Церковь на Украине

Содержание

Православные церкви на Украине. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 22 апреля 2018 года синод Константинопольского патриархата рассмотрел прошение президента Украины Петра Порошенко о создание автокефальной (самостоятельной) поместной церкви в стране и принял решение обсудить этот вопрос с церквями православного мира.

Ранее, 17 апреля, Порошенко заявил, что написал письмо Константинопольскому патриарху Варфоломею I (Архондонису) с просьбой о предоставлении томоса (указа) об автокефалии так называемой Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о православных церковных юрисдикциях на территории Украины.

В настоящее время на территории современной Украины действуют каноническая самоуправляемая Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), а также две крупные неканонические религиозные организации: Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).

До Февральской революции 1917 года единственной православной церковью на территории современной Украины была единая каноническая Православная российская церковь Российской империи (с 1943 года — Русская православная церковь Московского патриархата, РПЦ МП).

Каноническая православная церковь на Украине

В 1918 году Всероссийский поместный собор образовал на территории Украины церковную область «с особыми преимуществами на началах автономии» или Украинский экзархат Московской патриархии. Его главой стал митрополит Киевский и Галицкий, патриарший экзарх Украины. В 1918 году этот пост занял митрополит Антоний (Храповицкий). В 1921 году по указу патриарха Московского и всея Руси Тихона (Белавина) украинская автономия была ликвидирована, но Украинский экзархат продолжал существовать как особая единица в составе Русской православной церкви до 1990 года.

25-27 октября 1990 года Архиерейский собор РПЦ вновь учредил самоуправляющуюся Украинскую православную церковь Московского патриархата, которая в настоящее время продолжает оставаться единственной канонической православной церковью на Украине. В 1990-1992 годах главой УПЦ МП был митрополит Филарет (Денисенко). 27 мая 1992 года Архиерейский собор УПЦ МП сместил Филарета за раскольническую деятельность и избрал митрополитом Киевским и всея Украины Владимира (Сабодана), управляющего делами Московской патриархии.

С августа 2014 года главой церкви стал митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский).

Украинская автокефальная православная церковь

С ростом украинского национализма летом 1917 года часть православных священников на Украине выступила за создание автокефальной церкви, украинизацию богослужения и др. Лидером движения стал протоиерей Василий Липковский, который вскоре был лишен священного сана за раскольническую деятельность.

1 января 1919 года директория Украинской народной республики во главе с Владимиром Винниченко приняла закон «Об автокефалии Украинской православной церкви и ее высшего правительства». Через своего посла в Турции украинские власти попытались добиться признания УПЦ Константинопольским патриархатом, но успеха не достигли.

Позднее, уже при поддержке большевиков на Украине были зарегистрированы первые украинские приходы. Московский патриархат во главе с патриархом Тихоном рассматривал действия сторонников создания автокефальной украинской церкви как раскол.

5 мая 1920 года представители Всеукраинской православной рады и активисты украинского националистического движения провозгласили Украинскую автокефальную православную церковь. Ни один из православных епископов участия в принятии этого решения не принимал. 14 октября 1921 года сторонники УАПЦ созвали Всеукраинский православный церковный собор, участниками которого стали только 64 священника и 17 диаконов.

Представитель Московского патриарха митрополит Михаил (Ермаков) отказался присутствовать на соборе. Он отверг кандидатуры, предложенные активистами Рады, и заявил: «Я гадюк в епископы не посвящаю». В итоге так называемые украинские епископы были возведены в сан в обход канонических правил, в частности Липковский сам «посвятил» себя в епископы. УАПЦ не была признана ни одной из канонических православных церквей.

До середины 1920-х годов советские власти поддерживали развитие УАПЦ, надеясь таким образом ослабить Православную российскую церковь. Однако с 1929 года ОГПУ начало массовые аресты активистов УАПЦ. В 1930 году организация объявила о самороспуске.

