Церковь на варварке

Содержание

Варваринская церковь Казань

Варваринская церковь Казани видна издалека благодаря изысканной красно-белой окраске фасадов, золотому сиянию куполов и четырехъярусной звоннице.

Согласно преданию, Варваринский храм изначально строился для Арского кладбища. Но когда в 1796 году воздвигли церковь Ярославских Чудотворцев, называвшуюся в народе Кладбищенской, храм Святой Великомученицы Варвары обрел собственный приход.

Варваринскую церковь построили в конце 1700-х годов, когда город восстанавливали после разорения войсками Емельяна Пугачева. По некоторым данным, основой для нее мог послужить дом местного вице-губернатора Кудрявцева. Имя архитектора здания первой церкви в классическом стиле осталось неизвестным. Она была летней, неотапливаемой, и лишь позднее появился придел, перестроенный из соседнего храма Жен-Мироносиц.

Поскольку Варваринская церковь размещалась на Сибирском тракте, ее посещало немало известных людей России, проезжавших Казань. В их числе были писатели Радищев и Короленко, издатель «Колокола» Герцен и демократ Чернышевский. Тут венчался Николай Боратынский, сын известного поэта, и крестился поэт Николай Заболоцкий. В храме был свой хор, и в его составе нередко пел юный Федя Шаляпин.

Новое здание Варваринской церкви работы именитого профессионала, казанского епархиального архитектора Федора Николаевича Малиновского появилось в городе стараниями прихожан к 1907 году. Оно было построено в русском стиле с сохраненными фрагментами старой церкви, прежде всего в нижних ярусах высокой церковной колокольни, окрашенной в красные и белые цвета. Ныне она является высотной доминантой улицы Карла Маркса.

После революций 1917 года церковь была закрыта, а ее священник, отец Николай, арестован и сослан. Лишь самоотверженность прихожан помогла спасти от уничтожения храмовую икону Святой Великомученицы Варвары и некоторые другие святыни.

После Великой Отечественной войны в Варваринской церкви поначалу организовали клуб расположенного по соседству трамвайного парка, затем кинотеатр и протезную мастерскую, а в 1963 году разместили одну из кафедр Казанского химико-технологического института (КХТИ). Лишь спустя 30 лет храм наконец-то вернули прихожанам и провели в нем первое богослужение.

Внутри храма Святой Великомученицы Варвары

Внутри Варваринской церкви не найти масштабных, роскошных и красочных росписей снизу доверху, которыми гордятся другие храмы, и это тоже наследие нелегкого и во многом трагичного прошлого. В храме годами методично разрушали стены и внутренние перекрытия, их былые декор и отделку. В 1990-е годы пришлось все создавать заново. Даже полы храма были разрушены, их пришлось полностью перекладывать, попутно ремонтируя внутренние фундаменты. К 2000-му полы застелили красивым мрамором.

Потом наступила очередь стен и потолочных сводов. В трапезной разобрали, а затем восстановили ветхий потолок, готовый вот-вот разрушиться. Сегодняшнее великолепие храма — это плод усилий всех, кто возрождал храм и обустраивал его.

Сердце любого храма — его алтарная часть и иконостас. Уникальный иконостас церкви был полностью утрачен, и его пришлось воссоздавать заново. Столь же печальная участь постигла большую часть икон, ценностей храма и церковной утвари. К счастью, Бог уберег от варваров местночтимые святые образы Великомученицы Варвары и Жен-Мироносиц. Иконостас же восстанавливали благодаря помощи прихожан и благотворителей храма, поскольку его чертежи или хотя бы фотографии не сохранились.

Это место, удивительное во многих отношениях. История, архитектура, искусство — все это ощущается и живет под сводами Варваринской церкви. И святость, от присутствия которой душа полнится благоговением.

Свято-Варваринский женский монастырь, г. Пинск

Устное народное предание относит возникновение монастыря к глубокой древности – к периоду христианизации Руси и связывает его с именем местной княжны Варвары, которая назвала устроенный ею монастырь по имени своей небесной покровительницы. Однако никаких исторических сведений, подтверждающих эту легенду, не сохранилось. В письменных источниках монастырь упоминается впервые в 1520 г., когда пинский князь Феодор Ярославич с женой Еленой отписали монастырю деревни Высокое, Гольцы, Дубой, Лисоцк, двор Пискаловщина. Согласно описи 1595 г., монастырский комплекс включал Варваринский храм, жилой корпус, домик игуменьи, пекарню, врата-колокольню. В 1595 г. построен новый монастырский храм во имя святой великомученицы Варвары. В 1591 г. при монастыре основано училище для детей из дворянских и священнических семей.

