Успенский собор московского кремля

Интересные факты строительства

Вокруг Успенского собора в Москве ходит много легендов и мифов, поскольку его возведение было окутано множеством тайн и вопросов.

Например: зачем после 25 лет удачной эксплуатации деревянной церкви в конце 12 века строить каменный храм? Почему за образец собора был взять храм в Юрьеве-Польске?

Зачем после 150 лет эксплуатации каменного храма возводить новый? Почему псковские зодчие не прикоснулись к строительству храма? Почему за возведение окончательного строения был вызван католик-еретик?

Ученые отвечают на эти вопросы с недостаточной уверенностью, давая пищу для размышлений потомкам. Так, перестройка деревянной церкви на каменную была связана с подчеркиванием статуса царя, а другая перестройка Ивана III возможно связана с итальянскими корнями византийской принцессы Софии (в детстве она жила в Риме и возможно переняла католическую веру от него).

На вопрос, почему псковские зодчие не стали строить храм, исследователи говорят о вероятности подмены святых православных мощей, а на вопрос о причине взятия Георгиевского собора в Юрьеве-Польске отвечают, что вероятно это связано с перевозом Владимирской иконы Божией матери в Успенский собор или с преемственностью Московского государства от Владимира.

Успенский собор Московского Кремля

Первый храм с посвящением Успению Богоматери построили в Кремле еще при Иване Калите на том месте, где в XII веке стояла деревянная церковь.

За 100 лет собор обветшал, и в 1472 году, при Иване III, решили возвести новый Успенский собор. Сначала его строили русские зодчие, но через 2 года почти законченный храм рухнул. Поговаривали, что известь была не клеевита, и белый камень не прочен. Тогда по совету жены Ивана III, византийской принцессы Софии Палеолог, пригласили итальянского архитектора Фиорованти.

Первым делом он отправился снимать мерки с Успенского собора во Владимире, так как не был знаком с традиционной русской архитектурой и крестово-купольной системой, когда все пространство храма представляет собой крест с куполом в центре. Вернувшись, архитектор сразу приступил к строительству. И уже через 4 года, 12 августа 1479 года, Успенский собор освятили.

Фиорованти использовал множество архитектурных новшеств: фундамент углубили, в землю вбили дубовые сваи, стены из кирпича снаружи облицовывали блоками из белого камня, а апсиды «спрятали» за пилонами.

Что есть что в церкви

Успенский собор получился необычным: внешне похож на русский храм, но конструктивно выстроен иначе — словно русский пирог с итальянской начинкой. Внутри это различие сразу заметно: вместо привычных квадратных столпов — круглые столпы делят пространство на 12 одинаковых квадратов. А высота сводов 40 метров делает храм похожим на парадный зал.

Внешний вид храма поражал москвичей: он казался огромным, но смотрелся «яко един камень». Все линии его были четкие, а закомары будто вычерчены по циркулю.

По указу Михаила Федоровича артель из 150 иконописцев расписала Успенский собор, создав 250 сюжетных композиций и более 2 000 отдельных фигур. А иконостас создали в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В его 69 иконах проиллюстрирована вся история человечества в соответствии с Библией.

Последний раз купола собора позолотили при Иване IV по технологии, которую больше не используют. Это золочение на отлив, или ртутное, при котором золото соединяют в сплаве со ртутью. При нагревании ртуть испаряется, а золото закрепляется на поверхности и приобретает теплый оттенок. Но мастера-золотильщики после нескольких лет работы со ртутью умирали.

В Успенском соборе Московского Кремля возводили в духовный сан и хоронили митрополитов и патриархов, крестили и отлучали от церкви православных, в числе которых был писатель Лев Толстой.

Путеводитель по архитектурным стилям

Здесь же Иван III разорвал ханскую грамоту, покончив с ордынским игом. Также в Успенском соборе с 1498 года проходила церемония венчания на царство, а до этого «венчали на царство» в Успенском соборе Владимира.