В 1942 году на территории Украины, находившейся под немецкой оккупацией, деятельность УАПЦ была восстановлена. После отступления немецких войск с Украины, представители УАПЦ эмигрировали и основали свои епархии в местах компактного проживания украинской диаспоры, в первую очередь в США и Канаде.

В 1989 году во Львове вновь было официально провозглашено восстановление УАПЦ. В 1990 году в Киеве прошел поместный собор религиозной организации, был принят ее устав, а возвратившийся из эмиграции в США митрополит Мстислав (Скрипник) провозглашен патриархом Киевским и всея Украины. В настоящее время УАПЦ возглавляет митрополит Макарий (Малетич).

Украинская православная церковь Киевского патриархата

В ноябре 1991 года митрополит Филарет (Денисенко), возглавлявший УПЦ МП, созвал собор епископов, который обратился к Московской патриархии с просьбой предоставить УПЦ «полную каноническую самостоятельность, то есть автокефалию». Однако вскоре после собора часть иерархов отозвала свои подписи под обращением. В апреле 1992 года Архиерейский собор РПЦ предложил митрополиту Филарету покинуть свой пост. Тот согласился, пообещав провести выборы нового главы УПЦ. Однако 7 апреля 1992 года, вернувшись в Киев, Филарет объявил о своем отказе подчиняться Московскому патриархату.

27 мая 1992 года в Харькове собрался собор УПЦ Московского патриархата, который сместил Филарета с должности предстоятеля церкви, лишил его Киевской кафедры и отчислил за штат с запретом служения «впредь до решения Архиерейского собора Матери-Церкви». 11 июня 1992 года Архиерейский собор РПЦ постановил «извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире <…> за жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж, внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих, клятвопреступление, учинение раскола в Церкви» и др.

Сам Филарет этого решения не признал. Поддержку ему оказали украинские власти, в частности президент Украины Леонид Кравчук. Киевская милиция совместно с членами украинской националистической организации УНА-УНСО (запрещена в РФ) не допустила в митрополичью резиденцию делегацию УПЦ МП, которая пришла принять дела у низложенного митрополита. При поддержке украинских националистов Денисенко сохранил контроль над кафедральным Владимирским собором в Киеве. Кравчук и президиум Верховной рады объявили незаконными решения харьковского Архиерейского собора УПЦ МП.

Для легитимации собственного статуса Филарет при поддержке украинских властей провел Всеукраинский православный собор, на котором было объявлено об объединении его сторонников с Украинской автокефальной православной церковью в так называемую единую Украинскую православную церковь Киевского патриархата. Филарет стал заместителем главы новой организации, которым был объявлен находящийся в США патриарх УАПЦ Мстислав (Скрипник). Однако настоящего объединения де-факто не произошло: в 1993 году, после смерти Мстислава, большинство представителей УАПЦ покинули Киевский патриархат. 20 октября 1995 года Филарет был избран патриархом УПЦ КП.

В 1992 году в ходе поездки в Стамбул (Турция) Филарет безрезультатно пытался договориться о признании УПЦ КП Константинопольским патриархатом. Однако в июле 1993 года Константинопольский патриарх Варфоломей I официально заявил, что признает только одного канонического митрополита Киевского — Владимира (Сабодана).

21 февраля 1997 года на Архиерейском соборе Русской православной церкви Филарет был отлучен от церкви и предан анафеме, поскольку «не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал… раскольническую деятельность».

16 ноября 2017 года Денисенко обратился с письмом к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу (Гундяеву) и епископату РПЦ. В нем предлагалось «положить конец существующему противостоянию» и отменить «яко не бывшие» все «прещения и отлучения». 30 ноября 2017 года для ведения переговоров с УПЦ КП Архиерейский собор РПЦ учредил специальную комиссию, которую возглавил председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев). 1 декабря 2017 года на пресс-конференции в Киеве Филарет Денисенко сообщил, что целью его переговоров с РПЦ является автокефалия украинской церкви.

