Церковь в Германии

Религия в Германии

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы подписаться на уведомления о комментариях к статье по емэйлу. Войти! КОММЕНТИРОВАТЬ

  1. Арина (04/09/2018)

    Добрый день,Степан!
    Я лично считаю правильным,то что запретили мусульманским девушкам носить платки,нужно уважать законы и порядки той страны в которой решил жить.Вот у нас в России мусульманки ходят как хотят,в паранже,платке и т.п.
    Я лично считаю,Что нужно тоже запретить им так ходить.
    У нас в России запрещены такие религии например как свидетели Иеговы.
    Но хоть официально они запрещены,они все равно собираются где-нибудь на квартире.
    Степан,а у вас Пасху празднуют так же как у нас или иначе?

    Читать ветку: 3 ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

  2. Мария (04/02/2017)

    Здравствуйте, у меня нету ни каких вопросов по поводу всего перечисленного, но меня смущает то что в выше написанном тексте следы рассизма, так как религии мусульманство нету и в помине, если вы такие умные и хотите людям чем то помочь, то в первую очередь вам нужно очистить свои сердца от рассизма, и на последок, есть МУСУЛЬМАНЕ И РЕЛИГИЯ НАЗЫВАЕТСЯ ИСЛАМ, А НЕ МУСУЛЬМАНСТВО.

    Читать ответ ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

  3. Екатерина (28/04/2016)

    Здравствуйте! А православные должны платить церковный налог? Слышала, что многие, чтобы не платить этот налог, декларируют себя как атеисты.
    Заранее спасибо!

    Читать ветку: 2 ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

  4. Лев (07/12/2015)

    В вашей статье евангелисты (протестанты) и баптисты_ это две разные религии ? ЕХБ- церковь евангельских христиан баптистов. Надеюсь исправите)))

    Читать ответ ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

  5. Ольга (23/09/2015)

    Конечно, на общих доходах церковный налог отражается! Он исчисляется как 8 или 9 процентов от т. н. подоходного налога, но он удерживается ДОПОЛНИТЕЛЬНО к лонштойеру. Я была приписана к евангелистской церкви, хотя не отношу себя ни к какой конфессии. Потом мне надоело дополнительно отчислять по 40 евро в месяц, я официально вышла из церкви, на меня в ратхаузе смотрели как на прокаженную, взяли 30 евро и дали справку. Теперь получаю на 40 евро больше, могу ходить в любую церковь, хоть в синагогу.

    Читать ветку: 7 ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

  6. Ольга (23/09/2015)

    В Германии в настоящее время в 206 мечетей и 2600 молельных домов для мусульман, в одном только Маннхайме я 2 видела. И это правильно, должны мусульмане где-то молиться по пятницам.
    https://de.wikipedia.org/wiki/Liste_von_Moscheen_in_Deutschland

    ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

  7. Юлия (19/05/2014)

    Из последних новостей, как мне известно, что из-за огромного колличество турков в Германии, будет также вводиться ислам в школах. Что касается самого урока религии в школе, то пусть он и обязаетльный, но там много от учеников не требуют.

    ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

  8. Swift (29/08/2013)

    >На общих доходах бюргера это никак не отражается,
    >просто часть подоходного дохода уходит не государству, а церкви
    Это точно так? А то гуглится только противоположное.
    И откуда тогда эти скандалы, когда людей не пускают в церковь, если они налог не платят? Им то смысл ругаться, если налоги не увеличиваются?
    Да и я как-то самолет в аэропорту пока ждал, говорил с немцем, и он мне примерно дословно сказал так: «у нас налоги от зарплаты зависят, вот например нормальный человек, платит около 42 %, а если бы я ходил в церковь, я бы платил около 45 %».
    А на вопрос, как это контролируется, сказал, что священникам приходят списки тех, кто заплатил налог в их округе.
    Кстати не в курсе, это правда, что в Германии запретили мечети строить?
    Правда в восточной Германии и церквей то новых нет, как в России, где сейчас на каждом углу строят. Тут скорее наоборот, из церквей делают магазины и офисы.

    Читать ветку: 2 ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

  9. Love (09/06/2013)

    Интересно,а за какие такие заслуги баптисты отделены от протестантов?Если баптисты являются одним из направлений протестантской конфессии

    ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

  10. MrKonsul (10/04/2013)

    вот собственно и статья о том на сколько «светское» западное общество, это я к воплям в россии о недопущении в школах уроков религии.Старый свет как-то вот умудряется и в ногу со временем шагать,прогресс и о вероисповедании и учении не забывать.Но видимо для неофитов и малообразованных людей — это две несовместимые вещи.

    ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

  11. anonymous (10/05/2012)

    хм..по поводу войны..во главе был готлер и все были обязаны выполнять его поручение..а мирные люди вообще в войне не виноваты..сами страдали не меньши других

    ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

  12. anonymous (10/04/2012)

    Считается, что Христос — еврей. Значит, христианство — религия евреев. При этом христиане — это значительная часть населения Германии. Как же объяснить тот факт, что немцы во вторую мировую войну уничтожали евреев?

    Читать ответ ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

  13. anonymous (24/01/2012)

    Приветствую! Прошу помощи и буду благодарен тому, кто сообщит адреса церквей, отделенных, не зарегистьрированных меннонитов и баптистов!

    ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

  14. Степан Бабкин (22/01/2011)

    На всю Германию всего 100 тысяч зарегистрированных иудеев. http://de.wikipedia.org/wiki/Zentralrat_der_Juden
    Вы ничего не путаете? В отдельно взятой школе могут преподавать что угодно, конечно.

    ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

  15. anonymous (22/01/2011)

    Ничего подобного. Иудаику точно так же преподают как католишь или евангелишь.

    ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

  16. anonymous (27/11/2010)

    Хорошая статья. Спасибо. 🙂

    ОТВЕТИТЬ В ВЕТКЕ

Берлинская епархия – одна из самых многочисленных в Русской православной церкви заграницей. Количество членов РПЦЗ в ФРГ достигает 400 тысяч человек. Сохраняя внутреннее и внешнее единство, среднестатистический православный приход в Германии состоит из представителей разных поколений и социокультурных групп и неоднороден по этническому составу.

Типы русскоязычных прихожан

Сегодня приходы Берлинской епархии переживают серьёзные проблемы, которые не могут не беспокоить православных христиан в России. Во-первых, православные храмы в Германии расположены преимущественно в крупных городах и не в состоянии удовлетворить духовные потребности большого числа верующих. Люди вынуждены преодолевать расстояния в 50 и более километров, чтобы попасть на службу, принять участие в таинствах. В ряде случаев такое отдалённое расположение приводит к оттоку активной части православных прихожан из общины, а порой и уходу их в различные секты, которые широко представлены в стране.

Во-вторых, в Германии ощущается острая нехватка православных священников. Более того, служащие священники в силу жестких экономических условий вынуждены работать на светской работе и не всегда могут уделять приходу должное внимание.

Наконец, сегодня многие этнически русские прихожане Берлинской епархии родились и выросли в Германии. Это абсолютно новый тип православного иммигранта за рубежом – он плохо владеет русским языком, не всегда хорошо знает культуру и историю своей исторической родины. Естественно, что такая оторванность от исторических и культурных корней не может не отразиться на идентичности прихожан, их восприятии православия и религиозных традиций РПЦЗ.

Для того чтобы на практике посмотреть, как перечисленные выше проблемы проявляются в жизни отдельного прихода, мы выбрали один из старейших храмов Германии – Святителя Николая в Штутгарте. За последние десять лет численность прихожан Никольского храма возросла с тридцати до полутора тысяч человек, регулярно посещающих службы и участвующих в таинствах. Это серьёзный количественный показатель, причём не только для Германии, но и для многих православных стран.

Для православного иммигранта из России храмовая община, как и 80 лет назад, остаётся местом встречи с родиной, местом душевного отдохновения, радости совместной молитвы с близкими по духу и вере соотечественниками. Но сегодня разные поколения эмигрантов, в силу особенности жизненных ситуаций и социально-демографических черт, воспринимают приходскую жизнь неодинаково. В итоге можно говорить о пяти условных типах русских эмигрантов в Германии и о шести типах православных прихожан.

«Чужие» русские

Первый тип – это мужчины и женщины, представленные в равной пропорции, в возрасте старше 40 лет, эмигрировавшие из России в конце 80-х – начале 90-х годов. Около 40% из них – творческая интеллигенция – музыканты, оперные певцы, архитекторы, инженеры. Есть и люди рабочих специальностей, как правило, они составляют оставшиеся 60% этой возрастной группы. Кроме того, мужчины и женщины этой группы чаще всего являются выходцами из крупных столичных городов России, таких как Москва и Санкт-Петербург. В Германию они приехали с плохим знанием языка или совсем не зная его, а обучение немецкому и адаптация к условиям чужой страны происходили уже в зрелом возрасте, без какой-либо специальной подготовки. Пережитый серьёзный кризис и депрессия на фоне постоянного чувства тоски по родине спровоцировали ситуацию, при которой русские эмигранты этой волны, проживая в Германии уже более 20 лет, имея рабочие места, а порой и немецкое гражданство, продолжают чувствовать себя чужими в этой стране. Кроме того, обучение немецкому языку в позднем возрасте не позволило им говорить по-немецки чисто и без акцента, что стало причиной неуверенности и определённого страха. Как итог – нереализованность своих способностей, невостребованность на престижных работах, социальная и материальная незащищённость. Именно эта группа лиц более всего нуждалась в православном приходе и храме как месте, где протекает совместная молитва и есть возможность встречи со своими соотечественниками. Стоит также отметить, что если мужчины этой возрастной группы, как правило, переезжали в Германию в поиске материального благополучия, признания в своей профессии, то судьба русских женщин, эмигрировавших в Германию в начале 90-х, – это в основном вынуж¬денное переселение вслед за мужем или выход замуж за иностранца. Многие из них так и остались домохозяйками, потеряв навыки профессии, полученной в России. Именно эта группа женщин наиболее стабильно посещает храм, участвует в уборке и подготовке храма к праздникам, в приготовлении трапезы и организации хозяйственной деятельности общины.