Этот пышный церемониал как бы утверждал обожествление лица, взошедшего на престол. Главным его элементом стала шапка Мономаха, которую подносили как символ мудрости и власти каждому русскому царю вплоть до Петра I (в 1721 году он принял уже императорский титул).

А первая в России императорская коронация и первая коронация женщины (Екатерины I) состоялась 7 мая 1724 года тоже в Успенском соборе Московского Кремля. При коронации использовали корону, скипетр, державу, мантию, императорскую цепь, меч, знамя, печать и щит. Многие из этих атрибутов изготовили специально для церемонии.

В 1812 году французы превратили Успенский собор в конюшню. Они грабили и рушили все, что могли достать, раздирали иконостасы, снимали оклады и вывезли из храма около 300 кг золота. Серебро удалось отбить, а после окончания войны из него отлили центральную люстру церкви.

Кремль: мини-путеводитель по территории

В музее Успенского собора можно увидеть, например, деревянное Царское место, или Мономахов трон. Его сделали в 1551 году для Ивана IV. Вероятно, создали это чудо новгородские резчики, так как трон богато украшен затейливой резьбой. А 12 барельефов на стенках Царского места иллюстрируют «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь царских регалий — шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов. Отсюда и второе название трона. Да и шатровая сень Царского места по форме напоминает шапку Мономаха.

А вдоль стен Успенского собора стоят гробницы русских митрополитов и патриархов. Храм начал служить усыпальницей с 1326 года, когда в нем погребли митрополита Петра. Всего в соборе 19 захоронений.

Говорят, что… …по заказу Ивана III Аристотель Фиорованти соорудил тайник в центральной главе Успенского собора. После окончания строительства храма и кремлевских подземелий архитектор исчез. По официальной версии, на него напали разбойники. А по народному преданию, Иван III потребовал Фиорованти раскрыть тайну получения философского камня, но тот отказался. Взбешенный царь приказал замуровать архитектора в одном из подземелий, и тогда Фиорованти проклял весь его род. В ту же ночь молния ударила в отстроенный недавно Успенский собор. Храм загорелся. Пожар с трудом потушили, но бедствия следовали одно за другим. Тогда Иван III велел вскрыть темницу, где замуровали архитектора, но его там не оказалось — лишь оборванная цепь и перстень царя Соломона. С тех пор бродит по Кремлю призрак великого зодчего.
…шапку Мономаха византийские императоры в XII веке даровали Владимиру Мономаху как наследнику и преемнику империи — отсюда и название. Но на самом деле шапку привез из Золотой Орды Иван Калита, и значилась она в завещаниях как «шапка золотая». Сейчас регалия хранится в Оружейной палате, и на ней нетрудно заметить восточный ковровый орнамент. Крест и соболья оторочка добавились одновременно с созданием легенды о шапке Мономаха. При этом состоящая из золота, жемчуга и драгоценных камней шапка имеет еще и большую ценность. В 1812 году, когда французы грабили сокровищницы Кремля, ее, рискуя жизнью, спрятал местный дьяк, и регалия сохранилась.
…с Успенским собором и митрополитом Филиппом Колычевым связано появление выражения «Филькина грамота».
В 13 лет Филипп ушел в Соловецкий монастырь и впоследствии стал его игуменом. Он пользовался славой праведника, и в 1566 году Иван IV решил поставить его Московским митрополитом. Филипп потребовал отменить опричнину. Царь сначала разгневался, но затем поставил условие: он будет слушать советы митрополита по государственным делам, но тот не лезет в опричнину и в царский домовой обиход. Филипп принял митрополитство.
На несколько месяцев казни и бесчинства опричников прекратились, затем все снова пошло по-прежнему. Филипп пытался остановить беззакония, ходатайствовал за опальных, и царь стал избегать встреч с митрополитом.
Тогда Филипп начал слать Ивану IV письма-грамоты, в которых просил опомниться. Царь унизительно называл их «Филькиными грамотами» и уничтожал.
А однажды, в воскресный день, во время обедни, в Успенский собор в сопровождении опричников и бояр явился царь. Посетители были одеты в шутовскую, якобы монашескую одежду. Иван IV подошел к Филиппу и остановился возле него, ожидая благословения. Но митрополит сказал, что в этом одеянии не узнает царя.
Разгневанный правитель вышел из собора и велел провести следствие о злых умыслах митрополита. Под пытками монахи Соловецкого монастыря оклеветали своего бывшего игумена. После этого Филиппа во время службы в Успенском соборе окружили опричники. Они объявили о лишении сана, сорвали с Филиппа митрополичье облачение, погнали из храма метлами, бросили в дровни и отвезли в темницу в Богоявленском монастыре. Затем его увезли в тюрьму дальнего Тверского Отроч монастыря. Через год Иван IV послал туда Малюту Скуратова, и царский опричник собственноручно задушил Филиппа.