При этом, по словам Филарета, он продолжает вести переговоры об автокефалии с Константинопольским патриархатом. Кроме того, он заявил о необходимости принятия поправок в уже действующий закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях», целью которых является ограничение в правах УПЦ МП. В частности, одна из таких поправок дает право властям Украины запрещать религиозные организации за сотрудничество с центрами, находящимися в «государстве-агрессоре».

Статистические данные о конфессиях на Украине

По данным опроса, проведенного в ноябре 2016 года компанией Ukrainian Sociology Service при Институте социологии Национальной академии наук Украины, 39,4% граждан считают себя прихожанами Украинской православной церкви Московского патриархата. К самопровозглашенному Киевскому патриархату отнесли себя 25,3% опрошенных, к Украинской автокефальной православной церкви — 4,6%.

По информации УПЦ МП, ее прихожанами являются 35 млн верующих (более 80% населения). По данным на ноябрь 2017 года, церковь состоит из 53 епархий и 12 тыс. 69 приходов. В клире УПЦ МП — 85 архиереев (52 епархиальных и 33 викарных), 12 тыс. 283 священнослужителя, из которых 11 тыс. 312 — священники и 971 — диаконы. На территории Украины действует 251 монастырь, где послушание несут 4 тыс. 412 монахов (1 тыс. 685 монахов и иноков, 2 тыс. 727 монахинь и инокинь). В 17 духовных учебных заведениях УПЦ МП (Киевская духовная академия, духовные семинарии и училища, богословский университет и кафедра богословия) на дневном отделении обучаются 1 тыс. 429 студентов. Крупнейшие монастыри: Свято-Успенская Киево-Печерская лавра и Свято-Успенская Почаевская лавра.

Согласно «Отчету о сети религиозных организаций на Украине по состоянию на 1 января 2017 года», опубликованному в июне 2017 года министерством культуры страны, УПЦ МП объединяет 12 тыс. 328 религиозных общин. Наибольшее число приходов — в Винницкой (1038) и Хмельницкой (977) областях, наименьшее — во Львовской (71) и Ивано-Франковской (36). УПЦ МП принадлежат 208 монастырей, 19 духовных учебных заведений, 3 тыс. 987 школ, 135 СМИ. Количество священнослужителей — 10 тыс. 289 человек, монашествующих — 4 тыс. 807. Согласно данным отчета минкультуры Украины, треть всех священнослужителей, две трети всех православных приходов, три четверти всех студентов духовных учебных заведений и почти все православное монашество относятся к УПЦ МП.

Украинская православная церковь Киевского патриархата насчитывает 5 тыс. 114 приходов, 60 монастырей, 18 духовных учебных заведений, 1 тыс. 349 школ, 3 тыс. 479 клириков, 219 монашествующих, 48 СМИ. Больше всего приходов — во Львовской (496) и Киевской (423) областях, меньше всего — в Луганской и Харьковской (по 31).

У Украинской автокефальной православной церкви — 1 тыс. 195 приходов, 13 монастырей, восемь духовных учебных заведений, 305 школ, 709 клириков, 21 монах, 12 СМИ. Наибольшее число приходов действуют во Львовской (388) и Тернопольской (202) областях, наименьшее — в Донецкой (3) и Одесской (7).

Притеснения канонической православной церкви на Украине

После смены власти на Украине в феврале 2014 году Киевский патриархат проводил крайне агрессивную политику по отношению к приходам Московского патриархата, системный характер приобрел захват его храмов. По данным УПЦ МП, за 2014-2016 годах она потеряла 40 храмов, которые перешли в подчинение Киевского патриархата. В 2017 году 17 храмов Украинской православной церкви Московского патриархата подверглись нападениям радикалов, а с начала 2018 года было совершено уже 10 новых нападений.

В 2016 году в Верховную раду было внесено два законопроекта — «О статусе религиозных организаций» и «О свободе совести и религиозных организациях», согласно которым УПЦ МП может быть запрещена, ее приходы конфискованы, а деятельность церкви поставлена под контроль государства.

