Теремной дворец московского кремля

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910—е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940—е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990, 1990-е, 1993, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем — не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ленин, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, армия танки, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, белые, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, вещи, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, загадки, заговоры, зачем-не знаю, игрушки, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интевенция, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Таиланда, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода, мода. животные, модераторское, монархия, монастыри, морархия, мото, мошенники, музеи, музыка, музыка. театр, на радость модераторам, на радость модератору, на усмотрение сообщников, на усмотрение ссобщников, награды, напитки, народный костюм, наука, нацизм, национальный костюм, наши герои, ненавижу, необычно, нет слов, новейшая история, ню, образование, образование бесплатно, общество, одежда, одинокий путник, ой-ой, оккупация, опера, опрос, опять Бардо, опять Бордо, опять Монро, оружие, отдых, открытки, офф-топ, охота, памятники, парады, партизаны, пейзаж, печальное, пин ап, писатели, плакат, плакаты, побасенки, побасёнки, победа, победители, победителиь, подвиги, политика, полиция, поскачите с автором, поэзия, праздники, пресса, природа, промышленность, пропаганда, професии, профессии, прощай, пурга, путешествия, пятничная красавица, пятничное, радио, разведка, развлечения, ребятам о зверятах, революционеры, революция, реки, реклама, реконструкции, рекорды, религия, репрессии, рисинки, рисунки, русско-японская война, самолеты, самоубийства, семейное фото, семейный альбом, семейный архив, скульптура, слайд-шоу, смерть, смешно, смешной Третий Рейх, смешной Третий рейх, снова Бордо, советско-финская война, спецслужбы, спор, спорт, спорь, сравнительные фотографии, сравнительныефотографии, средние века, староверы, стихи, страны, субкультура, субкультуры, тайные общества, танки, театр, текст, тексты, телевидение, телеграф, террор, тесты, техника, торговля, трагедия в Новороссии, транспорт, труд, тюрьмы, убийства, удивительное, ужас, унифорама, униформа, учебные заведения, флот, флот. 1960-е, фото-техника, фотоателье, фотобиография, фотографии, фотографии. история СССР, фотоискусство, фотокорреспонденты, фотомодели, фототипии, фронтир, фтоискусство, футбол, хобби, холодная война, художники, церкви, церковь, цирк, чиновники, школа, экология, экономика, эмиграция, этикетки, юмор, я служил в армии

Огурцов, Бажен

Бажен Огурцов
Основные сведения
Страна Русское царство
Место рождения Кашин (предположительно)
Работы и достижения
Работал в городах Москва,
Можайск.
Важнейшие постройки Теремной дворец,
Гербовая башня,
Филаретова пристройка к к звоннице Колокольни Ивана Великого

Бажен Огурцов — российский зодчий, «каменных дел мастер» 17 века, выполнивший ряд крупных строительных работ в Можайске и в Москве.

Имел незнатное происхождение. Происходил, по предположениям историков, из города Кашина. Информация о зодчем довольно скудна и восходит к официальным документам. Не существует ни одного его портрета (портреты и парсуны на Руси 17 века представляли собой исключительную редкость), достоверно неизвестны ни его даты жизни, ни даже отчество. В документах упоминается в период с 1624 по 1644 год.

Впервые упомянут в связи со строительными работами в Можайском кремле, где работал вплоть до 1626 года совместно с зодчим Фёдором Возулиным. Укрепления Можайского кремля до нас не дошли — они были снесены в 18 веке, во времена Екатерины II, а из их кирпичей архитектор Василий Баженов воздвиг величественный и уникальный для России Никольский собор.

Примерно в те же годы Бажен Огурцов приглашается работать в Московский кремль. Здесь он вместе с англичанином Джоном Талером занимался ремонтом Успенского собора, а затем возвёл пороховой склад. Закончив эту работу в 1624 году, Бажен Огурцов руководил строительством Филаретовой пристройки к звоннице Колокольни Ивана Великого (пристройка сохранилась), а Джон Талер выстроил для неё шатровый верх.

В 1630-х годах Бажен Огурцов работал в Вознесенском монастыре (не сохранился, утрачен в советские годы). Но главным творением Бажена Огурцов считается московский Теремной дворец, над строительством которого он работал совместно с несколькими другими зодчими (Ан­ти­пом Кон­стан­ти­но­вым, Тре­фи­лом Ша­ру­ти­ным и Ла­рио­ном Уша­ко­вым). Великолепный каменный дворец включал в себя также целый ансамбль церквей, и многочисленные палаты, соединённые при помощи лестниц и переходов. Ко дворцу вели Колымажные ворота с Гербовой башней, построенной теми же зодчими (не сохранилась).

