Традиции азербайджанского народа

Семейные традиции

Гостеприимство

Семь красавиц «Армуду», Баку — Ичеришехер

Гостеприимство азербайджанской нации отличается наличием различных обычаев. По традиции, гости не отпускаются из дома без ужина. Встретив гостей на стол подают самые изысканные блюда. В древнем Азербайджане существовал обычай: если прислуга выносила гостю полную сумку с продуктами на дорогу, это был намек на то, что гостю пора в обратный путь.

Плов

Чаепитие

Основная статья: Азербайджанская чайная культура

Особое значение для азербайджанцев чай. В любом азербайджанском доме гостю первым делом предлагают чай. Всегда с чая начинается застолье, им же оно и заканчивается. Национальной посудой для питья чая является «армуду» стакан, который по форме напоминает грушу (по другим источниками классическую фигуру восточной женщины).

Подача чая гостям-одна из древних традиций Азербайджана. Азербайджанский народ, как правило, предпочитает макать в чай кусочек сахара, а затем кусочек и потягивать чай, вместо того чтобы добавлять в него сахар. Символом гостеприимства считается подача чая непосредственно перед основным приемом пищи с различными видами варенья (Клубника, инжир, абрикос, ежевика, вишня, грецкий орех), сладостей и фруктовых десертов. Чайный стол не обходится без лимона. они подают горячий чай в чашки или Armudi стекла (грушевидные стеклянные). Armudi стекло-это символ чайной церемонии. Главное в процессе приготовления чая техника кипятка. Запах и вкус свежего самоварного чая (самовар-металлическая емкость для кипячения воды) уникален и не может сравниться с другими чайными запахами. Азербайджанская семья из четырех человек употребляет около 500 г чая в месяц и около 6-8 кг в год.

Чай подают на любой церемонии в Азербайджане, будь то похороны или свадьба. Является ли чай сладким или без сахара показывает решение или, по крайней мере, мнение родителей девушки о браке в процессе сватовства. Сахар-ключевой показатель их согласия.

Блюда

Гарнир плова

Традиционными блюдами, которыми угощаются обычно гости, являются «аш» (плов), причем имеются очень много разновидностей, «долма» и «кабаб» (шашлык), если на даче или в доме с двором.

Брак и свадьба

Основная статья: Азербайджанский свадебный обряд

Большинство из азербайджанских традиций относятся к свадьбе. Как известно свадьба в азербайджанской семье — это торжественные мероприятия, которые проводятся в несколько этапов, на каждом их которых свои обычаи и правила.

Предварительное знакомство

Первым этапом является именно знакомство родителей и родственников. Но до этого этапа каждая из сторон через общих знакомых узнают о будущих родственниках всевозможную информацию.

Конфетная «хонча»

Далее женская половина родственников жениха идут знакомятся с будущей невестой и её матерью. Следующим этапом после знакомства женщин двух семей является сватовство.

Сватовство

На сватовстве издревле принимали участие только несколько мужчин из двух семей. В современном периоде на сватовстве бывают и женщины. На данном этапе сторона жениха получает окончательный ответ от отца невесты, и если ответ положительный, то получают «хери» (да) и подают сладкий чай. В большинстве случаев невесте надевают кольцо на безымянный палец левой руки.

Обручение

Обручение происходит после получения согласия со стороны семьи невесты. Согласно совместному решению обеих семей происходит или маленькая церемония с самыми близкими родственниками или же большое торжество (наподобие свадьбы). Семья жениха приносит кольцо, платок, много «хончи»(подносов) и другие подарки и сладости. До обручения семья жениха делают покупки для невесты и всё это приносят в подносах. На церемонии невесте надевают кольцо и накидывают платок на голову.

Обычаи

После обручения обычно невеста кладёт свою правую руку на голову незамужних девушек, что означает «желаю и тебе такого счастья». Далее невеста даёт своё кольцо примерить другим девушкам, согласно говорам которой из них кольцо подойдет, та первой замуж и выйдет.

Также есть суеверие что если незамужняя девушка откусит конфету из праздничного стола церемонии обручения и половинку отложит под подушку, то во сне увидит своего будущего жениха

«Хна яхты»

За неделю до свадьбы семья невесты проводит торжественное мероприятие, в котором участвуют все женщины из обоих семей. Это церемония длится весь вечер к концу, которого наносят хну на руки невесты, а также другие девушки рисуют хной узоры на своих руках. Семья жениха приносит в дар «хончи» (подносы) наполненные сладостями и подарками невесте, которые в ходе церемонии раскрываются и показываются всем гостьям.