Позже царь Федор Иоаннович приказал похоронить святителя в Соловецком монастыре. А в 1648 году Филиппа причислили к лику святых, так как обнаружили, что его мощи исцеляли больных.
В 1652 году царь Алексей Михайлович распорядился перевезти мощи святого Филиппа в Москву. Их поставили в Успенском соборе Кремля, а на месте их встречи за Москвой установили дубовый крест с памятной надписью. Местность вокруг впоследствии стали называть «крестовской заставой». Сам крест стоял до 1929 года, после чего его перенесли в стоящую рядом церковь Знамения в Переяславской слободе. Там он находится до сих пор. А старое имя местности сохранилось в названиях Крестовский переулок и Крестовский рынок.

Успенский собор Московского Кремля на фотографиях разных лет:

А вы можете что-то добавить к истории Успенского собора?
Передо мной стоит нелегкая задача — рассказать вам о том впечатлении, которое произвел на меня Успенский собор в Кремле. Можно и промолчать, тем более, что ничего нового, кроме собственных фотографий, добавить не смогу, Но уж очень велико желание вновь пережить те часы, которые я провела, знакомясь с этим храмом. Тем более, что увиденное дополнилось новыми и увлекательными прочитанными сведениями.
У меня есть интереснейшая книга «Сказания о русской земле», изданная в 1913 году. Периодически беру её в руки, рассматриваю старинные картинки, восхищаюсь её оформлением, но никак не удается прочитать от начала до конца. Готовя этот пост, вспомнила о ней — и, конечно же открыла на нужной странице, где на картинках было показано начало строительства Успенского собора в Москве.

Без истории — никак!!!
И призвал к себе митрополит Пётр Ивана Даниловича Калиту, который в то время «сел в Москве на княжение» и произнёс пророческие слова: «Если меня, сын, послушаешься, храм Пречистой Богородицы построишь, и меня упокоишь в своем городе, то и сам прославишься больше других князей, и сыновья и внуки твои и город этот славен будет, святители станут в нем жить, и подчинит он себе все остальные города». Послушался Калита прозорливого митрополита и, как видим, полностью сбылось его пророчество.
На самой высокой точке Кремлевского холма 4 августа 1328 года было торжественно освящено строительство Успенского собора. Был он белокаменный, но частые пожары быстро привели белый камень в негодность. Потому весной 1472 года начали строить новый собор. Правил в это время великий князь Иван Третий. Два года длилось строительство , но, когда строители дошли до возведения сводов, собор обрушился. То ли землетресение, то ли плохая известь, то ли не очень грамотные мастера были этому причиной. Но видно очень уж осерчал великий князь на мастеров, — потому что решил пригласить архитектора из Италии. Почему же именно итальянца?
Незадолго до того, как обрушился строящийся собор, Иван Третий венчался с Софьей Палеолог, племянницей Константина, — последнего Византийского Императора. Произошло это в 1472 году. А в те времена браки совершались не на небесах. Римский папа Павел Второй возмечтал, что Зоя Палеолог (впоследствии ставшая Софией) уговорит своего молодого супруга принять католичество, и тогда восстановится положение римо-католической церкви, пошатнувшееся после падения Византийской империи (1453 год). Но этого не случилось, а Софья Палеолог сыграла довольно-таки немаловажную роль в истории Московского государства. Посмотрите на скульптурный портрет этой красивой и умной женщины. Он очень достоверен, так как создан по хорошо сохранившемуся черепу Софьи при её перезахоронении.