В 1644 году Бажен Огурцов упоминается в документах последний раз — вместе с Трефилом Шарутиным он был жалован царём за заслуги в ходе строительства. Воздвигнутый Баженом Огурцовым сотоварищи Теремной дворец является украшением Кремля до настоящего времени.

История

Предыстория

Палаты московских князей исторически строились на высоком месте над Боровицким кремлёвским холмом. По замечанию автора «Обозрения Москвы» Алексея Малиновского, «со времён Иоанна Данииловича Калиты дворец великокняжеский занимал самое красивое среди Кремля местоположение, господствующее над всей видимой окрестностью…». В первой половине XV века на краю холма располагались хоромы великой княгини Софьи Витовтовны, жены Василия I. Впоследствии княжеский двор расширился на восток к Благовещенскому собору и занял место нынешнего Большого Кремлёвского дворца. Княжеские хоромы часто меняли облик из-за пожаров, перестроек и расширений.

При Иване III была предпринята перестройка Московского Кремля: великий князь решил полностью срыть старые белокаменные стены и на их месте возвести кирпичные. Работы начались летом 1485 года и были окончены только при Василии III. Внутри Кремля возвели много новых каменных построек, в числе которых: Успенский собор, зал для торжественных приёмов — Грановитая палата, Архангельский собор. Первые каменные жилые здания Государева двора появляются в 1499—1508 годах, их авторство принадлежит итальянскому архитектору Алевизу Фрязину. Дворец Алевиза простоял долго, но к нему многократно пристраивались деревянные хоромы, сени и другие сооружения.

Строительство

Царь Михаил Фёдорович, изображение XVII века

К моменту восшествия на престол Михаила Фёдоровича Царский дворец Кремля находился в плохом состоянии: после Смутного времени многое было сожжено, разграблено или уничтожено. В 1635—1636 годах по приказу государя строятся новые каменные царские покои, получившие название Теремной дворец. Возведением палат руководили каменных дел подмастерья Антип Константинов, Трефил Шарутин, Бажен Огурцов и Ларион Ушаков. Для сооружения применялись инновационные для того времени технологии с использованием железных «связей». Это способствовало уменьшению толщины стен и, соответственно, увеличению внутреннего пространства здания. Другой особенностью Теремного дворца была его анфиладная планировка — это первый пример такой постройки на Руси.

Основанием для возведения новых царских покоев были построенные Алевизом Фрязином палаты Ивана III. Три новых этажа надстроили над двумя существующими. Последний этаж, «Верхний теремок», был достроен в 1637 году.

Возведение Теремного дворца стало для Михаила Фёдоровича важной частью большого строительства в Кремле. Летописцы отмечали, что преображение покоев государя «зело хитро», «зело причудно». В 1637 году отделка новых каменных хором была завершена: мастер Иван Осипов расписал крышу серебром и сусальным золотом, в окна вставил цветные слюдяные окошки. Роспись комнат дворца проводилась под руководством иконописца Симона Ушакова.

Окончательный облик Теремного дворца сформировался в царствование Алексея Михайловича. Около здания вдоль Боровицкого холма были устроены сады и оранжереи, ставшие дополнительным украшением Кремля.

Стоит отметить, что Теремной дворец был одним из зданий Царского двора, который в XVII веке представлял собой сложный комплекс разнородных строений. На парадную сторону, к Соборной площади, выходила Грановитая палата, южнее находились Средняя Золотая и Столовая палаты. На краю холма располагались Набережные палаты, а с северной стороны находились Постельные хоромы членов царской семьи. После пожара 1696 года сгорели все деревянные постройки комплекса, что привело к постепенному упадку царского Кремлёвского дворца.

XVIII—XIX века

Вид на Теремной дворец, изображение 1857 года

После переноса столицы в Санкт-Петербург и переезда туда царского двора во дворце расположились новоучреждённые конторы коллегий. По словам историка Николая Карамзина, Пётр I «отнял у Кремля славу быть всегда жилищем царей».

Особенный урон кремлёвским постройкам нанесли крупные пожары, неоднократно происходившие на протяжении XVIII и XIX веков. Пожар 1701 года уничтожил многие деревянные здания Кремля. Каменные палаты Царского двора долгое время оставались неотделанными.