В первом законопроекте, авторами которого стали представители коалиции «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта», предлагалось назначать митрополитов и епископов только по согласованию с органами власти. Кроме того, в одной из статей документа было прописано, что если представители конфессии будут сотрудничать с религиозными центрами, находящимися в России, власть получит право полностью запретить ее деятельность на Украине.

Во втором проекте, подготовленном депутатами «Народного фронта», «Блока Петра Порошенко» и «Самопомощи», парламентарии предложили законодательно регулировать принадлежность лиц к религиозной общине. Например, прописать термин «самоидентификация» и уточнить минимальное количество представителей религиозной общины, по решению которых может быть изменена подчиненность храмов конфессиям.

Более 300 тыс. граждан Украины подписали требование не допустить принятия в Раде этих документов. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) обратился к лидерам стран «нормандской четверки» (Россия, Украина, Германия и Франция), генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу и папе римскому Франциску с призывом воспрепятствовать дискриминации православных на Украине.

18 мая 2017 года под давлением общественности Рада отложила обсуждение законопроектов, однако официальных комментариев о снятии документов с дальнейшего рассмотрения не последовало.

Попытки создания поместной православной церкви на Украине

Начиная с 1991 года украинские власти неоднократно предпринимали попытки по созданию поместной православной церкви, независимой от Московского патриархата. В 2008 году президент Украины Виктор Ющенко пытался получить поддержку Константинопольского патриарха Варфоломея. Но Вселенский патриарх не дал своего благословения на каноническое отделение Украинской православной церкви.

После госпереворота на Украине в феврале 2014 года новые власти пытаются принудительно объединить каноническую Украинскую православную церковь Московского патриархата с раскольниками и легализовать этот процесс законодательно. Порошенко ранее неоднократно заявлял, что выступает за создание на Украине единой поместной церкви. 16 июня 2016 года Верховная рада направила обращение к Вселенскому патриарху с просьбой предоставить автокефалию Украинской православной церкви. В начале 2018 года патриарх Варфоломей на встрече с представителями Украинской православной церкви Московского патриархата подчеркнул, что «проблемы церковного единства можно решить только каноническими, а не политическими методами».

В апреле 2018 года Порошенко написал личное письмо патриарху Варфоломею с просьбой предоставить автокефалию украинской православной церкви. Он также отметил, что к его обращению присоединились представители УПЦ КП, а также УАПЦ.

18 апреля 2018 года законопроект в поддержку обращения Порошенко был внесен группой депутатов в Верховную раду.

Історія Андріївської церкви

Андріївська церква є однією з найяскравіших споруд у стилі бароко, що з’явилася у вітчизняній архітектурі та мистецтві наприкінці 17 – у середині 18 століть. Храм був зведений за проектом знаменитого архітектора Бартоломео Растреллі у 1747–1762 роках.

Будували його на замовлення російської імператриці Єлизавети як частину Київської царської резиденції. У вересні 1744 року відбулася урочиста церемонія закладання церкви, під час якої імператриця власноруч поклала перші 3 цеглини у підвалини храму.

Велика заслуга у здійсненні задуму архітектора Растреллі належить відомому російському зодчому Іванові Мічуріну, котрий приїхав з Москви до Києва, аби керувати будівництвом Царського палацу та церкви. Він розробив креслення, план та профіль Андріївського пагорба.

Храм розташовується на дуже складному зсувному пагорбі з геологічними особливостями. Для якісного зведення необхідно було провести значну роботу – облаштування спеціальних підмурків та створення своєрідної підкліті – двоповерхового стилобату, на якому і встановили споруду храму.

Будівництво цегляних стін завершили 1751 року, після чого розпочалися роботи з монтажу дерев’яних каркасів даху, бань та оздоблення фасадів.

Освячення церкви відбулося 19 серпня 1767 року. За рік споруду передали Київському магістрату, а з 1785 року її окупувала Київська міська дума.