«Отмерено добро и зло
Весами куполов неровных,
О византийское чело,
Полуулыбка губ бескровных!
Не доводом и не мечом
Царьград был выкован и слеплен.
Наивный варвар был прельщен
Его коварным благолепьем.
Не раз искусный богомаз,
Творя на кипарисных досках,
Его от разрушенья спас
Изображеньем ликов плоских.
И где пределы торжеству,
Когда — добытую жар-птицу —
Везли заморскую царицу
В первопрестольную Москву.
Как шлемы были купола.
Они раскачивались в звоне.
Она на сердце берегла
Как белых ласточек ладони.
И был уже неоспорим
Закон меча в делах условных…
Полуулыбкой губ бескровных
Она встречала Третий Рим».
Давид Самойлов
Именно по настоянию Софьи, которая до замужества жила в Италии, для восстановления и последующего строительства Успенского собора был приглашен итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.
Было поставлено условие, чтобы собор строился по образцу и подобию Успенского собора во Владимире, который вы можете посмотреть на следующей картинке.

Строительство собора шло довольно-таки быстро. Хочется сказать несколько слов про Аристотеля Фиораванти. К сожалению, есть только предполагаемый портрет этого интереснейшего молодого человека, — скорее строительного инженера, чем архитектора. Он выпрямлял колокольни. Под его руководством передвигали башни. Строил каналы судоходные и ирригационные, В его послужном списке есть и строительство мостов. В Москву Аристотель Фиораванти приезжает в 1475 году, знакомится с Владимирским собором и сразу же приступает к окончательной разборке рухнувшего недостроенного собора в Москве — «еже три года делали, во едину неделю и меньше развалили» — писал летописец. По распоряжению Фиораванти была сооружена новая печь для обжига кирпича. А раствор по его технологии готовили такой. что после того, как он «засохнет, то ножем не можно розколупати». Невиданным было применение при постройке «колеса» (блоки), — «вверх камение не ношение, но ужищем цепляше и възвлекаше…»
В августе 1479 года Успенский собор был торжественно освящен.

Вверху — пять мощных глав, которые символизируют Христа в окружении четырех апостолов-евангелистов. Очень интересна шлемовидная форма куполов. Она очень похожа на воинский шлем. Не будем забывать, что Древняя Русь очень долго находилась под монголо-татарским игом. И похоже, что эти купола-шлемы были соружены неспроста. Еще обратим внимание на крест. Восьмиконечные кресты впервые были воздвигнуты именно на Успенском соборе.

Смотрим росписи восточного фасада. В центре — Новозаветная Святая Троица — Отец, Сын и Святой Дух в виде голубя над ними.
Справа — интереснейшая роспись. Я не смогла сама расшифровать её. Пришлось обратиться к литературе. По одной из версий современного исследователя кремлевских храмов — это образ Святой Софии — Премудрости Божией: «огонь просвещает душу и испепеляет страсти, огненные крылья возносят от врага рода человеческого, царский венец и скипетр означают сан, свиток — Божественные тайны». Справа — Богоматерь, слева Иоанн Предтеча. Они тоже с крыльями, т.е. они непорочны и подобны ангелам.
И еще одна роспись. Здесь вроде бы все понятно. Богоматерь с Младенцем в окружении Святых. Очень понравилось, как по низу изображена занавесь с орнаментом. Интересная деталь. Она находится под всеми тремя росписями и, как по мне, придает этим грандиозным изображениям элемент не только сокрытой тайны, но еще и земного уюта.