Сообщение очевидцев:

19 июля 1701 года … волею Божиею учинился пожар: загорелись (в Кремле) кельи в Новоспасском подворье; и разошелся огонь по всему Кремлю, выгорел царев двор весь без остатку; деревянныя хоромы и в каменных все внутри, в подклетях и погребах – все запасы еды и питья… Всякое деревянное строение сгорело без остатку.

В 1737 году в Москве произошёл ещё один большой пожар, и постройки Царского двора почти полностью сгорели. При Елизавете Петровне в 1749—1753 годах на подклетах старых приёмных палат архитектор Бартоломео Растрелли возвёл новый дворец, названный Зимним.

Во время Отечественной войны 1812 года в елизаветинском Зимнем дворце останавливался Наполеон, а в постройках бывшего Теремного дворца размещалась его свита. В том же году Зимний дворец сгорел, а в 1838-м был полностью разобран. К 1849 году на его месте был построен Новый Императорский Кремлёвский дворец, который в настоящий момент называется Большим Кремлёвским. Новые строения архитектор Константин Тон объединил с Теремным дворцом. Облик и внутреннее пространство Теремов было воссоздано по образцам и рисункам эпохи Алексея Михайловича. При этом дворец не избежал некоторых искажений первоначального облика: скромные наличники первого этажа заменены белокаменными с богатой резьбой, а с северной стороны была пристроена лестничная башня.

Архитектура и планировка

Картина Василия Поленова «Теремной дворец. Выход из покоев на Золотое крыльцо», 1877 год

Стилевые черты

Пятиэтажный дворец Михаила Фёдоровича был крупным и монументальным сооружением. В его облике соединились элементы древнерусского стиля с итальянским зодчеством. Наряду с традиционными приёмами декоративного убранства — ширинками, орнаментальной плетёнкой, изразцами, резным золочёным гребнем на коньке крыши — архитекторы дворца применяли классические ордерные формы. Ярусная ступенчатая композиция с открытыми гульбищами, площадками и лестницами сохраняет черты хоромных построек древнерусского зодчества. Тем не менее, это был новый тип каменного строительства с характерной для дворцов более позднего времени анфиладой внутренних помещений.

Дворец выстроен из кирпича, отдельные его элементы — пилястры, оконные наличники, дверные порталы, парапеты гульбищ — выполнены из белого камня. Архитектура строения выглядит нарядной благодаря резным наличникам окон с треугольными фронтонами, широким карнизам из цветных изразцов четвёртого этажа и Теремка, парапетам гульбищ, ширинки которых также украшены многоцветными изразцами. Пилястры, расположенные в простенках между окнами, использованы в декоративных целях. Многие мотивы внешнего убранства украшены резьбой в виде переплетающихся трав, цветов, плодов и изображением геральдических орлов, птиц, масок. Дворец с золочёной кровлей выделялся в XVII веке среди прочих строений и был неотъемлемой частью кремлёвского дворцового ансамбля.

Внутренняя организация

Интерьер палаты дворца, 2007 год

Теремной дворец имел два яруса (подклети XVI века и дворец XVII века) или пять этажей, у каждого из которых было свое предназначение. Два нижних этажа были отведены под хозяйственные службы. В цокольном этаже располагался Сытный дворец с 30 подвалами, оставшимися, как и второй этаж от Постельных палат дворца Ивана III. Здесь хранились продовольствие, соль, свечи и прочие запасы, необходимые для обеспечения жизни царского двора. На втором этаже размещались мастерские палаты Московского Кремля, в которых работали оружейники, ювелиры, серебряники, мастера резьбы, высокой горельефной чеканки, мастерицы плетения кружев, золотого шитья и другие

Основными помещениями Теремного дворца в XVII веке были третий и четвёртый этажи, где находились царские покои и комнаты детей. На уровне третьего этажа были расположены два верхних каменных двора, один из которых соединял Царский дворец с домовыми церквями и Боярской площадкой, а другой был связан с церковью Рождества Богородицы и хоромами царицы.

В Теремном дворце было печное отопление. Изразцовые печи дворца представляли особый предмет интерьера и были украшены многоцветной глазурованной плиткой различного цвета и формы. Печи XVII века не сохранились, и по их аналогам, найденным автором проекта реставрации Фёдор Солнцевым, в 1835—1837 годах были установлены новые образцы, четыре из которых находятся в царских покоях.