В XVI — XVIII вв. пинские игуменьи происходили из таких известных родов как Ртищевы, Воловичи, Велятичские, Войны, Орды, Поповские, Сапеги, Тризны, Ширмы. С введением унии монастырь был обращен в базилианский, а православные монахини изгнаны из него. Впрочем, некоторое время им разрешалось проживать в Пинске, но в 1635 г. король Владислав IV своей грамотой запретил Пинскому магистру принимать православных монахинь, которые хотели основать особый монастырь после обращения Варваринского в унию. С 1839 г. Варваринский монастырь снова стал православным. В то время в обители проживало 14 насельниц, она имела 147 десятин земли и 100 крестьян. Предметами особого поклонения верующих являлась икона великомученицы Варвары и частица ее мощей в позолоченном ковчеге.

При монастыре работало училище для девушек-дворянок и дочерей священников, где обучали чтению, письму и рукоделию. Библиотека монастыря насчитывала несколько сот томов книг преимущественно духовного содержания, среди которых были рукописные и старопечатные. При монастыре действовала школа, где воспитанницы разных сословий учились чтению, письму и рукоделию. При этом представительницы знатных фамилий (Орды, Корсаки, Чанецкие и т.д.) платили по 200 – 300 злотых в год, а девушки из бедных семейств обучались бесплатно. В 1858 г. монастырь переведен из собственных старых деревянных зданий в помещения бывшего католического монастыря бернардинцев, а бернардинский костел переосвящен в Варваринскую церковь. В 1865 г. на ней устанавливается большой купол, который придает храму соответствующий православной традиции вид. Стараниями игумении Назареты, которая управляла монастырем с 1844 г., на втором этаже монашеского корпуса устраивается теплая церковь.

В 1874 г. насельницы Свято-Варваринской обители были переведены во вновь основанный Минский Спасо-Преображенский монастырь, который просуществовал до 1925 г. В главном монастырском храме в честь Преображения Господня был устроен придел во имя великомученицы Варвары и хранилась привезенная из Пинска частица её святых мощей. По упразднении монастыря в Пинске большая каменная церковь стала приходской и была приписана к Лещинской Свято-Успенской церкви (так же, как и домовая). Келейный двухэтажный корпус передали гражданскому ведомству под городскую больницу. Но Свято-Варваринскому монастырю не суждено было остаться в забвении. Почти через 120 лет, в 1993 г., утверждением Священного Синода Русской Православной Церкви, стараниями и трудами архиепископа Пинского и Лунинецкого Стефана в Пинске вновь была возрождена Свято-Варваринская женская обитель. Монастырь и здание Пинского Епархиального Управления представляют единый архитектурный ансамбль. Храмами монастыря являются Собор Воскресения Словущего, крестовая церковь Святого Апостола Первомученика и Архидиакона Стефана (в здании Пинского Епархиального Управления). При монастыре действует библиотека и воскресная школа для детей и взрослых.

В обители проживает 6 насельниц (2017 г.). Настоятельница – игумения Екатерина (Романчук).

История

Файл:Варварская улица. Нижний Новгород. 1870-е гг. Фото А. О. Карелина.GIF 1870-е годы. Фото А. О. Карелина

Улица Варварская была спроектирована генеральным планом Нижнего Новгорода 1770 г. перпендикулярно к участку Нижегородского кремля на Благовещенской площади (пл. Минина и Пожарского) слева от Дмитровской башни. Проект планировки архитектора А. В. Квасова предусматривал застройку центральной части города по главным улицам каменными домами, а по второстепенным — полукаменными. Часть улицы от площади до Ковалихинского оврага был проложена к 1787 году в ходе Генерального межевания города и именовалась по расположенной на ней церкви святой великомученицы Варвары. Искривленное продолжение улицы за церковью, которое впоследствии было спрямлено, до 1834 года называлось Гусевой улицей. Заканчивалась улица заставой в районе срытого вала Большого острога, возле которой располагался деревянный тюремный острог и деревянная тогда Варварская часовня.

Изначально Варварская церковь находилась на площади перед проездом через вал и ров Малого острога, остатки которых были уничтожены в ходе реализации плана 1770 года. Площадь пересекал Ковалихинский ручей, через который наводился деревянный мост.

В 30-40-х годах XIX в. вместо моста через Ковалихинский ручей была устроена Варварская дамба, проезжая часть была выровнена, овраг у выхода из города был засыпан Острожной дамбой. После осадки насыпного грунта в 1844 году улица была вымощена просмоленными брусьями отслуживших свой срок лодий и барок, которые стали заменяться булыжником в 50-х годах XIX в.