Переходим к Главному фасаду. Он обращен к Соборной площади.
Посмотрите на эти ворота неописуемой красоты. Их еще называли «Красные ворота», так как здесь был царский вход в Успенский собор. И именно на этом крыльце царственных особ обсыпали золотыми монетами , как пожелания дальнейшего благоденствия и процветаиия. Над воротами — изображения Московских и Новгородских святителей — покровителей Москвы и Успенского собора.
Над воротами — огромный Владимирский образ Божией Матери. Именно здесь с 1479 года до ВОСР постоянно находилась одна из великих святынь России, самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон.
Это первое монументальное изображение Владимирской иконы, которое было написано предположительно в 1547 году, когда во время великого московского пожара уцелел только Успенский собор.
Исследование иконы дает возможность предположить, что это выдающееся произведение византийского искуства написано константинопольским мастером где-то до первой трети 12 века. Первоначально икона бвла главной святыней Успенского собора во Владимире. «Того же лета иде Андреи от отца своего Суждалю, и принесе ида икону святую Богородицю, юже принесоша в едином корабли с Пирогощею из Царяграда… и украсив ю постави и в церкви своеи Володимери» ( летопись 1156 г.) В 1410 году икона пострадала от нашествия татар. которые «высекоша двери церковныя и вшедше в ню, икону чудную святыя Богородица одраша, тако же и прочия иконы, и всю церковь разграбиша» (Софийский временник. Ч. 1. С. 445), после этого она была перенесена в Москву. Перед этой иконой молились цари, к ней обращались за поддержкой перед решающими битвами, к ней прикладывались и венчались на царство русские самодержцы.
«Не на троне — на Ее руке,
Левой ручкой обнимая шею, —
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует… Немею —
Нет ни сил, ни слов на языке…
Собранный в зверином напряженьи
Львенок-Сфинкс к плечу ее прирос,
К Ней прильнул и замер без движенья
Весь — порыв и воля, и вопрос.
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где престол пожарами повит.
И такое скорбное волненье
В чистых девичьих чертах, что Лик
В пламени молитвы каждый миг
Как живой меняет выраженье.»
М.Волошин «Владимирская Богоматерь»
Ворота Северного фасада также очень впечатляют. Здесь был вход для духовенства, так как напротив находится резиденция митрополитов.
Заходим в Собор. Не будучи готовой увидеть то, что увидела, — я была просто ошеломлена.
«Бысть же та церковь чудна велми величеством и высотою, светлостью и зъвоностью и пространством».
Немного придя в себя, села на освободившуюся скамью в центре храма и начала лихорадочно щелкать фотоаппаратом направо, налево , вверх, вниз — пока ко мне не подбежала очень милая женщина и стала возмущаться моим таким откровенным непослушанием. Устыдилась, раскрыла приобретенный путеводитель по Кремлевским соборам и попыталась внимательно изучить всё то, что меня окружало. Народа было так много и стоял такой гул, что это очень мешало сосредоточиться. Особенно много было школьников, которые галдели как сороки и совсем не слушали своих руководителей, которые старательно рассказывали им про Рай и про Ад и про всё то, что теперь можно рассказывать.

И, конечно же, совсем не пахло ладаном. Сперва всё как-то во мне возмутилось — ведь это ХРАМ! Непокрытые головы, брюки, разговоры, смех…Но постепенно вся эта внешняя суета, шум и гам ушли куда-то, и я осталась один на один с великим произведением духовности и искусства.
Наверное, я ненадолго прерву свой рассказ. Очень много мне хочется еще вам показать и рассказать. Ваш интерес к моим московским похождениям так меня вдохновил, что не могу остановиться. Тем более, что в моей Галиновке теперь такой удобный уголок для воспоминаний. Поэтому пока закругляюсь.
До скорой встречи!