Заключение брака

После обручения наступает самый торжественный этап — свадьба. Подготовления к свадьбе длятся очень долго. И каждая их сторон выполняет свои обязанности. На данном этапе часто семьи ходят друг к другу в гости и знакомятся поближе. Нанимается торжественный дом, где собираются все родственники и друзья двух семей. На свадьбе обычно рядом с невестой несут зеркало (зеркало судьбы) и две свечи, которых носят девушки; одно из семьи жениха, другая — невесты.

Сторона жениха

Семья жениха на данном этапе готовится к принятию приданого, то есть занимается ремонтом, уборкой квартиры, покупками невесте драгоценностей и одежды.

Сторона невесты

Семья невесты готовят приданое невесты. Обычно в азербайджанских семья приданое собирают почти с рождения девочки. Это бывают чайные и обеденные наборы, белье, разные домашние и бытовые утвари. В приданое также входит спальная, гостиная и кухонная мебель.

Новорождённый ребёнок

Рождение ребенка

Рождение ребёнка в азербайджанских семьях также торжественно отмечается и имеет свои обычаи и традиции. После родов и обрезания пуповины, младенца купают в солёной воде, чтобы ребенок был правдивым и смелым. Также 40 дней после рождения ребёнка не принято навещать его. В 40 день проводят торжественную церемонию и все родственники привозят ребенку подарки. Когда у ребенка прорезываются первые зубки, в семье готовят cпециальное блюдо хядик (hədiy) из семи видов зерновых культур. Согласно верованию, благодаря этому зубы у младенца прорезаются быстрее и безболезненно. После первого дня рождения младенцу стригут первые волосы.

Выбор имени

При рождении ребенка одним из самых спорных моментов является выбор имени. По обычаю, если в семье родился первый ребенок-мальчик, то ему дают имя дедушки (по отцовской линии). Также выбор может остановиться на имени, более подходящего к именам родителей или старших детей в семье. Редко обращается внимание на значение имени.

Праздники

Основными праздниками азербайджанской нации, которые богаты традициями и обычаями являются мусульманские праздники Рамазан и Гурбан, а также Новруз.

Праздник Рамазан

Основная статья: РамаданФиники

У мусульман царём 11 месяцев является именно месяц Рамазан. В течение данного месяца мусульмане в дневное время отказываются от приёма пищи, питья, курения и интимной близости. Пост начинается с начала рассвета (после утреннего «азана») и заканчивается после захода солнца (после вечернего «азана»). Начиная пост произносится «ният», а вечером перед «ифтаром» читается молитва и пост прекращается питьём теплой воды и пробованием хурмы (священный плод у мусульман). На 30-ый день этого месяца проводится праздник. Обеспеченные семьи дают «закят» (подаяние, милостыня) бедным. Ежегодно дата начала месяца Рамазана сдвигается примерно на 11 дней назад и первый день Рамазана определяется астрономическими вычислениями, наблюдением за Луной.

Праздник Гурбан

Основная статья: Курбан-байрам

Это мусульманский праздник пожертвования, который отмечается после 70 дней после праздника Рамазан. Согласно Корану, к пророку Ибрахиму во сне явился ангел и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву старшего сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, но молился. Оказалось это испытание от Аллаха, и когда жертва была почти принесена, нож оказался тупым и не резал. Жертва сына была заменена бараном и с тех пор это превратилось в обычай. В этот день люди, зарабатывающие деньги и не имеющие долгов приносят в жертву барана, верблюда или корову и раздают всем знакомым бедным. Жертве должно быть не менее полугода и должна быть здорова. С рассветом мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, после праздничной молитвы мусульмане приносят жертву.

Шекербура, пахлава и гогал

Праздник Новруз

Основная статья: Новруз в Азербайджане

Это праздник весны, который празднуется 20-21 марта, в день весеннего равноденствия, но за месяц проводятся подготовки к празднику. Накануне праздника празднуются четыре вторника зимы (чяршянбя), символизирующие воду, огонь, ветер и землю. Празднование начинается с вечера вторника, на улицах вспыхивают костры, танцуют вокруг него, а потом прыгают через костёр, оставляя беды года на костре.