Перед входом во дворец с востока располагался каменный двор, или Верхоспасская площадка, получившая название от царской домовой церкви Спаса «на Сенях». С Верхоспасской площадки на второй этаж дворца вело Золотое крыльцо, служившее парадным входом в царские покои. Крыльцо было расписано золотом и красками и увенчано пирамидальным шатром. Во время перестройки дворца в XIX веке над Верхоспасской площадкой было устроено перекрытие, в результате чего Золотое крыльцо оказалось во внутреннем помещении. У крыльца поставили двух каменных львов, держащих щиты с вензелями Николая I.

Ансамбль дворца

Престольная Теремного дворца, изображение XIX века Окна Теремного дворца, иллюстрация Фёдора Солнцева, между 1846 и 1853 годом

Царские покои

Царские покои находились на втором ярусе (или четвёртом современном этаже) и состояли из:

  • проходных сеней,
  • гостиной (Думной) комнаты или «Крестовой палаты»,
  • престольной,
  • буфетной
  • опочивальни.

Первое помещение царских покоев — передняя или проходные сени — имеет низкие сомкнутые своды с распалубками и парные стрельчатые окна с резными деревянными подоконниками, а также изразцовые печи. В XVII веке в сенях проходил утренний ритуал: собирались бояре, ожидая выхода царя. Позже здесь была устроена трапезная (горница).

Вторая комната называлась гостиной, потому что в ней проходило «сидение царя с бояры» и в редких случаях принимались иностранные послы. Её также называли Соборной, или Думской палатой.

Далее располагалось наиболее богато украшенное помещение Теремного дворца — Золотая (или Престольная) палата. Её стены расписаны золотом по красному фону, двери обтянуты золоченой кожей. По периметру стен палаты изображены гербы земель Московского государства. На своде изображён Спаситель на престоле, вокруг него расположились вселенские и московские святители. В помещении также стоял обитый бархатом царский трон. Как правило, в престольной принимались только приближённые к царю бояре. Среднее окно комнаты называлось «челобитным»: из него на верёвке спускался ящик, куда подавались челобитные. В народе этот ящик прозвали «долгим», так как прошения подолгу лежали без рассмотрения. По преданию, именно отсюда пошла поговорка: «не откладывай дело в долгий ящик».

Сбоку престольной находится так называемая буфетная. На её стенах сохранилась уникальная орнаментальная роспись XVII века.

Четвёртой палатой в царских покоях была опочивальня, в которой после реконструкции XIX века находится резная деревянная кровать с балдахином из китайского шёлка и пологом у изголовья. По стенам комнаты развешены медальоны с сюжетами из Священного Писания. Рядом с опочивальней находилась молельня, в которой в XVII веке хранились драгоценные иконы в серебряных и золотых окладах, отделанных самоцветами. Винтовая лестница соединяла царскую спальню с «мыленкой», вода в которую подавалась при помощи насоса из водовзводной башни Кремля. Покои царицы были отделены от этой части дворца и до настоящего времени не сохранились.

Златоверхий теремок

Главки Верхоспасского собора, 2012 год Почтовая марка России из серии «Архитектура Московского Кремля» с изображением Теремного дворца, 1993 год

Пятый этаж Теремного дворца представляет собой отдельную палату (или каменный чердак), окружённую открытой галереей-гульбищем, — Златоверхий теремок. Эта часть дворца получила своё название от крыши, покрытой золотыми и серебряными листами. С запада к теремку пристроена так называемая Смотрильная башенка, украшенная разноцветными стёклами в старинных окнах и резьбой.

Церкви Теремного дворца

В ансамбль Теремного дворца входят также Золотая Царицына палата и домовые церкви.

Одним из старейших сооружений Московского Кремля является церковь Рождества Богородицы на Сенях (другое название — Воскрешения Лазаря), построенная в XIV веке. Верх церкви не сохранился, в XVI веке над ней был построен новый храм в честь Рождества Богородицы, возведённый заново в 1680-х годах.

В 1635—1636 годах на мужской половине дворца была построена домовая церковь в честь Спаса Нерукотворного. Позднее она стала называться Верхоспасским собором. В 1660—1670-е годы Верхоспасский собор украсили стенописью, иконостас выполнен в барочных формах в XVIII веке.

В 1682 году три дворцовые церкви — Воскресения Словущего, Спаса Нерукотворного и придел Распятия — были объединены под общей кровлей, увенчанной одиннадцатью вызолоченными главками, барабаны которых были богато украшены изразцами и изображениями святых на круглых медных листах (листы не сохранились). Руководил строительными работами архитектор Осип Старцев.

Добавить комментарий

Закрыть меню