Русские специалисты

Второй тип русского православного эмигранта составляют мужчины и женщины в возрасте от 31 до 40 лет. Как правило, это хорошие специалисты востребованных в Германии профессий – финансисты, экономисты, бухгалтеры, строители, учителя и др. Их эмиграция пришлась на конец 90-х – начало 2000-х годов, и многие из них живут в Германии не более 10–12 лет. Переезд в другую страну для этой группы лиц был, как правило, осознанным. Это не был диссидентский побег, а скорее, взвешенное решение прагматика, который хотел бы попробовать свои силы в другой стране. Уезжая из России, молодые специалисты уже неплохо владели немецким языком, имели представления о том, чем бы хотели заниматься в Германии, и опыт работы по своей специальности в России. Поэтому большая часть из них смогла найти себя в другой стране и менее болезненно, чем представители первой группы, адаптироваться к жизни за границей. У большинства из них есть свои семьи, в основном это браки с русскими, что является заметной психологической поддержкой, есть дети, рождение самых старших из которых пришлось на период их эмиграции. Женщины этой возрастной группы так же, как и первой, обременены домашними заботами и воспитанием детей. При этом они всё-таки более активны и жизненны в своём желании реализоваться, участвовать в общественной жизни, чем представительницы первой группы. Именно женщины второго типа русских эмигрантов составляют своеобразный творческий актив прихода. Они реализуют проекты по работе с молодёжью, организуют выездные семейные лагеря, разрабатывают сценарии праздников, проводят воскресные школы для взрослых. Очевидно, что при всей своей занятости и загруженности именно эта группа эмигрантов наиболее мобильна и деятельна, приход для неё является местом реализации их творчества, поиска и смысла жизни.

Русские студенты в Германии

Третий тип русских прихожан – это молодёжь в возрасте от 18 до 30 лет, которую условно можно разделить на две подгруппы: дети эмигрантов, приехавших в Германию 8–10 лет назад, имеющие опыт обучения как в школах России, так и Германии, и затем поступившие в высшие учебные заведения Германии; и студенты, эмигрировавшие из России в возрасте 18–20 лет для получения высшего образования заграницей. Несмотря на различия этих подгрупп, их объединяет опыт социализации в России. Это и общие воспоминания о советских детских садах, о переломных 90-х и школах того периода. Более уверенная и ориентированная на продолжение жизни в Германии именно первая подгруппа. Вторая подгруппа переехавших из России студентов менее защищена и независима. Для неё характерна меланхолия, неопределённость дальнейшего жизненного пути. Как правило, представители и чаще всего представительницы этой подгруппы стараются создать семью в Германии, выходя замуж за немцев. Именно они в дальнейшем становятся теми прихожанами, которые нуждаются в совершении таких таинств, как венчание и крещение, и приобщают таким образом к православию свои немецких мужей или жён и детей. Эта молодёжная группа эмигрантов также составляет актив прихода, но выполняет при этом скорее исполнительские, нежели управленческие функции. Приход для них – своеобразное место общения, островок любви, где можно на время уйти от проблем, забыть о своей маргинальности.