«Сямяни»

Празднование Новруза насыщено символикой. До праздника женщины семьи готовят разные сладости: «щекербура», «пахлава» и «гогал». «Шекербура» символизирует луну. «Пахлава» является символом звёзд на небе, а её слои (9 или 12) символизируют слои Земли, атмосферы. А «гогал» является символом Солнца. На праздничном столе также имеются крашенные варёные яйца и существует игра, где из проверяют на прочность. В дни праздника вечером зажигают свечи на каждого члена семьи. А также на столе должно быть «сямяни» (пророщенные семена пшеницы).

С древних времен в Новруз байрамы незамужние девушки проводили разные гадания: подслушиванье под дверью, на свечах, на обручальным кольце и т. д.

30 сентября 2009 года Новруз был включён ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, с этого времени 21 марта объявлено как Международный день Новруз.

Кроме всех развлекательных традиций и обычаев, есть также те, которые имеют отношение к похоронам. . Если дома кто-то умирает все зеркала и другие отражающиеся предметы покрываются полотном, дабы избежать поселения духа умершего в них. Хоронить умерших принято в течение 24 часов после смерти, то есть как можно раньше. Над телом умершего проводят мусульманский обряд омовения и обмывания. Родственниками и друзьми совершается «джаназя намазы». В исламе не разрешается хоронить покойного в одежде, поэтому умершего потребуется окутать в саван (кафан — белое полотно). Далее покойник кладется на табут, после чего крышку закрывают и покрывают тканью, обычно зелёной (символ исламской религии). Если умерший человек молодой, то принято покрывать красной тканью. Хоронят на семейном кладбище. Когда умерший кладется на землю, его голова должна быть повернутой в сторону Гибли, после чего на могилу бросается горсть земли и произносится молитва. Характерная черта мусульманских кладбищ (также и азербайджанских) в том, что все могилы и надгробные памятники направлены своими фасадами в сторону Мекки. 40 дней в доме не включается музыка и каждый четверг в дом приходят гости — родственники и друзья, чтобы поделить горе семьи. На 40 день смерти проводится церемония, приезжают родственники и друзья, мужчины посещают кладбище, читается «Сура ясин». Обычно возводятся палатки, где утром женщины, а днем мужчины собираются, читаются молитвы и всем гостям подаётся «эхсан» (угощение в честь умершего); обычно плов, «довга» и «халва» (мука, поджаренная в масле и налитая сиропом).

> См. также

  • Культура Азербайджана
  • Новруз в Азербайджане, Курбан-байрам, Рамадан
  • Азербайджанский свадебный обряд
  • Азербайджанская чайная культура

Примечания

  1. Традиции народов Азербайджана :: Культура Азербайджана. azerbaijan.orexca.com. Проверено 2 октября 2017.
  2. Традиции гостеприимства в Азербайджане. www.advantour.com. Проверено 2 октября 2017.
  3. Армуду стакан (стакан грушевидный). www.moya-planeta.ru. Проверено 2 октября 2017.
  4. Свадебные традиции в Азербайджане. www.advantour.com. Проверено 2 октября 2017.
  5. Азербайджанская свадьба: обряды, традиции, наряды, выбор невесты. story-wedding.ru. Проверено 2 октября 2017.
  6. Свадебные традиции Азербайджана: сватовство, обручение и праздничное торжество (англ.), Свадебный декор и стилистика свадебных церемоний (7 июня 2013). Проверено 2 октября 2017.
  7. Азербайджанская свадьба: празднование, обряды, традиции. rusvesta.ru. Проверено 2 октября 2017.
  8. ‘Хна йахты’ или Азербайджанский девичник / хна на руках обычаи азербайджанские. fashiony.ru. Проверено 2 октября 2017.
  9. Традиции Азербайджана — Рождение ребенка. www.advantour.com. Проверено 2 октября 2017.
  10. Азербайджанские национальные праздники. izhlib.ru. Проверено 2 октября 2017.
  11. Azərbaycan :: Baş səhifə (азерб.). www.azerbaijans.com. Проверено 2 октября 2017.
  12. История и традиции исламского праздника жертвоприношения Курбан-байрам (рус.), ТАСС. Проверено 2 октября 2017.
  13. Nawrouz, Novruz, Nowrouz, Nowrouz, Nawrouz, Nauryz, Nooruz, Nowruz, Navruz, Nevruz, Nowruz, Navruz — intangible heritage — Culture Sector — UNESCO (англ.). ich.unesco.org. Проверено 2 октября 2017.
  14. Праздник Новруз в Азербайджане. www.advantour.com. Проверено 2 октября 2017.
  15. Новруз Байрам — история, традиции, обычаи (рус.), Поликсал.ру — Только эксклюзивные новости. Проверено 2 октября 2017.
  16. Ангел — сеть ритуальных салонов. Информация — МУСУЛЬМАНСКИЕ ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ ПОГРЕБЕНИЯ. angel-ritual.com. Проверено 2 октября 2017.
  17. Мусульманские похороны, загробный мир в Исламе, человек после смерти в Исламе – портал «Ислам Сегодня». islam-today.ru. Проверено 2 октября 2017.