Після освячення у церкві проводили богослужіння до 1932 року. За рішенням радянської влади вона припинила свою релігійну діяльність, а з 1941 року – поновила. 1961 року храм знову закрили. Сьогодні Андріївська церква відкрита та приймає вірян.

Архітектура храму

Всередині церкву перекриває великий чавунний купол, діаметр якого становить 10 метрів. Із зовнішнього боку п’ятиглавий Андріївський храм являє собою ефектне поєднання витончених кутових куполів із масивною центральною главою. Фасад церкви прикрашає оригінальне чавунне лиття і вишуканий ліпний декор.

Зачаровує чудовий інтер’єр, прикрашений позолоченим ліпленням. Головний акцент внутрішнього оздоблення церкви зроблений на іконостасі, що являє собою монументальну триярусну споруду.

Особливо вражає поверхня царських воріт, яка майстерно вкрита суцільним мереживом різьблення. Декор іконостасу прикрашає скульптура голів херувимів. Поруч із нею – фігури янголів та трифігурна група, що уособлює розп’яття Христа.

На стінах пурпурного кольору виділяються карнизи, пілястри та різьблені віконні прорізи, що мають складні контури та різні розміри. Весь інтер’єр Андріївського храму нагадує оформлення палацового залу і виконаний у світлих, ошатних відтінках.

Споруда не перестає дивувати туристів оригінальністю задуму. Яскрава художня виразність, досконалість ліній і вражаюча гармонія форм зробили церкву всесвітньо відомою. 1968 року храм було оголошено музеєм. Його головною святинею вважають привезену з Італії частку мощей Андрія Первозваного.

Завдяки світовій спільноті споруду Андріївської церкви занесено до каталогу «1000 чудес світу.

Храмы в Украине: 37 самых интересных

Сакральная архитектура – неисчерпаемый источник вдохновения для художников, писателей и других представителей искусства… Тем более что в Украине сфера сакрум представлена чрезвычайно широко. Православные и католические храмы, синагоги и мечети, караимские кенасы и лютеранские кирхи создают здесь красочное разнообразие. Оно захватывает каждого путешественника, решившего прикоснуться к непостижимой красоте и величию, которые невозможно передать даже наиболее удачно подобранными словами.

Более того, через храмы часто просматриваются летописи целых регионов, сложенные из судеб их жителей. Ведь история свидетельствует, что на землях современной Украины веками учились жить рядом в мире и согласии не только православные, но и греко- и римо-католики, иудеи и мусульмане, меннониты и лютеране, караимы… И многие из них оставили после себя уникальные архитектурные произведения, которые до сих пор украшают улицы украинских городов, поселков и сел. Далее – подборка самых интересных храмов в Украине от IGotoWorld.com.

Лучшие деревянные храмы

Церковь Святого Николая, Среднее Водяное

Церковь Николая Чудотворца в селе Среднее Водяное, на Раховщине (Закарпатье), является выдающимся памятником народной сакральной архитектуры. Два дубовых сруба верхней церкви многие историки считаются древнейшими в современной Украине и Потисье (1428).

Источник фото: wikipedia.org, автор – Екатерина Байдужа.

Также в верхней церкви частично сохранилась оригинальная настенная роспись 17–18 веков. Зато нижняя церковь датируется «всего лишь» 1699 годом.

Церковь Святого Николая Чудотворца, Колодное

Закарпатская церковь Николая Чудотворца в селе Колодном на Тячевщине – также среди древнейших памятников деревянного сакрального строительства. Срубные стены строгой святыни, которая имеет немало черт, характерных для оборонительных сооружений, датируют 1470 годом.

Источник фото: druzhba.uz.ua, автор – Анна Зубанич.

В церкви сохранились алтарные и настенные росписи эпохи позднего средневековья. Также здесь много других оригинальных архаичных элементов – чудом сохранившихся для потомков свидетелей давних времен, эпох и культур.