В середине XIX в. краевед Николай Храмцовский писал:

Варварская улица, переходя через Варварскую и Острожную дамбы, упирается в тюремный замок; на ней находятся: церковь Святой Варвары Великомученицы, Александровский дворянский институт, аптека В. Е. Эвениуса, контора Общества морского, речного и сухопутного страхования и контора маклера Болотова. Церковь Святой Варвары стоит на правой стороне улицы, у дамбы; два дома Александровского института занимают все пространство от Почтовой конторы до Осыпной улицы; аптека господина Эвениуса помещается в собственном его огромном каменном доме, против института. Она открыта в 1780 году отцом нынешнего владельца ее и была в то время единственной во всей Нижегородской губернии. Контора Общества морского, речного и сухопутного страхования помещается в доме купца Болотова, стоящем направо, пройдя церковь; тут же находится и его маклерская контора. Кроме домов института и Эвениуса, на Варварке есть еще несколько каменных, из которых замечательны по величине своей принадлежащие Казенной палате (бывшей соляного правления) и купца Дубицкого: первый на углу Осыпной, а второй — против дамбы.

После революции улица была переименована в честь народоволки Веры Фигнер, участницы покушения на императора Александра II, которая жила в Нижнем Новгороде в ссылке в 1905 году и под надзором полиции в 1915 году.

Церковь святой великомученицы Варвары

Варварская церковь. XIX век

Деревянная Варварская церковь была построена в начале XVI века. Каменная однокупольная одноглавая церковь построена в 1757 году «тщанием» дьяка Денисова и служащего Строгановых Шушпанова. Главный престол был в честь Владимирской иконы Божией Матери, а левый — во имя великомученицы Варвары. Паперть и невысокая колокольня были украшены колоннами, на колокольне — высокий шпиль. В Варварской церкви крестили Алешу Пешкова, его мать Варвару Васильевну и деда Василия Каширина.

В 1958 году здание «бывшей церкви на ул. Фигнер в связи с ее аварийным состоянием» снесено. На его месте было построено кафе, а в 1970-х годах — Дом политического просвещения, в здании которого сейчас располагается Торгово-промышленная палата и кино-концертный зал Юпитер (дом № 1 на пл. Октябрьской).

Александровский дворянский институт (дом № 3)

1870 год. Фото А. О. Карелина

Наиболее значимым учреждением на Варварке был Александровский дворянский институт, в комплексе зданий которого сейчас располагается Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека. Александровский дворянский институт был закрытым средним общеобразовательным мужским заведением для подготовки дворянских детей к поступлению в российские университеты. Он возник из дворянского пансиона при всесословной губернской гимназии. Торжественное открытие его состоялось 30 августа 1844 года.

Комплекс зданий для института был приобретен у местных домовладельцев и перестроен. Проект перестройки здания выполнен архитектором А. А. Пахомовым. Им же выполнен проект резного одноярусного иконостаса домовой церкви Александра Невского, иконы в котором были написаны профессором академии художеств А. Е. Егоровым. Во дворе были построены гимнастический зал и Г-образный двухэтажный кирпичный дом для учителей и служителей на 30 семей. Гимнастический зал предназначался для фехтования и уроков танцев, поэтому имел в двух классах хоры для музыкантов. В 1886 г. со стороны Осыпной (Пискунова) улицы к зданию была пристроена звонница с пятью колоколами. Архитектура и художественное лепное убранство здания сохранились до сих пор. Институт был назван Александровским в честь цесаревича Александра Николаевича, утвердившего проект архитектора Пахомова.

Гордостью института стали его выпускники: глава «Могучей кучки» М. А. Балакирев; математик В. А. Стеклов; химик В. В. Марковников; историк К. Н. Бестужев-Рюмин; зоолог О. А. Гримм; историк С. И. Архангельский; поэты и писатели И. Рукавишников, А. Вяхирев, И. Свединцев , А. Мариенгоф; профессор С. Добротин , скульптор А. Кикин, актер В. Яхонтов и другие.

Первая городская аптека (№ 4)

Первую в Нижнем Новгороде аптеку основал в 1781 году немец Георг Христиан Людвиг Эвениус, приехавший в город за год до этого и поселившийся на Варварской улице. При генеральном размежевании Нижнего Новгорода в 1784 году Эвениусу был выделен участок в начале улицы Варварская. Двухэтажное каменное здание по проекту механика Ивана Немейера было построено в 1792 г. Часть дома была жилой, другую часть занимала аптека. Жителей и гостей города Егор Крестианович, как звали Эвениуса в народе, привлекал иллюминацией. На подоконниках аптеки он выставлял разноцветные стеклянные шары, которые, отражая свет ламп помещения, давали эффект радужного свечения на несколько метров вокруг дома.

В 1883 г. дело Эвениуса выкупил провизор П. Ф. Ремлер, который надстроил третий этаж. После революции здание было национализировано, в нем разместилась центральная городская аптека № 1, а в последствии дом переоборудовали под коммунальные квартиры. В 2007 году в цокольном этаже дома снова открылась аптека, а также музей аптечного дела, коллекция экспонатов которого насчитывала более 250 предметов. Вновь открытая аптека работала около года.