> Ссылки

  • Европейско-Азербайджанское Общество (ТЕАS)
  • Азербайджан — Культура
  • Азербайджанские обычаи и традиции
  • Традиции и обычаи Азербайджана

Главные семейные традиции азербайджанского народа — ПОДРОБНО

Не секрет, что азербайджанская культура является коллективистской. В подобных культурах на первое место индивид ставит интересы семьи, клана, и уже потом — собственные. В то же время группа защищает своих членов, когда им что-то угрожает.

Основная группа, вокруг которой строится деятельность жизни азербайджанца, — его семья. По словам доктора философских наук по истории Бахмана Фазилоглу, семья занимает особое место в жизни наших соотечественников. Это видно по тому, что подготовка к созданию новой семьи порой начинается уже с рождения ребенка, например, девочкам собирают приданое.

По словам доктора философии по истории Хагигат Захидовой, предполагается, что формирование семейных образований на территории Азербайджана происходило уже в конце периода энеолита. Подобные предположения основываются на результатах раскопок. Информацию о семье в Азербайджане периода ранней бронзы можно получить из шумерских записей. В них отмечается, что для свержения правителя Ура Утухенгаля и освобождения из-под его власти кутиев и тириканов его обвинили в «Разлучении жены с мужем, родителей с детьми». Это свидетельствует о высокой роли, придаваемой семье на территории древней Месопотамии и Азербайджана. Древние кути считали семью священной.

Семейные традиции средневекового Азербайджана отражены в устном народном творчестве и произведениях классиков литературы. Сравнительный анализ работ позволяет предположить, что с тех пор семейно-бытовые традиции и обычаи мало изменились.

По словам доктора Захидовой, дети являются основной ценностью азербайджанской семьи. Скорейшее появление детей в молодой семье отражено в сказках и дастанах. В них часто упоминается свадьба длиною в сорок дней и сорок ночей, через девять месяцев, девять дней, девять часов и девять минут после которой молодая жена рожает сына-пехлевана (как вариант — солнце или луноликую прекрасную дочь). Герой эпоса «Деде Горгуд» Баяндур хан говорит: «Того, у кого нет ни сына, ни дочери, Аллах не любит, и мы не полюбим». Ребенок считался украшением дома, дом без детей сравнивали с мельницей без воды. Желая добра, говорили — «Пусть у тебя будет много детей», проклятием же считались слова — «Пусть твой род закончится на тебе», или «Оставайся одиноким, как сова».

Дети мужского пола особенно ценились. Завязывая невесте красную ленту на свадебном платье, говорили — «Пусть у тебя будет 7 сыновей и 1 дочь», при входе в дом мужа молодой супруге давали подержать на руках мальчика. Тому, кто сообщал отцу или деду весть о рождении мальчика, вручали подарок. В то же время к рождению девочки относились довольно равнодушно. Тот, у кого не было сына, считал себя несчастным человеком. Иногда если в семье рождались только девочки, их называли Гызбяс, Гызайыт, Гызетяр, Бястигыз, Бясти и т.п. Все эти имена означают одно — девочек достаточно. Об этом говорится в поэме Самеда Вургуна «Слово о колхознице Басти»:

«Мать, плача, назвала тебя «Басти»,

Что значит «баста», «хватит», «отпусти»».