Церковь Святого Юра, Дрогобыч

Церковь Святого Юра – одна из самых удивительных святынь Львовщины и одновременно действующий музей. Более того, это архитектурный памятник мирового значения, известный как настоящая «поэма в дереве».

Источник фото: stezhkamu.com.

В Дрогобыч церковь «переехала» в 1657 году из Ивано-Франковской области. Датируют святыню 15–16 веками, единого мнения относительно возраста храма у ученых пока нет.

Церковь Святого Духа, Потелич

Церковь Святого Духа в селе Потелич вблизи города Рава Русская во Львовской области ориентировочно датируется 1555 годом. Хотя есть источники, которые относят ее и к 1502 году. Здесь сохранилась фантастическая стенопись начала 17 века – шедевр храмовой настенной иконописи Галичины.

Источник фото: panoramio.com, автор – Igor Chobit.

Кстати, во времена средневековья Потелич был мощным городом. Это в определенной степени и объясняет наличие в нем такого величественного храма.

Церковь Святого Архистратига Михаила, Киев

Музей народной архитектуры и быта «Пирогово» объединяет много памятников деревянной архитектуры. Ведущее место среди них занимает и церковь Святого Архистратига Михаила, которая «прибыла» в музей из села Дорогинка Фастовского района Киевской области.

Автор фото: Uk-Kamelot, uk.wikipedia.org.

Приблизительная дата строительства Святомихайловский церкви – 1528 год. Ученые утверждают, что это, вероятно, древнейшая из сохранившихся деревянных святынь Центра, Востока и Юга нашего государства.

Церковь Святого Духа, Рогатин

Святодуховская святыня Рогатина (Ивано-Франковская область) сегодня является музеем-памятником деревянной архитектуры и живописи 16–19 веков. Это филиал Ивано-Франковского областного художественного музея. Хотя ученые считают наиболее вероятным годом строительства церкви 1598-й, однако в некоторых исторических памятниках упоминания о святыне с таким названием датируются еще 12 веком!

Автор фото: Юрий Крыливец.

О том, что церковь Святого Духа была построена ранее, может свидетельствовать и факт наличия более древних икон. В частности иконы «Иоанн Креститель с житием», написанной в 1520 году.

Троицкий собор, Новомосковск

Воспетый когда-то Олесем Гончаром собор в одноименном романе – это Свято-Троицкий собор в городе Новомосковске (Днепропетровская область). Святыня была построена без единого гвоздя в далеком 1781 году на территории казацкого поселения, которое называлось Новоселица.

Источник фото: womo.ua.

Это по факту казацкий собор, он и построен за казацкий счет. Величественную деревянную святыню приказал возвести Петр Калнышевский, последний кошевой атаман Запорожской Сечи.

Самые старые церкви Украины

Горянская ротонда, Ужгород

Горянская ротонда (то есть круглое строение), или церковь святой Анны, – одна из самых древних и таинственных действующих святынь Закарпатья и Украины в целом. Ее корни уходят к 10 веку!

Источник фото: na-skryzhalyah.blogspot.com.

Искусно выполненные фрески ротонды в Горянах датируются ранним Ренессансом. Их, скорее всего, создали в 14 веке мастера из Италии, представляющие школу Джотто.

София Киевская, Киев

Жемчужина Национального заповедника «София Киевская» – это собор Святой Софии, символ Киева и необычная святыня-музей, где ученые до сих пор делают захватывающие открытия. В частности (хотя летописи датируют закладку Софийского собора 1017 или 1037 годами, когда правил Ярослав Мудрый) современные научные исследования указывают на несколько иную хронологию строительства святыни.

Автор фото: Yuriy Perebaev.

В действительности первым строителем Софии был креститель Руси Владимир Великий. Это подтверждает найденное граффити с датой «1022»: соответственно, в это время храм уже должен был быть как построен, так и расписан. А Ярослав завершил дело отца. Согласно одной из современных версий, начало строительства собора – 1011 год, а окончание – 1018 год.