Русские немцы

Четвёртый тип прихожан – это дети, юноши и девушки, родившиеся в Германии либо переехавшие в Германию вместе с родителями ещё в раннем детском возрасте. Они больше других русских адаптированы к условиям жизни за границей, в совершенстве владеют немецким языком. При этом они говорят и по-русски, хотя некоторые из них, особенно младшего возраста, уже с заметным трудом. В храм эти подростки ходят с детства, для них, по словам одного из юных представителей этой группы, «приход почти как дом родной». Здесь они собираются вместе с родителями в праздничные и воскресные дни, здесь они причащаются, играют в ризнице. Приход для них не место успокоения их уставшей души, для этого они слишком юны, и не островок любви, где они скрываются от враждебного и непонятного мира. Им, социализированным в Германии, он вполне понятен. Для них приход – то привычное и знакомое, что в какой-то момент становится почти обыденным и незаметным. Они и являются главными участниками всех праздничных представлений, для них проводятся различные мероприятия и выездные детские лагеря, организуются курсы по языкам. Именно они те русские немцы, которые в дальнейшем гораздо легче будут находить себе рабочие места и устраиваться на престижную работу, поскольку будут признаны полноправными гражданами Германии. Эти дети ходят в немецкие школы, и на этом фоне приход выполняет ещё одну важную, так называемую интегративную функцию, отслеживая успеваемость каждого юного прихожанина и включая его тем самым в социальную жизнь страны. Связано это с тем, что система образования в Германии одновременно является своеобразным фильтром и лифтом в структуре социальной мобильности немецкого общества, где отбор и распределение учащихся происходит уже после четвёртого класса начальной школы.

Вместе с тем «русские немцы», воспитывающиеся в садах и школах Германии, имеющие преимущественно друзей среди немцев, подвержены влиянию немецкой среды, её культуры, образа мысли, восприятия жизни. Показательны реплики прихожан этой возрастной группы. Так, на вопрос о том, что для них значит быть православным, слышался часто повторяемый довод: «Творить добрые дела так, как это делают протестанты». Именно у этого типа православных прихожан в Германии есть определённый диссонанс между своим вероисповеданием и несогласованностью этой веры с внешним миром, который преимущественно состоит из католиков, протестантов и в последнее время ещё и из мусульман, которых с каждым годом становится в Германии всё больше. Этот тип православных прихожан нуж¬дается в проектах, направленных на омен, паломничество и развитие культурно-языковых навыков.

Православные немцы

Перечисленные типы русских эмигрантов составляют основу прихода Русской православной церкви в Штутгарте, но стоит отметить и ещё один тип православного прихожанина, который появился за последние несколько лет. Это коренные немцы, принимающие крещение в православии. Их отличает осмысленность в выборе веры; как правило, это люди, прошедшие трудный путь поиска от буддизма до православия. Как отмечали сами немцы, приход для них стал местом встречи с Богом. По словам настоятеля Никольского храма протоиерея Ильи Лимбергера, пока ещё рано говорить о массовом воцерковлении немцев в Православной церкви, однако уже сегодня приход идёт навстречу немцам и русским, плохо владеющим церковнославянским языком, и периодически проводит службы на немецком.

Ранее попытки православной проповеди в Германии среди местных жителей предпринимались неоднократно, но не привели к заметным результатам. С той только разницей, что в условиях неоднородной национальной идентичности среди немцев на одних территориях, как правило, морских и ведущих торговлю (Гамбург, Ганза и др.), к православной проповеди относились терпимо, в других, более закрытых и отдалённых от внешнего сообщения городах, воспринимали её холодно, а порой и враждебно. В этом смысле весьма показателен тот факт, что в Германии не существует ни одного чисто немецкоязычного православного прихода, организованного самими немцами, в отличие, например, от той же Америки, где это распространённое явление.

Эмигранты новой волны

Социально-демографический и психологический портреты русского эмигранта и прихожанина в Германии продолжают претерпевать заметные изменения. Например, как отмечают сами прихожане и священники храма, в последние годы всё более заметен приток качественно иных по образованию, воспитанию и степени воцерковлённости эмигрантов. Преимущественно это выходцы не из России и столичных городов, а из провинциальных посёлков Украины, Казахстана и других стран СНГ. Всё меньше встречается среди них представителей творческой интеллигенции, специалистов-интеллектуалов. Как правило, это эмигранты-рабочие, готовые и в Германии трудиться на низкооплачиваемых, непрестижных или физически тяжёлых работах. Приходя в храм и примыкая к православной общине, новоприбывшие эмигранты оказываются зачастую маловоцерковлёнными или совсем невоцерковлёнными православными, что требует определённой катехизаторской работы со стороны прихода.

Столь явные различия в типах прихожан православных общин в Германии и обозначенные в начале статьи проблемы Берлинской епархии нуждаются сегодня в подробном изучении. Однако доминирующая тенденция очевидна: популярность православия в Германии растёт, с каждым годом происходит омоложение приходов и рост числа православных прихожан. Все эти процессы идут параллельно с активизацией приходской жизни в России. Как отмечает Святейший Патриарх Кирилл, современный приход должен стать центром притяжения проживающих рядом людей, духовным, культурным, миссионерским и социальным центром. И в этом смысле опыт приходов в Германии и других странах, где они на протяжении уже многих лет играют именно интегрирующую роль, способствуют сплочению и единению верующих, особенно интересен.

Мария Подлесная

Источник: Церковный вестник

Добавить комментарий

Закрыть меню