Театр сатиры метро

История

Панорама Триумфальной площади,1934Московский академический театр сатиры на Триумфальной площади, 2011Фасад театра, 2011

Летом 1923 года у группы энтузиастов, состоящей из сатириков журналов «Красный перец» и «Крокодил», режиссёров и актёров театра-кабаре «Летучая мышь» и камерного театра миниатюр «Кривой Джимми» появилась идея организовать сатирический театр. Весной следующего года после успеха у публики обозрения «Смешанное общество», руководство театра «Кривой Джимми» окончательно решило изменить профиль на сатирический и показывать только политические и бытовые обозрения. Для решения вопросов по организации нового театра был создан специальный совет, в который вошли драматург Виктор Типот, режиссёр Давид Гутман, режиссёр Георгий Холмский, ставший позже директором Театра сатиры.

О первоначальной идеи названия театра — «Комедия» — отказались, потому что оно не подчёркивало главной идеи и не привлекало внимание зрителей к недостаткам, порокам и их исправлению, через смех. За театром закрепилось итоговое название — «Театр сатиры».

Смеяться над тем, что смешно, бичевать всё мерзкое, тупое, косное, всё, что уродливым наростом торчит из нового советского быта.
Лозунг появившегося Театра сатиры,1924

Московский театр сатиры открылся 1 октября 1924 года в подвальном помещении дома № 10 в Большом Гнездниковском переулке, где ранее располагался «Кривой Джимми». Первым спектаклем был «Москва с точки зрения» Виктора Типота и Николая Эрдмана. В начале деятельности в театре преобладали политические, бытовые и пародийные обозрения. Сюжеты для спектаклей искали в быте простых московских граждан и служащих. В состав первой труппы входили артисты, выступавшие в «Кривом Джимми»: Павел Поль, Дмитрий Кара-Дмитриев, Надежда Адамовна Нурм, Ева Яковлевна Милютина, Рафаил Корф, Фёдор Курихин, Алексей Бонди, Иван Иванович Зенин, Яков Рудин.

Публика не только много хохочет, но и поминутно разражается аплодисментами, подчёркивая то свежую остроту, то удачную выдумку режиссёра, то актёрскую находчивость. Театр сатиры показал хорошее, поистине классное мастерство автора, режиссёра и актёра — дружный ансамбль этих трёх элементов спектакля. Давно не было так весело в театре.
отзыв Владимира Блюма о «Москва с точки зрения»,1924

В 1930-х годах театр переехал в дом 1/29 на Садово-Триумфальной площади. Новый зал вмещал более 800 зрителей. Основой репертуара стали бытовая комедия и водевили, например, «Мелкие козыри» Виктора Ардова (1937) и «Страшный суд», «Вредный элемент», «Чужой ребёнок» Василия Шкваркина (1940). Также в театре ставили спектакли классической драматургии: «Господин де Пурсоньяк» Мольера (1938), «Слуга двух господ» Карло Гольдони и другие.

В период Великой Отечественной войны актёры театра, разбившись на несколько бригад, выезжали со спектаклями в действующую армию.

На рубеже 1949/1950 годов театр переместился в здание на Малой Бронной улице, дом 4 ст. 2.

В конце 1940-х — начале 1950-х популярность театра снизилась, критики отмечали, что постановки «серые и однообразные». Выйти из этого застоя театр смог в 1953 году благодаря постановке спектаклей по пьесам Владимира Маяковского «Баня», «Клоп» и «Мистерия-буфф» .

Много я видела радостного в Москве. Жизнь хорошеет, веселеет… В области искусства особенно порадовала «Баня» в Театре сатиры. Итак, неудача, которую Маяковский потерпел в театре четверть века тому назад, оказалась всего лишь сражением, потерянным на пути к победе: оказалось, что «Баня» великолепно доходит не только до читателя и слушателя, но и до зрителя. Оказалось, что каждое слово диалога перелетает через рампу и попадает в цель без промаха. Доказала это постановка Театра сатиры.
Эльза Триоле,

Значимыми событиями стали постановки «А был ли Иван Иванович?» Назыма Хикмета в 1957, «Тёркин на том свете» по Александру Твардовскому в 1966 и «Доходное место» Александра Островского. Эти спектакли определили публицистическую направленность театра и установили новый уровень зрелищности спектаклей.

В 1958 году труппа театра впервые отправилась на гастроли за границу в Польшу.

В 1963-м театр переехал в здание 32/2 на Ленинградском проспекте, но пробыл там недолго, уже в 1964 году был переведён на Триумфальную площадь. В постановках того времени преобладала философская трагическая сатира. Основными спектаклями были: «Дон Жуан, или Любовь к геометрии (нем.)русск.» Макса Фриша, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пера Бомарше, «Ревизор» Николая Гоголя, «Горе от ума» Александра Грибоедова и другие.

В 1984 году Министерство культуры СССР присвоило театру звание академического.

Добавить комментарий

Закрыть меню