Жилой дом Е. Е. Эвениуса (№ 3а)

В 1826 г. первый городской аптекарь Эвениус купил участок земли на пересечении улиц Осыпной и Варварской для постройки деревянного дома. В 1836 г. его сын, врач и педагог Е. Е. Эвениус, по проекту губернского архитектора И. Е. Ефимова возвел на месте деревянного двухэтажный каменный дом в стиле русского классицизма. Здание отличает чёткость и лаконичность архитектурного решения. Рустованный цокольный этаж, портики с пилястрами, меандровый пояс и другие элементы декора выделяют его среди остальных зданий.

В 1843 г. дом был продан дворянскому депутатскому собранию для временного размещения классов и жилых комнат Александровского института. В этом доме в 1845 г. родился революционер Г. А. Лопатин, первый в России переводчик «Капитала» К. Маркса, член Генерального совета I Интернационала. В 1931 г. в здании открылось музыкальное училище, а с 1965 г. — Нижегородское театральное училище имени Е. А. Евстигнеева, который был его выпускником.

Дом коллежского асессора И. А. Княгининского (№ 5)

Дом № 5 по улице Варварской принадлежал секретарю нижегородского военного губернатора М. П. Бутурлина Ивану Алексеевичу Княгининскому, одниму из крупнейших владельцев доходных домов в Нижнем Новгороде. Каменный двухэтажный дом со сводчатыми подвалами, был создан по проекту архитектора Ефимова и имел два изолированных входа. В 1838 г. дом был продан под размещение Соляного правления. В нем расположились как официальные присутствия, так и квартиры чиновников. У одного из них, К. А. Шрейдерса, в 1858 г. несколько месяцев жил Тарас Шевченко. В доме проживал также первый историк Нижнего Новгорода Николай Храмцовский, работавший в Соляном правлении. После упразднения Нижегородского соляного правления в январе 1860 г. дом был продан Палате государственного имущества. В советское время здание было надстроено. С 1965 года в доме располагается Детская школа искусств № 8 им. В. Ю. Виллуана. Среди выпускников школы музыканты Евгений Брахман, Александр Мутузкин, Ксения Блинцовская, Инга Казанцева, Евгений Рывкин, Ольга Филатова и многие другие.

Дом К. И. Ильиной — Щелоковых (№ 8, 8а)

После того как была проложена Варварская улица, участок на углу улиц Варварской и Осыпной (Пискунова) приобрела Клеопатра Ивановна Ильина, где и выстроила деревянную усадьбу на каменном фундаменте. Дом представляет собой классический дом с мезонином и пилястрами под ионическими капителями — типичную усадьбу того времени. В 1836 г. дом Ильиной приобрел погорелец из Благовещенской слободы купец Михаил Федорович Щелоков. В 1861 г. его наследники Николай и Христофор расширили усадьбу, возведя по Осыпной улице одноэтажный кирпичный флигель с аркадой окон. В результате преобразований, в частности, были утрачены капители пилястр. После раздела имущества в 1882 г. на углу Осыпной и Варварской улиц братья Щелоковы возвели каменный дом (№ 8а), где в 1897 г. расположилась фотохудожественная мастерская Андрея Карелина. Здание остается ценным памятником деревянной усадебной застройки Нижнего Новгорода начала XIX в.

Дом трудолюбия Рукавишниковых (№ 32)

Дом трудолюбия Рукавишниковых

Первый в Нижнем Новгороде Дом трудолюбия в системе призрения беднейших жителей города был открыт в 1893 году. Для размещения 100 человек были отданы пустые военные казармы на Нижне-Волжской набережной. В 1894 году на средства купцов Рукавишниковых Дом трудолюбия открылся в помещении столярной фабрики на Мистровской улице (ныне улица Академика Блохиной). В дни работы Всероссийской промышленно-художественной выставки в 1896 году его даже посетила императорская чета. В 1899 году здание сгорело. Тогда дети Любови и Михаила Рукавишниковых решили построить каменное здание. Проект двухэтажного строения в стиле модерн архитектора П. А. Домбровского был осуществлен в 1905 году. На фасаде была надпись «Дом трудолюбия имени Михаила и Любови Рукавишниковых». В здании разместилось более 200 нищих, которые за то, что щипали паклю и чесали мочала, получали небольшую поденную плату, дважды в день еду и ночлег. В 60-е годы были надстроены два верхних этажа. С 20-х годов в доме размещается типография «Нижполиграф».

