Церковь Анастасии римлянки Псков

Церковь Анастасии Римлянки

г. Псков, Октябрьский пр-т, 9

Историческая справка

Анастасия, рано оставшись сиротой, была взята на воспитание в общину девственниц, находившуюся в уединённом месте неподалёку от Рима. С материнской любовью воспитывала сироту благочестивая начальница христианской общины София, и Бог благословил успехом её труды.

В 20 лет Анастасия выделялась среди всех не только необыкновенной красотой, но и высокими качествами души, трудолюбием и благочестием. Многие из знатнейших и богатейших людей мечтали вступить с ней в супружество, но Анастасия, с детства приученная видеть всё своё счастье в служении одному лишь Богу, отвергала все предложения искателей её руки.

Вскоре явились воины, присланные за Анастасией по указанию язычников, получивших отказ на их предложения о супружестве. Упросив воинов дать ей время нарядить Анастасию, София повела её в церковь и, поставив перед алтарём, стала готовить к предстоящему подвигу.

Святая преподобномученица Анастасия-римлянка

— Не страшись ничего и не смущайся, дитя моё, потому что Бог твой с тобой! И когда будут терзать тебя, не бойся убивающих тело, души убить они не смогут. Радуйся, когда будешь страдать, и помни, что тогда тебе будет предстоять сам пострадавший за тебя Христос. Он не отступит от тебя, пока не возьмёт из рук мучителей и не поднимет в свою небесную обитель!

— Моё сердце готово пострадать за Христа! — радостно отозвалась Анастасия. — Не бойся и не переживай за меня, мать, воспитавшая меня! Верю, что Иисус Христос даст мне сил с честью выдержать испытания ради Его Святого имени!

Воины заковали страдалицу цепями и повели в Рим.

Правитель, пораженный красотой Анастасии, стал уговаривать её пощадить свою жизнь, не лишать себя земного счастья, признать богов, но христианка с невозмутимой твёрдостью отвергла его предложения.

Видя страдания истекающей кровью мученицы, один христианин напоил её водой, за что тут же был обезглавлен.

Народ, хотя и состоял большей частью из язычников и привык к подобным жестоким зрелищам, все же стал возмущаться бесчеловечными пытками и укорять правителя. Тогда изувеченную мученицу обезглавили и выбросили за городом на съедение зверям. Престарелая София нашла останки своей любимицы и с помощью христиан предала их погребению.

Церковь Анастасии расположена на бывшей Сергиевской улице, на горке, получившей название Анастасьевской.

По местному преданию, которое утвердилось и в дореволюционной краеведческой литературе, церковь построена в 1377 году неким Василием Долом, который построил и церковь Василия Великого на Горке.

На фото: Губернаторский дом и парк

В Псковских летописях только под 1488 годом говорится о постройке, видимо, деревянной церкви (однодневке):

«В лето 6996-го другую церков поставили святую Анастасию на Полонищи, на Кузнецкой улицы, на Яковлеве на посадниче огороде, на Горки, и свершили во един день и освятили, и литургию служили»…

Вид с юго-востока. Фото Скобельцына Б.С., 1976 г.

В 1539 году в Пскове был большой пожар, когда, «… погоре Полонище все и церквей — 12.» В связи с этим пожаром упоминается в летописи церковь Анастасии: «В Настасеи каменные церкви верх падеся и 4 человеки в ней сгоре…» Эта дата и является основанием для датировки построения каменной церкви.

Вид на Анастасьевскую церковь с северо-запада. Сергиевская улица. Начало XX века

В Псковских писцовых и оброчных книгах 1585-1587 годов церковь упоминается и называется «…Настася святая с Полонища, на Кузнецкой улице…»

По документам второй половины ХVIII в. называлась «Настасеевская церковь, что в Больших Кузнецах..» В 1745 году при ней значилось 53 приходских двора. С 1786 года церковь приписана к Ново-Вознесенской церкви.

В 1639 году пристроен придел во имя святой мученицы Параскевы.

В 1745 г. бывшая звонница заменена колокольней с каменным крыльцом, пристроенным, как говорят, бывшей владетельницей губернаторского дома помещицей Валуевой.

План церкви

1827 г. «… Вся цела, кроме того, что при оной церкви, вместо ветхой прежней колокольни, построена новая»… 1842-43 г.г. по преданию старожилов старанием бывшего при сей церкви старосты Ладыгина… «главная церковь приведена в благоустроенный вид: иконостас сделан новый с колоннами.»

В 1867 г. в.придельной церкви иконостас заменен новым. Затем постепенно была заменена тесовая крыша железною на собранные по сборным книжкам суммы.

В 1881 г. главный храм, бывший холодный, с устройством печей превращен в теплый.

В 1884 г. покрыты железом алтари церкви, исправлено крыльцо, восточные трубы удлинены. В том же году сквозное крыльцо сделано закрытым с 3-х сторон с устройством дверей и рам.

В 1896 г. прежняя ветхая глава заменена новой, по недостатку средств меньшего размера. 1952 г. смена кровли и стропил над четвериком, покрытия купола.

Основные архитектурные особенности

Четырехстолпный, трехапсидный, крестовокупольный храм с основными конструкциями повышенными подпружыми арками.

С севера к четверику примыкает придельная одноапсидная церковка, перекрытая сомкнутым сводом (поздняя реконструкция перекрытия придельной церковки).

С запада к четверику примыкает притвор, перекрытый в центральной части коробовым сводом на подпружных арках и примыкающих к нему по бокам ползучими сводами.

Вдоль южной и северной стен четверика галереи, перекрытые коробовыми сводами с распалубками над оконными проемами. Под всем этим комплексам: четвериком, придельной церковкой, галереями и притвором — подклет.

В отличие от подцерковий храмов псковского типа центральный и боковые нефы между собой связаны лишь проемами в подклете притвора. Под четвериком в подцерковье нефы разделены: арочные проемы между пилонами заложены стенами. Помещения под придельной церковкой и северной галереей, четвериком и притвором имеют один уровень пола (плитяного).

Пол подклета под южной галереей выше на 1,6 метра, чем в остальном подцерковье.

Вход в южный подклет со стороны южного фасада.

В позднее время проломан проем в юго-западном углу южного нефа четверика.

В северную часть подцерковья ведут два дверных проема: один в северной стене подцерковья четверика и другой в северной стене галереи. Основной вход в подцерковье в западной стене крыльца и колокольни.

Февраль 1972 года

Ю.П. Спегальский отмечал симметричный характер плана церкви с придельной церковкой с севера и южной галереей, но данных о том, что с юга существовала придельная церковка пока не обнаружено.

В интерьере четверика следует отметить появление капителей дорического ордера, оформление пилястрами верхних, поддерживающих подпружные арки частей. Видимо, это результат поздней реконструкции перекрытия четверика, столбов и барабана.

План подклета

Барабан четверика не имеет декора, глава с перехватом переделана в XIX в. Фасады расчленены четырьмя лопатками на три части. Апсида декорирована традиционными геометрическими орнаментами и валиковыми разводами.

С запада к притвору примыкает трехъярусная колокольня, построенная в ХVIII-ХIХ в.в. Материал — известняковая плита. Габариты: ширина 25 м, длина -24, (с колокольней — 28м).

Общие сведения

Церковь сохранила основные черты, характерные для псковской школы зодчества. Находясь вблизи церкви Василия на Горке, она естественно, повторила многие конструктивные особенности этого всемирно известного храма. В планировочной структуре обе церкви увязаны с церковью Николы со Усохи.

&nbsp&nbsp&nbsp Вверх страницы

Добавить комментарий

Закрыть меню