Спасо-Преображенский собор, Чернигов

Спасский собор – один из величественных памятников Киевской Руси, сохранившийся до наших дней. Церковь Святого Спаса начал строить черниговский князь Мстислав, и было это в 1033–1034 годах. Окончил святилище, уже ставшее архитектурной доминантой Чернигова, следующий князь, ибо Мстислав внезапно умер.

Автор фото: Yuriy Perebaev.

Черниговский Спас стал главной святыней Чернигово-Северской земли и местом, где почило много летописных князей. Храмовые росписи выполнялись и дополнялись на протяжении веков: в частности сейчас взор посетителя радует барочный иконостас храма, созданный в 18 веке.

Храм Иоанна Крестителя, Львов

Действующий храм Иоанна Крестителя (Музей древнейших памятников Львова) является древнейшей святыней города Льва. Правитель Галицко-Волынского княжества построил его для жены, принцессы Констанции Венгерской, в 1260 году.

Источник фото: lviv.afisha-city.com.ua.

За строительство костела взялись монахи-доминиканцы, приглашенные Констанцией во Львов. Предполагается, что этот храм мог стать и ее усыпальницей.

Костел Воздвижения Честного Креста, Городок

Воздвиженский костел был заложен в 1372 году на территории современного города Городок Львовской области, который тогда относился к Галицко-Волынскому княжеству. Это всего в 30-35 км от Львова.

Источник фото: travel.ua.

Храм подвергался многочисленным разрушениям, отстраивался, перестраивался и расширялся. Вероятнее всего, что в 1419 году деревянная святыня превратилась в каменную. А стиль храма постепенно соединил готику, барокко и модерн.

Церковь Рождества Христова, Галич

Храм Рождества Христова относится к Национальному заповеднику «Древний Галич», что на Ивано-Франковщине. Датируется святыня 13–15 веками.

Источник фото: blog.karpaty.rocks.

Сейчас это действующий греко-католический храм, в котором соединилось несколько архитектурных стилей, хотя доминирует здесь классицизм. В то же время можно заметить, что западный фронтон святыни выполнен в стиле барокко.

Необычные храмы Украины

Кирилловская церковь, Киев

Церковь Святых Кирилла и Афанасия Александрийских – памятник Киевской Руси. Ориентировочно возраст этой святыни достигает первой половины 12 века. Здесь даже сохранились уникальные фрески того времени, а также ценные поздние стенописи. В частности монументальные произведения Михаила Врубеля.

Автор фото: Yuriy Perebaev.

Костел Святой Елизаветы, Хуст

Бывший римско-католический храм Хуста на Закарпатье, сейчас принадлежит реформатской церкви. Это довольно необычная святыня оборонного типа, построенная еще в 13 веке.

Источник фото: mapio.net, автор – we.mueller.

Часовня Святого Иосифа, Мукачево

Возле собора Святого Мартина в закарпатском Мукачево находится уникальная для Украины жемчужина сакральной готики. Это часовня Святого Иосифа, украшенная средневековыми росписями и возведенная в 14 веке.

Источник фото: cikave.com.ua, автор – Наталья Билак.

Армянский собор, Львов

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы (1370) относится к Всемирному наследию ЮНЕСКО. Сочетает архитектурные особенности армянских святынь, романо-готический европейский стиль и элементы древнего галицкого зодчества.

Автор фото: Eugene Naryvsky IGotoWorld Photo Group.

Латинский собор, Львов

Кафедральный собор римо-католиков Львова официально носит титул Архикафедральная базилика Успения Пресвятой Девы Марии. Собор строили более 100 лет – с 1380-х до 1490-х. Именно здесь, кстати, польский король Ян Казимир в 1656 году обещал перед образом Ласковой Матери Божией, облегчить жизнь простым людям, если поляки выстоят против шведов.

Автор фото: Eugene Naryvsky IGotoWorld Photo Group.