Дом А. А. Клочковой (бывший № 27)

После постройки каменного острога в 1823 году место, занимаемое деревянным острогом у заставы на краю города, было отдано под застройку титулярной советнице А. А. Клочковой. В 1837—1838 годах дом по проекту архитектора Г. И. Кизеветтера, утвержденному Николаем I, был построен. Дом деревянный, одноэтажный с мезонином, обшит тесом, на каменном оштукатуренном цоколе. Архитектура дома основана на образцовых проектах XIX века в стиле классицизма, но с эклектическими декоративными элементами: греческим меандром во фризе, межэтажными декоративными «жуками», наборами фигурных балясин под окнами. Владельцы дома неоднократно менялись. В 1884 г. графиня Варвара Ланская провела капитальный ремонт «без изменений прежних фасадов». Со временем элементы декора и ионические капители пилястр были утеряны.

В 1999 году дом № 27 по Варварской улице был включен в список выявленных объектов культурного значения Нижегородской области. Участок под домом был отдан под современную застройку, а дом было решено перенести на Щелоковский хутор, в музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья. После расселения жильцов дом не охранялся и несколько раз возникал пожар, в результате сохранилось не более 50 % старого строения. В 2007 году дом был перемещен на Щелоковский хутор.

Часовня Варвары Великомученицы (№ 36)

У ворот рубленного Большого острога по обычаю сооружались небольшие часовни. У дороги на Курмыш и Казань, входящей в город с востока, стояла деревянная Варварская часовня. Каменная часовня была построена в конце XIX века по инициативе Арзамасской Алексеевской общины в связи со спасением царской семьи во время крушения поезда в Борках 17 октября 1888 года, которое было расценено чудесным. Проект был создан нижегородским епархиальным архитектором А. К. Никитиным. Часовня представляет собой храм древнего шатрового типа с просторным одноапсидным алтарем, но без трапезной и колокольни. В оформлении использованы элементы древнерусской архитектуры: килевидные бочки, ширинки, штучный набор. Образа иконостаса были созданы иконописцами Общины. Освящение часовни состоялось 17 сентября 1892 года. Надпись на часовне гласит «Часовня святой великомученицы Варвары в память нижегородцев, невинно убиенных в годы лихолетья»

Александровская общественная женская богадельня (№ 42)

Участок, на котором находится в настоящее время роддом № 1, занимающий угол и по пол квартала на улицах Варварской и Володарского, в XIX веке принадлежал трем разным людям. Владелец участка вдоль улицы Солдатской (сейчас Володарского), купец Андрей Семенович Осташников в 1864 году пожертвовал городу свой участок для устройства «странноприимного дома или богадельни для людей безродных и не имеющих средств к существованию». По недостаточности места, к организации богадельни приступили только через три года, после повторного обращения Осташникова. Было решено купить у титулярного советника П. И. Хохлова дом с участком по улице Варварской, садом примыкающий к участку Осташникова. В 1878 году, — через 10 лет после открытия богадельни, — купец Александр Вяхирев обратился к городским властям с предложением: «состоящую в моем владении землю на углу улиц Варварской и Солдатской передать на вечное время городской думе в полное ее распоряжение, но с условием: чтобы эту землю использовали под постройку родильного заведения для бедных граждан», что и было осуществлено.

Богадельню было решено назвать в память спасения жизни императора Александра II от руки убийцы в Париже 25 мая 1867 года и открытие богадельни произвести 30 августа 1868 года в день именин Его императорского Величества. Средства на покупку и ремонт дома Хохлова и закупку всего необходимого были собраны, и все работы были закончены к сроку, и в 1867 году Александровская богадельня на 25 кроватей была освящена и торжественно открыта с благодарностью попечителям и устроителям. Средства на содержание богадельни жертвовались горожанами. Обязанность по заготовке всех продуктов питания взял на себя Осташников. Он же организовал молельню для богадельниц, не имевших сил ходить в храм, и ходатайствовал об устроении домовой церкви. В 1869 году при поддержке городской думы церковь Вознесения Господня и Святого Князя Александра Невского была построена и освящена.

В доме Хохлова размещались также бесплатная лечебница и родовспомогательное заведение. Чтобы уменьшить тесноту, на участке, пожертвованном Вяхиревым, было решено построить здание для размещения родовспоможения, лечебницы и церкви. План-фасады были разработаны архитектором Николаем Фрелихом, и к 1882 году строительство было завершено. Роддом имел 85 коек, первым директором его был врач В. Баулин. При роддоме было открыто «сиротопитательное» отделение на 10 детей сирот, матери которых умерли в больнице. Рожениц бесплатно кормили, а для нуждающихся бедных нижегородцев по инициативе Осташникова обеды отпускались на дом.

Роддом и трехэтажный дом Хохлова, примыкающий к роддому справа, сохранились до наших дней. Здание роддома являет собой пример эклектики в русской архитектуре XIX века и считается лучшей работой Н. Фрелиха в городе.