В то же время рождение первенца становилось большим праздником вне зависимости от пола. В семье заранее готовились к появлению ребенка — шили одежду, постельное белье, готовили одеяла и матрасы, покупали колыбель. В знатных семьях было принято заказывать у мастеров богато украшенные колыбели.

Как отмечает доктор Захидова, большим праздником становился обряд имянаречения малыша. В некоторых регионах этот обряд проводили на седьмой день после рождения, в других — на десятый. Накрывали богатый стол, приглашались родственники и соседи. В правое ухо ребенку читался «азан», в левое — «икама», после этого малышу давали имя. Имена обычно выбирали из священного Корана. Наряду с именами пророков, халифов, имамов и их детей младенца так же называли в честь бабушек и дедушек. Кроме арабских имен детям так же давали имена, имеющие тюркское или персидское происхождение. Имена мальчиков обычно обозначали мужество, честность, бесстрашие, мудрость и другие положительные качества, девочек — мягкость, благородство, счастье и мудрость, а так же названия цветов, птиц и зверей.

Появление первого зуба у малыша так же становилось большим праздником, готовили хедий и раздавали его родственникам и соседям.
Воспитание детей начинается еще в колыбели с пеленания, кормления и игр. Насреддин Туси пишет: «Ребенка надо начинать воспитывать уже после отлучения от груди, когда его нрав еще не успел испортиться. Его необходимо приучать к дисциплине». В азербайджанских семьях детей с младых ногтей учат тому, что за столом не следует болтать, нельзя перебивать старших, повышать на них голос, особенно на пожилых, необходимо слушать старших, некрасиво ходить с руками в карманах или размахивать ими и т.п. Родители приучают ребенка есть только то, что добыто честным трудом, не завидовать, быть порядочным, не забывать об окружающих, помогать нуждающимся. Детям также прививалось уважение к пожилым, соседям, женщинам, любовь к труду.

Детей растили в уважении к родителям, через пример родителей они впитывали основные модели поведения.

Особую роль в азербайджанской семье играл отец. Хотелось бы привести любопытный эпизод из эпоса «Деде Горгуд»: Купцы увидели своего спасителя по правую руку от Бейбуры хана. Они подбежали и поцеловали его руки. Бейбура хан разгневался — негоже отдавать предпочтение сыну в присутствии отца, это считалось неуважением.

Уважительное отношение к отцу закреплено в азербайджанской культуре. Его прививала, в первую очередь мать, почтительно относясь к мужу. Когда отец заходил в комнату, мать с детьми вставали. Когда отец возвращался с работы, мать или одна из дочерей мыли ему ноги. Во время обеда никто не начинал есть до того, как отец не скажет «Бисмиллах» и не приступит к трапезе.

Уважение к матери так же занимало важную роль в жизни каждого азербайджанца. Муж советовался с ней по всем вопросам, касающимся семейных дел. Труд матери на благо детей, воистину, огромен. Насреддин Туси писал, что мать кормит ребенка, поощряет его совершать добрые дела и предостерегает от дурного. Мать так сильно любит детей, что готова отдать за них жизнь. Право матери называли правом Бога. Пророк Мухаммед (с.а.в.) лаконично обозначил вклад матерей в одной фразе: «Рай — под ногами матерей». Если сравнить права отца и матери, права отца находятся в духовной сфере, матери — в материальной. По этим причинам дети начинают раньше чувствовать материнскую заботу и проявляют к ней большую привязанность.

Важную роль также уделяли физическому и интеллектуальному развитию детей. Дети в ханских и бекских семьях учились стрелять из лука. Отцы брали их с собой на охоту. Мальчики с детства учились верховой езде. Девочки также занимались физическими упражнениями. Свидетельства о физическом развитии детей можно найти в таких произведениях, как «Деде Горгуд», «Шах Исмаил», «Мухаммед-Гюляндам» и других. По достижению 6-7-летнего возраста их отправляли к молле, дети из богатых семей учились в медресе, а также за границей.

Вся жизнь азербайджанца была посвящена заботе о семье и детях. Как отмечает доктор Фазилоглу, даже когда дети вырастали, родители старались помочь им при создании собственных семей и облегчить бытовые тяготы. Таким образом, человек мог всегда рассчитывать на помощь близких и не чувствовать себя одиноким.

Чинара Гулиева

Самое важное и срочное мы публикуем на странице в Telegram. Подпишись!

Добавить комментарий

Закрыть меню