Церковь-крепость, Сутковцы

Покровскую церковь-крепость в селе Сутковцы в Хмельницкой области начали строить еще в 1476 году. Это единственный образец оборонного строительства тетраконхового типа не только на Подолье, но и в целом по Украине. Святыня является действующим храмом-музеем.

Источник фото: panoramio.com, автор – Влад Гуменюк.

Синагога, Шаргород

Шаргородская синагога в Винницкой области была построена в 1589 году. Это сооружение крепостного типа (когда-то оно даже выдержало натиск казачьего войска Северина Наливайко!), объединяющее мавританский стиль и ренессансно-барочные элементы.

Источник фото: shandor-iskandar.blogspot.com.

Собор Святого Юра, Львов

Святоюрский собор – одна из самых масштабных и монументальных святынь Львова, в стиле которой встретились барокко и рококо. Построен в 1762 году.

Автор фото: Eugene Naryvsky IGotoWorld Photo Group.

Андреевский собор, Киев

У Андреевской церкви (1747–1762), кроме всех ее необычных черт, есть еще одна интересная особенность, в целом не присущая православным храмам. Дело в том, что у этой барочной святыни вовсе нет колокольни.

Автор фото: Yuriy Perebaev.

Синагога в Садгоре, Черновцы

Садгорская синагога – недавно восстановленная жемчужина сакральной архитектуры буковинских евреев. Район Садгора когда-то был отдельным городом, в советские времена его присоединили к Черновцам.

Состояние до восстановления. Источник фото: andy-travel.com.ua, автор – Андрей Бондаренко

Строительство здания относится к 1841 году. Последнее обновление синагоги местной общиной сделало ее не только святым местом для евреев, но и достойным внимания туристическим объектом для всех желающих.

Кирха Святой Екатерины, Киев

Киевская кирха была построена в 1857 году и до сих пор используется по назначению немецкой евангелическо-лютеранской церковью. Святыня построена в неороманском стиле.

Источник фото: kievvlast.com.ua.

Церковь Вознесения Господня, Львов

Церковь на Знесении была построена в 1901 году. Ее оригинальность – в стиле, сочетающем неороманские и неоготические черты.

Источник фото: wikimapia.org, автор – kotygoroshko1.

Караимская кенаса, Киев

Современный Дом актера исторически был местом, которое собирало на молитву караимов – представителей одного из автохтонных народов Крыма, религия которого происходит от иудаизма. Их собрания проходили в этой кенасе, построенной в 1902 году в мавританско-арабском стиле.

Источник фото: life.bodo.ua, автор – Ксюшка Шатохина.

Николаевский костел, Киев

Храм Святого Николая – образец киевской неоготики, созданный в 1909 году Владиславом Городецким. Скульптуры святыни выполнил постоянный «коллега» Городецкого, итальянский мастер Элио Саля.

Джерело фото: srgktk.livejournal.com.

Костел Святой Клары, Городковка

Одна из самых оригинальных святынь Житомирщины – эклектичный костел Святой Клары, построенный в 1913 году. Этот храм – он сейчас действующий – также называют неоготическим.

Источник фото: we.org.ua.

Храм Всемилостивого Спаса, Владимировка

Спасская церковь находится в поселке Владимировка на Харьковщине, на территории живописного дворцово-паркового комплекса. Освящен храм в 1913 году. Рядом со святыней заметна колокольня, которая также имеет оригинальные формы.

Источник фото: eco-turizm.net.

Николаевский собор, Черновцы

Собор Святого Николая был построен в 1930-х. Это румынский стиль «неороминеск» с «кручеными» куполами. Из-за них святыню часто в шутку называют «пьяной церковью».

Источник фото: romanphotographer.blogspot.com.

Часовня-писанка, Николаев

Часовня-писанка в Николаеве на Львовщине – образец современной сакральной архитектуры. Она была построена в 2002 году на горе под названием Высокий Камень. На гору ведет Крестный путь.

Источник фото: мандри.укр.

Добавить комментарий

Закрыть меню