Современная застройка

От пл. Минина и Пожарского до ул. Пискунова

Номер
дома
Изображение Описание
1 Нижегородский областной центр крови
2/3 Нижегородский государственный педагогический университет
3 Здание Александровского дворянского института. Сейчас Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека имени Ленина.
3a Бывший дом Е. Е. Эвениуса. С 1965 г. — Нижегородское театральное училище. Построен в 1836—1837 гг, архитектор И. Е. Ефимов.
4 Усадьба аптекарей Е. Х. Эвениуса — И. Ф. Ремлера. Главный дом. Построен в 1789—1792 гг по проекту механика И. И. Немейера. В этом доме находилась первая частная аптека в Нижнем Новгороде. Перестроен в 1810-х гг. Фасады изменены в 1883 году, архитектор Н. А. Фрелих.
интересен изысканной резьбой
6 Дом построен в советские времена, известен своими музыкальными жильцами: в нём жили и работали композитор А. А. Нестеров и дирижёр И. Б. Гусман.
8 Бывший дом К. И. Ильиной — М. Ф. Щелокова
8а/22 Доходный дом купцов Щелоковых. Построен в начале 1870-х гг. Здесь с 1897 по 1906 гг жил и работал известный фотограф Андрей Осипович Карелин (1837—1906 гг). Сейчас в доме располагается Нижегородское художественное училище.

От ул. Пискунова до пл. Октябрьской

Номер
дома
Изображение Описание
5 Дом коллежского асессора И. А. Княгининского. Построен в 1828 году, архитектор И. Е. Ефимов. Здесь в 1839—1855 гг размещалось Нижегородское соляное правление, в котором служил известный краевед, автор первого исторического описания Нижнего Новгорода Николай Иванович Храмцовский (1818—1890 гг). В настоящее время в доме располагается Картинная галерея художников Поволжья и Детская школа искусств № 8 им. В. Ю. Виллуана, где трудится около 100 педагогов и обучается 800 детей. Сейчас в ДШИ девять отделений, в числе которых помимо «традиционных» есть отделения хореографическое, эстетическое и эстрадного пения.
10 Жилой дом. На первом этаже магазины: книжный и мужской одежды.
7 Офисное здание. На первом этаже салон сантехники Варварка-Street.
10а
12 Доходный дом купчихи У. А. Котельниковой. Построен в 1854—1855 гг, архитектор И. К. Кострюков. С 1887 г. здание принадлежало пароходному обществу «Дружина». С 1908 г. в здании размещалось Городское полицейское управление. Характерный образец архитектуры эклектики («кирпичный стиль»).
14 Жилой дом, постепенно переоборудуемый под магазины и офисы.

От пл. Октябрьской до ул. Академика Блохиной

Номер
дома
Изображение Описание
13 Уралсиб банк
15а Муниципальное образовательное учреждение лицей № 40. Специализация: углубленное физико-математическое образование.
32 Дом трудолюбия имени Михаила и Любови Рукавишникових. Построен в 1903—1905 гг, архитектор П. А. Домбровский. Перестроен в середине XX века. Благотворительное заведение учреждено на средства братьев Ивана и Митрофана Руковишниковых в целях социальной защиты и просвещения беднейших жителей города. Характерный образец архитектуры рационалистического модерна. Сейчас в зании располагаются: типография Нижполиграф, газета «Нижегородская правда», Союз журналистов РФ, газета «Студия НН» и множество других организаций.

От ул. Академика Блохиной до ул. Володарского

Номер
дома
Изображение Описание
27 На этом месте находился дом А. А. Клочковой
36 Часовня с надписью «Часовня святой великомученицы Варвары в память нижегородцев, невинно убиенных в годы лихолетья»
40
40а
40б

От ул. Володарского до пл. Свободы

Номер
дома
Изображение Описание
33 Офисное здание. Суши-бар Тако, магазин аудио-видео продукции, магазин одежды.
35 Магазин «Я родился», аптека.
42 Здание городской общественной Александровской женской богадельни с родовспомогательным заведением. Богадельня открыта в 1866 году на пожертвования нижегородцев. Родовспомогательное заведение построено в 1879—1881 годах, архитектор Н. А. Фрелих. Cейчас роддом № 1.
44 С 1909 г. по 1912 г. в доме жил маленький Аркаша Голиков, будущий известный всем детям Советского Союза писатель Аркадий Гайдар.

Памятники

Бюст Георгия Маслякова

Перед лицеем № 40 (дом 15а) установлен памятник Герою Советского Союза Маслякову Георгию Гавриловичу.

Здания — памятники архитектуры

Федерального значения

  • № 4. Усадьба аптекарей Е. Х. Эвениуса — И. Ф. Ремлера. Главный дом.
  • № 3. Здание Александровского дворянского института.

Регионального значения

  • № 3а. Дом Е. Е. Эвениуса.
  • № 5. Дом коллежского асессора И. А. Княгининского.
  • № 8а. Доходный дом купцов Щелоковых.
  • № 12. Доходный дом купчихи У. А. Котельниковой.
  • № 32. Дом трудолюбия имени Михаила и Любови Рукавишникових.
  • № 42. Здание городской общественной Александровской женской богадельни с родовспомогательным заведением.