Успенский собор — историко-архитектурный шедевр Московского Кремля

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1475 год
Окончание строительства: 1479 год
Архитектор: Аристотель Фьораванти
Святыни: Гвоздь Господень, посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси
Координаты: 55°45’03.6″N 37°37’01.9″E

Московский Кремль — древнейший историко-архитектурный комплекс, достопримечательность, которой по праву может гордиться Москва. Успенский собор, находящийся на территории Московского Кремля, в течение очень длительного времени являлся главным храмом столицы.

История этого храма, как и многих других кремлёвских строений интересна и насыщена событиями. Ученые-историки, проводя археологические исследования, обнаружили некоторые даты на древних захоронениях под вскрытыми полами этого собора. Доподлинно известно, что задолго до возведения Успенского Собора, на том же самом месте был построен храм из дерева. Также известно, что ещё в 12 веке он не был разрушен временем. Что было потом — неясно, как впрочем отсутствует какая-бы то ни было информация и о самом деревянном храме.

Вид на собор от Колокольни Ивана Великого

Об истории Успенского Собора в 15 веке

Приступили к строительству нового собора в 1472 году. Об этом соборе гораздо больше сведений — в частности, известны даже фамилии мастеров-архитекторов: некто Кривцов и Мышкин. В качестве образца для постройки нового храма был взят Успенский собор во Владимире. К строительству обновленной «версии» каменного храма подошли капитально.

Купола собора

Строительство велось настолько долго, что, дабы не прерывать ход церковной службы, на месте алтаря старого храма была даже сооружена временная церковь из дерева. Эта церковь примечательна тем, что именно в ней произошло венчание царя Ивана 3 с Софьей Палеолог, принцессой из Византии. А произошло это памятное событие в ноябре 1472 года. Дальше — больше: вновь построенный собор, практически дошедший до финальной фазы строительства, рухнул.

Причина была очень проста — несовершенство строительных технологий того времени. Что вполне объяснимо, ведь тогдашняя Россия только-только переходила от деревянного строительства к каменному. Раствор, который приготовили русские мастера-архитекторы как связующий материал, оказался непрочным и жидким. Иван 3 сначала вызвал для проведения реконструкции псковских архитекторов, но те посмотрели, покачали головой, почмокали губами и отказались. Тогда Иван 3 решил поступить совершенно нетрадиционно и вознамерился пригласить строителей нового храма прямо из Италии!

Вид на собор с Соборной площади

Не успело созреть в царской канцелярии соответствующее распоряжение, как Иван 3 полностью определился с выбором — им стал Ридольфо Аристотеле Фиораванти, больше инженер, чем архитектор, занимавшийся отливом и подъёмом колоколов на звонницы. Кроме этого, Фиораванти специализировался на прокладке водных каналов, постройке и реставрации мостов. Фиорованти был известен своими инженерными работами как в Венгрии, так и в Италии.

В очередной раз постройка нового Успенского Собора была закончена к 1479 году, через 2 года после этого храм был покрыт церковной росписью. Русские архитекторы, глядя на заморские строительные приемы чужеземца, были удивлены новыми технологиями. Особое «ихнее» недоверие вызывали своды, толщина которых была не больше одного кирпича. Думали, что потолок будет протекать во время дождей, однако этого не случилось. Впервые в русских каменных строениях были применены тяги из металла, да еще способ их подачи в нужные места был крайне необычен — на блоках с колесами.

Вид на собор со стороны Ивановской площади

Но самое главное новшество заключалось даже не в совокупности отдельных приемов и технологий, а во внутренней конфигурации собора — он по сути обладал единым пространством, в котором в качестве опор было использовано несколько столбов. Отсутствовали и приделы, чего раньше в архитектурной отрасли Руси никогда не было.

