Толстовский дом на фонтанке

История дома

План-схема Толстовского домаФото 1912 годаФото конца 1990-х годов Вид со стороны улицы Рубинштейна Один из дворов дома

Первые владельцы дома

Дом был построен в 1910—1912 годах по заказу генерал-майора графа Михаила Павловича Толстого (внучатого племянника героя Отечественной войны 1812 года П. А. Толстого).

С 1913 года, после его смерти, владелицей дома стала его вдова графиня Ольга Александровна Толстая, урождённая княжна Васильчикова (дочь князя Александра Илларионовича Васильчикова — секунданта на дуэли М. Ю. Лермонтова с Н. С. Мартыновым).

В 1918 году дом был национализирован.

Архитектурно-планировочная характеристика дома

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 8 сентября 2015 года.

В отделке дома видны элементы, характерные именно для творчества Ф. И. Лидваля: высокие «ренессансные» арки-проезды, лоджии на верхних этажах, сдержанность и изысканность декоративного оформления, удобство и освещённость жилых помещений.

При постройке сразу была предусмотрена прачечная, водопровод, лифты. Этот дом задумывался как дом для всех сословий: в нём были квартиры для людей разного достатка, от скромных до роскошных.

В сложную планировку здания включена последовательность трёх соединённых арками проходных дворов, ведущая с улицы Рубинштейна на набережную реки Фонтанки. Из-за неправильной конфигурации участка продольная ось дворов имеет излом, поэтому аркады не образуют сквозной перспективы. Эти три парадных двора Толстовского дома декорированы так же тщательно, как и фасады (по сторонам от дома имеются менее декорированные дворы, куда выходят «чёрные ходы» из квартир Толстовского дома). В отделке фасадов использовались тёсаный известняк, кирпич и штукатурка.

Первоначально проезды находились по центру дворов, а небольшими газончиками были заняты только очень узкие полоски вдоль своеобразной улицы. В советское время облик дворов был значительно изменён: посередине дворов, в проездах, были разбиты газоны, на которых были высажены тополя, а вместо восьмиугольной клумбы был установлен фонтан с бетонным вазоном посередине. Таким образом, исчезла задуманная Ф. И. Лидвалем внутренняя улица (иногда поэтически называемая улицей зодчего Лидваля).

Публикации

Серия книг «Толстовский дом»

  • Колотило М. Н. Толстовский дом. Люди и судьбы / Под научн. ред. д. ист. н. В. Г. Смирнова-Волховского. — СПб.: Искусство России, 2010. — 296 с.: ил., 600 экз. —(Труды музея «Толстовский дом»: вып. 1). — ISBN 978-5-98361-119-1
  • Колотило М. Н. Толстовский дом. Созвездие имён / Под научн. ред. д. ист. н. В. Г. Смирнова-Волховского. — СПб.: Искусство России, 2011. — 392 с.: ил., 600 экз. —(Труды музея «Толстовский дом»: вып. 2). — ISBN 978-5-98361-155-9.
  • Толстовский Дом. Гений Места: / авт. концепции и сост.: М. Н. Колотило; науч. ред. д. филол. н. Н. И. Крайнева. — Санкт-Петербург: Искусство России, 2013. — 552 с.: ил. — (Серия книг «Толстовский Дом»; вып. 3). — ISBN 978-5-98361-186-3
  • Колотило М. Н. Толстовский Дом. Квартира князя-чекиста: / М. Н. Колотило, под. научн. ред. д.филол.н. Н. И. Крайневой. Альбом-монография. — Санкт-Петербург: Искусство России, 2013. — 64 с.: ил. — (Серия книг «Толстовский Дом», вып.4). — ISBN 978-5-98361-188-7
  • Колотило М. Н. Азбука «Алконоста» / Под научной редакцией кандидата искусствоведения И. В. Обуховой-Зелиньской. — Санкт-Петербург : Искусство России : издатель Константин Костюченко, 2015. — 127 с. (Серия книг «Толстовский дом»; вып. 5). — ISBN 978-5-98361-220-4
  • Колотило М. Н. Фонарь: Феерический путеводитель по Толстовскому Дому / Под научной редакцией доктора филологических наук Наталии Крайневой; худож.: Леонид Колпахчиев. — Санкт-Петербург: издатель Константин Костюченко, 2017. — 32 с.: ил. — (Серия книг «Толстовский дом»; вып.6). — ISBN 978-5-4380-0061-7