Мемориальные доски

  • На здании Ленинской библиотеки (№ 3)
Здесь, в нижегородском дворянском институте, в 1892 – 1894 гг. учился командир легендарной канонерской лодки «Сивуч», кавалер ордена Святого Георгия, капитан I ранга ЧЕРКАСОВ ПЁТР НИЛОВИЧ остановивший немецкую эскадру 19.08.1915 года перед проливом Моонзунд В этом здании, бывшем Александровском институте, с 1849 по 1853 год учился выдающийся русский композитор, руководитель «могучей кучки» МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БАЛАКИРЕВ

В этом здании, бывшем дворянском институте, с 1863 по 1864 гг. работал воспитателем выдающийся педагог-гуманист, просветитель народов Поволжья И.Н. УЛЬЯНОВ

  • На здании театрального училища (№ 3а)
Здесь родился Л О П А Т И Н Герман Александрович 1845 — 1918 Член генерального совета первого интернационала, первый переводчик на русский язык фундаментального труда К. Маркса (Капитал) Горьковское театральное училище в 1951 году закончил великий русский актер ЕВГЕНИЙ ЕВСТИГНЕЕВ

  • На здании ДШИ № 8 (дом № 5)

В этом доме в начале 1858г. возвращаясь из ссылки, жил великий народный революционный поэт Тарас Григорьевич Шевченко

  • На доме № 6

В этом доме в 1965 по 1999 год жил и работал композитор НЕСТЕРОВ Аркадий Александрович профессор, народный артист России, Почетный гражданин Нижнего Новгорода В этом доме с 1970 по 2003 год жил выдающийся дирижер и музыкальный деятель народный артист России ГУСМАН Израиль Борисович

  • На здании художественного училища (№ 8а)

В этом доме в 1897 — 1908 г.г. жил и работал всемирно известный фотограф, художник, педагог, общественный деятель Андрей Осипович К А Р Е Л И Н

  • На доме № 44

В этом доме в 1909-1910 г.г. жил выдающийся советский писатель Аркадий Гайдар (А.П. Голиков)

Транспорт

На улице находится 1 остановка общественного транспорта — «Варварская», в сторону пл. Минина и Пожарского — на перекрёстке с ул. Академика Блохиной со стороны типографии Нижполиграф, в сторону пл. Свободы — у Торгово-промышленной палаты с концертным залом «Юпитер».

Автобусы

  • № 1: пл. Минина и Пожарского — мрн. Щербинки-2.
  • № 3: Красное Сормово — пл. Свободы.
  • № 20: Аэропорт — мрн. Кузнечиха-2.
  • № 38: мрн. Кузнечиха-2 — ул. Долгополова.
  • № 39: мрн. Кузнечиха-2 — ул. Долгополова.
  • № 40: ул. Янки Купалы — Верхние Печёры.
  • № 58: Верхние Печёры — Петряевка.
  • № 61: ул. Долгополова — Верхние Печёры.

Троллейбусы

  • № 6: пл. Минина и Пожарского — пл. Максима Горького.
  • № 9: пл. Минина и Пожарского — мрн. Кузнечиха-2.
  • № 17: пл. Минина и Пожарского — мрн. Кузнечиха-2.

Маршрутные такси

  • № 4: пл. Минина и Пожарского — мрн. Щербинки-2.
  • № 6: ул. Зайцева — пл. Свободы.
  • № 7: Мещерский бульвар — мрн. Кузнечиха-2.
  • № 34: ул. Долгополова — Верхние Печёры.
  • № 41: ЗКПД-4 — Верхние Печёры.
  • № 47: Автовокзал — пос. Сортировочный.
  • № 51: ул. Черниговская — завод Керамик.
  • № 60: ул. Усилова — ул. Янки Купалы.
  • № 71: завод Электромаш — пл. Свободы.
  • № 72: пос. Дубравный — пл. Свободы.
  • № 85: мрн. Соцгород-2 — пл. Минина и Пожарского.
  • № 106: ул. Зайцева — пл. Свободы.
  • № 198: автостанция Сенная — ТЦ Мончегорский.

> Интересные факты

В Нижнем Новгороде обвалилась часть здания бывшего Кадетского корпуса (Варварская, 31). http://www.nta-nn.ru/?id=61736

Мощи святой великомученицы Варвары

Христианская мученица Варвара появилась на свет в городе Илиополе (в наше время страна называется Сирия) во время правления языческого правителя Максимина, в богатой семье язычников.

Родитель Варе Диоскор, очень рано овдовел, и сильно оберегал и любил свою единственную дочь и поэтому с целью защитить свою прекрасную дочь от назойливых взглядов и оградить ее от общения с православными верующими, Диоскор возвел для Варвары отдельную крепость, которую ей разрешалось покидать лишь спросивши разрешение у отца.