Читать по теме
Усадьба Люблино – частичка истории древней Москвы

Доклад: Успенский собор Московского Кремля

Дата создания: 1474 г. — 1479 г.

Аристотель Фиораванти

Местонахождение: Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

Материал, техника: кирпич, белый камень

Археологические находки рассказывают, что уже в конце XII века на месте теперешнего собора стояла на самой высокой точке кремлевского холма деревянная церковь. В конце XIII века первый самостоятельный московский князь Даниил Александрович, сын Александра Невского, заложил на этом месте каменный храм — первое каменное строение Москвы. Все это позволяет высказать предположение, что Успенский собор со дня своего основания стал патрональным храмом города.

В 1326 году, когда глава русской церкви митрополит Петр навсегда перебрался в Москву, князь Иван Калита начал сооружение нового храма по образу и подобию Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. На иконе конца XV века «Митрополит Петр с житием», хранящейся сейчас в Успенском соборе, в одном из клейм изображен момент закладки этого небольшого четырех-столпного, трехапсидного храма. По представлению великого князя собор должен был стать и в конце концов стал главным храмом Русского государства. Но через полтораста лет, к 1472 году, строение обветшало, и назрела необходимость в сооружении нового, большего по размерам собора, который своим обликом мог бы соответствовать возросшему могуществу Москвы.

Возведение нового храма поручили мастерам Кривцову и Мышкину. А за образец велено было взять прославленный древний Успенский собор во Владимире, но превзойти его длиной и шириной. Когда новый храм возвели уже почти до сводов, он неожиданно рухнул вечером 20 мая 1474 года. Причин для катастрофы, скорее всего, было несколько — и землетрясение, случившееся в тот момент в Москве, и жидко разведенная известь, и кладка стен без перевязи.

Почти год лежали посреди Кремля развалины, пока не прибыл в Москву приглашенный Иваном III из Италии один из талантливейших архитекторов своего времени Аристотель Фиораванти. После того как рухнувший храм разобрали, архитектор уже в июне 1475 года смог заложить фундамент под новое здание. 15 августа 1479 года новый собор торжественно освятили.

Здание храма для православного христианства было не просто помещением для исполнения обрядов и молений Богу, а как бы обиталищем самого Бога. Храм словно воплощал идею земного неба, в котором пребывал Бог. А так как обряды, проводимые в церкви, были воплощением высших религиозных ценностей, то и архитектура храма и его внутреннее убранство обязаны были соответствовать особой торжественной обстановке. Начав строить собор как главное здание столицы «палатным способом», зодчий все же вынужден был по требованию заказчика соблюсти строгий канон сооружения православного храма. Канон этот был окончательно сформулирован в Византии еще в конце IX века и оттуда перенесен в Россию. Он требовал обязательного пятиглавия и завершения восточной стены полукружиями апсид. Фиораванти выполнил эти условия, сделав небольшое отступление — он прикрыл апсиды с севера и юга, продолжив для этого стены. Величественный Успенский собор вознесся над Соборной площадью и замкнул ее с северной стороны, «як един камень». Со стороны своего южного входа храм смотрелся как огромный монолит.

В интерьере зодчий отказался от традиционных хор, квадратные колонны заменил круглыми, расставив их на равном расстоянии, то есть всячески старался раздвинуть внутреннее пространство, придав ему насколько возможно светский характер. Едва переступив порог огромного гулкого помещения храма, посетитель сразу же оказывался вовлеченным в сложный мир цветовых пятен и световых бликов. Его взгляд скользил снизу вверх, потом снова вниз, вправо, влево. Сегодня только пылкое воображение может помочь представить, как выглядел интерьер собора в прошлом. Летописец отмечал, что люди, впервые приходя в расписанный храм и «видя превеликую церковь и многочудную роспись, воистину мнили себя, как на небесах стоящими».

Добавить комментарий

Закрыть меню