего не было видно, голос актера был едва слышен.
В новом советском театре, в Центральном театре Красной армии, все места одинаково удобны и хороши. Здесь на каждого зрителя приходится вдвое больше простора и воздуха, чем в других театрах. Зрительный зал рассчитан почти на 2 тыс. мест. Это для драматического театра — цифра рекордная. Несмотря на такую большую вместимость, самые дальние кресла балкона отстоят от сцены всего лишь на 28 метров.»
5. Город — священное место с собственной символикой.
В самом центре — мавзолей вождя, центральные площади — места для церемоний в честь великих событий.
Площади Коммуны, на которой располагается театр, тоже отводилась важная роль. Здесь должен был сформироваться целый мемориал воинской славы РККА.
«В недалеком будущем преобразится площадь Коммуны, композиционным центром которой служит новый театр. Сейчас слева от него находится обширное здание Центрального дома Красной армии им. М. В. Фрунзе. По другую сторону площади, справа от театра, вырастет такое же обширное здание Центрального музея РККА. Трамвайное движение уйдет в соседние улицы и переулки. Окруженная лесным массивом, эта площадь явится изумительным но красоте уголком Москвы, олицетворяющим грозную силу и величайшую культуру Красной армии, её немеркнущую славу, которая будет жить века и дойдет до наших отдаленных потомков.»
6. Архитектура сталинской поры, безусловно, имела собственный язык символов, куда, без сомнения, вписался и Театр Красной армии.
В действительности он стал подлинным гимном советской пятиконечной звезде, наверное, самому важному символу.
Наверное, всем известна легенда, что командарм Ворошилов обвёл карандашом свою маршальскую пепельницу и предложил Алабяну строить театр в подобной форме.
Центральный театр Красной армии. План
Правда это или вымысел — мне лично неизвестно. Однако, кроме того, что несколько ярусов здания в плане получились пятиконечными звёздами, так и колонны, их обрамляющие, тоже имеют сечение в виде звезды.
Внутри звёзды украшают лестницы, потолки, балконы, светильники.
Что ещё можно добавить?
«В строительстве театра принимали участие лучшие, квалифицированные силы страны. Проект театра разработали архитекторы депутат Верховного Совета СССР академик архитектуры К.С. Алабян и В.Н. Симбнрцев.
Замечательное сценическое устройство, единственное в мире, разработано инженером П. Е. Мальциным. В его работе сказалось внимательное изучение богатейшего олыта работы сцены Московского Художественного академического театра СССР им. А. М. Горького.»
А. Дейнека. Роспись для плафона фойе театра Красной армии.
«Само собой разумеется, что сложное и разнообразное техническое оборудование театра, а также освещение зрительного зала, сцены, фойе и других помещений требуют колоссального количества электроэнергии. Общая установленная мощность по всему театру превышает 4 тыс. киловатт. Это значит, что если одновременно включить все механизмы сцены все световые устройства, то как раз и потребуется такая грандиозная мощность, которой хватило бы на освещение крупного города с населением в несколько десятков тысяч жителей. Театр оборудован собственной электрической подстанцией, мощность которой составляет 2400 киловатт. По всему зданию устроено более 10 тыс. световых точек и проложено около 50 километров многожильного кабеля. Если бы все эти жилы, все электрические и телефонные провода вытянуть в одну линию, то она протянулась бы от Москвы до Киева, на расстояние в 800 километров.»
«Над большим зрительным залом находится концертный зал, рассчитанный почти на 500 мест. Здесь будет выступать Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски и лучшие артистические силы столицы. Здесь могут итти и обычные театральные спектакли. Кроме того, этот зал будет служить для театра репетиционным помещением, В этом отношении он представляет большие удобства, потому что здесь такая же широкая сцена, как и внизу.
Над концертным залом расположено просторное помещение художественной мастерской. Здесь готовятся большие живописные декорации.»
Кроме того, полностью по задумке театр так и не был воплощён — война помешала, наверное:
«Архитектурное оформление театра полностью еще не завершено. Еще предстоит воздвигнуть на верхней башне здания гигантскую фигуру красноармейца. Ещё должна быть поставлена над центральным фронтоном театра грандиозная скульптура «Октябрь». Пять верхних углов здания украсятся скульптурами, которые изображают различные роды войск Красной армии, в нижних углах будут устроены мощные фонтаны.»

Добавить комментарий

Закрыть меню