Отдельные издания

  • Колотило М. Н. Толстовский дом (1910—1912) архитектора Ф. И. Лидваля как многокомпонентный историко-культурный феномен сакральной географии Санкт-Петербурга.// Научные труды РГО. Серия: научный туризм. Т. 1, вып. 1. 2009. С. 11-43. (Работа посвящена памяти Е. Ю. Паньженской).
  • Колотило М. Н. Толстовский дом в Петербурге. Известный и неизвестный. К 100-летию постройки / Новый Приорат (Приложение к информационному историко-краеведческому бюллетеню «Русский краевед»). № 17, 2010, С.4.

Примечания

  1. Евгеньев С. Неведомый хранитель Толстовского дома: рассказ М. Колотило // Санкт-Петербургские ведомости. — 2018. — 2 февраля
  2. Толстовский дом на сайте «Исторія и Архитектура Санктъ-Петербурга»
  3. Исаченко В. Г. Архитектура Санкт-Петербурга. Справочник-путеводитель. — СПб.: «Паритет», 2004. — 416 с — ISBN 5-93437-125-8
  4. М. Н. Колотило. Толстовский дом и его первый владелец граф Михаил Павлович Толстой.
  5. Волжина Е. Д. Дуэль Лермонтова с Н. С. Мартыновым (недоступная ссылка)
  6. Хит-лист российского архитектурного наследия
  7. Золотая книга архитектурного наследия России
  8. Колотило М. Н. Толстовский дом. Созвездие имён / Под научн. ред. д. ист. н. В. Г. Смирнова-Волховского. — СПб.: Искусство России, 2011. — 392 с.: илл. ISBN 978-5-98361-155-9
  9. О «культурной жизни» Толстовского дома выйдет вторая книга — Санкт-Петербург, литература — БалтИнфо.ru
  10. Книга «Азбука „Алконоста“» в Президентской библиотеке

Толстовский дом — фото

Толстовский дом – это огромное шестиэтажное здание, расположенное на улице Рубинштейна 15-17 и выходящее на набережную реки Фонтанки. Часто это здание называют Доходным домом М.П. Толстого.

Арки, подъезды и сам Толстовский дом запомнились нам по фильмам режиссера Игоря Масленникова. Здесь снимались основные сцены полюбившейся мелодрамы «Зимняя вишня» и сериал о Шерлоке Холмсе, в котором арки и проезды Толстовского дома исполняли роль Лондонских улиц. Также здесь проходили съемки романтического кинофильма «Вам и не снилось» и остросюжетных детективов «Бандитский Петербург» и «Рожденная революцией».

Толстовский дом — архитектура

По замыслу архитектора три просторных двора были объединены в улицу, связывающую набережную реки Фонтанки и улицу Рубинштейна.

Мы видим величественные ренессансные арки высотой до третьего этажа и расположенные рядом арочные проходы для пешеходов. Фасады здания отделаны тесаным известняком и различными по цвету и фактуре кирпичом и штукатуркой. В оформлении использованы характерные для модерна овальные окна, рельефные панно и ниши с вазами.

Чаще всего внутренние фасады зданий только штукатурились, здесь же они по композиции и оформлению выглядят не хуже, чем лицевые, выходящие на Фонтанку и улицу Рубенштейна.

Первоначально в среднем дворе располагалась восьмиугольная клумба с вазоном посередине, в советское время она была заменена на фонтан, к сожалению, не сохранившийся. Иногда поэтически настроенные люди называют этот внутренний проезд улицей Лидваля.

Архитектором сразу были предусмотрены водопровод, прачечная и лифты и рассчитано строение было для людей с разным состоянием, поэтому и квартиры в нем были разные – от скромных до роскошных.

Добавить комментарий

Закрыть меню