Смотря с высоты крепости на красоту Господнего мира, Варя постоянно ощущала потребность разузнать о настоящем Создателе мира.

В то время когда нанятые отцом учителя рассказывали, что творцами мира являются божества, которым поклоняется Варварин отче, то девушка про себя твердила: «Боги, которым поклоняется мой отче, созданные руками человека. Как сумели эти божества сотворить такую небесную гладь и такие красоты земли? Единственный истинный Творец этого мира, которого не сотворил своими руками человека, а Бог, который имел собственную жизнь». Таким образом великомученица Варвара пыталась от созданий окружающего мира узнать Создателя, и с ней сбылось пророчество провидца: «Поучаясь во всех делах твоих, в созданиях рук твоих поучаясь».

Спустя немного времени к отцу девушки всё чаще стали наносить визиты величественные и богатые парни, прося выдать за них Варвару. Диоскор, который мечтал отдать дочь замуж, завел с ней беседу о замужестве, но, к своему сожалению, Варвара решительно отказала выполнять волю отца. Тогда отец подумал, что через время мнение Варвары поменяется и у неё возникнет желание создать семью. С этой целью Диоскор даже больше не запрещал выходить из замка, в тайне уповая, на то, что пообщавшись с другими девушками она изменит свое решение.

Как то раз, вовремя длительного отсутствия Диоскора, Великомученица пообщавшись с православными верующими, узнала о Трисущном Господе, о неиссякаемой святости Всевышнего, о Его рождении от Пресвятой Девы Марии и о Его добровольных мучениях и о Воскрешении. Кроме того, произошло так, что в это время Илиополе приехал из Александрии преподобный отец, притворившись купцом, узнавши от христианок о священнике, девушка позвала святого отца к себе в замок, где просила провести с ней обряд Крещения.

Преподобный отец рассказал Варваре все основные догматы православной веры и после чего провел Крещение во имя Бога-отца и Божьего Сына и Святого Духа. Наполненная божьей благодатью таинства Крещения, девушка с еще большей усердностью и признательностью стала молится Иисусу Христу, обещавши принять обет монахини.

Перед тем как уехать отец Варвары отдал приказ построить каменную башню, в которой по задумке Диоскора должны были быть два окна, расположенных на южной стороне, но Варя, зашедшая как-то раз взглянуть как идет стройка, попросила соорудить три окна — как лик Троесущного Бога. По возвращению Диоскар, спросил у девушки о такой странной просьбе «Лучше три, нежели два, — отвечала Варя, — потому как у непобедимого, всемогущего Бога, Троесущного, Три Окна (Сущности либо Образа)».

Осознав, что дочь говорит православные религиозные догматы, отец сильно рассердился, Диоскар кинулся на Варвару со своим верным мечом, но Варя чудом смогла сбежать из дома. Девушка спряталась в горной пещере, которая чудесным образом оказалась возле нее.

Только вечером отец по наводке одного из пастухов всё же отыскал дочь и побивши затащил Варвару домой. Утром Диоскар отдал великомученицу городскому начальнику и промолвил: «Я отказываюсь от неё, потому как она отказывается от почитаемых мною богов, и если не поклонится им опять, то она мне не дочь вовсе.

Пусть она страдает и мучай ее, как ты того пожелаешь». Много времени просил городской глава девушку не отказываться от старых отцовских догматов и послушаться отеческому наказу. Но Варвара мудрыми словами указывала на не истинность языческих богов и придерживалась Иисуса Христа. После чего стали Варвару безжалостно хлестать бычьими хлестами, а затем натирать глубокие порезы жёсткой травой.

Вечером страдалицу бросили в подземелье, и во время молитвы пришел к ней Всевышний и промолвил: «Смелее, прекрасная Дева, и не волнуйся, потому что Я вместе с тобой . Я смотрю на великий поступок твой и исцеляю твои раны. Потерпи немного, чтобы скорее оказаться в Царстве Небесном».

На утро все очень были удивлены, посмотрев на мученицу: на теле Варвары не было никаких следов недавних пыток. Увидя это чудо, одна православная девушка Иулиания тоже выступила вперед и призналась что исповедует христианство свою веру.

Двоих девушек заставили пройтись нагими по улицам города, а потом казнили через повешения:на дереве их продолжали мучить, тыкали палками, жгли огнем, ударяли по головам камнем. После таких мучений человек бы не выжил, но девушки были под защитой Господа, и до самого конца не отрекались от Христа и своей веры, тогда император приказал обезглавить девушек. Великомученицу Варвару обезглавил ее отец, но через время жестокого Диоскара настигла небесная кара, его тело сожгла молния.

Добавить комментарий

Закрыть меню